Значение развития речи у детей
В последние годы специалисты наблюдают рост числа детей, нуждающихся в логопедической помощи. При этом многие из них не овладевают речью в положенный срок.
Методики развития речи
В статье мы подробно обсудим ключевые этапы развития речи у детей, разберем актуальные методики, которые используют логопеды для запуска речи ребенка, и расскажем, где логопеды могут обучиться этим методикам.
Суффиксы существительных
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- кочевать, башенка
Суффиксы разных частей речи
- алюмини..вый, претерп..вать
- обескураж..вать, яблон..вый
- участл..вый, настойч..вый
- забывч..вый, застег..вать
- неразборч..вый, овлад..вать
Сигналы для обращения к специалисту
- Маленький словарный запас
- Трудности с пониманием просьб
- Отсутствие желания общаться
Если вы замечаете подобные сигналы у вашего ребенка, обращение к логопеду может быть необходимо.
Развитие коммуникативных навыков у детей
Если у ребенка наблюдается повышенная тревожность и трудности во взаимодействии с другими детьми и взрослыми — это еще один сигнал, который может свидетельствовать о проблемах с коммуникативными навыками.
Ключевые этапы развития речи у ребенка
Запуском речи называют специальные методики, стимулирующие развитие коммуникативных навыков у ребенка. Речь ребенка требует запуска в тех случаях, когда она или не соответствует нормам развития, или отсутствует вовсе.
Принято выделять следующие этапы развития речи у детей:
Дети в возрасте 2–3 месяцев начинают издавать звуки, реагировать на звуки вокруг и постепенно использовать жесты и мимику.
Дети в возрасте 6 месяцев начинают издавать еще больше различных звуков и повторять их, например, ма-ма, га-га, ля-ля и так далее.
Дети в возрасте 12 месяцев начинают говорить простые слова: мама, папа, мяч, сок. В этом возрасте они воспринимают больше слов, чем сами могут сказать.
Дети в возрасте 1,5–2 лет сообщают о своих потребностях и желаниях словосочетаниями, например моя каша, дай мяч.
Дети в возрасте 2–3 лет начинают разговаривать более сложными фразами, а также использовать множественное число, союзы, предлоги и падежи.
Дети в возрасте 3–4 лет начинают разговаривать еще более связно, формулируют более сложные предложения и уже могут рассказать небольшую историю о чем-то, что произошло с ними за день, или о чем-то, что они услышали.
Важно понимать, что нормы развития речи — это лишь ориентиры, которые не стоит воспринимать как строгие рамки, ведь все дети развиваются в своем темпе. Однако в случае серьезного отклонения от приведенных выше норм важно обратиться к специалисту.
Этапы запуска речи у неговорящих детей
Первым делом логопеды устанавливают контакт с ребенком, стараются найти с ним общий язык и определить, какие виды активностей ему нравятся. Затем логопеды предлагают ребенку различные игры и поощряют за речевые реакции во время игр, если они возникают.
Однако на первых этапах запуска речи у неговорящих детей очень важно не давить на них с речевой реакцией, так как некоторые дети могут замкнуться, и тогда запустить их речь станет гораздо сложнее.
На третьем этапе логопеды развивают у ребенка двигательное подражание — учат его повторять движения за взрослым и играют с ним в игры, которые требуют звукового сопровождения. Например, имитируют падение с кочек в ямку со звуком бух. Ребенок радуется, потому что делает активные движения, и на фоне эмоционального всплеска может произнести звук или даже слово.
Оптимизация развития речи у детей
Четвертый этап развития речи у детей включает использование вопросов о предметах для улучшения понимания: Где мяч? Покажи. Подобные вопросы помогают ребенку устанавливать связь между предметом и его названием. Логопеды также используют детские сказки для развития речи, поскольку они могут вызывать у ребенка сильные эмоции, что способствует произношению слов из сказки. Особенно эффективны сказки, где слова часто повторяются, например, в сказке Репка или Колобок.
На последующих этапах специалисты начинают работу над гласными и согласными звуками, обучая ребенка правильному произношению отдельных звуков перед изучением слогов и их составных звуков. После этого логопеды помогают детям научиться произносить слова, после чего начинают работу над расширением лексического запаса.
Обучение специалистов по запуску речи у детей
Желающие стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей могут пройти курсы повышения квалификации. Удостоверение о повышении квалификации позволяет работать в образовательных учреждениях, поликлиниках, реабилитационных центрах и проводить частную практику. В НИИДПО доступны дистанционные онлайн-курсы для специалистов по запуску речи у детей.
Методики логопедической работы
Логопеды могут использовать различные методики для развития речи у детей. Одним из популярных подходов является игровой метод, где специалист использует игры, требующие от ребенка использовать слова или звуки, чтобы заинтересовать его.
Другой методикой является визуальный подход, где специалисты используют кубики с буквами или карточки с картинками, чтобы помочь ребенку устанавливать связь между изображениями и предметами, улучшая запоминание новых слов.
Для детей, у которых отсутствует или слабо проявляется речь, специалисты могут стимулировать использование жестов и мимики для коммуникации. Это способствует развитию ребенка и позволяет ему свободно выражать свои мысли.
Работа с детьми, у которых речь уже присутствует, но требует развития, включает использование моделирования речи, где специалист помогает расширить словарный запас ребенка, указывая на объекты и характеристики.
Эффективные методики развития речи у детей
Специалисты, работающие с детьми, активно применяют различные методики для развития речи у малышей. Один из таких подходов – методика повторения и подражания.
Методика повторения и подражания
Этот метод заключается в стимуляции ребенка к повторению различных звуков и слов. Повторение помогает ребенку научиться четче произносить звуки и делает его речь более внятной.
Артикуляционная гимнастика
Важной частью занятий, направленных на развитие речи у детей, является артикуляционная гимнастика. Этот комплекс специальных упражнений помогает укрепить артикуляционные органы – губы, язык и мягкое нёбо. Занятия этим видом гимнастики сделают речь вашего ребенка более понятной.
Дыхательная гимнастика
Другой методикой, которая эффективна как в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью, так и с неговорящими детьми, является дыхательная гимнастика. Она помогает укрепить дыхательные органы ребенка, а также способствует его успокоению и расслаблению.
Специалисты должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и выбирать методики, наиболее подходящие именно ему. Важно понимать, что нет универсального подхода, и каждому малышу нужен индивидуальный подход.