Советы дефектолога

Значение развития речи у детей

В последние годы специалисты наблюдают рост числа детей, нуждающихся в логопедической помощи. При этом многие из них не овладевают речью в положенный срок.

Методики развития речи

В статье мы подробно обсудим ключевые этапы развития речи у детей, разберем актуальные методики, которые используют логопеды для запуска речи ребенка, и расскажем, где логопеды могут обучиться этим методикам.

Суффиксы существительных

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

  1. кочевать, башенка

Суффиксы разных частей речи

  1. алюмини..вый, претерп..вать
  2. обескураж..вать, яблон..вый
  3. участл..вый, настойч..вый
  4. забывч..вый, застег..вать
  5. неразборч..вый, овлад..вать

Сигналы для обращения к специалисту

  • Маленький словарный запас
  • Трудности с пониманием просьб
  • Отсутствие желания общаться

Если вы замечаете подобные сигналы у вашего ребенка, обращение к логопеду может быть необходимо.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Если у ребенка наблюдается повышенная тревожность и трудности во взаимодействии с другими детьми и взрослыми — это еще один сигнал, который может свидетельствовать о проблемах с коммуникативными навыками.

Ключевые этапы развития речи у ребенка

Запуском речи называют специальные методики, стимулирующие развитие коммуникативных навыков у ребенка. Речь ребенка требует запуска в тех случаях, когда она или не соответствует нормам развития, или отсутствует вовсе.

Принято выделять следующие этапы развития речи у детей:

  • Дети в возрасте 2–3 месяцев начинают издавать звуки, реагировать на звуки вокруг и постепенно использовать жесты и мимику.

  • Дети в возрасте 6 месяцев начинают издавать еще больше различных звуков и повторять их, например, ма-ма, га-га, ля-ля и так далее.

  • Дети в возрасте 12 месяцев начинают говорить простые слова: мама, папа, мяч, сок. В этом возрасте они воспринимают больше слов, чем сами могут сказать.

  • Дети в возрасте 1,5–2 лет сообщают о своих потребностях и желаниях словосочетаниями, например моя каша, дай мяч.

  • Дети в возрасте 2–3 лет начинают разговаривать более сложными фразами, а также использовать множественное число, союзы, предлоги и падежи.

  • Дети в возрасте 3–4 лет начинают разговаривать еще более связно, формулируют более сложные предложения и уже могут рассказать небольшую историю о чем-то, что произошло с ними за день, или о чем-то, что они услышали.

Важно понимать, что нормы развития речи — это лишь ориентиры, которые не стоит воспринимать как строгие рамки, ведь все дети развиваются в своем темпе. Однако в случае серьезного отклонения от приведенных выше норм важно обратиться к специалисту.

Этапы запуска речи у неговорящих детей

Первым делом логопеды устанавливают контакт с ребенком, стараются найти с ним общий язык и определить, какие виды активностей ему нравятся. Затем логопеды предлагают ребенку различные игры и поощряют за речевые реакции во время игр, если они возникают.

Однако на первых этапах запуска речи у неговорящих детей очень важно не давить на них с речевой реакцией, так как некоторые дети могут замкнуться, и тогда запустить их речь станет гораздо сложнее.

На третьем этапе логопеды развивают у ребенка двигательное подражание — учат его повторять движения за взрослым и играют с ним в игры, которые требуют звукового сопровождения. Например, имитируют падение с кочек в ямку со звуком бух. Ребенок радуется, потому что делает активные движения, и на фоне эмоционального всплеска может произнести звук или даже слово.

Оптимизация развития речи у детей

Четвертый этап развития речи у детей включает использование вопросов о предметах для улучшения понимания: Где мяч? Покажи. Подобные вопросы помогают ребенку устанавливать связь между предметом и его названием. Логопеды также используют детские сказки для развития речи, поскольку они могут вызывать у ребенка сильные эмоции, что способствует произношению слов из сказки. Особенно эффективны сказки, где слова часто повторяются, например, в сказке Репка или Колобок.

На последующих этапах специалисты начинают работу над гласными и согласными звуками, обучая ребенка правильному произношению отдельных звуков перед изучением слогов и их составных звуков. После этого логопеды помогают детям научиться произносить слова, после чего начинают работу над расширением лексического запаса.

Обучение специалистов по запуску речи у детей

Желающие стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей могут пройти курсы повышения квалификации. Удостоверение о повышении квалификации позволяет работать в образовательных учреждениях, поликлиниках, реабилитационных центрах и проводить частную практику. В НИИДПО доступны дистанционные онлайн-курсы для специалистов по запуску речи у детей.

Методики логопедической работы

Логопеды могут использовать различные методики для развития речи у детей. Одним из популярных подходов является игровой метод, где специалист использует игры, требующие от ребенка использовать слова или звуки, чтобы заинтересовать его.

Другой методикой является визуальный подход, где специалисты используют кубики с буквами или карточки с картинками, чтобы помочь ребенку устанавливать связь между изображениями и предметами, улучшая запоминание новых слов.

Для детей, у которых отсутствует или слабо проявляется речь, специалисты могут стимулировать использование жестов и мимики для коммуникации. Это способствует развитию ребенка и позволяет ему свободно выражать свои мысли.

Работа с детьми, у которых речь уже присутствует, но требует развития, включает использование моделирования речи, где специалист помогает расширить словарный запас ребенка, указывая на объекты и характеристики.

Эффективные методики развития речи у детей

Специалисты, работающие с детьми, активно применяют различные методики для развития речи у малышей. Один из таких подходов – методика повторения и подражания.

Методика повторения и подражания

Этот метод заключается в стимуляции ребенка к повторению различных звуков и слов. Повторение помогает ребенку научиться четче произносить звуки и делает его речь более внятной.

Артикуляционная гимнастика

Важной частью занятий, направленных на развитие речи у детей, является артикуляционная гимнастика. Этот комплекс специальных упражнений помогает укрепить артикуляционные органы – губы, язык и мягкое нёбо. Занятия этим видом гимнастики сделают речь вашего ребенка более понятной.

Дыхательная гимнастика

Другой методикой, которая эффективна как в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью, так и с неговорящими детьми, является дыхательная гимнастика. Она помогает укрепить дыхательные органы ребенка, а также способствует его успокоению и расслаблению.

Специалисты должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и выбирать методики, наиболее подходящие именно ему. Важно понимать, что нет универсального подхода, и каждому малышу нужен индивидуальный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *