Растения — статья из Большой советской энциклопедии
Одуванчик лекарственный. Ботаническая иллюстрация из книги Köhler’s Medizinal-Pflanzen, 1887
Виды одуванчика
- Одуванчик лекарственный
- Одуванчик белоязычковый
Корневая система
Все части растения содержат густой белый млечный сок.
Цветение и период плодоношения
Одуванчик цветет в зависимости от климата местности:
- В марте — апреле
- В средней полосе России в середине мая — начале июня
- Плодоносит семянками с белым хохолком с конца апреля до июня.
Употребление в пищу
Созревший одуванчик (Бурятия)
- Молодые листья и стебли одуванчика содержат каротиноиды и витамин В2, практически лишены горечи и часто используются для приготовления салатов и супов.
- Зрелые листья вымачивают в подсоленной воде, чтобы убрать горечь перед употреблением.
- В народной косметике одуванчик используется для ухода за кожей.
Научное название и классификация
Международное научное название: Taraxacum F.H.Wigg., 1780
Семейство: Астровые ()
Порядок: Астроцветные ()
Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные
Признаки отличия грибов от растений
- Отсутствие хлоропластов.
- Отсутствие крупной центральной вакуоли.
- Клеточная стенка грибов состоит из хитина.
- Запасной углевод у грибов – гликоген.
Признаки отличия растений от животных
- Наличие клеточной стенки.
- Процесс фотосинтеза.
- Подвижность.
- Размножение семенами.
- Наличие корневой системы.
- Присутствие хлорофилла.
Сравнение характеристик растений и животных
Способность к передвижению
- Растения не способны активно передвигаться, в отличие от животных.
Рост
- Растения имеют неограниченный рост на протяжении всей жизни, в то время как животные перестают расти после полового созревания.
Тип питания
- Растения имеют автотрофное питание, животные – гетеротрофное.
Структура клеток
- Клетки растений содержат пластиды (хлоропласты), в то время как у животных их нет.
Клеточная стенка
- Клетки растений отграничены клеточной стенкой, что отличает их от животных.
Вакуоль
- Растительные клетки имеют крупную центральную вакуоль, которую не имеют клетки животных.
Запасной углевод
- Растения хранят запасной углевод в виде крахмала, в то время как у животных это гликоген.
Центриоли
- Животные имеют центриоли (клеточный центр), в то время как большинство видов растений (семенных) их не имеют.
Сравнение столбчатой ткани листа березы и эпителиальной ткани человека
Клеточная стенка
- Растительная клетка имеет клеточную стенку из целлюлозы, чего нет у клеток животного.
Пластиды
- В растительной клетке присутствуют пластиды (хлоропласты), в то время как они отсутствуют у животных.
Вакуоль
- Растительная клетка имеет крупную центральную вакуоль, а животная – нет.
Центриоли
- В растительной клетке отсутствуют центриоли, в отличие от клеток животных.
Тип питания
- Растения имеют автотрофное питание, животные – гетеротрофное.
Отличия между клетками грибов и растений
Тип питания
- Оба грибы и растения являются гетеротрофами.
Пластиды
- В отличие от клеток растений, клетки грибов не содержат пластидов.
Запасной углевод
- Грибы запасают гликоген, в то время как растения хранят крахмал.
Метаболизм
- Грибы образуют мочевину в процессе метаболизма, чего не делают растения.
Клеточная стенка
- Клеточная стенка грибов состоит из хитина, в то время как у растений из целлюлозы.
Определение организмов по структуре клетки
Организмы изображённые на рисунке принадлежат к надцарству Эукариоты, царству Животные. Они отличаются от растений отсутствием пластид и клеточной стенки. Характерный для них тип питания – гетеротрофное.
Сходства и различия клеток различных организмов
- Рисунок А – животная клетка; рисунок Б – растительная клетка.
Сходства:
- Наличие ядра.
- Присутствие мембранных органоидов (митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС и др.).
Различия:
- Растительная клетка содержит пластиды, клеточную стенку и вакуоли с клеточным соком.
- Животные клетки имеют центриоли.
Отличия между грибами и животными
Рост
- У грибов отличается неограниченный рост, в то время как животные перестают расти.
Питание
- Грибы поглощают питательные вещества путём осмотрового всасывания, животные же нуждаются в гетеротрофном типе питания.
Размножение
- Грибы размножаются спорами.
Клеточная стенка
- Клетки грибов имеют клеточную стенку, которая отсутствует у животных.
Движение
- Грибы не способны к активному передвижению.
Отличия между клетками цветковых растений и клетками млекопитающих
Клеточная структура
- Клетки цветковых растений окружены клеточной стенкой из целлюлозы.
Пластиды
- В клетках растений имеются пластиды (хромопласты, лейкопласты, хлоропласты), чего не наблюдается у клеток млекопитающих.
Вакуоль
- У растительных клеток имеются крупные вакуоли с клеточным соком.
Центриоли
- Клетки цветковых растений не обладают центриолями.
Биология – задачи и ответы
Определение клеток и их характеристики
Задача 9:
Определите, организмы какого надцарства и какого царства имеют изображенную на рисунке клетку. Приведите признаки клеток, соответствующие этим систематическим группам. Укажите тип питания и тип диссимиляции, характерные для организмов, имеющих изображенную на рисунке клетку. Ответ поясните.
Надцарство | Царство | Особенности клеток | Тип питания | Тип диссимиляции |
---|---|---|---|---|
Эукариоты | Животные | Ядро, мембранные органоиды, клеточный центр | Гетеротрофный | Аэробный |
Использование лекарственных препаратов
Задача 10:
Некоторые лекарственные препараты нарушают синтез веществ, необходимых для формирования хитина. Против каких организмов (возбудителей заболеваний) могут использоваться данные препараты? Ответ поясните. Как называется группа инфекционных заболеваний, вызванных такими возбудителями? Будут ли данные препараты опасны для клеток человека? Объясните, почему.
Организмы | Возбудители | Инфекционные заболевания | Опасность для клеток человека |
---|---|---|---|
Грибы | Микозы | Микозы | Не опасны, так как не содержат хитин |
Запасание питательных веществ
Задача 11:
Животные хранят запасные питательные вещества в виде жиров, что обеспечивает им:
- Больше энергии для подвижных животных
- Высвобождение большего количества энергии при расщеплении жиров
- Улучшенное передвижение благодаря меньшей массе жиров по сравнению с углеводами
В отличие от растений, у которых накопление сахаров приводит к проблемам с клетками из-за осмотического давления.
Растительные механизмы
Задача 26:
Соцветие подсолнуха обращено к солнцу благодаря положительному фототропизму. Фитогормоны, перемещаясь в теневую сторону, вызывают разрастание органов за счет растяжения клеток. Это давление делает растение изгибающимся и направляет соцветие к солнцу.
Функции хлоропластов и лейкопластов
Задача 26:
Хлоропласты в зерне крахмала мелкие, а в лейкопластах – крупные из-за функций органелл. В вегетативных органах наибольшее количество лейкопластов наблюдается в семенах, корнях, или плодах растений. Крахмал образуется в них за счет ферментативных процессов.
Фотосинтез и запасы в растительных клетках
Хлоропласты vs Лейкопласты
В хлоропластах осуществляется фотосинтез и синтез полимеров из мономеров (крахмал из глюкозы), который затем транспортируется к другим клеткам и тканям растения. Поэтому в хлоропастах зерна крахмала обычно мелкие.
В лейкопластах же происходит запас крахмала, что приводит к формированию крупных зерен.
Места наибольшего содержания лейкопластов
Наибольшее количество лейкопластов можно найти в корнях, корнеплодах, корневых шишках, клубнях, сердцевине стебля и т. д.
Транспорт органических веществ
Синтезированные органические вещества и крахмал из хлоропластов транспортируются от клеток фотосинтезирующих тканей, преимущественно мезофила листа, через ситовидные трубки флоэмы к нефотосинтезирующим органам.
Клеточная стенка и специализация клеток растений
Строение клеточной стенки
Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы (клетчатки), погруженной в жидкую матрицу из гемицеллюлозы и пектина.
Мертвые клетки и специализация
Многие растительные клетки становятся мертвыми в ходе специализации клеток. Это может происходить за счет одревесневания (вымещание лигнина) или опробковевания (вымещание суберина).
Зачем растения умирают клетки?
Различные классы мертвых клеток, такие как склеренхима, феллема и другие, обеспечивают растениям необходимую поддержку, механическую защиту и облегчают транспорт веществ.
Почему бамбук растет так быстро?
Механизм роста бамбука
Бамбук относится к семейству злаковых и обладает вставочным ростом за счет вставочных меристем в основании междоузлий (промежутки на стебле). Чем больше междоузлий, тем быстрее растет бамбук в длину.
Анатомия растений и их рост
Прекращение роста
Если верхушка кукурузы была срезана, рост продолжится из-за апикальной меристемы, которая обеспечивает как верхушечный, так и вставочный рост.
А вот рост побеговой части подсолнечника прекратится из-за отсутствия вставочных меристем в основании междоузлий.
Источник: Википедия.
3)Вставочные меристемы расположены в основании междоузлий (пространство между узлами – местами стебля, откуда отходит лист) и при удалении верхушки побега у кукурузы растение продолжит рост побеговой части в длину за счет вставочных меристем
4)Рост побеговой части подсолнечника осуществляется только за счет верхушечной (апикальной) меристемы, расположенной на верхушке побега – при срезании верхушки побега рост в длину побеговой части прекратиться
26)За счёт какой ткани осуществляется рост растений? Каковы особенности строения этой ткани? За счёт чего происходит рост растений семейства злаковые?
1)Рост растения осуществляется за счет деления клеток образовательной ткани (меристемы)
2)Особенности клеток образовательной ткани: клетки мелкие ( т к постоянно делятся и не успевают расти), живые, тонкостенные, недеференцированные (чтобы сохранять способность к делению), имеют крупное ядро и густую цитоплазму (объем цитоплазмы по сравнению с ядром мал), если вакуоли присутствуют в клетки то они мелкие и имеют периферическое положение
*можно добавить, что лишены хлоропластов
3)Особенности образовательной ткани также в ее расположении – они не распределены по всему телу растения диффузно, а расположены в определенных точках роста – верхушечные (апикальные) меристемы расположены на верхушках корня и побега, боковые меристемы (обеспечивают вторичное утолщение – камбий и феллоген) имеют периферическое положение в органах растения (стебель, корень), вставочные (интеркалярные) расположены в основании междоузлийТакже существуют временные раневые меристемы (функция регенерации – восстановлени) – образуются в местах повреждений
4)Рост в длину Злаковых растений осуществляется не только за счет верхушечных меристем (верхушечный рост), но и за счет вставочных меристем (вставочный рост) – за счет этого рост более быстрый (междоузлия удлиняются одновременно)
26)Различают простые и сложные ткани растений. К простым относят ткани, состоящие из почти одинаковых клеток, выполняющих одну функцию, к сложным относят клетки, имеющие разное строение и функции. Объясните, почему покровная ткань листа и луб относятся к сложным тканям, а основная ткань листа (мякоть) относится к простым.
Покровная ткань листа – кожица состоит из 3 элементов строения : плотно сомкнутые прозрачные клетки кожицы, составляют основу ткани и выполняющие защитную функцию ; устьичный аппарат для газообмена и транспирации- испарение воды ( замыкающие клетки бобовидной формы и с более утолщенными внутренними стенками с хлоропластами обеспечивают закрытие/открытие устьичной щели и регуляцию транпирации,газообмена и околоустьичные клетки различной формы, трихомы – волоски, выросты клеток/многоклеточные структуры, обеспечивают защиту и выделение в-в
Луб состоит из лубяных волокон- мертвые вытянутые утолщенные клетки, опорная функция, паренхимы – живые тонкостенные клетки, заполняет пространство между другими клетками, обеспечивает обменные процессы, запасает вещества, проводящие элементы для транспорта раствора органических в-в – ситовидные трубки – живые безъядерные клетки, в поперечных стенках между клетками пронизаны многочисленными мелкими сквозными отверстиями (ситовидные пластинки/поля). Также имеются клетки – спутницы (живые,ядерные) – обеспечивают жизнедеятельность безъядерных ситовидных клеток,выполняют вспомогательные функции
Мякоть листа – (хлоренхима), образована сходными построению живыми тонкостенными клетками, содержащими множество хлоропластов, обеспечивающими основную функцию – фотосинтез – синтез органических веществ из неорганический (углекислый газ и вода) с помощью энергии солнечного света
26)Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.
1)В наземно-воздушной среде происходитДифференцировка тела на надземные (побеговая система) и подземные (корневая система) органы, т.к. минеральное питание (всасывание воды и мин в-в) осуществляется корнями из почвы, а надземные органы обеспечивают фотосинтез на свету.В водной среде все процессы протекают в одном месте – вода, минеральные вещества, cвет поглощаются и улавливаются всей поверхностью тела
2)Дифференцировка тела на ткани:Появление механических тканей связано с тем, что н-в среда неплотная и необходимо поддерживать части растения в вертикальном положении, создавать опору (каркас) растения.Водная среда плотная и обеспечивает опору поддержание растения.
3)Покровные ткани необходимы для защиты от потери влаги в наземно-воздушной среде (в водной среде доступ воды постоянный)
4)Появляются примитивные проводящие ткани для транспорта веществ между надземными фотосинтезирующими органами и подземными, обеспечивающими минеральное питание
ВОПРОС НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ
1)Волоски (трихомы)2)Производные первичной покровной ткани – кожицы2)Защита от перепадов температур:
Волоски (трихомы) обеспечивают рассеивание солнечного света, что предохраняет растение от перегрева и ожогов
Волоски (трахомы) создают на поверхности кожицы воздушный слой, обеспечивая защиту от переохлождения
3)Защита от излишнего испарения и потери влаги
Воздушный слой препятствует транспирации (), снижая ее интенсивность
4)Выделение веществ у железистых волосков
5)Защита от поедания животными, от вредителей
25)Рассмотрите электронную фотографию поверхности листьев растений. Как называются структуры на поверхности листьев и какие функции они выполняют? Укажите четыре функции. Производными какой ткани являются эти образования?
26)У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зелёный цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают — становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какие функции выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде? Укажите не менее пяти функций
1)Защита от перепадов температур (переохлождения/перегрева)2)Защита от потери влаги3)Защита от поедания животными4)Защита от попадания микроорганизмов5)Защита от механических повреждений6)Обеспечение связи с окружающей средой – газообмен через чечевички
1)1- Замыкающие клетки устьиц
Открываясь и закрываясь, регулируют транспирацию () и газообмен ()
Расположены в первичной покровной ткани (кожице)
Клетки обычно бобовидной формы, внутренние стенки утолщены сильнее и есть хлоропласты, для осуществления фотосинтеза (процесс связан с механизмом открытия – закрытия устьиц)
25)Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?
1)На рисунке механическая ткань – колленхима
2)т.к клеточные стенки утолщены неравномерно (только углы), живые (имеется внутреннее содержимое)
3)Выполняет функцию опоры молодых и растущих частей растения, защищает от излома и надрыва, обеспечивает поддержание частей растение в пространстве (вертикальное положение растений в наземно – воздушной среде)
25)Какая ткань изображена на рисунке? Ответ поясните. Какие функции она выполняет?
26)По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
1)Два типа проводящих тканей – ксилема и флоэма
2)Особенности проводящий тканей – они являются сложными (состоят из нескольких типов клеток с различным строением и функциями) – включают паренхиму (ксилема – древесная паренхима,флоэма – лубяная паренхима), элементы механической ткани (ксилема – древесные волокна, флоэма – лубяные волокна), а также проводящие элементыПроводящие элементы имеют утолщенные стенки (для поддержания формы клетки), клетки вытянутые (цилиндрические), образуют длинные цепочки клеток внутри органов растений
3)Проводящие элементы ксилемы мертвые.Трахеиды (вытянутые заостренные клетки), связь между соседними трахеидами осуществляется через поры.Наиболее совершенный вид проводящих элементов ксилемы – сосуды (трахеи) – между клетками сплошные отверстия – перфорации (отверстия в поперечных стенках)
4)Основные проводящие элементы флоэмы – ситовидные трубки – живые безъядерные клетки, в поперечных стенках между клетками пронизаны многочисленными мелкими сквозными отверстиями (ситовидные пластинки). Также имеются клетки – спутницы (живые,ядерные) – обеспечивают жизнедеятельность безъядерных ситовидных клеток,выполняют вспомогательные функции
5)Функции ксилемы – восходящий ток воды и минеральных веществ от подземных органов (корень) к остальным органам (к надземным)
6)Функции флоэмы – нисходящий ток раствора органических веществ от фотосинтезизирующих надземных органов к нефотосинтезирующим
На рисунке изображена эпидерма / эпидермис / кожица листа (первичная покровная ткань надземных органов) с устьицем (устьичным аппаратом)
На рисунке под цифрой 1 – замыкающие клетки, 2 – устьичная щель, 3 – хлоропласты, 4 – примыкающие (околоустьичные) клетки
Устьица обеспечивают газообмен (выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе, выделение углекислого газа и поглощение кислорода при дыхании) и транспирацию (испарение воды с поверхности надземных органов, преимущественно, с поверхности листьев)
Они (замыкающие клетки устьичного аппарата) отличаются от других клеток наличием хлоропластов, в них происходит фотосинтез (процесс связан с механизмом открытия – закрытия устьиц), бобовидной формой и утолщенными внутренними стенками
Рассмотрите рисунок. Какая часть листа на нем изображена? Что обозначено на рисунке цифрами 1-4? Какое биологическое значение имеет изображенное на рисунке образование? В чем отличие клеток, обозначенных на рисунке под цифрой 1?
Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений? Ответ поясните.
Защита от перепадов температур:
– Волоски (трихомы) обеспечивают рассеивание солнечного света, что предохраняет растение от перегрева и ожогов- Волоски (трихомы) создают на поверхности кожицы воздушный слой, обеспечивая защиту от переохлаждения
- Защита от излишнего испарения и потери влаги:
– Воздушный слой препятствует транспирации (испарению воды с поверхности надземных органов, преимущественно, с поверхности листьей), снижая ее интенсивность
Выделение (выведение) разоичных веществ (у железистых волосков)
Защита от поедания животными, от вредителей
Одуванчик как сорняк
Многие виды одуванчика — злостные сорняки, борьба с которыми затруднительна. На отрезках корней образуются придаточные побеги и боковые корни. Способность к регенерации очень высока по окончании плодоношения растений, а во время фаз бутонизации и цветения она подавлена. Поэтому участки земли, засорённые одуванчиком, рекомендуется обрабатывать режущими орудиями в фазу бутонизации.
Ткани растений
Основная ткань – паренхима (клетки не вытянутые и не плоские).
Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток с тонкой клеточной стенкой и мелкими вакуолями.
Механическая ткань придаёт прочность органам растений.
Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.
Покровная ткань отделяет растение от окружающей среды, образована плотно прилегающими клетками.
Как всё это расположено
Дополнительные материалы
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
ОСНОВНАЯ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться В) расположена в точках роста корней и побегов Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – МЕХАНИЧЕСКАЯ – ПРОВОДЯЩАЯ – ПОКРОВНАЯУстановите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) эпидермис листа Б) сосуды В) ситовидные трубки Г) зона деления корня Д) кора стебля Е) волокна древесины
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ПОКРОВНАЯ 1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) выполняет защитную функцию Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками В) обеспечивает рост и развитие растения Г) является исходной для всех остальных тканей Д) осуществляет связь растения с окружающей средой Е) располагается в конусе нарастания
2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) обеспечивает рост растений Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей В) имеются устьица Г) имеются чечевички Д) обеспечивает газообмен Е) клетки интенсивно делятся
ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. 1) восходящий ток воды и минеральных солей 2) между корой и древесиной 3) выделение продуктов обмена веществ 4) нисходящий ток органических веществ 5) образовательная ткань 6) ситовидные трубки 7) кора 8) сердцевина
МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими характеристиками обладает механическая ткань растений? 1) обеспечивает упругость стебля 2) образует волокна в стебле 3) обеспечивает газообмен 4) образует корневые волоски 5) входит в состав проводящих пучков 6) осуществляет транспирацию
КСИЛЕМАВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? 1) является основной тканью растения 2) служит для проведения воды от корней к листьям 3) клетки имеют сильно вытянутую форму 4) в клетках есть хлоропласты 5) стенки клеток утолщены 6) клетки живые
ФЛОЭМАВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? 1) служит для проведения воды от корней к листьям 2) является проводящей тканью растения 3) клетки лишены клеточной стенки 4) в клетках есть хлоропласты 5) клетки лишены ядер 6) клетки имеют клетки-спутницы
КСИЛЕМА – ФЛОЭМА 1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) состоит преимущественно из живых клеток Б) в стебле расположена снаружи от камбия В) проводящие элементы — сосуды (трахеи) Г) проводит воду и органические вещества Д) обычно проводит воду и минеральные соли
2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) наличие клеток-спутниц Б) образуют древесину В) расположение клеток в лубе Г) передвижение воды с минеральными веществами Д) обеспечение нисходящего тока веществ Е) мёртвые толстостенные клетки
3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам. А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым Б) вертикальные ряды живых клеток В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами Д) придают механическую прочность органам растений Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ
4. Установите соответствие между характеристиками и типами проводящих тканей растений: 1) ксилема, 2) флоэма. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) содержит лубяные волокна Б) проводит вещества от фотосинтезирующих органов В) проводящие элементы состоят из мёртвых клеток Г) находится с нижней стороны жилки листа яблони Д) проводит воду от корней Е) содержит сосуды или трахеиды
КСИЛЕМА – ФЛОЭМА РИС Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) расположение в коре Б) наличие ситовидных трубок В) наличие лубяных волокон Г) проводящие элементы мёртвые Д) ток веществ только восходящий Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ
Экспериментатор снял кольцо коры с ветки дерева так, как это показано на рисунке. Как спустя несколько дней изменились: А) концентрация углеводов в клетках коры выше кольца; Б) скорость транспорта воды к листьям по этой ветке; В) скорость транспорта углеводов к корням по этой ветке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.
ПРОВОДЯЩИЕ – ПОКРОВНЫЕ 1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) устьице Б) механическое волокно В) пробка Г) корневой волосок Д) ситовидная трубка Е) железистый волосок
2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) эпидермис Б) механическое волокно В) пробка Г) трахеиды Д) ситовидная трубка Е) корка
ПОКРОВНЫЕ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза? 1) камбий 2) луб 3) устьица 4) хлоренхима 5) ксилема
2. Выберите три верных ответа из шести. В состав покровных тканей растений входят: 1) устьица 2) чечевички 3) запасающая паренхима 4) корневые волоски 5) сосуды 6) механические волокна
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙУстановите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя А) камбий Б) луб В) пробка Г) древесина Д) сердцевина
Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. А) обеспечивает всасывание воды и минеральных солей из почвы Б) входит в состав древесины В) содержит живые безъядерные клетки
Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. Г) образует корневые волоски Д) может заменяться пробкой Е) может быть покрыта кутикулой, воском
Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) составляет мякоть листа Б) приходит на смену первичной покровной ткани В) обеспечивает активную транспирацию Г) является главным структурным компонентом луба Д) состоит из мёртвых опробковевших клеток Е) является ассимилирующей тканью
Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными на рисунке цифрами 4, 5, 6. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. А) откладывается камбием в направлении сердцевины стебля Б) покрывает зону молодого корня В) осуществляет транспорт веществ от листьев Г) входит в состав луба Д) всасывает воду из почвы за счет большой площади поверхности Е) является проводящим элементом древесины
Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. А) самое молодое годичное кольцо Б) ткань, за счет которой стебель растет в толщину В) ткань, клетки которой обозначены цифрой 2
СОБИРАЕМ Г) пробка Д) проводит вещества за счет корневого давления и транспирации
Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) является проводящим элементом луба Б) является образовательной тканью В) проводит растворы минеральных солей Г) сменяет эпидерму, или кожицу Д) дает начало флоэме Е) содержит ситовидные пластинки
Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 7, 8. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам. А) проводит органические вещества от листьев Б) замещает кожицу В) проводящие элементы представлены ситовидными трубками Г) занимает до 90% стебля Д) прочность ткани усиливают древесинные волокна Е) запасает питательные вещества
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) В аэренхиме газы перемещаются исключительно путем диффузии. Б) В жилке листа флоэма находится снизу, а ксилема – сверху. В) На поверхности многолетнего корня находится пробка.
В исследовании ученый измерял некоторые параметры срезов веток липы в течение нескольких лет. Как при этом в процессе развития растения изменялись: А) толщина древесины; Б) толщина коры; В) толщина камбия? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличивалась, (2) уменьшалась, (3) не изменялась. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ 1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное. А) эпителиальная Б) запасающая В) соединительная Г) механическая Д) образовательная Е) покровная
2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) проводящая Б) мышечная В) запасающая Г) основная Д) соединительная
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений? 1) первичная покровная 2) рыхлая волокнистая 3) механическая 4) ассимиляционная 5) покровный эпителий 6) железистый эпителий