Что такое звук и как его создать

Литовский язык и его гласные буквы

В литовском языке существует 12 гласных букв. Помимо стандартных латинских символов, используются диакритические знаки для обозначения долгих (ilgoji: y, ū) и носовых (nosinė: ą, ę, į, ų — обозначаются огонеком) гласных. Эти изменения сохранились из древности, когда эти гласные произносились в нос, как некоторые гласные в современном польском языке. Хотя в произношении современного литовского языка эти измененные гласные (за исключением ė) не отличаются по звучанию от основных гласных, они несут историческую нагрузку в письменной форме.

История диакритических знаков

Древнейшими диакритическими знаками, возможно, были древнегреческие знаки ударения и придыхания, которые, согласно легенде, были изобретены Аристофаном Византийским.

Определение диакритических знаков

Диакритические знаки (др.-греч. — служащий для различения, от др.-греч. — способный различать) являются специальными символами, используемыми для различения и улучшения графического представления текста. Они могут быть использованы для обозначения различных звуков и ударений в языке.

Классификация диакритических знаков

Диакритические знаки можно классифицировать различными способами. Например, одна и та же буква может иметь одновременно несколько диакритических знаков, что улучшает графическое представление текста.

Примеры диакритических знаков

Практическое использование диакритических знаков

В случаях технических ограничений или требований, диакритические знаки могут опускаться, иногда с вставкой или заменой букв слова. Это позволяет сохранить читаемость текста даже при отсутствии определенных символов.

Заключение

Использование диакритических знаков может повысить четкость и ясность текста, особенно в языках, где ударения и иные звуковые особенности имеют ключевое значение. Понимание различных способов классификации диакритических знаков — важная часть работы профессиональных копирайтеров и лингвистов.


Понимание частотного диапазона для аудиоэнтузиастов

Понимание частотного диапазона играет важную роль в аудиоиндустрии. Разбираясь с частотами, вы сможете не только лучше понять музыку, но и улучшить свой аудиовосприятие и опыт. От технических нюансов до настройки оборудования — знание частот спектра поможет вам глубже погрузиться в мир звука и музыки.

Зачем нужно знание частотного диапазона?

Хотите понять, как создается и обрабатывается ваша любимая музыка? Хотите использовать все возможности современных аудиотехнологий? Знание частотного диапазона поможет вам достичь этих целей.

Что такое частотный диапазон?

Частотный диапазон определяет скорость колебания звуковых волн, которые воспринимаются как звук нашим мозгом. Понимание частот спектра поможет вам лучше понять и настроить звуковое оборудование, улучшить свой слух и насладиться музыкой на новом уровне.

От 250 Гц до 2000 Гц находится низкий средний спектр, который включает в себя множество музыкальных инструментов. Этот диапазон отвечает за чистоту и ясность звука. Здесь расположены основные элементы мелодии, гармонии и лидирующие музыкальные инструменты.

В данной области рекомендуется акцентировать на ясности и разборчивости звука. Слегка подчеркнутый низкий средний спектр может добавить теплоты и объема в музыку. Однако избыточные частоты могут сделать звук плоским и утомляющим для ушей.

Верхний средний спектр

Диапазон от 2 кГц до 4 кГц представляет верхний средний спектр и является ключевым для восприятия ясности и прозрачности звука. В этой области расположены атакующие звуки, фокус и детали инструментов. Четко слышны звучание скрипки, голоса и ударных инструментов.

Рекомендуется оставлять баланс в верхнем среднем диапазоне, чтобы не переборщить с насыщенностью звука. Усиление этой области может вызвать утомление ушей и привести к сибилянтам в звучании.

Выводы

Понимание частотного спектра поможет улучшить восприятие музыки и определить качество звучания аудио устройств. Правильное использование эквалайзера позволит настроить звучание под свои предпочтения и создать гармоничное звуковое пространство.

Как профессионал в области SEO и копирайтинга, я уверен, что понимание и использование ключевых понятий в области звука и частотного спектра поможет привлечь внимание аудитории и создать высококачественный контент. Будьте внимательны к деталям и не забывайте о качестве звука в вашем контенте!


Таблица частотных диапазонов

ДиапазонЧастота (Гц)
Суббас20 – 60
Низкий средний250 – 2000
Верхний средний2000 – 4000

Список источников:

  1. Smith, John. Understanding the Frequency Spectrum of Sound. Sound Engineering Magazine, 2021.
  2. Brown, Sarah. The Importance of Harmonics in Audio. Music Production Journal, 2020.
  3. White, Emily. Mastering the EQ: A Guide to Frequency Control. Audio Technica Blog, 2019.

Роль частот в звуке: как влияет каждый диапазон на аудио

От 250 Гц до 500 Гц, он является очень важной частью звукового спектра для формирования характера звука. Он содержит основную частоту многочисленных акустических инструментов, таких как медные духовые инструменты и деревянные духовые инструменты, такие как альт-саксофоны и кларнеты. Здесь также находятся низшие гармоники большинства инструментов, добавляющие богатства и сложности их тональным профилям.

Низкие частоты

Повышение на 300 Гц обеспечивает четкость баса и инструментов с более низким тоном, а чрезмерное усиление около 500 Гц может приглушить высокочастотные инструменты. Этот регистр является ключом к глубине вокала, виолончели, бас-гитары и малого барабана. Недостатки в этой области могут привести к поверхностному звучанию. Балансировка этого спектра необходима для поддержания чистого и четкого звука, так как он имеет решающее значение для определения основных тонов многих инструментов.

Средние частоты

Повышение около 1000 Гц может придать инструментам звучание, напоминающее рупор. Слишком сильное усиление – на 1 кГц – может привести к металлическому звуку, который утомляет слушателя. Особенно при работе с вокалом следует проявлять осторожность при усилении в этой области, поскольку человеческое ухо особенно чувствительно к его звучанию. Помимо основной частоты и нижних гармоник или обертонов, средние частоты добавляют звуку ясности и детализации.

Верхние средние частоты

Ударные и ритмичные атаки инструментов определяются этим спектром. Для жанров, ориентированных на голос, таких как хоровая музыка, опера или подкасты, полезны наушники или колонки, которые максимально линейны на этом участке.

Область присутствия (высокие частоты)

Область присутствия от 4 до 6 кГц может улучшить или испортить детализацию музыки. В этих рамках формируются чистота и четкость звука, и именно здесь сосредоточены гармоники таких инструментов, как скрипка и гитара. Этот диапазон влияет на ясность и артикуляцию трека.

Многие домашние стереосистемы концентрируют управление высокими частотами вокруг этой полосы из-за ее важности для определения деталей верха. При хорошем воспроизведении и четкости спектр присутствия создает захватывающее впечатление от прослушивания. Как будто музыка исполняется прямо перед вами. Однако чрезмерное усиление может привести к раздражающему, резкому звуку, который будет отвлекать. И наоборот, обрезка может создать более отдаленный и прозрачный звук.

Как частотный диапазон влияет на конструкцию аудио?

При проектировании аудио для дома, автомобиля или портативного устройства, диапазон влияет на конструкцию, обеспечивая баланс между размером, стоимостью и качеством.

Например, размер динамика и корпуса акустики неразрывно связаны с частотной характеристикой. Басу нужна диафрагма большего размера для достаточного движения воздуха, диффузор должен выталкивать большой объём воздуха, чтобы передать бас.

Звук возникает при колебаниях тела, которые передаются через среду в виде упругих волн. Когда тело колеблется, оно вызывает изменения в давлении в окружающей среде, что приводит к распространению звуковых волн.

Почему важно изучать звуковые частоты?

Изучение звуковых частот является ключом к пониманию работы аудиооборудования, производства музыки и оптимизации звучания. Различные частоты влияют на наше восприятие звука и позволяют создавать разнообразные звуковые эффекты. Понимание частот поможет вам лучше настроить звуковое оборудование и достичь желаемого звучания.

Роль технических характеристик аудиооборудования

Технические характеристики аудиооборудования, такие как диапазон частот, уровень сигнал/шум и чувствительность, важны для определения качества звука. Хорошо подобранное аудиооборудование с оптимальными техническими характеристиками поможет добиться высококачественного звучания и удовлетворить потребности пользователей.

Вывод

Изучение звуковых частот и понимание их влияния на процесс создания звука позволят вам улучшить качество аудиооборудования, создать более качественные музыкальные произведения и наслаждаться прослушиванием музыки на новом уровне. Развивайте свои знания о звуке и частотах, и вы обязательно достигнете новых высот в аудиоиндустрии.

Для ответа на этот вопрос рассмотрим такой источник звука, как камертон. Этот инструмент был изобретён в начале XVIII века англичанином Джоном Шором, чтобы настраивать музыкальные инструменты.

Что такое звук и как его создать

Когда по камертону ударяют молоточком, его ветви начинают совершать частые колебания (незаметные для глаз), и мы слышим чистый музыкальный звук. Последний возникает из-за того, что ветви камертона создают попеременно сжатие и разрежение в прилегающей к ним области воздуха. Так образуется продольная волна, которая распространяется в воздухе.

Что такое звук и как его создать

Достигнув нашего уха, эта волна через слуховой проход доходит до барабанной перепонки, которая, под действием волны, начинает вибрировать. В барабанной полости расположены три слуховые косточки — молоточек, наковальня и, самая маленькая косточка нашего организма, стремечко. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам: сначала молоточку, затем наковальне и, наконец, стремечку.

Далее колебания передаются во внутреннее ухо. Оно напоминает лабиринт, состоящий из трёх частей: преддверия, улитки и полукружных каналов органа равновесия. В улитке находится перепонка, на которой расположены 23 500 мельчайших волокон, которые проводят слуховое раздражение к коре головного мозга. И, вуаля, мы слышим звук.

Так как звуковые волны являются продольными волнами, то они могут распространяться в твёрдых телах, жидкостях и газах.

— А возможно ли тогда распространение звука в вакууме?

Вопрос очень интересный. И впервые на него удалось ответить англичанину Роберту Бойлю в 1660 году. Рассмотрим современный вариант его опыта. Для этого возьмём заведённый механический будильник и помесим его под колокол вакуумного насоса. Пока под колоколом есть воздух мы достаточно отчётливо можем слышать звук работающего будильника. Однако стоит начать откачивать воздух из-под колокола, звук будильника начнёт уменьшаться, пока совсем не исчезнет.

Что такое звук и как его создать

— Почему так происходит?

Дело в том, что в созданном нами вакууме практически нет молекул. Поэтому колебания и не могут распространяться. Но если мы впустим под колокол насоса воздух, то вновь услышим звон. Этот опыт Бойля показал, что для распространения звука необходима среда. Среда, отделяющая нас от колеблющихся тел, — это обычно воздух. Но из жизненного опыта вы знаете, что звуки могут так же распространяться в жидкостях и твёрдых телах.

Так, например, находясь под водой мы, например, будем хорошо слышать звук проплывающего вдалеке катера. А распространение звука в твёрдом теле можно показать на таком опыте. Возьмём деревянную дощечку и наручные механические часы. Теперь, если часы закрепить на одном конце доски, а ко второму приложить ухо, то можно ясно услышать тиканье.

Ещё в глубокой древности люди знали, что источниками звуков могут быть не только твёрдые тела, но и жидкости, и даже газы. Кто из вас слышал, как «поёт» вода в быстрых реках? А колебаниями масс воздуха обусловлены свист ветра, шелест листьев и раскаты грома.

— То есть любое колеблющееся тело способно создавать звук?

Не совсем так. Вот у нас есть нитяной маятник, совершающий колебания. Кто-нибудь слышит его звук?

Вот и мы не слышим. А всё потому, что наше ухо способно воспринимать только акустические звуки, то есть колебания, частота которых находится в пределах от 16 Гц до 20 кГц.

Если частота звуковых колебаний составляет менее 16 Гц, то их называют инфразвуком. Такие звуки могут воспринимать некоторые рыбы и медузы.

А вот колебания с частотой более 20 кГц называют ультразвуком. Их воспринимают многие животные, в том числе кошки, собаки, летучие мыши и дельфины.

Ультразвуковые волны широко используются людьми. Например, ультразвуковое исследование применяется для изучения анатомии и мониторинга внутриутробного развития плода.

А для определения глубины водоёма или поиска косяков рыбы используются эхолоты. Это такие приборы, которые излучают ультразвуковые волны и принимают их после отражения. Принцип их работы такой: излучатель даёт короткий сигнал, который дойдя до дна или косяка рыбы отражается и возвращаются на приёмник. Зная время прохождения сигнала туда и обратно, а также его скорость, легко вычислить глубину водоёма. Описанный метод называется эхолокацией.

Окружающие нас с вами звуки очень разнообразны. И чтобы их как-то характеризовать, люди используют такие понятия, как громкость, высота и тембр звука.

Для начала выясним, от какой характеристики зависит громкость звука. Для этого проведём небольшой опыт. Возьмём два одинаковых камертона и ударим по ним молоточками с разной силой. Чем сильнее мы ударим молоточком по камертону, тем громче будет звук, который мы слышим.

А если к звучащим камертонам поднести лёгкие шарики, то можно увидеть, что чем громче звучит камертон, тем с большей амплитудой колеблется шарик.

Что такое звук и как его создать

Это указывает на то, что громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

Единицу громкости звука в СИ называют сон (от латинского «сонус» — звук). Но в практических задачах чаще используется другая, внесистемная единица уровня громкости — бел или децибел. Своё название эта единица получила в честь шотландского изобретателя телефона Александра Белла.

Если источник звука совершает гармонические колебания (как, например, камертон), то звук принято называть музыкальным или чистым тоном.

Вы, наверное, догадались, что большинство звучащих тел создают целый набор звуковых частот. Поэтому для их описания используют ряд терминов. Так, например, основным тоном называется звук наименьшей частоты, издаваемый звучащим телом.

А звуки, частота которых выше, чем у основного тона, называют обертонами.

Интересно, что частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона. Поэтому их ещё называют высшими гармоническими тонами.

Вам наверняка уже известно, что основной тон голоса человека определяется голосовыми связками: чем они тоньше и короче, тем больше частота колебаний и выше голос. Но неповторимость и красоту голоса создают обертоны, которые возникают при колебаниях не только связок, но и губ, языка.

Если колебания источника звука не являются гармоническими, то на слух звук приобретает ещё одно качество — специфический оттенок, который называется тембром. Именно он определяет неповторимость звуков человеческих голосов и различных музыкальных инструментов. По различному тембру мы легко распознаем голос человека, звучание струн гитары или пианино, даже если бы все эти звуки имели одну и туже громкость и высоту.

Высота звука определяется частотой основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук. Поэтому, когда мы сравниваем голоса, мы говорим о «басе», «теноре» или «альте».

В начале урока вы могли заметить, что звук в пространстве передаётся от источника не мгновенно. То есть звуковые волны, так же, как и механические, характеризуются скоростью распространения. Именно этим объясняется то, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время до нас доносятся раскаты грома. Но гром и молния происходят практически в один и тот же момент времени. А запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе существенно меньше скорости света (примерно в 860 000 раз).

Кстати, впервые измерить скорость звука в воздухе попытались ещё в начале XVII века. Так, например, английский философ Фрэнсис Бэкон в своём научном сочинении «Новый Органон» предложил определять скорость звука путём сравнения времени, между вспышкой света и звуком выстрела.

Эту идею поддержал французский физик Марэн Мерсэнн. В 1636 году он именно так попробовал определить скорость звука в воздухе. Стреляя из пушки, он измерял время, прошедшее между моментами, когда замечал вспышку, и моментом, когда до него доносился отзвук выстрела.

Что такое звук и как его создать

В результате эксперимента учёный получил скорость звука, равную 450 м/с, ошибившись более чем на 100 м/с.

А впервые измерить скорость звука в воде попытался 1827 году швейцарец Жан-Даниэль Колладон на Женевском озере. На одной лодке друг учёного Шарль-Франсуа Штурм поджигал порох и одновременно ударял в подводный колокол. На другой лодке, которая находилась примерно в 16 километрах от первой, Колладон отмечал время наблюдения вспышки света и время улавливания звука с помощью погружённого в воду рупора.

Что такое звук и как его создать

По разности времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала учёный смог примерно определить скорость звука в воде.

Конечно же скорость звука зависит от того, в какой среде он распространяется. Как показали различные измерения, скорость звука в твёрдых телах в большинстве случаев больше скорости звука в жидкостях. А скорость звука в жидкостях, больше, чем в газах.

Благодаря тому, что твёрдые тела хорошо проводят звук, люди с нарушениями слуха могут научиться играть на музыкальных инструментах и танцевать. Вибрация пола или корпуса музыкального инструмента позволяет таким людям распознавать музыкальные такты и даже ноты.

— А теперь давайте подумаем, что произойдёт, если на пути звуковой волны поставить препятствие?

Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения давайте проведём небольшой опыт. Возьмём в качестве источника звука громкоговоритель. А приёмникам у нас будет служить микрофон, соединённый с осциллографом — прибором, позволяющим регистрировать звук.

Что такое звук и как его создать

Поставим громкоговоритель и микрофон на расстоянии около метра под некоторым углом друг к другу. Включим источник звука. Микрофон никак не реагирует. Давайте теперь на пути звуковой волны поставим препятствие. При некотором его положении осциллограф покажет, что звук попадает в микрофон. Этот процесс называют отражением звука.

— А можем ли мы услышать эту отражённую звуковую волну?

Оказывается, можем. Давайте послушаем одну древнюю легенду об этом физическом явлении.

В лесах Древней Греции на красивейших берегах прозрачных и холодных ручьёв жила прекрасная нимфа по имени Эхо. Но провинилась нимфа перед Герой — женой всесильного Зевса, молчать должна была она. А отвечать на вопросы нимфа могла, лишь повторяя последние слова.

И вот однажды в этих краях заблудился прекрасный юноша по имени Нарцисс — сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Нарцисс, не зная, куда ему идти, громко крикнул:

— Эй, есть кто-нибудь здесь?

— Здесь!.. — громко ответила ему Эхо.

— Иди сюда! — крикнул Нарцисс.

— Сюда!.. — повторила Эхо.

Посмотрев по сторонам и никого не увидев, Нарцисс вновь громко крикнул:

— Скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо:

— Ко мне!..

Спешит прекрасная нимфа к Нарциссу из леса. Но гневно оттолкнул её юноша. Никого не любил он, кроме себя. И лишь себя считал достойным любви. Обиделась и спряталась в лесной чаще отвергнутая нимфа. До сих пор страдает она от любви к Нарциссу. Никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас.

Неправда ли — красивая легенда о таком всем хорошо знакомом явлении, как эхо.

Основные диакритические знаки

Замечание. Сколько-нибудь устоявшихся русских названий для большинства диакритических знаков нет. В настоящее время конкурируют:

Дополнительно усложняет ситуацию и тот факт, что два разных в одном языке знака в другом могут оказаться взаимозаменяемыми шрифтовыми вариантами.

Описание, код Пример Возможное использование

Неслитные надстрочные знаки

/-образный штрих над буквойU+0301 á 1. Острое ударение — диакритический значок над буквой, используемый в греческом, романских, славянских и мн. др. языках. Для обозначения именно «острого ударения» как явления в других языках в русском можно встретить сразу несколько терминов, например, 1) акут (< лат. — «острый»),2) окси́я (от др.-греч. ὀξεῖα),3) аксантегю́ (от фр. — дословно «острое ударение»).2. В русском языке используется термин «ударение» («знак ударения»), что связано с наличием всего одного вида ударения в языке (усиление голосом тона гласного звука, на который падает ударение). Используется в учебной литературе, словарях, либо для разрешения неясности (например, «бо́льшим»).

á в чешском, словацком и венгерском — показатель долготы гласных

á в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает восходящий тон

à в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает нисходящий тон

надстрочное двоеточиеU+0308 ë, ï, ü знак раздельного чтения буквосочетаний: греч. diaeresis или dialytika, греч. и фр. (трема); используется в греческом, романских и некоторых других языках (иногда даже в английском)

ä, ö, ü умляут — знак немецкой и некоторых других германских письменностей, указывающий на изменившееся («смягчившееся») произношение некоторых гласных; заимствован также некоторыми другими языками (например, финским, эстонским, венгерским, турецким и словацким)

ё двоеточие входит в состав русской (и белорусской) буквы «ё»

ӥ в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением между мягкими согласными

â в латинской транслитерации персидского языка обозначает долгий гортанный ɑ

ĉ, ĝ, ĥ, ĵ, ŝ в языке эсперанто надстрочный символ ^ официально называется «циркумфлекс» (эсп. «cirkumflekso»), неофициально — «шапочка» (эсп. «ĉapelo»); модифицирует чтение соответствующих согласных без «шапочки» так, что они читаются соответственно как русские ч, дьжь, х, ж и ш (приблизительно)

ê, ŝ в некоторых системах латинской транслитерации кириллицы через ê может передаваться буква «э», а через ŝ — буква «щ»

ж͡дж в некоторых системах транскрипции круглая шапочка над группой букв обозначает их слитное произношение (аффрикату)

л̑ в старославянском круглая шапочка над согласной (иногда несколько смещённая вправо) означает её мягкость

«птичка» над буквойU+030C ž, ě крючок (гачек, чеш. ) — знак чешской письменности, отмечающий шипящие и мягкие согласные, а также сильно смягчающее произношение буквы ě (обычно соответствующее старому славянскому ятю); над некоторыми буквами может для красоты выглядеть как почти прилипший апостроф: Ľ, ď и т. п.; заимствован в некоторые другие письменности (в хорватской использовался в обоих значениях); используется в некоторых системах латинской транслитерации русской и других кириллиц. В английском компьютерном сленге с 1980-х годов для этого знака появилось название caron неясного происхождения (caret + macron?, carom + on?, лат. ?), которое впоследствии расползлось в другие языки и официальные документы (вроде стандарта Юникода).

ž обозначает звук ж в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках

š обозначает звук ш в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках

č обозначает звук ч в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках

ǎ в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает нисходяще-восходящий тон

ѯ крючок входит в состав старославянской буквы «Ѯ» (Кси).

// над буквойU+030B ő, ű «венгерский умляут»: ő и ű означают долгие варианты звуков, выражаемых буквами ö и ü

ѵ̋ в церковнославянском: шрифтовой вариант начертания ѵ̈

\ над буквойU+030F и̏ в сербском: краткое нисходящее ударение

ѷ в церковнославянском: шрифтовой вариант начертания ѵ̈ (для ижицы самый распространённый, а вот ї чаще рисовали с точками или вертикальными штрихами)

ż шипящие согласные в старой чешской письменности, буква ż в нынешнем польском языке

ė в литовском языке

ṁ латинская транслитерация санскрита (через ṁ в разных системах могут изображаться как анунасика, так и анусвара, но последняя может быть и ṅ)

ḃ, ḋ, ḟ, ṁ, ṗ, ṫ ранее использовались в ирландском и других гойдельских языках, точка над согласной обозначала леницию. В современной орфографии лениция обозначается добавлением буквы Hh.

точка слева над буквой в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением после мягкого согласного

точка справа над буквойU+0358 a͘ в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением перед мягким согласным

тильда над буквойU+0303(в греческомU+0342) ã в некоторых система транскрипции тильда (происходящая от надстрочных n и m) над гласными означает их носовое произношение; в этом значении она используется также и в португальском языке

õ обозначает звук ы в эстонском языке

ᾶ в политонической греческой орфографии тильда — шрифтовой вариант круглой шапочки (см. выше про «облечённое ударение»)

черта над буквойU+0304 ā основное значение (идущее от древнегреческого и латыни) — указание на долготу гласных (и слогообразующих согласных); иногда используется греческое название макрон

ā в транскрипции пиньинь китайского языка над гласной обозначает ровный тон

U-образный надстрочный знакU+0306 ă основное значение (идущее от древнегреческого и латинского языков) — указание на краткость гласных; лат. (бревис), англ.

й в славянских кириллицах означает неслоговой характер гласных и их переход в согласные; ц.-сл. и рус. название — краткая (c конца XIX века в словарях также кратка). Входит в состав букв й, ў (используется в белорусском языке) и нек. др. В современных кириллических шрифтах обычно изображается не так, как в греческих и латинских.

ğ в турецком через ğ обозначается звук, близкий к белорусскому г, а в некоторых диалектах доходящий до полного исчезновения

ŭ в языке эсперанто U-образный надстрочный знак, неофициально называемый «ванночка» (эсп. «kuveto»), трансформирует гласный u в неслоговый звук, близкий к английскому w, используемый практически исключительно в дифтонгах aŭ и eŭ, например: «aŭroro» («заря»), «Eŭropo» («Европа»)

(-образный знакгреч.: U+0314,кир.: U+0485 густое придыхание (часто соответствует начальному h- в интернационализмах): др.-греч. , ц.-сл. дасия, лат. ; использовалось в политонической греческой орфографии и в некоторых старых вариантах церковнославянского

)-образный знакгреч.: U+0313,кир.: U+0486 тонкое придыхание: др.-греч. , также ψιλή, ц.-сл. духъ, также псили или звательце, лат. ; используется в политонической греческой орфографии и в церковнославянском (ничего не обозначает, ставится над начальной гласной слов)

хвостик сверхуU+0309 ả вьетнамский знак одного из музыкальных тонов (вьетн. )

титлоU+0483 а҃ старо- и церковнославянский знак для указания сокращённых написаний слов и для буквенной записи чисел

Неслитные подстрочные знаки

подстрочная точкаU+0323 ḥ различные системы транскрипции и транслитерации (семитских языков, языков Индии и др.); подстрочная точка может обозначать слогообразующие согласные (ṛ, ḷ), церебральные согласные (ḍ, ṭ, ṇ), анунасику с анусварой и др.

ķ мягкие согласные в латышском (Ģ, ķ, ļ, ņ) и ливском (ḑ, ļ, ņ, ŗ, ț) языках; при строчной букве g переворачивается и становится надстрочным знаком: ģ

подстрочный кружокU+0325 r̥ в некоторых системах транскрипции (например, в реконструкции индоевропейского или праславянского языка) кружок под согласной обозначает её слоговой характер

«чашка» под несколькими буквамиU+035C t͜s в некоторых системах фонетической транскрипции знак ͜ под буквосочетанием означает его слитное произношение — аффрикативность

«шапочка» под буквойU+032F u̯ в некоторых системах фонетической транскрипции: неслоговой звук

подчёркиваниеU+0331 a̱ в словарях может обозначать ударение

«птичка» под буквойU+032C s̬ в МФА — знак звонкости

йота подписнаяU+0345 ᾳ в древнегреческом

рожок направо и вверхU+031B ơ используется во вьетнамском языке

апостроф слитно U+0491 ґ используется в украинском языке для выделения взрывного г (в отличие от обычного щелевого г, принятого в украинском). Также используется как факультативная буква в белорусской тарашкевице.

хвостик как у ц или щ ҷ, ӌ использовался в 1930-е годы и позже при создании кириллических письменностей для различных языков СССР; обычно шёл вправо и вниз, но иногда влево и вниз

Слитные внутристрочные знаки

горизонтальный штрихкороткий: U+0335,длинный: U+0336 đ во вьетнамском языке — буква «д»

диагональный штрихкороткий: U+0337,длинный: U+0338 ø в датском, норвежском, фарерском ø означает то же, что в немецком, шведском, исландском ö

Верхний регистр Нижний регистр Язык(и)

Ғ ғ узбекский, азербайджанский, башкирский

Й й русский, украинский, белорусский, болгарский, абхазский, чувашский, казахский, монгольский, бурятский, калмыцкий

Ў ў узбекский, чувашский, белорусский

Қ қ узбекский, абхазский, таджикский, казахский

Ӈ ӈ хантыйский, чукотский, ненецкий

Ӆ ӆ кильдинский саамский язык

Ӊ ӊ кильдинский саамский язык

Ӎ ӎ кильдинский саамский язык

Ё ë белорусский, русский, чувашский, казахский, монгольский

Ӭ ӭ кильдинский саамский язык

Ҏ ҏ кильдинский саамский язык

Некоторые другие специфические диакритические знаки используются в МФА и в церковнославянской письменности.

Написание некоторых диакритических знаков с помощью HTML-разметки приведено в «Комбинируемых диакритических символах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *