Безработица в россии

Трудовые ресурсы в России

Трудовые ресурсы в России — это численность населения, способного к трудовой деятельности. Динамика численности населения трудоспособного возраста в период с 1970 по 2014 год (без учёта Крымского федерального округа), в 2015 году и прогнозы до 2020 года по различным сценариям Росстата (с учётом Крыма и Севастополя).

Трудовые ресурсы Русского царства

Данный раздел статьи ещё не написан.

Трудовые ресурсы Российской империи

  • Доля населения РФ ниже трудоспособного возраста, в %
  • Доля населения РФ трудоспособного возраста, в %
  • Доля населения РФ старше трудоспособного возраста, в %

Уровень занятости РФ в сравнении с другими странами

Информация в этом разделе устарела.

Слабовидящий инвалид ищет работу. Екатеринбург, 2 декабря 2018 года.

В статье 12 конституции СССР 1936 года, было заявлено, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: ‘‘кто не работает, тот не ест‘‘. В СССР был провозглашен принцип социализма: ‘‘от каждого по его способности, каждому — по его труду‘‘.

Состояние на 1993—2013 годы

Общественные работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. В 2011 году было выделено 6,2 млрд рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса.

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4900 рублей. На последнее могли претендовать граждане России, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. С тех пор, по состоянию на 2015 год, размер пособия не изменился.

В рамках антикризисных мер на 2011 год была предусмотрена организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. Стажировки могли пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений.

Субсидии предприятиям за создание рабочих мест для инвалидов

Принято решение выделять субсидии в размере 30 тыс. рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат. Это свелось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной зарплаты.

Статистика (на февраль 2011)

Состояние на 2014—2023 годы

Таблица 1: Размеры пособия по безработице по годам

ГодМинимальный размер (рублей в месяц)Максимальный размер (рублей в месяц)Документ об утверждении размера пособия
20057202880Постановление Правительства РФ от 04.11.2004 № 591
20067202880Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 № 12
20077202880Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 № 831, от 17.01.2006 № 12
20087813124Постановление Правительства РФ от 23.03.2008 № 194
20098504900Постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 915
20108504900Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 № 926
20118504900Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 812
20128504900Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888
20138504900Постановление Правительства РФ от 09.10.2012 № 1031
20148504900Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 № 973
20158504900Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382
20168504900Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223
20178504900Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326
20188504900Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 N 1423
20198508000Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375
20201500 (с 1 мая по 31 августа — 4500)12130Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 (ред. от 08.09.2020)
2021150012130Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 (ред. от 27.03.2021)
2022150012792Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 N 1940
2023150012792Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2046

Сроки выплаты пособия по безработице

Постановка и снятие безработных с учёта

Для постановки безработного на учёт в Центре занятости, требуется предъявить органам службы занятости паспорт, трудовую книжку, документы, удостоверяющие квалификацию, а также справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для ранее не работавших, не имеющих квалификации — требуется предъявить паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации. Если служба занятости не сможет предоставить подходящую работу гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации для поиска работы, то эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Динамика безработицы и занятости в РФ

  1. Кол-во безработных в РФ (учет по методике МОТ), в % к экономически активному населению (рабочей силе):

    • 2010: 10.6%
    • 2011: 9.0%
    • 2012: 7.9%
    • 2013: 8.2%
    • 2014: 7.8%
    • 2015: 7.1%
    • 2016: 7.1%
    • 2017: 6.0%
    • 2018: 6.3%
    • 2019: 8.4%
    • 2020: 7.3%
    • 2021: 6.5%
    • 2022: 5.5%
    • 2023: 5.5%
    • 2024: 5.2%
    • 2025: 5.6%
  2. Кол-во безработных в млн человек:

    • 2010: 5.3
    • 2011: 4.6
    • 2012: 4.8
    • 2013: 6.4
    • 2014: 5.6
    • 2015: 4.9
    • 2016: 4.1
    • 2017: 4.1
    • 2018: 3.9
    • 2019: 4.3
  3. Количество безработных, зарегистрированных в Центрах занятости, в млн человек: 0.9

Субъект РФЧисленность рабочей силы, тыс. челЗанятыеБезработные% участия в рабочей силе% занятости% безработицы
Дальневосточный федеральный округ4210.53954.7255.863.960.16.1
Сибирский федеральный округ8511.83775473.547.356.15.6
Южный федеральный округ8153.87723430.353.059.85.3
Уральский федеральный округ6315.76049.1266.566.563.54.2
Северо-Западный федеральный округ7453.77176.7277.763.763.63.7

Уровень безработицы по регионам России

По состоянию апрель 2015 года (учет Росстата по методологии МОТ) уровень безработицы среди сельского населения был в 1.6 раза выше, чем среди городского населения. Среди общего числа безработных, доля женщин в апреле 2015 года составила 46.5%.

Средний возраст безработных в апреле 2015 года составил 36.1 года. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31.4%) и 20-24 лет (13.4%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2015 года составил 15.1%, при среднем уровне безработицы по России в 5.8%.

Среди общего числа безработных, 22.6% (около 1 миллиона человек) по состоянию на апрель 2015 года, составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, так как они менее конкурентоспособны на рынке труда.

В последние несколько месяцев работу потеряли близкие каждого третьего участника опроса (30%), в том числе у 21% респондентов – двое-трое знакомых, у 9% – четверо и более. Чаще подобные случаи отмечаются в кругу людей с высшим образованием (32%), 25-44-летних (37%), реже – среди знакомых малообразованных (20%) и 18-24-летних (22%).

Трудоспособный возраст в России для женщин составляет 16-54 года, для мужчин 16-59 лет.

Таблица 2

Параметр2005200620072008200920102011201220132014
Кол-во экономически активного населения в неформальном секторе, в % к экономически активному населению18.418.419.619.516.618.219.019.720.120.5
в млн человек12.713.013.913.511.512.913.614.114.414.8
Количество экономически неактивного населения (находящегося в трудоспособном возрасте, но не работающего и не ищущего работу), в млн человек21.120.419.619.219.118.317.817.816.916.77
Всего экономически активное население (рабочая сила), в возрасте 15-72 года, млн. чел74.275.275.875.775.475.875.775.575.4376.59
Всего рабочая сила в трудоспособном возрасте, млн. чел69.269.870.370.069.869.869.268.968.769.45

Таким образом, данные по уровню безработицы и экономической активности населения в годы с 2005 по 2014 год представлены в таблице 2. В течение указанного периода наблюдался рост численности экономически активного населения в неформальном секторе, а также снижение количества экономически неактивного населения. Уровень безработицы держался относительно стабильным, с небольшими колебаниями в разные годы.

Проблемы современной экономики России

Современная экономика России сталкивается с рядом серьезных проблем, которые могут иметь долгосрочные последствия для общества. Одной из главных проблем является системное и хроническое недофинансирование всех сфер экономики. Это приводит к сокращению рабочих мест и возрастанию числа экономических и социальных иждивенцев в обществе.

Недофинансирование и военные расходы

Одной из причин недофинансирования является приоритет развития военной сферы. Большая часть бюджета направляется на военные нужды, что оставляет другие отрасли без должного финансирования. Это приводит к неравномерному развитию экономики и неустойчивому социально-экономическому положению граждан.

Низкие стандарты социальной защищенности

Отсутствие достаточной государственной защищенности влияет на качество жизни граждан, особенно пенсионеров и инвалидов. Низкие пенсии, отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест и недостаточные социальные программы создают проблемы для людей, нуждающихся в поддержке государства.

Решение проблем

Для улучшения ситуации необходимо пересмотреть приоритеты в распределении бюджета, обеспечить стабильность и поддержку отраслей экономики, развитие социальных программ для населения. Эффективное управление бюджетными ресурсами и прозрачность финансовых потоков помогут создать благоприятную экономическую среду.


ПроблемаПоследствия
Недофинансирование всех сфер экономикиНеравномерное развитие, сокращение рабочих мест
Приоритет военных расходовСложности в развитии других отраслей
Низкие стандарты социальной защищенностиУхудшение качества жизни пенсионеров и инвалидов

В целом, современная экономика России столкнулась с серьезными вызовами, которые требуют комплексного подхода к решению. Политика и бизнес должны работать вместе для создания устойчивой экономической среды и обеспечения социальной защищенности для всех граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *