Подготовка к ОГЭ Тест 2016 год
Важные аспекты общественной жизни
- Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:
- революцией
- прогрессом
- эволюцией
- реформами
Гуманитарная помощь и взаимодействие сфер общества
- Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Какие сферы общества взаимодействуют в данном примере?
- политической и экономической
- экономической и социальной
- экономической и духовной
- политической и социальной
Влияние общества на личность
- Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
- А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.
- Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Формы культуры
- Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. У них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
- элитарная
- народная
- доминирующая
- массовая
Система образования в России
- Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
- А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
- Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Экономическая сфера общества
- Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает:
- создание духовных ценностей
- обмен культурными достижениями
- распределение материальных благ
- сохранение традиций и обычаев
Процессы в экономике
- В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс:
- приватизации
- национализации
- монополизации
- стандартизации
Экономический выбор
- Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?
- А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
- Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Национальная принадлежность и общественный статус
- Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
- прирожденного статуса
- социальной роли
- достигаемого статуса
- общественного престижа
Отношения в семье
- В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье:
- патриархальной
- демократической
- неполной
- партнёрской
Этнические общности
- Верны ли следующие суждения об этносах?
- А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
- Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Политический режим
Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является:
либеральным
демократическим
революционным
авторитарным
Федеративное государство
Отличительным признаком федеративного государства является:
избрание высших органов государственной власти
верховенство исполнительной власти
наличие органов местного управления
наличие в территориальных образованиях своих органов власти
Правовое государство
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
• А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.
• Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Механизм государственного принуждения
Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это:
дееспособность
правоотношение
правовое сознание
юридическая ответственность
Совместное ведение РФ и её субъектов
В совместном ведении РФ и её субъектов находится(-ятся):
управление федеральной государственной собственностью
общие вопросы воспитания, образования, науки
судоустройство, прокуратура
государственные награды и почётные звания РФ
Нормы права нарушены
Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
административного права
трудового права
уголовного права
гражданского права
Органы власти РФ
Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?
• А. Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе равного и прямого избирательного права.
• Б. Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Сравнение выборов и референдума
Черты сходства | Черты отличия |
---|---|
1) тайное голосование граждан | 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона |
3) голосование за кандидатов на государственные должности | 4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане |
Функции государственных институтов и должностных лиц
Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации:
- А) назначает выборы Президента РФ → 1) Президент РФ
- Б) издаёт указы и распоряжения → 2) Совет Федерации
- В) решает вопрос о доверии Правительству → 3) Государственная Дума РФ
- Г) возглавляет государство → 4) Президент РФ
- Д) представляет государство в международных отношениях → 5) Президент РФ
Прочитайте приведённый текст:
• С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы.
• Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации.
• Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.
Определите, какие положения текста:
- отражают факты;
- выражают мнения.
Вывод на основании диаграммы о предмете опроса:
В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе? Полученные результаты представлены в диаграмме.
Большинство опрошенных независимо от образования считает, что необходимости в специальных уроках этики нет.
Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.
Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости в специальных уроках нет, наименее популярно.
Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.
Результаты социологических опросов:
В стране Z в ходе социологических опросов (2006 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?. Полученные результаты представлены в таблице.
% от числа опрошенных | Варианты ответа | 2006 г. | 2012 г. |
---|---|---|---|
Постоянно | 20 | 30 | |
Время от времени | 33 | 40 | |
Очень редко | 24 | 12 | |
Никогда | 23 | 18 |
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения.
Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в таблице:
Большинство опрошенных предпочитают не обращаться в медицинские учреждения.
Опрошенные не уделяют должного внимания своему здоровью.
Можно предположить, что материальное положение опрошенных ухудшилось.
В стране Z серьёзно нарушаются права человека.
Гражданское общество
Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины.
Основные смысловые части текста:
- Понятие гражданского общества
- Проявления гражданского общества
- Примеры защиты гражданских прав
- Полноценное функционирование гражданского общества и правовое государство
- Человеческое чувство принадлежности и важности группы
Функции гражданского общества:
- Защита интересов граждан
- Помощь и поддержка членов
Проявления гражданского общества:
- Создание групп и объединений
- Совершение коллективных действий
- Поддержка общих интересов
- Возможность защиты прав потребителей
- Деятельность за гражданские права
Примеры защиты гражданским обществом:
- Право на качественные товары и услуги – просьба Союза потребителей подать в суд.
- Право на уважение от государственных или частных предприятий – возможность подвергнуть их судебной ответственности.
- Право на социальную поддержку – существование клубов, организаций и адвокатов для помощи.
Аргументы в пользу функционирования гражданского общества в условиях правового государства:
- Защита прав – правовое государство обеспечивает законность и возможность защиты гражданских прав.
- Право на справедливость – только в правовом государстве гражданское общество может действовать эффективно и справедливо.
Дискуссия о чувстве принадлежности:
Согласно тексту, человек чувствует себя сильным и значимым только в группе единомышленников. В то время как некоторые могут считать, что именно в группе человек теряет свою индивидуальность и свободу.
Признаки элитарной культуры:
ориентация на узкий круг ценителей
соответствие изысканным вкусам
безграничное самовыражение автора
В итоге, гражданское общество играет важную роль в защите прав граждан, обеспечении их социальной поддержкой и содействии в улучшении качества жизни.
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
авторство часто не определено
носит преимущественно коммерческий характер
не требует специальной подготовки для своего восприятия
появилась раньше других форм культуры
рассчитана на узкий круг ценителей
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
способность к совместной преобразовательной деятельности
стремление к самореализации
умение приспосабливаться к природным условиям
устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
потребность в воде, пище, отдыхе
Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.
использование понятий
логическое выведение умозаключений
экспериментальное подтверждение результатов
открытость рациональной критике любого положения
опора на данные опыта чувственного познания
Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
обособление от природы
отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
способность к самоорганизации и саморазвитию
выделение из материального мира
постоянные изменения
возможность деградации отдельных элементов
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
большое число последователей во всем мире
основа религиозной жизни отдельных наций
проповедуют эгалитарность
стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
проведение контрольных измерений
выдвижение и обоснование гипотез
создание логической модели изучаемого объекта
описание изучаемых явлений
проведение научного эксперимента
объяснение существующих взаимосвязей
Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
фиксация обобщений в виде законов
получение количественных данных об изучаемом объекте
разработка научных теорий
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
субъективный характер используемых суждений
доступная форма изложения
экспериментальная проверка результатов
опора на авторитет
взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
разработка специального понятийного аппарата
Добавить в вариантНайдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
существенные преобразования, вводимые законным путём
смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
щества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
механизация и автоматизация производства и управления
определяющая роль урбанизации в социальной жизни
высокий уровень социальной мобильности
господство церкви и армии в политической сфере общества
господство сельского натурального хозяйства
серийное производство товаров массового потребления
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Восприятие является формой рационального познания.
Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
Одним из критериев истины выступает практика.
Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
Одной из форм чувственного познания является представление.
Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
Средством вербального общения является мимика.
Информационное общество создало новые формы общения.
Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Рациональное познание присуще только человеку.
Одной из форм рационального познания является представление.
Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
Исходным элементом рационального познания является понятие.
21.09.2023. Тест. Обществознание, 10 класс
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Для закрепления материала по теме и для подготовки к ЕГЭ
Список вопросов теста
Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют
Варианты ответов
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс»:
Вопрос 3
Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
Вопрос 4
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
Вопрос 5
Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
Вопрос 6
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих потребностей.
Б. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в других.
Вопрос 7
А.Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
Б.Общественный прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопряжён с регрессом в других.
Вопрос 8
Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
Вопрос 9
Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (задания части А)
Тема: Строение общества, природное и общественное в человеке Учитель истории и обществознания МБОУ Умётской СОШ Понафидина Е.А.
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
Быстрый скачкообразный переход от одного общественнополитического строя к другому называется 1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией
Пояснение.
- революцией Прогресс — движение вперед, совершенствование в процессе развития. Контрреформа — система мероприятий, направленных против реформы. Эволюция — развитие, переход от одного состояния к другому. Скачкообразный переход от одного строя к другому называется революцией.
Существование глобальных проблем человечества свидетельствует
о целостности современного мира 2) о выравнивании уровней развития 3) о взаимодействии стран и народов 4) о преимуществах экономически развитых стран
о целостности современного мира Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие весь Мир в целом. (все страны и государства) Вне зависимости от развития, экономики, народности.
Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают
исторические традиции 2) культурное многообразие мира 3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека 4) многовариантность общественного развития
рост масштабов хозяйственной деятельности человека Глобальные проблемы – результат деятельности человека, который всегда удовлетворяет свои потребности. Производство различных товаров происходит вместе с вырубкой леса, выбросов CO2 в атмосферу и т.д.
Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более
совершенному, называют 1) социальной стратификацией 2) общественным прогрессом 3) культурной революцией 4) социальной адаптацией
- общественным прогрессом Соц. стратификация — расслоение общества. Культурная революция — коренные изменения понятий о культуре и её самой. Социальная адаптация — социализация человека в обществе. Прогресс — развитие в лучшую сторону.
Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
скачкообразные перемены 2) революционные преобразования 3) постепенные изменения 4) цикличность социального развития
постепенные изменения Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции).
Общество, в отличие от природы
развивается закономерно 2) подвержено изменениям 3) творит культуру 4) является динамической системой
творит культуру Только человеку присуще творение. Остальные термины присутствуют и в природе.
Революция и реформа являются
социальными институтами 2) формами общественных преобразований 3) элементами общества как системы 4) видами социальных связей
формами общественных преобразований Являются формами общественных преобразований, реформа – слабое, революция – коренное.
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для
удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального
- традиционного Сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше. Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.
Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции
модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации
глобализации Модернизация — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Глобализация — процесс всемирного экономического, политического и культурного объединения и стандартизации. Демократизация – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д. Информатизация – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Глобализация порождает сглаживание различий в международной экономике.
В диаграмме приведены данные о численности пользователей Интернетом в некоторых европейских странах.
По числу пользователей Интернетом в Европе лидирует Германия. 2) Аудитория Интернетпользователей в Великобритании больше, чем в России, но меньше, чем во Франции. 3) Количество пользователей Интернетом в России меньше, чем в Германии, но больше, чем во Франции. 4) Количество пользователей Интернетом в Германии превышает совокупное количество пользователей в России и во Франции. Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
По числу пользователей Интернетом в Европе лидирует Германия.
Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции
глобализации 2) модернизации 3) информатизации 4) демократизации
глобализации Модернизация – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы. Информатизация – широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. Демократизация – в широком смысле слова – процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия.
Быстрый скачкообразный переход от одного общественнополитического строя к другому называется 1) революцией 2) прогрессом 3) эволюцией 4) реформами
- революцией Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Эволюция — развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы. Реформа — преобразование, вводимое законодательным путем.
Природа, в отличие от общества
испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой обитания человека 3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4) способна развиваться независимо от человека
способна развиваться независимо от человека Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
- реформами Революция- коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой; последняя не признается безусловно необходимой. Прогресс-направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Эволюция-развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы.
«Совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, сложившихся исторически». Какому понятию соответствует данное
определение? 1) общество 2) культура 3) цивилизация 4) формация
- общество Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Цивилизация – первая стадия культуры, уровень развития человеческого общества. Формация- стадия общественной эволюции
Задание
В последние годы резко возросло число пользователей Интернетом, что вызывает интерес у разработчиков сайтов, тематика которых должна отвечать запросам разных групп населения. В связи с этим в 2002 г. было проведено исследование запросов в сети Интернет ученых-обществоведов. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочнобиблиографическая информация. 2) Наименьший интерес у ученых-обществоведов вызывает новостная информация. 3) Максимальное количество обращений связано с исследовательскими сайтами. 4) Среди интересов ученых-обществоведов сайты, связанные с развлечениями, находятся на третьем месте.
Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочно-библиографическая информация.
«Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности». Какому понятию
соответствует данное определение? 1) цивилизация 2) общество 3) формация 4) культура
- общество Цивилизация — единство исторического процесса и совокупность материальнотехнических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса; стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; локализованное во времени и пространстве общество. Общество – это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически. Формация – стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Культура – области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха.
Такие установки характерны для 1) традиционного общества 2) индустриальной цивилизации 3) аграрной цивилизации 4) феодального общества
«Группа людей, объединившаяся для совместной деятельности и имеющая общие интересы и ценности». Какому понятию соответствует
данное определение? 1) формация 2) культура 3) цивилизация 4) общество
Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
личность Индивидуальность — это проявление особенностей характера человека, а не его деятельность в обществе, она лишь показывает отличие одного человека от другого. Индивид — это просто особь с определенными врожденными и приобретенными качествами. Творец — это не проявление участия в общественной жизни. Личность — это совокупность всех вышеприведенных понятий, он является социокультурной единицей.
Деятельность человека, в отличие от поведения животных
носит узко специализированный характер 2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей 3) предваряется целеполаганием 4) всегда носит индивидуальный характер
предваряется целеполаганием Деятельность человека в широком смысле слова направлена не только на удовлетворение первичных потребностей, носит общественный характер, не узкоспециализирована, предварительно планируется.
Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
членораздельная речь 2) наличие физических потребностей 3) способность брать ответственность на себя 4) сознание и мышление
способность брать ответственность на себя Личность — человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Животные не могут брать ответственность на себя, а человек как личность, сформировавшаяся в обществе.
Личность в отличие от индивида обладает
рациональным мышлением 2) членораздельной речью 3) способностью делать нравственный выбор 4) чувственным познанием
способностью делать нравственный выбор Личность — окончательно развитый индивид с определенными взглядами и ценностями, моральными качествами. Индивид же — это особь с определенными особенностями физиологическими. Благодаря наличию ценностей, личность может делать нравственный выбор.
С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер
отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в освоении космического пространства 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) формирования гражданского общества
успехов в освоении космического пространства Освоение космического пространства напрямую зависит от развития новых технологий, науки.
Какой признак характеризует индустриальное общество?
ведущая роль сельского хозяйства 2) слабый уровень разделения труда 3) массовое промышленное производство 4) решающее значение сферы услуг в экономике
массовое промышленное производство Индустриально общество — переход от сельского хозяйства к промышленности, появление широко распространенного разделения труда. Ведущая роль с/х — традиционное. Сфера услуг — постиндустриальное.
Что из приведённого ниже характеризует переход к информационному обществу?
складывание свободной рыночной экономики 2) резкий рост социального неравенства 3) развитие средств массовой коммуникации 4) формирование демократического государства
развитие средств массовой коммуникации Информация — главная ценность постиндустриального общества (информационного). 1 и 4 характерны для индустриального общества, 2 — для традиционного.
Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
поступательное развитие 2) деградация 3) общественный прогресс 4) цикличность
общественный прогресс Поступательное развитие — это движение, оно может быть и вперед, и назад. Деградация — движение назад. Цикличность — это повторение. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Общественный прогресс — это процесс, который характеризуется цикличностью (3), когда поступательное развитие (1) может сменяться деградацией (2). Кроме того, положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других.
Для традиционного общества характерно
длительное существование общины 2) широкое участие народа в общественной жизни 3) занятие основной массы населения в сфере услуг 4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
длительное существование общины Традиционное общество — это самая первый вид общества, которые сложилась в человеческой цивилизации. В современном мире оно характерно для Стран Востока. Оно характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
Развитие общества, для которого характерен переход от менее совершенных форм организации к более совершенным, — это
Развитие общества, для которого характерен переход от менее совершенных форм организации к более совершенным, — это 1) социальная стратификация 2) общественный прогресс 3) социальная адаптация 4) общественная мобильность
- общественный прогресс Социальная стратификация — одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии. Общественный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научнотехнических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Социальная адаптация — приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. Общественная мобильность — это возможность смены социального слоя.
Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
экономической 2) познавательной 3) ценностно-ориентационной 4) социально-преобразовательной
социально-преобразовательной Избирательная система— совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле). Реформа — преобразование, вводимое законодательным путем.
При переходе от индустриального к информационному обществу
происходит замена ручного труда машинным 2) возрастает значение науки и образования 3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора 4) формируется демократическое государство
возрастает значение науки и образования В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.
Для традиционного общества характерна(-о)
ценность человеческой личности 2) динамичное развитие 3) натуральное хозяйство 4) индустриальное производство
натуральное хозяйство Для традиционного общества, как правило, характерны: -традиционная экономика -преобладание аграрного уклада; -стабильность структуры; -сословная организация; -низкая мобильность; -высокая смертность; -низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Общим качеством и человека, и высших животных является
представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство 3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
способность обучать потомство У высших животных(например у обезьян) и у человека главным сходством является возможность воспитания потомства.
В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
люди приобретают знания о мире и о себе 2) получаются практически полезные результаты 3) реализуются духовные и материальные потребности личности 4) средства должны соответствовать целям
люди приобретают знания о мире и о себе Познание основывается на предметно — чувствительной, практической деятельности. Предметы и процессы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческих интересов, подвергаются активному воздействию со стороны человека и лишь благодаря этому обнаруживают и раскрывают свои свойства. Потребности практики определяют направления познания, ставят познавательные задачи, которые нужно решать. В свою очередь, знания, полученные в результате познавательной деятельности, способствуют совершенствованию практики. Познавательная деятельность человека осуществляется: -в процессе специально организованного обучения; -в ходе научных исследований; -путем непосредственного общения с окружающим миром. Рассмотрим содержание основных элементов познавательной деятельности. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.