- Подберите текст научного, художественного или публицистического характера, чтобы ученики могли продемонстрировать свою компетенцию в понимании различных видов текстов.
- Убедитесь, что выбранный текст доступен для понимания и не содержит сложных терминов или конструкций, которые могут быть непонятны учащимся.
- Помните, что текст должен быть достаточно информативным и интересным, чтобы мотивировать учеников к активному пересказу и анализу.
Как писать изложение
- Начните с внимательного прочтения текста, чтобы полностью понять его содержание и идеи автора.
- Определите основные идеи и ключевые моменты текста, которые необходимо включить в ваше изложение.
- Составьте структуру изложения, разделив его на введение, основную часть и заключение.
- При пересказе текста используйте своими словами, но сохраняйте основные мысли и идеи автора.
- Обратите внимание на грамматику, пунктуацию и структуру предложений, чтобы избежать ошибок.
Изложение – это отличный способ развить навыки анализа текста, самостоятельной мысли и выразительности. Подготовьтесь к заданию заранее, тренируйтесь и не забывайте об основных правилах написания изложений.
Критерии success
Изложение важно для формирования различных навыков учащихся, включая аудиологические и письменные. Чтобы гарантировать успех в выполнении задания, важно помнить о следующих критериях:
- Обучение слушанию и чтению: Текст должен быть понятен и легко воспринимаем учениками.
- Развитие письменных навыков: Ученики должны уметь создавать связанный текст с четкой структурой.
- Расширение словарного запаса: Использование разнообразной лексики повышает качество изложения.
- Культура речи и письма: Соблюдение правил русского языка является важной составляющей.
- Интерес к литературе: Стимулируйте учеников к чтению оригинальных произведений для углубленного понимания.
- Творческое мышление: Поощряйте учащихся к использованию своего воображения и креативности в выполнении задания.
Помните, что успешное выполнение задания поможет учащимся развить не только умение писать, но и ценные навыки коммуникации и анализа текстов.
Упражнения на готовом тексте
Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:
Аналитический
- Самостоятельное выявление основной задумки автора
- Составление содержания и его четкое воспроизведение
Синтетический
- Дополняется разработкой собственного заголовка
- Дополнения и развитие главной темы подходящими микротемами
Конструктивный
- Редактирование или сжатие исходного материала
Творческий
- Написание изложения с элементами сочинения
Чтобы сформировать навык написания, используются несколько этапов.
Этапы написания
Для получения максимального балла за изложение рекомендуется учитывать несколько простых правил написания.
Правила сокращения изложения
Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста. Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения отлично сокращения должны соответствовать типу речи.
- В описании нельзя сокращать признаки или характеристики
- В рассказе – сюжетные линии или персонажей
- В рассуждении – факты или теории
Стандартные недочеты и рекомендации по их исправлению
Ключевые ошибки в письменной речи. Во время саморедактирования при итоговом прочтении работы, следует придерживаться следующих рекомендаций.
Как оценивается изложение?
Основные показатели оценки связанной письменной речи. Изложение входит в часть итогового экзамена по русскому языку на ОГЭ. Положение о правилах проверки отражено в методических указаниях Рособрнадзора.
Организация экзамена
Интервал между первым и вторым прочтением текста три минуты. Время, которое ученики могут работать с черновиками и вносить записи, используется в полную меру. Альтернативные варианты прохождения испытания предусмотрены для людей с особенностями физического здоровья.
Экзамен для учащихся с особыми потребностями
Учащиеся с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, слабовидящие, слабослышащие, глухие или слепые получаются для работы особый вариант задания. Выпускники, которые не могут прочитать текст, работают с отрывком выполненным шрифтом Брайля, глухонемые дети смотрят на сурдопереводчика. На ознакомление с материалом им отводится 40 минут, после чего они приступают к выполнению работы. Экзаменация учеников с особенностями физического развития проводится в отдельной аудитории.
Оценка произведения
Экзаменационная комиссия оценивает работу учащегося по четким параметрам. Грамотность оценивается по количеству орфографических, пунктуационных, речевых ошибок и фактической точности написания.
Изложение в качестве вступительных экзаменов
Экзаменационное изложение применяется на внутривузовских испытаниях для абитуриентов после колледжа, поступающих на педагогические или лингвистические специальности. Правила проведения экзамена отличаются от школьных. Работы оцениваются по сто-балльной шкале. Критерии:
- Менее 60% выполненного текста
- Искажение содержания
- Ошибки по сложным правилам
- Негрубые нарушения правил
- Подготовка к работе
Секреты отличного написания
Для точной передачи мысли и задумки автора важно внимательно прослушать исходный текст, воспринимать его через призму информации о писателе, эпохи о которой он рассказывает, моральных ценностей общества того времени.
Передать стилистику и написать хорошее изложение помогут простые правила:
- Аккуратный почерк
- Соблюдение полей, красных строк
- Понимание содержания текста
- Красивое оформление
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
👓 Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
📢 Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Этапы работы над изложением
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
Перерыв между чтениями
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
Второе прочтение
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
Найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
Соедините всё, что написали, это будет черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
Сократите написанное
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить, при этом важно сохранить микротемы. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
Работа над композицией изложения
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.
Исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
Переписывание чистовика на бланк
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
🧠 Микротемы. Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
🗜 Сжатие текста. Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте один из трёх способов сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
Что нужно сохранить при сжатии текста
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, поэтому ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
➗Разделение абзацев. Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Обращайте внимание на паузы, которые делает диктор при чтении текста. Обычно между абзацами пауза более длительная.
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут быть экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортнее будете чувствовать себя на экзамене.