Как готовиться к изложению на ОГЭ по русскому языку
Самая волнительная часть ОГЭ по русскому — это изложение: аудиозапись включают всего дважды, и за это время школьник должен запомнить основные моменты текста и воспроизвести их на бланке. В этой статье рассказываем:
Объем изложения на ОГЭ
Текст изложения на ОГЭ по русскому языку обычно состоит из 150 слов, а аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Её воспроизводят дважды: во время первого прослушивания нужно понять основную мысль текста и разделить его на микротемы, во время второго — закрепить информацию. Между прослушиваниями ученикам дают 3–4 минуты для работы с черновиком.
Минимальное количество слов в изложении на ОГЭ — 70. Всего за изложение можно получить 7 баллов.
Темы изложений
Темы изложений схожи с темами текстов для сочинений: любовь, доброта, дружба, война и патриотизм, книги и польза чтения, общественные проблемы, культурные ценности человека, мечты, семья и дети, разница поколений, предательство, поиск своего места в жизни.
Где искать тексты изложений
ФИПИ — Федеральный институт педагогических измерений
Официальный сайт с материалами для подготовки к государственным экзаменам, включая ОГЭ. В открытом банке заданий собрано почти 50 аудиозаписей изложений.
Сборники от разработчиков экзамена
Изложения в сборниках похожи на экзаменационные, ведь их авторы — составители заданий КИМ ОГЭ по русскому языку. Рекомендуем изучить сборники различных авторов.
Для успешной подготовки к изложению на ОГЭ по русскому языку, научитесь отделять главную информацию из текста от второстепенной, определять микротемы и тренировать память.
Успехов в подготовке!
Важные моменты ОГЭ для девятиклассников
Введение
В данной статье мы рассмотрим важные аспекты ОГЭ для девятиклассников, такие как даты проведения экзамена и минимальные баллы для сдачи. Также, мы предлагаем бесплатную помощь с подготовкой в нашей группе.
Источник данных
Информация в данной статье основана на аудиозаписях из ОБЗ (открытого банка заданий) ФИПИ.
- Всего аудиозаписей: 37 (вместо 35)
- Убрали: 7
- Добавили: 9 новых+
Даты проведения ОГЭ
Русский язык: 18 мая 2023
Математика: 19 мая 2023
К устной части:
- Иностранный язык: с 8 по 25 мая 2023
- Физика: 18-22 мая 2023
- Химия: 19-23 мая 2023
Минимальные баллы для сдачи
- Русский язык: 36 баллов
- Математика: 40 баллов
- Иностранный язык: 36 баллов
- Физика: 30 баллов
- Химия: 30 баллов
Дружба Пушкина и Пущина
Дружба Александра Пушкина и Ивана Пущина была необычной. Они учились вместе в лицее, их встречи были редкими, но дружба продержалась долгие годы. Влияние Пущина на Пушкина было значительным, их взаимное воздействие оставило след в их произведениях.
Воспитанность и спор
Умный и вежливый спорщик проявляется в споре через внимательное выслушивание противника, уважение к его мнению и спокойствие в диалоге. Важно уметь уступать с достоинством, не поддаваясь на провокации и сохраняя уважение к собеседнику.
Завершая статью, мы хотим подчеркнуть, что успешная подготовка к ОГЭ требует не только знаний, но и умения вести диалог и анализировать информацию. Будьте готовы к экзаменам и помните о важности вежливости и терпимости в общении. Успехов вам на ОГЭ!
Изучение школьной темы
Хороших книг о школе написано немало. Но интересно узнать, что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. У каждого взрослого есть свои впечатления о школе, плохие или хорошие. Одни учителя и товарищи остаются в памяти, другие забываются. Нельзя всегда объяснить это степенью дружбы – действуют иные, глубоко скрытые причины.
Талантливые учителя и любимые учителя
Помимо талантливых учителей, есть и другие, любимые учителя. Можно заслужить любовь учеников, даже не обладая педагогическими способностями. Талантливым стать нельзя, а вот любимым – вполне можно.
Читатель и автор
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать и понимать. От этого зависит многое, в том числе духовная встреча с читателями, для которых он писал свою книгу. Читатель должен воссоздать в себе всё созданное автором, иначе книга пройдет мимо него.
Настоящее чтение
На самом деле, настоящее чтение требует много больше, чем просто соединение слов. При чтении важно уловить голос автора, почувствовать сущность мира и искать скрытый духовный смысл. Читать – значит творить.
Чувствовать красоту природы
В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Наблюдать за морем несколько часов открывает совершенно иное восприятие, чем быстрый взгляд и уход.
Природа как вдохновение
Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад.
Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда.
Но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.
Остановитесь и посмотрите
Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе — цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду.
Я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу.
Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и края нет, пригласит тебя в собеседники.
Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесёт радость. (По Владимиру Алексеевичу Солоухину)
Книга как источник мудрости
Книга — великий хранитель и двигатель человеческой культуры.
Книгу ничем нельзя заменить. Издавна её называют источником мудрости. И действительно: сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом.
Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.
Красота в образовании
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование и самостоятельность же даёт именно книга.
Видеть и слышать — это ещё не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине, той тишине, что рождает самостоятельную мысль. (По Дмитрию Сергеевичу Лихачёву)
Поэзия в повседневной жизни
Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности.
Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям.
Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах. Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной?
Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.
Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. (По Константину Георгиевичу Паустовскому)
ИЗЛОЖЕНИЕ 8 «Самая большая ценность народа — его язык»
Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились внутренние силы нации, её склонность к эмоциональности, разнообразии характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. (По Дмитрию Сергеевичу Лихачёву)
Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения — всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.
Искусство — это форма познания мира, но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно сжимают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает.
Иногда происходит чудо — искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. (По Марии Дмитриевне Аксёновой)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: количество микротем в текстах не изменилось.
Ниже находится ссылка на файл, который содержит все 37 текстов, включая новые, а также ссылка на аудиозаписи.
Тексты сгруппированы по темам.
Каждому тексту присвоен порядковый номер, который соответствует номеру аудиозаписи.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
👓 Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
📢 Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут быть экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
переданы все три микротемы;
все три микротемы сжаты;
текст чётко разделён на три абзаца;
нет логических ошибок.
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортнее будете чувствовать себя на экзамене.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
Соедините всё, что написали, это будет черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить, при этом важно сохранить микротемы. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк
<<Лидген для статьи>>
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
🧠 Микротемы. Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
🗜 Сжатие текста. Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте один из трёх способов сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
Что нужно сохранить при сжатии текста:
тип и стиль речи;
последовательность изложения;
три микротемы в трёх абзацах;
ключевые слова.
Что можно исключить при сжатии текста:
вводные слова, риторические вопросы и восклицания;
примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
обобщающие слова и предложения;
однородные члены;
повторы;
прямую речь — её передаём косвенной;
пространное описание природы, чувств и настроений.
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, поэтому ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
➗Разделение абзацев. Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Обращайте внимание на паузы, которые делает диктор при чтении текста. Обычно между абзацами пауза более длительная.