Григорий Явлинский
Григорий Явлинский – лидер избирательного блока Явлинский-Болдырев-Лукин – публичный политик, сооснователь партии Яблоко. За свою долгую политическую карьеру он принимал активное участие в исторических событиях России.
Прошлое и Настоящее
Во время начала кризиса, Григорий Явлинский призывал участников конфликта прекратить взаимные претензии и провести досрочные выборы президента и парламента. После столкновений в ночь с 3 на 4 октября, он обратился по РТР с призывом к Ельцину подавить мятеж.
Сегодня он продолжает активную политическую деятельность, выступая с аналитическими выступлениями и комментариями по актуальным событиям.
Взгляд на историю
Григорий Явлинский считает, что события октября 1993 года оказались очень болезненными и драматичными для России. По официальным данным, погибли 158 человек, однако реальное количество жертв остается неизвестным.
Он утверждает, что причиной этих событий стали ошибочные реформы, проводимые в то время. В частности, Григорий Явлинский критикует политику лобальной либерализации цен, которая привела к гиперинфляции и разрыву экономических связей между предприятиями.
Выводы и Уроки
Григорий Явлинский призывает извлекать уроки из прошлых ошибок и не допускать их повторения. Он подчеркивает, что недопустимо подходить к реформам без должного понимания и готовности к реальным изменениям.
Важно осознать, что ошибки и преступления 1990-х годов поклали начало системе, в которой сегодня находится Россия. Эти уроки должны помочь стране избежать серьезных последствий в будущем.
Образ мытый – образ осознанный. Proverb.
Инициатива и реакция Ельцина
В начале развития политического кризиса, я призывал участников конфликта отказаться от взаимных претензий и провести досрочные выборы президента и парламента. Это была не только моя инициатива, я участвовал в работе группы общественных деятелей, стремившихся избежать насилия и конфликта.
Возможные альтернативы
Считаю, что в случае проведения досрочных выборов, россияне могли бы выбрать альтернативу Ельцину. Потенциальными кандидатами были такие авторитетные личности, как Юрий Афанасьев, Анатолий Собчак или известные правозащитники, например Сергей Ковалев.
Ошибка в своем призыве?
В ночь на 4 октября 1993 года я выступил по телевидению с призывом к президенту подавить мятеж со всей возможной ответственностью. Сейчас я сожалею о том, что это произошло. Но в тот момент ситуация была крайне напряженной, и насилие на улицах Москвы нельзя было допустить.
Дело шло к настоящему гражданскому столкновению, и нам нужно было немедленно остановить насилие на улицах. Как сторонник мирного разрешения конфликта, я не мог предвидеть, что подавление беспорядков будет выполнено танковым обстрелом Белого дома.
Уроки из политического кризиса
Важно отметить, что страна не вынесла нужных уроков из того политического кризиса. Я настаивал на проведении парламентского расследования, чтобы выяснить все обстоятельства событий. Тем не менее, молодые реформаторы и Ельцин предложили коммунистам сделку, чтобы избежать расследования.
Считаю, что власти должны были дать возможность расследовать происходившие события, чтобы извлечь уроки и предотвратить подобные ситуации в будущем. Но политические игры и компромиссы в итоге помешали объективному расследованию происходившего.
Важность выборов 1993 года
Мы начнем с важной темы выборов 1993 года, когда партия Яблоко не поддерживала проект Конституции страны. Конституция была принята без референдума, что вызвало серьезное недовольство со стороны партии. Они предлагали передать проект на обсуждение в Федеральное собрание и провести нормальный референдум. Однако их мнение не было учтено, и Конституция была все равно принята.
Илья Константинов
Илья Константинов, бывший участник событий 1993 года, сейчас пенсионер и комментирует актуальные события. Он считает, что тогдашние события имели огромное значение для дальнейшего развития России и решали вопрос о ее будущем.
Развитие событий и причины кризиса
Илья Константинов высказывает мнение, что причины переворота 1993 года не сводились к личным противоречиям или борьбе за власть. Он считает, что главный вопрос заключался в приватизации страны и распределении выгод от этого процесса. Это вызвало острую реакцию в обществе и спровоцировало силовое противостояние.
Глубокий раскол в обществе происходил из-за вопроса, кто будет получать выгоды от приватизации – меньшинство или большинство граждан. Этот вопрос стал центральным для многих участников конфликта и разделил общество на две части.
Итак, выборы 1993 года и последующие события остаются одним из самых значимых моментов в истории России, влияя на ее дальнейшее развитие и политическую обстановку.
Введение новой экономической системы
Это привело к бурному росту инфляции, снижению уровня жизни населения, а также к увеличению безработицы.
Либерализация политической системы
Новые свободы привели к политическим конфликтам и нестабильности в стране.
Демографический кризис
Резкое снижение рождаемости, увеличение смертности и массовая эмиграция населения.
Долгосрочные последствия
Экономическая деградация
Старые предприятия не смогли конкурировать на открытом рынке, что привело к их банкротству и загрязнению окружающей среды.
Моральный упадок
Люди потеряли веру в правительство и общество, что привело к распаду моральных ценностей и усилению коррупции.
Политическая нестабильность
Частые изменения власти и конфликты между различными политическими силами привели к долгой политической неопределенности.
Итак, кризис 1993 года оставил глубокие раны в теле российского общества, ощущаемые и по сей день. Необходимы серьезные усилия для лечения этих ран и восстановления утраченного доверия и стабильности.
В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
Распад рублёвой зоны
Банкнота достоинством 5000 российских рублей образца 1992 года
Украинский купоно-карбованец, 1992—1996 годы
Стремление отгородиться от советской экономики, вступившей с 1989 года в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к введению национальных валют. Хотя советский рубль сохранял хождение на территории большинства постсоветских республик (в некоторых — параллельно с местными валютами и их суррогатами), однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились в 24 раза, в последующие несколько лет — в среднем в 10 раз за год) практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены на территории РФ советского рубля на российский в 1993 году. 26 июля — 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.
Банкнота достоинством в 1 белорусский рубль образца 1992 года
В течение 1992—1993 годов практически все союзные республики ввели собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль сохранил хождение до 1995 года), непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ввела приднестровский рубль в 1994 году), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохранялось хождение российского рубля).
В ряде случаев национальные валюты произошли от введённой в последние годы существования СССР талонной системы путём превращения одноразовых талонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).
Советский рубль имел наименования на 15 языках — языках всех союзных республик. Для некоторых из них названия национальных валют первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля (карбованец, манат, рубель, сом и др.)
Раздел Вооружённых Сил СССР
Военные округа СССР на январь 1989 года
Первое военное ведомство появилось в РСФСР в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» от 14 июля 1990 года, и носило название «Государственный комитет РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР». В 1991 году несколько раз переименован.
С момента распада СССР российские войска оказались втянуты в ряд войн и вооруженных конфликтов на территории бывшего Союза:
С 2015 года российские войска принимают участие в военной операции в Сирии. Она стала первой в истории постсоветской России, когда ВС РФ приняли участие в боевых действиях за пределами бывшего СССР.
По состоянию на начало 2022 года в рядах Вооруженных сил России служило около 900 000 человек; ещё 2 000 000 находились в запасе. Формируются по призыву и контракту.
Европейская часть СССР
Три советские республики, географически полностью находящееся в Восточной Европе (Белоруссия, Молдавия и Украина) взяли курс на строительство собственных национальных вооружённых сил на основе частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на их территориях.
К моменту распада СССР на территории Белорусской ССР располагался Белорусский военный округ численностью до 180 тыс. военнослужащих. В мае 1992 года округ был упразднён, а всем военнослужащим было предложено присягнуть на верность независимой Республике Беларусь либо уволиться. Ядерное оружие было вывезено на территорию Российской Федерации.
На сегодняшний день Вооружённые силы Республики Беларусь (белор. Узброеныя сілы Рэспублікі Беларусь) насчитывают до 69 тыс. чел. Формируются по призыву.
Битва за Бендеры во время Преднестровского конфликта, 1992 г.
При распаде СССР в Молдавской ССР были размещены войска и силы Одесского военного округа, основу которых составляли формирования 14-й гвардейской армии (управление армии в г. Тирасполь), дислоцировавшиеся как на территории Молдавии, так и на территории Украины. Кроме частей 14-й армии на территории Молдавии дислоцировались части окружного подчинения.
В связи с обострением Приднестровского конфликта, который с марта 1992 года перешёл в боевые действия, в процесс раздела войск 14-й армии вмешалась Российская Федерация, которая вывела под свою юрисдикцию все формирования 14-й армии, находившиеся восточнее реки Днестр (управление армии, отдельные части при нём и 59-я гвардейская мотострелковая дивизия). В результате Республика Молдова получила из войск и сил Одесского военного округа только те формирования, что находились на её территории западнее Днестра (вне самопровозглашённой Приднестровской Молдавской Республики).
В настоящее время Вооружённые силы Республики Молдова (рум. Forţele Armate ale Republicii Moldova) насчитывают до 65 тыс. человек. Формируются по призыву и контракту. Параллельно на левом берегу Днестра расположена Оперативная группа российских войск, которая является прямой наследницей 14-й армии и выполняет миротворческую миссию в регионе. В свою очередь непризнанная ПМР имеет собственные вооружённые силы численностью до 5500 человек, которые формируются по призыву и контракту.
На время провозглашения Украиной независимости численность войск на её территории насчитывала около 700 000 человек. С 24 августа 1991 года под юрисдикцию Украины перешли: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО.
На начало 2022 года Вооружённые силы Украины (укр. Збройні сили України) насчитывали до 255 тыс. человек. Формируются по контракту и призыву.
С конца зимы — начала весны 2014 года украинские войска вовлечены в российско-украинскую войну: с 7 апреля 2014 года участвуют в боевых действиях на востоке страны, а с 24 февраля 2022 года отражают полномасштабное вторжение России.
После распада СССР и подписания соответствующих договоров, вывод частей Советской (с 1992 года — Российской) Армии из этих стран был закончен в 1994 году. Часть вооружения и техники бывшего Прибалтийского военного округа послужили основой для создания собственных национальных армий Латвии, Литвы и Эстонии.
29 марта 2004 года Латвия, Литва и Эстония официально стали членами НАТО: в состав Объединённых вооруженных сил Североатлантического Альянса вошли и армии стран Балтии.
В Латвии сформированы Национальные вооружённые силы (латыш. Latvijas Nacionālie bruņotie spēki) численностью до 6 тыс. чел.
В Литве сформированы Вооружённые силы (лит. Lietuvós ginkluótosios pájėgos) численностью до 16 тыс. чел., формировавшихся на основе призыва (до 2009, с 2009 — на контрактной основе), а также добровольцев.
В Эстонии в период 1991—2001 годов в соответствии с решением Верховного Совета Эстонии от 3 сентября 1991 года сформированы Силы обороны (эст. , рус. ); формируются на основе призыва) численностью около 4500 чел. и добровольную военизированную организацию «Союз обороны» (эст. , рус. ) численностью до 10 тыс. чел.
В 1989—1992 годах в условиях обострения внутриполитической обстановки в Закавказье (война в Нагорном Карабахе, грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, гражданская война в Грузии) был осуществлён частичный вывод войск Закавказского военного округа из районов вооружённых столкновений, значительно сокращён боевой и численный состав. Часть личного состава и вооружения округа стали основой для формирования собственных национальных армий независимых Азербайджана, Армении и Грузии.
Указом Президента РФ от 19 марта 1992 года № 260 Закавказский военный округ был временно взят под юрисдикцию Российской Федерации. В январе 1993 года округ преобразован в Группу российских войск в Закавказье, которая просуществовала до 2007 года.
Летом 1992 года Министерство Обороны Азербайджана выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на территории республики, передать вооружение и военную технику новым властям во исполнение указа президента Азербайджана. В результате к концу 1992 года Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы сформировать четыре мотопехотные дивизии.
Формирование Национальной армии Азербайджанской Республики (азерб. Azərbaycan Milli Ordusu) проходило в условиях Карабахской войны с Арменией, в которой Азербайджан потерпел поражение.
Формирование Вооружённых сил Республики Армения (арм. Հայաստանի Հանրապետության զինված ուժեր — Хайастани Ханрапетутян Зинвац Ужер) началось с января 1992 года, когда уже вовсю полыхала Карабахская война с Азербайджаном, по результатам которой Армения одержала победу.
Первые национальные вооружённые формирования существуют в Грузии уже на момент распада СССР (Национальная Гвардия, основанная 20 декабря 1990 года, также военизированные формирования Мхедриони). Источником оружия для разнообразных формирований становятся части и соединения распадающейся Советской Армии. В дальнейшем формирование грузинской армии происходит в обстановке резкого обострения грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, а также вооружённых столкновений между сторонниками и противниками первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.
Численность Вооружённых сил Грузии (груз. საქართველოს შეიარაღებული ძალები — Сакартвелос Шеиарагебули Дзалеби) доходит до 37 тыс. чел.
С момента провозглашения независимости страны грузинские войска оказались втянуты в ряд войн и вооружённых конфликтов на своей территории (в том числе — с участием регулярной российской армии).
Во всех центральноазиатских республиках бывшего СССР также проходило создание национальных вооружённых сил на основе частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на их территориях, а именно — Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Тем не менее в некоторых республиках Средней Азии создание собственных военизированных формирований проходило в условиях кризиса власти, а в ряде случаев — и вооружённых конфликтов (Гражданская война в Таджикистане). Почти весь периметр Государственной границы бывшего СССР с Ираном, Афганистаном и Китаем с 1991-го до начала 2000-х годов охраняли российские пограничники, позже произошёл процесс официальной передачи внешней границы СНГ пограничным ведомствам соответствующих независимых республик.
Первоначально правительство объявляет о намерении сформировать небольшую Национальную гвардию численностью до 20 тыс. чел., возложив основные задачи по обороне Казахстана на Вооружённые силы СНГ. Однако уже 7 мая 1992 года президент Казахстана издал указ о формировании национальных вооруженных сил.
В настоящее время в Вооружённых силах Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Карулы Күштері) насчитывается до 74 тыс. чел. в регулярных войсках, и до 34,5 тыс. чел. в военизированных формированиях. Ядерное оружие было вывезено на территорию Российской Федерации. Армия формируется по призыву, срок службы — 1 год.
Вооружённые силы Киргизской Республики (кирг. Кыргыз Республикасынын Куралдуу Күчтөрү) образованы 29 мая 1992 г., когда указом президента республики Аскара Акаева под её юрисдикцию были взяты соединения и части Советской Армии, дислоцировавшиеся на территории Киргизской ССР.
Из сухопутных войск под юрисдикцию Киргизии отошли все формирования Туркестанского военного округа, находившиеся на момент распада на её территории. Основу советского наследия составили части окружного подчинения и неполный 17-й армейский корпус, части которого остались на территории Казахстана и Таджикистана.
Из всех стран-участников СНГ при разделе частей бывших советских вооружённых сил Таджикистан оказался самым обделённым.
Из-за набиравшей обороты гражданской войны власти республики были не в состоянии как приступить к военному строительству, так и удержать контроль над государством. Фактически Вооружённые силы Республики Таджикистан (тадж. Қувваҳои Мусаллаҳи Ҷумҳурии Тоҷикистон) начали создаваться не на базе частей и соединений бывшей Советской Армии, а на основе незаконных вооружённых формирований, создаваемых полевыми командирами, которые противостояли группировкам радикальных исламистов.
В 1992 году для передачи под таджикскую юрисдикцию подготавливалась 201-я мотострелковая дивизия и другие части бывшей Советской Армии, дислоцированные на территории республики. Но ввиду отказа властей республики приступать к созданию собственных вооружённых сил все формирования бывших ВС СССР на таджикской территории вошли в состав Объединённых вооружённых сил СНГ под контролем России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Личный состав 201-й мотострелковой дивизии с 1991 года был сокращён до минимального количества, необходимого только для охраны боевой техники. Российское военное руководство склонялось к принятию решения о полном выводе личного состава с передачей боевой техники таджикской стороне. Руководство Узбекистана категорически воспротивилось передаче вооружения, считая, что оно попадёт в руки вооружённой оппозиции.
В результате захвата 25 сентября 1992 года офицерами 191-го мотострелкового полка нескольких танков полка, власти Узбекистана заявили о принятии решительных мер по установлению контроля над бывшими частями Советской Армии на территории Таджикистана с целью недопущения «растаскивания вооружения». Через двое суток, 27 сентября, подразделения 15-й отдельной бригады специального назначения Узбекистана взяли под свой контроль военный городок 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе.
Узбекистан потребовал от России пересмотра подхода к дальнейшей судьбе 201-й мотострелковой дивизии. В результате 28 сентября в Таджикистан были переброшены подразделения сил специального назначения России с целью недопущения захвата вооружения отрядами исламистов и усиления личного состава 201-й дивизии. Помимо этого, Узбекистан ввёл в Таджикистан свои войска и приступил к формированию вооружённых отрядов Народного Фронта Таджикистана.
В 1993 году в Таджикистане было начато полноценное строительство вооружённых сил, в котором большое участие приняли власти Узбекистана, включая вопросы по поставке вооружений и боеприпасов и организационной работы по созданию формирований. Со спадом гражданской войны и нормализацией ситуации в республике некоторые военные объекты поэтапно были переданы из юрисдикции Узбекистана и России таджикской стороне. С 1998 по ноябрь 2004 года Пограничной службе Республики Таджикистан была поэтапно передана под охрану граница с Афганистаном и Китаем со всеми военными объектами, ранее принадлежавшими Пограничной службе Российской Федерации. В 2004 году на базе 201-й дивизии была образована 201-я российская военная база, пребывание российских войск в Таджикистане продлено до 2042 года.
В наши дни Вооружённые Силы Таджикистана насчитывают около 16 тыс. человек. Комплектуется смешанным способом по контракту и призыву. Срок службы по призыву составляет два года, для окончивших высшее учебное заведение — один год.
При разделе кораблей и катеров Каспийской флотилии ВМФ СССР Туркменистана отказалась от своей доли (25 % плавсредств) в пользу России.
Из частей центрального подчинения Туркменистана отошёл только 152-й отдельный десантно-штурмовой батальон, созданный на базе 56-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. 56-я бригада подчинялась Командованию ВДВ и дислоцировалась в г. Иолотань до октября 1992 года.
Ныне Вооруженные силы Туркменистана (туркм. Türkmenistanyň Ýaragly Güýçleri) насчитывают около 36 тысяч человек .
В состав Вооружённых сил Республики Узбекистан (узб. Ўзбекистон Қуролли Кучлари, O‘zbekiston Qurolli Kuchlari) из сухопутных войск вошли все формирования окружного подчинения Туркестанского военного округа, которые дислоцировались на территории Узбекской ССР. От Войск ПВО СССР Узбекистану достались некоторые части от 12-й отдельной армии ПВО. От ВВС СССР Узбекистан унаследовал 8 авиационных полков. Из войск центрального подчинения Узбекистану отошло управление создаваемой заново 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дивизионный комплект частей и 387-й отдельный парашютно-десантный полк, которые были дислоцированы в г. Фергана. Узбекистану отошли также три высших военно-учебных заведения, расположенные в Ташкенте и Самарканде.
Численность Сухопутных войск Узбекистана сегодня составляет 40 тыс. человек.
Раздел Черноморского флота
С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.
Несколько лет флот сохранял неопределённый статус и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Статус космодрома Байконур
Расположенный на территории Республики Казахстан крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении в связи с сокращением финансирования. Статус космодрома урегулирован в 1994 году с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде. Сейчас комплекс арендуется Россией у Казахстана (договор на период до 2050 года).
Отмена единого советского гражданства
Распад СССР повлёк за собой введение новыми независимыми государствами своего гражданства и замену советских паспортов на национальные. В России замена советских паспортов окончилась только в 2004 году, в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике они сохраняют хождение по сей день.
В 2002 году вступил в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающий гражданство в соответствии с этими вкладышами. В 2004 году, как отмечалось выше, проводилась замена советских паспортов на российские.
С распадом СССР территория Калининградской области, включённая в состав СССР после Второй мировой войны и на 1991 год административно входившая в состав РСФСР, вошла также в состав современной Российской Федерации. Вместе с тем она оказалась отрезана от остальных областей РФ литовской и польской территорией.
В начале 2000-х годов, в связи с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз, а затем — в Шенгенскую зону, статус транзитного наземного сообщения Калининграда с остальными территориями РФ стал вызывать определённые трения между властями РФ и Евросоюза.
Делимитация границ между бывшими советскими республиками
В результате распада СССР возникла неопределённость границ между бывшими союзными республиками. Процесс делимитации границ растянулся до 2000-х годов. Делимитация российско-казахстанской границы проведена только в 2005 году.
Между рядом новых независимых государств граница по состоянию на декабрь 2007 году не делимитирована.
Отсутствие делимитированной границы между Россией и Украиной в Керченском проливе привело к конфликту из-за острова Тузла. Разногласия по поводу границ привели к территориальным претензиям Эстонии и Латвии к России. Однако, некоторое время назад был подписан и в 2007 году вступил в силу Пограничный договор между Россией и Латвией, разрешивший все болезненные вопросы.
Ход событий в союзных республиках в 1985—1991 годы
17—28 июня 1989 года в городе Новый Узень Казахской ССР произошли межэтнические столкновения между группами казахов и выходцами с Северного Кавказа. Бунт был подавлен отрядами спецназа.
Ферганские погромы (1989)
Массовые беспорядки в Душанбе с 10 по 17 февраля 1990 года.
Ошские события (1990)
С конца мая по начало июня 1990 года на юге Киргизской ССР происходил межнациональный конфликт между двумя тюркскими народами — киргизами и узбеками.
Массовые беспорядки в Душанбе (1990)
В феврале 1990 года в городе Душанбе — столице Таджикской ССР произошли массовые беспорядки, начавшиеся на межнациональной почве.
Лидер движения за независимость Литвы Саюдис Витаутас Ландсбергис
Акция Балтийский путь в Литве, 1989 г.
3 июня 1988 года в Литовской ССР было основано движение «в поддержку перестройки» Саюдис, сначала негласно, затем открыто ставящее свой целью выход из состава СССР и восстановление независимого литовского государства. Оно проводило многотысячные митинги и вело активную работу по пропаганде своих идей. В январе 1990 года визит Горбачёва в Вильнюс собрал на улицах Вильнюса громадное количество сторонников независимости (хотя формально речь шла об «автономии» и о «расширении полномочий в составе СССР»), численностью до 250 тыс. человек.
Митинг против Горбачева в Литве, 1990 г.
11 марта 1991 года КПЛ (КПСС) образовало Комитет национального спасения Литвы, на улицах было введено армейское патрулирование. Однако реакция мировой общественности и усилившееся влияние либералов в России сделали невозможными дальнейшие силовые действия.
В ночь на 31 июля 1991 года неизвестными (в дальнейшем в нападении обвинялись сотрудники вильнюсского и рижского отрядов ОМОН) на контрольно-пропускном пункте в Мядининкай (на границе Литвы с Белорусской ССР) были расстреляны 8 его сотрудников.
После августовских событий 1991 года независимость Литовской республики была немедленно признана большинством стран Запада.
Глава Эстонии Арнольд Рюйтель
Акция Балтийский путь в Эстонии, 1989 г.
В Эстонской ССР в апреле 1988 года образован Народный Фронт Эстонии в поддержку Перестройки, формально не ставивший своей целью выход Эстонии из СССР, но ставший базой для её достижения.
В июне — сентябре 1988 года в Таллине прошли следующие массовые мероприятия, вошедшие в историю как «Поющая революция», на которых исполнялись песни протеста, а также распространялись агитационные материалы и значки Народного фронта:
23 августа 1989 года Народные фронты трёх прибалтийских республик провели совместную акцию под названием Балтийский путь.
12 ноября 1989 года Верховный Совет Эстонской ССР принял на основе концепции оккупации Прибалтики, разработанной выходцем из Эстонии, балтийским немцем Борисом Мейснером, Постановление «Об историко-правовой оценке событий, имевших место в Эстонии в 1940 году», объявившее незаконной декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР.
23 марта 1990 года Компартия Эстонии вышла из состава КПСС.
Премьер-министр Эстонии и лидер Народного фронта Эстонии Эдгар Сависаар
3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял Постановление «О введении в действие Закона СССР „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР“», фактически объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого последующие решения.
Глава Латвии Анатолий Горбунов
Акция Балтийский путь в Латвии
В Латвийской ССР в период 1988—1990 годов происходит создание и усиление Народного Фронта Латвии, выступавшего за суверенитет республики. В противовес сторонниками выступающими за сохранение членства в СССР, создаётся Интерфронт.
Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства исторического населения республик, гражданство стран было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках до момента их присоединения к СССР, и их потомкам, а остальное, в основном русскоязычное население, массово было лишено части гражданских прав, что некоторые правозащитные и общественные организации считают дискриминацией.
Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, 1991 год
Глава Грузии Звиад Гамсахурдиа
7 декабря 1990 года в Цхинвали был введён полк внутренних войск СССР из состава Тбилисского гарнизона.
Входившие в состав Грузии Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе Союза, а позже образовали непризнанные государства (в 2008 году, после войны в Грузии, их независимость признана в 2008 году Россией и Никарагуа, в 2009 — Венесуэлой и Науру, в 2018 — Сирией).
Глава Армении Левон Тер-Петросян
Митинг в Ереване в поддержку Карабахского движения. 1988 г.
Президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов
Протесты армян в НКАО с требованием передачи области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, 1988 г.
Глава Молдавии Мирча Снегур
Георге Гимпу заменяет флаг МССР (ныне государственный флаг в непризнанном Приднестровье) на флаг Румынии (флаг у Молдовы той же расцветки, но с национальным гербом) над парламентом МССР, 27 апреля 1990 года.
27 апреля 1990 года председателем Верховного Совета Молдавской ССР при поддержке Народного фронта Молдовы был избран Мирча Снегур. 6 мая 1990 года вдоль всей реки Прут, разделяющей Молдавию и Румынию, состоялась акция «Мост цветов», в ходе которой жители Румынии пересекли советско-румынскую границу без предъявления каких-либо документов. Вторая акция подобного рода произошла 16 июня 1991 года, когда жители Молдавской ССР пересекли границу в сторону Румынии.
Антисоветские протесты в Кишиневе с иконами и портретом Стефана Великого, 1991 год
Президент РСФСР Борис Ельцин в 1991 году
12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР. Среди принципов декларации были:
Роль РСФСР в распаде Советского Союза
Наглядное свидетельство процессов распада СССР: на открытке, создание которой происходило в это время, напечатана стандартная марка СССР, однако в продажу открытка поступила с наклеенными поверх той марками России.
Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.
Россия входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.
С избранием Бориса Ельцина главой Верховного Совета, РСФСР взяла курс на провозглашение суверенитета в составе СССР и на признание суверенитета остальных союзных и собственных автономных республик.
12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.
12 января 1991 года Ельцин подписал договор с Эстонией об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признали друг друга суверенными государствами.
На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.
Баррикады защитников Белого дома с флагом России, август 1991 года
Митинг в поддержку демократических преобразований. Москва, 30 ноября 1991
Осенью — зимой 1991 года произошёл переход союзных министерств и ведомств под юрисдикцию РСФСР. К началу декабря 1991 г. большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России. Горбачёв всеми силами стремился возобновить ново-огарёвский процесс, составляя ещё один (но не сильно отличавшийся от прежнего) вариант Союзного договора. Однако ни с авторитетом Президента СССР Горбачёва, ни с союзными структурами больше никто не считался. Каждая республика была в значительно большей степени озабочена собственными проблемами. РСФСР и Украина блокировали подписание Союзного договора в самый последний момент.
Государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис
8 декабря 1991 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич, президент России Б. Н. Ельцин и президент Украины Л. М. Кравчук на правительственной даче Вискули (Беловежская пуща) подписали заявление о создании Содружества Независимых Государств и о том, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование».
К концу декабря последние союзные органы власти перешли под юрисдикцию РСФСР. Указом Президента РСФСР Ельцина деятельность МЭК СССР на территории РСФСР была прекращена. Аппарат, ведомства и другие структуры Межгосударственного экономического комитета, находящиеся на территории РСФСР, были переданы в ведение Правительства РСФСР. Президент РСФСР Борис Ельцин подписал постановления российского правительства о прекращении деятельности Межреспубликанской службы безопасности и МВД СССР на территории Российской Федерации и принял решение о прекращении деятельности МИДа СССР; на следующий день был упразднён Государственный банк СССР, теперь это был Банк России.
23 декабря, после встречи Горбачёва и Ельцина, вышло их совместное распоряжение, согласно которому деятельность аппарата президента СССР прекращалась.
24 декабря 1991 года было прекращено членство СССР в Организации Объединённых Наций — место СССР заняла РСФСР (Российская Федерация), к которой также перешли права постоянного члена Совета Безопасности ООН.
25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачёв ушёл в отставку. 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР самораспустился и принял декларацию об упразднении СССР.
С распадом СССР Россия (Российская Федерация) стала независимым государством и единственным правопреемником СССР в Совбезе ООН.
Провозглашение независимости в АССР и АО РСФСР
Глава Татарстана Минтимер Шаймиев
18 октября 1991 было принято Постановление Верховного Совета об акте о государственной независимости Татарстана.
Осенью 1991, при подготовке к подписанию 9 декабря 1991 Договора о создании ССГ как конфедеративного союза, Татарстан вновь объявил о желании самостоятельного вступления в ССГ.
Демонстрация татарской националистической партии «Иттифак» в Казани, 1991 г.
В конце 1991 было принято решение и в начале 1992 введена в обращение эрзац-валюта (суррогатное платёжное средство) — Татарстанские купоны.
В феврале 1992 года татарскими властями было объявлено о проведении 21 марта этого же года референдума, на который ставился вопрос о том, что Татарстан суверенное государство и субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
Джохар Дудаев в сентябре 1991 года
Митинг в честь 500-летия Запорожского казачества, организованный Народным рухом Украины, 1990 г.
Глава Украины Леонид Кравчук
В сентябре 1989 года основано движение украинских национал-демократов Народный рух Украины (Народное движение Украины), которое участвовало в выборах 30 марта 1990 года в Верховную Раду (Верховный Совет) Украинской ССР. Народный рух Украины был в меньшинстве при большинстве членов Компартии Украины.
Митинг в Куропатах, организованный Белорусским народным фронтом «Возрождение», Белоруссия, 1989 г.
Глава Белоруссии с августа 1991 года Станислав Шушкевич
В июне 1988 года был официально учреждён Белорусский народный фронт «Возрождение». Среди учредителей были представители интеллигенции, в том числе писатель Василь Быков.
Оргкомитетом БНФ 19 февраля 1989 года был проведён первый санкционированный митинг с требованием отмены однопартийной системы, собравший 40 тысяч человек. Митинг БНФ против якобы недемократического характера выборов 1990 года собрал 100 тысяч человек.
По итогам выборов в Верховный Совет БССР Белорусскому народному фронту удалось сформировать фракцию из 37 человек в парламенте республики.
Фракция БНФ стала центром объединения продемократических сил в парламенте. Фракция инициировала принятие декларации о государственном суверенитете БССР, предлагала программу широкомасштабных либеральных реформ в экономике. Действия БНФ пользовались поддержкой общереспубликанских независимых профсоюзов, решающие голосования сопровождались многочисленными демонстрациями в поддержку БНФ на Площади Ленина, перед зданием парламента Белоруссии.
В отличие от прибалтийских республик и Украины, партийная элита Белоруссии в основном оставалась лояльной в отношении центральной советской власти и противилась требованиям Белорусского народного фронта по преданию Декларации о суверенитете силы конституционного закона, созданию институтов государственной власти, собственной армии, валюты и пр.
Тем не менее, после Августовского путча БНФ удалось убедить коммунистическое большинство придать Декларации силу конституционного закона, принять новую государственную символику и начать строить институты суверенного государства.