9 ру пунктуационный анализ задание 21 егэ

Новосибирск

Новосибирск (до 1926 года — Ново-Николаевск) — третий по численности населения город России. Крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири.

Новосибирск

Ростов Великий

Основание: 862 год.

Когда Ростов назвали Великим — тема давних споров ученых. Одни считают, что статус Великий этот древнейший город Центральной России получил при создании, в правление князя Юрия Долгорукого. Другие настаивают, что произошло это только в XII веке, когда был сооружен единый ансамбль Кремля. А третьи считают его связанным с Петром Великим и его особой любовью к Ростову. Сами же жители города полагают, что Великим город назван изначально, и в честь Великого Киевского князя Владимира, который крестил первых ростовчан в водах озера Неро. Как бы там ни было, но город и правда велик, величав и как его ни назови, историческую ценность Ростова умалить невозможно.

Интересно, что вплоть до революции в городе не было ни нумерации домов, ни названий улиц. В отличие от уникальной звонницы Ростовского кремля, в которой каждый из 15-и колоколов имеет свое имя. Кстати белокаменный Кремль, пусть и не воочию, видел каждый, кто смотрел фильм Иван Васильевич меняет профессию. А еще ростовчане считают, что именно в их городе родился былинный богатырь Алеша Попович. Но скорее всего, русский богатырь — это прототип реального ростовского силача XIII века Александра Поповича.

Подпишитесь на обновления всех материалов нашего ресурса

Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!

Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!

Белозерск

Основал Белозерск (тогда — Белоозеро) князь Синеус из династии Рюриковичей. Край издревле был богат дичью, рыбой, мясом и медом. Известным город стал после отъединения в 1238 году от Ростово-Суздальского княжества.

Интересный факт: Белозерск дважды переносили с северного берега к истоку реки Шексны, а после эпидемии моровой язвы XIV века — на южное побережье, где он и стоит поныне. Белозерск остался одним из немногих городов нашей страны, не пострадавшим ни от татаро-монгольского нашествия, ни в годы революции, ни во время Великой Отечественной войны, благодаря чему ему удалось сохранить первозданную красоту и историческую ценность, не зря его называют городом деревянной сказки. Не изменился с древних времен и герб города, на котором изображена древняя ладья и две стерляди. Хотя есть и еще один символ у Белозерска — знаменитое вологодское кружево.

Белозерск

Муром

Муром

Города России с удивительной архитектурой

Муром — один из немногих городов России, сохранивший в своем названии память о древнем народе муромы. С финно-угорского муром переводится как холм у воды. Муром часто называют городом на семи холмах левого берега Оки.

Памятники архитектуры в Муроме:

  • Спасо-Преображенский мужской монастырь
  • Благовещенский собор
  • Троицкий и Вознесенский женские монастыри
  • Памятники, посвященные Илье Муромскому

Казань

Основание: 1005 год.

Казань была основана как пограничная крепость на границе Волжской Булгарии. Город был назван Казанским ханством в 1438 году и присоединен к Русскому царству во времена Ивана Грозного. Сейчас Казань — столица республики Татарстан.

Казань

Главные символы Казани:

  • Мечеть Кул Шариф
  • Казанский кремль

Ростов Великий

Гость программы: доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества Радетель Сергей Алексеев.

Ростов Великий — один из древнейших городов России. Этот город сохранил свои древние храмы и историческое значение. Ростовские древности относятся к эпохе древнерусской культуры.

Ведущий: Дмитрий Володихин

Ростов Великий — мегаполис русского Средневековья. Город, который привлекает любителей древнерусской истории. Главное, что украшает Ростов, это его древние храмы.

История начала

Ростов гораздо древнее, чем первое упоминание в летописи. История этого города уходит в глубокую древность, когда времена были бесписьменными.


Велика Россия своими городами богата исторически и культурно. Каждый город уникален, со своими памятниками и архитектурой, оставляющими след в истории.

История города Ростова: от древности до современности

При рассмотрении истории города Ростова, мы сталкиваемся с множеством трудностей и неопределенностей. Сначала упоминание Ростова относится к 862 году в Повести временных лет по поводу призвания Рюрика на Русь. Далее, наместников Рюрик сажает в городу Ростове, что подтверждается летописью. Однако, это событие имело место в IX-X веках, что делает его одним из первых записей о городе.

Древние поселения и меряне

Исследования показывают, что на месте современного Ростова находились меряне – финско-угорское племя. Есть предположения о соседстве мерян с другими народами, такими как славяне и скандинавы. Один из центров мери – Сарское городище, которое существовало до конца X века, рядом с Ростовом.

Переход центра власти

Почему центр власти и экономики перешел в Ростов – вопрос, на который сложно ответить. Некоторые утверждают, что название Ростова было перенято от Сарского городища, в то время как другие думают, что название связано с текущей рекой, а также с группой Руси под названием Арса.

Итак, история города Ростова наполнена загадками и неизвестностью, оставаясь одним из древних и захватывающих моментов в истории России.

Ростов: История и археология


Существует несколько версий о переходе населения с Сарского городища на территорию Ростова. В IX веке видим упадок первого и развитие второго, становясь центром политической власти. Ростов получил свое имя от слова Ростислав, что подтверждено лингвистами.


Археологические данные

Уже в X веке археологический материал подтверждает существование укрепленного града с посадом в Ростове. Дендрологические методы позволяют датировать город, и 963 год считается древнейшей датой Ростова.

Политическое значение Ростова

Став центром политической власти для северо-восточной Руси, Ростов стал фактической столицей. Решающим моментом стал выбор Ростова Владимиром Святым для распределения княжества между сыновьями.

Судьба Сарского городища

Постепенный упадок Сарского городища привел к забрасыванию территории и началу населенности Ростова. Археологические находки не указывают на катастрофическое взятие или разрушение, скорее на трансформацию населения.

— Военный лагерь — это другое, есть так называемое, «второе Сарское городище» недалеко от Сарского, и вот это действительно военный лагерь с преобладающим скандинавским элементом, который существовал в первой половине X века. Вот его жители как раз, дружина, его населявшая, насколько она сохранилась там после бурных войн русских князей первой половины X века, она, очевидно, со временем переместилась в Ростов тоже. Но уже к концу X века скандинавский элемент ни в Ростове, ни в Сарском особо не виден, он растворяется.

— Ну что же, дружина ушла и перестало иметь значительный масштаб селение, которое ее обеспечивало, быть может. Ушли воины — ушел, как бы это правильно выразиться, обслуживающий персонал.

— Такая версия тоже возможна, в отсутствие письменных источников мы можем строить разные гипотезы.

— Да, конечно, все это уже на уровне фантазий. Ну а, допустим, обладание Ростовом на раннем этапе великокняжеским родом, кого туда отправляли? Ну, насколько я понимаю, по чести Ростов был ниже Новгорода, ниже Переславля, ниже Чернигова, каково его место в иерархии городов?

— На первом этапе, и это мы видим по распределению городов между сыновьями Владимира: Ростов, пожалуй, был все-таки выше Чернигова и Переславля, которые великий князь на том этапе оставил за собой.

— А, то есть, иными словами, древний Ростов стоял очень высоко по чести.

— Тут сложно сказать. Возможно, Чернигов и Переславль были оставлены Владимиром за собой именно как очень важные города. К тому же, есть версия, что Переславль был митрополичьим городом, они все-таки довольно недалеко от Киева, это тоже надо помнить. С другой стороны, Ростов, конечно, стоял ниже Новгорода, безусловно, который, по большому счету, был второй столицей Руси. Ростов был в числе первых городов, которые Владимир распределил, и посажен там был, собственно, будущий великий князь Ярослав Мудрый, тогда еще, конечно, не заслуживший этого прозвища.

— Ну что ж, дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный специалист по истории русского Средневековья, доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Викторович Алексеев, мы обсуждаем историю древнего Ростова. Ну и, я думаю, правильным будет, если в эфире сейчас прозвучит фрагмент из «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина, поскольку Ростов — это родина некоторых богатырей из земли русской, вошедших в былины.

— Дорогие радиослушатели, мы разговариваем о древностях ростовских, и я думаю, настало время перейти от политики к сфере даже более важной, в особенности для нашего православного Радио ВЕРА: Ростов занимает примечательное место в истории Крещения Руси. Нет, ради бога, я сейчас не буду пытаться рассказать вам байки о том, что крещение там шло семимильными шагами, скорее, напротив, Ростов — это центр той местности, где язычество удерживалось дольше других основных территорий Руси.

— Это действительно так, и, собственно, из княжеских городов Ростов, видимо, единственный, где крещение натолкнулось на сопротивление — это при том, что там княжили, в общем, наиболее, трудно сказать «наиболее верующие», но наиболее образованные в христианстве из сыновей князя Владимира: сначала Ярослав Мудрый, а потом святой Борис.

— Ну, не всё зависит от князя.

— Не всё зависит от князя, и первый епископ, который прибыл в Ростов, собственно, как и все первые епископы — грек, Фёдор, он очень скоро был изгнан из города. Или, по другой версии, его просто даже не пустили.

— Он переехал в соседний Суздаль, который и стал его резиденцией, хотя он титуловался епископом Ростовским.

— Вот уточним: это при каком князе было?

— Это было либо при Ярославе, либо при Борисе, мы не знаем. Но, вероятнее, при Ярославе, поскольку всё-таки несколько лет после крещения в Ростове правил как раз он. В общем, христианские князья, причём убеждённые князья-христиане, со своими дружинами ничего не могли поделать с, если не целиком языческим, то во всяком случае полуязыческим городом, где епископ не смог жить.

— Город славянский. Я очень часто слышал, что крепость язычества — это влияние финно-угорских племён, то есть, тех же меря, но здесь есть определённое возражение: ну хорошо, земля ростовская, но сам-то город, как вы сказали — по преимуществу славянский, что же мешало?

— Во-первых, всё-таки надо помнить, что Русь сама по себе IX-X веков очень неоднородна. И в Ростове, собственно, средоточием язычества на последнем этапе, действительно стал так называемый «Чудско́й конец». Чудской конец некоторые связывают с мерей, но, судя по его названию, более вероятно, что это прибалтийские финны, пришедшие с Новгородчины, которых, собственно, и называли «чудью», пришли они вместе с Русью, как часть Руси.

— Чудь заволочская, может быть, действительно сету, те племена, которые передвигались вместе с новгородцами.

— Сейчас уже не определишь.

— Да. На месте они, конечно, наверное, смешались с мерей, которая приходила из Сарского городища, всё-таки языки у народов, хотя и отдалённо родственные, но родственные, и при этом они ещё воспринимали и славянский языческий культ, например, культ бога Велеса, который, собственно, особо и почитался в Ростове, он имеет в себе элемент животного культа — поклонение медведю. А поклонение медведю очень широко распространено у финских народов, поэтому Велеса они приняли как своего бога.

— Ну, опять же, не то чтобы это знание, это, скорее, сборище мифов. Один из таких мифов, не знаю, насколько он адекватен, гласит, что велесова вера, вера скотьего бога была более тёмной, скажем, более страшной, чем культы, посвящённые различным там громовникам, вроде Перуна или солнечному Яриле, что-то в ней есть более ужасающее — до какой степени это адекватно или, скорее, тоже мысли современных публицистов?

— Даже не публицистов, а, отчасти, и учёных, просто вот до той степени, в которой вы это описываете, это, конечно, уже публицистика. Всё-таки, Велес более земной бог, более земной — значит, более хтоничный. По целому ряду свидетельств, в том числе и из жития преподобного Авраамия Ростовского — один из источников об этом культе, Велес мог рассматриваться, как покровитель колдовства, иллюзий, страхов, предания о его ярославском капище позволяют его связать вот с медвежьим культом, но большего мы не знаем, мы только можем догадываться, что он действительно как-то был связан не только с представлениями о скоте в буквальном смысле слова, но и о богатстве, о магии, о загробном мире и так далее, но в значительной части это реконструкция, это надо помнить.

— Таким образом, Ростовская земля, можно сказать, отставала от Руси южной, от центральной, даже от того же Новгорода в части христианизации, но, насколько я понимаю, постепенно ситуация была преодолена, как это происходило?

— Что значит «в конечном счете»?

— Согласно его житию, первый натиск язычников ему удалось отбить, силой Божьей они были остановлены и по его молитве Богом прощены. Но из Киево-Печерского патерика мы знаем, что Леонтий в конечном счете был убит язычниками.

— Ну что же, во всяком случае то хорошо, что сейчас судьба святого мученика за веру и исповедника Леонтия Ростовского освящает всю эту землю светом благодати Божией.

— Его преемник, святитель Исаия, завершил крещение Ростова. В это время Ростов уже играл большую роль как политический центр северо-восточной Руси, собственно, вся остальная Русь вокруг, значительная часть была христианской, по крайней мере, если мы говорим о городском населении, и можно не сомневаться, что в своей деятельности Исаия имел и энергичную поддержку от княжеской власти, что не могло не влиять на горожан, даже если они не подвергались непосредственному принуждению, но все-таки оставаться в изоляции от остальной Руси для городских жителей было уже довольно болезненно.

— Неудобно как-то: приезжаешь в соседний город, а тебе говорят: «ты собака языческая»

— Ну правильно, и в законодательстве Древней Руси было четко сказано: «не садись с поганым пить и есть»

— И как торговать тогда с этими людьми, например?

— Повлияло, очевидно, и то, что языческие волхвы из недалекого оттуда Ярославля устроили совершенно безобразное возмущение с охотой на ведьм, где-то в конце 60-х, начале 70-х годов были уничтожены княжеским чиновником. Получалось, что язычество бросило прямой вызов княжеской власти.

— И в 1091 году — это последнее летописное упоминание о язычестве в Ростове, когда там объявился некий волхв, но, как пишет летописец: «вскоре погиб», или «вскоре сгинул». Но все-таки было еще не совсем кончено: идол Велеса был убран из центра города и перенесен в Чудской конец как раз, где местные жители продолжали воздавать ему почитание.

— То есть во всем городе все нормально, а тут особый режим.

— Верно. И согласно житию преподобного Авраамия Ростовского, те из проповедников христианства, кто и хотел бы сокрушить этого идола, тем не менее устрашались их, то есть в идоле сидел бес. Авраамий Ростовский однако преодолел это искушение, опять же, с Божьей помощью и сокрушил идола, видимо, это произошло в начале XI века, и вот на этом, собственно, история христианизации Ростова заканчивается, Ростов становится целиком христианским городом.

— И где-то, по-моему, в этом времени находятся корни древнейших ростовских монастырей.

— Авраамий как раз и основатель Авраамиевого монастыря в Ростове и он — родоначальник ростовского монашества, первый преподобный, почитаемый в Ростове.

— В наше время в Ростове есть несколько крупных монастырей и преподобные, которые когда-то христианизировали эту землю, находятся, скажем, в фокусе внимания веруюших, исключительно почитаются и святой Леонтий, и святой Авраамий. А для нас важно то, что Ростов на постоянной основе стал центром епископской кафедры, причем она впоследствии стала одной из высших по чести во всей Руси, вот в Московском государстве, например, архиереи входили по чести в первую тройку архиереев.

— Собственно, еще в домонгольский период Ростов и как первоначальная столица северо-восточной Ростово-Суздальской земли, и как долгое время крупнейший и первый по чести город был центром сначала единственной епархии в этих землях, затем и Архиепископии, то есть, конечно, роль Ростова как церковного центра, это был центр христианизации всей этой территории.

— А в XVI веке там появилась митрополия Ростовская, напоминаю, что например, один из Патриархов Московских и всея Руси Филарет до того был Ростовским митрополитом. Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, мы ненадолго прерываем наше с вами общение в эфире для того, чтобы буквально через минуту вновь продолжить наш разговор.

— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества «Радетель», замечательный специалист по истории русского Средневековья Сергей Викторович Алексеев, и мы сейчас с вами плывем по морю ростовских древностей. Ростов — славянский центр в океане финно-угорского населения, сейчас находится, можно сказать, в историческом центре коренных земель русского народа и Российского государства, и, конечно же, когда мы вспоминаем события из жизни этого города, относящиеся к до-монгольской эпохе, все это драгоценные жемчужины из ожерелья Российской истории. Собственно, хотел осведомиться: а вот Архиерейская кафедра, она ведь там впоследствии кочевала, она покинула Ростов в более позднее время?

— Соотношение Ростова и Суздаля, который, собственно, был соперником Ростова невольным с первых дней существования Ростовской епархии, Владимира — нового центра, который вырос в начале XII века, за, в том числе и Архиерейский престол — это была часть более широкого политического соперничества этих городов. И, с одной стороны, косвенным виновником этого соперничества, но, с другой стороны, и «виновником» в кавычках появления большого количества новых богатых культурных, экономических и религиозных центров северо-востока Руси был сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, который, собственно, еще при жизни своего отца в Ростове вокняжился, когда его отец был уже великим князем Киевским, и он посвятил немало времени не только тому, за что он был прозван Долгоруким в борьбе за княжеские престолы юга, но и обереганию, строительству, усилению своей собственной земли.

— Но проблема вся в том, что он вокняжился в Ростове, и Ростов на этот момент, безусловно, главный город северо-восточной Руси, столица, однако сам Юрий Долгорукий предпочел через некоторое время Ростову другой город — Суздаль, я имею в виду.

— Суздаль, да, и он весьма заботился о возведенном — по мнению большинства исследователей — его отцом или, по крайней мере, в честь его отца возведенном городе Владимир, который начал расти в его дни, и, собственно, позднее Андрей Боголюбский сделает Владимир главным городом северо-восточной Руси. Но в принципе, судьба Архиерейского престола в Ростове все-таки сложилась достаточно благополучно и тогда, когда Владимир стал, в том числе уже и церковной столицей, при Всеволоде Большое Гнездо и его сыновьях, Ростовская епархия оставалась второй, собственно, епархией во Владимирской земле после Владимира, а когда после монгольского нашествия Владимирский престол на время оказался вакантным, то фактически обязанности Владимирского епископа попеременно исполняли Ростовский, и в связи с этим ему приходилось приезжать во Владимир и митрополит Всея Руси, который прибывал из Киева.

— Ну что же, история славная для Ростова, почетная для духовенства Ростова, а я хотел бы вернуться к светской истории. Собственно, конечно, переломный пункт в истории Ростовской земли это XII век, и мне хотелось бы уточнить: вот почему Ростову предпочли Суздаль, впоследствии Владимир, фактически северо-восточная Русь получила блуждающую столицу: сначала, несомненно — Ростов, потом несколько десятилетий — Суздаль, потом достаточно долго — Владимир, пока всё это не перейдёт к молодым городам — к Твери, к Москве и так далее. Дело, может быть, даже не только в том, что этот город не основанный князьями, не княжеский, а возникший сам, из слияния разных общин, торговых, может быть, ремесленных и так далее. А может быть, дело в том, что город был огромен, больше, чем Суздаль, больше, чем Владимир на начальном этапе, больше, чем что бы то ни было ещё в северо-восточной Руси, и контролировать его было сложно, ведь, насколько я понимаю, археологи говорят, что территория Ростова превосходила территорию других политических центров, более поздних.

— Более 100 гектаров. Это, конечно, огромный мегаполис.

— Это то, что мы знаем сейчас — 100 гектаров. Может, там ещё больше.

— Надо, кстати, помнить, что раскопки Ростова основательные начались сравнительно поздно, большую часть XX века город раскапывался очень мало. В принципе, ну вот сейчас, в последние десятилетия по-настоящему раскрывается его история.

— Может, он ещё вырастет вдвое по своей территории.

— Очень может быть. Но и 100 гектаров, вы знаете — это мегаполис для Руси, даже по меркам южной Руси или Новгородской земли. Конечно, Ростов — да, может быть, был не настолько хорошо управляем со стороны княжеской власти.

— А вот это надо объяснить.

— Что такое был Ростов, ну вот что мы знаем о XII веке: это не просто огромный город, богатый город, естественно. Это город со старым и не уходящим оттуда вместе с князьями, пустившим там корни местным боярством. Это город в окружении целого скопища боярских сёл, огромных земельных владений, которые сформировались, может, где-то за счёт княжеских пожалований, может, где-то путём захватов, где-то от предков достались, от родоплеменной знати какой-нибудь, в том числе мерянской.

— Ну, был староста общины — стал боярин.

— Да. Но во всяком случае, в XII веке это уже отчины самих бояр, и они на них опираются, более того, они могут там набирать собственные небольшие дружины.

— Или большие дружины.

— Или достаточно большие, уж если вместе собирались, то это была сила. Бояре связаны с посадом, посад ростовский больше полагается на бояр, чем на княжеских чиновников, которые пришли и ушли, а ушли-то, может, ещё и с их добром.

— А бояре — свои. Духовенство тоже хочет, чтобы в городе был порядок, чтобы в городе всё было стабильно.

— А князья приехали и уехали.

— Возможно, с добром местных людей уехали, что тоже нехорошо. Поэтому, конечно, Ростов за своими князьями бдил, и вот такие князья, как Юрий Долгорукий, сильные, энергичные и при этом готовые бросить своё княжение в топку борьбы за великое княжение Киевское, может быть, не очень устраивали ростовское боярство. С другой стороны, такие князья, как Андрей Боголюбский, которые на первом этапе, когда он, собственно, ушёл от отца из Киевской земли, он, конечно, ушёл с мыслью поднимать свою землю, он действительно, Владимиро-Суздальскую землю воспринимал как свою, Ростово-Суздальскую тогда ещё. Но на кого он опирался? Он опирался, опять же, на свою дружину, естественно, которая с ним ходит, и на местное боярство земель к югу от Ростова.

— Не на Ростов. У него кто были на первом этапе ближайшие соратники? Мы это знаем: собственно, его будущие убийцы — Кучковичи.

— Ну, владимирский, переславские.

— А Владимир, Переславль — это вот города, не связанные, в отличие от Ростова и Суздаля, со старым боярством. По большому счёту, это княжеские крепости с гарнизонами.

— Ну, а Суздаль, он же тоже был княжеским городом.

— Суздаль — давний конкурент Ростова. Тоже город, история которого восходит к IX веку, тоже город, обросший боярством.

— Тоже старый город.

— Довёл его невольно, да, Андрей Боголюбский, который хотел укрепить княжескую власть для того, чтобы укрепить своё княжество. Не для того, чтобы бороться за Киевский престол, он не собирался бороться за Киевский.

— Фактически он поднял свою дружину и боярство младших городов против городов старших, которые чувствовали себя крепко в этой земле.

— И против земской знати таких людей, как Кучкович, которые его сначала поддержали.

— Ну что же, всё это означало, что несколько десятилетий в северо-восточной Руси идут войны, которые означают продолжение блуждающего центра, можно сказать, продолжение блуждания центра. Я бы сказал, что ещё в XIII веке не прекратилось это блуждание, если я правильно помню, старший сын Всеволода Большое Гнездо, Константин был посажен на Ростов, то есть помимо младших княжеских городов, на которые опирался Всеволод Большое Гнездо, был великий, богатый центр — Ростов, и туда отправился наследник Всеволода Большое Гнездо, а потом он не захотел оттуда уходить, даже решив, что лучше Ростов, чем Владимир.

— Ну, там сложнее. Во-первых, конечно, чего в истории Владимиро-Суздальской земли не было, так это не было гражданских войн, тянувшихся десятилетиями. Там, как правило, всё это кончалось короче. После гибели трагической Андрея Боголюбского, который был убит Кучковичами и их сообщниками, и просто страшной кровавой реакции Ростова и Суздаля против молодых городов, вылившейся в их разор и унижение, действительно несколько лет шла война, но потом Всеволод Большое Гнездо утвердил свою власть и окончательно сделал Владимир столицей. А вот дальше, действительно, случился казус, он на Ростов сажает своего старшего сына, Константина.

— Понимая, что это самый большой, самый богатый город, больше его собственной столицы.

— Но второй сын, посаженный во Владимире — Юрий, воспринял именно себя как наследника. Константин воспринял случившееся на первых порах, в общем, как обиду, потребовалось посредничество духовенства, чтобы их помирить. Потом все успокоилось, Константин не захотел уже Владимира, действительно, как, собственно, вы и сказали. Но вот в 1216 году случилась крупная междоусобица из-за соперничества вокруг Новгорода, в которой Константин сражался против своих младших братьев, в большей степени виновников усобицы — Юрия и Ярослава, и волей-неволей получил великое княжение Владимирское, потому что одержал победу.

— Вот здесь вопрос: у него под руками Ростов и Владимир, он волен выбирать, где ему сидеть, а что он, собственно, выбрал, как столицу?

— На самом деле, это сложно сказать, поскольку летописец владимирский, хотя и владимирский, симпатизирует с одной стороны, князю Константину, с другой стороны, родному городу и из летописи, строго говоря, сложно заключить, где Константин в действительности провел вот все эти годы своего княжения. Во всяком случае, для своих сыновей он оставил именно территорию Ростовского княжения, а по родовому старшинству Владимирский престол оставил своему брату Юрию.

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, у нас в гостях замечательный специалист по истории русского Средневековья, доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Викторович Алексеев. И настало время нам наше рассуждение облагородить классической музыкой — «Сеча при Керженце», Николай Андреевич Римский-Корсаков, и вы сами поймете, почему к этой музыке страшной битвы мы сейчас приходим, и она есть необходимая музыкальная иллюстрация нашего рассказа.

— Дорогие радиослушатели, мы продолжаем разговор о Ростовском средневековье, и я хотел бы, чтобы вот это осталось в голове, о том, что было соперничество городов, соперничество столиц, еще в 10-х годах XIII века Ростов мог победить. Владимир достался великому князю, старшему после смерти Константина, Юрию Всеволодовичу, и с этого момента Ростов уже столицей быть не может, в нем правит старшая ветвь наследников, собственно, Всеволода Большое Гнездо и вместе с тем правящая Владимиром младшая ветвь, потом представители тех сыновей Всеволода Большое Гнездо, которые еще дальше отстояли от старшего сына в родстве, то есть после Юрия —Ярослав, она победила в политическом отношении, с этого момента безусловно, Владимир — столица северо-восточной Руси, а Ростов отступает на второй план. Но понимаете, какая вещь: политика политикой, Владимирская Русь, которая перешла в Московскую Русь — понятия политические, а нам стоит поговорить и о некоторых других вещах, не только о политике. Прежде всего предание русского народа, которое называют сыном ростовской земли, одного из былинных богатырей, вот не зря «Богатырскую симфонию» включали" — Алеши Поповича, что известно о его судьбе, о его ростовских корнях?

— Алеша Попович имел исторического прототипа, насколько мы можем судить, хотя в летописях он появляется уже сравнительно поздно, но все-таки, видимо, уже в XIV веке было создано эпическое произведение о нем: «Описание об Александре Поповиче», вернее, пересказ эпических произведений. Итак, это Александр Попович, как тогда о нем писали в Средневековье: храбр из ростовской земли, дружинник упомянутого нами князя Константина Всеволодовича, отличившийся на его службе, в том числе и в сражениях его с братом Юрием. Когда Юрий Всеволодович становится великим князем, Александр Попович, согласно преданию, вместе со своими друзьями, собрал к себе других храбров или из ростовской земли или даже со всей Руси, и сказал, что «недостойно нам служить в княжеских усобицах, сражаться между собой, лучше пойти к старшему среди князей, князю Киевскому, и сражаться против степняков». Но пошли на службу к Киевскому князю Мстиславу Романовичу с тем условием, чтобы сражаться только против внешних врагов. В 1223 году у границ Руси появились передовые отряды монголов, и Мстислав Романович Киевский выступил на них походом по призыву союзных половецких ханов и своего союзника, Мстислава Удатного, князя Галицкого и согласно тому же описанию об Александре Поповиче, а это, повторяю, текст эпический, который, естественно, содержит довольно яркие образы, якобы Мстислав Романович сказал: «По Волгу и по Яик никто не будет махать саблей без моего дозволения». Следует трагическая Битва на реке Калке, где вот эти русские храбры-богатыри героически гибнут в сражении с монголами. Вот это то, что известно уже из эпического текста, но, видимо, близкого к реальной истории, о судьбе Александра Поповича. Позднее, уже в XVI веке народная память переносит Александра Поповича ко двору князя Владимира Святого, с этого времени он уже именуется не древним русским словом «храбр», а вошедшим в народный обиход словом «богатырь», в XVII веке впервые отмечена та хорошо известная, в том числе теперь уже и в нашей массовой культуре, былина «Об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче», которая вошла в золотой фонд русского эпоса.

— Дорогие радиослушатели, помните, у нас была серия мультиков о богатырях земли Русской? Ну вот вам рассказали историю Алеши Поповича Ростовского, теперь положите ее на ваши воспоминания об этом мультике и определите для себя: вот этого человека со славной трагической судьбой, закончившейся смертью в бою за Отечество, стоило ли выставлять дурачком? Сами определите, я вам своего мнения не навязываю. Ну а теперь давайте поговорим о том, какая катастрофа постигла Ростов в середине XIII века: монголы, выигравшие сражение на Калке, на Русь все-таки не пошли, может быть, это была лишь разведка, может быть, понесли тяжелые потери, но впоследствии они вернулись и нанесли удар, и удар прежде всего пришелся по Рязанской и Ростово-Суздальской земле, по Владимирской Руси. Ростову досталось крепко.

— Да, Ростов пал в числе тех городов, которые монголы разоряли, пойдя облавой от Владимира. Ростовский князь Василько, который присоединился к своему дяде Юрию Всеволодовичу в его последней битве с монголами на реке Сити, был взят ими в плен и затем мученически погиб. После этого Ростов, естественно, как и другие княжения северо-востока, был вынужден платить дань монголам. Ростов еще несколько раз подвергался разорениям, как во время больших ордынских карательных экспедиций на Русь, так и во время приездов ханских послов-баскаков, причем часто даже без особой вины ростовцев. Например, в начале уже XIV века, когда умершую в Твери, как подозревали — от яда, жену Московского князя Юрия и сестру хана Узбека, просто привезли ее тело в Ростов — союзник Твери, но и мирный с Москвой, чтобы там ее спокойно погребли. После этого в Ростов был направлен ордынский посол, который город пожег и разорил.

— Ну что сказать, Ростов — великий город, но и судьба его трагична. Насколько я понимаю, в XIV-XV веках ростовские князья уже не представляли собой прежней силы, они понемногу теряли свои земли, сначала часть Ростовского княжества попала под власть Москвы, а в 1474 году и вторая половина также оказалась полностью и безраздельно в составе владений Москвы, но на тот момент, можно сказать, в составе владений рождающейся России.

— Династию Константиновичей подвело то, что их было очень много.

— Это правда, им приходилось Ростовское княжество делить между собой и переделивать.

— Собственно, уже в первом поколении после Константина осталось трое сыновей, и благодаря этому образовались Углицкое и Ярославское княжества. Затем, действительно, продолжалось вот это увеличение числа князей и, соответственно, княжеств, рожденный от князя — князь, ему нужен удел, даже если этот удел — село с деревнями. Но, видимо, к XIV-XV векам или отчасти к более позднему времени, потому что на самом-то деле вотчины многие потомки Константиновичей в ростовской земле сохранили и поэтому то, что до XVIII-XIX веков дожила пословица «В Ростовской земле князь в каждом селе» — это неудивительно, это отражало ситуацию не только XIV-XV веков, когда эта ситуация начала складываться, но, может быть, даже еще в большей степени отражала ситуацию XVI-XVII веков, когда потомки ростовских княжат еще сохраняли вотчины на территории Ростовщины.

— Ну а теперь очень важный момент, без которого нельзя завершить разговор о древнем Ростове, ведь это же не только политический центр и не только центр церковный, это один из высочайших центров русской культуры. Ростовское летописание, ростовское зодчество, ростовская мелкая пластика — это все то, что входит в золотую казну русской культуры.

— Если говорить о литературе, то, собственно, вся литература северо-восточной Руси, естественно, вышла из Ростова. Мы четко знаем, что в Ростове велось летописание, и до нас сохранилось краткое, но выразительное и представляющее ценный источник ростовская летопись первых десятилетий XV века, но охватывающая период с XIII столетия. Источников вообще не очень много у нас по XIII столетию, на самом деле, и эта летопись ценна. Более того, и после присоединения к Москве, к Московскому государству, в Ростове продолжалось летописание, составлялись довольно большие летописные своды уже во второй половине XV века, два таких летописных свода известны и сохранились до нас. Но и другие памятники литературы северо-востока, мы едва ли можем в XII веке четко разделить Ростов и Владимир, к примеру. «Слово и моление Даниила Заточника» — это ростовский памятник или владимирский? Это невозможно сказать. Естественно, «жития» ростовских святых.

— Достаточно рано появились каменные постройки в Ростове.

— Да, действительно. Надо понимать, что каменные постройки для тогдашней Руси — это исключение.

— Это то, что маркирует: вот великий город.

— Да, и именно великий город. Не просто град, а именно город в нашем сегодняшнем понимании. И то, что в Ростове хотя бы храмовые здания, а обычно это именно храмовые здания, строили из камня уже в XII веке — это, конечно, подчеркивало его столичный статус. И в Ростове была своя школа зодчества и, видимо, и иконописи.

— Ну, а что дошло до наших дней из каких-то ярких памятников? Насколько я понимаю, настолько древних каменных построек не дошло ни одной.

— XII века — да. Это не Владимир и не владимирские пригороды.

— Всё-таки Ростов сильно пострадал во время монгольского нашествия.

— Но из более поздней эпохи, из Московского царства, дошла очень достойная каменная архитектура.

— Это именно Московский период и лишний раз доказывает, что ростовские летописцы XV века очень зря ругали Москву за подчинение своего города, а они ругали.

— Ну что ж, время нашей передачи постепенно подходит к концу. Мне хотелось бы к рассказу уважаемого Сергея Викторовича добавить следующее: в конце XVI-начале XVII века ростовская древняя слава в какой степени обновилась тем, что высоко взлетели чрезвычайно родовитые князья Катырёвы-Ростовские, их признавали в местническом плане, на самом верху аристократической иерархии России. И помимо того, что из Катырёвых-Ростовских выходили люди, сидевшие в Боярской думе и водившие полки в бой, один из них, Катырёв-Ростовский, оказался ещё и живым средоточием древней ростовской культуры, он в начале XVII века, в частности, уже при царе Михаиле Фёдоровиче, сделался автором интереснейшего исторического сочинения, то есть это, можно сказать, был первый ростовский по происхождению историософ. Мне остаётся, дорогие радиослушатели, поблагодарить от вашего имени Сергея Викторовича Алексеева и сказать вам: спасибо за внимание, до свидания.

Все выпуски программы Исторический час

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Культура и искусство

В центре города находится Ростовский городской театр, в котором организуются различные культурные мероприятия, функционирует несколько кружков, и коллективов самодеятельности.

В стенах музея представлена постоянно-действующая экспозиция «Кекины. Род. Судьба. Наследие», в рамках которой воссозданные интерьеры комнат, различные предметы быта, документы, портреты известного рода Кекиных.

Кроме того, залы музея используются для проведения временных выставок, на которых представлены работы современных фотографов, мастеров декоративно-прикладного творчества, художников Ростова.

Таганрог

Таганрог — город в Ростовской области России. Порт на берегу Таганрогского залива Азовского моря. Входит в список исторических поселений России.

9 ру пунктуационный анализ задание 21 егэ

Памятники архитектуры и достопримечательности

Экскурсионный план Ростова Великого и Ростовского Кремля 1913 года.

Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории, на протяжении тысячелетий привлекавший сюда людей и изобилующий памятниками археологии. Классикой не только русского, но и мирового искусства стали архитектурные памятники Ростова, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII в. — Ростовский кремль. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройки города XVIII—XX вв. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание.

Авраамиев Богоявленский монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь

Авраамиев Богоявленский монастырь — основан в XI веке преподобным Аврамием Ростовским. По преданию, он был основан на месте языческого капища, посвященного Велесу, культ которого был особенно распространен на Чудском конце Ростова. По молитвам Авраамия, на берегу небольшой речки Ишни недалеко от Ростова ему явился сам святитель Иоанн Богослов и вручил ему чудесный жезл. Вернувшись в город, святой Авраам разрушил языческое капище и на его месте основал монастырь.

В конце XVI века на средства государевой казны здесь был построен новый каменный собор — Богоявленский собор в честь взятия Казани (1555) в Авраамиевом монастыре.

Ростовский кремль. Фото 1960 г.

Собор Зачатия св. Анны и монастырский сад весной

На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен ансамбль Спасо-Яковлевского мужского монастыря. Панорама Спасо-Яковлевского монастыря с живописным сочетанием различных по стилю архитектурных форм — псевдоготические завершения башен, барочные и классические завершения церквей — производит впечатление сказочного чудо-города, прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт. В монастыре находится святой источник святителя Иакова. Православные паломники считают воду источника целебной, над ним построена освящённая часовня.

Троице-Варницкий монастырь — монастырь построен на месте рождения Сергия Радонежского в 1427 году в Варницкой слободе. Монастырь был построен с целью увековечить память преподобного Сергия Радонежского.

История монастыря трагична: в 1609 году обитель была разграблена и сожжена поляками. 1 марта 1919 года декретом советской власти Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь был закрыт. С 1995 года монастырь возвращён Церкви. В обители действует православная гимназия с пансионом для учеников 10-го и 11-го классов.

Рождественский монастырь — женский монастырь был основан в 1390—1394 годах святителем Феодором, в миру Иоанном, архиепископом Ростовским, племянником и любимым учеником Сергия Радонежского. Как и многие монастыри в СССР он был закрыт и не действовал с 1926 года. В 1997 году Рождественский монастырь вернули церкви в полном запустении. Ныне монастырь восстанавливается силами монахинь и местных жителей.

Храм Вознесения Господня

Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси его царскою казною поставлена церковь сия Вознесение Господне в ней же Исидор чудотворец при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой.Храмозданная надпись

Белые стены храма были расписаны только в 1720 году, и в это же время деревянный иконостас был заменён так называемым каменным, выполненным в технике настенной живописи.

В XVII—XIX веках церковь подвергалась реконструкции, в результате которой приобрела современный облик с преобладающими чертами классицизма. На её стенах сохранились дивные фрески, множество ярких разноцветных росписей, в том числе и небольшие фрагменты настенной живописи 1720 года. Современные иконописцы написали для храма новые иконы, создали новые царские врата иконостаса (прежние отправились на хранение в Ростовский музей-заповедник). О прежнем виде храма и его замечательных фресках можно судить по дошедшим до нас фотоснимкам. А снимал его и один из самых известных фотографов дореволюционной России С. М. Прокудин-Горский.

Гимназия им. А. Л. Кекина в Ростове

Здание гимназии построено в 1910 году в стиле неоклассицизм. В нём имеется астрономическая обсерватория, аудитория на 300 мест, актовый зал, фундаментальная библиотека, два спортивных зала. Также есть переход, соединяющий основное здание с малым, в котором проживали преподаватели, а после переезда из Москвы находился педагогический техникум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *