Социология неравенства теория и реальность

Отношение к политике и военной службе

  • Свидетели Иеговы не участвуют в выборах, как и не приветствуют главу государства, считая их частью поклонения кесарю, в то время как служить следует только Иегове.
  • Отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу, гербу и другим государственным символам.
  • Считается неприемлемым участие в каких-либо политических партиях и общественно-политических организациях.
  • Неприемлема служба в армии, даже если отказ от службы влечёт за собой уголовное преследование и тюремное заключение.

Отношение к дню рождения, государственным, светским и религиозным праздникам

Свидетели Иеговы отказываются от празднования дня рождения, государственных и светских праздников, а также любых религиозных праздников.

Отношение к образованию

Организация свидетелей Иеговы не имеет своей системы высшего богословского образования. По этой причине среди свидетелей Иеговы нет служителей и членов организации с высшим богословским образованием.

Отношение к другим конфессиям

Свидетели Иеговы не придерживаются позиций других конфессий и не участвуют в их религиозных обрядах и мероприятиях. Организация не проводит диалогов и объединений с другими конфессиями.

Власть

Смотреть что такое ВЛАСТЬ в других словарях.

Власть

Власть – это понятие, которое имеет различные значения в разных контекстах. В социальных и политических науках власть обычно определяется как способность влиять на поведение других людей или на ход событий. Она может проявляться как формальное политическое управление, так и неформальное влияние.

Смысл власти

  • Государственная власть: Происходит от государственных институтов и закреплена законами.
  • Народная власть: Власть, которая основана на прямом участии народа в управлении.
  • Влияние: Неформальное воздействие на других людей без прямого управления.

Разновидности власти

Вид властиОписание
АвторитетОснован на уважении и доверии
МощьСпособность контролировать события
ГосподствоПолитическое управление

Значение власти

Власть – это средство воздействия на других людей и на события. Она может быть положительной, если используется для управления обществом, или отрицательной, если злоупотребляется. Умение правильно использовать власть – важный навык для лидера.

Вывод

Власть – важный элемент в обществе. Понимание ее сущности и разновидностей поможет лучше управлять собой и окружающим миром. Она может быть разными формами и использована как для блага, так и для зла. Власть требует ответственного отношения и мудрого использования.

Власть: способы и определения

Власть – способ управления людьми, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными лицами.

Определения власти:

  • Власть: это способность влиять на поведение других, обычно при помощи негативных или позитивных санкций по отношению к ним.
  • Власть: это способность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам.
  • Власть: это авторитет, обладающий возможностью подчинять свой воле, управлять и распоряжаться действиями других людей.
  • Власть: это право распоряжения, управления посредством наделенных полномочий, обеспеченных законодательными нормами.
  • Власть: это социальные взаимодействия, где некоторые люди обладают способностью воздействовать на других людей.
  • Власть: это возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Формы власти:

  1. Способность навязывать: свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.
  2. Зависимость: одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого.
  3. Власть властвовать: возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Примеры использования слова власть в различных языках:

  • Russian: власть
  • Spanish: poder, potestad
  • Ukrainian: влада
  • Mongolian: Эрх мэдэл, бүрэн эрх
  • Kazakh: билік, қожалық

Заключение

Власть – это не только способ управления, но и возможность достигать целей и влиять на поведение других людей. Это ключевой аспект в общественных отношениях и взаимодействии с окружающим миром. Власть играет важную роль в нашей жизни, определяя отношения и структуру общества.

Онлайн-телеканал и электронная издательская система свидетелей Иеговы

Свидетели Иеговы являются религиозной организацией, которая придерживается определенных норм и правил поведения. В данной статье мы рассмотрим основные принципы и запреты, которые характеризуют эту группу людей.

Сексуальные отношения и брак

Свидетели Иеговы считают, что сексуальные отношения до вступления в брак не допустимы. Это приводит к тому, что некоторые из них рано вступают в брак. Брак в этой религии рекомендуется заключать только внутри организации.

Аборты и гомосексуальные связи

Аборты считаются неприемлемыми, но разрешается использование контрацепции. Гомосексуальные связи также не одобряются свидетелями Иеговы.

Отдых и развлечения

Биоэтика и переливание крови также оставляют свой отпечаток на жизни свидетелей Иеговы. В случае необходимости, существует бланк волеизъявления об отказе от переливания крови.

Религиозные службы и практики

Свидетели Иеговы активно занимаются проповеднической деятельностью. Они проводят встречи и конгрессы как в Украине, так и за ее пределами. Издательская деятельность и литература также играют важную роль в жизни этой религиозной группы.

Вступление и исключение из организации

Крещение новых членов является важным моментом в жизни свидетелей Иеговы. Однако, исключение из организации также имеет место быть в случае совершения тяжелых грехов или распространения ложных учений. Личное желание покинуть религию также является причиной исключения.

В целом, эти принципы и правила определяют эмоциональный разрыв и взаимоотношения в сообществе свидетелей Иеговы. Ехай будет это наслаждение от жизни, моментальное созерцание субботнего заката, или двойная песня на хорошем стерео, свидетели Иеговы следят за своими правилами и верят, что такая жизнь – это то, что их делает счастливыми.

Итак, какова же дальнейшая судьба ребёнка, выросшего в слабодифференцированной семье. Кроме прочих задач, семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же в семье ребёнок вырос чувствительным к родительскому беспокойству, то его способность функционировать автономно сильно страдает. На уровне ощущений это может выражаться: и в чрезмерной привязанность к родительской семье, и в ощущении, что никто так, как родители, тебя не поймёт и не оценит, и в слишком большой поглощённости процессом «отвоёвывания своих прав» у родителей и т.д. Суть одна — в этом случае позволить себе сепарацию от родительской семьи очень трудно. С одной стороны, такие дети имеют в семье достаточно высокий статус и обладают особой значимостью. С другой стороны, их психологическое развитие заторможено, и они могут не чувствовать собственных ресурсов жить самостоятельной жизнью. Перспектива решать свои проблемы, нести за что-то ответственность может даже пугать их. Чувство ответственности, как и любой навык, не появляется в одночасье. Его нужно выращивать и воспитывать постепенно, всё «увеличивая дозу», в зависимости от возраста. Таким образом, получается, что ребёнок в пубертате сталкивается с задачей, заведомо превышающей его возможности. Что, в свою очередь, не добавляет ему уверенности.

Поведение подростка во время пубертатного периода — типичное проявление незавершенной эмоциональной привязанности к родителям. Большей части людей, в той или иной степени, присущи незавершенные эмоциональные связи с родителями. Это подтверждается большинством психологических теорий, считающих эмоциональные кризисы нормой для подросткового периода. Теория же семейных систем не поддерживает подобную точку зрения. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подросткового периода. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершенной эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной части людей в подростковом периоде будет характерно отрицание связи с родителями и принятие, в некоторой степени, крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.

Естественно, что в этот период подросток отрицает интенсивную эмоциональную связь с родителями. Более того, его действия и претензии направлены на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле. Чтобы достичь этого эффекта, подросток может прибегать к эмоциональному разрыву, то есть созданию эмоциональной дистанции, при помощи внутренних механизмов или физического отдаления. Но это иллюзия свободы от семейных уз.

Всё вышесказанное справедливо не только для подростков. Какую-то степень незавершенной эмоциональной привязанности имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней эмоциональная привязанность. Паттерн эмоционального разрыва касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Человек, который убежал из родительской семьи, и человек, который никогда не покидал ее, могут быть в равной степени эмоционально от нее зависимы. Человек может прибегать к изоляции, уходу в себя, бегству или отрицанию важности родительской семьи, может сочетать эмоциональную изоляцию и дистанцию — всё это лишь подтверждает, что существует невидимая «эмоциональная пуповина», связывающая его с родительской семьёй. Тип механизма, используемый для достижения эмоциональной дистанции, не является индикатором интенсивности или степени незавершенности эмоциональной привязанности. У убежавшего из дома существует огромная неутолённая потребность в эмоциональной близости, но, одновременно, он испытывает к ней неприязнь. Он убегает, обманывая себя, что этим он достигает «независимости». Человек может похоронить родителей, сменить страну проживания, состариться, но его внутренние диалоги с уже умершими родителями не прекращаются. Да и сама жизнь, все его поступки как будто направлены на то, чтобы кому-то что-то доказать. Но чем сильней эмоциональный разрыв с его родителями, тем более он подвержен повторению того же самого паттерна в будущих взаимоотношениях. У него могут быть интенсивные взаимоотношения в браке, которые он будет считать временами идеальными и незыблемыми, но паттерн физической дистанции остается частью его. Когда в браке нарастает напряжение, он будет использовать тот же самый паттерн бегства. Он может «сбегать» от одного брака к другому. И тогда очень интенсивные эмоциональные отношения (неважно, позитивные или негативные) будут сменяться периодами охлаждения или «внезапными» влюблённостями. Или человек может устроить свою жизнь, окружив себя многочисленными партнерами, или его взаимоотношения могут становиться всё более кратковременными. Яркий пример этого — взаимоотношения Дон Жуана или «бродяги», переходящих от одних взаимоотношений к другим, каждый раз обрывая эмоциональные связи с прошлым и отдаваясь нынешним взаимоотношениям. Тот же самый паттерн может применяться к взаимоотношениям на службе и к другим областям жизни, где существует эмоциональная зависимость в отношениях.

Человек, добивающийся эмоциональной дистанции при помощи внутренних механизмов, имеет трудности другого порядка. Он в состоянии оставаться на месте события в периоды эмоционального напряжения, но более подвержен внутренним дисфункциям, таким как психическая болезнь, эмоциональным дисфункциям, подобным депрессии, социальным дисфункциям, подобным алкоголизму и состояниям эпизодической безответственности по отношению к другим. Лучшим примером является депрессия. Чем выше тревога в окружении, тем больше такой человек эмоционально изолирует себя от других, при этом создается впечатление, что он поддерживает нормальные отношения в группе. Значительная часть людей использует разнообразные сочетания внутренних механизмов и физической дистанции, обращаясь со своими незавершенными эмоциональными связями с родителями.

Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека возникнут те же проблемы в браке, что и у его родителей, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы.

Иногда эмоциональный разрыв с прошлым связан с процессами, происходящими в обществе. Семьдесят лет истории нашей страны содержат много трагических страниц. Это и годы революции и террора, войны и репрессий. Редкая семья, живущая в СССР, не испытала на себе этих влияний. Кроме того, советская политическая и социальная системы создавали режим, который способствовал отрыву членов семьи друг от друга. Существуют исследования, доказывающие факт того, что если в семьях, подвергшихся репрессиям, поддерживалась память о бабушках и дедушках, где нет «белых пятен» в семейной истории, в целом функционирование было намного выше, нежели в семьях, сделавших из этого тайну. Если же члены семьи охраняли молчанием эту тайну (что, по сути дела, принимало форму эмоционального разрыва с прошлым), то семья имела большое количество различных дисфункций. Кроме того, естественно, сами не сознавая этого, члены семьи в эмоционально трудных для них ситуациях прибегали к эмоциональному разрыву как способу решения возникшей проблемы. В этих семьях наблюдалось больше разводов, депрессий и прочих дисфункций.

Чем лучше семья поддерживает контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях. Существуют специальные техники для восстановления эмоционального контакта с родителями.

Организация и управление

Проповедь со стендами с литературой около Британского музея, 2017 год.

Для организации свидетелей Иеговы характерен иерархический принцип организации, называемый «теократическим правлением», отображающим их представления о том, что они являются организацией Бога на земле. До 1976 года основная руководящая роль принадлежала президенту Общества Сторожевой Башни. В результате организационных реформ 1976 года полномочия президента Общества были значительно урезаны. До 1938 года старейшины собрания избирались самими собраниями. В 1938 году демократический принцип управления собраниями сменился «теократическим», старейшины собрания начали назначаться высшим руководством организации.

Руководство собраниями в странах мира осуществляется через местные филиалы (всего их на данный момент 91). В каждом филиале назначается комитет филиала, который состоит из трёх—семи, а порой и более членов и наблюдает за деятельностью в странах, находящихся в ведении этого филиала. В некоторых филиалах есть типографии, часть из них оборудована высокоскоростными ротационными печатными машинами.

Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на районы, объединяющие около 20 собраний. Руководство в районе осуществляется районным надзирателем. Районный надзиратель посещает каждое собрание (обычно — два раза в год), помогая местным Свидетелям в организации и проведении проповеднической деятельности в территории данного собрания.

Сколько детей заводят россияне

По данным последней переписи населения, среди семей с детьми 55% — с одним ребенком, 33% — с двумя, оставшиеся 12% — с тремя и более. За 11 лет, прошедшие с предыдущей переписи, доля многодетных семей выросла больше чем в полтора раза. К точности результатов переписи 2021 года есть обоснованные претензии, однако тренд подтверждается и результатами промежуточной микропереписи, которую провели в 2015 году. Тогда опросили около миллиона семей.

Многодетность действительно становится более распространенной, но только среди тех, кто в принципе решил заводить детей: одновременно резко выросло число и одиноких людей, и бездетных семей.

Переписи населения 2022, 2010, 2021 годов, микроперепись населения 2015 года. Источник: rosstat.gov.ru

Межпоколенные процессы в семье

Выше мы описали способы, которым супруги справляются с возникшим в паре напряжением, механизмы «защиты от излишней близости». Теперь давайте разберёмся с истоками этих механизмов.

При рождении и даже в чреве матери ребенок получает определенное количество посланий: ему передают фамилию и имя, ожидание ролей, которые ему придется играть или же избегать. Эти ролевые ожидания могут быть позитивными и/или негативными. Из еще неродившегося ребенка сделают, например, спасителя или козла отпущения. Как феи вокруг колыбели Спящей Красавицы, ему много всего предскажут — предписания, сценарии, будущее. Это будет сказано явно или останется невысказанным, будет подразумеваться «по умолчанию» и храниться в строгой тайне. Однако, явные или неявные, ожидания будут «программировать» ребенка. Затем семья и окружение начнут вводить эту программу в психику ребенка, и в результате его жизнь и смерть, брак или безбрачие, профессия и хобби — будущее в целом — станут производной от всего семейного контекста.

Н. Фреско писала об интервью с пациентками, которые были детьми, рожденными на замену погибшим в концентрационных фашистских лагерях. Эти пациентки несли непосильное бремя — возместить родителям их невозместимые утраты. Они страдали от чувства вины выживших, т.к. они были живыми детьми, которые никогда не могли занять в родительском сознании места умерших детей и лишь напоминали им прежний объект любви. Они страдали и от не поддающегося объяснению чувства, что они самозванцы, подмена умершим детям, всего лишь экран для проецирования родительских ожиданий, предназначенных их умершим сиблингам, а между тем у них есть собственная личность и собственная жизнь. Они чувствовали вину за свой гнев на родителей, которые столько перестрадали и в то же время отказывались признавать своего ребенка за отдельную личность.

Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят способы прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определённый «багаж».

Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, нередко повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений. Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие способы адаптации она использует, и избежать повторения неприятных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией.

Что же происходит на уровне одного поколения и как это превращается в тот самый «семейный багаж»? В каждой супружеской паре существует некое фиксированное количество недифференцированности. И оно может распределяться по четырём каналам, которые мы описывали выше. Таким образом, мы можем наблюдать семьи, где практически нет супружеских конфликтов, оба супруга здоровы, а ребенок имеет максимум проблем.

Как мы уже писали, на более тонком уровне проективный процесс связан с материнским инстинктом и степенью, в которой тревога позволяет ему реализоваться во время беременности и в первые месяцы жизни ребенка. Процесс начинается с материнской тревожности, а отец играет поддерживающую роль, помогая ей реализовать тревожность в материнстве. Ребенок отвечает на тревогу матери собственной тревожностью, которую она ошибочно воспринимает как проблему ребенка. Родители начинают гиперопекать ребенка, преобразуя свою тревогу в излишнюю заботу о ребенке. Устанавливается паттерн инфантилизации ребенка, при котором ребенок постепенно становится все более проблемным и требовательным. Как только процесс начался, дальше он может запускаться как тревогой матери, так и тревогой ребенка. Обычно симптомы появляются эпизодически, в стрессовые периоды на протяжении детства, а затем перерастают в более серьезный симптом в подростковом возрасте или после него.

Еще более глубокая степень слияния матери и ребенка может протекать бессимптомно вплоть до ранней юности, когда ребенок впервые попытается жить самостоятельно и рухнет в психоз. Шизофрения, согласно этой теории, продукт дисфункции во многих поколениях. В каждом следующем поколении симптоматика нарастала, а уровень дифференциации Я снижался, пока, наконец, в очередном поколении не проявилась шизофрения.

У разных детей в семье может быть разный уровень дифференциации. И если уровень одного ребёнка высок (что проявляется в хорошо сформированном Я, низком уровне импульсивности и т.д.), то его брат или сестра могут иметь низкий уровень дифференциации. Такая ситуация может наблюдаться если родители склонны разряжать своё напряжение на одном из детей. Имеется в виду, что родители проецируют собственные эмоциональные конфликты на ребёнка и одновременно пытаются его контролировать. Ребенок, на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени, менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с братьями и сёстрами уровень дифференциации Я.

Между детьми недифференцированность распределяется следующим образом: она отдается одному ребенку, а если количество слишком велико для одного, включается еще один, обычно в меньшей степени, чем предыдущий, и т.д.

Обычно объектом проекции становятся: старшие дети; единственный ребенок противоположного пола; те, кто особенно эмоционально значим для матери, или те, кто, по ее мнению, особенно эмоционально значим для отца; дети с какими -либо дефектами; единственные дети; единственная дочь или единственный сын, когда остальные дети другого пола; особенные дети, которые были раздражительны, ригидны, находились в плохом контакте с матерью с самого начала. Дети, на момент зачатия и рождения которых пришлось состояние повышенной тревоги. Количество особых эмоциональных вложений в таких детей изначально велико.

Женщины, которые в подростковом возрасте больше мечтали о муже, чем о детях, будут скорее иметь супружеский конфликт или дисфункцию (или нефункционального мужа), а женщины, представлявшие себя в будущем скорее матерями, чем женами, будут склонны к проективным процессам на детей.

Таким образом, понятно, что родители передают одному или нескольким своим детям часть своей незрелости. Чтобы проиллюстрировать этот процесс, я начну с родителей со средним уровнем дифференциации и допущу, что в каждом поколении родители проецируют основную часть своей незрелости только одному ребенку, таким образом, максимальная нарушенность сосредотачивается в каждом поколении в одном ребенке. Кроме того, я допущу, что один ребенок в каждом поколении вырастает относительно вне эмоциональных требований и нажимов со стороны семьи и достигает наиболее высокого уровня дифференциации, возможного в данной ситуации. По существу невозможно, чтобы такая последовательность возникала из поколения в поколение, но она действительно иллюстрирует этот процесс.

Социология неравенства теория и реальность

Пример: допустим, что мы могли бы измерить уровень дифференциации по шкале от 1 до 100. Представим себе родителей со средним уровнем дифференциации 50. У них есть трое детей. Уровень наиболее вовлеченного ребенка — 35, что существенно ниже, чем базовый уровень родителей. У данного ребёнка будут наблюдаться наибольшие нарушения. Уровень другого ребенка 50, такой же, как базовый уровень родителей. Третий вырастает относительно вне семейных проблем и достигает уровня 60, что выше, чем у родителей. Если учесть, что ребенок с уровнем 35 заключает брак с супругом, уровень дифференциации которого в районе 35, то особенности этого брака будут изменяться в зависимости от способа, с помощью которого в этой семье будет решаться проблемы. В семье с наибольшей проекцией будет спокойный брак и почти полная сосредоточенность на здоровье, благосостоянии и достижениях наиболее вовлеченного ребенка, уровень которого будет, в этом случае, ещё ниже, например, 20. Они могли бы иметь другого ребенка, растущего вне семейных проекций, с уровнем 45, то есть выше, чем у родителей. Иметь двоих детей, одного с уровнем 20, а другого — 45, едва ли возможно. Ребенок с уровнем 20 уже находится в зоне риска и подвержен целому спектру проблем. В начале он может быть сверхуспевающим в школе, а затем, в подростковом возрасте, перенести эмоциональный срыв. С особой помощью он, возможно, смог бы окончить школу, провести несколько лет бесцельно, а затем найти супруга, чьи «потребности в другом» так же велики, как и у него. У них, вероятно, будет множество проблем в браке, со здоровьем, социальных проблем, и проблемы будут слишком велики, чтобы их можно было спроецировать лишь на одного ребенка. Они могли бы иметь одного ребенка с уровнем 10, другого 15, и третьего, растущего вне семейных проекций, с уровнем 30, намного превосходящим уровень родителей. Те дети, чей уровень 10 и 15, являются кандидатами на полный функциональный спад до таких состояний, как шизофрения или нарушенное поведение. Это иллюстрирует предыдущие утверждения о том, что необходимо несколько поколений, чтобы человек достиг уровня «отсутствия Я» и появления шизофрении. В среднем, незрелость будет прогрессировать существенно медленнее. Кроме того, в каждом поколении есть дети, продвигающиеся вверх по шкале, и в средней семье процесс много медленнее, чем показано в этом примере.

Итак, процесс семейной проекции работает в семье на протяжении многих поколений. Но заметен он только тогда, когда становится достаточно интенсивным. В более мягком варианте это настолько обычный процесс, что люди рассматривают его просто как часть жизни и как естественное единение между детьми и родителями. Kaк отмечалось ранее, в большей степени этот механизм определяется чувствительностью родителей и только после этого — актуальными потребностями ребенка.

В группе братьев и сестёр один ребенок будет более, чем остальные, вовлечен в этот процесс, хотя если процесс достаточно интенсивен, в него могут быть вовлечены и остальные дети. Выделенный ребенок развивает повышенную чувствительность к эмоциям родителей, реагирующих описанным выше способом. Остальные братья и сестры менее чувствительны к эмоциям родителей. Они вырастают более дифференцированными, с большим разделением между чувствами и мыслями, чем у их податливого сиблинга. Они склонны больше учиться на сильных сторонах родителей. Вовлеченный же ребенок знает о родительской эмоциональной незрелости и стимулирует ее.

Теория Боуэна предполагает, что люди выбирают партнеров по браку с уровнем дифференциации, близким к их собственному. Следовательно, из поколения в поколение ребенок, обременённый родительскими проекциями, женится и функционирует с большей эмоциональной интенсивностью, чем его родители. Их сиблинги создают семьи, по эмоциональным уровням близкие или менее интенсивные, чем родительские. С этой точки зрения, в любой семье существуют ветви с повышающимся и ветви с понижающимся уровнями дифференциации. Конечной точкой такой прогрессии в направлении недифференцированности являются разнообразные дисфункции. Формы шизофрении, хронический алкоголизм и даже, возможно, хронические физические заболевания, очевидно, являются манифестациями высокоинтенсивных вариантов этого процесса.

В любом поколении случайные события могут замедлить этот процесс. Аналогично, неблагоприятные обстоятельства могут ускорить его. Важной переменной является наличие механизмов в браке, отличающихся от проекции и способных поглощать напряжение. На определенном уровне могут играть роль изменения в обществе и последующие колебания тревоги. Важным фактором социальной тревоги может стать исчезновение необходимых ресурсов и перенаселенность.

Шизофрения, в этой концепции, это естественный процесс, который помогает расе оставаться сильной. Слабость семьи фиксируется в одном ребенке, который вряд ли женится и будет иметь потомство.

Попробуем рассмотреть, как передаётся из поколения в поколение отношение к беременности и родам. Знаменитые опыты Харлоу доказали, что уже на уровне приматов опыт общения с матерью воспроизводится. Если опыт общения с матерью был искажен или нарушен, то материнское поведение разрушается и у дочек-самок приматов. Разумеется, те же факторы «работают» и у человека. Для одних женщин беременность и деторождение становятся колоссальным сдвигом к зрелости и повышению самооценки, другие находят патологический путь, заканчивающийся потенциально вредоносными и нагруженными негативными эмоциями отношениями «мать — ребенок». Для будущей матери физические и эмоциональные перемены, сопровождающие беременность, являются нормальной критической переходной фазой и, следовательно, приводят к оживлению конфликтов и тревог прошлого. И если в этом прошлом имелось негативное отношение матери беременной к ее собственной (матери) беременности и материнству, если рождение самой беременной было для ее матери нежелательным и сопровождалось тяжелой семейной ситуацией и проблемами в супружеских отношениях между ее родителями, то высока вероятность того, что «нормальная критическая фаза» превратится в патологическую, и ныне беременная дочь своей матери повторит то же самое негативное отношение к материнству. Для женщины, чья мать была «достаточно хорошей», временная регрессия, сопровождающая беременность, — приятная фаза развития, на которой достигаются дальнейшая зрелая интеграция, повышение самооценки и духовный рост (Винникотт подчеркивал важность того, как именно мать физически и эмоционально обращается с телом ребенка и его нарождающимся Собственным Я, т.к. это обращение входит в состав опыта этого ребенка, его сознательные и бессознательные фантазии. Внутренний образ матери, создающийся при этом, и есть тот образец, с которым дочь всю жизнь стремится как идентифицироваться, так и отойти от него). Но для других, чьи амбивалентные чувства к матери не получили разрешения, а по отношению к важнейшим фигурам из детства доминируют негативные чувства, неизбежная регрессия беременности облегчает выход на поверхность ранее не разрешенных конфликтов, против которых до сей поры существовала защита. Поэтому беременность — самое серьезное испытание отношений матери и дочери. Если первичные, младенческие отношения беременной с ее матерью были конфликтными, это может предопределить конфликтность будущего материнства дочери. Таким образом, материнство — это опыт, как минимум, трех поколений. Существуют клинические подтверждения гипотезы о том, что природа будущего материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью в детстве, от того, как мать относилась к своей беременности и родам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *