Понятие истины, её критерии – теория для ЕГЭ по обществознанию
Сборник необходимой теории по теме кодификатора 1.4. Понятие истины, её критерии для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Основное понятие
ИСТИНА – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета; это адекватное отражение действительности.
Свойства истины
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. (Пример: MacCoffee – это кофе, золото – это металл)
СУБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА – зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. (Пример: MacCoffee – это лучший кофе в мире.)
Критерии истины
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи.
Практика
ПРАКТИКА – это целенаправленная материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определённом обществе.
Шпаргалка по теме Понятие истины, её критерии
План по теме Понятие истины и её критерии
Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.4. Понятие истины, её критерии. Ответы в конце страницы.
№1. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
№2. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
№3. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответы: 1 – 135; 2 – 123; 3 – 145.
Готовый конспект по теме 1.4. Понятие истины, её критерии смотри ниже.
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Истина и ее критерии
Цели и задачи урока:
Специальные материалы и оборудование:
изучение нового материала.
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
- Изучение нового материала.
“Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!”
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего
Человек – биосоциальное существо
(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову верны – истинны)
Итак, с чем мы и что нам необходимо будет узнать.
(вместе формулируем цели и задачи урока)
§22. Истина и ее критерии
(учащиеся записывают определение в течении пары минут)
( при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)
(точный термин выходит анимацией позже)
Слайд №5. Философы и их определения истины
это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
это неполное, неточное, ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества.
(определение под литерой В – лишнее)
(записываем виды истины в тетрадь)
Пример первый – сок (относительная истина)
Пример второй – дважды два (абсолютная истина)
Слайд с часами.
Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.
Что изображено в задании № 3?
Критерии истины
- Истина лишь то, что можно почувствовать
- Истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом
- Истинное научное знание – это соглашение между исследователями — конвенция
- Истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач
Оснащение учителей для обучения детей
Евангелизация детей
В большинстве стран подавляющее число детей никогда не слышало Евангелие. Просто собрать детей, чтобы привлечь их внимание или хорошо провести время, недостаточно. Дети нуждаются в Евангелии, и Христос повелевает нам благовествовать мальчикам и девочкам. В этой книге рассказывается об этой нужде и о том, как нужно благовествовать; какие библейские истины преподавать детям и как это делать; о Божьем приглашении, покаянии, вере и о том, как использовать разные пункты программы в евангелизации детей.
Библейский урок
В книге Библейский урок детально рассказывается о том, как вместо обычных библейских историй преподавать детям библейские уроки, которые повлияют на их жизнь. Книга шаг за шагом раскрывает процесс подготовки и преподавания основательного библейского урока. Здесь вы найдете такие темы, как изложение истории; история или урок; как находить и преподавать библейскую истину в уроке; как применять истину к жизни детей, которых вы обучаете; изложение урока; подготовка к преподаванию, а также служение Духа Святого, которое Он совершает для вас во время подготовки и преподавания. Книга завершается примером разработанного библейского урока.
Ты можешь вести душепопечительскую работу с обращенным ребенком
У обращенных детей множество вопросов и проблем. Наша обязанность, а также привилегия – помочь им найти ответы и решение их проблем в Слове Божьем. Детским работникам необходимо научиться эффективно оказывать реальную помощь во время душепопечительской беседы. Эта книга поможет вам найти ответы на многие вопросы, которые возникают у обращенных детей, живущих в чуждом им мире. Ответы, которые содержатся в Библии, помогут вам в вашем стремлении наставлять и вести детей в христианской жизни.
Помощь в духовном росте детей
Эта книга о последующей работе написана как пособие для тех, кто работает с обращенными детьми и нуждается в помощи в этом служении. Она поможет детским работникам учить детей, доверившихся Господу Иисусу Христу как своему Спасителю, расти духовно.
Изучая эту книгу, вы познакомитесь с важными принципами оказания помощи детям, делающим первые шаги в ученичестве, молитве, изучении библейских истин, следовании по пути послушания.
Ты можешь знать план Божий для детей
В этой книге вы найдете конкретные тексты из Библии, которые открывают особый Божий план для каждого ребенка. Вы увидите, что Бог хочет, чтобы мальчики и девочки знали Его лично и полностью доверяли Ему.
Независимо от того, родитель вы, учитель или церковный служитель, эта книга станет для вас не только познавательной, но и бросающей вызов. Это отличный учебник, который можно использовать для проведения семинаров, чтобы познакомить учителей или потенциальных детских работников с тем, что Библия говорит о детях.
Ты можешь вести детей к Христу
Нет большей радости для детского учителя Слова Божьего, чем та, когда маленький мальчик или девочка подходит и говорит, что желает получить спасение. Как замечательно сидеть с таким ребенком и осторожно вести его к Спасителю.
В этой книге изложены систематические шаги, которым нужно следовать, заботясь о том, чтобы не принуждать ребенка к принятию решения. Эта книга будет также полезна учителям, обучающим других детских работников, как вести детей к Христу.
Переключение между категориями
Наша потребность выявлять истину имеет сегодня особенно важное значение! Братья и сестры, спасибо вам за вашу преданность Богу-Отцу и Его Сыну, Иисусу Христу, и спасибо за вашу любовь и служение друг другу. Вы воистину замечательны!
Вступление
Когда мы с моей женой Энн получили призвание служить в качестве руководителей миссии полного дня, наша семья решила выучить имена всех миссионеров до приезда на место служения. Мы раздобыли фотографии, изготовили специальные карточки и стали изучать лица и запоминать имена.
По прибытии мы провели с миссионерами вводные конференции. Когда настало время для общения, я услышал, как наш девятилетний сын говорит:
Приятно познакомиться, Сэм!
Рэйчел, откуда ты?
Ого, Дэйвид, а ты высокий!
Встревожившись, я поспешил к нашему сыну и прошептал: Эй, давай не будем забывать обращаться к миссионерам со словами ‘старейшина’ или ‘сестра’. Он озадаченно посмотрел на меня и сказал: Пап, я думал, мы должны были запомнить их имена. Наш сын сделал то, что считал правильным, исходя из своего понимания.
Поиск истины:
- Проведите исследование и сравните информацию из различных источников.
- Обратите внимание на то, как эта истина соответствует учениям и принципам, проповедуемым Библией.
Выявление истины:
- Просите Бога о провидении в понимании истины.
- Помните о целях и мотивах тех, кто предлагает данную истину.
Применение истины:
- Применяйте обнаруженную и принятую истину в вашей повседневной жизни.
- Доверьтесь в провидении и защите, предоставляемых Богом при использовании истины.
Итак, обладание вечной истиной является ключом к спокойствию, мудрости и благословениям в нашей жизни. Постоянно стремитесь к поиску, выявлению и применению этой истины, и вы обретете великую радость и уверенность в своем пути.
Бог открывает доктринальные истины через Пророков, а Святой Дух подтверждает нам эти истины и помогает применять их23. Мы должны искать эти духовные впечатления и быть готовыми воспринимать их, когда они придут24. Мы наиболее восприимчивы к свидетельству Духа, когда смиренны25, искренне молимся, изучаем слова Бога26 и соблюдаем Его заповеди27.
Как только Святой Дух подтверждает нам конкретную истину, наше понимание углубляется по мере применения этого принципа на практике. Со временем, постоянно живя согласно этому принципу, мы обретаем твердое знание этой истины28.
Например, я совершал ошибки и испытывал угрызения совести за плохие поступки, но через молитву, изучение и веру в Иисуса Христа получил свидетельство о принципе покаяния29. По мере того как я продолжал каяться, мое понимание покаяния укреплялось. Я ощущал себя ближе к Богу и Его Сыну. Теперь я знаю, что грех может быть прощен через Иисуса Христа, потому что каждый день испытываю благословения покаяния30.
Оказание доверия Богу, когда истина еще не открыта
Итак, что же нам делать, когда мы искренне ищем истину, еще не открытую? Я питаю эмпатию к тем из нас, кто жаждет ответов, которые, кажется, не приходят.
А вот что он объяснял Эмме Смит: «Не ропщи о том, чего ты не видела, ибо это скрыто от тебя и от мира по мудрости Моей до времени грядущего» (Учение и Заветы 25:4).
Я тоже искал ответы на искренние вопросы. Многие ответы приходили; некоторые нет31. Пока мы ждем – доверяя Божьей мудрости и любви, соблюдая Его заповеди и полагаясь на то, что действительно знаем, – Он помогает нам находить покой, доколе не откроет истину обо всем32.
Что такое учение и что такое правило
В поисках истины полезно понимать разницу между учением и правилом. Учение относится к вечным истинам, таким как природа Божества, план спасения и искупительная жертва Иисуса Христа. Правило – это применение учения исходя из текущих обстоятельств. Правила помогают нам управлять Церковью упорядоченно.
При том что учение никогда не изменяется, правила время от времени корректируются. Господь действует через Своих Пророков, поддерживая Свое учение и модифицируя церковные правила в соответствии с потребностями Своих детей.
К сожалению, мы иногда путаем правило с учением. Если мы не понимаем этой разницы, то рискуем разочароваться при изменении правил и можем даже начать сомневаться в мудрости Бога или в роли Пророков как носителей откровений33.
Обучение вечной истине
Когда мы получаем истину от Бога, Он побуждает нас делиться этим знанием с другими34. Мы делаем это, когда проводим урок, наставляем ребенка или обсуждаем Евангельские истины с другом.
Наша цель – обучать истине так, чтобы привлекать обращающую силу Святого Духа35. Позвольте мне поделиться некоторыми простыми приглашениями от Господа и Его Пророков, которые могут в этом помочь36.
Излагайте истину с любовью
То, как мы обучаем истине, имеет огромное значение. Павел призывал нас говорить «истинною любовью» (см. к Ефесянам 4:14–15). Истина имеет больше шансов благословить другого, если преподносится с любовью, подобной Христовой44.
Истина, преподнесенная без любви, может вызывать чувство осуждения, разочарования и одиночества. Это часто приводит к обидам, разногласиям и даже к конфликтам. С другой стороны, любовь без истины пуста и лишена обещания роста.
Для нашего духовного развития необходимы и истина, и любовь45. Истина порождает учение, принципы и законы, необходимые для обретения жизни вечной, а любовь порождает мотивацию, необходимую для принятия истины и действия в соответствии с нею.
Я всегда буду благодарен за тех, кто терпеливо и с любовью учил меня вечной истине.
Заключение
В заключение позвольте мне поделиться вечными истинами, которые стали якорем для моей души. Я пришел к познанию этих истин, следуя принципам, обсуждавшимся сегодня.
Я знаю, что Бог – наш Небесный Отец46. Он – всеведущий47, всемогущий48 и совершенно любящий49. Он создал для нас план, чтобы мы обрели вечную жизнь и стали подобными Ему50.
В рамках этого плана Он послал Своего Сына Иисуса Христа помочь нам51. Иисус учил нас исполнять волю Отца52 и любить друг друга53. Он искупил наши грехи54 и отдал Свою жизнь на кресте55. Он восстал из мертвых через три дня56. Через Христа и Его благодать мы воскреснем57, сможем получить прощение58 и обрести силу в скорби59.
Во время Своего земного служения Иисус основал Свою Церковь60. Со временем эта Церковь изменилась, и истины были утрачены61. Иисус Христос восстановил Свою Церковь и истины Евангелия через Пророка Джозефа Смита62. И сегодня Христос по-прежнему руководит Своей Церковью через живущих Пророков и Апостолов63.
Истина и ее критерии
Бывало такое, что тебе очень понравился фильм, а твой друг считает, что хуже ничего не видел? И как понять, на чьей стороне правда? Тут надо разобраться, что есть истина и каковы критерии. Погнали.
17 ноября 2023 г.
Итак, посмотрим, можно ли отыскать истину, если вы с другом имеете диаметрально противоположное мнение о предмете познания. Для этого предлагаем изучить понятие истины. Ученые считают, что есть некий процесс формирования знаний о предмете познания.
Истина — это идеальное суждение о предмете познания, которое соответствует предмету. Ее можно представить как сведения о мире вокруг нас и их соответствие действительности.
Абсолютная и относительная
Объективная истина, то есть то знание, которое не зависит ни от человек, ни от человечества, бывает двух видов: абсолютная и относительная.
Абсолютная истина — это некое утверждение, которое считается правдой всегда и везде, независимо от мнения людей. Она не может быть опровергнута.
Например, математические факты. Утверждение 2 + 2 = 4 является абсолютной истиной. Оно верно в любом месте и в любое время.
Относительная истина — это утверждение, которое зависит от определенного контекста, точки зрения или уровня развития общества. Она может изменяться и представляет собой сведения об одной из сторон предмета познания.
Например, мы говорим, что июль — летний месяц, и нам кажется, что это истина. А вот жители Австралии с нами не согласятся, ведь у них в июле зима. Тут смотря на каком полушарии жить.
Но как мы можем определить, что некое суждение, действительно, истинное? Поговорим о том, что такое критерии истины.
Критерием истины является способ или правило, по которому мы можем определить, что некоторое утверждение — истина.
Логика. Утверждение должно соответствовать правильному мышлению, то есть логике. Это понятие определяет наличие в цепочке рассуждений причинно-следственных связей и смысла.
Фундаментальные законы. Это критерий истины, согласно которому определенное утверждение соответствует установленным и доказанным фундаментальным законам Вселенной.
Согласие экспертов. Иногда мы полагаемся на мнение экспертов в определенной области. Если множество экспертов сходится во мнении о том, что некое утверждение соответствует действительности, это может служить критерием.
Практика. Сложная и естественная система действий людей, которые активно взаимодействуют с окружающим миром, чтобы изменять реальное окружение. Эти действия происходят в рамках определенной социокультурной обстановки.
То есть, чтобы определить, кто же из вас прав, когда вы спорите о фильме, нужно каждое мнение проверить на соответствие какому-либо из критериев истины.
Возможно, вам поможет экспертное мнение. Но помните, не все в нашей жизни можно изменить с помощью этого понятия! Возможно, в этом споре не будет победителя, и прав каждый из вас.
Проверь себя
Что такое истина?