Задания части 2 егэ по теме отличия прокариот и эукариот

Структура клеток и их функции

Из клеток состоят все живые организмы, что обеспечивает основные функции их жизнедеятельности. Растительные клетки имеют свое особенное строение, которое играет важную роль в их функционировании.

№1 Строение клетки

Клетка состоит из ядра (А), цитоплазмы и генетического аппарата. Генетический аппарат окружен мембраной и называется ядрышко (Б). Растительные клетки также содержат хлоропласты (В), отвечающие за процесс фотосинтеза.

БукваЧисло
А1
Б2
В3

№2 Растительные ткани

  • Покровная ткань обеспечивает защиту организма от внешних воздействий.
  • Механическая ткань обеспечивает прочность и опору.
  • Транспортная ткань необходима для переноса веществ по всем частям растения.

№3 Строение клетки (продолжение)

Клеточная стенка состоит из целлюлозы (А) и обеспечивает форму клетки. В цитоплазме есть ядрышко (Б) и пластиды, содержащие хлорофилл (зеленый цвет, В).

№4 Растительные ткани (продолжение)

  • Все ткани растения формируются из меристемной (А).
  • Покровная ткань участвует в защите организма.
  • Транспортная ткань обеспечивает перенос веществ.

Задания по рисункам

  • Рисунок 1 показывает ядро (А) клетки, отвечающее за хранение генетической информации.
  • Рисунок 2 также показывает ядро (А), которое контролирует все процессы клетки.
  • Рисунок 3 демонстрирует хлоропласты (А), в которых происходит фотосинтез.

Важно понимать строение клеток и их функции, чтобы понимать особенности жизнедеятельности растений.

Структура и функции растительной клетки

Форму растительной клетке придаёт (А), которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Под ней расположена наружная (Б). Она пропускает в клетку одни вещества и не пропускает другие. В клетках растений, животных и грибов в цитоплазме имеется (В) — генетический аппарат, который регулирует процессы жизнедеятельности, хранит и передаёт наследственную информацию. В клетках растений имеются окрашенные в зелёный цвет хлоропласты.

Ткань – это группа (А) и межклеточного вещества, сходного строения, функций и происхождения. (Б) ткань защищает растение от неблагоприятных внешних воздействий, участвует в газообмене. Механическая ткань обеспечивает растению прочность и служит (В). Во всех частях растения находится проводящая ткань. Она обеспечивает транспорт неорганических и органических веществ по организму.

Органоиды клетки

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — (А). Молекулы (Б) способны поглощать световую энергию. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из (В). Она выполняет важные функции.

Список слов (словосочетание):

  1. Ткани растений

Ткань – это группа клеток и (А) вещества. Клетки, образующие ткань, имеют сходное строение, функции и происхождение. К накоплению зёрен крахмала, капель масла, сахаров способна (Б). Механическая ткань обеспечивает растению прочность и служит опорой. Во всех частях растения находится (В), которая обеспечивает транспорт неорганических и органических вещества по организму.

Рассмотрите рисунок растительной клетки

Какая структура клетки обозначена на рисунке 1 буквой А? Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?

  1. Роль бактерий в природе
  1. являются редуцентами, минерализуют органические вещества до неорганических; 2) участвуют в круговороте веществ (углерода, азота и др.); 3) вызывают болезни, регулируют численность популяций; 4) автотрофные бактерии являются продуцентами (вырабатывают органические вещества); 5) являются симбионтами (клубеньковые бактерии, бактерии в толстом кишечнике человека).
  1. Основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий
  1. нет оформленного ядра (имеется нуклеоид); 2) ДНК имеет кольцевую форму; 3) отсутствуют мембранные органоиды; 4) мелкие (70S) рибосомы; 5) нет митоза и мейоза (размножаются делением надвое); 6) клеточная стенка из муреина (пептидогликана); 7) мелкие размеры клетки (меньше, чем у эукариот).
  1. Отрасли хозяйства, где используются бактерии
  1. медицина (производство антибиотиков); 2) сельское хозяйство (подкормка почвы); 3) пищевая промышленность (продукция молочного и кисломолочного производства); 4) биотехнология (генная инженерия).

Биология в повседневной жизни

В нашей повседневной жизни мы часто встречаемся с биологическими процессами, даже не задумываясь об их сути. Например, в пищевой промышленности используются бактерии для получения кисломолочных продуктов, при квашении, виноделии, сыроделии.

Применение биологических процессов в различных областях

  1. Пищевая промышленность: для получения кисломолочных продуктов, квашения, виноделия, сыроделия.
  2. Сельское хозяйство: приготовление силоса, компоста, препаратов для борьбы с вредителями.
  3. Коммунальное хозяйство: очистка сточных вод.
  4. Фармацевтика: получение вакцин, витаминов, гормонов, лекарств.
  5. Энергетика и добывающая промышленность: производство биогаза.

Объяснение ситуации с сибирской язвой

Подробную ситуацию с эпидемией сибирской язвы можно объяснить с точки зрения биологии:

  1. В скотомогильнике были захоронены животные, инфицированные сибирской язвой.
  2. Споры бактерий являются причиной заболевания, так как сохраняют свою жизнеспособность длительное время, вызывая заболевание при попадании в организм человека или скота.
  3. Споры бактерий – это покоящаяся форма, которая позволяет им долгое время выживать в неблагоприятных условиях.

Предотвращение порчи продуктов питания

Порча продуктов происходит при размножении гнилостных бактерий и плесневых грибов. Существуют различные способы предохранения продуктов от гниения:

  1. Охлаждение (заморозка): снижение температуры замедляет скорость обмена веществ в бактериях и грибах.
  2. Стерилизация (пастеризация; обработка высокой температурой): высокие температуры вызывают гибель клеток и денатурацию белков.
  3. Высушивание (вяление): дефицит воды замедляет обмен веществ в клетке.
  4. Засолка или засахаривание: в гипертоническом растворе клетки теряют воду вследствие явления осмоса.
  5. Маринование, консервация, квашение, копчение: содержание веществ, убивающих гнилостные бактерии и грибы.

Идентификация организмов по клеткам

Организмы изображенные на рисунке – это клетки, относящиеся к разным царствам:

  1. Клетка А – организм из царства Бактерии.
    • Отсутствие ядра (наличие нуклеоида)
    • Отсутствие мембранных органоидов
  2. Клетка Б – организм из царства Растения.
    • Наличие крупной центральной вакуоли
    • Наличие хлоропластов
    • Наличие клеточной стенки

Благодаря биологическим знаниям мы можем эффективно применять их в различных сферах жизни для улучшения окружающей среды и здоровья людей.

Эффективность антибактериальных препаратов

Учёные провели эксперимент, целью которого было определение наиболее эффективного антибактериального препарата для лечения заражения синегнойной палочкой.

Эксперимент

В лаборатории провели посев синегнойной палочки на твёрдую питательную среду на чашке Петри. После того как культура бактерий развилась на питательной среде, на неё нанесли три антибиотика.

Результаты

Результаты представлены на рисунке: кружочки с цифрами – диски из фильтровальной бумаги с тремя разными антибиотиками; серый цвет большого круга – бактерии, развившиеся на питательной среде; белые круги вокруг некоторых дисков – участки, на которых бактерии не развиваются.

Выводы

Наиболее эффективен антибиотик 1. Вокруг диска с ним плохо растут бактерии. Бактерии могут приобретать устойчивость к антибиотикам за счёт мутаций и поглощения плазмид.

Влияние антибактериальных средств на рост бактерий

Экспериментатор решил определить влияние антибактериального средства, используемого для обработки ран, на рост колоний одного из штаммов бактерии Staphylococcus aureus.

Эксперимент

Он пропитывал диски из фильтровальной бумаги растворами этого средства в различной концентрации и помещал диски на чашки Петри с бактериями.

Результаты

Через сутки экспериментатор определял радиус зоны, свободной от бактерий, вокруг диска (радиус зоны ингибирования).

Выводы

Раствор с концентрацией антибактериального препарата 10% оказался наиболее оптимальным для применения, так как радиус зоны ингибирования был наибольшим.

По мере использования антибактериальных средств возникает резистентность у бактерий, что делает их неэффективными со временем.

Действие лекарственного препарата на организмы

Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина (пептидогликана).

Воздействие

Данный препарат действует на бактерии, так как клеточная стенка бактерий состоит из муреина. Однако для клеток человека он нетоксичен, так как муреин не входит в состав клеток человека, у которых отсутствует клеточная стенка из муреина.

Влияние антибиотика на рост бактерий

Экспериментатор определял влияние антибиотика эритромицина на рост бактерий штамма Micrococcus luteus.

Механизм действия

Эритромицин связывается с большой субъединицей 70S рибосомы и подавляет рост колоний бактерий.

Эффекты

Эритромицин вызывает изменения только в клетках бактерий, не оказывая такого же воздействия на клетки человека, что делает его эффективным в борьбе с инфекциями.

  1. эритромицин, связываясь с бактериальной рибосомой, нарушает синтез белка (трансляцию); 2) клетки бактерий не могут расти и делиться; 3) эритромицин не действует таким образом на клетки человека; 4) в клетках человека рибосомы 80S типа (отсутствуют рибосомы бактериального типа).

11. При приготовлении домашнего йогурта молоко рекомендуется (1) прокипятить. Перед внесением закваски его необходимо (2) остудить. После чего нужно (3) убрать ёмкость с закваской в теплое место на 5-10 часов. Объясните с точки зрения биологии необходимость процессов, указанных цифрами 1, 2, 3. Аргументируйте свой ответ.

  1. кипячение молока позволяет уничтожить бактерии (грибы), содержащиеся в нем; 2) остудить молоко нужно чтобы бактерии, содержащиеся в закваске, не погибли; 3) 5-10 часов в тёплом месте необходимо для процесса брожения.

12. На рисунке показано строение мембраны и клеточной стенки. К какому царству относится организм, у которого имеются клетки со стенкой такого состава? Ответ поясните. Поверх клеточной стенки у некоторых представителей этого царства имеется слизистая капсула (слой полисахаридов). Какие функции она может выполнять? Назовите не менее двух функций.

  1. царство Бактерии; 2) клеточная стенка содержит муреин (пептидогликан); 3) капсула выполняет функцию защиты (например, от лизоцима); 4) клейкие капсулы служат для формирования колоний из одиночных бактерий; 5) с помощью капсул бактерии прилипают к поверхностям (пищевому субстрату).

13. Назовите структуры бактериальной клетки, указанные на рисунке цифрами 1 и 2. Опишите основные отличия структуры 1 по сравнению с аналогичной структурой эукариот. Укажите функции структуры 2.

  1. 1 — кольцевая молекула ДНК (бактериальная хромосома, бактериальный геном); 2) бактериальная ДНК имеет замкнутую (кольцевую) форму (эукариотическая ДНК — линейная); 3) бактериальная ДНК не имеет белков-гистонов (в отличии от эукариотической); 4) 2 — плазмида; 5) несет дополнительные гены; 6) повышает устойчивость бактерии к неблагоприятным условиям среды.

14. Бактерий поместили в растворы, состав которых благоприятен для их жизнедеятельности, и перемешали. Через некоторое время бактерии в пробирках перераспределились. В пробирке 1 находятся аэробы, в пробирке 2, в пробирке 3 – факультативные анаэробы. Почему основная часть бактерий в пробирке 3 стремится к поверхности раствора, но при этом такие бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды? Аргументируйте свой ответ.

  1. собираются в основном на поверхности раствора, так как там больше кислорода; 2) кислород используется факультативными анаэробами для осуществления дыхания (окислительного фосфорилирования); 3) окислительное фосфорилирование является более энергетически выгодным, чем гликолиз (брожение); 4) бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды, так как могут осуществлять анаэробный (бескислородный) обмен.

15. Какие бактерии человек используют для получения пищевых продуктов? Приведите два примера. Какой метаболический процесс в клетках этих бактерий лежит в основе их использования в пищевой промышленности? Почему приготовленные с применением этих бактерий продукты могут иметь долгий срок хранения?

  1. молочнокислые бактерии – для получения кисломолочных продуктов ИЛИ квашения;. 2) уксуснокислые бактерии – для получения уксуса ИЛИ пропионовокислые – для получения сыров; 3) брожение; 4) продукты брожения (кислоты) подавляют развитие гнилостных бактерий и плесневых грибов.

16. Чем строение клетки сине-зеленых водорослей отличается от клетки зеленых водорослей? Назовите не менее четырех отличий.

  1. сине-зеленые водоросли – цианобактерии (прокариоты); зеленые водоросли – эукариоты; 2) у сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра, у зеленых – есть; 3) у сине-зеленых водорослей одна кольцевая молекула ДНК, у зеленой водоросли несколько хромосом линейной формы; 4) у сине-зеленых водорослей нет мембранных органоидов (митохондрий, пластид, ЭПС и т.п.), у зеленых – имеются; 5) клеточная стенка сине-зеленых водорослей состоит из муреина, у зеленых водорослей – из целлюлозы (полисахаридов).

17. Лекарственный препарат связывает 70S рибосомы, препятствуя их функционированию. На какую группу организмов действует этот препарат? Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

  1. препарат действует против бактерий; 2) грипп и амебную дизентерию невозможно вылечить данным препаратом; 3) грипп вызывается вирусом; 4) вирусы не содержат рибосом (являются неклеточными формами жизни); 5) амебная дизентерия вызывается амебами (простейшими; одноклеточными животными); 6) амебы имеют рибосомы 80S типа (эукариотические рибосомы).

18. Клетка организма какого царства изображена на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какую функцию она выполняет?

  1. клетка царства Бактерии; 2) не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме; имеется нуклеоид); 3) не содержит мембранных органоидов; 4) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК); 5) несет дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям.

19. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

  1. А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка; 2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра (содержит кольцевую ДНК); 3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

20. Назовите не менее четырёх типов питания бактерий. Кратко охарактеризуйте каждый тип.

  1. фототрофы — в качестве источника энергии используют энергию солнечного света; 2) хемотрофы — в качестве источника энергии используют энергию окисления неорганических веществ; 3) сапротрофы используют органические вещества мёртвой массы; 4) паразиты используют органические вещества живых организмов, нанося им вред; 5) симбионты используют органические вещества живых организмов, принося им пользу.

21. Экспериментатор решила установить влияние пребиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества пребиотика в жидкую питательную среду и вносила туда одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате, после чего измерялась оптическая плотность (мутность) среды с бактериями. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, для чего служат пребиотики. В каких ситуациях врачи назначают их приём? Приведите не менее двух ситуаций.

  1. пребиотики — вещества, стимулирующие рост и жизнедеятельность микрофлоры кишечника (не принимать ответ, в котором утверждается, что пребиотики — это полезные бактерии); 2) пребиотики назначаются в случае приёма антибиотиков; 3) пребиотики назначаются в случае нарушения функционирования микрофлоры кишечника.

22. Экспериментатор решила установить влияние антибиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества антибиотика гентамицина в питательную среду на чашки Петри и сеяла одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате. Подсчитывалось количество индивидуальных колоний бактерий на чашках. Результаты эксперимента приведены в таблице. Как Вы думаете, при какой температуре инкубировались чашки Петри в данном эксперименте? Поясните свой ответ.

  1. при температуре 37 °C (36,6 °C); 2) кишечная палочка обитает в кишечнике у человека (млекопитающих); 3) поэтому оптимальными условиями для её роста должна быть температура тела хозяина (человека, млекопитающих).

23. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Как изменится количество бактерий в рубцовой жидкости, если вместо мочевины ввести в рацион здорового животного антибиотик? Объясните, как и почему в этом случае изменится масса животного.

  1. количество бактерий уменьшится; 2) масса животного уменьшится (прирост массы уменьшится); 3) антибиотики подавляют деление бактерий (убивают бактерии); 4) бактерии рубца обеспечивают переваривание клетчатки (корма); 5) при гибели бактерий уменьшится количество доступных питательных веществ (снизится качество питания).

24. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Наличием какого химического элемента в кормовой добавке можно объяснить наблюдаемый эффект на бактерии? Ответ поясните. Какую роль выполняют бактерии в рубце коров?

  1. в состав мочевины входит азот; 2) азот входит в состав аминокислот (белков, нуклеиновых кислот); 3) аминокислоты (белки) являются строительным материалом (ферментами) для новых клеток ИЛИ 3) нуклеиновые кислоты являются генетическим материалом для новых клеток; 4) бактерии способствуют перевариванию клетчатки (корма) ИЛИ 4) синтезируют витамины (являются источником белка) ИЛИ 4) препятствуют заселению патогенной флоры.

25. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как и почему изменяется количество живых клеток бактерий в эксперименте после добавления антибиотика? Как изменится количество живых клеток бактерий, если на пятый день вновь добавить ципрофлоксацин в культуру, но в большей концентрации, чем в начале эксперимента? Ответ поясните.

  1. количество живых клеток бактерий после добавления антибиотика уменьшается, а потом начинает расти; 2) большинство бактерий погибает под действием антибиотика; 3) устойчивые к антибиотику бактерии начинают размножаться; 4) количество живых бактериальных клеток после повторного добавления ципрофлоксацина сначала (незначительно) снизится, а затем продолжит расти; 5) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину

26. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится количество живых клеток бактерий, если продолжить эксперимент: через 500 циклов деления в одну половину бактериальной популяции снова добавить ципрофлоксацин, а в другую добавить такое же количество пенициллина (антибиотик другого типа)? Ответ поясните.

  1. при добавлении ципрофлоксацина количество живых бактериальных клеток продолжит расти (незначительно изменится); 2) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину; 3) при добавлениии пенициллина большинство бактериальных клеток погибнет (может сохраниться незначительное количество); 4) устойчивость к новому антибиотику у бактерий еще не выработалась.

Особенность растительной клетки — клеточная стенка

Клеточная стенка есть только у растительных клеток. Эта структура окружает клетку и выполняет ряд защитных и транспортных функций:

В конечном счете клеточная стенка определяет направление роста клетки. От этого зависит и форма всего растения. Наличием жесткой клеточной стенки объясняется то, что некоторые растения трудно пережевывать.

Некоторые растительные клетки видны без микроскопа

Растительная клетка — это структурная единица, из которой формируются одноклеточные или многоклеточные растительные организмы. Это эукариотические клетки, то есть те, в структуре которых есть ядро.

Как выглядит растительная клетка? Обычно эти клетки имеют прямоугольную форму, как описывает крупнейшая образовательная платформа BY JU’S. Основную ткань растений составляют паренхимные клетки, размеры которых во всех направлениях одинаковы. Есть другой тип клеток — прозенхимные. Они очень вытянутые и заостренные на концах.

Обычные размеры клеток микроскопические — порядка 0,01 –1,0 мм. Но есть клетки, которые можно увидеть невооруженным глазом. Это некоторые одноклеточные водоросли или те, из которых, например, состоит мякоть апельсина.

Впервые наблюдал строение клетки под микроскопом английский ученый Роберт Гук в XVII веке. Он же, как утверждает онлайн-справочник по биологии Biology online, ввел термин «клетка». Изучает клетки живых организмов наука цитология.

Растительные клетки крупнее животных

Чем отличается растительная клетка от животной? Как утверждает платформа BY JU’S, растительные клетки крупнее животных. Они также имеют различия в структуре и разные типы питания.

В животной клетке отсутствуют клеточные стенки, пластиды, вырабатывающие хлорофилл, и вакуоли, содержащие клеточный растительный сок. Такие отличия в структуре определяют разные функции и предназначение растительных и животных клеток.

Растения и животные имеют принципиально разные типы питания, соответственно, их клетки тоже в этом отличаются. Растительные клетки сами синтезируют для себя питательное органическое вещество хлорофилл. Он создается внутри клетки из неорганических веществ воды и углерода под воздействием солнечного света. Такой тип питания известен как автотрофный.

Животная клетка питается готовым органическим веществом из растений или других организмов. Это гетеротрофный тип питания.

Растительные клетки обеспечивают кислородом все живое

Растительные клетки выполняют такие специфические функции:

Растительные клетки имеют биологическое значение: они источник питательных веществ для гетеротрофных организмов.

Растительная клетка — элементарная единица всякого растения. Строение клетки подтверждает, что это живой организм. Вне клетки нет жизни.

Ядро клетки сохраняет генетический материал

Главный органоид растительной клетки — ядро. Оно имеет шаровидную или яйцевидную форму и состоит из:

Хроматины представляют собой нитевидные структуры. Они образованы молекулами ДНК, которые несут наследственную информацию. Это основной генетический материал клетки. Длинные молекулы ДНК окружены специальными белками, которые обеспечивают им компактную упаковку. Из этой нитевидной структуры хроматина выделяются и становятся отличимы хромосомы, когда клетка готовится к делению.

В ядре растительной клетки синтезируются также определенные молекулы. Они необходимы для управления всеми клеточными процессами, то есть ядро — контролирующий центр клетки.

Задания части 2 егэ по теме отличия прокариот и эукариот

Одноклеточная водоросль хлорелла: iStockPhoto

Растительная клетка может выполнять функции организма

Какое строение растительной клетки? Клетка имеет сложную структуру. Она окружена плотной клеточной стенкой, под которой находится полупроницаемая пленка — мембрана. Внутри клетка заполнена цитоплазмой — вязким бесцветным веществом, в котором расположены другие части клетки (органоиды):

Клетка способна к обмену веществ, к самовоспроизведению, что позволяет ей поддерживать свое состояние и функционировать. Все части клетки в целом выполняют функции целого организма. Этот феномен доказывает существование одноклеточных водорослей и микроорганизмов.

Задания части 2 егэ по теме отличия прокариот и эукариот

Строение растительной клетки: Wikimedia/LadyofHats

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *