Анализаторы

Описание травм черепа у детей

  1. В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда. О травматическом повреждении какой кости черепа следует предполагать?

При осмотре ребенка с черепно-мозговой травмой выявлен периферический парез лицевого нерва, глухота, вестибулярные повреждения. О травматическом повреждении какой кости черепа следует думать?

  1. У грудного ребенка при кормлении жидкость вытекает через нос. Какой врожденный дефект костей черепа следует предполагать?

    • Волчья пасть: результат несращения в эмбриогенезе небных валиков
  2. Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед. При поражении каких мышц ограничено такое движение в височно-нижнечелюстном суставе?

    • Жевательная, крыловидные медиальная и латеральная
  3. После спортивной травмы мальчик не может согнуть кисть. Какие мышцы были травмированы?

    • Мышцы передней группы предплечья
  4. В приемное отделение поступил ребенок с кровавой рвотой, раненый в левую подреберную область. Какой орган пострадал при ранении?

    • При ранении пострадал желудок
  5. Во время судебно-медицинской экспертизы по анатомической формуле зубов было установлено, что труп принадлежит ребенку 6-8 лет. Присутствие каких зубов ротовой полости дало возможность идентифицировать тело умершего человека?

    • Постоянные резцы. Смена молочных на постоянные происходит в возрасте от 6 до 8 лет

Патологии и аномалии в анатомии

  1. Беременная женщина 30 лет получила повышенную дозу излучения. В результате этого нарушился процесс внутриутробного развития плода. При формировании полости рта не состоялось сращение бокового носового и верхнечелюстного отростков. Возникновение какой аномалии предполагается?

  2. У больного воспаление плевры, сопровождающееся выходом в плевральную полость воспалительной жидкости. В каком плевральном синусе в первую очередь она будет накапливаться? Дайте анатомическое обоснование.

    • Реберно-диафрагмальный синус. Здесь наиболее часто скапливается этот так называемый экссудат
  3. Ребенок, играя, вдохнул горошину. В каком бронхе наиболее вероятно ее застревание? Дайте анатомическое обоснование.

  • Чаще всего в правом главном бронхе. Он почти продолжает ход трахеи, короче и шире левого
  1. У больного воспаление носослезного канала. В какую часть носовой полости может попасть инфекция?

  2. Вследствие тяжелой болезни женщина средних лет, полная, резко похудела. Через некоторое время появились периодические боли в поясничной области. Врач констатировал опущение почек. Ослабление какого из фиксирующих факторов почек привело к этому нарушению?

  • Опущение почек связано с уменьшением жировой капсулы
  1. У женщины с внематочной трубной беременностью проведена пункция заднего свода влагалища. В какое анатомическое образование брюшины должна проникнуть игла?
  • Прямокишечно-маточное углубление или Дугласово пространство
  1. При осмотре у 15-летней девочки шейки матки через влагалище гинеколог определил, что отверстие матки имеет форму поперечной щели. Имела ли пришедшая на прием юная пациентка роды?

Изучение анатомии человеческого организма

Структура и функции спинного мозга

  1. Серое вещество спинного мозга состоит из клеток нейронов и коротких отростков – дендритов. Это включает передние, средние и задние рога, обеспечивающие рефлекторную функцию.
  2. Белое вещество спинного мозга состоит из проводящих длинных отростков – аксонов, образуя передние, средние и задние тяжи. Его функция – проводниковая.

Функции среднего мозга и мозжечка

  1. В среднем мозге находятся четверохолмий с ядрами первичных зрительных и слуховых центров, а также ножки мозга. Он ответственен за ориентировочные рефлексы и мышечный тонус.
  2. Мозжечок координирует движения и сохраняет равновесие, выполняя регуляцию мышечного тонуса и позы тела.

Процесс восприятия зрительной информации

  1. Сетчатка воспринимает изображения, которые обрабатываются в затылочной доле коры мозга.
  2. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, преобразуют световую энергию в нервные импульсы по зрительному нерву.

Аудиторная система

  1. Рецепторная часть – волосковые клетки кортиева органа воспринимают колебания и преобразуют их в нервные импульсы.
  2. Проводниковая часть представлена слуховым нервом, который направляет импульсы в головной мозг для восприятия звуков.

Заключение

Изучение анатомии и функций человеческого организма позволяет понять принципы его работы и ответить на медицинские вопросы. Важно знать, как работают различные системы организма для поддержания здоровья и предотвращения заболеваний.

Структура слухового и зрительного анализатора

Слуховой анализатор

Под буквами обозначены:

  • А – наружное ухо (ушная раковина)
  • Б – среднее ухо (слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко))
  • В – внутреннее ухо (улитка)

Периферическая часть слухового анализатора

  1. Наружное ухо: улавливание звуковых колебаний.
  2. Среднее ухо: усиление звуковых колебаний, выравнивание давления.
  3. Внутреннее ухо: восприятие, разделение и перевод в нервный импульс.

Детали процесса

  1. Слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.
  2. Окончательное распознавание звука происходит в центральной части слухового анализатора – височной зоне коры больших полушарий.
  3. Звуковая волна направляется ушной раковиной в наружный слуховой проход. Достигая барабанной перепонки, звуковые волны вызывают колебания. Система слуховых косточек усиливает колебания и передает их через овальное окно во внутреннее ухо. Звук воспринимается в рецепторах улитки, где возникают нервные импульсы. Импульсы передаются по слуховому нерву в височную зону коры больших полушарий.

Зрительный анализатор

  1. Ресничная (цилиарная) мышца (тело): обеспечивает аккомодацию кривизны хрусталика, позволяя фокусироваться на близких или дальних объектах.
  2. При сокращении мышцы хрусталик становится выпуклым, увеличивая преломляющую силу для близких объектов. При расслаблении мышцы хрусталик уплощается для дальних объектов.
  3. Роговица: передняя, прозрачная часть склеры, защищает глаз, пропускает солнечные лучи.
  4. Сетчатка: внутренняя рецепторная оболочка глаза, содержит фоторецепторы (палочки, колбочки) для различения света, цвета. Формирует первичное изображение.

Это полезная информация о структуре слухового и зрительного анализаторов, важных частей органов чувств. Надеемся, что это поможет лучше понять функции и процессы обоих систем.

Структура глаза

  1. Сетчатка (сетчатая оболочка глаза) принимает нервные импульсы
  2. Окончательное различение изображения происходит в центральном отделе зрительного анализатора
  3. Как функционирует
    • Периферический (рецепторный отдел): фоторецепторы сетчатки (палочки и колбочки) воспринимают свет и преобразовывают его в нервный импульс
    • Проводниковый отдел: зрительный нерв проводит импульс от фоторецепторов к ЦНС
    • Центральный отдел: зрительный центр в затылочной доле коры больших полушарий головного мозга обрабатывает информацию

Близорукость

  1. Заболевание, при котором плохо видно вдали, но хорошо вблизи
  2. Изображение далекого предмета формируется перед сетчаткой
  3. Причины:
    • Врожденная: изменение формы глазного яблока
    • Приобретенная: увеличение кривизны хрусталика

Дальнозоркость

  1. Заболевание, при котором плохо видно вблизи, но хорошо вдали
  2. Изображение близких предметов формируется за сетчаткой
  3. Причины:
    • Врожденная: изменение формы глазного яблока
    • Приобретенная: уменьшение кривизны хрусталика

Строение уха

  1. Улитка внутреннего уха содержит орган Кортиева
  2. Слуховые косточки – молоточек и наковальня – передают звуковые колебания
  3. Рецепторная часть: обеспечивает восприятие и преобразование звуковых волн

Лекарственный препарат и вестибулярный аппарат

  1. Препарат воздействует на вестибулярный аппарат
  2. В состав вестибулярного аппарата входят 3 полукружных канала и 2 мешочка
  3. Препарат влияет на рецепторы полукружных каналов, оказывая воздействие на вестибулярный аппарат

Можно добавить: рецепторы обеспечивают восприятие раздражения и преобразование его в нервный импульс

Если медикаментозно снизить чувствительность этих рецепторов, то этого процесса с той же эффективностью происходить не будет, нервный импульс по преддверно-улитковому (слуховому) нерву не достигнет высших центров в головном мозге и человек не будет ощущать негативных последствий – тошноту, головокружение и т.д.

  1. Данный препарат рекомендуют принимать при гиперчувствительности рецепторов вестибулярного аппарата, при воздействии избыточных нагрузок на вестибулярный аппарат (при длительной езде на автомобиле, при морской качке, при полетах на самолете, на аттракционах)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *