Расцвет и падение Хазарии
Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.
Ханы и тарханы
Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати — тарханами. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку.
Серебряная монета и тамгаобразные знаки
Хазарская серебряная монета, подражающая арабскому дирхему, на которой выгравирована надпись: Моисей — посланник Бога, является одним из артефактов этой эпохи. Также на кирпичах из Саркела найдены тамгаобразные знаки.
Ранняя история. VI век
Начиная с 630 года многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркского каганата. Результатом этого стало появление на его периферии в степях Восточной Европы двух новых политических образований: в Причерноморье возникла Великая Болгария, основанная ханом Кубратом в 632 году, а в Прикаспийском регионе — Хазария.
Войны с арабами. VIII век
Хазария в VIII веке столкнулась с войнами против арабов. Фортификации и городища хазарского времени в Волго-Донском междуречье свидетельствуют о интересных археологических находках. Торговые пути в VIII–XI веках контролировались хазарами, а взаимоотношения с соседними племенами были сложными.
Падение каганата. X век
В X веке Хазария столкнулась с внутренними конфликтами и влиянием соседних государств, что привело к падению каганата.
Религия: язычество, иудаизм, ислам, христианство
Медиафайлы на Викискладе
Родственные народы в языковом отношении: монгольские и тунгусо-маньчжурские народы, а также корейцы, японцы, рюкюсцы
Nекоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист – редакторам следует быть внимательными при выборе ссылок для перехода.
История Хазарского Каганата
Накануне своей гибели Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским халифатом. Министр последнего Хасдай ибн Шапрут и хазарский царь Иосиф обменялись письмами. Из сохранившегося письма Иосифа (ок. 961) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.
Сражение войска Святослава с войском хазарского князя Кагана, закончившееся победой руси (965). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Последние упоминания. XI—XII века
После падения каганата причерноморские и прикаспийские степи попали в безраздельное господство кочевников. В Поволжье доминирующая роль перешла к Волжской Булгарии, а на Северном Кавказе — к Алании. Вновь под одной властью эти территории оказались объединены только в составе Золотой Орды.
Related Papers
В монографии на основе комплексного анализа данных различных источников, данных археологии, этнографии, лингвистики, фольклорно-эпической традиции и родоплеменных генеалогий, показывается роль кипчакского компонента в длительном процессе этнокультурного развития кыргызского народа. В рамках выявления кипчакского компонента в настоящем исследовании широко освещены проблемы происхождения и формирования кыргызского этноса.
Хунны оставили глубокий след в мировой истории. Двинувшись из Азии на запад, они нашли приют в Приуралье у угров. Слившись с ними, они образовали новый народ, который в Европе стал известен под названием гуннов. Однако наша задача не в том, чтобы хвалить или порицать давно исчезнувшие племена. Мы хотим разобраться, каким образом немногочисленный кочевой народ создал такую форму организации и культуру, которые позволили ему сохранять самостоятельность и самобытность на протяжении многих столетий, пока он не потерпел окончательное поражение и не подвергся полному истреблению. В чем была сила этого народа и почему она иссякла? Кем были хунны для соседей и что оставили они потомкам? Найдя ответ на поставленные вопросы, мы тем самым правильно определим значение хуннов в истории человечества. Лев Гумилев ИСТОРИЯ НАРОДА ХУННУ.
История народа Якутов (Саха)
It is the second article about Yakut(Sakha) history. It is dedicated to the ancient Turks, who formed the basis of the Yakut material and spiritual culture. Separate topics are devoted to the events that caused the resettlement of certain Turkic clans to the Aldan-Lena Uplands.
Political history of Yakut (Saha) people before joining the Moscow realm based on epic, folklore and narrative sources
В статье рассматриваются вопросы происхождения кыргызского племени кангды, его связь с древними этнополитическими объединениями и государствами — Кангюем, кангаро-печенегами, племенами канглы.
Исследования военного дела кочевников Евразии
В данном издании публикуются исследовательские материалы специалистов из Казахстана, России, Венгрии и Украины по военному делу кочевников Казахстана и сопредельных стран Евразии в эпоху средневековья и нового времени. Книга предназначена как для ученых, специализирующихся в области военной истории данного региона, так и для преподавателей, докторантов, магистрантов и студентов вузов.
Научное издание подготовлено в рамках проекта: Военное дело Улуса Джучи (Дешт-и Кыпчак) XIII-XV веков. 2012. 2. № 0112РК02300, программы Грантовое финансирование научных исследований МОН РК.
Этносы Тюркского мира
Кыпчаки, половцы, печенеги и уманы — это разные тюркские племена с различной историей и самосознанием, хотя объединенные общим древнетюркским языком.
Происхождение казахских родоплеменных названий
В работе рассматриваются вопросы происхождения казахских родоплеменных названий союза племён каракесек. Автор детально анализирует этнонимы с точки зрения семантики, хронологических пластов и грамматических форм, уделяя внимание параллелям с этноними других тюркских народов.
Исследовательские центры
Ведущими центрами исследований являются Россия, Украина, страны Западной Европы, США, Венгрия и Израиль.
Значение Хазарской державы
В эпоху средневековья хазары были необыкновенным явлением, обладавшим сильным управлением, развитой торговлей и постоянной армией. Их государство славилось правосудием и веротерпимостью.
Хазарские исследования в XX веке
В первой половине XX века школы хазарских исследований возникли в Израиле, Венгрии и Турции. Позднее, советская и постсоветская историография также внесла свой вклад в изучение этого интересного народа.
Таким образом, исследования военного дела и истории кочевников Евразии имеют большое значение для понимания прошлого этого региона. Анализ различных аспектов этнических групп и военных конфликтов помогает нам лучше понять формирование наций и государств в этой части мира.
Развитие хазароведения в XX веке
Исследования Саркела были продолжены М. И. Артамоновым в 1949—1951 годах в рамках новостроечной Волго-Донской экспедиции. В этот момент историческая наука в СССР и хазароведение в частности попали в жернова кампании по борьбе с космополитизмом.
Атаки на Артамонова
В 1951 году в газете Правда вышла статья с красноречивым названием Об одной ошибочной концепции, подписанная неким П. И. Ивановым. В статье критиковались советские историки, завышающие значимость хазар. Артамонов стал объектом наибольших нападок.
Триумф хазароведения в 60-е годы
В 1962 году помимо монографии М. И. Артамонова вышла ещё одна фундаментальная работа по хазарской проблеме — книга Б. Н. Заходера Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Здесь рассматривалась история народов Восточной Европы, с особой главой о хазарах.
Полнота исследований
Роль иудаизма в Хазарии в IX—X веках рассматривалась как незначительная и не агрессивная. Исследование вопроса русско-хазарских отношений является наименее разработанным направлением из-за узкой источниковедческой базы и идеологических трудностей.
Западная историография
Экономика Хазарии
Американский историк-славист Т. С. Нунан и его ученик Р. К. Ковалёв играли важную роль в изучении экономики Хазарии и монетного обращения Восточной Европы.
Исследования в различных странах
- Германия: работа Д. Людвига посвящена социально-экономической истории Хазарской империи.
- Франция: византинист К. Цукерман активно исследует хазарскую проблему.
- Болгария: работы по сравнительному изучению болгарской и хазарской государственности представлены Р. Рашевым, Б. Живковым и Ц. Степановым.
Результаты этих исследований оказываются важными для понимания истории Хазарии и ее взаимосвязей с другими культурами.
Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей — шестом климате Земли. Её территория первоначально представлялась страной демонических народов Гога и Магога, но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица. Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют «книги путей и стран», посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд Ибн Хордадбеха (середина IX века). К этому же времени относится информация Ибн Русте и Гардизи, чьи данные о народах Восточной Европы заимствованы из несохранившегося труда бухарского учёного ал-Джайхани. Обстановка X века отражена у географов так называемой «классической школы»: Истахри, Ибн Хаукаля, Мукаддаси. Последние два автора помимо прочего дают ценные сведения о падении Хазарии. К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников — Ибн Фадлана и ал-Мас’уди, которые побывали у границ Хазарии. Первый в 922 году посетил Волжскую Булгарию, а второй в 930-е годы — Южный Прикаспий.
Византийские источники. Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение два произведения, восходящие к общему источнику: «Хронография» Феофана Исповедника, написанная в нач. IX века и «Бревиарий» патриарха Никифора, созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору Константину Багрянородному. В 948—952 годах он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «Об управлении империей», где собрал информацию о народах, окружающих Византию, и дал откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабских данных о двоевластии, уникальные свидетельства о построении Саркела, хазаро-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате (в связи с мятежом каваров).
Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, несмотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминают «Житие Иоанна Готского» (для событий конца VIII века), «Житие Стефана Сурожского» (вторая половина VIII века) и ряд других. Особенно стоит отметить «Житие Константина», где описан визит миссионера в Хазарию в 861 году и приводится христианская версия хазарской полемики.
Грузинские источники. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во второй половине VIII века содержатся в своде летописей «Картлис цховреба» (IX—XIV века) и в агиографическом сочинении «Мученичество св. Або Тбилисского».
Сирийские источники. Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике псевдо-Захария второй половины VI века. Событийная история хазар получила отражение в трудах Агапия Манбиджского (X век), Михаила Сирийского (XI век) и Бар Гебрея (XII век).
Западно-европейские источники. Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях хазары упоминаются около 700 года в «Космографии» Равеннского Анонима. Несколько раз они упомянуты в «Баварском географе». Около 864 года аквитанский монах Христиан из Ставело, отметил, что хазары исповедуют иудаизм. Итальянский дипломат Лиутпранд Кремонский, посетивший Константинополь в 949 году, упоминает хазар среди соседей Византии.
Тюркское население Арабского халифата и Египта
Минарет мечети Ахмеда ибн Тулуна, IX век, Каир
Тюркское население в эпоху Чингисхана и Чингизидов
Тюркские племена Средней Азии в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Согласно В. Бартольду, после монгольских завоеваний
Приводя сведения о правителях Чагатайского улуса, арабский путешественник Ибн Баттута пересказывает услышанную им от кого-то историю общения предыдущего хана, Кебека, с неким проповедником, упоминая в частности:
Царь удивился и сказал: «Йахши», что по‐тюркски означает «хорошо».
И далее, описывая уже своё личное общение, с правящим на тот момент ханом Тармаширином, рассказывает:
Султан обратился ко мне по‐тюркски: «Хушмисан (Ибн Баттута далее очень точно объясняет значение всех приводимых слов и не менее точно их „транскрибирует“: здесь он воспроизводит тюркское хош‐ми‐сен? — „Хорошо ли ты себя чувствуешь?“), яхшимисан кутлу айусан». Хушмисан значит «здоров ли ты?» Яхишимисан — «хорошо ли себя чувствуешь?» Кутлу айусан — «да будет благословенно твое прибытие!»
Западная часть Монгольской империи, Золотая Орда, была преимущественно тюркским по населению государством — на её громадном пространстве проживало множество народов, говоривших в основном на тюркских языках. Самыми многочисленными из них были кипчаки. Что же касается самих монголов, то в Улус Джучи их переселилось довольно мало.
В XV—XVI веках Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создал в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 год) быстро распалась.
Тюркское население Средней Азии в эпоху Тимура и Тимуридов
Соборная мечеть Тимура в Самарканде, названная в честь его любимой жены Сарай-мульк ханым, Узбекистан
Руины Дворца Тамерлана — Ак-сарай, Узбекистан (настоящее время).
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи в Туркестане, Казахстан
Усиление статуса и роли тюркского языка в эпоху Тимура и Тимуридов привело к появлению гениев тюркской литературы: Лютфи и Алишера Навои. Именно в эпоху Тимуридов большое внимание уделялось развитию тюркского языка.
Тюркское население Ирана и Индии в период XIII—XVIII вв.
Кутб минар, построенный тюркскими правителями Делийского султаната в Дели
В 1526 году праправнук Тамерлана Захир-ад-дин Мухаммад Бабур основал династию Бабуридов в Индии таким образом создав Империю Великих Моголов.
Тюркское население Османской империи
Этнографическая карта Османской империи в начале XX века
Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII веках из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения.
Тюркское население Российской империи
В XVI—XVIII веках сначала Русское государство, а потом, после реформ Петра І, Российская империя включила в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Ногайскую Орду). В XIX веке Россия присоединила ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья, а также Среднюю Азию.
Карта расселения тюрок в Российской империи по переписи 1897 года
Татáры — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, астраханские и сибирские. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года). Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: мишарский (западный) и казанский (средний).
В Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Республике Башкортостан.
Ногайцы, нога́и — тюркский народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье (до середины XIX века), в степях между Волгой и Яиком (Уралом) (до середины XVI века) и на западе нынешнего Казахстана (до конца XV — начала XVI века: на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства, на юго-западе — до Приаралья и севера Прикаспия).
Другим тюркским народом Российской империи были алта́йцы — коренной народ Алтая, включавшие в себя также такие этнические группы как: телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. В настоящее время проживают главным образом в Республике Алтай.
Казахская семья внутри юрты, 1911/1914
Тюркское население Средней Азии в XVI—XIX веках
Узбекский поэт Турды, живший в Бухарском ханстве в XVII веке, призывал к объединению разобщённых узбекских племён:
Хоть народ наш разобщён, но ведь это все узбеки
девяносто двух племён.
Называемся мы разно, — кровь у всех одна –
Мы один народ, и должен быть у нас один закон.
Полы, рукава и ворот — это всё — один халат,
Булгарское царство и Хазарский каганат
Древняя родина булгар согласно описанию Средней Азии из армянского географического атласа «Ашхарацуйц», реконструкция академика С. Т. Еремяна.
Хазарский каганат в период расцвета
В 650—969 годах на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.
Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:
Караханидский каганат и его тюркское население
Карта Караханидского государства в границах 1006 года
Руины резиденции тюркской династии Караханидов, XI — начало XIII в., городище Афрасиаб, Самарканд
Хорезм, государство Газневидов, Огузский каганат, империя Сельджукидов и тюркское население
Государство Хорезмшахов в 1220 году
Мавзолей хорезмшаха Ала ад-Дин Текеша в Кёнеургенче, Туркменистан.
Памятник сельджукским султанам Алп-Арслану и Мелик-шаху в Ашхабаде, Туркменистан
Современные тюркские народы
Распространение тюркских народов
Тюркские языки по количеству говорящих в мире
Флаг стран Организации тюркских государств
Список тюркских народов составлен в порядке убывания численности. К национально-государственным образованиям народа относятся только те, в которых его национальный язык имеет статус официального. Религии названы только традиционные для того или иного этноса.
Наименование народа Оценочная численность Национально-государственные образования Вероисповедание
Ногайцы 125 тыс. (Россия), Румыния, Турция Ислам (суннизм)
Салары 104,5 тыс. Сюньхуа-Саларский автономный уезд, Цзишишань-Баоань-Дунсян-Саларский автономный уезд (Китай) Ислам (суннизм), тибетский буддизм
Хакасы 75 тыс. Христианство (православие), шаманизм, тенгрианство
Алтайцы 70,8 тыс. (Россия) Бурханизм, шаманизм, христианство (православие)
Югуры 13,7 тыс. Сунань-Югурский автономный уезд (Китай) Тибетский буддизм, шаманизм
Долганы 13 тыс. Таймырский Долгано-Ненецкий район (Россия) Тенгрианство, шаманизм, христианство (православие)
Хотоны 11 тыс. нет Ислам (суннизм), тибетский буддизм
Шорцы 8 тыс. нет Христианство (православие), тенгрианство, шаманизм
Кумандинцы 2,9 тыс. нет Христианство (православие), шаманизм, тенгрианство
Телеуты 2,7 тыс. нет Христианство (православие), шаманизм, тенгрианство
Фуюйские кыргызы 1,2 тыс. нет Ислам (суннизм)
Тофалары 800 чел. нет Шаманизм, христианство (православие)
Чулымцы 355 чел. нет Христианство (православие)
Цаатаны 282 чел. нет Шаманизм, тибетский буддизм
Или-тюрки 177 чел. нет Ислам (суннизм)
Тюркский каганат и тюркское население
В 552—745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами восточных тюрок и танского Китая.
Второй Восточно-тюркский каганат — средневековое древнетюркское государство существовало на территории Монголии в 682—744 с центром в Отюкене на берегу реки Орхон. Основатель государства — Бильге-Кутлуг-каган объединил тюркские племена и в результате упорной борьбы с Китаем (Танской империей) возродил Восточно-Тюркский каганат. Бильге-Кутлуг принял титул Эльтериш-кагана.
Тюркские чиновники в живописи Афрасиаба, Самарканд, 650 год
Монета западных тюрков. Шахи тегин. После 679 года, Бактрия
Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племён», к востоку от Чу выделялись 5 племён — дулу, а к западу от неё 5 племён — нушеби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Государство десяти стрел).
Ранняя монета Тегин-шаха с бактрийской легендой, конец VII века
Трёхъязычная монета Тегин-шаха с изображением бога Аттара, 728 год
Тюргешский каганат и его тюркское население
Уйгурский идыкут, государство Кочо, IX—XII века.
Уйгуры (кит. упр. , пиньинь huihu, палл. Хуэйху, чаще Хойху) впервые упомянуты в летописях эпохи Северной Вэй (354—386). Считалось, что они произошли от Хуннов. Также их называли кит. упр. , пиньинь gaoju, палл. Гаоцзюй — дословно «высокие телеги», за их обычай ездить на телегах с высокими колёсами. Они входили в племенной союз называвшийся кит. упр. , пиньинь chilei, палл. Чилэй. Данное название китайские историки считали правильным, в отличие от кит. упр. , пиньинь tiele, палл. Телэ — Теле (см. Динлины, Телеуты, Теленгиты). Во времена Суй их стали называть Уху (烏護), также Ухэ (烏紇), Вейхэ (韋紇). Они жили в Джунгарии и Халхе и делились на 15 племён собственно уйгур, а также союзные племена басмалов и карлуков.
В это время была написана «Гадательная книга» (Ирк Битиг) — древнетюркский памятник, предположительно IX века. Относится ко времени Уйгурского каганата. Представляет собой бумажную книгу, состоящую из 104 страниц, написанную от руки древнетюркским письмом.
Печенеги и кыпчаки евразийских степей
Парк-музей половецких баб (Луганск)
Этногенез ранних тюркских народов Центральной Азии
Первоначально тюркский этно- и глоттогенез, то есть формирование тюркских этносов и языков, охватывал обширную область Внутренней Азии и Южной Сибири, гораздо меньшую, однако, чем сложившийся затем исторически ареал расселения современных тюркских народов.
Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:
Тюрки в филателии
Почтовая марка СССР, 1933. Этническая однолетняя серия почтовых марок СССР с разными датами выпуска посвящена различным расам, проживавших на территории СССР
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Одна из марок посвящена тюркам.
Тюркские народы Китая
Кумыки — тюркоязычный народ Кавказа, происхождения которого большинство исследователей связывают с хазарами. После исчезновения Хазар с политической арены на Кавказе, основывают ряд своих государственных образований в регионе Каспия и Терско-Сулакского междуречья :
Карта Кавказа в начале XIX века
Географически территории части ныне несуществующего Шаухальства часто называются Кумыкией, несмотря на то что сегодня входят в различные регионы Северного Кавказа.
В начале XVII века кумыкское Тарковское шамхальство разделилось на несколько самостоятельных владений:
Эндиреевские владетели совершали походы в Кабарду, боролись против терских казаков и калмыков, вели самостоятельные дипломатические игры с Османской империей, Ираном и Русским Царством.
В конце XVII и в начале XVIII века от Эндиреевского владения откололись Костек и Старый Аксай, образовав мелкие кумыкские княжества, среди которых более влиятельным оказалось Аксаевское княжество.
Аксаевские князья в русских источниках известны в сопротивлении с другими кумыкскими князьями Засулакской Кумыкии за право владением всей Кумыкие.
Аксаевское княжество упразднено в 1827 году.
Культура и мировоззрение
Шаман из Тывы во время церемонии
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).
сначала была утка; сделав другую товарищем, послала её за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в неё; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка — Эрлик-хан.
Половецкое каменное изваяние
Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Его представляли трёхглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские органы деторождения».
Покровителем земли называли божество Ыдык-Джер-Суг (Священная Земля-Вода).
Кудай (обладающий Кут(ом)) или Худай, — верховный бог в тюркской мифологии.
Древние тюркские народы Центральной Азии и её оазисов
Одежда и украшения женщины государства Кангюй. II век до н. э. — IV век н. э. А. Н. Подушкина
Хингила, правитель хуннов-алхонов в Бактрии, 440—490 гг. н. э.
Череп с деформацией по обряду хуннов-алхонов из Самарканда, 600—700 гг.
Кидариты были разгромлены хуннами-алхонами, правителем которых в середине V века был Хингила.
Список хазарских правителей
Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII—IX вв. В сообщениях иноязычных хроник имена бывают искажены, иногда вместо них фигурируют персонифицированные титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век. В двух древнетюркских эпитафиях на территории Монголии обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в VI веке.
Ниже перечисляются все известные каганы, с указанием дат их упоминания в источниках и описанием событий, в связи с которыми о них говорится.
Древнетюркская письменность и литература
Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)
Стела с орхоно-енисейской надписью. Кызыл
Эпитафия Кюль-тегину — памятник тюркской письменности VIII века — найдена в 1889 году Н. М. Ядринцевым в урочище Кошо-Цайдам, на берегу р. Кокшин-Орхон (Монголия). Надписи дешифрованы в 1893 году датским учёным профессором Вильгельмом Томсеном, а годом позже перевод надписей сделал тюрколог В. Радлов. Памятник содержит ценные исторические сведения и даёт богатый лингвистический материал по истории тюркского народа.
Памятники, написанные древнетюркским письмом в основном эпиграфические, небольшое число рукописей, сохранились в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, Монголии, в которых в Раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров и др.
Первым тюркским поэтом, писателем и историком был Йоллыг тегин (конец VII-начало VIII в.), который был автором памятных надписей в честь тюркских каганов Кюль-тегина, Бильге-кагана, Кутлуг Ильтерес-кагана. В надписях отразились культурный уровень тюрок, их литература, исторические знания.