8 3 попытки реформирования командно административной системы в 50 60 е гг

  1. Централизованное планирование: Государство определяет цели, задачи и направления развития экономики, устанавливает планы производства и распределения ресурсов на основе политических и экономических решений.

  2. Государственная собственность: В командно-административной системе значительная часть производственных ресурсов контролируется государством, которое может владеть предприятиями, землей, природными ресурсами и другими активами.

  3. Отсутствие рыночной конкуренции: В такой системе государство определяет цены, объемы производства и распределения товаров и услуг, и отсутствует конкуренция между предприятиями на рынке.

  4. Ограниченное потребление и инновации: Из-за централизованного планирования и ограниченной конкуренции инновации и развитие потребления могут замедляться, что приводит к ограниченному выбору для потребителей.

  5. Социальная защищенность: В командно-административной системе государство может обеспечивать социальные гарантии и защиту населения, но это также может сопровождаться недостатками, такими как бюрократизм и коррупция.

Хотя командно-административные системы могут обеспечить стабильность и контроль над экономикой, они часто сталкиваются с проблемами эффективности, неспособностью к адаптации к изменениям и ограниченным инновациям. Современные формы командно-административных систем могут включать элементы рыночной экономики для повышения эффективности и конкурентоспособности.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система – это тип системы, в которой решения о производстве, распределении и потреблении товаров и услуг принимаются на основе спроса и предложения на свободном рынке. В такой системе государство не вмешивается в экономику и действует как регулятор, обеспечивая правила игры, защиту частной собственности и конкуренцию.

  1. Личная свобода и выбор: Рыночная система предоставляет индивидуальным предпринимателям и компаниям свободу выбора в производстве и инвестициях, что способствует инновациям, конкуренции и разнообразию на рынке.

  2. Конкуренция и эффективность: Рыночная экономическая система стимулирует конкуренцию между компаниями, что способствует улучшению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению эффективности производства.

  3. Разделение труда и специализация: В рыночной экономике компании могут специализироваться на определенных видах производства, что способствует увеличению производительности труда и экономическому росту.

  4. Неравенство и социальные проблемы: Однако рыночные системы могут также приводить к неравенству доходов, социальным проблемам и недостаточному обеспечению базовых потребностей для всех членов общества.

  5. Гибкость и адаптивность: Рыночные экономические системы обычно более гибки и способны быстрее реагировать на изменения внешних условий, что способствует адаптации к новым технологиям и требованиям рынка.

Рыночные экономические системы обычно считаются более эффективными и инновационными, чем традиционные или командно-административные системы, но они также могут иметь проблемы, такие как неравенство и несправедливость. Современные рыночные системы обычно комбинируют свободный рынок с различными формами регулирования государства для достижения баланса между эффективностью и социальной справедливостью.

Смешанная экономическая система

Смешанная экономическая система – это тип системы, который сочетает элементы традиционной, командно-административной и рыночной систем в разной степени. В такой системе государство играет роль регулятора экономики, обеспечивая социальную защиту, правовую базу и стабильность, но также допуская свободный рынок и частную инициативу.

  1. Гибкость и стабильность: Смешанные экономические системы могут комбинировать преимущества разных типов систем, обеспечивая гибкость и адаптивность в условиях изменяющихся рыночных условий.

  2. Регулирование и защита: Государство в смешанной системе может регулировать ключевые отрасли экономики, обеспечивать социальные гарантии и защиту окружающей среды, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию.

  3. Баланс интересов: В смешанной системе стремятся находить баланс между интересами частного сектора, государства и общества в целом, чтобы обеспечить справедливое распределение ресурсов и благосостояния.

  4. Развитие сектора малого бизнеса: В смешанных экономических системах часто существует поддержка для развития сектора малого и среднего бизнеса, что способствует инновациям, созданию рабочих мест и экономическому развитию.

  5. Ограниченная эффективность: Однако смешанные системы могут сталкиваться с проблемами из-за сложности сбалансирования интересов различных акторов, что может затруднять принятие быстрых и эффективных решений.

Смешанные экономические системы широко распространены в современном мире и могут принимать различные формы в зависимости от социально-экономических условий и политических предпочтений. Эти системы пытаются объединить преимущества разных типов систем, чтобы обеспечить устойчивое и уравновешенное социально-экономическое развитие.

Командно-административная экономическая система

Централизованное планирование

Государственные органы, такие как плановые комиссии или министерства, определяют цели и приоритеты экономического развития, а также разрабатывают планы для производства и распределения ресурсов на уровне всей страны или региона.

Государственная собственность

В командно-административных системах значительная часть экономических ресурсов, предприятий и производств может находиться в государственной собственности или контроле.

Ограниченный рынок и конкуренция

Решения о ценах, объемах производства и распределении ресурсов часто не зависят от механизмов рыночной конкуренции. Государство может определять цены, квоты производства и другие параметры экономики.

Централизованное распределение ресурсов

Ресурсы распределяются в соответствии с государственными планами и приказами, а не на основе спроса и предложения на свободном рынке.

Ограниченная инициатива и самостоятельность предпринимателей

Инициатива предпринимателей может быть ограничена государственным контролем и регулированием экономической деятельности.

Такие системы часто ассоциируются с коммунистическими или социалистическими странами, где государство играет решающую роль в экономике. Примеры командно-административных систем включают экономическую модель Советского Союза, Китай в период плановой экономики, а также некоторые другие страны, где роль государства в экономике является доминирующей.

Рыночная экономическая система

Определение

Рыночная экономическая система – это тип экономической системы, в которой решения о производстве, распределении ресурсов и ценах на товары и услуги принимаются в основном на основе механизмов рыночной конкуренции, спроса и предложения. В рыночной экономике решающую роль играют частные предприятия и домашние хозяйства.

Особенности

  1. Частная собственность: В рыночной экономике частные лица, предприятия и фирмы имеют право собственности на ресурсы, предприятия и средства производства. Это способствует стимулированию инвестиций и предпринимательства.

  2. Свободный рынок: Рыночная экономика основана на принципах свободного рынка, где предложение и спрос определяют цены на товары и услуги, а также объемы производства.

  3. Роль конкуренции: Конкуренция между фирмами стимулирует эффективность производства и качество товаров и услуг. Это способствует инновациям и развитию бизнеса.

  4. Саморегулирование рынка: Рыночная экономика стремится к саморегуляции, где рыночные механизмы способны приспосабливаться к изменениям в спросе, предложении и другим факторам.

  5. Ограниченная роль государства: Государство в рыночной экономике обычно играет роль регулятора, обеспечивая правовую и институциональную базу для функционирования рынка, защиту прав собственности и борьбу с монополиями.

  • Производство основано на традиционных методах и навыках
  • Распределение ресурсов определяется общественными нормами и обычаями
  • Экономические решения принимаются на основе привычек и традиций получасы.
  • Эта система характерна для малых общин и традиционных обществ.

Командно-плановая экономическая система

Командно-плановая экономическая система базируется на государственном планировании и централизованном управлении экономикой.

Характеристики командно-плановой экономической системы:

  • Государство определяет объем производства и распределение ресурсов
  • Экономические решения принимаются централизованными органами власти
  • Малая сфера предпринимательства или личной собственности
  • Типична для стран с социалистической ориентацией.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система основана на действии свободного рынка, где спрос и предложение регулируют экономическую активность.

Основные черты рыночной экономической системы:

  • Свобода предпринимательства и частной собственности
  • Рыночные механизмы регулируют цены, доходы и распределение ресурсов
  • Экономические решения принимаются на основе индивидуальных интересов и выгоды.

Выводы

Экономические системы отражают особенности организации экономики и взаимодействия между ее участниками. Каждый тип экономической системы имеет свои преимущества и недостатки, и ни один из них не является универсальным решением для всех обществ.


Markdown-файл:

Примеры рыночных экономических систем включают развитые страны с рыночной ориентацией, такие как США, страны Западной Европы и другие, где рыночные принципы играют основополагающую роль в экономике. Однако в большинстве стран существует комбинированный тип экономической системы, включающий элементы как рыночной, так и плановой или других форм экономики.

## Смешанная экономическая система

Смешанная экономическая система – форма экономической организации, в которой элементы рыночной экономики и элементы плановой (или командно-административной) экономики сочетаются или координируются с целью создания более уравновешенной системы. Это означает, что в такой системе присутствуют как свободные рыночные механизмы, так и вмешательство государства для регулирования экономики и защиты интересов общества.

1. Частная и государственная собственность: В смешанной экономике существуют как частные предприятия, которые обладают своей собственностью, так и государственные предприятия, принадлежащие государству или управляемые им.

2. Рыночные и государственные регулирования: В такой системе государство может вмешиваться в экономику для создания социальной справедливости, защиты окружающей среды, обеспечения социальной защиты, регулирования ключевых отраслей экономики или поддержки определенных отраслей.

3. Свободные рыночные отношения и конкуренция: Смешанная экономика может сохранять элементы свободного предпринимательства и конкуренции, что способствует инновациям и эффективности производства.

4. Государственное регулирование и поддержка: Государство в такой системе может вмешиваться для корректировки неравенств, предотвращения монополизации, контроля цен или предоставления социальной поддержки населению.

Примеры стран с смешанными экономическими системами включают большинство развитых стран, где государство играет регулирующую роль в экономике, но при этом существует широкий спектр частных предприятий и свободы предпринимательства. Такие системы стремятся к балансу между рыночными силами и государственным вмешательством для достижения оптимальных результатов в экономике и обществе.

Тест по теме “Типы экономических систем”

Отправить тест на проверку?

Ты решил еще не все задания

### Типы экономических систем

Экономическая система – это совокупность отношений, регулирующих процессы производства, распределения и потребления материальных благ в обществе.

Она определяет способы организации экономики и формы собственности, которые обеспечивают взаимодействие между производителями и потребителями, а также распределение ресурсов и доходов.

В мире существует несколько различных экономических систем:

Постараемся определить характерные черты каждой из экономических систем.

Традиционная экономическая система основана на долговременных традициях, обычаях и культурных ценностях, передаваемых из поколения в поколение.

Признаки традиционной экономической системы:

- Производство основано на традиционных методах и навыках
- Распределение ресурсов определяется общественными нормами и обычаями
- Экономические решения принимаются на основе привычек и традиций получасы.
- Эта система характерна для малых общин и традиционных обществ.

### Командно-плановая экономическая система

Командно-плановая экономическая система базируется на государственном планировании и централизованном управлении экономикой.

Характеристики командно-плановой экономической системы:

- Государство определяет объем производства и распределение ресурсов
- Экономические решения принимаются централизованными органами власти
- Малая сфера предпринимательства или личной собственности
- Типична для стран с социалистической ориентацией.

### Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система основана на действии свободного рынка, где спрос и предложение регулируют экономическую активность.

Основные черты рыночной экономической системы:

- Свобода предпринимательства и частной собственности
- Рыночные механизмы регулируют цены, доходы и распределение ресурсов
- Экономические решения принимаются на основе индивидуальных интересов и выгоды.

### Выводы

Экономические системы отражают особенности организации экономики и взаимодействия между ее участниками. Каждый тип экономической системы имеет свои преимущества и недостатки, и ни один из них не является универсальным решением для всех обществ.

Экономические системы: сравнение преимуществ и недостатков

Существует несколько основных экономических систем, каждая из которых имеет свои характерные черты, преимущества и недостатки. Рассмотрим основные отличия между традиционной, рыночной, командно-административной и смешанной экономиками.

Традиционная экономическая система

Среди преимуществ традиционной экономики можно выделить стабильность и сохранение традиций, что способствует социальной и культурной устойчивости. Однако это также может означать отсутствие инноваций и прогресса, что может замедлять развитие экономики.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система основана на принципе свободного рынка, где цены на товары и услуги формируются на основе спроса и предложения.

Признаки рыночной экономической системы:

  • Частная собственность
  • Свобода предпринимательства
  • Свобода ценообразования

Рыночный механизм обладает множеством преимуществ, но также имеет свои недостатки. Неравномерное распределение доходов и богатств, монополизация отдельных секторов и недостаток выбора для потребителей – все это проблемы, связанные с рыночной экономикой.

Командно-административная экономическая система

Командно-административная экономическая система, или плановая экономика, представляет собой модель управления экономикой, в которой государство принимает решения относительно распределения ресурсов и определяет цели производства.

Признаки командно-административной (плановой) экономической системы:

  • Централизованное управление ресурсами
  • Государственное планирование производства
  • Отсутствие свободного ценообразования

Главным преимуществом данной системы является быстрое и эффективное решение национальных экономических проблем. Однако, она также может подавлять конкуренцию, инновации и личную инициативу предпринимателей.

Смешанная экономическая система

Смешанная экономическая система сочетает в себе элементы рыночной и плановой экономики.

Признаки смешанной экономической системы:

  • Вмешательство государства в экономику
  • Обеспечение социальной справедливости
  • Защита интересов населения

Смешанная экономика предоставляет государству возможность заботиться о социальном благополучии граждан. Однако, чрезмерное вмешательство государства может привести к бюрократии и угрозе свободы предпринимательства.

Каждая из этих экономических систем имеет свои достоинства и недостатки, и выбор оптимальной модели зависит от целей и задач конкретного общества.

Ограниченность ресурсов – одна из важнейших проблем, с которой сталкивается современное общество. Наш мир имеет ограниченные природные ресурсы, такие как вода, воздух, земля, нефть и многие другие. Беспечное и безраздельное использование этих ресурсов приводит к их истощению и ставит под угрозу будущие поколения.

Эффективное использование ресурсов подразумевает экономическую организацию процессов производства и потребления. Один из способов достижения этой цели – развитие переработки и утилизации отходов, которые могут быть использованы вновь в качестве ресурсов. Такой подход поможет снизить давление на ограниченные природные ресурсы и уменьшить количество отходов, попадающих на свалки.

Основным вызовом для общества в использовании ограниченных ресурсов является необходимость совершенствования технологий и повышения энергоэффективности. Усиление инноваций и научных исследований в этой области позволяет разрабатывать новые способы производства и потребления, при которых требуется меньше ресурсов для получения одного и того же результата.

Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей (КПВ) отображает все возможные комбинации производства двух товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

8 3 попытки реформирования командно административной системы в 50 60 е гг

На графике КПВ ось абсцисс отображает количество произведенного первого товара (товара Х), а ось ординат – количество произведенного второго товара (товара Y).

Кривая, составляемая на графике, показывает эффективность использования ресурсов и технологий. В точках, лежащих на КПВ (точки А и В), распределение ресурсов и технологий является оптимальным, то есть невозможно произвести больше одного товара (товара Х) не уменьшая количестве другого (товара Y).

В случае, если точка находится под КВТ (точка D), ресурсы используются в недостаточном количестве либо нерационально, что позволяет увеличить производства товара X или Y.

Точки находящиеся над кривой (точка С) иллюстрируют ситуацию, которая в данное время не может быть реализована. Ее обеспечение возможно лишь при условии включения дополнительных ресурсов или повышения производительности труда.

КПВ может сдвигаться вправо или влево в зависимости от изменения ресурсов и технологий. Например, если производительность труда увеличивается, то КПВ будет расширяться, что позволит производить больше товаров при тех же затратах.

КПВ является основой для понимания экономических проблем и принятия решений по оптимизации производства. Она помогает определить эффективность и конкурентоспособность страны или региона на мировом рынке. Анализ КПВ позволяет выявить узкие места или недостаточное использование ресурсов и технологий, что может привести к повышению производительности и экономическому росту.

Опытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг.

Первая попытка реформирования командно-административ-ной системы была тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР. Политические изменения в стране требова-лось подкрепить изменениями в экономике.

Одной из главных задач нового правительства стало решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса.

Причины низкой эффективности сельского хозяйства:

приоритет политических факторов в развитии;

сращивание функций партийных, государственных и хозяйст-венных органов;

межведомственные разногласия министерств;

отсталость материально-технической базы;

нарушение принципов материальной заинтересованности;

собственные недостатки в работе колхозов и совхозов.

Исходя из анализа состояния дел в сельском хозяйстве, сентябрь-ский (1953 г.) пленум ЦК КПСС принял постановление о неотложных мерах по подъему сельского хозяйства. В нем были определены по всем категориям хозяйств необходимое поголовье скота, посевные площади под основные культуры. Повышались заготовительные и закупочные цены, снижались нормы поставок для личных подсобных хозяйств. Раз-решалось выдавать на трудодни в виде аванса до 25 % денежных средств, полученных от реализации животноводческой продукции. Были намечены меры по укреплению кормовой базы, строительству и механи-зации. Вместе с тем такой подход к руководству сельским хозяйством свидетельствовал о преобладании административных методов хозяйст-вования. Жесткая регламентация деятельности колхозов и совхозов лишала их самостоятельности. К тому же реформа проводилась без соответствующего вовлечения широких народных масс в ее реализацию. Существенным недостатком было и то, что реформа затронула лишь одну отрасль народного хозяйства, не увязывая ее с кредитно-финансовым механизмом, материально-техническим снабжением и т.

д. Все это в конечном счете придавало реформе 1953 г. временный харак-тер. В феврале-марте 1954 г. была принята программа поднятия целин-ных и залежных земель. В сельскохозяйственный оборот было вовлече-но почти 42 млн. га пашни. Это позволило в значительной степени ре-шить продовольственную проблему. Так, если в 1954 г. в СССР всего было собрано 85,5 млн. т зерна, из них 27,1 млн. т – на целинных зем-лях, то в 1960 г. – соответственно 125,5 и 58,7 млн. т. Но это начинание уже в первые годы столкнулось с обычной бесхозяйственностью: не хватало зернохранилищ, транспорта и т. д. К тому же привлечение тех-ники и людей из других районов требовало значительных расходов, и стоимость зерна на целине была на 20 % выше. К попыткам преобразо-ваний, носящим непродуманный, а во многом и авантюрный характер, можно отнести и знаменитое предложение Хрущева, выдвинутое в 1957 г., "догнать и перегнать Америку по производству продукции животно-водства", и принудительное внедрение посевов кукурузы на зерно по всей стране, не взирая на климатические условия различных районов. В 1958 г. было принято решение о ликвидации МТС. Однако в связи с ростом оптовых цен на технику МТС стали продавать ее колхозам по возросшей цене. Это привело к росту долгов колхозов банкам. К тому же механизаторы, работавшие ранее в МТС, не хотели работать в колхо-зах и предпочитали уезжать в другие места. В результате сельское хо-зяйство потеряло половину квалифицированных рабочих кадров. В 1963 г. из-за неблагоприятных погодных условий был собран очень низкий урожай зерновых, поэтому впервые в истории СССР начались массовые закупки хлеба за границей за счет наличного золотого запаса. Объем импортируемого хлеба превысил 13 млн. т. Стало очевидно, что экстен-сивное освоение новых посевных площадей не обеспечивает ежегодные гарантированные урожаи. В 1963 г. была поспешно принята программа химизации земледелия, носившая нереальный характер, т. к. мощности химической промышленности не были готовы к запланированным объ-емам производства минеральных удобрений.

В середине 50-х гг.

продолжался процесс укрупнения и слияния колхозов и их преобразования в совхозы. В начале 1962 года была осу-ществлена перестройка системы управления сельским хозяйством. На районном уровне были учреждены колхозно-совхозные управления, а в областях, краях и республиках – колхозно-сов-хозные комитеты.

Непоследовательность и однобокость проводимых реформ, не за-трагивающих сущности земельных отношений, привела к плачевным результатам. Так, по плану на 1959-1965 гг. объем валовой сельскохо-зяйственной продукции должен был возрасти на 70 %, а фактический прирост составил лишь 10 %. Средняя урожайность зерновых культур в 1960-1964 гг. возрастала всего на 0,8 %.

Изменения происходили не только в аграрном секторе, но и в про-мышленности. Заметное внимание стало уделяться ее техническому уровню и энергетической базе. В этот период большое развитие получи-ли атомная, космическая, химическая промышленность, металлургия, добыча нефти и газа. Между тем экономический рост в промышленно-сти осуществлялся преимущественно за счет экстенсивных факторов. Постепенно усиливались структурные диспропорции: если в 1940 г. на долю тяжелой индустрии приходилось 61,2% всей выпускаемой про-мышленной продукции, то в 1960 г. этот показатель увеличился до 72,5 %. Среди причин такого положения следует выделить не столько приоритетное развитие тяжелой индустрии, сколько отсутствие дейст-венных механизмов долгосрочного планирования. Так, например, и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в ка-честве отправного документа служили Директивы XIX съезда партии. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1965-1960). Принятые на XX съезде КПСС основные показатели не соответ-ствовали реальным условиям, поэтому в конечном итоге появился семи-летний план развития народного хозяйства (1959-1965).

Особое место среди преобразований, проведенных в этот период, занимает реформа 1957 г. (табл. 18).

Особенности перестройки системы управления по реформе 1957 г.

8 3 попытки реформирования командно административной системы в 50 60 е гг

Опыт реформы 1957 г.

свидетельствует, что для обеспечения ре-зультативности преобразований необходима четкая взаимосвязь между всеми важнейшими составными элементами хозяйственного механизма – плановым управлением, организационной структурой управления, рычагами и стимулами. Попытка изменения командно-административной системы управления в 1957 г. оказалась неудачной прежде всего потому, что основное внимание было уделено только ор-ганизационной структуре управления. Резкий переход к управлению по территориальному принципу существенно осложнил проведение науч-но-технической политики, привел к разрыву между отраслевым и терри-ториальным разделением труда, в результате чего нарушились сложив-шиеся межрайонные отраслевые связи, усилились элементы автар-кии.

В результате всех “экспериментов” экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряжен-ным. В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Одновременно произошла отмена обязательной подписки на государственные займы. Стала более заметной инфляция. Назрела необходимость проведения новой денежной реформы. Рядом молодых экономистов был подготовлен ее проект, который имел в своей основе учет соотношения спроса и предложения при определении цен, их опе-ративное изменение торгующими организациями, а также приведение денежной массы в соответствие с товарной. Но широко задуманная де-нежная реформа не была поддержана изменениями в финансовой систе-ме и порядке ценообразования и потерпела провал, т.к. свелась лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1 января 1961 г. в оборот вводились новые купюры достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 рубль. Был произведен обмен старых денег в пропорции 10:1, в этой же пропорции производился перерасчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в соотношении с иностранными валютами.

Однако сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций.

Характерные черты финансово-кредитной системы СССР:

* сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли;

* отсутствие твёрдых критериев перераспределения прибы-ли;

* перераспределение прибыли и оборотных средств между пред-приятиями, министерствами и ведомствами;

* централизация основной части амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт);

* установление “сверху” норматива оборотных средств;

* постоянной замораживание собственных оборотных средств и их восполнение за счёт кредита.

Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Пере-данные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрас-ли. В связи с этим в 1962 году закупочные цены на мясо были подняты на 35 %, а розничные – на 30 %. В 1963 г. было принято решение поднять цены на уголь на 37 %, на нефтепродукты – на 5 %, на пиломатериалы – на 13 %. Так был дан новый импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельхозпродукцию и топливо автоматически вели к нерента-бельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. были пересмотрены цены и на легкую промышленность. Эти решения вызва-ли недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих, самое крупное из которых было в Новочеркасске. Становилось ясно, что даль-нейшее развитие народного хозяйства требует радикальных перемен в системе управления экономикой. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление "Об улучшении управления про-мышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономи-ческого стимулирования промышленного производства", в соответствии с которым в стране началась экономическая реформа (табл.

Сущность и важнейшие практические мероприятия реформы 1965 г.

8 3 попытки реформирования командно административной системы в 50 60 е гг

Таким образом, реформой 1965 г. намечались меры, кото-рые должны были значительно повысить эффективность общественного производства. Осуществление ее явно улучшило положение в экономи-ке. В послевоенные годы наиболее результативной оказалась именно восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.): валовой общественный продукт увеличился на 43 %, произведенный национальный доход – на 45 %, продукция промышленности – на 50 %, сельского хозяйства – на 23 %, производительность общественного труда – на 39 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %. Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли. Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к тра-диционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетичес-кого и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую инду-стрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.

Причины функционирования механизма торможения:

  1. невосприимчивость производства к НТП;

  2. низкий спрос на инновации;

  3. принудительный характер нововведений;

  4. чрезмерная инвестиционная активность государства;

  5. действие системы компенсаций;

  6. игнорирование цикличности развития при планировании;

  7. избыточная милитаризация экономики.

Особое значение для сворачивания реформы имела внешнеполити-ческая обстановка, а именно условия "холодной войны". СЭВ действо-вал в рамках "автаркического регионализма" и оставался в стороне от развертывающихся мирохозяйственных процессов. В нем безраздельно господствовала воля высшего партийно-полити-ческого руководства СССР, нацеленная на обеспечение закрытости экономик стран-участниц. Они были вынуждены привязывать свое народное хозяйство к Совет-скому Союзу, обладавшему необходимыми ресурсами и гарантирован-ным рынком. Однако еще в 1970 г. внешнеторговый оборот нашей стра-ны составлял всего около 8 % по отношению к национальному доходу, или порядка 4 % ВНП, если исчислять последний по западной методике (в США в том же году сумма экспорта и импорта превысила 8 % ВНП, в Японии составила 18 %, во Франции – 26 %, в Англии – 32 %, в ФРГ – 38 %). Такая псевдоинтеграция привела к закреплению во всех социали-стических странах структуры экономики с гипертрофированным удель-ным весом базовых отраслей и с ресурсопожирающей технологией, с неоправданным параллелизмом, то есть неспособной обеспечить эффек-тивность производства и потребление национального дохода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *