Урок №47: Бессоюзные сложные предложения
Цель урока
Осуществить контроль знаний, умений и навыков по теме Бессоюзные сложные предложения, развивать умение работы с тестами, воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
Оборудование
- Тестовые задания в двух вариантах
- Текст для контрольного аудирования и задания к нему
Основное содержание работы
Выполнение тестовых заданий
Укажите бессоюзные сложные предложения:
А Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.
Б Правда коротка; ложь всегда многословна.
В Мне нравится обыденная речь, слова простые: хлеб, вода, изба.
Г Я хвать за пояс — пистолета нет.
Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую:
- А Синеет даль гудят проселки.
- Б Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
- В Пахнет в хате квашней и дымом за порогом бурлит весна.
- Г Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире:
- А Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе, и все за одного.
- Б Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
- В Он засмеется все хохочут, нахмурит брови все молчат.
- Г Взглянули на часы они показывали начало восьмого.
Определите, в каких бессоюзных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие:
- А Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда.
- Б Вот так иногда поворачивается жизнь то темь беспросветная, то снова улыбается солнце.
- В Ученик ошибется учитель его поправит.
- Г Солнце село, но в лесу еще светло воздух чист и прозрачен.
Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок:
- А Тропка уходит в поля и в дождь в осень и в озимь.
- Б Было грустно и в весеннем воздухе и на потемневшем небе и в вагоне.
- В В железном вихре ветра и колес кружился дымок и падал под откос.
- Г В избе крутится дымок и копоти и масла запах.
Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении:
От этих книг сложилась стойкая уверенность я не один на земле, не пропаду.
Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор:
Нет ничего сильнее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с ней.
Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания:
- А Замри и услышишь в сиреневой мгле: огромное утро идет по земле.
- Б Быть мудрым — это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
- В Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.
- Г Прошли обильные дожди, проселочные дороги стали непроезжими.
Помимо контрольного аудирования, данная тематическая контрольная работа позволит учащимся показать свои знания и умения в работе с бессоюзными сложными предложениями.
Розовые степи и тихая река
Сияют розовые степи и широко синеет тихая река. Этот прекрасный пейзаж наполнен миром и спокойствием.
Величественные тополя
Песне тополя кланяются, вербы замирают над рекой, создавая удивительную картину природы.
Уютный переулок
Переулок начал мне казаться очень уютным, словно я бы хотел прожить в нем весь век.
Отражение утра в заводи
Среди елей образовалась огромная заводь, в которой отражается утро, заставляя умиротворенно вздохнуть.
Радостный день детей
В то время, когда другие дети учатся, я предпочитаю спать до десяти утра, наслаждаясь комфортом.
Подготовка к кино собранию
Заранее все решено: сначала у школьников собрание, затем кино, вечер обещает быть увлекательным.
Прозрачное утро
Когда проглянет солнце, всё становится таким прозрачным и ясным, что радость наполняет каждую клеточку.
Пустота во дворе
Народ уже утих и двор опустел, лиав его наполнен лишь тишиной и спокойствием.
Определение мест для двоеточия
- Он попробовал пошевелить левой рукой: она не двигалась.
- Только вижу бледного всадника: он опустился на траву.
- Сергей уже самостоятельно водил машину и три раза ездил в Москву и обратно.
Пунктуация в сложных предложениях
Умирали царства на земле: детство никогда не умирает.
Поздней осенью бывает иногда, как ранней весной: там белый снег, там черная земля.
Контрольное аудирование
- Чтение текста для аудирования учителем.
- Выполнение тестовых заданий к тексту учащимися.
Организационные моменты
Учитель собирает тетради для контрольных работ и отвечает на вопросы учащихся по ходу выполнения заданий.
Домашнее задание
Повторить теоретический материал о сложном предложении.