Годы с борисом пастернаком

Урок №47: Бессоюзные сложные предложения


Цель урока

Осуществить контроль знаний, умений и навыков по теме Бессоюзные сложные предложения, развивать умение работы с тестами, воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.


Оборудование

  • Тестовые задания в двух вариантах
  • Текст для контрольного аудирования и задания к нему

Основное содержание работы

  1. Выполнение тестовых заданий

    • Укажите бессоюзные сложные предложения:

      • А Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

      • Б Правда коротка; ложь всегда многословна.

      • В Мне нравится обыденная речь, слова простые: хлеб, вода, изба.

      • Г Я хвать за пояс — пистолета нет.

    • Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую:

      • А Синеет даль гудят проселки.
      • Б Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
      • В Пахнет в хате квашней и дымом за порогом бурлит весна.
      • Г Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
    • Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире:

      • А Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе, и все за одного.
      • Б Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
      • В Он засмеется все хохочут, нахмурит брови все молчат.
      • Г Взглянули на часы они показывали начало восьмого.
    • Определите, в каких бессоюзных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие:

      • А Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда.
      • Б Вот так иногда поворачивается жизнь то темь беспросветная, то снова улыбается солнце.
      • В Ученик ошибется учитель его поправит.
      • Г Солнце село, но в лесу еще светло воздух чист и прозрачен.
    • Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок:

      • А Тропка уходит в поля и в дождь в осень и в озимь.
      • Б Было грустно и в весеннем воздухе и на потемневшем небе и в вагоне.
      • В В железном вихре ветра и колес кружился дымок и падал под откос.
      • Г В избе крутится дымок и копоти и масла запах.
    • Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении:

      От этих книг сложилась стойкая уверенность я не один на земле, не пропаду.

  2. Достаточный уровень

    • Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор:

      Нет ничего сильнее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с ней.

    • Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания:

      • А Замри и услышишь в сиреневой мгле: огромное утро идет по земле.
      • Б Быть мудрым — это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
      • В Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.
      • Г Прошли обильные дожди, проселочные дороги стали непроезжими.

Помимо контрольного аудирования, данная тематическая контрольная работа позволит учащимся показать свои знания и умения в работе с бессоюзными сложными предложениями.

Розовые степи и тихая река

Сияют розовые степи и широко синеет тихая река. Этот прекрасный пейзаж наполнен миром и спокойствием.

Величественные тополя

Песне тополя кланяются, вербы замирают над рекой, создавая удивительную картину природы.

Уютный переулок

Переулок начал мне казаться очень уютным, словно я бы хотел прожить в нем весь век.

Отражение утра в заводи

Среди елей образовалась огромная заводь, в которой отражается утро, заставляя умиротворенно вздохнуть.

Радостный день детей

В то время, когда другие дети учатся, я предпочитаю спать до десяти утра, наслаждаясь комфортом.

Подготовка к кино собранию

Заранее все решено: сначала у школьников собрание, затем кино, вечер обещает быть увлекательным.

Прозрачное утро

Когда проглянет солнце, всё становится таким прозрачным и ясным, что радость наполняет каждую клеточку.

Пустота во дворе

Народ уже утих и двор опустел, лиав его наполнен лишь тишиной и спокойствием.

Определение мест для двоеточия

  • Он попробовал пошевелить левой рукой: она не двигалась.
  • Только вижу бледного всадника: он опустился на траву.
  • Сергей уже самостоятельно водил машину и три раза ездил в Москву и обратно.

Пунктуация в сложных предложениях

Умирали царства на земле: детство никогда не умирает.

Поздней осенью бывает иногда, как ранней весной: там белый снег, там черная земля.

Контрольное аудирование

  1. Чтение текста для аудирования учителем.
  2. Выполнение тестовых заданий к тексту учащимися.

Организационные моменты

Учитель собирает тетради для контрольных работ и отвечает на вопросы учащихся по ходу выполнения заданий.

Домашнее задание

Повторить теоретический материал о сложном предложении.