Наземные природные экосистемы
Одно из основных понятий в науке Экология. Это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.
Пашня и её связь с естественными системами
Пашня является типичной искусственной экосистемой, которая соседствует с естественным лугом или степью. Без поддержания энергетических потоков со стороны человека, в искусственных системах восстанавливаются естественные процессы, формируется естественная структура компонентов экосистемы и вещественно-энергетических потоков между ними.
История понятия экосистема
Идеи единства всех живых организмов в природе и их взаимодействия в природе находят своё начало в античных временах. Современное толкование понятия экосистема началось в конце XIX века. В 1935 году английский эколог Артур Тенсли предложил современный термин экосистема.
Основные компоненты экосистемы
Последние три компонента формируют биомассу экосистемы. С точки зрения функционирования, выделяют следующие функциональные блоки организмов (помимо автотрофов):
- Продуценты
- Косумеры
- Разлагатели
Все эти компоненты взаимосвязаны в пространстве и времени, образуя единую структурно-функциональную систему.
Экосистема как исторически сложившаяся система
Иногда подчёркивается, что экосистема — это исторически сложившаяся система. Биотоп и биоценоз вместе формируют биогеоценоз, который представлен в виде пищевой сети.
Заключение
Экосистемы играют важную роль в природе, обеспечивая равновесие и устойчивость в биологических сообществах. Понимание структуры и функционирования экосистемы помогает нам лучше понять окружающий нас мир.
Биом: основные принципы и определение
Биом – это крупное системно-географическое (экосистемное) подразделение в пределах природно-климатической зоны. По определению Р. Х. Уиттекера, это группа экосистем данного континента, которые имеют сходную структуру или физиономию растительности и общий характер условий среды.
Это определение может показаться некорректным из-за привязки к конкретному континенту, учитывая, что некоторые биомы присутствуют на разных континентах, такие как тундровый биом или степной.
Классификация биомов по типу растительности
Наземные биомы могут быть классифицированы по типу растительности:
- Субтропические дождевые леса
- Саванны с древесной растительностью (лесостепи)
- Тропический дождевой лес
Вернадский и его взгляд на биосферу
В. И. Вернадский впервые четко сформулировал понимание того, что все живое на планете неразрывно связано с биосферой. Ни один живой организм не находится в свободном состоянии на Земле, все организмы непрерывно связаны с окружающей их средой.
Человечество, как живое вещество, тесно связано с материально-энергетическими процессами биосферы. Изменения, которые происходят в биосфере, оказывают значительное воздействие на все живые организмы, включая человека.
Биогеоценоз: ключевые аспекты
Биогеоценоз – это сложное сообщество организмов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Это важное понятие в экологии, которое позволяет понять взаимосвязь между живыми организмами и их окружающей средой.
Биогеоценозы имеют свою уникальную структуру и функцию в экосистеме. Они играют ключевую роль в поддержании баланса в природе и обеспечивают жизненно важные условия для многих видов животных и растений.
Важно помнить, что биосфера – это живой организм, который нуждается в бережном отношении и уважении со стороны человека. Сохранение биомов и биогеоценозов является общей задачей всего человечества для обеспечения устойчивого развития планеты.
Понятие биогеоценоза и его свойства
Сегодня мы поговорим о биогеоценозе – о сообществе живых организмов, проживающих на ограниченной территории в разнообразных отношениях с окружающей средой. Введение этого термина в научный оборот было сделано русским ученым В.Сукачевым в 1942 году. В отличие от зарубежной науки, где используется понятие экосистемы, биогеоценоз представляет собой элементарную природную экосистему, сочетающую живую и неживую природу.
Структура биогеоценоза
Биогеоценоз состоит из живых организмов, которые находятся в окружении абиотической среды. Эта среда оказывает влияние на живые организмы и включает различные факторы, такие как почва, вода, воздух и минералы.
Примеры структуры биогеоценоза
На схеме ниже можно увидеть, как живые организмы взаимодействуют с окружающей средой:
Факторы окружающей среды
Факторы окружающей среды включают в себя границы биогеоценоза, которые обычно совпадают с границами фитоценоза. Переход от одного растительного сообщества к другому происходит постепенно по мере изменения природных условий.
Участники биогеоценоза
Биогеоценоз включает в себя компоненты как неорганического, так и органического происхождения. Неорганические компоненты включают почву, воду, воздух и минералы. Органические компоненты – это живые организмы, которые делятся на:
- Продуценты (зеленые растения)
- Консументы (травоядные и всеядные животные)
- Редуценты (грибы и бактерии)
Свойства биогеоценоза
Биогеоценоз характеризуется следующими показателями:
- Энергетический баланс
- Обменные процессы
- Взаимосвязь между компонентами
Формы взаимоотношений живых организмов
Совместная жизнь организмов в рамках биогеоценоза может быть основана на таких типах взаимоотношений как:
- Конкуренция
- Симбиоз
- Паразитизм
- Хищничество
Вывод
Биогеоценоз – это сложная система взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой, включающая в себя различные участники и формы взаимодействия. Понимание этой системы важно для изучения экологии и поддержания баланса в природе.
Виды биогеоценоза
В то же время в отдельных экосистемах некоторые факторы могут отсутствовать в связи со спецификой климатических, географических и других природных условий.
Биогеоценоз
Биогеоценоз бывает естественным (созданным природой) и искусственным (созданным человеком).
Характерным примером искусственного биогеоценоза служит агробиоценоз, связанный с сельскохозяйственной деятельностью человека (пашня, огород, теплица).
Таблица: Сравнение видов биогеоценоза
Природная экосистема | Искусственная экосистема |
---|---|
Разнообразный видовой состав | Бедный видовой состав |
Способность к саморегуляции | Неспособность к саморегуляции |
Длинные пищевые цепочки | Короткие пищевые цепочки |
Система устойчивая | Устойчивость системы зависит от вмешательства человека |
Органические вещества остаются внутри системы | Органические вещества могут удаляться из системы человеком |
Активный эволюционный процесс | Действие эволюционных факторов ослаблено человеком |
Заключение
Естественные сообщества формировались на протяжении длительного времени, поэтому для них характерна высокая степень устойчивости, а равновесие достигается за счёт тесной взаимосвязи популяций.
При отсутствии природных или техногенных катастроф свойства биогеоценозов меняются медленно, без ущерба для экосистемы в целом.
А вот необдуманное вмешательство человека наносит ущерб этому процессу, что в перспективе пагубно отразится на благосостоянии грядущих поколений.
6. Установите соответствие между характеристиками и веществами фотосинтеза, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую из второго столбца.
А) обеспечивает энергией темновую фазу Б) синтезируется в результате циклических реакций В) является побочным продуктом световых реакций Г) образуется в результате фотолиза Д) синтезируется в результате фосфорилирования Е) является шестиуглеродным сахаром
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже методов используют в селекции крупного рогатого скота? 1) полиплоидия 2) клонирование 3) радиационный мутагенез 4) индивидуальный отбор 5) отбор по экстерьеру 6) отбор производителя по потомству.
8. Установите последовательность действий исследователя для получения в потомстве расщепления 9:3:3:1 при дигибридном скрещивании растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр 1) отбор дигомозиготных родительских особей с альтернативными признаками 2) получение единообразного потомства 3) скрещивание гибридов F1 4) появление четырёх фенотипических групп 5) гибридизация дигомозиготных особей.
9. Каким номером на рисунке обозначено яйцо паразита?
10. Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) размножается яйцами Б) является средой обитания половозрелой стадии паразита В) заражается при употреблении финнозного мяса Г) обитает в анаэробных уловиях Д) заболевает при заглатывании яиц паразита Е) является гермафродитом
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства зелёных водорослей? 1) образуют зооспоры 2) имеют дифференцированные ткани 3) выполняют роль редуцентов в экосистеме 4) содержат хлорофилл в качестве преобладающего пигмента 5) являются только многоклеточными организмами 6) не имеют органов.
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Бурачниковые 2) Растения 3) Медуница тёмная 4) Двудольные 5) Медуница 6) Покрытосеменные.
13. Каким номером на рисунке обозначен мочеточник?
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами почки человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) содержит капиллярные клубочки Б) содержит капсулы нефронов В) направляет мочу в мочеточник Г) является полостью Д) собирает мочу из пирамидок Е) состоит из пирамид.
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для органа слуха человека? 1) Перепонка овального окна принимает колебания непосредственно от молоточка. 2) Полость среднего уха содержит слуховые косточки. 3) Внутреннее ухо содержит рецепторные клетки. 4) Среднее ухо является проводниковым отделом слухового анализатора. 5) Наружный слуховой проход соединён с носоглоткой. 6) Внутреннее ухо содержит улитку — спиральный костный канал, заполненный жидкостью.
16. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека после поступления пищи в организм. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) всасывание аминокислот и глюкозы ворсинками кишечника 2) формирование каловых масс 3) денатурация и частичное расщепление белков 4) поступление пищевого комка в желудок 5) начало расщепления крахмала.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, часто утрачивают способность скрещиваться с континентальными формами. (2) На островах, где отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным условиям. (3) В африканском озере, заселённом одним видом рыб Цихлид, возникли новые виды, которые приспособились к питанию различной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его фрагментах формируется несколько новых видов. (5) Виды зябликов в европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом занимают одинаковую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингова пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы непосредственно влияют на численность популяции бобров в водоёме? 1) вырубка леса на берегу водоёма 2) промерзание водоёма 3) строительство водохранилища 4) вылов рыбы из водоёма 5) уничтожение популяции водоплавающих птиц 6) сброс в водоём сточных вод.
19. Установите соответствие между примерами и видами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) высокий уровень аэрации Б) произрастание росянки В) мощный слой торфа на дне Г) повышенная кислотность воды Д) обильное накопление детрита Е) большое видовое разнообразие рыб.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. Предскажите, какой будет оптическая плотность в отрицательном контроле (относительно других образцов). (* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий.)
23. Объясните, для чего служат пробиотики. В каких ситуациях врачи назначают их приём? Приведите не менее двух ситуаций.
24. На схеме изображены начальные стадии развития двудольного растения с момента оплодотворения. Назовите объекты, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Назовите структуры семени покрытосеменных растений, развивающихся из участков 1, 2, 3. Какую функцию выполняет ткань, образующая структуры 1 и 2?
25. Подавляющее большинство взрослых амфибий населяет пресные водоёмы. Однако некоторые амфибии могут обитать в солёных водоёмах. Например, лягушка-крабоед (Fejervarya cancrivora) может некоторое время находиться в морской воде. Как при переходе лягушки из пресной воды в морскую у неё изменится концентрация мочевины в крови, объём мочи и интенсивность реабсорбции воды в почках? Ответ поясните.
26. 2012 г. на Кавказе вместе с растениями для озеленения городской среды завезли бабочек огнёвок, которые стали очень быстро размножаться. Гусеницы огёвок питаются листьями самшита. В результате к 2016 году от реликтовых самшитовых лесов остались лишь отдельные группы растений. Почему численность бабочек в новых условиях быстро увеличилась? Почему после уничтожения самшита в тёмных самшитовых лесах вымерли многие виды растений подлеска?
27. Алкаптонурия — метаболическое моногенное, аутосомно-рецессивное заболевание, которое возникает из-за нарушения обмена тирозина в организме человека. Известно, что частота заболевания в большинстве человеческих популяций составляет 1:250 000. Однако среди коренных жителей Доминиканской республики заболевание встречается с частотой 1:19 000. Рассчитайте равновесные частоты нормального и мутантного фенотипа в человеческой популяции. Поясните ход решения. Покажите, что популяция не находится в равновесии Харди-Вайнберга. За счёт действия какого эволюционного фактора наблюдается отклонение от равновесия?
28. На X- и Y-хромосомахчеловека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцеплено с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным зрительным нервом. Его мать, гомозинотная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Задания и ответы с 3 варианта
2. В исследовании учёный измерял параметры тела кузнечика по мере линек личинки. Как изменяется в процессе развития личинок площадь хитинового покрова и количество сегментов в грудном отделе? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась.
3. Из мегаспоры земляники лесной в результате митоза образовались клетки, которые содержат по 7 хромосом. Определите количество хромосом мегаспоры. В ответе запишите только соответствующее число.
4. Сколько вариантов фенотипов получится у потомков при дигибридном скрещивании моногомозиготного по рецессивному аллелю и дигомозиготного по доминантным аллелям организмов при полном доминировании? Ответ запишите в виде числа.
5. Каким номером на схеме жизненного цикла животного обозначена клетка, из которой образованы все клетки взрослого организма?
6. Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую из второго столбца. А) редукционное деление Б) образование зиготы В) деление зиготы Г) множественное митотическое деление Д) слияние мужских и женских клеток Е) образование половых клеток.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых признаков характерны для энергетического обмена? 1) цикл Кребса 2) расщепление крахмала 3) возбуждение молекул хлорофилла 4) синтез АТФ 5) фотолиз воды 6) световая фаза.
8. Установите последовательность процессов, происходящих при мейотическом делении клетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр 1) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки 2) образование четырёх клеток с гаплоидным набором хромосом 3) коньюгация двухроматидных хромосом 4) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки 5) кроссинговер между гомологичными хромосомами.
9. На рисунке под каким номером обозначена ткань с устьицами?
10. Установите соответствие между характеристиками и элементами растительных тканей, изображёнными на рисунках 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) покрывает зону молодого корня Б) всасывает воду из почвы за счёт большой площади поверхности В) является проводящим элементом древесины Г) откладывается камбием в направлении сердцевины стебля Д) осуществляет транспорт веществ от листьев Е) входит в состав луба.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для представителей типа Моллюски? 1) трубчатая нервная система 2) наличие мантии 3) мягкое несегментированное тело 4) органы выделения — мальпигиевы сосуды 5) незамкнутая кровеносная система 6) трахейное дыхание.
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Веретенница колхидская 2) Хордовые 3) Пресмыкающиеся 4) Веретенница 5) Ящерицы 6) Позвоночные.
13. Каким номером на рисунке обозначено серое вещество мозга человека?
14. Установите соответствие между характеристиками и видами отростков нейронов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из указанных процессов увеличивают теплоотдачу в организме человека? 1) расширение капилляров кожи 2) увеличение кровяного давления 3) увеличение скорости свёртывания крови 4) учащение дыхательных движений 5) испарение воды через потовые железы 6) сужение лёгочных альвеол.
16. Установите последовательность перемещения воздуха в организме человека во время выдоха. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) глотка 2) гортань 3) трахея 4) бронхиола 5) бронх 6) ротовая полость.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят 1) сфагновое болото 2) рапсовое поле 3) яблоневый сад 4) сосняк-брусничник 5) тропический лес 6) урбоэкосистему.
21. Проанализируйте диаграмму, на которой представлено содержание воды в стебельках и семядольных листьях проростков гречихи. Половину семян поливали водой без кадмия, а другую половину — с добавлением кадмия. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения 1) Кадмий повышает способность растения накапливать воду. 2) Содержание воды в стебельках больше, чем в семядольных листьях. 3) Кадмий влияет на содержание воды в семядольных листьях. 4) Содержание воды в растениях зависит от частоты полива. 5) Кадмий не влияет на содержание воды в органах растения.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль? (* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий.)
23. Объясните, чем обусловлено окрашивание раствора. Почему цвет раствора не изменится, если добавить в состав суспензии амилазу? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом в суспензию хлоропластов внести концентрированную уксусную кислоту, которая снизит рН раствора до 2 единиц? Ответ поясните.
24. Назовите структуры анатомического строения корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2. Укажите функцию каждой из них. В какой зоне корня сделан данный поперечный срез?
25. Птицы, особенно дневные хищники, способны видеть очень мелкие объекты на большом расстоянии. За счёт каких особенностей структур глаза у таких птиц обеспечивается высокая острота зрения? Какие фоторецепторы преобладают в сетчатке глаза коршуна по сравнению с сетчаткой глаза совы? Ответ поясните.
26. Биологи выяснили, что у позвоночных животных в среднем 10% из всех происходящих мутаций являются вредными и могут снижать приспособленность организмов. Почему наличие вредного аллеля часто не приводит к гибели организма и отбраковыванию аллеля естественным отбором? Почему возникновение подобных мутаций эволюционисты рассматривают в качестве эволюционного фактора? В каких популяциях, больших или малых, естественный отбор выбраковывает вредные мутации наиболее эффективно?
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′-концу одной цепи соответствует 3′-конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′-конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′- к 3′-концу. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепи матричная (транскрибируемая)). 5′ — АТЦГЦГАТЦГЦАТГА — 3′ 3′ — ТАГЦГЦТАГЦГТАЦТ — 5′ Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Укажите последовательность этапов решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направления цепи.
28. У человека аллели генов куриной слепоты (ночной слепоты) и ихтиоза (заболевание кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца — куриная слепота, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Рохлов ЕГЭ 2024 биология 11 класс 30 вариантов задания и ответы
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Устье реки — пример экотона (фотография дельты Нила из космоса)
Некоторые возможные варианты границ (экотоны) между экосистемами
Альтернативным представлением о континуальных переходах между экосистемами является представление о экоклинах (экологических рядах). Экоклин — постепенная смена биотопов, генетически и фенотипически приспособленных к конкретной среде обитания, при пространственном изменении какого-либо фактора среды (обычно климатического), а потому составляющих непрерывный ряд форм без заметных перерывов постепенности. Экоклин невозможно разделить на экотипы. Например, длина ушей лисиц и мн. др., их признаки изменяются с севера на юг настолько постепенно, что очень затруднительно выделить четкие морфологические группы, которые бы естественно объединялись в подвиды.
Механизмы функционирования экосистемы
Схема гомеостаза системы по Ю. Одуму
Коралловые рифы — пример хрупкости биоразнообразия
Различные положения равновесия систем (иллюстрация)
Биоразнообразие и устойчивость в экосистемах
Дождевые леса Амазонии, как и влажные экваториальные леса, являются местами наибольшего биоразнообразия
Экваториальный дождевой лес может содержать более 5000 видов растений (для сравнения в лесах таёжной зоны — редко более 200 видов)
Сложность и устойчивость экосистем
Принципиальная схема потоков вещества и энергии в экосистеме, на примере системы ручьёв Сильвер Спринг (англ. ). По Одуму, 1971.
У этого термина существуют и другие значения, см. продуктивность.
Схема распределения потоков вещества и энергии среди продуцентов и консументов (по Ю. Одуму, 1971)
Распределение энергии и вещества в экосистеме может быть представлено в виде системы уравнений. Если продукцию продуцентов представить как P1, то продукция консументов первого порядка будет выглядеть следующим образом:
где R2 — затраты на дыхание, теплоотдача и неассимилированная энергия. Следующие консументы (второго порядка) переработают биомассу консументов первого порядка в соответствии с:
Энергетические соотношения в экосистемах (экологические эффективности)
График изменения соотношения P/B (продуктивность к биомассе) в экосистемах (по А. К. Бродскому, 2002)
Роль антропогенного воздействия
Смена сообщества в сосновом лесу после низового пожара (слева) и через два года после пожара (справа)
Пример стадии автотрофной сукцессии — лес вырастает на месте залежи
Пример стадии гетеротрофной сукцессии — заболоченный луг
Ельник (еловый лес) — типичный пример климаксного сообщества, развивающегося на некоторых суглинистых почвах на Северо-Западе России в подзоне южной тайги
Сосновый лес как климаксное сообщество, наоборот, развивается на песчаных и супесчаных почвах
Понятия, сходные с понятием экосистемы, в смежных науках
В данных науках существуют понятия, схожие с понятием экосистема. Различие состоит в том, что в данных науках происходит смещение аспекта рассмотрения структуры и функций экосистем.
В экогеологии, науке, изучающей взаимодействие организмов и литосферы, упор делается на рассмотрении данных связей и соответственно взаимодействии данных компонентов природы, причём в большей степени влияние литосферы на формирование, развитие и функционирование экосистем и отдельных компонентов.
В целом, в географических науках принято рассматривать природный территориальный комплекс, как эквивалент экосистемы.