Наиболее частые поломки электродвигателей
Межвитковое замыкание – явление короткого замыкания между витками обмотки катушки или ее секции, возникающее в результате:
- Длительной работы при нагрузке на двигатель выше номинальной
- Повреждении изоляции
- Перекрещивании проводников
Для выявления необходимо сравнить сопротивление и рабочий ток каждой из трех обмоток двигателя. Нагрев – главный признак межвиткового замыкания.
Обрыв обмотки – это обрыв провода внутри обмотки электродвигателя, который происходит из-за:
- Короткого замыкания или надлома в результате частых перегибов лобовых частей при обслуживании.
Первичным признаком обрыва обмотки является перегрев корпуса электродвигателя и значительное снижение его полезной мощности, которое определяется по ухудшению работы приводимого в работу механизма (например, снижение производительности насоса).
Неисправность подшипников, сопровождающаяся ухудшением работы электродвигателя при их износе (снижение мощности, повышение электропотребления) или остановкой при заклинивании. Износ подшипниковых опор вращающихся деталей, определяемый по повышенному шуму, нагреву узлов установки и вибрации. Заклинивание подшипников сопровождается остановкой электродвигателя по срабатыванию защиты от перегрузки.
Отсутствие питающего напряжения, выражающееся обычно в отключении электрооборудования, находящегося в работе, и невозможности пуска в работу выключенного (резервного) оборудования. Причиной отсутствия напряжения является обрыв одной или двух фаз цепи питания. Если при нажатии пусковой кнопки не происходит включения двигателя, то необходимо выполнить последовательную проверку питающей цепи от источника (подстанция) до ввода проводов в клеммную коробку электродвигателя.
Задевание ротором статора, идентифицируемое по затрудненному вращению вала электродвигателя при контрольном прокручивании или пуске, снижению скорости вращения или задымлению из корпуса.
Причины неполадки могут стать:
- Нарушение целостности корпуса, заключающееся в его механическом повреждении в результате ударного механического воздействия различной природы:
- В большинстве случаев ремонт корпуса не имеет смысла, потому что является литым изделием и при выполнении его ремонта происходит смещение опорных подшипниковых узлов, сопровождающееся перекосом ротора.
- Нарушение равномерности зазора между ротором и статором, в результате которого происходит одностороннее притяжение, сопровождающееся повышением нагрузки на вал и опорные элементы.
Признаками неисправности могут служить:
Снижение пускового момента
Увеличение шума при работе
Повышенная вибрация корпуса и подшипниковых узлов
Разбалансировка ротора, представляющая собой отклонение оси вращения ротора от центрального положения, вследствие смещения его массы:
- В результате увеличенной вибрации корпуса и/или опорных узлов при безупречной центровке валов двигателя и приводимого в работу механизма.
Почему происходит неисправность обдува сопровождаемая нагревом корпуса?
Неисправность обдува сопровождается чрезмерным нагревом корпуса, который можно заметить при прикосновении. Это происходит, если крыльчатка обдувающая электродвигатель.
Как предотвратить поломку электродвигателя?
Для предотвращения поломки электродвигателя и минимизации простоев электрооборудования из-за неисправностей двигателей, существует регламент, который включает в себя следующие мероприятия:
Организация мониторинга состояния и текущего обслуживания, включая:
- Проверку работоспособности крыльчатки обдувающей электродвигатель;
- Осмотр и очистку системы обдува;
- Проведение регулярных технических осмотров.
Оснащение оборудования средствами контроля параметров и автоматического отключения, включая:
- Установку системы мониторинга температуры корпуса;
- Использование устройств аварийного отключения в случае превышения нормальных параметров.
Рассмотренные неисправности являются наиболее распространенными, независимо от условий эксплуатации. Следование регламенту по обслуживанию и контролю позволит предотвратить серьезные поломки и обеспечить бесперебойную работу оборудования.