Большой тукан

Большой Тукан

В 2011 году в мультфильме Рио был персонаж-тукан по имени Рафаэль (Rafael), озвученный Джорджем Лопеcом.

Большие туканы питаются фруктами, такими как маракуйя и фиги, срывая их с деревьев. Они также употребляют в пищу насекомых, лягушек, рептилий, яиц и птенцов других птиц.

Сравнение размеров

  • Скелет и яйцо эпиорниса Aepyornis maximus
  • Сравнение размеров Pelagornis sandersi и современных андского кондора и странствующего альбатроса

Классификация птиц

  1. Сторонники кладистической классификации рассматривают птиц как кладу авиал (Avialae), входящую в состав пресмыкающихся.

  2. У эмбрионов птиц, как и пресмыкающихся, закладываются как левая, так и правая дуги аорты, но в процессе эмбрионального развития животного левая атрофируется.

Научная классификация

Международное научное название: Ramphastos toco S. Müller, 1776

Большой тукан

Анализ ареала и охранный статус больших туканов

Ареал

Большие туканы распространены во влажных тропических лесах Южной Америки до высоты 1750 метров. Они встречаются на севере и востоке Боливии, крайнем юго-востоке Перу, в восточной и центральной частях Парагвая, в южной и восточной частях Бразилии, а также на самом севере Аргентины. Небольшие популяции можно найти вдоль южной Амазонки и севернее Бразилии на побережье.

изображение

Охранный статус

Cогласно МСОП 3.1, большие туканы относятся к категории Наименьшая озабоченность (Least Concern). Их охранный статус вызывает минимальные опасения и популяция составляет 22682164 особей.

Статус IUCN

Ссылки

Поведение

В неволе наблюдались случаи поедания более слабых особей своего вида. Большие туканы используют свой длинный клюв для поиска пищи в труднодоступных местах, а также для очищения кожуры фруктов и отпугивания хищников. Они обитают как парами, так и небольшими группами, их полет отличается быстрыми резкими взмахами крыльев и неспешным планированием. В зависимости от региона, они размножаются сезонно в разное время.

Для больших туканов характерно поведение, представленное в таблице:

Вид поведенияОписание
Поедание слабых особейВстречаются случаи поедания более слабых особей своего вида.
Использование клюваКлюв используется для добычи пищи и очищения фруктов.
Обитание в группахБольшие туканы обычно обитают парами или в небольших группах.
Особенности полетаПолет отличается быстрыми резкими взмахами крыльев и планированием.
Сезонное размножениеРазмножение происходит сезонно и зависит от региона.

Красный лори

Род птиц

Русское слово птица восходит к праслав. pъtica, от балтослав. *ръtа птица + уменьшительного суффикса *-ica, от праи.-е. peh₂w- маленький. Родственно аналогичным словам в славянских языках и латыш. putns птица, лит. putytis маленькая птичка. Более дальнее родство — с лат. putila цыпленок, санскр. पुт्र (путра) дитя, сын. Ложное родство — с греч. πτηνό (птино) птица (от древнегреч. πέτομαι (петоме) летать).

Обыкновенная лазоревка, домовый сыч и степная пустельга (Венский Диоскорид, Византия, VI век)

Современные филогения и классификации

Традиционная классификация по Klements (2007)

Молекулярная классификация Sibley & Monroe (1990)

У этого термина существуют и другие значения, см. Птицы (значения).

Запрос Птица перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос Пернатые перенаправляется сюда; О возникновении и эволюции оперения у птиц и предшествовавших им видов см. Оперённые динозавры.

Большой тукан

Научная классификация

Птицы

Картотека дидактических игр по теме Птицы

Татьяна Химич

Татьяна Химич

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия вверху, внизу, слева, справа, между, под, над, на.

Где какая птица находится

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Золотистая щурка

Кормящиеся фламинго Джемса


Международное научное название

| Aves |

Инфраклассы

Геохронология млн лет Период Эра Эон 2,588 23,03 66,0 145,5 199,6 251 299 359,2 416 443,7 488,3 542 4570

  • Систематика в Викивидах
  • Изображения на Викискладе
  • ITIS
  • NCBI
  • EOL
  • FW

Логотип Викивидов
Логотип Викисклада

Обыкновенный зимородок с добычей

Желудёвый дятел возле своей «кладовой»

Потребность в пище и воде

Благодаря специальной структуре перьев на груди южноафриканские рябки могут приносить в них воду птенцам

Самец чёрного дрозда (Turdus merula) во время пения, Дания

Пение записано в Лилле, Францияо файле

Большая белая цапля в полёте

Скопа в полёте

Колибри, как этот рубиновогорлый колибри, могут зависать на одном месте, взмахивая крыльями до 52 раз в секунду

Ныряющий папуанский пингвин

Оляпка — одна из немногих воробьиных птиц, которая может нырять

Продолжительность жизни и половозрелость

Разноцветный расписной малюр

Эти птицы образуют постоянные моногамные пары. Сезон размножения зависит от района обитания. Так, в северных частях ареала от проходит с сентября по январь, в южных — с октября по февраль. Гнездо обычно размещается на высоком дереве (20—30 метров над землёй), состоит из дупла, хотя бы часть которого делается самими птицами-родителями. Имелись случаи гнездования в ямах на берегах и в термитниках. Большие туканы размножаются раз в год. Самка откладывает обычно от 2 до 4 яиц через несколько дней после спаривания. Яйца насиживаются как самкой, так и самцом, птенцы вылупляются после 17—18 дней. Птенцов кормят фруктами и насекомыми. Птицы активно защищают себя и своё потомство.

Спаривающиеся новогвинейские ласточки

| Размножение и развитие птиц на примере плачущей горлицы | | | | |

| ——————————————————- | ———– | —— | ————- | ————– |

| | | | | | |

| Кладка яиц в гнезде | Насиживание | Птенцы | Молодая птица | Взрослая птица |

Ухаживания и брачные ритуалы

Брачный «танец» лебедей-шипунов

Токующий шалфейный тетерев

Гнёзда обыкновенного общественного ткача

  • Ткачик Amblyospiza albifrons и его гнездо.

  • Гнёзда белого аиста

Камышовка, кормящая птенца обыкновенной кукушки

Схема строения птичьего яйца

Раздел зоологии, посвящённый изучению яиц (преимущественно птичьих), называется оологией.

Забота о потомстве

Птенцы конька Anthus australis

Большой крохаль с птенцами

Межняк — природный гибрид глухаря и тетерева

Большинство птиц во время сна прячут голову под крыло, как эта кряква, или кладут её на спину и слегка взъерошивают своё оперение

Колония морских птиц нескольких видов на Гавайях

Колония королевских пингвинов

Стая чаек в Калифорнии

Большинство крупных птиц перелетают стаями, часто располагаясь геометрически правильным образом, таким как V-образный клин из 12—20 птиц. Такое расположение помогает им уменьшить энергетические затраты на перелёт. Незначительное число видов всегда летят поодиночке (некоторые дневные хищники, кукушки и др.).

Маршрут миграции малого веретенника, прослеженный при помощи спутника, на пути на север из Новой Зеландии протяжённостью около 10 тысяч км

Многотысячная стая красноклювых ткачей

Взаимоотношения с другими организмами

Фрегаты, преследующие красноногую олушу с целью отобрать её корм

Медоуказчики, чтобы добраться до содержимого улья, привлекают к нему медоеда, который, разрывая гнездо, поедает мёд, а птицы склёвывают личинок и соты.

Солнечная цапля в защитной позе

Защитная поза исполинского белонога

Болезни и паразиты птиц

Куриный клещ (Dermanyssus gallinae)

Роль в экосистемах

Колибри, питающаяся нектаром растений

  • Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Лабиринт-пресс, 2004. — 289 с. — ISBN 5-9287-0615-4.

  • Бутурлин С., Дементьев Г. Полный определитель птиц СССР в 5 томах. — М.: Всесоюзное кооперативное объединённое издательство «КОИЗ», 1934—1941.

  • Галушин В. М., Дроздов Н. Н., Ильичев В. Д. и др. Фауна Мира: Птицы : Справочник / под ред. В. Д. Ильичева. — М. : Агропромиздат, 1991. — 311 с. : ил. — — ISBN 5-10-001229-3.

  • Иванов А. И., Штегман Б. К. Краткий определитель птиц СССР. — М.—Л.: Наука, 1964. — 528 с.

  • Коблик Е. А., Редькин Я. А., Калякин М. В. и др. Полный определитель птиц европейской части России. В 3 частях / Под общ. ред. М. В. Калякина. — 2-е изд., доп. — М.: Фитон XXI, 2014. — ISBN 978-5-906171-07-8.

  • Мензбир М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (Дата обращения: 2 декабря 2010)

  • Птицы. — М.—Л., 1941. — Т. 1. — Вып. 4. — (Фауна СССР).

  • Жизнь животных. В 7 т. / гл. ред. В. Е. Соколов. — 2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1986. — Т. 6 : Птицы / под ред. В. Д. Ильичева, А. В. Михеева. — 527 с. : ил.

  • Птицы Советского Союза: в 6 т / Под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова. — М.: Советская наука, 1951—1954.

  • Френсис П. Птицы. Полная иллюстрированная энциклопедия. — М.: АСТ — Дорлинг Киндерсли, 2008. — ISBN 978-5-17-053424-1.

  • Svensson L., Mullarney K. The Most Complete Field Guide to the Birds of Britain and Europe. — 2009. — (Collins Bird Guide). (англ.)

Ход игры

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т. д.

«Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже

Ход игры :На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

1 Игра развивает зрительное и слуховое восприятие. Подготовьте картинки и соответствующие аудиозаписи голосов птиц. Воспроизводите птичьи голоса, а воспитанники на слух должны определить, кому они принадлежат, указать на правильную картинку.

2 Есть и другой вариант игры, дополнительно развивающей речевые навыки, обогащающей индивидуальный словарь. Называйте распространенных пернатых, а дети должны сказать, какими звуками те общаются:

ворона – каркает;

петух – кукарекает;

воробей – чирикает;

гусь – гогочет;

сорока – стрекочет;

кукушка – кукует;

сова – ухает;

синица – свистит;

соловей – поет;

щегол – щебечет;

журавль – курлычет;

голубь – воркует;

утка – крякает.

«Кто где живет?»

Воспитанники делятся на 5 групп по месту обитания птиц. Разложите на столе карточки, изображающие пернатых разных видов. Задача участников – правильно распределить картинки по группам :

• лес – дятел, клест, сорока, сойка, тетерев, глухарь, свиристель, дрозд, кукушка, филин;

• болото – журавль, выпь, кулик, аист, бекас, цапля;

• река – кряква, чайка, гагара, гоголь, лебедь;

• город – голубь, галка, синица, ворона, воробей;

• подворье – курица, утка, индюк, гусь.

Дидактическая игра «Птица и птенчик»

Назовите взрослую особь, а игроки должны сказать, как называются птенцы этого вида:

утка – утенок – утята;

курица – цыпленок – цыплята;

гусь – гусенок – гусята;

глухарь – глухаренок – глухарята;

сова – совенок – совята;

галка – галчонок – галчата;

сокол – соколенок – соколята;

журавль – журавленок – журавлята;

перепел – перепеленок – перепелята;

кукушка – кукушонок – кукушата;

орел – орленок – орлята;

щегол – щегленок – щеглята;

индюк – индюшонок – индюшата;

аист – аистенок – аистята.

ЦЕЛЬ: Игра учит формированию прилагательных из существительных: лебеди – стая лебединая, утки – утиная, журавль – журавлиная, воробей – воробьиная, голубь – голубиная, ворона – воронья, гусь – гусиная и так далее.

«Что в кормушке»

Цель: Игра формирует представление о питании разных видов пернатых.

Прикрепите к доске изображение кормушки. Объясните детям, что в нее необходимо положить разнообразную пищу. Ведь каждая птица питается своим кормом. Прикрепите к доске картинки, изображающие разные виды птичьей пищи: зерно, крошки, грызунов, ягоды, лягушек, водоросли, насекомых. Каждого игрока назовите представителем определенного вида птиц.

Дети по очереди подходят к доске, называют себя, выбирают подходящий корм. Например, «Я сова, моя еда – мыши», «Я воробей, кушаю крошки» или «Я аист, моя еда – лягушки».

Цель: учить образовывать сложные прилагательные.

Детям предлагается составить из двух слов одно.

Если у снегиря грудь красная, то он какой? (красногрудый)

Если у синицы желтая грудка, то она. (желтогрудая).

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

У вороны клюв большой, а у воробья -,

Загадки на тему «Зимующие птицы»

Сало и зёрнышки, хлеба горбушка –

Для всех столовая,

Крошек отведать. (Кормушка)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

В зимний день

Для гостей. (Кормушка)

Хоть я не молоток –

По дереву стучу

В нём каждый уголок

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

Всё время стучит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

И полоска шарфика. (Синица)

Звать ее. (синичка).

Ты с модницей этой,

Вертушке на месте

Никак не сидится —

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Эта хищница болтлива,

А зовут её. (Сорока)

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимет стрекот – крик! (сорока)

В сером армячишке

По дворам шныряет

По ночам кочует,

Коноплю ворует. (Воробей)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица! (Воробей)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой. (Клёст)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — (Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением (Ворона)

Ход игры.

На двух кругах расположены птицы : снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование: карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаё тся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

«В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Ход игры: На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и личинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/

Ход игры

Острый клюв – остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Эволюция и систематика

Археоптерикс. Берлинский экземпляр

Впервые версия о происхождении птиц от рептилий возникла после открытия в 1861 году в Германии скелета археоптерикса — животного, жившего около 150 млн лет назад, в поздней юре. Он обладал признаками типичного пресмыкающегося — характерным строением таза и рёбер, зубами, когтистыми лапами и длинным, как у ящерицы, хвостом. Но на окаменелостях хорошо сохранились отпечатки маховых перьев, подобных таковым у современных птиц.

Динозавры и птицы

Альтернативные версии происхождения

Реконструкция Longisquama insignis

Ранняя эволюция птиц

| Кладограмма по Pei et al., 2020[30] |

| ——————————————— |

| Avialae Anchiornithidae Pygostylia Euornithes |

Конфуциусорнис — примитивная ископаемая птица из раннего мелового периода. Китай

Rapaxavis pani — ископаемый вид энанциорнисовых птиц

Эволюция современных птиц

Скелет гасторниса

Содержание в неволе

Большие туканы легко приручаются и хорошо переносят неволю. В неволе они могут питаться практически любой пищей, поэтому с содержанием их в зоопарках особых проблем обычно не возникает. В природных условиях они живут в среднем около 12 лет, а при хорошем уходе доживают до 15 лет.

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Распространение и места обитания

Атлантический ту́пик

Птицы в культуре

Мифология, религия, фольклор

С давних времён птицы играют различные, в том числе и знаковые роли в фольклоре, мифологии, религии и массовой культуре многих народов мира. Обычно птицы выступали обязательным элементом религиозно-мифологических систем и ритуалов, обладающим различными функциями. Птицы могли быть божествами; демиургами; героями, превращёнными людьми; ездовыми животными для богов и героев; тотемными предками и т. п.

Иван Билибин. Иван-Царевич и жар-птица

У многих народов птицы олицетворяли душу человека. Это обнаруживается в древних культурах Египта, Двуречья, Китая, Греции, а также в Сибири (эвенки, якуты) и Южной Америке (индейцы бороро). Переход души после смерти в тело птиц фигурирует во множестве легенд, в том числе морских, согласно которым души утонувших моряков кружат возле кораблей в образе чаек и других морских птиц.

  • Смерть феникса, сгорающего в пламени

  • «Ной выпускает голубя». Мозаика в Соборе Святого Марка

«Птичий двор» — картина Отто Шойерера

Polyplectron malacense на рисунке Джона Гульда

Образы птицы — одни из наиболее распространённых образов живых существ, которые встречаются в искусстве.

Изображения птиц, в том числе скульптурные, всегда были популярной темой в искусстве фарфора, росписи и вышивке тканей.

Петух на позднекоринфской амфоре (около 575—550 до н. э.)

Различные, преимущественно антропоморфные, птицы часто становятся персонажами мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Рио», «Камешек и пингвин», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Вэлиант: Пернатый спецназ», «Пингвины Мадагаскара» и многие другие.

В современной культуре

«Петушиный бой», картина Жерома

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Птицы и человек

Птицы и медицина

Использование птиц человеком

Куры — самые распространённые домашние птицы: их численность в мире превышает 50 млрд особей

Красные ара, как и многие другие виды попугаев, часто содержатся в качестве домашних животных

Антропогенное воздействие на птиц

Птицы, погибшие в результате разлива нефти при аварии танкера «Эксон Валдиз»

Птицы, истреблённые человеком

| |

| |

Рябчик, представитель боровой дичи

«Богатый киргизский охотник с соколом» (В. В. Верещагин, 1871)

Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Птицы“» размещена в разделах

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.

«Кто из птиц лишний»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» – цапля, аист, журавль

«водоем» – лебедь, дикая утка, чайка

«лес» – кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» – воробей, голубь, ворона

«птичий двор» – курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы : внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»

Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Угадай по описанию»

Цель:развивает логическое мышление, расширяет общие знания по теме.

Называйте определения, а игроки должны догадаться, о ком речь:

серая, хитрая, крикливая, проворная – ворона;

маленький, красивый, красногрудый, чернохвостый – снегирь;

серый, длинноклювый, длинноногий, длинношеий – журавль;

хищная, бесшумная, круглоглазая, пестрая – сова;

черная, белобокая, красивая, длиннохвостая – сорока;

маленький, шустрый, коричневый, прыгучий – воробей;

красный, крестоклювый, лесной, темнокрылый – клест.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц : отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Анатомия и физиология

Общее строение птицы:

1. Клюв 2. Голова 3. Радужная оболочка 4. Зрачок 5. Спина 6. Малые кроющие крыла 7. Плечо 8. Кроющие второстепенных маховых 9. Кроющие первостепенных маховых 10. Надхвостье 11. Первостепенные маховые 12. Подхвостье 13. Бедро 14. Предплюсневой сустав 15. Цевка 16. Пальцы 17. Голень 18. Брюхо 19. Бок 20. Грудь 21. Горло 22. Серёжка

Самец мандаринки

Оперение и роговой покров

| Строение пера: 1 — опахало, 2 — стержень, 3 — обычная поверхность, 4 — пуховая часть, 5 — очин. | Типы перьев у птиц: 1 — контурное, рулевое перо (перо хвоста), 2 — типичное маховое перо, 3 — покровное перо, 4 — нитевидное перо, 5 — кистеобразное перо, 6 — пуховое перо | Перья крыла птицы: 1 — маховые 1-го порядка; 2 — большие кроющие; 3 — крылышко; 4, 8 — маховые 2-го порядка; 5 — оперение плеча; 6 — средние кроющие; 7 — кроющие крыла |

| ———————————————————————————————– | ————————————————————————————————————————————————————————— | ———————————————————————————————————————————————————————– |

Линька и уход за перьями

Скелет и мускулатура

Скелет фазана

Скелет птицы на примере голубя

1

череп,

2

шейные позвонки,

3

вилочка,

4

коракоид,

5

крючковидные отростки рёбер,

6

киль,

7

коленная чашечка,

8

цевка,

9

пальцы,

10

большая берцовая кость (тибиотарсус),

11

малая берцовая кость

12

бедро,

13

седалищная кость,

14

лобковая кость,

15

подвздошная кость,

16

хвостовые позвонки,

17

пигостиль,

18

сложный крестец,

19

лопатка,

20

поясничные позвонки,

21

плечевая кость,

22

локтевая кость,

23

лучевая кость,

24

пряжка (пястно-запястная кость),

25

малый палец,

26

большой палец,

27

крылышковый палец

Разнообразие форм клюва — морфологические адаптации, которые у одних птиц обеспечивают хватание и иногда расчленение добычи, у других — долбление, рытьё и т. д., а также сложные манипуляции

Рёбра состоят из двух частей — позвоночной и грудинной. У птиц (кроме паламедей) рёбра снабжены крючковидными отростками, к которым прикрепляются межрёберные мышцы. Грудина у летающих птиц и у пингвинов имеет киль, к которому прикрепляется мощная летательная мускулатура (подключичные и большие грудные мышцы); у бегающих птиц (страусов, казуаров и др.) киля нет. Плечевой пояс состоит из мощных удлинённых коракоидов, сросшихся ключиц (вилочки) и длинных узких лопаток, которые лежат над рёбрами.

Пищеварительная и выделительная система

У свиристеля проглоченные плоды рябины проходят весь кишечник за 8—10 минут[126]

Следующий за глоткой длинный пищевод у некоторых птиц (куриные, дневные хищники, голуби, попугаи и др.) имеет чётко выраженное расширение — зоб, служащий для временного хранения пищи. В нём корм, подвергшийся обработке слюной, набухает и размягчается. Зобные железы некоторых птиц (например, голубей) вырабатывают особый творожистый секрет — «птичье молоко», который используется для выкармливания птенцов. У фламинго и пингвинов похожий секрет выделяют железы пищевода и желудка.

Система воздушных мешков (ВМ) у птиц. pns — околоназальный синус, pts — паратимпанический синус, t — трахея, cas — шейные ВМ, clas — межключичный ВМ, hd — плечевые выпячивания межключичных ВМ, lu — лёгкие, atas — передние грудные ВМ, ptas — задние грудные ВМ, aas — брюшные ВМ

Схема строения сиринкса — «нижней гортани»:

1 — последнее свободное хрящевое кольцо трахеи; 2 — тимпанальный орган; 3 — первая группа колец; 4 — козелок; 5 — боковая тимпанальная мембрана; 6 — средняя тимпанальная мембрана; 7 — вторая группа колец; 8 — бронх; 9 — хрящевые кольца бронха

Кровеносная система и кровообращение

В отличие от круглых безъядерных эритроцитов млекопитающих, эритроциты птиц имеют эллиптическую форму и содержат ядра[13][146]

Продолговатый мозг развит очень хорошо: здесь находятся центры, регулирующие дыхание, кровообращение, пищеварение и другие жизненно важные функции, которые у птиц осуществляются особенно интенсивно. Мозжечок, расположенный в задней части головного мозга, велик, что связано с полётом, требующим очень точно координированных движений и постоянного сохранения равновесия тела.

Венценосный журавль

Средний мозг сдвинут на вентральную сторону, прикрыт сверху большими полушариями и виден только по бокам; как правило, хорошо развиты его зрительные доли. Промежуточный мозг мал, эпифиз слабо развит, гипофиз крупный.

Африканская чёрная цапля расставляет крылья в виде зонтика, и их тень привлекает мелкую рыбу[13][133]

Органы чувств и рецепторные системы

Как и все совообразные, обыкновенная сипуха обладает развитым зрением и слухом

Мигательная перепонка («третье веко») солдатского чибиса

Гуахаро, гнездящиеся в пещерах, ориентируются в темноте при помощи эхолокации[92]

Пример полового диморфизма птиц. Самец (справа) и самка кряквы

У самца павлина верхние кроющие перья перерастают хвост и образуют длинный украшающий и расправляемый веером «ложный хвост»

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *