Таблица: Виды деятельности
Вид деятельности | Пример |
---|---|
Труд | Производство мебели в столярной мастерской |
Игра | Участие в шахматном турнире |
Учение | Посещение лекции по истории искусства в музее |
Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Например, производство мебели в столярной мастерской представляет собой трудовую деятельность. Человек вкладывает усилия и знания для создания конечного продукта – мебели.
Игра
Игра – это вид деятельности, целью которого не является производство материального продукта, а сам процесс развлечение и отдых. Например, участие в шахматном турнире – это форма игровой деятельности. Люди играют ради удовольствия и наслаждаются самим процессом игры.
Учение
Учение – это вид деятельности, направленный на приобретение человеком знаний, умений и навыков. Например, посещение лекции по истории искусства в музее является формой учебной деятельности. Человек получает новые знания и расширяет свой кругозор.
Важно понимать, что каждая из этих форм деятельности играет важную роль в жизни человека и способствует его развитию и самосовершенствованию.
Таким образом, социализация индивида в обществе происходит через общение и взаимодействие. Это многоплановый процесс, который включает контакты, связи и совместную деятельность. Общение обычно происходит в рамках практического взаимодействия между людьми, таких как совместный труд, обучение, коллективные игры и другие виды деятельности.
Цель общения
Целью общения является достижение изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих лиц. В ходе общения люди обмениваются информацией, мыслями, намерениями, переживаниями и другими аспектами своей внутренней жизни.
Важность общения
Общение является важным аспектом жизни каждого человека. С детства человек учится общаться, овладевая различными видами общения в зависимости от окружающей среды и взаимодействия с другими людьми. Овладение навыками общения играет ключевую роль в продуктивном и цивилизованном взаимодействии.
Виды общения
Общение может происходить в различных формах и средах. Каждая общность людей имеет свои специфические средства воздействия, которые используются в коллективной жизни. Обычаи, ритуалы, праздники, искусство, литература и другие формы массового общения играют важную роль в социализации индивида и развитии общества.
Совершенствование навыков общения
Для эффективного общения необходимо совершенствовать знания и умения в области коммуникации. Это позволит лучше понимать закономерности общения, учитывать особенности каждого индивида и успешно взаимодействовать с окружающими.
Таким образом, общение является фундаментальным процессом социализации человека в обществе. Понимание важности общения и развитие навыков коммуникации способствует успешному взаимодействию между людьми и развитию общества.
Важность коммуникации в межличностных отношениях
Коммуникация играет ключевую роль в межличностных отношениях. Она позволяет людям поддерживать связи, обмениваться информацией, выражать свои мысли и чувства. Ниже приведены основные способы коммуникации и их значения для эффективного общения.
Виды коммуникации:
Вербальная коммуникация – это общение с использованием слов. Она включает в себя устную и письменную речь. Вербальная коммуникация является основным способом передачи информации и понимания в межличностных отношениях.
Невербальная коммуникация – это общение без использования слов, например, жесты, мимика, тон голоса. Невербальная коммуникация играет важную роль в передаче чувств и эмоций, и может усилить или изменить смысл вербального сообщения.
Паралингвистические средства коммуникации – это элементы речи, которые не являются словами, например, тон голоса, громкость, темп речи. Они могут влиять на то, как сообщение воспринимается и понимается.
Межкультурная коммуникация – это общение между людьми из разных культур. Понимание культурных различий и уважение к ним играют важную роль в успешной межличностной коммуникации.
Важные аспекты коммуникации:
Активное слушание – это способность внимательно слушать собеседника, проявлять интерес и empatiyу к его точке зрения. Это помогает установить эмоциональную связь и повысить эффективность общения.
Язык тела – жесты, мимика, позы могут передавать много информации о настроениях и эмоциях человека. Важно уметь читать и интерпретировать невербальные сигналы во время общения.
Умение задавать вопросы – задавать открытые и продолжающие вопросы помогает продолжить разговор и поддерживать интерес к общению. Важно уметь слушать ответы и задавать уточняющие вопросы.
В целом, эффективная коммуникация в межличностных отношениях способствует развитию доверия, пониманию и укреплению связей между людьми. Умение выбирать подходящий способ коммуникации в зависимости от ситуации поможет сделать общение более гармоничным и продуктивным.
Труд и личность
Труд – это форма деятельности, нацеленная на достижение практического результата.
Человек, индивид, личность
- Человек – это биосоциальное существо, способное мыслить, создавать орудия труда и использовать их в общественном производстве.
- Индивид – конкретный человек с типичными чертами для всех людей.
- Индивидуальность – уникальные свойства человека.
- Личность – индивид с набором социально значимых черт, ответственностью и самореализацией.
Мировоззрение
Мировоззрение – это система взглядов на мир человека.
Типы мировоззрений:
- Мифологическое – базируется на примитивном мировосприятии.
- Обыденное (житейское) – совокупность опыта и знаний.
- Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.
- Научное – основывается на объективных знаниях о мире.
Понятия
- Мышление – способность человека рассуждать.
- Патриотизм – любовь и уважение к Родине.
- Поведение – совокупность поступков.
Подростковый возраст
Период с 11-12 лет до 16-17 лет, характеризующийся физиологическими и психологическими изменениями.
Потребности
- Биологические – потребность в пище и воде.
- Социальные – потребность в труде и общении.
- Духовные – потребность в знаниях и творчестве.
Виды потребностей:
- Мнимые потребности – удовлетворение которых может причинить вред.
- Подлинные потребности – необходимы для развития личности.
Общественные потребности. Потребности больших групп людей. Например, потребность граждан государства в безопасности.
Свобода (свобода человека). Возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.
Ответственность. Готовность отвечать за все последствия своих действий.
Сознание – форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в образах.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность
Смысл жизни человека – зачем, ради чего живёт человек?
Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Социализация – процесс становления личности, то есть процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноценным членом общества. Этапы социализации: детство, юность, зрелость, старость.
Агенты социализации – люди, социальные группы, социальные институты, которые осуществляют социализацию.
Институты социализации — социальные учреждения, отвечающие за социализацию (семья, школа, СМИ, армия. церковь и др.)
Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного вида деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Общие способности. Способности, которые помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности. Способности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.
Уровни развития способностей: задатки, склонности, одаренность, талант, гениальность.
Задатки — врождённые анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.
Склонности — первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности, который проявляется в стремлении человека к занятиям определённым видом деятельности.
Одарённость — сочетание различных развитых способностей, обусловливающих особо успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности.
Талант – сочетание выдающихся способностей человека, , высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием новых, уникальных творений, ранее не изведанных.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (создание новых культурных и материальных ценностей).
Интерес — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида.
Склонность – предрасположенность личности к той или иной деятельности, отдание ей преимущества перед остальными видами деятельности.
Ценности – то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества (жизнь, здоровье, образование, знание, семья, мир).
Ценности общечеловеческие: жизнь, как ценность, добро, красота, справедливость, уважение, взаимопомощь, патриотизм и др., ценности, важные во все времена.