Урок русского языка в 9 классе по теме: Сложные предложения с разными видами связи
Подготовка к экзамену (задание 5)
В каком слове правописание приставки определяется её значением – неполнота действия?
Замените словосочетание синонимичным словосочетанием с другим типом связи (задание 7)
Какие виды сложных предложений мы знаем?
- ССП (две основы, между ними союзы а, но, и, да, зато, однако) – Сочинительная связь
- СПП (две основы, между ними союзы что, чтобы, когда, где, потому что, так как и т.д.) – Подчинительная связь
- БСП (две основы, между ними нет союза)
Примеры
Долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет. – А. Пушкин
Бессоюзная и союзная подчинительная связь
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Группы сложных предложений
I. Сочинение + подчинение.
II. Сочинение + бессоюзная связь.
III. Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
Из трех простых предложений составить одно сложное предложение с разными видами связи, построить их схемы
Под грамотным управлением
Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Структура сложных предложений
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Важные моменты
Разбиение сложных предложений на блоки помогает организовать информацию в тексте более ясно и структурированно. Каждый блок может образовываться как бинарной структурой, так и тернарной, что дает больше возможностей для разнообразия предложений и выражения мыслей.
Шаги к созданию многомерных сложных предложений
- Составьте несколько простых предложений.
- Примените разные виды связи для объединения простых предложений.
- Постройте схемы для визуального представления каждого сложного предложения.
В заключении
Сложные предложения с разными видами связи – это важный аспект изучения русского языка. Понимание структуры и грамматики таких предложений позволяет улучшить навыки письма и анализа текстов. Следует активно практиковать построение таких предложений, чтобы улучшить свою языковую грамотность и стиль письма.
Успехов в изучении русского языка!
Сложные предложения с различными видами связи
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
Схема сложного предложения с разными видами связи
Тип связи | Пример предложения |
---|---|
Сочинение | Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). |
Подчинение | Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). |
Сочинение, подчинение | В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. |
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
( Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Синтаксический разбор сложного предложения
- Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
- Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
- Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
- Составить схему предложения.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОБОЗНАЧЬТЕ СКОБКАМИ ГЛАВНЫЕ И ЗАВИСИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В поисках приключений: исследователи и путешественники
Как только густой туман навалился, словно стеной отделив меня от остального мира, я решил вернуться на тропинку, которая, как мне казалось, должна была быть слева и сзади (В. Арсеньев).
Исследование садов
Переулок был усеян садами, а липы, растущие у заборов, под лунным светом бросали широкую тень, делая заборы и ворота погруженными во тьму (А. Чехов).
Разбор сложного предложения
Сложное предложение, состоящее из различных видов связей, имеет две части, сочиненные соединительным союзом, с перечислительными отношениями. Первая часть – простое предложение; вторая часть – сложноподчиненное предложение с придаточным следствия, зависящим от главного предложения и соединенным союзом так что.
Задание 2: ОГЭ
Кто из нас не мечтал в детстве стать отважным путешественником, чтобы потом рассказать соотечественникам об удивительных приключениях на неизведанных землях! Путешественник – первооткрыватель, сталкер новых маршрутов, открывающий своим соотечественникам новые горизонты. Путешествие – это не только романтика, но и испытание духа.
Вопросы к тексту:
- Сколько грамматических основ содержит предложение 1?
- Ответ: 3
Основы научной речи: структура предложений и связи
В научной деятельности существует две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание общественным достоянием. Это приводит к двум этапам в научной работе: этап совершения открытия и этап оформления этого открытия, который требует ясного и точного выражения.
Следует отметить, что письменная форма является истинной формой научной речи. Письменная форма длительно сохраняет информацию, обеспечивает удобство проверки правильности и логики, а также позволяет читателю самостоятельно устанавливать темп восприятия и многократно обращаться к материалу.
Хотя устная форма иногда применяется в научном общении, она остается вторичной. Научные работы создаются в первую очередь в письменной форме, а затем могут быть воспроизведены устно.
Вопросы по тексту:
Верные утверждения о предложениях:
Предложение 1: подлежащее – задачи.
Предложение 3 (первая часть): грамматическая основа – закономерно.
Предложение 4: три грамматические основы.
Предложение 5: сложное с сочинительной и бессоюзной связью.
Верные утверждения о тексте:
Предложение 1: обособленное определение, сказуемые однородны.
Предложение 2: три грамматические основы.
Предложение 3: обособленное приложение.
Предложение 4: сложное с сочинительной и подчинительной связью.
Предложение 5: простое, с однородными членами и обобщающим словом.
Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите количество частей и их границы. Укажите виды связи между частями. Расставьте знаки препинания .
Погода портилась день ото дня позавчера день был морозный и несколько часов подряд шёл снег а вчера ревела буря и завывал ветер.
Мама готовила обед и чтобы не мешать ей дети вышли на улицу поиграть да побегать.
Разговор и слова нужны но они только начало вся суть жизни в делах в уменье перехода от слова к делу в их согласовании.
До сих пор Костя знал что есть день и ночь есть столько-то часов между гудками и не обращал внимания на такую мелочь как минуты и секунды а оказалось что эту мелочь нужно беречь если хочешь сделать много.