Задание 26 егэ 2024 по русскому языку

Родные места

Родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Смешное детство! В тот день, когда я уходил из дома, вызванивали полевые кузнечики и лениво парил надо мной ястреб.

Лесные холмы

Сердце было молодым и не верило в обратную дорогу. И вот опять уводят меня к лесным холмам болота, снова слушаю я шум летнего леса. Торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор. Над бором висит в синеве солнце.

Лучи солнца

Не солнце – Ярило. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои лучи, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели.

В лесу

Под елями – древний запах папоротников. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски.

Великолепие природы

Мой взгляд останавливается на красных с крапинкой шапках мухоморов. Потом вижу, как дятел, опёршись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину. Загудел в бронзовой коре сосен ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом.

Воспоминания

Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

Конец пути

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Босиком выбегаю на рыжий песчаный берег и стою над рекой, бросая лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель.

Заключение

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве. Я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая голос кукушки. Я сажусь у тёплого стога и думаю, что через каких-нибудь полстолетия берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже умирают, как и люди.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной. (337 слов)

По В. Белову

Переписанный текст

Снова торжественно шумит надо мной старый бор. Над ним висит в синеве солнце. Оно щедро и бесшумно сыплет в прохладу мхов свои лучи. Дремлют смолистые ели словно утомленные работой. Они шепчут возмущаясь щедростью солнца или собственным долголетием.

Я иду знакомой тропой. На лицо липнут невидимые нити паутины с детским писком вьются комары. Но кусают они совсем не по-детски. Вижу, как дятел опираясь на растопыренный хвост колотит своим неутомимым носом сухую древесину.

Свернула в сторону и затерялась в траве моя тропа, а я выхожу к молодым берёзам. Омытые июльскими дождями, они полощут ветками приглушая едва слышный голос кукушки.

Тихая моя родина, ты всё также врачуешь душу своей зелёной тишиной!

Природа родной деревни: зеленая тишина

Снова торжественно шумит надо мной старинный бор. Над ним висит в синеве солнце. Оно щедро и бесшумно сыплет в прохладу мхов свои лучи. Дремлют смолистые ели, словно утомлённые работой. Они шепчут, возмущаясь щедростью солнца или собственным долголетием.

Я иду знакомой тропой. На лицо липнут невидимые нити паутины, с детским писком вьются комары. Но кусают они совсем не по-детски. Вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину.

Необычные встречи в родной деревне

Свернула в сторону и затерялась в траве моя тропа, а я выхожу к молодым берёзкам. Омытые июльскими дождями, они полощут ветками, приглушая едва слышимый голос кукушки.

Тихая моя родина, ты всё так же врачуешь душу своей зелёной тишиной!

(По В. Белову)

ВПР 2022. Русский язык. 7 класс. Вариант 5

Связи с вариантами

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
  2. Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он поклялся никогда туда не возвращаться.
  3. Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания о времени, проведённом в родной деревне.
  4. Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить родственников.
  5. По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя и радости.

(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника.
(2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами.
(3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно.
(5)Старый дом наш заколочен.
(6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
(7)Детство вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками.
(8)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.

Восхождение красоты леса


Погружение в лесную атмосферу – это всегда удивительный опыт. Природа оживает перед глазами, каждый звук и запах наполняют восприятие новыми оттенками. В этом тексте описывается путешествие по лесу, где каждый шорох и капля солнечного света играют свою роль.

Первые шаги в лесу


И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели.

Сокровища леса


Под елями древний запах папоротника. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых крапинках, шапках мухоморов.

Великолепие природы


Потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину. В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. Загудел в соснах ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом.

Вселенский дыхание леса


Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

Возвращение к истокам


Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

Воспоминания о прошлом


Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.

Преобразование ландшафта


Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые шумные города. Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.

Вечная зелёная тишина


Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной. Живая природа остаётся вечным источником вдохновения и восхищения.

По В. И. Белову

Природа и вдохновение

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

Теория к заданию №24 в формате видеоурока

Видеоурок

Алгоритм выполнения задания №24

Что необходимо уметь: понимать лексическое значение слова в зависимости от смысловых связей между словами.

Таблицы, необходимые для выполнения задания №24

Несколько примеров таких заданий для тренировки. Ответы к заданиям вы найдете в конце статьи.

Пример 1:

ПредложениеСодержание
1Открыть тайну, которую мастер скрывал от Иванушки
2Мастер говорил о Маргарите Николаевне
3Все сказанное мастером о ней было правдой
4Мастер описал свою возлюбленную точно
5Она красива и умна
6Многие женщины хотели бы жить жизнью Маргариты Николаевны
7Маргарита была женой крупного ученого
8Муж был молод, красив и предан
9Маргарита с мужем жили в прекрасном особняке рядом с Арбатом
10Особняк удивителен и прекрасен
11Любой может убедиться в красоте этого места, если посетит его
12Адрес особняка поддерживается до сих пор
30Маргарита ничего не узнала
31Она вернулась домой после попыток узнать что-то о нем

(По М.А. Булгакову)

Задание: Из предложений 25-30 выпишите антонимы.

Пример 2:

(По М. Кронгаузу)

Задание: Из предложений 21-25 выпишите фразеологизм.

Пример 3:

ПредложениеСодержание
14Недоумение и презрение его вызывали раздражение у него
15Мелочи выводили его из равновесия
16Простые вопросы превращались для него в проблемы
30Любая попытка разузнать что-то о нем оканчивалась неудачей
31После неудачной попытки разузнать что-то о нем, она вернулась домой и заняла свое обычное место

Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки.

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову*)

Задание: Из предложений 11-13 выпишите контекстные синонимы.

Ответы к примерам заданий №24

1. всеничего; 2. пуститьвовсетяжкие; 3. ухоженныйдомашний.

Обращаем внимание, что, кроме теории, как правильно делать данное задание, в конце документа приведены практические задания, а также правильные ответы к ним.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сборник необходимой теории и практики по русскому языку к заданию №26 ЕГЭ 2024 по русскому языку на тему "Изобразительно-выразительные средства русского языка".

Формулировка задания №26 ЕГЭ 2024 из демоверсии ФИПИ

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Список терминов: 1) обращение 2) анафора 3) противопоставление 4) эпитет 5) ряды однородных членов предложения 6) синтаксический параллелизм 7) вводная конструкция 8) сравнение 9) метафора.

(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной. (По В.И. Белову*)

*Василий Иванович Белов (1932–2012) – советский и российский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Теория к заданию №26 в формате видеоурока

//www.youtube.com/embed/FJ0ivHsZugM?rel=0&showinfo=0

Алгоритм выполнения задания №26

Темы, которые необходимо знать:

Классификация средств художественной выразительности

Задание: «Для того, чтобы привлечь читателя к своим размышлениям, Булгаков использует такой прием, как _____(А) (Предложения 19-20). Описывая жизнь и быт Маргариты, писатель использует такие средства выразительности: _____(Б) («отдали бы все, что угодно» предложение 6), _____(В) (предложения 23-24). А такое синтаксическое средство, как _____(Г) (предложения 10,22) делает текст эмоциональным.»

Задание: «Известный лингвист, используя такие синтаксические средства выразительности, как _____(А) (предложения 3, 4) и _____(Б) (предложения 23, 42), вступает в разговор с читателем. Такие тропы, как _____(В) (предложения 30-32) и _____(Г) («нелепые слухи» в предложении 20), усиливают эмоциональность речи, помогают автору точнее и образнее передать свои мысли».

Задание: «Описывая особенности процесса взросления, в предложении 9 писатель использует лексическое средство (А), а также фигуру речи (Б). Говоря о реакции родителей на поведение сына, автор употребляет синтаксическое средство (В) в предложениях 14 и 15. Чтобы передать неадекватно острое подростковое восприятие бытовых ситуаций, в предложении 16 используется лексическое средство (Г)».

Ответы к примерам заданий №26

1. 6854; 2. 4786; 3. 1465.

Меньше чем за 15 минут вы поймёте, как решать задание №26

//www.youtube.com/embed/SA6R2o_j0X0?rel=0&showinfo=0

В конце каждого блока теории находится практика для закрепления навыка (с ответами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *