Запятая в сложносочиненном предложении
Правила постановки запятой в сложносочиненном предложении проверяются в заданиях №16 и №21. Но эти знания вам пригодятся еще и в №19 и №20. Одно правило, а закрывает 4 задания!
Что такое ССП
Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение, которое имеет две и более грамматические основы, которые, в свою очередь, не зависят друг от друга.
Но давайте разберем каждую составляющую:
Грамматическая основа – это схема предложения, которая содержит в себе главные члены предложения: подлежащее сказуемое только подлежащее только сказуемое. Помните, что предложения могут быть односоставными? То есть они содержат в себе только один главный член предложения. Из таких единиц мы тоже можем составить сложносочиненное предложение. Далее вспоминаем, что грамматические основы должны быть независимы друг от друга. Как это можно проверить? Если мы поставим между ними точку, смысл не поменяется, тогда грамматические основы самостоятельны. А теперь переходим к правилам.
Правила постановки запятых
Правило гласит: если к двум грамматическим основам в сложносочиненном предложении относится одно или несколько общих слов, запятая между основами не ставится. В нашей ситуации у двух основ есть общее слово, поэтому знака нет.
Но и у предыдущего правила есть исключение! Вот такой вот богатый и интересный русский язык.
Выведем правило №3: если у двух грамматических основ в сложносочиненном предложении есть и общее слово/слова, и повторяющийся союз, то мы ставим запятую между основами. Причем союз может быть любой, не только и, но и или, либо, а, но и т.д.
Что делать на экзамене?
Итак, мы изучили три правила:
- Запятая ставится между двумя грамматическими основами в ССП.
- Запятая не ставится между двумя грамматическими основами в ССП, если у обеих основ есть общее слово/слова.
- Запятая ставится между двумя грамматическими основами в ССП, если у обеих основ есть и общее слово/слова и повторяющийся союз.
Применение в задании №21
Как же применить их в задании №21? В номере 21 мы не расставляем знаки, а лишь анализируем их. Иногда для этого предоставляют запятую, поэтому знание всех правил из заданий №16-20 пригодятся.
Как ССП помогает при изучении СПП
Мы не ответили еще на один вопрос: как же знание ССП помогает при изучении сложноподчиненного предложения (СПП)? СПП – некая противоположность ССП, так как в сложноподчиненном предложении грамматические основы зависят друг от друга, то есть от одной основы можно задать вопрос к другой.
Представим себе абьюзивные отношения, они и есть в СПП. Например:
- Я пришла домой, когда моя мама готовила ужин.
- Я пришла – главное предложение.
- Моя мама готовила ужин – зависимое.
Не всегда примеры в заданиях бывают простыми, поэтому внутри одного предложения может быть сразу несколько связей: сочиненных и подчиненных.
Например:
- Мы шли домой, и, когда пошел дождь, нам пришлось ускориться.
- Мы шли – первая грамматическая основа.
- Дождь пошел – вторая грамматическая основа.
- Пришлось ускориться – зависимое от второй грамматической основы.
Заключение
Таким образом, сложносочиненные предложения – это база для дальнейшего изучения правил и решения заданий.
Тест по теме “Запятая в сложносочиненном предложении”
Отправить тест на проверку?
Ты решил еще не все задания.