Грамматический словарь русского языка Словоизменение
Грамматический словарь русского языка Словоизменение
Содержание
- Аннотация
- Биографии авторов
- Литература
- Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях Часть 1 – Морфология 4-е издание – О. И. Глазунова 2007
Аннотация
Данные скачивания пока не доступны.
Биографии авторов
А. А. Кретов, Воронежский государственный университет
Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики
Ю. А. Стародубцева, Воронежский государственный университет
Кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теоретической и прикладной лингвистики
Литература
- Kiparsku V. Russische historische Grammatik. Bd. II: Die entwicklung des formensystems. Heidelberg, 1967. 289 p.
- Кретов, А. А., & Стародубцева, Ю. А. (2023). Особенности русских глаголов с суффиксом =НУ. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 113-126. DOI Link
Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях Часть 1 – Морфология 4-е издание – О. И. Глазунова 2007
Упражнения
522. Определите:
- У каких глаголов прослеживается значение мгновенного или однократного действия?
- Какие глаголы указывают на достижение результата?
Распределите глаголы в соответствии с их значением.
Глаголы | Значение |
---|---|
Прыгнуть | Мгновенное действие |
Привыкнуть | Достижение результата |
Достигнуть | Достижение результата |
Мигнуть | Мгновенное действие |
Окрепнуть | Достижение результата |
Погаснуть | Мгновенное действие |
Щёлкнуть | Мгновенное действие |
Тронуть | Мгновенное действие |
Ослепнуть | Мгновенное действие |
Толкнуть | Мгновенное действие |
Продрогнуть | Достижение результата |
Мяукнуть | Мгновенное действие |
Умолкнуть | Мгновенное действие |
Исчезнуть | Мгновенное действие |
Кольнуть | Мгновенное действие |
Махнуть | Мгновенное действие |
Проникнуть | Достижение результата |
Двинуть | Мгновенное действие |
Крикнуть | Мгновенное действие |
Воздвигнуть | Достижение результата |
Дохнуть | Достижение результата |
Вернуть | Достижение результата |
Иссякнуть | Достижение результата |
Хлопнуть | Мгновенное действие |
Свергнуть | Достижение результата |
523. От глаголов образуйте формы прошедшего времени. Определите, в каком случае суффикс -ну- сохраняется в формах прошедшего времени.
524. Раскройте скобки, поставив глагол в форме прошедшего времени.
- Я быстро (привыкнуть) к новой обстановке.
- Не выводи меня из себя, моё терпение (иссякнуть).
- Она решительно (толкнуть) дверь и вошла в комнату.
- За лето он (окрепнуть) и поправился.
- В октябре 1917 года солдаты и матросы под руководством большевиков (свергнуть) Временное правительство.
- Что-то (кольнуть) у меня в боку: я остановился.
…
Глаголы с приставками
- Отвергнуть – они отвергли все наши предложения.
- Улыбнуться, подмигнуть – он улыбнулся, подмигнул мне и сказал: “Смотри веселей!”
- Засохнуть – из-за жары все цветы в саду засохли.
- Подвинуть – они подвинули к себе стакан с чаем и положили в него сахар.
- Вздрогнуть, оглянуться – от неожиданности я вздрогнул и оглянулся.
- Скиснуть – к вечеру молоко скисло.
- Стергнуть – он стегнул лошадь, и телега тронулась с места.
- Вспыхнуть – после моих слов её лицо вспыхнуло, она остановилась и замолчала.
- Намокнуть – от дождя наша одежда намокла и мешала идти.
- Сверкнуть – на небе сверкнула молния, послышались далекие раскаты грома.
- Дрогнуть – на мгновение мне показалось, что голос его дрогнул, но он быстро взял себя в руки и продолжал говорить, как ни в чём не бывало.
- Затихнуть – ребёнок затих, углубившись в игру.
- Остынуть – иди к столу, суп давно остыл.
- Вздохнуть – она глубоко вздохнула и замолчала, давая понять, что разговор окончен.
- Погрязнуть – его ничего вокруг не интересует, он весь погряз в своих собственных делах, в своих собственных мыслях.
- Охрипнуть, поблекнуть – его голос охрип, глаза поблекли и потускнели, он выглядел, как глубокий старик.
- Захлопнуть, защёлкнуть – она захлопнула за ним дверь и защёлкнула задвижку.
- Подпрыгнуть, звякнуть – монета подпрыгнула, жалобно звякнула и покатилась по полу.
- Надвинуть – его с трудом можно было узнать: он надвинул на глаза шляпу и втянул голову в плечи.
- Усмехнуться – услышав его слова, я усмехнулся, но вслух ничего не сказал.
- Отдохнуть – думаю, все достаточно отдохли, и мы можем продолжать наш путь.
- Опровергнуть – я без труда опроверг все доводы моих противников.
- Завернуть – все мои покупки продавец аккуратно завернул в бумагу и сложил в пакеты.
- Споткнуться – на полу в прихожей лежала сумка, о которую я чуть было не споткнулся.
Глаголы с приставками
- Гнуть
- Тонуть
- Тянуть
- Льнуть
- Хлынуть
- Уснуть
- Обмануть
- Минуть
- Вынуть
- Кануть
- Грянуть
Формы прошедшего времени
- Гнул
- Тонул
- Тянул
- Лнал
- Хлынул
- Уснул
- Обманул
- Минул
- Вынул
- Канул
- Грянул
Задание 527
Раскройте скобки, поставив глагол в форме прошедшего времени. Объясните ваш выбор.
- Он минул весь путь без остановок.
- Мы грянули ливнем на улице.
- Она льнула к своему решению и не изменила его.
- Вера хлынула к ребенку, когда она его увидела.
Глаголы с приставками
- Пальто он застегнуть на все пуговицы, надел шарф, шляпу и вышел;
- Ты сказал, что не хочешь ехать с нами, и я вычеркнуть твою фамилию из списка участников экспедиции;
- Она заглянуть к нам только на минуту и вскоре ушла;
- Неужели ты обмануть меня! Как ты мог?
- Неожиданно замолкнуть птицы в лесу, ударил гром, сверкнуть молния и вслед за ней пошёл дождь;
- Он поправил сумку на плече, затянуть потуже пояс и улыбнуться;
- С этого дня он пропал, как в воду кануть;
- Всё затихнуть вокруг, только издалека доносились звуки рояля;
- Он затронуть очень важную тему, надо будет рассмотреть её подробнее;
- Пробираясь через гостиную, он опрокинуть стоящую на столе вазу с цветами и наступил кому-то из гостей на ногу;
- У нас возникнуть некоторые проблемы;
- Я уже намекнуть тебе, кто это был, попробуй теперь сам догадаться;
- Наступил октябрь, дохнуть холодом, все цветы в саду завянуть за одну ночь;
- Я пригнуть голову, так как из-за кустов меня могли увидеть;
- Я пошёл по снегу, не разбирая дороги, и очень скоро завязнуть по уши;
- Антон Иванович сердито кашлянуть, вынуть из кармана платок и старательно вытер им лицо;
- После моих слов она побледнела, охнуть, схватившись за сердце, и рухнуть на пол, как подкошенная;
- Слёзы градом хлынуть из её глаз;
- Я совсем не замёрзнуть, только руки немного застынуть;
- С того времени минуть десять лет;
- Они никогда не могли договориться, каждый тянуть одеяло на себя;
- Она ушла и даже ни разу не обернуться;
- От напряжения его лицо покраснело, лоб взмокнуть;
- Кажется, он упомянуть вчера и твоё имя;
- За это время мы не очень продвинуться в нашем расследовании;
- Он расторгнуть договор по собственной воле.
Прочитайте предложения
Обратите внимание на то, что бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- могут иметь две формы прошедшего времени.
- Дороги были ужасные, мотор поминутно глох (глохнул), приходилось выходить и толкать машину;
- Он умёл рассказывать разные удивительные истории, и дети липли (липнули) к нему, как мухи;
- День за днём растение чахло (чахнуло) всё больше, и скоро уже не было надежды на то, что оно распустится вновь;
- Было невыносимо жарко, беспрестанно сохли (сохнули) потрескавшиеся от солнца губы, ужасно хотелось пить;
- Цветок очень приятно пах (пахнул), и вся комната в одно мгновение наполнилась его ароматом;
- В парке никого не было, дорожки были пустынны, под дождём мокли (мокнули) скамейки и забытые в песочнице детские игрушки;
- Временами свет мерк (меркнул) в его глазах, ему становилось не по себе;
- Ребёнок не хотел идти сам, с трудом перебирал ногами, постоянно вис (виснул) на руке матери;
- Ему было холодно, зябло (зябнуло) лицо и стыли (стынули) руки без перчаток;
- Трава в степи вяла (вянула) и желтела: приближалась осень;
- Каждый раз к вечеру молоко кисло (киснуло) и годилось разве только на простоквашу.
Назовите инфинитивы, от которых образованы формы прошедшего времени
Цифра Индекса
Цифра индекса (от 1 до 16) обозначает тип спряжения. Каждый тип спряжения характеризуется определенным способом построения трех основных форм глагольной парадигмы (от которых могут быть построены все остальные формы парадигмы). Эти формы таковы:
- инфинитив
- 1 ед. настоящего (для глаголов несовершенного вида) или будущего (для глаголов совершенного вида) времени
- 3 ед. настоящего (будущего) времени
Основы (графические) этих форм получаются отбрасыванием следующих конечных последовательностей:
- у инфинитива: -ть, -ти или -чь (для возвратных глаголов -ться, -тись или -чься)
- у 1 ед. наст. (буд.): -у или -ю (для возвратных глаголов -усь или -юсь)
- у 3 ед. наст. (буд.): -ет, -ёт или -ит (для возвратных глаголов -ется, -ётся или -ится)
Глаголы с 3 ед. наст. (буд.) на -ет(ся) или -ёт(ся) называются глаголами I спряжения, с 3 ед. наст. (буд.) на -ит(ся) — глаголами II спряжения.
Стандартные чередования согласных
1-я ступень чередования:
б п в ф м з с д т ст г к х
с к2-я ступень чередования:
б л п л в л ф л м л ж ш ж ч4 щ ж ч ш щ
У части глаголов вместо стандартного чередования т/ч выступает чередование т/щ. Такие глаголы снабжаются пометой (-щ-).
Таблица типов спряжения
Номер типа | Инфинитив оканчивается на: | 1 ед. и 3 ед. наст. (буд.) оканчивается соответственно на: | Дополнительные указания |
---|---|---|---|
1 | -ать | -аю, -ает | |
2 | -ять | -яю, -яет | |
3 | -еть | -ею, -еет | |
4 | -овать | -ую, -ует |
Если в инфинитиве перед -ить (-ать, -ять, -еть) стоит согласная (или сочетание ст, ск) 1-й ступени чередования, то в 1 ед. наст. (буд.) она заменяется 2-й ступенью чередования. У глаголов с пометой (-щ-) т заменяется на щ (а не на ч).
Как можно заметить из таблицы, различные типы спряжения глаголов имеют свои характеристики, что позволяет определить формы прошедшего времени в зависимости от инфинитива глагола.
6-ать -ю (но -у после шипящей), -ет Если в инфинитиве перед -ать (-ять) стоит согласная (или сочетание ст, ск) 1-й ступени чередования, то в обеих основных формах наст. (буд.) она заменяется 2-й ступенью чередования. У глаголов спометой (-щ-) т заменяется на щ (а не на ч).
7 -зти или -зть-зу, -зет При глаголах на -сти (-сть) для правильного выбора форм наст. (буд.) в словарной статье дается помета: (-с-), (-д-), (-т-), (-ст-) или (-б-).
-сти или -сть -су, -сет
8 -чь -гу, -жет При глаголах этого типа для правильного выбора форм наст. (буд.) дается помета: (-г-) или (-к-).
12-ыть-ою, -оет Сюда же относятся: греть — гре́ю, гре́ет, петь — пою́, поёт, брить — бре́ю, бре́ет и произв.
13-авать -аю, -ает
14-ать или ять-ну, -нет При глаголах этого типа для правильного выбора форм наст. (буд.) дается помета: (-н-), (-м-) или (-им-). Если наст. (буд.) образуется иначе, вместо такой пометы приводится вся основа наст. (буд.), например: для занять, заня́ться — (займ-), для приня́ть — (прим-), для взять — (возьм).
РУССКАЯ БУКВА ИЛИ БУКВЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В СКОБКАХ
Запись такого вида показывает конечный элемент основы настоящего (будущего) времени. Возможны следующие пометы этого рода: (-с-), (-д-), (-т-), (-ст-), (-б-) в типе 7, (-г-), (-к-) в типе 8, (-н-), (-м-), (-им-) или полная запись основы наст. (буд.), например, (займ-), (прим-), (возьм-), в типе 14, а также помета (-щ-) в типах 4, 5, 6. Их значение см. в таблице на стр. 78-79 и в сноске к таблице чередований (стр. 78).
Дополнительные правила об ударении
Если по схеме ударения данного глагола ударение в некоторой форме должно падать на основу, оно падает на тот же (по счету от начала) слог основы, что в инфинитиве; если же это невозможно ввиду того, что основа данной формы не насчитывает нужного числа слогов, ударение падает на последний слог основы. Примеры (приводятся только формы с ударением на основе): де́лать (схема а / а) — де́лаю, де́лает, де́лал, де́лала; откры́ть (схема а / а) — откро́ю, откро́ет, откры́л, откры́ла; рисова́ть (схема а / а) —рису́ю, рису́ет, рисова́л, рисова́ла; колеба́ть (схема а / а) — коле́блю, коле́блет, колеба́л, колеба́ла; протере́ть (схема b / а) — протёр, протёрла; получи́ть (схема с / а) — полу́чит, получи́л, получи́ла.
Правило о положении ударения внутри окончания
В двусложных окончаниях, несущих ударение, оно падает на первый слог окончания, например: берёте, стои́те.
Правило о положении ударения при неслоговом окончании
Если по схеме ударения данного глагола ударение в некоторой форме должно падать на окончание, а окончание не содержит гласной (а именно, это нуль, ь или й), а также если окончание есть нуль (ь, й) + те, ся или тесь, то ударение падает на последний слог основы. Примеры: стоя́ть, боя́ться (схема b / а) — стой, сто́йте, бо́йся, бо́йтесь; бере́чь, бере́чься (схема b / b) — берёг, берёгся. Исключение: ударение в прош. м. на ся, допустимое при схеме ударения прошедшего времени / с” (см. выше), например: сорва́лся и устар. сорвался́.
КРУЖОЧЕК ПРИ ЦИФРЕ
Кружочек при цифре индекса символизирует различные особенности, связанные с чередованиями. Имеются следующие подтипы с такими особенностями: 3° — особенность в том, что в прош. времени, прич. прош. (факультативно также в деепр.прош.) утрачивается суффикс -ну- (например, засо́хнуть — засо́х, засо́хла, засо́хший, засо́хнув(ши) // засо́хши); 6° — особенность в том, что в наст. (буд.) времени выступает та же ступень чередования согласных, что в инфинитиве (иначе говоря, нет стандартного чередования согласных), а также в том, что 1 ед. имеет окончание -у, а не -ю (например, соса́ть — сосу́, сосёт). Подробнее см. соответствующие таблицы, стр. 95-97, 112-113.
Схема ударения настоящего времени
Эти схемы ударения таковы (чтобы подчеркнуть, что речь идет о левом элементе записи, справа от буквы дается косая черта): а/ — постоянное ударение на основе; b/ — постоянное ударение на окончаниях (кроме нуля, -ь, -й, -те и -ся); с/ — ударение на окончаниях в 1 ед. и в повел.6, в прочих формах на основе. У аномального глагола хоте́ть и его производных особая схема ударения — с’/ (хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т; повел. хоти́, хоти́те).
6В повел. наклонении не учитываются (и не приводятся в таблице) формы 1 мн.; см. о них стр. 85.
Образцы основных схем ударения настоящего времени
Наст. (буд.) ед. 1 де́лаю(сь) ве́рю беру́(сь) стою́ пишу́ учу́(сь)
7Ударение фактически на основе, поскольку окончание неслоговое: ср. примечание на стр. 31.
Схемы ударения прошедшего времени
Эти схемы ударения таковы (для наглядности слева от буквы дается косая черта): /а — постоянное ударение на основе; /b — постоянное ударение на окончаниях (кроме неслоговых и -ся); /с — ударение на окончаниях в прош. ж, в прочих формах на основе. Кроме того, имеется (только у возвратных глаголов) схема ударения /с", которая в основном представляет собой просто колебание между схемами /b и /с (специфическая особенность состоит здесь только в том, что в прош. м допустимо также ударение на -ся́, ныне устаревающее). Схема /с" выступает у тех возвратных глаголов, которые соответствуют невозвратным глаголам со схемой /с (а схемы /с у возвратных глаголов не бывает). У глаголов дать и взять представлена особая схемаударения — /с’ (дал, дала́, да́ло и дало́, да́ли).
Образцы схем ударения прошедшего времени
Схема ударения / а / b / с / с”
Прош. м. де́лал(ся) берёг(ся) сорва́л сорва́лся и устар. сорвался́
Прош. ж. де́лала(сь) берегла́(сь) сорвала́ сорвала́сь
Прош. с. де́лало(сь) берегло́(сь) сорва́ло сорвало́сь и сорва́лось
Прош. мн. де́лали(сь) берегли́(сь) сорва́ли сорвали́сь и сорва́лись
Встречаются практически все возможные комбинации основных схем ударения настоящего и прошедшего времени. Примеры таких комбинаций можно найти в таблицах спряжения.
Об ударении неличных форм см. ниже стр. 85.
Буквенные символы
1Данный раздел «Грамматических сведений» (стр. 77-87) предназначен только для тех читателей, которые пожелают строить глагольные формы непосредственно по индексу, не обращаясь к образцам спряжения. Для построения форм по образцам этот раздел ненужен.
2Заметим, что глаголы типа наде́лать, нарва́ть и т. п. сюда не относятся, поскольку наряду с сочетаниями наде́лал игру́шек, наде́лал глу́постей, нарва́л цвето́в возможны также сочетания с В. падежом: наде́лал ма́ссу игру́шек, наде́лал мно́жество глу́постей, нарва́л буке́т цвето́в.
3Правила образования всех форм парадигмы от трех исходных даны ниже, стр. 82.
ЛАТИНСКАЯ БУКВА
Латинская буква (или две буквы, разделенные косой чертой) — обозначение схемы ударения. У глаголов схема ударения складывается из двух частей: 1) схема ударения личных форм настоящего (будущего) времени и повелительного наклонения (сокращенно — схема ударения настоящего времени; ее символ пишется слева от косой черты); 2) схема ударения личных формпрошедшего времени (сокращенно — схема ударения прошедшего времени; ее символ пишется справа от косой черты). При этом, однако, буква а, выступающая как второй элемент записи, опускается5: таким образом, вместо а/а пишется просто а, вместо b/а — b, вместо с/а — с.
5Как можно видеть, принцип сокращения записи здесь иной, чем у прилагательных (стр. 55). Дело в том, что у прилагательных вторая буква в составном обозначении чаще всего совпадает с первой, тогда как у глаголов вторая буква в большинстве случаев есть а. Таким образом, принятые принципы сокращения в обоих случаях направлены на то, чтобы свести к минимуму число составных обозначений в словаре.
ЗВЁЗДОЧКА ПРИ ЦИФРЕ
Звездочка при цифре индекса показывает, что при спряжении у данного глагола происходит чередование беглой гласной (а именно, о) с нулем на конце приставки.
Это чередование возможно в следующих приставках: 1) основная группа — в-/во-, над-/надо-, об-/обо-, от-/ото-, под-/подо-, пред-/предо-, с-/со-; 2) приставки, оканчивающиеся (при отсутствии беглого о) на з перед звонкой согласнойили гласной, но на с перед глухой согласной, — вз-(вс-)/взо-, воз-(вос-)/возо́-, из-(ис-)/изо-, низ-(нис-)/низо-, раз-(рас-)/разо-.
Правило чередования: беглое о присутствует в конце приставки в тех формах, где за приставкой следует две согласных или согласная + ь; в прочих формах оно отсутствует (во всех таких формах за приставкой следует согласная + гласная). Как видно из этого правила, данное чередование возможно лишь в тех случаях (сравнительно немногочисленных), когда вид глагольного корня меняется определенным образом в ходе спряжения (ср., например, гнать — гоню́, брать — беру́, жечь — жгу, тере́ть — тру, бить — бью).
Примеры чередования (даются различные глагольные формы, иллюстрирующие действие приведенного правила):
без сопутствующего чередования согласных в приставке: а) беглое о присутствует в исходной форме — вобра́ть, вберу́, вобра́л, во́бранный; взобра́ться, взберу́сь, взобра́лся; изодра́ть, издеру́, изодра́л, изо́дранный; обозва́ть, обзову́, обозва́л,обо́званный; отогна́ть, отгоню́, отогна́л, ото́гнанный; подостла́ть, подстелю́, подостла́л, подо́стланный; разогна́ть, разгоню́, разогна́л, разо́гнанный; содра́ть, сдеру́, содра́л, со́дранный; б) беглой гласной в исходной форме нет — вбить, вобью́, вбей, вбил; взви́ться, взовью́сь, взве́йся, взви́лся; возли́ть, возолью́, возле́й, возли́л; измя́ть, изомну́, измя́л; надви́ть, надовью́, надве́й, надви́л; обже́чь, обожгу́, обожжёт, обжёг, обожгла́, обжёгший, обожжённый; отмере́ть, отомру́, о́тмер; подтере́ть, подотру́, подтёр; разжа́ть, разожму́, разжа́л; счесть, сочту́, счёл, сочла́, сочтённый;
с сопутствующим чередованием с/з в приставке: а) беглое о присутствует в исходной форме — изостла́ть, исстелю́, изостла́л, изо́стланный; разостла́ть, расстелю́, разостла́л, разо́стланный; б) беглой гласной в исходной форме нет — истере́ть, изотру́, истёр; расши́ть, разошью́, расше́й, расши́л; расче́сть, разочту́, расчёл, разочла́, разочтённый.
ЦИФРА В КРУЖКЕ
Цифра в кружке (от ① до ⑨) показывает, что у данного глагола представлено некоторое часто встречающееся отклонение от стандартного спряжения.
Помета ①
Помета ① у глаголов означает, что в личных формах прош. времени (кроме прош. ж) и в прич. страд. (кроме кф ж) ударение падает на один слог левее, чем по общему правилу (практически это значит, что оно падает на приставку).8 Прич. прош. и деепр. прош. имеют такое же ударение в типе 9, но сохраняют ударение инфинитива в прочих типах. Примеры:
заня́ть св 14b / с (займ-) ① — прош. за́нял, заняла́, за́няло, за́няли; прич. страд. за́нятый, кф за́нят, занята́, за́нято, за́няты; прич. прош. заня́вший, деепр. прош. заня́в(ши)
предприня́ть св 14с / с (предприм-) ① — прош. предпри́нял, предприняла́, предпри́няло, предпри́няли; прич. страд. предпри́нятый, кф предпри́нят, предпринята́, предпри́нято, предпри́няты; прич. прош. предприня́вший, деепр. прош. предприня́в(ши)
запере́ть св 9b / с ① — прош. за́пер, заперла́, за́перло, за́перли; прич. страд. за́пертый, кф за́перт, заперта́, за́перто, за́перты, прич. прош. за́перший, деепр. прош. за́перши
Пометы ② и ③
вы́плакать св 6а② — повел. вы́плачь, вы́плачьте
вы́строить(ся) св 4а② — повел. вы́строй(ся), вы́стройте(сь)
Помета ③ означает, что повел. имеет окончания: в ед. -и(сь), но во мн. -ьте(сь) — вместо ожидаемых -и(сь), -ите(сь) или -ь(ся), -ьте(сь). Примеры:
ка́шлянуть св нп За③ — повел. ка́шляни, ка́шляньте
вы́зволить св 4а③ — повел. вы́зволи, вы́звольте
Помета ④
Помета ④ относится к ударению в прич. наст. Она означает, что ударение в этой форме падает на один слог левее, чем ожидается по правилу. Примеры:
люби́ть нсв 4с④ — прич. наст. лю́бящий
лечи́ть(ся) нсв 4с④ — прич. наст. ле́чащий(ся)
Пометы ⑤ и ⑥
Эти две пометы относятся к образованию прош. времени и прич. прош. в подтипе 3°. Помета ⑤ означает, что в прош. м суффикс -ну- сохраняется (вопреки общему правилу о подтипе 3°). Помета ⑥ означает, что в прич. прош. и деепр. прош. суффикс -ну- сохраняется (вопреки правилу). Примеры различных комбинаций этих двух помет:
исче́знуть св нп 3°а⑥ – прош. исче́з, исче́зла; прич. прош. исче́знувший, деепр. прош. исче́знув(ши)
воскре́снуть св нп 3°а⑥ — прош. воскре́с, воскре́сла; прич. прош. воскре́сший // воскре́снувший, деепр. прош. воскре́сши // воскре́снув(ши)
во́лгнуть нсв нп 3°а⑤⑥ — прош. во́лгнул, во́лгла; прич. прош. во́лгнувший, деепр. прош. во́лгнув(ши)
ме́ркнуть нсв нп 3°а⑤⑥— прош. мерк // ме́ркнул, ме́ркла; прич. прош. ме́ркнувший, деепр. прош. ме́ркнув(ши)
све́ргнуть св 3°а⑤⑥— прош. сверг // све́ргнул, све́ргла; прич. прош. све́ргший // све́ргнувший, деепр. прош. све́ргши // све́ргнув(ши).
Пометы ⑦ и ⑧
Эти две пометы относятся к ударению в прич. страд. Помета ⑦ означает, что в прич. страд. ударение падает на гласную перед -нный; таким образом, это причастие оканчивается на -ённый вместо ожидаемого безударного -енный или на –а́нный вместо безударного -анный. Причастие на -ённый имеет при этом по общему правилу краткие формы схемы /b; причастие на -а́нный имеет краткие формы схемы /а. Примеры:
раздели́ть св 4с⑦ — прич. страд. разделённый
обуя́ть св 1а⑦ — прич. страд. обуя́нный, кф (устаревш.) обуя́н, обуя́на, обуя́но, обуя́ны10
Помета ⑧ означает, что в прич. страд. ударение падает на третий слог от конца; таким образом, это причастие оканчивается на безударное -енный вместо ожидаемого -ённый (иначе говоря, имеет место отклонение, обратное предыдущему). Пример:
скрои́ть св 4b⑧ — прич. страд. скро́енный
Помета ⑨
Помета ⑨ встречается у глаголов совершенного вида и означает, что у данного глагола в роли деепр. прош. выступает форма на -я (-а), образованная от основы буд. времени по правилам для деепр. наст. Регулярно образованное деепр. прош. при этом также существует, но в современном языке неупотребительно. Пример:
ПОМЕТА «ё» (ИЛИ «о»)
Эти знаки показывают, что в основе глагола происходит чередование ё/е (соответственно о/е).
Помета «ё» означает, что последнее е основы инфинитива (у глаголов на -ереть типа 9 — предпоследнее е) заменяется на ё, если оно оказывается под ударением, в любой из следующих форм: прош. время, прич. прош., деепр. прош. и прич. страд. Примеры:
наверста́ть св 1а, ё — прич. страд. навёрстанный
растрепа́ть св 6с, ё — прич. страд. растрёпанный
поверну́ть св 3b, ё — прич. страд. повёрнутый
нести́ нсв 7b/b (-с-), ё — прош. м нёс; прич. прош. нёсший; деепр. прош. нёсши
бере́чь нсв 8b/b (-г-), ё — прош. м берёг; прич. прош. берёгший; деепр. прош. берёгши
протере́ть св 9b, ё — прош. протёр, протёрла, протёрло, протёрли; прич. прош. протёрший, деепр. прош. протёрши // протере́в; прич. страд. протёртый
Заметим, что в соответствии с приведенным правилом е сохраняется даже под ударением, например, в таких формах, как растре́плет, тре́плющий, исхле́щет, хле́щущий и т. п.
Помета «о» встречается только при глаголах на -цевать типа 2 и означает, что прич. страд. оканчивается на -цованный (с чередованием е/о). Пример:
перелицева́ть св 2а, о — прич. страд. перелицо́ванный.
Переход е в ё довольно часто отсутствует в прич. прош. и деепр. прош. глаголов типа 7 и 8, например: зацвести́ — зацвёл, но зацве́тший, зацве́тши. Эта особенность не рассматривается как неправильность и отмечается в словарной статье тем, что непосредственно выписывается форма прич. прош., например:
зацвести́ св нп 7b/b (-т-), ё (но прич. прош. зацве́тший).
8 Если глагол с пометой ① имеет приставку пере-, ударение падает на первый слог приставки, например, пе́ренял (наряду с переня́л), пе́ренятый. Для большей ясности формы с приставкой пере-, имеющие такое ударение, непосредственно приводятся в словарной статье.
9 Такое соотношение обнаруживается не только у глаголов, где по правилу ожидается -ь, -ьте (например, заку́порить), но и у тех, где ожидается -и, -ите (например, вы́ставить); в последнем случае -ите хотя и не полностью исключено, но нежелательно.
10 Краткие формы приведены для наглядности, поскольку причастия на ударное -а́нный, -я́нный являются редкостью.