2 о различиях в христианизации германцев и славян

История Хазарии: от кочевого каганата к гибели

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Хазарская серебряная монета
Хазарская серебряная монета, подражающая арабскому дирхему.

Военные конфликты и управление

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати — тарханами. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку.

Саркел
Место хазарской крепости Саркел. Раскопки под руководством М. И. Артамонова.

Религия и культура

Хазария характеризовалась многообразием религий: язычество, иудаизм, ислам, христианство.

Ранняя история: VI век

Начиная с 630 года многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркского каганата, что привело к возникновению Хазарии.

Войны с арабами: VIII век

Хазария активно взаимодействовала с арабскими завоевателями, что привело к созданию фортификаций и городищ.

Падение каганата: X век

Хазарский каганат завязал отношения с Кордовским халифатом перед своим падением. Это обмен письмами отражает оценку собственного положения.

Последние упоминания: XI—XII века

После гибели каганата, причерноморские и прикаспийские степи оказались под контролем кочевников, а доминирующая роль перешла к Волжской Булгарии и Алании.

Исследования по истории Хазарии активно проводятся в России, Украине, Западной Европе, США, Венгрии и Израиле.

Народ хазарский в Средние века

В Средние века народ хазарский был необычным явлением. Он имел все преимущества стран образованных, окруженных племенами дикими и кочующими: устроенное правление, обширную торговлю и постоянное войско. Держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, привлекая преследуемых за веру из разных мест. Однако, как светлый метеор, она исчезла, не оставив никаких следов своего существования.

Хазарские исследования в XX веке

В первой половине XX века появились школы хазарских исследований в нескольких странах: Израиле, Венгрии и Турции. Далее, во второй половине XX века, хазароведение продолжило развиваться.

Первые обобщающие монографии о хазарах

М. И. Артамонов провел первые обобщающие исследования о хазарах в 1920-е гг. В 1949—1951 годах исследования Саркела были продолжены им в рамках новостроечной Волго-Донской экспедиции.

Советская и постсоветская историография

В 1951 году историческая наука в СССР столкнулась с критикой хазароведения, однако в 1962 году вышла фундаментальная работа Б. Н. Заходера, открывшая новые горизонты исследования хазарской проблемы.

Русско-хазарские отношения

Русско-хазарские отношения остаются наименее разработанным направлением в исследованиях хазар. В. Я. Петрухин провел наиболее полное исследование по этой теме.

Западная историография

Т. С. Нунан и Р. К. Ковалёв изучали экономику Хазарии и монетное обращение Восточной Европы, внося значительный вклад в исторические исследования.

В целом, хазароведение продолжает развиваться, привлекая внимание исследователей со всего мира.

Основные исследования хазарской проблемы

В России хазарская тематика была широко изучена в работах советских историков. Огромный вклад в изучение истории и культуры хазар внесли исследователи, такие как М. Голеньщев-Кутузов, Л. Миллер, М. Аронов и др.

Германия

В Германии крупное итоговое исследование по хазарам принадлежит Д. Людвигу (Структура и общество Хазарской империи в свете письменных источников, 1982). Работа посвящена социально-экономической истории. Также затрагиваются лингвистические вопросы и происхождение хазар. Как и книга Голдена эта работа до сих пор не переведена на русский.

Франция

Во Франции с 1990-х гг. по настоящее время крупным исследователем хазарской проблемы является византинист К. Цукерман.

Болгария

В Болгарии хазарская история часто затрагивается в работах по средневековой истории болгар. Начало здесь было положено В. Златарским в его большом классическом труде по истории Болгарского государства (1918—1940). Современные исследования, акцентированные на сравнительное изучение болгарской и хазарской государственности, представлены работами Р. Рашева (археология), Б. Живкова и Ц. Степанова.

Географические источники

Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью.

Из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия и иудаизации хазар. К примеру, описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица.

Кроме того, обстановка X века отражена у географов так называемой классической школы: Истахри, Ибн Хаукаля, Мукаддаси, которые также дают ценные сведения о падении Хазарии.

Заключение

Географические произведения играют важную роль в изучении хазарской истории, позволяя реконструировать события и узнать больше о жизни и обычаях этого древнего народа.

Руническая надпись в письме еврейской общины Киева, X век

Важные источники о каганате Хазарии

Византийские источники

Византийские историки оставили нам не так много сведений о хазарах из-за состояния упадка историографии того времени. Однако, два произведения имеют ключевое значение для первого периода истории каганата: Хронография Феофана Исповедника, написанная в начале IX века, и Бревиарий патриарха Никифора. Византийцы отметили восхождение хазар и связали его с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд на историю перешел и в современную науку. Информацию о поздней Хазарии мы получили от императора Константина Багрянородного, который в 948—952 годах написал трактат Об управлении империей, в котором подробно рассмотрел народы, окружающие Византию, включая Хазарию.

Христианские летописи

Житийная литература также дает ценные сведения о хазарах. Среди таких источников можно выделить Житие Иоанна Готского, Житие Стефана Сурожского и другие. Особенно стоит отметить Житие Константина, в котором описывается визит миссионера в Хазарию в 861 году и приводится христианская версия полемики.

Грузинские источники

В грузинских летописях Картлис цховреба и в агиографическом сочинении Мученичество св. Або Тбилисского содержатся ценные сведения о хазарских мероприятиях во второй половине VIII века.

Сирийские источники

Первое известие о хазарах содержится в сирийской хронике псевдо-Захария во второй половине VI века. Событийная история хазар фиксировалась в работах Агапия Манбиджского, Михаила Сирийского и Бар Гебрея.

Западно-европейские источники

Произведения христианской Европы не содержат оригинальных сведений о хазарах, но интересны с точки зрения подтверждения фактов и распространения информации о хазарах во внешнем мире. Упоминания о хазарах встречаются в латиноязычных сочинениях с VIII века и далее, включая работы Равеннского Анонима, аквитанского монаха Христиана из Ставело и итальянского дипломата Лиутпранда Кремонского.

Первая история России

Важно помнить о старинной истории России, о чудесном времени, которое пролетело.

На Родину тянется туча,

Чтоб только поплакать над ней.

Первые труды по написанию истории России от «древних времён» предпринял в середине XVII века Андрей Иванович Лызлов (+1696), первый отечественный историк в полном смысле этого слова. Работу над своей «Скифской историей» он закончил в 1692 году.

А.И. Лызлов использовал большой круг источников и исторических сочинений: летописей, хронографов, разрядных книг, украинских исторических трудов, польско-литовских хроник, сочинения латинских, итальянских и других авторов. Являясь первым русским историографом, он собрал очень ценный материал, во многих отделах являющийся уникальным, так как многие первоисточники, которыми он пользовался, за прошедший более чем 300-летний период истории России погибли в ходе войн и пожаров. «Скифская история» чудом сохранилась только лишь благодаря заботе и попечению Н.И. Новикова, известного мецената и филантропа. Он в свою очередь дважды издал это произведение – в 1776 и 1787 годах. Благодаря двойному тиражу, книга стала достаточно известна в России, пользовалась спросом и популярностью в светских кругах.

2 о различиях в христианизации германцев и славян

Современник А.И. Лызлова, особо почитаемый русский святой Димитрий, митрополит Ростовский (1651–1709), также является одним из первых учёных-богословов, взявшихся за труд написания истории Российской. Его работа известна под названием «Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова, с присовокуплением синопсиса или краткого описания о начале славянского народа». Святитель Дмитрий владел 12 иностранными языками и использовал в написании своего труда латинские, польские, греческие и русские источники. Особое значение для исторической науки имеет вторая часть Синопсиса: «Краткое описание о начале славянского народа». Учитывая почти полную потерю известий о доисторических временах славян и руссов, сохранившийся труд митрополита Дмитрия – единственный первоисточник, предлагающий ответы на исключительно важные вопросы древности и мирового значения славянской цивилизации.

Приемниками на поприще написания истории России стали создатели монументальных исторических трудов, великие русские учёные и историки В.Н. Татищев (1686–1750) и М.В. Ломоносов (1711–1765). В своих работах они научно обосновали древность и уникальность славяно-русского народа и его истории, используя археологические, летописные и другие документальные материалы, доступные в XVIII веке; как русские архивы, так и античные, византийские и европейские источники.

Крупнейшим русским историком XVIII века был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 —1790) — член Российской академии (1783). В детские годы он получил глубокое и разностороннее домашнее образование, был записан в гвардейский Семёновский полк, а в 1756 году произведён в прапорщики. Вышел в отставку сразу после манифеста «О вольности дворянства» в чине капитана. В 1767 году поступил на гражданскую службу. В 1771 году назначен герольдмейстером, в 1788 году вышел в отставку в чине действительного тайного советника.

Главная заслуга исторического труда князя Михаила Михайловича Щербатова – это собрание громадного исторического материала, который дал его последователям, особенно Н.М. Карамзину (1766–1826), возможность более полного и всестороннего рассказа о нашем историческом прошлом. Князь Щербатов написал не «сводную летопись», как некоторые делали до него, а историю, где применил научные методы исследования, свой текст он подкреплял ссылками на печатные издания и рукописи.

2 о различиях в христианизации германцев и славян

Если посмотреть на эпоху царствования династии Романовых, видно, что после смерти Петра II (1715–1730), с воцарением императрицы Анны Иоанновны (1693–1740), дочери царя Ивана V, брата Петра I Великого, государственная власть перешла иностранцам. Фактически страной управлял Эрнст Бирон (1690–1772), фаворит императрицы, создав «тайную канцелярию» для подавления всякого инакомыслия и недовольства среди русского дворянства и народа.

Д.И. де Будри (1756–1821), родной брат известного деятеля Великой Французской революции Марата, был известен крайним вольнодумством, рекомендовал себя как якобинец и придерживался бунтарских взглядов. Другие педагоги: Я.И. Карцов (1785–1836), Н.Ф. Кошанский (1781–1831), Л.В. Теппер де Фергюсон (1768–1824) и С.Г. Чириков (1776–1853) придерживались более умеренных взглядов, хотя не скрывали своих симпатий к идеям государственного преобразования страны.

2 о различиях в христианизации германцев и славян

2 о различиях в христианизации германцев и славян

Злой рок всегда преследовал династию Романовых! Ни в одной стране мира за обозримое историческое время не наблюдалось, чтобы на царском престоле находились, во-первых, иноверцы, во-вторых, – иностранцы, в-третьих, – враги, находящиеся с Россией в состоянии войны, да ещё до исступления ненавидящие русских и всё русское.

Особо тяжелым для нашего Отечества было правление Анны Иоанновны и Петра III (1728–1762). В лице императрицы Елизаветы Петровны русская династическая линия дома Романовых пресеклась. С восшествием на Российский Императорский престол Петра III началось правление новой династии – Гольштейн-Готторпской. С этого времени страной фактически стала управлять вражеская иностранная власть, которая довела народ до состояния невозможности терпеть её гнёт. Достаточно посмотреть на императорские указы по закрепощению народа этой «русской властью». По указам 1763, 1765, 1767 годов «великой и просвещенной» Екатерины II, барин мог без суда и следствия подвергать крепостных любым наказаниям, сослать в Сибирь, повелеть назначенному для такой необходимости слуге публично казнить крепостного. При этом дворянин имел полную юридическую защиту, а крестьянам было запрещено жаловаться на своего барина.

Исключением являются действительно русские по духу Императоры, пытавшиеся всемерно возвысить русский народ: Павел I (1754–1801), Александр II (1818–1881), Александр III (1845–1894) и святой мученик Николай II (1868–1918). Но при этом поразительный факт истории, – все они умерли насильственной смертью! Император Павел I – задушен, Александр II – убит бомбой террориста, Александр III – отравлен, вся семья последнего Российского императора – расстреляна!

Дабы впредь унять пыл некоторых заносчивых русских патриотов и не дать исправить фальшивый «исторический» материал, созданный «просвещёнными европейцами» при попытках написать правдивую историю России, была проведена необходимая ревизия в архивах. С дальновидностью у «наших друзей» всё в порядке!

Многие русские летописи были утрачены во время Отечественной Войны 1812 года, когда из Москвы не были вывезены основные фондохранилища архивов и библиотек, и в пожаре погибла масса архивов, и в их числе ценнейшие рукописи – знаменитая Троицкая летопись и всемирно известное «Слово о полку Игореве», сохранившееся лишь в копии, выполненной в 1795 году.

Во время революции 1917 года один только Господь ведает, какое количество архивов и документов было предано забвению, в угоду новой политической идеологии и власти, провозгласившей построение тоталитарной системы «светлого будущего» на человеческих костях и разрушенном историческом основании древнейшего государства мира.

Во время Второй мировой войны также было невосполнимо потеряно большое количество государственных фондохранилищ, библиотек, архивов, были утрачены ценные исторические сокровища нашего Отечества.

Рождение Руси. Б.А.Рыбаков.

Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи, к VII веку до нашей эры, славяне Среднего Поднепровья прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах и в героическом эпосе. Мифы, сохранившиеся в русских, белорусских и украинских сказках (а впервые записанные "отцом истории" Геродотом в V веке до нашей эры), повествуют о трех царствах, из которых одно Золотое, о царе-Солнце (вспомним Владимира Красное Солнышко), по имени которого назван весь народ, населяющий эти царства. Собственно скифы, давшие условное имя всему квадрату, обрисованы Геродотом как степные скотоводы, кочующие в кибитках, чуждые земледелию, не знающие оседлых поселений. Им противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья — земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людям богом неба. По отношению к этим "днепровцамборисфенитам" Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание — "сколоты". Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи (все они в границах древней славянской прародины) хорошо соответствуют трем основным группам, выявленным украинскими археологами среди древностей скифского времени. Археологические материалы объясняют нам ошибку греческих торговцев, перенесших на славян-сколотов общее имя скифов: в материальной культуре славян-земледельцев ("скифовпахарей") прослеживается много скифских черт. Длительное соседство этой части славянства со скифо-сарматским иранским миром сказалось и на языке: в восточнославянских языках много слов скифского происхождения: "топор" (при славянском "секира"), "собака" (при славянском "пес") и т. п. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских "царств" и "царей" Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные "царские" курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати. По всей вероятности, славяне Среднего Поднепровья жили дружественно с царскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торг с приморскими городами и заимствовать ряд бытовых черт у скифовкочевников. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира, Среднее Поднепровье, был описан Геродотом, по всей вероятности, по личным впечатлениям: он не только видел славянборисфенитов в Ольвии, но знал точно протяженность земли борисфенитов (11 дней плавания по Днепру), знал вкус воды в верховьях мелких рек, знал фауну лесостепи, записал те сказания о трех братьях и трех царствах, которые до наших дней уцелели в волшебных богатырских сказках. Он записал даже имена мифических героев-родоначальников, которые тоже сохранились в восточно-славянском фольклоре. Славянство скифского времени не было единым, и для него нельзя найти какой-либо единый "археологический мундир". Если лесостепные славянские племена сколотов-днепрян получили много черт скифской культуры, то рядом с ними, в лесной зоне на северной окраине славянской прародины, проживали по соседству с балтами (латышсколитовскими племенами) геродотовские "невры" (милоградская археологическая культура), которые во многом уступали своим южным соседям "скифам-пахарям". Контраст между уровнем быта "смысленных полян" и их лесных соседей, "живущих звериньским образом", отмеченный Нестором, зародился уже в скифское время. В III веке до нашей эры скифская держава в степях пала под натиском более примитивных иранских же кочевых племен сарматов. Скифы оказались разрезанными надвое потоком новых кочевников: часть их ушла на юг, в Крым, а часть отодвинулась к северу, в лесостепь, где была ассимилирована славянами (может быть, именно тогда и проникли скифские слова в славянский язык?). Б.А.Рыбаков.

Список хазарских правителей

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII—IX вв. В сообщениях иноязычных хроник имена бывают искажены, иногда вместо них фигурируют персонифицированные титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век. В двух древнетюркских эпитафиях на территории Монголии обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в VI веке.

Ниже перечисляются все известные каганы, с указанием дат их упоминания в источниках и описанием событий, в связи с которыми о них говорится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *