Подготовка к ОГЭ по русскому языку: Как правильно выполнить задание с кратким ответом
Важность подготовки к заданиям с кратким ответом
Вся вторая часть ОГЭ по русскому языку состоит из заданий с кратким ответом, что является большим плюсом. Однако, ошибиться в таких заданиях проще, чем в маленьких. За каждый вопрос дается 1 балл, но ответы должны быть записаны именно правильно, как показано в образце. Многие ученики теряют заветные баллы из-за невнимательности.
Подготовка по критериям оценивания
Для успешной подготовки к ОГЭ необходимо использовать критерии оценивания, предложенные организаторами. Они должны быть всегда под рукой, чтобы ученик мог самостоятельно работать над проверкой и знать, на что обратить внимание. Знакомство с критериями позволяет уверенно двигаться вперед, понимая, как достичь успеха и избежать ошибок.
Примеры заданий для подготовки к ОГЭ
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Полезные материалы для подготовки
- Тематический практикум ОГЭ 2024
- План подготовки к ЕГЭ 2024
- Проверка сочинения и изложения ОГЭ
- Проверка сочинения ЕГЭ
Использование таблицы оценивания при выполнении задания с кратким ответом
При выполнении задания с кратким ответом на ОГЭ по русскому языку, важно обращать внимание на таблицу оценки, где указаны критерии и баллы. Например:
Критерий | Балл |
---|---|
Передача основного содержания текста | 2 |
Сжатие исходного текста | 3 |
Смысловая цельность и связность изложения | 2 |
Четкое понимание критериев поможет избежать ошибок и повысить шансы на успешное выполнение задания.
Заключение
Подготовка к заданиям с кратким ответом на ОГЭ по русскому языку требует внимательности, понимания критериев оценивания и уверенности в себе. Соблюдение правил и рекомендаций поможет получить высокий балл и добиться успеха на экзамене.
Оценка сочинений на русском языке
Тема: Лингвистика
Данное сочинение оценивается согласно таблице, представленной ниже. Обратите внимание, что грамотность текста также играет важную роль и будет оцениваться отдельно.
Критерии для оценки
К1 Наличие обоснованного ответа
- Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне без ошибок. – 2 балла
- Допущена одна ошибка связанная с трактовкой тезиса – 1 балл
- Допущено две или более фактические ошибки, тезис не доказан и т.д. – 0 баллов
К2 Количество примеров-аргументов из текста
- Правильное указание роли двух примеров-аргументов из текста – 3 балла
- Правильное указание роли одного примера-аргумента из текста – 2 балла
- Неправильное указание ролей примеров-аргументов – 1 балл
- Отсутствие примеров или примеры из другого текста – 0 баллов
К3 Логика и последовательность изложения
- Нет логических ошибок или нарушений абзацного членения – 2 балла
- Присутствует логическая ошибка или нарушение абзацного членения – 1 балл
К4 Композиционная стройность работы
- Композиционная стройность работы без ошибок – 2 балла
- Одна ошибка в построении текста – 1 балл
- Две или более ошибки в построении текста – 0 баллов
Максимальный балл: 9
Помните, что текст должен быть сочинен именно по приведенной цитате, иначе он не будет засчитан.
Критерии оценивания сочинения 9.2
Для сочинения 9.2 действуют следующие критерии:
- Понимание смысла фрагмента текста: искажений нет – 2 балла
- Предоставлены два примера из текста, объясняющих значение фрагмента – 3 балла
- Нет логических ошибок и нарушений абзацного членения – 2 балла
- Ошибка в логике или нарушение абзацного членения – 1 балл
- Без ошибок в построении текста – 2 балла
- Ошибка в построении текста – 1 балл
Максимальный балл: 9
Критерии оценивания сочинения 9.3
К1 Толкование значения слова (выражения)
- Дано определение и дан комментарий – 2 балла
- Дано определение, но без комментария – 1 балл
- Определение дано неверно или без толкования – 0 баллов
- Приведены два примера-аргумента: один из текста, другой из жизненного опыта или оба из текста – 3 балла
- Приведен только один пример-аргумент из текста – 2 балла
- Примеры-аргументы только из жизненного опыта – 1 балл
Максимальный балл: 9
Помните, что для успешной сдачи экзамена необходимо следовать всем критериям и обращать внимание на грамотность текста. Успехов в подготовке!
Оценка ОГЭ по русскому языку
Важным аспектом подготовки к ОГЭ по русскому языку является знание критериев оценивания. Понимание этих критериев позволяет не только исправлять свои ошибки, но и оценивать свои результаты более объективно. Давайте рассмотрим основные критерии оценивания, которые используются при проверке итогового сочинения.
Таблица оценки грамотности
Таблица позволяет получить до 10 баллов за сочинение и изложение. Не игнорируйте этот инструмент, так как он может стать полезным в процессе подготовки.
Официальные критерии оценивания итогового сочинения
При проверке итогового сочинения используются следующие критерии:
Требование №1: Объём итогового сочинения
Минимальное рекомендованное количество слов – от 350. Если количество слов в сочинении менее 250, выставляется незачёт за это требование.
Требование №2: Самостоятельность написания итогового сочинения
Итоговое сочинение должно быть выполнено самостоятельно, без списывания. При выявлении несамостоятельности работы также ставится незачёт.
Оценка по критериям
Итоговое сочинение оценивается по следующим критериям:
- Соответствие теме
- Аргументация и использование литературных материалов
- Композиция и логика высказывания
- Качество письменной речи
- Грамотность
Получение зачёта
Для успешного сдачи необходимо получить зачёт по критериям №1 и №2, а также дополнительно зачёт по одному из других критериев. Выставление незачёта по одному из основных критериев автоматически приводит к несдаче работы в целом.
Заключение
Знание и понимание критериев оценивания помогут вам подготовиться к ОГЭ по русскому языку более эффективно. Успехов вам в сдаче экзамена!
Критерий №2 Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества, художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.
- Оценка Незачёт: сочинение без аргументации, писано без опоры на литературный материал или искажает его содержание.
- Оценка Зачёт: аргументация присутствует и подкрепляется примерами из литературных произведений.
Критерий №3 Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на заданную тему. Важно соотношение между тезисом и доказательствами.
- Оценка Незачёт: грубые логические нарушения или отсутствие тезисно-доказательной части.
- Оценка Зачёт: логически выстроенное рассуждение с соответствующей структурой.
Критерий №4 Качество письменной речи
Этот критерий оценивает речевое оформление текста сочинения. Важно точное выражение мыслей, разнообразная лексика и грамматические конструкции, использование терминов по мере необходимости.
- Оценка Незачёт: низкое качество речи, затрудняющее понимание содержания.
- Оценка Зачёт: выразительный письменный текст.
Критерий №5 Грамотность
Этот критерий позволяет оценить уровень грамотности выпускника.
- Оценка Незачёт: более пяти ошибок на 100 слов, включая грамматические, орфографические и пунктуационные.
- Подсчёт слов включает как самостоятельные, так и служебные части речи. Цифры и инициалы с фамилией считаются за одно слово.
Все критерии оставляют право на получение зачёта в случае соблюдения требований и выполнения задания в полном объеме.
2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.
3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
15 августа 2023
Критерии оценивания выполнения задания 13.3 ОГЭ по русскому языку на 2024 год.
Критерии прилагаются к демоверсии.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Внимание! Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
— если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст; — если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта; — если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3)
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его, или экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста
Экзаменуемый привёл пример (ы)-аргумент (ы) из жизненного опыта
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется более одного нарушения абзацного членения
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет; ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет; ГК3 — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
— если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7; — если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше); — если в работе 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Допущены две-три ошибки
Допущено четыре ошибки и более
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
Допущены три-четыре ошибки
Допущено пять ошибок и более
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Допущены две ошибки
Допущено три ошибки и более
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более
Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1
Критерии оценивания ОГЭ 2024 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
Внимание!Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5). Если в изложении менее 70 слов1, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы 0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста 1
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста,илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста 0
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена одна логическая ошибка,и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена одна логическая ошибка,и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 6
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения.
Внимание!Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,илитезис не доказан,илидано рассуждение вне контекста задания,илитезис доказан на бытовом уровне 0
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента изтекста, верно указав их роль в тексте 3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,илипривёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,илипривёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более одной логической ошибки,и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения 0
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1
В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 1
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 7
Критерии оценивания выполнения задания 13.2
Внимание!Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 1
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,илиэкзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,илиобъяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрациииз текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрациюиз текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента 2
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть 0
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1
В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 7
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения натему, связанную с анализом текста (13.3) Баллы
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 1
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,илиэкзаменуемый дал неверное определение,илитолкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует 0
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена одна логическая ошибка,и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения 1
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 7
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибки 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущены три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущены две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 1
В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 9
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.