Значение цвета в жизни человека
Каждый человек отдает предпочтение конкретному цвету не случайно – ведь цвет по-своему характеризует личность. Восприятие цвета, обычно бессознательное, закладывается у нас с самого детства под влиянием окружающего нас мира и социума. Символическое значение цветов складывалось у людей на протяжении веков, поэтому при определении значения какого-либо цвета важно учитывать точки зрения разных народностей.
Значение красного цвета
- Символизирует действие, теплоту, власть, агрессию, волнение, драму, огонь, кровь, страсть, любовь, опасность, гнев и высокую температуру.
- Очень видимый цвет, привлекающий внимание.
- Стимулирует несколько эмоций.
Применение красного цвета
- Использование в текстах, призывающих посетителя совершить определенные действия.
- Не злоупотреблять для избежания раздражения и утомления глаз.
Значение оранжевого цвета
- Яркий и забавный цвет.
- Улучшает умственную ясность, продвигает теплоту и счастье.
- Стимулирует аппетит.
Применение оранжевого цвета
- Помощь дорогим продуктам казаться более доступными.
- Применяется в рекламе для магазинов здорового питания, кафе и ресторанов.
Оранжевый цвет связан с духовностью и исцелением. Этот цвет представляет Буддизм и его исцеляющую энергию. Оранжевый можно рассматривать как что-то среднее между желтым и красным. Оранжевый цвет связан с огнем, энтузиазмом, жаром и опасностью. Но это также и очень дружелюбный и молодежный цвет, который часто используется в вебсайтах, предназначенных для молодежи.
Почему желтый цвет подходит для рекламы
Желтый – прекрасный цвет для солнечных, счастливых, ярких рекламных объявлений. Он привлекает внимание и обеспечивает легкую запоминаемость информации.
Свойства желтого цвета
- Привлекает внимание
- Легко запоминается
- Обвораживает глаза
Примеры использования
- Торговцы цветами
- Магазины сладостей
- Детские магазины
- Луна-парки
- Дисконтные магазины
Зеленый цвет в рекламе
Зеленый символизирует жизнь, природу, молодость, деньги и надежду. Этот цвет успокаивает, уменьшает боль и создает ощущение безопасности.
Свойства зеленого цвета
- Символизирует жизнь и природу
- Уменьшает боль
- Вызывает ощущение безопасности
Примеры использования
- Магазины БИО продуктов
- Продукты сельского хозяйства
- Ландшафтный дизайн
Синий цвет для рекламы
Синий цвет помогает людям чувствовать себя спокойными, уверенными и мудрыми. Этот цвет подходит для создания ощущения силы и уверенности.
Свойства синего цвета
- Создает ощущение спокойствия и защиты
- Повышает производительность
- Подавляет аппетит
Примеры использования
- Корпоративные вебсайты
- Туристические агентства
- Медицинские учреждения
- Центры потери веса
Выбирая цвет для рекламы, учитывайте его психологическое воздействие на аудиторию и цели вашего сообщения. Каждый цвет несет определенный смысл и может помочь воздействовать на потребителей эффективнее.
Цветовая символика: Фиолетовый, Коричневый, Черный, Белый
Фиолетовый:
Фиолетовый цвет сложный, творческий, роскошный и богатый. Он ассоциируется с понятиями: королевство, дворянство, фантазия, духовность, тайна, достоинство, роскошь. Синеватый оттенок фиолетового цвета олицетворяет создание тайны, а красноватый оттенок – чувственность и творчество. Фиолетовый цвет с красным оттенком привлечет больше внимания!
Фиолетовый цвет может быть сложным для восприятия некоторыми людьми, особенно мужчинами. Однако, он является превосходным выбором для рекламных кампаний, а также подходит для различных сфер деятельности, таких как рестораны, магазины одежды, книжные магазины, ночные клубы, фотостудии, ювелирные магазины и многое другое.
Глубокий фиолетовый цвет успокаивает и часто используется в религиозных дизайнах. Яркий тон этого цвета прекрасно подходит для детских веб-сайтов.
Коричневый:
Коричневый цвет символизирует кофе, древесину и цвет земной коры. Он надежный, твердый, сильный, зрелый и удобный. Коричневый ассоциируется с богатством и крепостью духа. Хотя этот цвет окружает нас повсюду, мы часто привыкаем к нему настолько, что перестаем замечать его.
Коричневый цвет отлично подходит для кофеен, магазинов часов, мужских бутиков, специализированных магазинов и других предприятий.
Черный:
Черный цвет символизирует власть, престиж, элегантность, стиль, надежность, простоту и изысканность. Он ассоциируется с таинственностью и жизненным опытом. Черный цвет популярен на дизайнерских сайтах и эффективно выделяет другие цвета.
В рекламе, черный цвет успешно используется для музыкальных компаний, брендовых товаров, фирм адвокатов, магазинов электроники и других.
Белый:
Белый цвет символизирует чистоту, достоинство, невиновность и свежесть. Он способен вызвать чувство света и чистоты. Белый цвет идеально подходит для рекламы брачных салонов, медицинских учреждений, музеев, мебельных магазинов и других областей.
Необходимо учитывать, что в некоторых культурах, таких как Япония, Китай и некоторых странах Ближнего Востока, белый цвет ассоциируется с трауром, поэтому его использование следует грамотно обосновать.
Цвет | Символизм и использование |
---|---|
Фиолетовый | – Королевство, фантазия, тайна<br>- Подходит для ресторанов, магазинов одежды, фотографов |
Коричневый | – Крепость, удобство, зрелость<br>- Подходит для кофеен, магазинов часов, мебельных магазинов |
Черный | – Власть, элегантность, стиль<br>- Используется в рекламе музыкальных компаний, брендовых товаров, фирм адвокатов |
Белый | – Чистота, свежесть, невиновность<br>- Подходит для брачных салонов, медицинских учреждений, музеев, мебельных магазинов |
Положительные характеристики серого цвета
Серый цвет ассоциируется с информированностью, здравомыслием, реализмом и соединением противоположностей.
Люди, предпочитающие серый цвет, обычно не верят, что эмоции могут что-то решить, они склонны к рациональному мышлению и чаще доверяют логике, чем эмоциям. Их эмоциональная сдержанность может вызывать ощущение истощения, но этот цвет также дарит силу тем, кто чувствует себя слабым и уязвимым.
Использование серого цвета в дизайне
Серый цвет на сайте может придать ощущение идеализма, надежности, скромности, практичности и спокойствия. Поэтому его часто используют для создания впечатления надежности и стабильности.
Если мы глянем на корпоративные цвета известных компаний и прочитаем их в цветовом эквиваленте, можно доподлинно предположить, что именно выбор цветов может быть одним из секретов их успеха.
Что такое теория цвета
Теория цвета – это область науки, которая изучает восприятие и свойства цвета. Она находит применение в различных сферах, включая дизайн, искусство и психологию.
Открытие Ньютона
В 1672 году Исаак Ньютон провел ряд экспериментов с пропусканием солнечного света через прозрачную призму и обнаружил, что солнечный свет разлагается на семь разных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Когда они объединяются, создают белый свет.
Цветовой круг Иттена
Иттен разработал знаменитый цветовой круг для визуализации взаимоотношений цветов. Круг разделен на двенадцать секторов, представляющих основные, вторичные и третичные цвета.
Характеристика цвета
Ахроматические и хроматические цвета
Цвета могут быть ахроматическими и хроматическими. Ахроматические цвета, такие как черный, серый и белый, отличаются по светлоте, тогда как хроматические цвета различаются по светлоте, цветности и насыщенности, примерами которых являются красный, желтый, оранжевый, и другие. Насыщенность – это интенсивность цвета, где красный обладает высокой насыщенностью, а серый – низкой.
Светлота — степень отличия тона от черного. Чем больше он отличается, тем более светлым его считают.
Цветовые модели
Чтобы воспроизводить цветовые оттенки на различных устройствах, были разработаны цветовые модели. Самые популярные из них:
RGB. Каждый цвет создается комбинированием трех основных цветов: красного (R), зеленого (G) и синего (B). Смешивание их максимальных интенсивностей создает белый цвет, а уменьшение интенсивности приводит к черному цвету. Варьирование интенсивности в диапазоне от нуля до максимального значения позволяет создавать множество различных оттенков.
CMY(K). Применяется в процессах печати, где цвета создаются путем смешивания красителей. Голубой (C), маджента (M) и желтый (Y) соединяются вместе и создают черный цвет. Поскольку их смешивание не всегда идеально, вводится черная краска (K).
Что такое цветовые модели, какими они бывают и почему дизайнерам, иллюстраторам и фотографам необходимо в них разбираться
Цветовое воздействие
Отражает идею, что восприятие цвета зависит от окружающего контекста и взаимодействия с другими цветами. Существует несколько основных влияний, которые цвета оказывают друг на друга.
Контраст
Может быть создан по различным параметрам, таким как оттенок, насыщенность или светлота. Чем выше контраст, тем больше два цвета выделяются на фоне друг друга.
При оценке контраста важно учитывать и их тон. Два разных цвета с одинаковым тоном не создают высокого контраста.
Сравнения
Восприятие изменяется в зависимости от того, с чем сравнивается цвет. Он может казаться более ярким или менее насыщенным в зависимости от того, какие цвета находятся рядом с ним.
Комплементарность
Комплементарные цвета — те, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге, — при визуальном воздействии могут создавать более яркое и выразительное восприятие.
Ассоциации
Цвета могут вызывать различные эмоции и ассоциации в зависимости от контекста.
Правила использования цвета
Сначала создайте дизайн в оттенках серого, так вы сможете больше сосредоточиться на разработке четкой визуальной иерархии, а не на изучении большого количества возможных цветовых комбинаций.
Правило «70 на 30», где 70% отводится спокойному базовому тону, а 30% — дополняющим акцентам.
Правило «60–30–10», в котором 60% — основной цвет, 30% — второстепенный и 10% — акцентный.
Правило трех. На основе исследования Университета Торонто можно сделать вывод, что люди предпочитают простые комбинации из 2–3 цветов. Но, если вы считаете, что для вашего дизайна этого мало, попробуйте использовать более темные и светлые оттенки уже выбранных цветов.
Соотношение цвета и контрастности. Правильный контраст между текстом и фоном — важная часть пользовательского опыта. Когда вы размещаете два цвета с низким контрастом рядом друг с другом, текст становится труднее читать. Выбирайте те, которые дополняют друг друга и не создают цветовой диссонанс.
Видите, как красные буквы на зеленом фоне почти «вибрируют»? Красный борется с зеленым за внимание зрителя, что может визуально раздражать и затруднять чтение.
Иерархия в подаче информации. Цвет помогает в создании логической структуры. Один цвет может использоваться для выделения всех элементов раздела, а яркая кнопка призыва к действию — первый элемент, который пользователи заметят при посещении сайта.
Психология цвета в маркетинге
Цвета могут оказывать сильное воздействие на эмоции, восприятие бренда и поведение потребителей, а также вызывать разные ассоциации и чувства. Правильный выбор цветовой палитры может повысить узнаваемость бренда, привлечь внимание и укрепить позитивные впечатления о нем.
Вот, что писал в своей книге о цвете дизайнер Ян Уайт:
В 2000 году Heinz к премьере фильма «Шрек» изменил цвет своего фирменного кетчупа Heinz EZ Squirt с красного на зеленый, в результате чего объем продаж увеличился на 8%.
Специалисты маркетинговой платформы HubSpot в своем блоге рассказали, что после изменения кнопки призыва к действию с зеленой на красную они обнаружили, что красная кнопка работает лучше зеленой на 21%.
Психологический подход к использованию цветов
Опираясь на исследование американского дизайнера Microsoft Джо Хэллока и книгу о влиянии цвета дизайнера Яна Уайта, можно сделать следующие выводы о восприятии людьми разных цветов.
Красный связан с энергией, силой, весельем и скоростью. Он привлекает внимание и вызывает аппетит. Часто используется для создания ощущения срочности или обозначения акций.
Логотипы МТС, KFC и Альфа-Банка
С каким цветом сочетается красный: примеры одежды и интерьеров
Рассказываем, как гармонично использовать красный цвет в одежде и интерьере
Синий связан с доверием, безопасностью и надежностью.
По данным исследования Adobe, синий входит в число лучших цветов для бизнеса: 33% ведущих мировых брендов используют его в своем фирменном стиле.
Логотипы Ford, ВТБ, «Аэрофлота»
Зеленый символизирует прозрачность, экологичность, натуральность, природу и способен заставить людей чувствовать себя в безопасности.
Логотипы «Сбера», «ВкусВилла», Starbucks
Желтый отражает свежие идеи, творческие проекты или новые бизнес-инициативы.
Логотипы «Тинькоффа», СТС, «Райффайзенбанка»
Оранжевый ассоциируется с теплотой, энтузиазмом, дружелюбием и бодростью.
Логотипы Fanta, Nickelodeon, JBL
Сочетание оранжевого цвета с другими цветами в дизайне интерьера и одежде
На примерах из дизайна интерьера и сферы моды рассматриваем использование комбинаций оранжевого с разными цветами
Фиолетовый часто ассоциируется с роскошью, богатством и благородством.
Исторически этот цвет был дорогим и сложным в производстве, что делало его доступным только для высших слоев общества.
Логотипы Milka, Yahoo!, FedEx
Сочетание фиолетового с другими цветами в дизайне
Рассказываем, с чем сочетается фиолетовый цвет в одежде и интерьере
Черный ассоциируется у людей с высоким качеством, поэтому этот цвет делает бренд изысканным и премиальным.
Логотипы Chanel, Mac, Zara
Белый — символ чистоты, простоты и свежести. В дизайне может использоваться для передачи чувства простора и открытости.
Логотипы Apple, Adidas, Puma
Национальность, возраст, окружение, опыт влияют на восприятие цвета разными людьми.
В Японии и Китае цвет траура — белый. У мусульман зеленый цвет считается священным. В Египте черный ассоциируется с возрождением.
Синий — самый популярный цвет, независимо от возраста и пола. Зеленый и фиолетовый делят второе место, затем идут красный и черный.
Инструменты для подбора цветовых комбинаций
Adobe Color Wheel позволяет создавать и сохранять различные варианты цветовых палитр, а также исследовать цветовые сочетания на основе правил цветового круга.
Coolors — онлайн-инструмент для генерации цветовых палитр. Можно создавать случайные комбинации или регулировать цвета вручную.
Paletton предоставляет инструменты для создания цветовых схем в соответствии с цветовым кругом и помогает в выборе цветов с учетом их контрастности.
Color Hunt — ресурс с красивыми и вдохновляющими цветовыми палитрами, созданными сообществом дизайнеров.
Material Design Palette предоставляет готовые цветовые палитры, соответствующие рекомендациям дизайна от Google Material Design.
Дизайн-библиотека
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.
Начать обучение 💥
Как выбрать цветовую палитру при создании дизайна
Теперь, когда вы лучше понимаете теорию и психологию цвета, вы можете создать правильную палитру для дизайна.
Определите основной цвет: это может быть главный цвет вашего бренда или тот, который отражает настроение и характер вашего проекта.
Воспользуйтесь онлайн-инструментами для создания палитр и используйте цветовые модели, чтобы создать баланс и контраст в дизайне. Вот некоторые из наиболее распространенных типов цветовых палитр:
Обеспечьте достаточный контраст, чтобы текст и другие элементы вашего дизайна были легко читаемыми.
Какого цвета Солнце на самом деле? Объясняет астрофизик
Время на прочтение
Если поговорка «видеть – значит верить» и верна, то как раз в том случае, когда мы имеем дело со светом, попадающим в наши глаза. В конце концов, это само определение того, что значит, с человеческой точки зрения, для нас видеть что-либо. И всё же люди почему-то ведутся на очень, очень сомнительное утверждение, что Солнце «на самом деле» – это звезда зелёного цвета.
Если вы раньше открывали глаза, видели Солнце и видели предметы зелёного цвета, то вы знаете из своего личного опыта, что Солнце на самом деле не зелёное. Так как же получается, что умные люди убеждают себя в том, что Солнце действительно имеет сине-зелёный оттенок?
В этом абсурдном утверждении – и будьте уверены, оно абсурдно – кроется крошечное ядро истины: Солнце содержит большее количество фотонов «зеленого света», чем фотонов любой другой длины волны (т.е. цвета). Но просто наличие пика длины волны в спектре света, или максимальная интенсивность на заданной частоте, или большее количество фотонов в определённом цветовом диапазоне – этого недостаточно, чтобы определить, какого цвета объект, даже такой объект, как Солнце, в действительности. Солнце, как вам говорят ваши глаза, действительно белая звезда, что может продемонстрировать простейший эксперимент.
Как ведёт себя луч солнечного света – возможно, самый яркий пример белого света – при прохождении через призму. Волны света разных энергий движется с разной скоростью через среду, но как все они движутся с одинаковой скоростью через вакуум, поэтому свет, не проходящий через преломляющую среду, остаётся белым.
Что это за эксперимент?
Он очень прост: возьмите вещество, способное одинаково хорошо отражать все существующие длины волн света (видимого для человека), посветите на него светом, цвет которого вы хотите измерить, а затем с помощью глаз определите, какой цвет вы видите, когда этот свет освещает вашу отражающую поверхность.
Где же найти это мистическое вещество, которое одинаково хорошо отражает все длины волн видимого света?
Всё очень просто: подойдёт любой твёрдый, идеально белый предмет. Ярко-белый лист бумаги, окрашенный в белый цвет участок стены, белая доска или даже белый цветок, полотенце или простыня подойдут как нельзя лучше.
Если на него посветить красным светом, он покажется красным, потому что отражает красный свет. Если посветить зелёным, или жёлтым, или розовым, или пурпурным, или оранжевым светом, то результат будет именно таким, как вы и ожидали: он отражает цвет света, который вы на него направили, и, следовательно, сам принимает этот цвет.
Если провести эксперимент, то, например, взять на улице белый лист бумаги и держать его так, чтобы на него падал прямой солнечный свет, то простое наблюдение за видимым цветом бумаги позволит определить, какого цвета Солнце. Если только вы не смотрите на него на восходе или закате, во время полного солнечного затмения или в условиях сильного загрязнения неба (например, в сезон лесных пожаров), цвет бумаги будет однозначно белым – по крайней мере, для ваших глаз.
Лист белой бумаги под прямыми лучами солнца. Если бы солнечный свет был какого-либо другого цвета, кроме белого, эта бумага приобрела бы цвет этого света; тот факт, что она по-прежнему выглядит белой, является отличным признаком того, что солнечный свет тоже белый.
На самом деле астрономы часто говорят, что «зелёных» звёзд не существует, именно благодаря тесту такого типа. Если бы вы провели подобный эксперимент с любой звездой в пределах известной Вселенной, то обнаружили бы, что существует лишь ограниченный набор цветов звёзд.
Для маломассивных звёзд, таких как красные карлики или ещё более холодные классы звёзд (например, класс «несостоявшихся звёзд», известный как коричневые карлики), характерна гамма цветов, зависящая от их температуры: самые низкотемпературные объекты при температуре 800-1600 К имеют слабый румяно-коричневый цвет, который при более высоких температурах (1600-2700 К) переходит в глубокий, заметный красный.
При переходе к более высоким звёздным массам (или более развитым звёздам-гигантам/сверхгигантам) можно найти звёзды с температурой ~2700-4000 К, которые выглядят красно-оранжевыми в нижней части и оранжево-жёлтыми в верхней части диаграммы, как Арктур или Альдебаран.
При повышении температуры звезды в диапазоне ~4000-5000 К цвет становится более жёлтым или жёлто-белым, как, например, у яркой звезды Поллукс. Такие условия освещения мы наблюдаем на Земле в периоды, соответствующие раннему утру и позднему вечеру: атмосфера блокирует значительную часть света с наименьшей длиной волны, оставляя более длинноволновый свет.
При температурах примерно от 5000 до 6000 К, к которым относится наше Солнце и подобные ему звёзды, цветовая картина имеет вид от желтовато-белого до белого, к которому относится не только Солнце, но и многие яркие звёзды, в том числе и Капелла.
Затем, чем выше 6000 К находится звезда, цвет начинает приобретать сначала голубой, а затем более яркий синий оттенок, как, например, у ярких звёзд Кастор, Ригель и самой яркой из всех видимых с Земли звёзд – Сириуса.
Двойная звезда Альбирео, показанная ниже, представляет собой прекрасный пример двух очень близко расположенных звёзд с совершенно разными цветотемпературными характеристиками: менее яркая голубая звезда имеет температуру около 13 000 К, а её более яркая жёлтая звезда имеет температуру всего около 4 400 К.
Звезда Альбирео, узнаваемая по расположению в основании «Северного креста» в астеризме, известном как Летний Треугольник, легко разрешается на два компонента с помощью небольшого телескопа или бинокля. Более яркая жёлтая звезда имеет температуру около 4 400 К, а более тусклая голубая звезда гораздо горячее – около 13 000 К. Разница в цвете возникает из-за разницы температур между звёздами. Альбирео считается широкой двойной звездой, но, несмотря на то, что уже несколько столетий известно, что она состоит из двух звёзд, вопрос о том, связана ли она гравитационно или нет, до сих пор иногда обсуждается.
Вот и всё. Когда речь идёт о звёздах, то можно выбрать только коричнево-красный, красный, оранжевый, жёлтый, белый, голубовато-белый, синий, и больше никаких вариантов. Это единственные цвета звёзд, которые вообще бывают, без каких-либо более экзотических цветов, на которые можно было бы рассчитывать. Не существует звёзд любого другого цвета – будь то фиолетовый, зелёный, розовый, пурпурный, бордовый, шартрез, аквамарин и многие другие.
Причина, по которой так много людей ошибаются в этом вопросе – и даже, если хорошенько поискать, можно найти страницы NASA, на которых это тоже неверно, – заключается в том, что они смешивают два явления: цвет объекта и длину волны света, соответствующую некоему «пику» в спектре объекта.
Существует физическое обстоятельство, при котором можно напрямую сопоставить «длину волны света» с «цветом», но это относительно редкое обстоятельство: только при наличии монохроматического света, или когда все фотоны (или частицы света), исходящие от источника света, имеют одинаковую, точную длину волны. Это обстоятельство часто возникает при работе с лазерным излучением или некоторыми классами светодиодов, которые могут иметь одну длину волны красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового и других цветов, но это, как правило, не относится к свету, исходящему от звёзд.
Набор лазерных указок Q-line демонстрирует разнообразие цветов и компактные размеры, ставшие сегодня привычными для лазеров. Переведя электроны в возбуждённое состояние и стимулировав их фотоном нужной длины волны, можно вызвать излучение другого фотона точно такой же энергии и длины волны. Именно таким образом и создаётся свет для лазера: путём вынужденной эмиссии излучения.
В отличие от лазеров и других источников монохроматического света, свет реальных звёзд состоит из излучения, имеющего огромный диапазон длин волн, зависящий от температуры звезды.
Любой объект, нагретый до определённой температуры, испускает излучение с различными длинами волн и частотами, причём интенсивность излучения достигает максимума на более коротких длинах волн, более высоких энергиях и более высоких частотах по мере повышения температуры объекта. Именно поэтому металлический котелок, нагретый на плите, станет горячим задолго до того, как вы сможете увидеть его свечение, поскольку пик интенсивности излучения приходится на инфракрасный спектр, который мы ощущаем как тепло.
По мере повышения температуры объект становится всё более горячим, и пиковая длина волны, которую он излучает, смещается в сторону более коротких волн – в видимую часть спектра. Интересно, что более горячие объекты продолжают выдавать больше излучения, чем более холодные, на всех длинах волн, даже в том диапазоне длин волн, где у более холодного объекта наблюдается пик интенсивности. Чем больше тепла содержит объект, тем большее количество энергии он излучает на всех длинах волн и тем короче будет пик его интенсивности. В самом идеализированном газе этот объект также будет идеальным поглотителем всего внешнего излучения. В этом случае его излучение будет иметь явно выраженный спектр – спектр абсолютно чёрного тела, который служит отличным приближением для спектра большинства звёзд.
Один и тот же объём вещества, нагретый до разных температур, будет излучать различный спектр света. При более высоких температурах пик излучения смещается к более коротким длинам волн, однако цвет объекта определяется именно всем спектром излучения видимого света, а не только пиком спектра.
Если говорить ещё более подробно, то оказывается, что Солнце (или любая другая звезда) не является истинным чёрным телом, поскольку не имеет твёрдой, идеально поглощающей поверхности для излучения. Вместо этого у звёзд есть фотосферы, полупрозрачные для света; они хорошо поглощают свет, но при этом имеют низкую плотность и градиент температуры. Чем дальше от центра звезды, тем холоднее, что имеет большое значение для медленно вращающихся звёзд, таких как Солнце, но ещё большее – для быстро вращающихся, таких как близкая яркая звезда Вега.
Лишь небольшая часть энергии, которую мы получаем от Солнца, излучается с самого края фотосферы; большая часть воспринимаемого нами света исходит из глубин Солнца на несколько сотен или даже тысяч километров вниз. Поскольку там жарче, свет Солнца ведёт себя не как единое "чёрное тело" при одной температуре, а как сумма чёрных тел в диапазоне температур от ~5700 K до почти 7000 K в глубине Солнца.
Для быстро вращающихся звёзд, таких как Вега, температура не остаётся равномерной по всей звезде, а сама звезда, подобно Земле, сжата на полюсах и выпукла на экваторе. В результате температура в полярных областях может быть на несколько тысяч градусов выше, чем в более удалённых от центра экваториальных областях.
Реальный свет Солнца (жёлтая кривая, слева) в сравнении с идеальным чёрным телом (серый цвет) показывает, что Солнце представляет собой скорее ряд чёрных тел из-за толщины его фотосферы; справа – реальное идеальное чёрное тело реликтового излучения, измеренное спутником COBE. Обратите внимание, что «полосы ошибок» справа составляют поразительные 400 сигм. Согласие между теорией и наблюдениями здесь историческое, а пик наблюдаемого спектра определяет остаточную температуру реликтового излучения: 2,73 К.
Мы обнаружили большое разнообразие звёзд по их массам, температурам, яркости и многим другим свойствам. Мы узнали, что звезда может иметь пик интенсивности на любой длине волны, в том числе во всём видимом спектре света (от фиолетового до красного) или даже за его пределами, например в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне, в том числе очень далеко в этих невидимых диапазонах волн.
Но не поддавайтесь искушению спутать «место пика длины волны» с цветом; поскольку мы имеем дело не с монохроматическим светом, это просто некорректно называть цветом звезды. На самом деле никакого «цвета» не существует независимо от нашего человеческого восприятия, и для этого необходимо понять, что является цветом для человека: реакция колбочек в наших глазах и интерпретация этих реакций нашим мозгом.
В обычном человеческом глазу есть три типа колбочек и один тип палочек. Палочки видят только яркость (свойство монохрома) и являются наиболее удобным инструментом в условиях низкой освещённости и в периферийном зрении. Колбочки, напротив, расположены в основном в поле зрения, обращённом вперёд, и лучше всего работают в условиях яркого света (например, днём); они бывают трёх видов: S, M и L, что соответствует короткой, средней и длинной длине волны.
Три типа колбочек в глазах человека – S, M и L – показаны с указанием диапазона длин волн, на которые они реагируют: короткие, средние и длинные волны. У некоторых людей отсутствует один тип колбочек, что делает их дальтониками, а некоторые люди имеют четыре типа колбочек и могут видеть больше цветов, чем все остальные: тетрахроматы.
Относительная величина реакции каждого из трёх типов колбочек позволяет нашему мозгу интерпретировать цвет объектов и даже видеть составные цвета: цвета, которые не входят в спектр видимого света, но существуют в природе как комбинации различных длин волн света, суммированных вместе. Например, розовый цвет – это белый свет с дополнительной красной составляющей. Пурпурный свет представляет собой комбинацию синего/фиолетового и красного света, поэтому свет, оптимизированный для роста растений (т.е. поглощаемый молекулами хлорофилла А и В), имеет такой оттенок. А коричневый цвет, например, представляет собой смесь большего количества красного света с меньшим количеством зелёного/жёлтого света, но с меньшим количеством синего света.
Солнце, представляющее собой смесь всех различных цветов света, является самым ярким примером «белого света», способного поглощать и/или отражать свет любой длины волны (или комбинации длин волн). Однако то, что в его состав входит зелёный свет, не делает его зелёным: во Вселенной нет звёзд, которые человеческий глаз воспринимал бы как зелёные.
Однако некоторые природные явления действительно имеют зелёный цвет, например, полярное сияние, светящиеся зелёным планетарные туманности или так называемые зелёные горошины галактик, которые мы видим в космосе. Причина зелёного цвета этих явлений заключается в том, что их свет возникает в результате специфического перехода электронов в ионах дважды ионизированного кислорода, который происходит на монохроматической длине волны: 500,7 нанометра, что очень близко к зелёному цвету.
Вокруг различных звёздных останков и умирающих звёзд дважды ионизованные атомы кислорода дают характерное зеленое свечение, поскольку электроны при нагреве до температуры ~50 000 К каскадно спускаются по различным энергетическим уровням. Здесь ярко светится планетарная туманность IC 1295. Это явление также способствует окраске так называемых «зелёных горошин» галактик, а также земных аврор.
Учитывая, что Солнце действительно излучает белый свет, может показаться странным, что оно не всегда выглядит белым. На это есть веская причина: очень немногие из нас имеют возможность наблюдать Солнце из вакуума космоса. Напротив, почти все мы находимся здесь, на поверхности Земли, и поэтому видим свет Солнца только в том виде, в котором он проходит через земную атмосферу.
Атмосфера Земли состоит из частиц, и эти молекулы могут рассеивать свет. В частности, они рассеивают свет разных длин волн с разной эффективностью: более коротковолновый свет, например голубой и фиолетовый, рассеивается легче, а более длинноволновый, например оранжевый и красный, рассеивается хуже. Небо кажется голубым, например, потому, что голубой свет Солнца рассеивается в атмосфере в разных направлениях.
Когда Солнце находится высоко над горизонтом, свет проходит лишь через небольшую часть земной атмосферы и кажется белым. По мере опускания ближе к горизонту его температура становится ниже, и на закате/восходе оно кажется красным, а по мере подъёма выше – оранжевым, жёлтым и, в конце концов, белым, как и Луна. При очень благоприятных обстоятельствах в момент восхода или захода Солнца или Луны над ним можно увидеть небольшую «вспышку» зеленого или даже синего света, поскольку эти более короткие волны при прохождении через атмосферу Земли могут «изгибаться» чуть сильнее, чем более длинные жёлтые, оранжевые и красные.
Когда Солнце заходит за горизонт, последние остатки его света отклоняются земной атмосферой. Голубые и зелёные лучи Солнца изгибаются несколько сильнее, чем более длинные волны, что приводит к оптическому явлению, известному как «зелёный луч» над остальной частью солнечного диска.
Однако простое выделение зелёной части излучаемого Солнцем света при соответствующих условиях не означает, что наше Солнце действительно является зеленой звездой. Хотя некоторые до сих пор называют наше Солнце звездой типа «жёлтый карлик», на самом деле наше Солнце – самое белое из известных нам светил. Мы не случайно видим солнечный свет белым, поскольку наши глаза и колбочки в них произошли от более ранних форм жизни, которые всегда знали Солнце, очень похожее на то, которое мы видим сегодня. Возможно, если бы мы появились на свет около более горячей или более холодной звезды, мы бы эволюционировали с глазами, колбочками и мозгом, которые интерпретировали бы свет любого цвета, излучаемый местной звездой, как «белый».
Но причина, которую люди приводят для обоснования утверждения, что «звёзды зелёные», в корне неверна, поскольку «пик длины волны» имеет очень и очень мало общего с тем, что на самом деле представляет собой внутренний цвет объекта или совокупности форм света. Понятия «длина волны» и «цвет» могут использоваться как взаимозаменяемые только в случае чисто монохроматического света. Если же свет состоит из множества различных длин волн, то такое упрощённое определение просто не годится: цвет для нашего глаза – это очень человеческое понятие. Это тот случай, когда действительно можно поверить своим глазам: хотя солнечный свет содержит зелёный цвет, он содержит и все остальные цвета. Если всё это суммировать – что наши глаза и мозг делают автоматически, – то получится просто белый цвет.
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
Иногда фиолетовое небо появляется по гораздо более пугающим причинам: оно может быть вызвано ураганами, лесными пожарами или пыльными бурями. Концентрация паров в воздухе увеличивается, и свет рассеивается сильнее, чем обычно. Пыль, заходящее солнце и низкая облачность также способствуют этому природному зрелищу. В сумерках небо становится оранжевым и красным, если света еще достаточно. Затем оно дает розовые оттенки, которые смешиваются с темно-синим небом над головой. А теперь вспомните, что происходит, когда вы смешиваете розовый и синий. Получается фиолетовый цвет! Не каждый ураган делает небо фиолетовым, и пытаться предсказать, произойдет ли это, всё равно что пытаться предсказать радугу. Тем не менее люди сообщали, что несколько крупных ураганов заставили небо стать фиолетовым.
Зеленое небо выглядит так же эффектно, как и фиолетовое, и оно буквально кричит об опасности! Обычно оно говорит о том, что где-то рядом гроза, град или торнадо. Уникальный цвет — это результат смешения желтых лучей солнца с синим светом, исходящим от грозовых облаков. Вы наслаждаетесь прекрасным днем на берегу океана, свежий бриз играет с вашими волосами, как вдруг вы замечаете, что вода начинает отступать от берега с огромной скоростью. Это знак, что нужно бежать как можно быстрее и дальше от пляжа. Скорее всего, цунами уже на подходе. Быстрая реакция увеличит ваши шансы на выживание. Если вы заметили, что уровень моря поднимается, но не слишком резко, это может быть еще одним признаком приближающегося цунами. Такое происходит в сорока процентах случаев, и прибывающая вода — это первая волна цунами. Следующая — гораздо более крупная и опасная — обычно следует примерно через десять минут. Еще одна особенность цунами в том, что они сопровождаются громкими звуками. Люди описывают их как гром, звук локомотива, вертолета или просто резкий «бум».
Видите канал неспокойной воды у берега? В ваших интересах не купаться в этом месте. Под поверхностью скрывается отбойное течение, которое может быть очень опасным. Иногда волны ударяются о берег странным образом, что приводит к образованию таких течений. Вы можете увидеть странный излом в волнах или участок, цвет которого отличается от цвета остальной воды. Кусочки водорослей, разлетающиеся во все стороны, — еще один знак, предупреждающий об отбойном течении. Если вы попадете в него, постарайтесь держаться на плаву, но не плывите против течения. Вы только зря потратите драгоценную энергию. Кричите о помощи и пытайтесь плыть вдоль берега. Как только вы вырветесь из течения, плывите к берегу по диагонали.
В следующий раз, когда увидите в небе облака конической формы, помните, что сейчас самое время искать укрытие. Если они статичны, надвигается сильная гроза. Если же облако такой формы начинает вращаться, значит, оно вот-вот превратится в торнадо. Если поблизости есть пчелы, они могут однажды спасти вас от больших неприятностей. Эти трудолюбивые создания становятся более активными, чем обычно, когда чувствуют, что надвигается гроза. Они ускоряются, чтобы собрать больше нектара до того, как погода испортится. И, покончив с делами, они всегда возвращаются в улей за десять-пятнадцать минут до начала сильного дождя, даже если нет явных признаков его приближения. Их секрет — в сверхчувствительных волосках на спине, которые могут улавливать электростатические заряды от грозовых туч.
На протяжении веков люди замечали, что за несколько дней до крупных сейсмических событий животные ведут себя странно. Собаки лают без конца, коровы прекращают давать молоко, а жабы, крысы и змеи покидают свои дома. Похоже, животные чувствуют начальные толчки, в отличие от людей. Ученые пытались найти этому объяснение и проводили бесконечные тесты и эксперименты. Они всё еще не разгадали эту загадку. Чувствуете запах озона в воздухе? Когда надвигается гроза, вы можете уловить его отчетливый и резкий запах. Электрический заряд молнии высвобождает озон на большой высоте. Другой, более приятный аромат дождя — это петрикор. Дождевая вода пробуждает молекулы на растениях, деревьях, бетоне и асфальте. Их аромат распространяется повсюду. Вы даже можете почувствовать этот запах у себя во рту! Положительные ионы в воздухе, которые высвобождает молния, смешиваются с озоном и вашей слюной. Так появляется горьковатый металлический привкус.
Когда молния вот-вот ударит, вы можете услышать потрескивающие, жужжащие или вибрирующие звуки, исходящие от металлических предметов поблизости. Ваши ладони могут вспотеть. А затем вы можете почувствовать, как волосы встают дыбом. Это явный призыв к действию, и это действие — бежать, спасая свою жизнь. Положительные заряды проходят через ваше тело, пытаясь дотянуться до отрицательно заряженной части грозы. Не в ваших интересах, чтобы эти заряды встретились. Если вы не видите укрытия, до которого можно быстро добраться, постарайтесь стать меньше окружающих вас предметов. Опустите зонт и держитесь подальше от проволочных ограждений, металлических труб, рельсов и других металлических объектов. И не ложитесь на землю. Скорее всего, она мокрая и отлично проводит электричество.
Трещины на асфальте, которые вдруг появились рядом с вашим домом, могут предупреждать о карстовой воронке. Осмотрите дом изнутри. Не заедает ли дверь? Или, может быть, в месте примыкания стен к потолку есть щель? Неровные кухонные шкафы и ящики, кривой пол, лестница, которая начинает наклоняться, протекание воды после каждого дождя, смещенные плинтусы — всё это признаки того, что вот-вот разверзнется воронка. Чтобы выяснить, точно ли это воронка и насколько она опасна, необходимо обратиться в инженерную компанию. Если вы обнаружили уже существующую карстовую воронку, держитесь от нее подальше. Огородите ее, чтобы сделать менее опасной для других. Устранить воронку смогут только профессионалы.
Некоторые вулканы «кричат», когда собираются извергаться. Небольшие землетрясения, которые часто происходят до извержения, производят гул. В основном он не слышен человеческому уху, но иногда достигает частоты, позволяющей расслышать странный грохочущий или шипящий звук, исходящий из земли. Этот шум известен как гармонический тремор. У некоторых вулканов это звук вибрации пузырьков магмы, когда они проходят через щели в земной коре, но так бывает не всегда. Если ученым удастся понять, что именно вызывает вулканические крики, они смогут создать систему раннего предупреждения об извержении вулканов. Находясь на природе, обращайте внимание на воду в ручьях и реках. Если ее уровень быстро падает даже во время дождя, это может быть признаком грядущего оползня. А если вы слышите слабый грохот или необычные звуки, например стук валунов друг о друга, это может означать, что обломки уже движутся к вам. Уходите в безопасное место прямо сейчас!
https://youtube.com/watch?v=1NHWxNFDVAM%3Fstart%3D0%26controls%3D1%26rel%3D0%26showinfo%3D0
Колористика в дизайне
Статья создана с использованием информации из других источников. Ссылки на источники в сносках.
Колористика — наука о цвете, его свойствах, природе, воздействии на человека и о том, как его использовать в дизайне, искусстве и других областях, связанных с визуальным оформлением.
Цвет — один из ключевых элементов дизайна. Это то, что пользователь считывает в первые же секунды, глядя на объект. Колористика помогает грамотно применять этот инструмент. Если немного научно, цвет — ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет + зрение = цвет. Свет — электромагнитное волновое движение.
Человеческие глаз под воздействием света может различить определённый спектр электромагнитных волн. Он состоит из семи основных (так называемых спектральных) цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового ― так наше зрение воспринимает эти волны. За пределами этого спектра остаются белый, чёрный и серый ― их называют ахроматическими.
В колористике цвета делят на первичные, или основные (красный, жёлтый, синий), вторичные ― те, что получаются при смешивании первичных (оранжевый, зелёный, фиолетовый), и третичные ― они получаются, если соединить цвета из первых двух групп.
Свойства цвета.
К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.
Тон. В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.
Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.
Проще говоря, оттенок описывает длину волны цвета. Если уроки естествознания — это не что иное, как далекие воспоминания, и этот разговор о длинах волн запутал вас в ностальгической паутине, вот краткий обзор науки о цветовых длинах волн.
Какое это имеет отношение к теории цвета? Ответ — полное. Длина волн будет изменять видимый цвет. Причина, по которой небо голубое, заключается в том, что волны синего цвета рассеиваются в нашей атмосфере. Если бы у зеленого цвета была самая короткая длина волны, у нас было бы зеленое небо.
Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.
Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных выше, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.