У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Папоротники производят споры в спорангиях, которые располагаются на нижней стороне листьев. Споры распространяются ветром или водой и при благоприятных условиях прорастают, образуя гаметофиты. Гаметофиты являются половыми стадиями жизненного цикла папоротников и содержат антеридии и архегонии, ответственные за образование сперматозоидов и яйцеклеток соответственно. Оплодотворение происходит на гаметофите, после чего образуется зигота, из которой развивается спорофит, представляющий основное растение папоротника.

Таблица с местоположениями развития

ЭкосистемаПредставитель
Тропический лесСтраусник
Умеренный климатЩитовник мужской
Заболоченные местаОрляк

Папоротники имеют важное значение не только в природе, но и для человека. Они используются в медицине, фармакологии, а также в качестве декоративных растений. Папоротники обладают уникальными свойствами, которые делают их незаменимым компонентом в различных областях жизни.

SEO-копирайтер и контент-эксперт играют многозначные роли в успешной кампании по продвижению продуктов и услуг в интернете. Понимание ключевых принципов SEO и копирайтинга на русском языке является важным фактором для привлечения целевой аудитории и увеличения трафика на сайте.

Папоротник: жизненный цикл и значение

Листостебельное растение папоротника, изображенное выше – спорофит (2n). Спорофит доминирует в жизненном цикле папоротниковидных, в отличие от цикла мха, где спорофит, по сути, является придатком гаметофита (редуцирован).

На нижней стороне вайи располагаются спорангии, собирающиеся в сорусы – группы близкорасположенных спорангиев. На спорофите (2n) в спорангии после мейоза образуются споры (n).

Папоротник

Способность папоротников к размножению

В 2012 году группа ученых под руководством Ксавьера Нобли из Университета Ниццы выяснили, что спорангий имеет специальный механизм катапульты, споры из него вылетают со скоростью около 10 м/с.

Гаплоидные споры (n) прорастают в заросток (n), небольшую пластинку (несколько мм) сердцевидной формы. Заросток зеленого цвета, способен фотосинтезировать и прикрепляется к почве ризоидами.

Спорофит: замыкание цикла роста и развития

На заростке образуются мужские и женские половые органы – соответственно антеридии и архегонии. Сперматозоид (n), образовавшийся в антеридии, благодаря воде (во время дождя) попадает в архегоний, где сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n).

Из зиготы развивается зародыш, который проникает в ткани архегонии с помощью гаустории – ножки, внедряющейся в ткани заростка и поглощающей питательные вещества. Начинается бурный рост зародыша, образуется побег, а затем взрослое растение – спорофит (2n). Цикл замыкается.

Папоротник

Значение папоротников

Папоротники являются главным компонентом многих лесных сообществ, звеном в цепи питания – продуцентами органических веществ. Человек использует папоротник в декоративных целях. Молодые побеги некоторых папоротников съедобны и употребляются в пищу: побеги орляка, листья страусника обыкновенного.

Щитовник мужской имеет медицинское значение: из его корневищ изготавливают противогельминтный препарат.

Представители мхов

Представители:

  • листостебельные (кукушкин лен, сфагнум)
  • печеночные (маршанция, риччия и др.)

Характеристика кукушкина льна и сфагнума

Стебель не ветвящийся, листья узкие, темно-зеленые, имеются ризоиды, различают мужские и женские растения. На верхушке женских растений развивается коробочка со спорами на длинной ножке.

Автор: Беллевич Юрий Сергеевич

Копирование, распространение или использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для разрешения использования обращайтесь к автору.

Значение мхов в природе и жизни человека

Стебель ветвящийся, листья узкие, светло-зеленые, ризоиды отсутствуют, растение однодомное.

Листья и стебли образованы живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в 25-37 раз больше своего веса). Содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием.

Значение мхов в природе:

  • Участвуют в формировании и удерживании почвы
  • Создают благоприятные условия для развития растений
  • Являются пищей для некоторых животных

Значение мхов в жизни человека:

  • Применяются в медицине и косметике
  • Используются в ландшафтном дизайне
  • Могут быть использованы в качестве украшения

Отдел Папоротникообразные

Папоротниковидные возникли от риниофитов (псилофитов) – первых растений суши. Первые сосудистые растения на земле.

Представители:

  • Плауны (плаун булавовидный, плаун баранец)
  • Хвощи (хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ болотный)
  • Папоротники (орляк, щитовник мужской)

Характеристики:

  • Большинство травянистые, есть древовидные формы
  • Некоторые обитают в воде
  • Обитают на кислой почве в лесу, на лугах, полях, болотах

Особенности развития:

  • В цикле развития преобладает спорофит (само растение)
  • Гаметофит представляет собой заросток

Размножение:

  • Плауны участками побегов
  • Хвощи формируют споры на заростках
  • Папоротники образовывают равные или разные споры

Значение папоротников в природе:

  • Созидание именно земной коры
  • Служат пищей для некоторых животных
  • Способствуют биологическому многообразию

Значение в жизни человека:

  • Используются в медицине и кулинарии
  • Могут выступать как декоративное украшение
  • Имеют свое место в традиционной медицине

Отделы Хвощи, Плауны, Папоротники

  • Хвощи имеются взрослом растении хвоща созревают
  • Папоротники гаметы образуются в спорангиях на листьях

Можно заметить, что мхи и папоротниковидные имеют множество важных функций и значимость как в природе, так и в жизни человека. С их помощью сохраняется экологическое равновесие и они положительно влияют на окружающую среду.

## Размножение папоротников: Жизненный цикл и особенности

Г. Споры формируются на взрослом растении

Б4. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная со взрослого растения.

1) взрослое растение (спорофит)

2) заросток (гаметофит)

3) яйцеклетка и сперматозоид

6) молодое растение

Ответ: 1, 4, 2, 3, 5, 7, 6.

---

А1. Плауны размножаются

А2. Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением

А3. Спорангии большинства папоротников расположены на

А4. Среди жизненных форм папоротников в странах умеренного климата преобладают

1) многолетние травы

2) однолетние травы

А5. Фотосинтез у папоротников происходит в

4) тканях листа

---

Б1. Верны ли следующие утверждения?

A. В жизненном цикле плаунов чередуются половое и бесполое поколения.

B. У хвощей процесс фотосинтеза протекает в клетках, содержащих хлоропласты.

A. Яйцеклетка папоротника представляет собой женскую гамету.

B. В цикле развития папоротников оплодотворение происходит без участия воды.

---

Б3. Установите соответствие между строением растения и его систематической группой.

A. Наличие корней и побегов

B. Тело состоит из слоевища

C. Наличие тканей

D. Имеются колониальные, одноклеточные и многоклеточные организмы

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

---

Б4. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная с молодого растения.

1) молодое растение

2) гаметы: яйцеклетка и сперматозоид

4) взрослое растение

Ответ: 1, 4, 3, 6, 2, 7, 5.

---

## Виды растений

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

### Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей и органов. Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом). Бывают одноклеточные водоросли.

### Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами. Жизненный цикл включает заросток (гаметофит), где происходит образование гамет (яйцеклетки и сперматозоиды), необходимое оплодотворение. Спорофит образуется из зиготы.

### Семенные растения

Мужские гаметы у семенных растений не плавают в воде. Покрытосеменные занимают господствующее положение и имеют особенности, такие как цветы, плоды и сосуды в ксилеме.

ВОДОРОСЛИ – МХИ 1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные А) не имеют тканейБ) не имеют органовВ) имеют коробочки со спорамиГ) у некоторых представителей имеются водоносные клеткиД) спорофит развивается на гаметофитеЕ) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) из зиготы вырастает спорофит Б) отсутствуют ткани и органы В) на гаметофите развивается коробочка на ножке Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов, 1) одноклеточные и многоклеточные растения 2) автотрофные организмы 3) размножаются спорами 4) не имеют тканей и органов 5) относятся к низшим растениям 6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

МХИ – ПАПОРОТНИКИ 1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные А) листостебельные растения с ризоидамиБ) наличие видоизмененного побега с придаточными корнямиВ) наличие большого количества воздухоносных клетокГ) преобладание гаметофита над спорофитомД) наличие травянистых и древесных формЕ) наличие заростка в цикле развития

2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) наличие заростка в жизненном цикле Б) отсутствие корней В) преобладание гаметофита в жизненном цикле Г) развитие спор в коробочке Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа Е) развитие протонемы из споры

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) отсутствие корней Б) развитая проводящая система В) наличие водоносных клеток Г) слабо развитая механическая ткань Д) преобладание спорофита над гаметофитом Е) видоизменённый подземный побег – корневище

4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) у некоторых имеются водоносные клетки Б) спорофит преобладает над гаметофитом В) из споры вырастает заросток Г) споры развиваются в коробочке Д) корни отсутствуют Е) имеются сложные листья

5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофитВ) споры образуются в коробочкахГ) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьевД) из споры развивается заростокЕ) из споры развивается предросток (протонема)

6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) в цикле развития преобладает гаметофитБ) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганическихД) гаметофит представлен заросткомЕ) спора прорастает в предросток

ФОРМИРУЕМ 7: А) образование коробочки на ножке Б) развитие взрослых растений-гаметофитов В) развитие взрослого растения из зиготы Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи 1) являются высшими споровыми растениями2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)3) являются многолетними растениями4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических5) не нуждаются в воде при размножении и развитии6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

МХИ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ 1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) образует древесный ярус лесаБ) наличие стержневой корневой системыВ) преобладание в цикле развития спорофитаГ) произрастает в нижнем ярусе лесаД) наличие предростка (протонемы) в цикле развитияЕ) прикрепляется к почве ризоидами

2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) формирование эндосперма Б) преобладание гаметофита над спорофитом В) образование предростка (протонемы) Г) участие воды при оплодотворении Д) созревание пыльцы на спорофите

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) размножение не связано с водой Б) размножаются с помощью спор В) наличие ризоидов Г) гаметофит доминирует над спорофитом Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

МХИ – ЦВЕТКОВЫЕ 1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) взрослая форма представлена спорофитом Б) в цикле развития преобладает гаметофит В) корни отсутствуют Г) растения имеют цветок и плод Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых Е) споры развиваются в коробочке

2. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: 1) Мхи, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) размножается семенами Б) наличие ризоидов В) наличие цветков Г) наличие корней Д) проводящих тканей нет Е) в жизненном цикле преобладает гаметофит

МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений, 1) образуют половые клетки2) не имеют тканей3) имеют ризоиды4) являются фототрофами5) размножаются спорами6) не имеют цветка

ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно. 1) наличие заростка 2) образование ризоидов у спорофита

  1. наличие корней 5) размножение спорами 6) преобладание в жизненном цикле спорофита

ПАПОРОТНИКИ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ 1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) формирование эндоспермаБ) образование зеленого заросткаВ) слияние неподвижных гаметГ) развитие пыльцевой трубкиД) размножение и расселение спорами

2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.Г) Жизненная форма – кустарник или дерево.Д) Придаточные корни развиваются от корневища.Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) наличие заростка в цикле развития Б) размножение спорами В) наличие семязачатков Г) наличие сперматозоидов Д) развитие главного корня Е) наличие древовидных и травянистых форм

ПАПОРОТНИКИ – ЦВЕТКОВЫЕ 1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные А) образование плодовБ) половое поколение представлено заросткомВ) размножение спорамиГ) процесс оплодотворения зависит от наличия водыД) наличие цветкаЕ) двойное оплодотворение

2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) размножение спорами Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток В) опыление ветром и насекомыми Г) двойное оплодотворение Д) образование семян внутри плода Е) образование спор на нижней поверхности листьев

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) Растения размножаются спорами. Б) В цикле развития имеется заросток. В) Семена защищены околоплодником. Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы. Д) Оплодотворение происходит при наличии воды. Е) Оплодотворению предшествует опыление.

4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) развитие заростка Б) редукция гаметофита до нескольких клеток В) расселение спорами Г) оплодотворение при наличии воды Д) осуществление опыления и оплодотворения Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

ГОЛОСЕМЕННЫЕ – ЦВЕТКОВЫЕ 1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные А) участвуют два спермияБ) участвует один спермийВ) образуется триплоидный эндоспермГ) яйцеклетки развиваются в женских шишкахД) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) жизненная форма – в основном деревьяБ) жизненная форма – травы, кустарники, деревьяВ) имеются специальные органы для вегетативного размноженияГ) отсутствуют специальные органы для вегетативного размноженияД) ксилема представлена сосудамиЕ) ксилема представлена трахеидами

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) представлены всеми жизненными формами Б) опыляются только ветром В) имеют разнообразные соцветия Г) наличие семян в шишках Д) наличие триплоидного эндосперма в семени Е) не имеют плодов

ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных: 1) Способны образовывать обширные леса2) Характеризуются многообразием жизненных форм3) Размножаются семенами4) Опыляются насекомыми и птицами5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы6) Образуют сочные и сухие плоды

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных, 1) являются многолетними растениями2) содержат хлоропласты с хлорофиллом3) имеют цветки и соцветия4) образуют плоды с семенами5) представлены тремя жизненными формами6) размножаются семенами

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у 1) водорослей2) моховидных3) папоротниковидных4) плауновидных

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени 1) образование плодов и семян2) появление вегетативных органов3) появление цветков, опыление4) оплодотворение и формирование зародыша5) прорастание семени

Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения? 1) опыление2) поглощение веществ3) оплодотворение4) вегетативное размножение5) отложение запасных веществ6) формирование семян и плодов

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений 1) в процессе развития происходит чередование поколений2) размножаются спорами3) имеют листья, стебель и ризоиды4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Выберите три варианта. Семенами размножаются 1) капуста белокочанная2) клевер ползучий3) плаун булавовидный4) олений мох5) хвощ полевой6) лук репчатый

Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающиеся спорами, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) папоротник орляк 2) хвощ полевой 3) клевер красивейший 4) можжевельник скальный 5) пырей ползучий

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле? 1) расположение семян внутри плодов2) наличие в клетках хлоропластов3) симбиоз с бактериями и грибами4) наличие цветка5) двойное оплодотворение6) размножение семенами

1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке? 1) в цикле развития преобладает спорофит2) гаметофит представлен заростком3) имеет видоизмененные листья4) семена не защищены околоплодником5) образует плоды6) опыление осуществляется насекомыми

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

  1. оплодотворение при помощи воды 2) отложение органических веществ в корневище 3) размножение семенами 4) преобладание в жизненном цикле спорофита 5) наличие сухого многосемянного плода 6) хорошо развитые трахеиды в древесине

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки 1) низшие растения2) примитивные высшие споровые растения3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом4) корней нет5) тело не разделено на ткани и органы6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны 1) мелкие чешуйчатые листья 2) оплодотворение при помощи воды 3) размножение семенами 4) образование плодов на верхушке побега 5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка) 6) наличие хорошо развитой корневой системы

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения: 1) ель2) липа3) сосна обыкновенная4) дуб5) бук6) пихта

Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) хвощевидныеБ) лишайникиВ) настоящие водорослиГ) плауновидныеД) моховидныеЕ) багрянки

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят 1) кукушкин лён 2) щитовник мужской 3) плаун булавовидный 4) хвощ полевой 5) сфагнум 6) ламинарию

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие растения имеют корни? 1) плауны 2) бурые водоросли 3) зелёные мхи 4) сфагновые мхи 5) хвощи 6) голосеменные

1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для покрытосеменных характерно 1) наличие заростка 2) двойное оплодотворение 3) созревание спор в спороносных колосках 4) наличие плода 5) триплоидный эндосперм 6) преобладание в жизненном цикле гаметофита

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит 1) формирование пыльцы 2) образование семязачатка в завязи пестика 3) формирование заростка с ризоидами 4) двойное оплодотворение 5) формирование гаплоидного эндосперма 6) расселение с помощью спор

Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) развиваются из зародыша Б) являются более древними по историческому происхождению В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему Г) оплодотворяются при наличии воды Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) тело представляет собой таллом, или слоевище Б) имеют вегетативные и генеративные органы В) имеют светочувствительный глазок Г) имеют разнообразные ткани Д) живут главным образом в водной среде Е) включают одноклеточные организмы

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) организм прикреплен к субстрату Б) тело представлено слоевищем В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды Г) характерно семенное размножение Д) имеют вегетативные и генеративные органы Е) образует зимующую зигоспору

Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны. 1) прикрепляется за счет ризоидов 2) зеленое растение представлено гаметофитом 3) имеет стробил на весеннем побеге 4) размножается спорами 5) имеет разветвленное корневище

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке? 1) двойное оплодотворение 2) преобладание в цикле развития спорофита 3) редукция гаметофита 4) стебель соломина 5) соцветие сложный колос 6) вставочный рост

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли относятся к царству растений, так как 1) в экосистемах являются продуцентами 2) они осуществляют фотосинтез 3) в экосистемах они являются консументами 4) их клетки содержат пластиды 5) их тело не дифференцировано на ткани 6) они для дыхания поглощают кислород

Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи – это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах – ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) – ценного удобрения и топлива. 1) низшее2) коробочка3) семенное4) сорус5) споровое6) сфагнум7) торф8) цветковое

Мхи и папоротники согласно классификации растений входят в группу высших споровых растений . Это одни из самых древних представителей растительного мира Земли. В отдельные периоды истории мхи и папоротники доминировали над всеми растениями, покрывая все пространства нашей планеты. В дальнейшем стали превалировать покрытосеменные и голосеменные растения.

Мхи или моховидные — это отдел высших растений, в который входят более 100 семейств , 700 родов и около 10 тысяч видов. Возраст этих растений отсчитывается начиная с карбонового периода. Различают три класса: антоцеротовые, листостебельные и печеночные мхи. Самая представительная группа — это листостебельные или настоящие мхи.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Сегодня эти мхи известны под хорошо известными названиями сфагнум и кукушкин лен. Мхом часто называют ягель, которым питаются олени в тундре, хотя реально это не мох, а «прозвище» для некоторых видов лишайников. Раздел ботаники, изучающий мохообразные, называется бриологией.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Папоротник — это одно из самых древних сохранившихся растений. Появление папоротников отмечают в девонском периоде (около 400 миллионов лет назад). Папоротники очень разнообразны по формам (травянистые, древесные), размерам, циклам существования. Несмотря на то, что по внешнему виду все папоротники внешне похожи друг на друга, в природе насчитывается более 10 000 видов этого растения. Рассмотрим основные отличия папоротников и мхов.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Расположение спор

Месторасположения спор у мхов находится в коробочке, которая «прикреплена» к ножке. У папоротников споры находятся на обратной стороне вайи.

Отличия листьев

Если мхи имеют хоть и микроскопичные, но обычные листья, то у папоротников это листоподобный орган, который называется вайей .

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Вайя – это набор ветвей, расположенных в одной плоскости, называемой еще термином плоскоцветка. Употребляется еще один термин для обозначения этого органа — предпобег. В результате эволюции папоротники не успели разделить вайи на отдельный лист и стебель. Однако листовая пластинка почти сформировалась, оставалось сделать только шаг к объединению этих пластинок в лист. Растения, которые дальше эволюционировали этим путем стали голосеменные.

Перспективы эволюции

Мхи находятся в эволюционном тупике поскольку без воды их размножение невозможно.

Различие жизненных циклов

В жизненном цикле папоротника преобладает спорофит над гаметофитом, а у мхов – гаметофит над спорофитом. При этом, если у мхов гаметофит — это взрослое растение, то у папоротников — это отдельное растение, которое называется заросток.

Возраст растений

Папоротники появились на Земле несколько раньше мхов. На стыке палеозойской и мезозойской эр вся суша была покрыта гигантскими массивами лесов из папоротников. Мхи появились в конце девонского геологического периода, но не развились до сопоставимых с папоротниками размеров биомассы.

Дифференциация тканей

У папоротников есть хорошо сформированы пучки проводящей ткани, а между этими пучками расположена паренхимная ткань. По проводящим тканям перемещаются растворенные в воде питательные вещества. Основные функции паренхимных тканей: фотосинтез, запасание питательных веществ, перенос воздуха. У мхов такого разделения на разновидности тканей не обнаружено.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Назначение листьев

Листья мха способны вырабатывать только хлорофилл. В листьях папоротника происходит фотосинтез, то есть тоже вырабатывается хлорофилл, а кроме этого откладываются споры. Фотосинтез у мхов проистекает медленно и может происходить даже под снегом, если температура в зимнее время близка к нулю градусов, то мох остается вечнозеленым.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Воздействие на окружающую среду

Мхи очень эффективно накапливают воду, что приводит в отдельных случаях к заболачиванию лесных пространств.

Плоидность

По этой характеристике папоротники – диплоидны, а мхи – гаплоидны. То есть в ядрах клеток мха имеется одинарный набор хромосом, а в ядрах клеток папоротника — двойной набор.

Корневища

У мхов корни отсутствуют. Эту роль выполняют ризоиды — нитевидные образования из однорядных клеток (по внешнему виду похожи на корневые волоски), которые способны закрепляться к источнику воды и питания. У папоротников длина корневища может достигать в длину 30 см. Кроме основного корневища имеются дополнительно придаточные корни, отростки от корневища.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Мох кукушкин лен — строение

Разделение полов

Папоротники представляют собой однодомные растения, у которых на одном растении находятся мужские(тычинки) и женские(пестики) цветки. Мхи — представители двудомных растений, у которых женские и мужские цветки расположены на разных растениях. Папоротники могут размножаться спорами и вегетативно (корневищами, вайями, почками, афлебиями). Кроме этого, для папоротников характерно и половое размножение как часть их жизненного цикла.

У папоротников в отличие от мхов появились мхи папоротники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *