Конспект урока химии в 8 м классе периодический закон периодическая система химических элементов д и менделеева

Ответы на Параграф 14 из учебника по химии 9 класс Кузнецова Глава 3

На этой странице рассмотрим все ответы на Параграф 14 из учебника по химии 9 класс Кузнецова Глава 3. Общая характеристика неметаллов. §14. Водородные и кислородные соединения неметаллов.

Вопрос в начале параграфа

Приведите примеры формул высших кислородных и летучих водородных соединений элементов 3-го периода. Для атомов каких элементов характерны такие водородные соединения?

Задание

Опираясь на общие формулы водородных и кислородных соединений элементов 3-го периода, отметьте закономерные изменения состава и свойств этих соединений, а также изменения характера элементов.

Вопросы в конце параграфа

  1. Для каких элементов характерны летучие водородные соединения?

  2. Устойчивость водородных соединений в ряду NH3 ⟶ PH3 ⟶ AsH3 ⟶ SbH3 ⟶ BiH3:

    • возрастает
    • не изменяется
    • убывает
    • сначала убывает, затем возрастает.
  3. Кислотные свойства высших оксидов в ряду N2O5 ⟶ P2O5 ⟶ As2O5 ⟶ Sb2O5:

    • усиливаются
    • ослабевают
    • остаются неизменными
    • сначала усиливаются, затем ослабевают.
  4. В ряду летучих водородных соединений неметаллов: PH3, H2S, HCl – свойства (слева направо) изменяются следующим образом:

    • основные свойства ослабевают, кислотные усиливаются
    • основные свойства усиливаются, кислотные ослабевают
    • ослабевают и основные, и кислотные свойства
    • усиливаются и основные, и кислотные свойства

    Выберите правильные характеристики свойств.

  5. Почему единственное соединение фтора с кислородом называют фторидом кислорода, а не оксидом фтора?

  6. Водородные и кислородные соединения неметаллов могут реагировать друг с другом, например сероводород и оксид серы (IV): H2S + SO2 ⟶ S + H2O. Какие функции выполняют в этом процессе водородное и кислородное соединения серы? Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Цели урока

Цель урока – сформировать представления о периодичности в изменении свойств химических элементов; показать, что открытый Д.И.Менделеевым периодический закон является фундаментальным законом природы.

Учебные задачи

  • Рассмотреть изменения свойств химических элементов.
  • Провести исследование по периодическому закону Менделеева.

Оборудование

  • Карточки с химическими знаками элементов
  • Магнитная доска
  • Проектор
  • Периодическая система химических элементов
  • Книжка-раскладушка Д.И.Менделеев

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид урока

Урок-исследование.

I. Организационная часть урока

Учитель объясняет задание ученикам, предлагает соединить химические знаки элементов с помощью карточек и магнитной доски.

  1. Соедините химические знаки элементов линиями.
    • Хлор, магний, азот, сера, натрий, кислород.
    • Железо, кальций, алюминий, калий, фосфор, углерод, фтор.

Ответы демонстрируются в виде фигур с цифрами и объясняются ученикам.

Химические элементы

Среди химических знаков – элементов:

  • K
  • Cl
  • He
  • Ne
  • Li
  • Na
  • F
  • Ar
  • Rb
  • Xe
  • Cs
  • Br
  • I
  • Kr
  • At
  • Fr
  • Rn

Естественные семейства

а) Щелочные металлы: K, Li, Na, Rb, Cs, Fr

б) Инертные газы: He, Ne, Ar, Xe, Kr, Rn

в) Галогены: Cl, F, Br, I, At

Изучение нового материала

Вводное слово учителя:

Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть – Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем ее я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без многословья книжного В ней смысла торжество. И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробуждение дерева И вешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. (Н.Глазков)

Д.И.Менделеев родился 27 января 1834 года в г. Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец – Иван Павлович Менделеев – был директором гимназии. Мать управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска. Неистовый в работе в 35 лет уже был профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии, ученым, известным своими работами по физической, органической и технической химии. В трудолюбии, терпении и упорстве ученого была как…

Главный итог жизни Д.И.Менделеева – Периодическая система химических элементов, над которой он работал в течение 15 лет.

Снег падает. Весь мир заснежен, Но вечно движется к весне. Исчислен, разделен и взвешен – Вещают знаки на стене. (А.Чивилихин)

О чем же вещают знаки в периодической системе химических элементов?

Запишем тему сегодняшнего урока: Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Что же было известно о химических элементах?

  1. семейство щелочных металлов;

  2. семейство галогенов;

  3. 63 элемента.

Работа с карточками

(На магнитной доске прикреплены большие карточки со знаками 16 химических элементов, копии таких же карточек у каждого ученика на парте).

Определить признак классификации химических элементов.

Учитель: Попробуйте систематизировать имеющийся набор элементов, взяв за основу значения относительных атомных масс.

(На доске появляется длинный непрерывный ряд разноцветных карточек Химические знаки щелочных металлов написаны на красных, галогены – желтых, инертные газы – оранжевых, остальные элементы на карточках белого цвета). На карточках написаны химические знаки элементов, значение относительной атомной массы, валентность в высших оксидах, валентность в летучих водородных соединениях.

Учитель: Рассмотрите полученный ряд. Что вы видите?

Учащиеся: Комбинация цветов повторяется через каждые восемь карточек.

Учитель: Можно ли разбить этот ряд на несколько?

Учащиеся: Да. Na расположить под Li и т.д.

Периодическая таблица элементов

Учитель: Мы получим 2 горизонтальных ряда химических элементов, два элемента водород и гелий остались одни. Переместим их наверх: водород Н над литием Li, гелий He над неоном Ne. Что мы с вами получили? Посмотрите внимательно на эти 3 ряда элементов.

Учащиеся: Мы получили верхнюю часть Периодической системы

Учитель: А сколько вертикальных рядов мы получили? (8)

Доказательства классификации химических элементов

Попробуем доказать, что эта классификация является естественной, научной, т.е. нам необходимо установить связи между всеми группами.

Признаки периодичности

  1. Возрастают атомные массы химических элементов;

  2. В ряду от Li до F наблюдается постепенное ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств;

  3. Валентность в соединениях с кислородом увеличивается от 1 до 4 (от Li до С). Валентность в летучих водородных соединениях уменьшается от 4 (у С) до 1 (у F);

  4. Начиная с Na до Cl, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.

Периодичность свойств элементов

Мы с вами как бы прокручиваем одни и те же кадры фильма. Повторение одинаковых свойств через определенный промежуток называют периодичность.

Ряд элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом, называется периодом.

Конспект урока химии в 8 м классе периодический закон периодическая система химических элементов д и менделеева

Изменения химических свойств элементов

А как же изменяются химические свойства соединений элементов? (запись в тетради)

Тип оксидаСвойства изменяются
Основной оксидУбывает
Основной оксид амфотер.Убывает
Кислотный оксидУсиливается

Периодический закон Менделеева

Итак, сравнивая свойства простых веществ, а также состав и свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений химических элементов в каждом периоде, можно сделать вывод, что с возрастанием относительной атомной массы элементов закономерно изменяются свойства:

Свойства элементов изменяются периодически.

Цитата

1 марта 1869 года Д.И.Менделеев сформулировал периодический закон:

Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

Завершение

Учитель обращает внимание на число, прикрепленное на доске после химического диктанта 1869.

Учитель: Почему же именно Д.И.Менделееву удалось открыть этот фундаментальный закон природы. Он использовал не 1 признак, а 2 признака классификации химических элементов:

Мы стали сегодня соучастниками величайшего открытия XIX века.

Периодический закон – общий закон природы, фундамент современной химии.

На основе периодического закона Д.И.Менделеев построил Периодическую систему химических элементов.

Периодическая система химических элементов – это графическое изображение Периодического закона Д.И. Менделеева.

В Периодической системе мы видим горизонтальные ряды – периоды (7 периодов), вертикальные столбцы – группы, их 8.

Таблица элементов Менделеева

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на таблицу. В трех местах Д.И.Менделеев поменял местами элементы, нарушив основной признак классификации – увеличение относительной атомной массы. Какие элементы он поменял местами?

(Работа с таблицей в учебнике).

Учащиеся: аргон и калий, кобальт и никель, теллур и йод.

Учитель: Как вы думаете, почему он это сделал?

IV. Закрепление изученного материала

Работа с таблицей Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

  • Работа по слайдам презентации.
  • Назовите самый сильный металл во 2 периоде. (Литий)
  • Самый слабый неметалл. (Бор)
  • Сильный неметалл. (Фтор)
  • Кто более сильный неметалл: C или N? Почему?

Среди химических элементов 3 периода найдите элемент сходный:

а) с N;

б) с O

Найди триаду (на слайде).

Задание: Определить по какому признаку, можно соединить три клетки поля прямой линией по вертикали, горизонтали или диагонали.

  • 1 ряд по вертикали (1, 4, 7) металлы
  • 3 ряд по вертикали (3, 6, 9) неметаллы

Тест по проверке изученного материала (слайд)

Выставление оценок.

V. Домашнее задание

  • Задания 1, 3.

VI. Итог урока

Весь мир большой От А до Я – Земля и небо, Ты и я. Трава, песок и снегопад, И ядер атомных распад, И Солнца свет И блеск Луны В таблице той заключены. И сложность в ней, И простота, Вселенной нашей красота. И в каждой клетке, и везде Что? Почему? Зачем и где?

На эти вопросы мы ответим на следующих уроках.

Игра Третий лишний:

а) H, He, Ne, Ar;

б) H, Li, Be, B;

в) ZnO, CaO, MgO, SO3;

г) P2O5; MgO; SO2; CO2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *