Вариант би 2210503

Функционирование мочевыделительной системы

Введение

Мочевыделительная система играет важную роль в организме, поддерживая его гомеостаз через удаление отходов и регуляцию уровня воды и электролитов.

Процесс фильтрации

  1. Кровь поступает через почечные артерии в клубочек, где начинается процесс фильтрации.
  2. Первичная моча образуется в результате фильтрации и практически не отличается по составу от крови, за исключением отсутствия некоторых элементов.
  3. Первичная моча движется из клубочка в извитые канальцы, проходя через проксимальные, петлю Генле и дистальные канальцы.

Процессы в извитых канальцах

  1. В извитых канальцах происходят реабсорбция – обратное всасывание веществ, необходимых для организма.
  2. Также в извитых канальцах происходит секреция – удаление избытков продуктов обмена.

Образование вторичной мочи

  1. В результате реабсорбции и секреции образуется вторичная моча.
  2. Она движется через собирательные трубочки в почечные чашки, далее в почечную лоханку.

Итоговый процесс

  1. Из почечной лоханки вторичная моча по мочеточнику попадает в мочевой пузырь.
  2. Оттуда моча выводится через мочеиспускательный канал.

Заключение

Мочевыделительная система обеспечивает очистку крови и поддержание внутренней среды организма.

Таблица Признаки живых систем

ПризнакТермин
Обмен веществ3
Рост и развитие
Раздражимость и двигание
Саморегуляция
Размножение

Решение задач

  1. Изменение содержания солей кальция

    • Не изменилась
  2. Доля нуклеотидов с тимином в ДНК

    • 19%
  3. Количество хромосом в клетке её листа

    • 21 хромосома
  4. Соотношение фенотипов

    • 3, 1, 0
  5. Вероятность рождения ребёнка с признаком при полном доминировании

    • 75%

Одновременно смотрите родословную и выполняйте задачи 5 и 6.

Задания по биологии

Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?

Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ КЛЕТОК В СПЕРМАТОГЕНЕЗЕ

ХАРАКТЕРИСТИКАТИП КЛЕТКИ
А) в клетке содержатся непарные двухроматидные хромосомы
Б) клетку называют сперматоцитом II порядка
В) образование четырёх генетически различных клеток
Г) клетка, вступающая в мейоз
Д) хромосомы в клетках однохроматидныe
Е) хромосомный набор клеток 1n2c

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых понятий относят к изображённой на рисунке структуре?

  1. водородные связи
  2. пептидные связи
  3. дисульфидные мостики

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

  1. Отсутствует ядерная оболочка.
  2. Клеточная стенка состоит из муреина.
  3. Генетический материал представлен замкнутой (кольцевой) молекулой ДНК.

Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в поле ответа соответствующую последовательность цифр.

  1. получение гомозиготных линий
  2. многократное самоопыление родительских растений
  3. поддержание полученного эффекта гетерозиса в ряду поколений вегетативным размножением высокопродуктивных гибридов
  4. получение высокопродуктивных гибридов
  5. скрещивание организмов двух разных чистых линий

Задания с рисунком

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в окончательного хозяина?

Вариант би 2210503

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАРАЗИТА

ХАРАКТЕРИСТИКАСТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
А) заражение промежуточного хозяина
Б) личиночная стадия
В) оплодотворённая яйцеклетка (яйцо)
Г) развитие в печени основного хозяина
Д) активно плавает в воде
Е) имеет гермафродитную половую систему

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Если растение обладает цветком, изображённым на рисунке, то для этого растения характерны:

  1. внешнее оплодотворение
  2. сетчатое жилкование листьев
  3. отсутствие камбия в стебле

Вода и Растения

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции растения на водный режим являются верными?

  1. При повышении температуры с 20 до 30 градусов Цельсия интенсивность транспирации увеличивается.
  2. При потере тургора устьица открываются.
  3. Растения степей поглощают водяной пар при открывании устьиц.
  4. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
  5. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
  6. Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.

Организмы и Системы

  1. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в поле ответа соответствующую последовательность цифр.
    1. Багульник болотный

Анатомия и Физиология

Рисунок:

Вариант би 2210503

  1. Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?

  2. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    • A) проводит воздух из ротоглотки в трахею
    • Б) обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
    • В) способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
    • Г) содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
    • Д) состоит из нескольких долей
    • Е) находится в плевральной полости
  3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для ткани, представленной на рисунке?

    1. участвует в образовании стенок кровеносных сосудов
    2. обеспечивает перемещение тела в пространстве
    3. состоит из веретеновидных клеток
    4. образована одноядерными клетками
    5. обладает возбудимостью и сократимостью
    6. управляется соматическим отделом нервной системы

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны. Что характерно для вен, в отличие от артерий?
16. относительно тонкий мышечный слой
17. наличие клапанов
18. высокое кровяное давление
19. быстрый ток крови
20. разносят кровь к органам и тканям
21. транспорт крови к сердцу

  1. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите в поле ответа соответствующую последовательность цифр.

    1. собирательная трубочка нефрона
    2. мочеиспускательный канал
    3. почечная лоханка
    4. мочевой пузырь
  2. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны.

Научные теории об эволюции видов

Ученый является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. Историческое развитие живой природы ученый представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. Он был убежден в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. Ученый выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.

Вопрос 18

Выберите три верных ответа из шести и запишите в поле ответа цифры, под которыми они указаны.
При сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем:

  1. сокращается количество функциональных групп экосистемы
  2. уменьшается численность насекомоядных птиц
  3. сокращается численность насекомоопыляемых растений с ярким околоцветником

Вопрос 19

Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов:

А) влияние атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана – 7) половой отбор
Б) воздействие на популяцию изменения рельефа местности, вызванного землетрясением – 6) давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака
В) снижение численности популяции зайцев в результате эпидемии – 8) под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака
Г) отношения между волками в стае – 4) установление групповой иерархии
Д) конкуренция за свет и воду между соснами в лесу – 1) борьба за ресурсы

Вопрос 20

Сравните рисунки А и Б с изображением бабочек берёзовых пядениц, сделанные с интервалом в несколько лет на одном и том же растении. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке.

Рисунок АРисунок БИзображение бабочек
Предупреждающая окраска5..2
Адаптивная модификация....5
Половой отбор77..

Виды естественного отбора

Проанализируйте таблицу Виды естественного отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Особи со среднимОбразование двух рас погремкаДлины шеи у жирафовВ ряду поколений
..83....
  1. Появление белой крысы в популяции серых крыс | .. | .. | .. | 1
  2. Формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков | .. | .. | .. | 2
  3. Формирование определённой толщины панциря у черепах | .. | .. | .. | 3
  4. Давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака | .. | .. | .. | 6
  5. Давлению подвергаются самые крупные особи | 7 | .. | .. | ..
  6. Под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака | .. | 8 | .. | ..

21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Вариант би 2210503

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. Скорость размножения бактерий 1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды 2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии 3) зависит от генетической программы организма 4) повышается при изменении температуры с 20 до 35 °С 5) изменяется в зависимости от температуры

Проанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х». В эксперименте использовали мышей, имеющих онкологическое заболевание, в качестве контроля были взяты здоровые мыши. В каждой группе половину мышей поили чистой водой, а другую – водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе. 2) Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе. 3) Вещество Х ослабляет организм. 4) Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х. 5) Вода стимулирует иммунный ответ организма.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 22 и 23.

Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

Вариант би 2210503

22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить С какой целью необходимо такой контроль ставить?

* – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

  1. зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – относительная скорость фотосинтеза; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – концентрация углекислого газа в теплице (должны быть указаны обе переменные); 2) растения томата необходимо посадить в теплицу, концентрация углекислого газа в которой искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента; 2) растения томата необходимо посадить в теплицу с нормальной (стандартной) концентрацией углекислого газа (0,04%); 3) остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений; 4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли концентрация углекислого газа обеспечивает повышение скорости фотосинтеза в данном эксперименте; 4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа.

Сформулируйте * для данного эксперимента. Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?

* – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

  1. нулевая гипотеза – скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере; 2) герметичная теплица обеспечивает постоянный газовый состав воздуха (заданную концентрацию углекислого газа); 3) естественное освещение может изменяться; 3) в опыте естественное освещение не контролируется экспериментатором; 4) при изменении освещения скорость фотосинтеза может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от концентрации углекислого газа.

23. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните причину изменения. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

  1. скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фазы и др.); 1) в клетке ограничено количество ферментов (хлоропластов, хлорофилла); 1) это результат проявления закона лимитирующего (ограничивающего) фактора; 2) скорость фотосинтеза понизится; 3) при понижении температуры активность ферментов понизится; 4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов. 4) углекислый газ используется для синтеза глюкозы. 4) углекислый газ – источник углерода для синтеза органических веществ (глюкозы).

24. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

Вариант би 2210503

  1. А – фагоцитоз (эндоцитоз); 2) Б – пиноцитоз (эндоцитоз); 3) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет); 4) вокруг бактерии сформируется фагоцитозный пузырёк (пищеварительная вакуоль); 5) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль, вторичная лизосома, вторичная эндосома); 6) содержимое фагоцитозного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).

На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего на Земле 150–147 млн лет назад.

Вариант би 2210503

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?

Название и продолжительность, млн лет (начало эры), млн лет

  1. эра мезозойская, период юрский (должны быть указаны и эра, и период); от современных птиц археоптерикса отличает: 2) наличие челюстей с зубами; 3) наличие длинного хвоста из несросшихся позвонков; 4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях; 5) признаки характерны для класса Пресмыкающиеся (Рептилии)

25. У цыплёнка экспериментаторами был вырезан фрагмент бедренной кости площадью 20 мм2. Через некоторое время площадь дефекта составила 5 мм2. Что доказывает этот опыт? Какие структуры кости и костной ткани обеспечивают их рост? Почему экспериментаторами был выбран цыплёнок, а не взрослый петух? Ответ поясните.

  1. кости способны к регенерации (восстановлению); 2) надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование); 3) хрящевые прослойки (метафизы) обеспечивают рост кости в длину; 4) в костной ткани цыплёнка много клеток (остеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают); 5) восстановление костной ткани у цыплёнка происходит быстрее, чем у взрослого петуха.

26. На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.

Вариант би 2210503

Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните, приведите аргументы. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?

  1. первичная сукцессия; 2) развитие начинается на безжизненном субстрате, на котором ранее не было почвы (голые камни/скалы, вулканические породы); 3) лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества из каменистого субстрата (пыли) и способны к фотосинтезу; 3) многие лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества за счёт фотосинтеза и фиксации азота симбиотическими цианобактериями; 3) лишайники неприхотливы и не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества из грунта (среды) и атмосферы; 4) субстрат изменяется (образуется почва) из-за разложения отмерших талломов (слоевищ, фрагментов тел) лишайников; 5) лишайники растворяют субстрат за счёт специфических лишайниковых веществ/кислот.

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Генетический код (иРНК от 5ʹ к 3ʹ концу)

  1. нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона 5ʹ-УГА-3ʹ (УГА) (третий триплет) соответствует кодону на иРНК 5ʹ-УЦА-3ʹ (УЦА); 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Сер (серин), которую будет переносить данная тРНК

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.

  1. в метафазе II мейоза набор хромосом – n; 2) число молекул ДНК – 2с; 3) в анафазе II мейоза набор хромосом – 2n; 4) число молекул ДНК – 2с; 5) в метафазе II мейоза после редукционного деления (мейоза I), клетки гаплоидные, хромосомы двухроматидные; 6) в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу молекул ДНК.

В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.

  1. частота растений с ярко-красной окраской венчика составляет 6/150 = 0,04;

  2. красную окраску имеют растения с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких растений составляет p2;

  3. частота аллеля p в популяции составляет 0,2;

  4. частота аллеля q в популяции составляет 1 – p = 0,8;

  5. частота генотипа Аа (розовая окраска) в равновесной популяции составляет = 2pq = 0,32;

  6. частота генотипа аа (белая окраска) в равновесной популяции = q2 = 0,64.

28. У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и красно-зелёного дальтонизма происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у матери которой был красно-зелёный дальтонизм, а у отца – ихтиоз (а), вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

  1. P ♀ ХAdХaD × ♂ XADY здоровая кожа здоровая кожа отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G ХAd, ХaD, ХAD, Xad XAD, Y генотипы, фенотипы возможных дочерей ХAdXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма ХaDXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма ХADXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма XadXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма генотипы, фенотипы возможных сыновей ХAdY – здоровая кожа, дальтонизм ХaDY – ихтиоз, отсутствие дальтонизма ХADY – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма XadY – ихтиоз, дальтонизм 2) ♀ ХAdХAD × ♂ XADY здоровая кожа здоровая кожа отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G ХAd, ХAD XAD, Y генотипы, фенотипы возможных дочерей ХAdXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма ХADXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма генотипы, фенотипы возможных сыновей ХAdY – здоровая кожа, дальтонизм ХADY – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма

  2. в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с ихтиозом (XadY). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов. (Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных генов в виде

ИЛИ ИЛИ .)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *