Мышление его формы и методы

Виды деятельностиОписание
МатериальнаяСвязана с созданием материальных ценностей, включая производственную деятельность.
Социально-преобразовательнаяНаправлена на изменение общества и социальных отношений.
ДуховнаяВключает в себя познавательную, прогностическую, ценностно-ориентировочную, художественную деятельность.

Утвердите свои знания

Для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию вы должны хорошо понимать концепцию деятельности и ее структуру. Саморазвитие, осмысленная практика и обучение – вот основные составляющие успешной сдачи экзамена.

Не забывайте, что деятельность – это не только способ взаимодействия с миром, но и возможность саморазвития, изменения себя и окружающей реальности.

Хорошее понимание различных видов деятельности и их классификация поможет вам лучше анализировать социальные процессы и события. Это поможет не только на экзамене, но и в будущей профессиональной деятельности.

Успехов вам в подготовке и уверенной сдаче ЕГЭ по обществознанию!

Цель и задачи человека в деятельности

Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, а также при необходимости корректировать свою деятельность.

Для того чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно обдумывать каждый свой шаг, отбирая лучшие средства и способы достижения цели. Нужно обязательно подумать о возможных отрицательных последствиях своих действий и постараться свести их к минимуму.

Основные черты деятельности

  1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности предвидит результаты;

  2. Продуктивный характер – деятельность направлена на получение конкретного результата;

  3. Преобразующий характер – в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и образ жизни людей;

  4. Общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми;

  5. Приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

  6. Целесообразность в поведении;

  7. Запрограммированность, подчинение инстинктам;

  8. Воздействие на природу только органами тела;

  9. Потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Мотивы деятельности

Мотивы – побуждения деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

  1. Потребность – испытываемая человеком нужда в чём-то, что необходимо для жизни и развития;

  2. Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность, предрасположенность действовать определённым образом;

  3. Убеждения – эмоционально-целостное отношение к действительности;

  4. Интересы – реальная причина действий, стоящая за мотивами;

  5. Влечения – психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.

Основные формы (виды) деятельности

  1. Игра. Свободная развивающая деятельность осуществляется, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности. Часто имеет определённые правила; обычно предполагает некоторую воображаемую обстановку. Детские игры представляют собой подготовку к дальнейшей жизни: ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и приобретает жизненный опыт.

  2. Учение / Познание. Целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.

  3. Труд. Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения потребностей его и общества.

Роль общения в творчестве

Общение играет ключевую роль в развитии творческих способностей. Через общение человек обменивается идеями, получает обратную связь, находит вдохновение. Взаимодействие с другими людьми стимулирует мышление, помогает увидеть проблему с разных сторон, что может привести к новым нестандартным решениям.

Психология творчества

Психология творчества изучает процессы и феномены, происходящие в разуме творца. Важно понимать, что творчество не всегда связано с профессиональной деятельностью, это может проявляться в различных областях жизни: от рисования и музыки до решения нетривиальных задач в рабочей сфере.

Развитие творческих способностей

Чтобы развивать свои творческие способности, необходимо постоянно учиться, экспериментировать, выходить за пределы комфортной зоны. Важно осваивать новые навыки, исследовать неизведанные грани своего потенциала.

  1. Курсы и тренинги: посещение образовательных мероприятий помогает расширить кругозор, получить новые знания и инсайты.

  2. Практика и творческие проекты: участие в реальных проектах способствует практическому применению знаний и развитию творческого мышления.

  3. Саморазвитие и саморефлексия: постоянное стремление к самосовершенствованию и анализ собственных действий помогут раскрыть свой творческий потенциал.

Выводы

Творческое развитие личности – это непрерывный процесс, требующий усилий и постоянного роста. Важно честно оценивать свои способности, активно искать новые возможности для саморазвития, общаться с единомышленниками и экспериментировать. Только таким образом можно раскрыть свой творческий потенциал и добиться успеха в жизни.

Интеллектуальное мышление

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это высшая форма мыслительной деятельности человека, характеризующаяся способностью к абстракции, логическому выводу и креативности.

Характеристики интеллектуального мышления

Интеллектуальное мышление предполагает:

  • Абстракцию – способность мыслить вне контекста конкретной ситуации или объекта.

  • Логическое мышление – умение строить логические цепочки в выводах и рассуждениях.

  • Креативность – способность находить нестандартные решения, идеи и подходы к проблемам.

Развитие интеллектуального мышления

Для развития интеллектуального мышления необходимо:

  1. Чтение – постоянное чтение разнообразной литературы помогает расширить кругозор и сформировать новые идеи.

  2. Обучение – посещение курсов, тренингов, обучающих мероприятий способствует приобретению новых знаний и навыков.

  3. Практика – постоянная практика решения задач, участие в дискуссиях и дебатах помогает улучшить логическое мышление.

Плюсы и минусы интеллектуального мышления

Плюсы:

  • Умение быстро анализировать информацию
  • Способность к творческому подходу в решении проблем
  • Логическое мышление и способность к аргументации

Минусы:

  • Склонность к перфекционизму и самокритике
  • Сложности в принятии эмоциональных решений
  • Иногда проблемы с адаптацией к некоторым ситуациям

Заключение

Интеллектуальное мышление является важным инструментом человека в современном мире. Развивая его, мы расширяем свои горизонты познания и способности к решению сложных задач.

2. Теоретическое (понятийное) мышление

  • способом его решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний

  • свойственно современному человеку

  • мышление о предмете, оторванное от его действительного существования, но позволяющее увидеть наиболее существенное в изучаемом предмете

использование понятий, суждений; теоретическое разрешение задачи.

появлением более усложнённого способа мыслить, логически рассуждать.

3. Знаковое мышление

  • знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений

  • обусловлено интеграцией точных наук в жизнь человека

сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено.

интеграцией точных наук в жизнь человека.

Особенности мышления

  • мышление субъективно, связано с качествами отдельно взятой личности;

  • мышление опирается на язык и речь;

  • объективный характер;

  • опосредованный характер – познание скрытых свойств и связей объектов.

РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).

Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.

Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

  • формирование смысла речевого высказывания;

  • построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы;

  • физический процесс речевого высказывания.

Качества речи

  • содержательность

  • действенность

  • выразительность

  • понятность

Виды общения

  • между двумя реальными субъектами (человек–человек, человек–группа);

  • между реальным субъектом и иллюзорным (человек–животное: человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов);

  • между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником);

  • между двумя воображаемыми героями (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги).

  • вербальные (словесные) – это речь, язык;

  • невербальные (несловесные) – это все средства общения, кроме речи: мимика, жесты, азбука Морзе.

Понятие и структура сознания

СОЗНАНИЕ – совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное "Я".

  • сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку

  • оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира

Бессознательное мышление – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Формы (проявления) бессознательного мышления: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект.

Признаки сознания

Ключевые признаки сознания для ответа на задание второй части ЕГЭ по обществознанию:

  • свойственно только людям;

  • связано с речью;

  • совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира;

  • заключается в обобщенном отражении действительности.

Элементы сознания

Интеллект – способность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе деятельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретённого личностного опыта.

Воля – способность человека к самоопределению (необходимо для достижения цели).

Структура сознания

Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.

Переживание (как элемент сознания) – любое испытываемое субъектом состояние, представленное в его сознании как событие его собственной жизни.

План по теме "Мышление и деятельность"

Деятельность человека / Деятельность людей и её многообразие / Мышление и деятельность

Практика по теме в формате ЕГЭ

Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.5. "Мышление и деятельность". Ответы в конце страницы.

№1. Одиннадцатиклассник Мирон готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведенном ниже списке возможные цели этой деятельности Мирона и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. чтение учебников, справочной литературы

  2. поступление в вуз

  3. получение высокого балла

  4. проведение экзамена

  5. консультации педагогов

  6. получение аттестата о среднем общем образовании

№2. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей.

  2. Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.

  3. Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей.

  4. Деятельность связана с удовлетворение потребностей человека.

  5. Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения.

№3. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мышление имеет исключительно коллективный характер.

  2. Мышление – это способность производить интеллектуальные операции с образами и понятиями.

  3. Анализ – это процесс мышления, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений.

  4. Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл.

  5. Мышление неразрывно связано с языком.

Ответы: 1 – 236; 2 – 124; 3 – 245.

Готовый конспект по теме 1.5. "Мышление и деятельность" смотри ниже.

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Мышление его формы и методы

Мышление – вид умственной деятельности, заключающийся в познании существенных свойств объектов, закономерных связей и отношений между ними, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

Речь

– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Язык

– определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация.

  • Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.

  • Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение (внутренняя речь).

  • Социально по своей природе – опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

  • Непрерывно связано с физиологией человека (работой головного мозга) и языком;

  • Обобщенное отражение действительности – это способность отражать общие и поэтому наиболее существенные свойства предметов явлений, их общие, и поэтому закономерные связи; в процессе мышления субъект обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, «когда мы говорим о мебели, мы подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т.д.»

  • Опосредованный характер (противоположено «непосредственно») – познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов; человек способен устанавливать причинно-следственные связи, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному познанию.

  • Личностный характер – проявляется в том, какие задачи интересуют человека, как он их решает, что он познает и чувствует и т.д.;

  • Связано с практической деятельностью;

  • Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности.

Операции, формы и методы мышления

Операции (приемы) мышления

Схема

  • Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (понятия «человек», «самолет»)

  • Суждение – такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается нечто об объектах познания. Суждения отражают связи, существующие между предметами и явлениями действительности, или между свойствами и признаками (например, «Волга впадает в Каспийское море»)

  • Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. («Все металлы проводят электричество. Медь – металл. Следовательно, медь проводит электричество»)

  1. Дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего

  2. Индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему

  3. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6-7.

  4. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2-3.

  5. Справочник Баранова. Параграф 5.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2023 года; проверки требуют 8 правок.

О среднем общеобразовательном учреждении Донецка см. Интеллект (лицей).

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient — показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русскоговорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику — так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.

  • интеллект — реализуемый на физическом объекте алгоритм;

  • интеллект человеческого уровня (ИЧУ) — интеллект, способный решать задачи, доступные человечеству (обладает умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);

  • искусственный интеллект (ИИ) — созданный не в естественной биологической среде интеллект;

  • искусственный суперинтеллект — интеллект, превосходящий во много раз возможности ИИЧУ.

В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.

Составляющие интеллекта и его роль

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности[неизвестный термин], логике[11],

  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации[12],

  • сознание[13],

  • память[14].

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект

Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч. 1, в. 79, р. 2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (лат. in solo Deo intellectus est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (). При этом в человеке разум () и интеллект неразличимы (intellectus sive ratio), однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувственно воспринимаемых явлений.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

По этиологии различают:

  • Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром;

  • Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[22]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»): дебильность (иногда сохраняется способность к труду); имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию); идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Факторы, коррелирующие с интеллектом

  • Разум

  • Ноогенез — появление и эволюция разума

  • Нейронауки и интеллект

  • Коэффициент интеллекта

  • Пол и интеллект

  • Умственный возраст

  • Коллективный интеллект

  • Искусственный интеллект

  • Интеллект животных

  • Логика

  • Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: «Барс», 1997.

  • Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте = On Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007.

  • Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.

  • Козырев В. И. Социальный интеллект как фактор управления организацией. — Ярославль, 2000. — С. 348.

  • Морозов Г. В., Шуйский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — — ISBN 5-86093-010-0.;

  • О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. —

  • Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность?. — 1990. — . — .

  • Психологический словарь: Интеллект, Интеллектуальные процессы

  • Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

  • Электронная версия «Тезаурусной модели»

  • Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

  • Снижение интеллектуальных способностей в обществе по Джорджу Томсону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *