Виды деятельности | Описание |
---|---|
Материальная | Связана с созданием материальных ценностей, включая производственную деятельность. |
Социально-преобразовательная | Направлена на изменение общества и социальных отношений. |
Духовная | Включает в себя познавательную, прогностическую, ценностно-ориентировочную, художественную деятельность. |
Утвердите свои знания
Для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию вы должны хорошо понимать концепцию деятельности и ее структуру. Саморазвитие, осмысленная практика и обучение – вот основные составляющие успешной сдачи экзамена.
Не забывайте, что деятельность – это не только способ взаимодействия с миром, но и возможность саморазвития, изменения себя и окружающей реальности.
Хорошее понимание различных видов деятельности и их классификация поможет вам лучше анализировать социальные процессы и события. Это поможет не только на экзамене, но и в будущей профессиональной деятельности.
Успехов вам в подготовке и уверенной сдаче ЕГЭ по обществознанию!
Цель и задачи человека в деятельности
Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, а также при необходимости корректировать свою деятельность.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно обдумывать каждый свой шаг, отбирая лучшие средства и способы достижения цели. Нужно обязательно подумать о возможных отрицательных последствиях своих действий и постараться свести их к минимуму.
Основные черты деятельности
Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности предвидит результаты;
Продуктивный характер – деятельность направлена на получение конкретного результата;
Преобразующий характер – в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и образ жизни людей;
Общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми;
Приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);
Целесообразность в поведении;
Запрограммированность, подчинение инстинктам;
Воздействие на природу только органами тела;
Потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
Мотивы деятельности
Мотивы – побуждения деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чём-то, что необходимо для жизни и развития;
Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность, предрасположенность действовать определённым образом;
Убеждения – эмоционально-целостное отношение к действительности;
Интересы – реальная причина действий, стоящая за мотивами;
Влечения – психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Основные формы (виды) деятельности
Игра. Свободная развивающая деятельность осуществляется, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности. Часто имеет определённые правила; обычно предполагает некоторую воображаемую обстановку. Детские игры представляют собой подготовку к дальнейшей жизни: ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и приобретает жизненный опыт.
Учение / Познание. Целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.
Труд. Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения потребностей его и общества.
Роль общения в творчестве
Общение играет ключевую роль в развитии творческих способностей. Через общение человек обменивается идеями, получает обратную связь, находит вдохновение. Взаимодействие с другими людьми стимулирует мышление, помогает увидеть проблему с разных сторон, что может привести к новым нестандартным решениям.
Психология творчества
Психология творчества изучает процессы и феномены, происходящие в разуме творца. Важно понимать, что творчество не всегда связано с профессиональной деятельностью, это может проявляться в различных областях жизни: от рисования и музыки до решения нетривиальных задач в рабочей сфере.
Развитие творческих способностей
Чтобы развивать свои творческие способности, необходимо постоянно учиться, экспериментировать, выходить за пределы комфортной зоны. Важно осваивать новые навыки, исследовать неизведанные грани своего потенциала.
Курсы и тренинги: посещение образовательных мероприятий помогает расширить кругозор, получить новые знания и инсайты.
Практика и творческие проекты: участие в реальных проектах способствует практическому применению знаний и развитию творческого мышления.
Саморазвитие и саморефлексия: постоянное стремление к самосовершенствованию и анализ собственных действий помогут раскрыть свой творческий потенциал.
Выводы
Творческое развитие личности – это непрерывный процесс, требующий усилий и постоянного роста. Важно честно оценивать свои способности, активно искать новые возможности для саморазвития, общаться с единомышленниками и экспериментировать. Только таким образом можно раскрыть свой творческий потенциал и добиться успеха в жизни.
Интеллектуальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это высшая форма мыслительной деятельности человека, характеризующаяся способностью к абстракции, логическому выводу и креативности.
Характеристики интеллектуального мышления
Интеллектуальное мышление предполагает:
Абстракцию – способность мыслить вне контекста конкретной ситуации или объекта.
Логическое мышление – умение строить логические цепочки в выводах и рассуждениях.
Креативность – способность находить нестандартные решения, идеи и подходы к проблемам.
Развитие интеллектуального мышления
Для развития интеллектуального мышления необходимо:
Чтение – постоянное чтение разнообразной литературы помогает расширить кругозор и сформировать новые идеи.
Обучение – посещение курсов, тренингов, обучающих мероприятий способствует приобретению новых знаний и навыков.
Практика – постоянная практика решения задач, участие в дискуссиях и дебатах помогает улучшить логическое мышление.
Плюсы и минусы интеллектуального мышления
Плюсы:
- Умение быстро анализировать информацию
- Способность к творческому подходу в решении проблем
- Логическое мышление и способность к аргументации
Минусы:
- Склонность к перфекционизму и самокритике
- Сложности в принятии эмоциональных решений
- Иногда проблемы с адаптацией к некоторым ситуациям
Заключение
Интеллектуальное мышление является важным инструментом человека в современном мире. Развивая его, мы расширяем свои горизонты познания и способности к решению сложных задач.
2. Теоретическое (понятийное) мышление
способом его решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний
свойственно современному человеку
мышление о предмете, оторванное от его действительного существования, но позволяющее увидеть наиболее существенное в изучаемом предмете
использование понятий, суждений; теоретическое разрешение задачи.
появлением более усложнённого способа мыслить, логически рассуждать.
3. Знаковое мышление
знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений
обусловлено интеграцией точных наук в жизнь человека
сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено.
интеграцией точных наук в жизнь человека.
Особенности мышления
мышление субъективно, связано с качествами отдельно взятой личности;
мышление опирается на язык и речь;
объективный характер;
опосредованный характер – познание скрытых свойств и связей объектов.
РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
формирование смысла речевого высказывания;
построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы;
физический процесс речевого высказывания.
Качества речи
содержательность
действенность
выразительность
понятность
Виды общения
между двумя реальными субъектами (человек–человек, человек–группа);
между реальным субъектом и иллюзорным (человек–животное: человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов);
между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником);
между двумя воображаемыми героями (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги).
вербальные (словесные) – это речь, язык;
невербальные (несловесные) – это все средства общения, кроме речи: мимика, жесты, азбука Морзе.
Понятие и структура сознания
СОЗНАНИЕ – совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное "Я".
сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку
оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира
Бессознательное мышление – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Формы (проявления) бессознательного мышления: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект.
Признаки сознания
Ключевые признаки сознания для ответа на задание второй части ЕГЭ по обществознанию:
свойственно только людям;
связано с речью;
совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира;
заключается в обобщенном отражении действительности.
Элементы сознания
Интеллект – способность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе деятельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретённого личностного опыта.
Воля – способность человека к самоопределению (необходимо для достижения цели).
Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.
Переживание (как элемент сознания) – любое испытываемое субъектом состояние, представленное в его сознании как событие его собственной жизни.
План по теме "Мышление и деятельность"
Деятельность человека / Деятельность людей и её многообразие / Мышление и деятельность
Практика по теме в формате ЕГЭ
Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.5. "Мышление и деятельность". Ответы в конце страницы.
№1. Одиннадцатиклассник Мирон готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведенном ниже списке возможные цели этой деятельности Мирона и запишите цифры, под которыми они указаны.
чтение учебников, справочной литературы
поступление в вуз
получение высокого балла
проведение экзамена
консультации педагогов
получение аттестата о среднем общем образовании
№2. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей.
Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.
Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей.
Деятельность связана с удовлетворение потребностей человека.
Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения.
№3. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Мышление имеет исключительно коллективный характер.
Мышление – это способность производить интеллектуальные операции с образами и понятиями.
Анализ – это процесс мышления, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений.
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл.
Мышление неразрывно связано с языком.
Ответы: 1 – 236; 2 – 124; 3 – 245.
Готовый конспект по теме 1.5. "Мышление и деятельность" смотри ниже.
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Мышление – вид умственной деятельности, заключающийся в познании существенных свойств объектов, закономерных связей и отношений между ними, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Речь
– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Язык
– определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация.
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение (внутренняя речь).
Социально по своей природе – опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;
Непрерывно связано с физиологией человека (работой головного мозга) и языком;
Обобщенное отражение действительности – это способность отражать общие и поэтому наиболее существенные свойства предметов явлений, их общие, и поэтому закономерные связи; в процессе мышления субъект обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, «когда мы говорим о мебели, мы подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т.д.»
Опосредованный характер (противоположено «непосредственно») – познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов; человек способен устанавливать причинно-следственные связи, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному познанию.
Личностный характер – проявляется в том, какие задачи интересуют человека, как он их решает, что он познает и чувствует и т.д.;
Связано с практической деятельностью;
Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности.
Операции, формы и методы мышления
Операции (приемы) мышления
Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (понятия «человек», «самолет»)
Суждение – такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается нечто об объектах познания. Суждения отражают связи, существующие между предметами и явлениями действительности, или между свойствами и признаками (например, «Волга впадает в Каспийское море»)
Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. («Все металлы проводят электричество. Медь – металл. Следовательно, медь проводит электричество»)
Дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего
Индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему
Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6-7.
Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2-3.
Справочник Баранова. Параграф 5.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2023 года; проверки требуют 8 правок.
О среднем общеобразовательном учреждении Донецка см. Интеллект (лицей).
На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.
В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient — показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.
На русскоговорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику — так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.
интеллект — реализуемый на физическом объекте алгоритм;
интеллект человеческого уровня (ИЧУ) — интеллект, способный решать задачи, доступные человечеству (обладает умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);
искусственный интеллект (ИИ) — созданный не в естественной биологической среде интеллект;
искусственный суперинтеллект — интеллект, превосходящий во много раз возможности ИИЧУ.
В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.
Составляющие интеллекта и его роль
Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности[неизвестный термин], логике[11],
многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации[12],
сознание[13],
память[14].
Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Различные взгляды на интеллект
Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч. 1, в. 79, р. 2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (лат. in solo Deo intellectus est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (). При этом в человеке разум () и интеллект неразличимы (intellectus sive ratio), однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувственно воспринимаемых явлений.
Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».
По этиологии различают:
Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром;
Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[22]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»): дебильность (иногда сохраняется способность к труду); имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию); идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».
Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
Факторы, коррелирующие с интеллектом
Разум
Ноогенез — появление и эволюция разума
Нейронауки и интеллект
Коэффициент интеллекта
Пол и интеллект
Умственный возраст
Коллективный интеллект
Искусственный интеллект
Интеллект животных
Логика
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: «Барс», 1997.
Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте = On Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007.
Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.
Козырев В. И. Социальный интеллект как фактор управления организацией. — Ярославль, 2000. — С. 348.
Морозов Г. В., Шуйский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — — ISBN 5-86093-010-0.;
О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. —
Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность?. — 1990. — . — .
Психологический словарь: Интеллект, Интеллектуальные процессы
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда
Электронная версия «Тезаурусной модели»
Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики
Снижение интеллектуальных способностей в обществе по Джорджу Томсону