Анализ согласования проверки и оценки заданий с развёрнутым ответом:
Методика проверки и оценки заданий с развёрнутым ответом:
- Линии 22 (25)
- Линии 23 (26)
- Линии 24 (27)
- Линии 25 (28)
- Линии 26 (29)
Характеристики задания №22 (было 25):
- Характеристика задания: Признаки живых организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Царство Животные. Человек и его здоровье
- Уровень сложности: Высокий уровень
- Форма задания: Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого
- Баллы: 2 балла
Задание №22 вариант 43731:
Критерии оценивания:
- Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание, опасное для человека, особенно для беременных женщин, может распространять животное, изображённое на рисунке 1?
- Приведите одну из мер предосторожности, которую рекомендуется соблюдать человеку, чтобы избежать заражения.
Правильный ответ:
- Заболевание: токсоплазмоз;
- Мера предосторожности:
- Заблаговременно сдать анализ на наличие антител и в случае их отсутствия пройти вакцинацию
- Во время беременности избегать помещений, в которых живут кошки (переселить кошку в другое помещение, если она живёт с будущей мамой)
- Тщательно соблюдать правила гигиены (уборка лотка в одноразовых перчатках, мытьё рук после контакта с кошкой)
Оценка:
- Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок: 2
- Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок: 1
- Ответ неправильный: 0
Задание №22 вариант 51477:
Критерии оценивания:
- Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма, используемого при выращивании рассады. Как называют приём, изображённый на рисунке?
- С какой целью он используется?
Правильный ответ:
- Приём: рассаживание рассады или пикировка (пикировка корня);
- Цель:
- Увеличение объёма почвы (увеличение объёма собственного почвенного кома) для лучшего закрепления и питания
- Улучшение приживаемости растения при дальнейшей пересадке в открытый грунт или в теплицу (отсутствие переплетения корней с соседними растениями)
- Увеличение количества и силы боковых (придаточных) корней (увеличение ветвления корневой системы) для увеличения площади питания растения
Оценка:
- Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок: 2
- Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок: 1
- Ответ неправильный: 0
Критерии оценивания Мало места для растения
Задание №23 (было 26) с развернутым ответом
Характеристика задания
- Описание характеристик
- Тематическая принадлежность: 1, 2, 3, 4, 5
- Уровень сложности: Высокий уровень
- Форма задания: Объяснять опыт использования методов биологической науки в целях изучения биологических объектов, явлений и процессов
- Баллы: 2 балла
Задание №23 вариант 43731
Критерии оценивания: В XVII в. итальянский учёный Ф. Реди поставил следующий опыт. Он взял кусок мяса, разрезал его на восемь частей. Четыре кусочка он поместил в сосуды и сверху обвязал их марлей. Оставшиеся кусочки были равномерно распределены по четырём сосудам, но их естествоиспытатель накрывать марлей не стал. Через несколько дней Реди обнаружил, что во второй группе сосудов появились белые червячки (личинки мух), а потом оттуда стали вылетать молодые мухи. А в первой группе сосудов личинки и мухи отсутствовали. Какую гипотезу проверял Ф. Реди в своём опыте? Какой вывод он должен был сделать?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла):
- Правильный ответ должен содержать:
- Гипотезу самозарождения жизни;
- Мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе.
- Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок;
- Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок;
- Ответ неправильный;
- Максимальный балл: 2
Критерии оценивания О появление мух
- Было 1, стало 0
- Мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе
Критерии оценивания Результат наблюдения О появление мух
- Было 2, стало 0
- ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫ: мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе
Критерии оценивания биологическая ошибка
- Было 2, стало 0
Задание №23
Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещенности. Для этого она проводила эксперимент, помещая водное растение элодею на различном расстоянии от источника света.
Эксперимент:
- Ангелина помещала водное растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы.
- Считала количество пузырьков кислорода, образовавшихся на срезе стебля элодеи за 5 минут наблюдений.
Результаты:
- Чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделялось.
- Начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым.
Выводы:
- С увеличением освещенности скорость фотосинтеза растет до определенного предела, после которого остается постоянной.
- При освещенности большей, чем лампой с расстояния в 15 см, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться другими факторами (скорость фотосинтеза достигла максимума).
Почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться?
С увеличением освещённости после определенного предела, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться другими факторами, например, наличием достаточного количества CO2 для процесса.
Ответ должен содержать оба вышеперечисленных элемента и не содержать биологических ошибок.
Задание №24
Характеристика задания:
- Тематическая принадлежность: Признаки живых организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Царство Животные. Человек и его здоровье
- Уровень сложности: Повышенный уровень
- Форма задания: Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)
- Баллы: 3 балла
Дыхание растений и фотосинтез
У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей.
Дыхание растений
- Растения дышат как днём, так и ночью.
- Для дыхания используется атмосферный кислород днём и кислород, накопленный в листьях ночью.
- Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу.
Фотосинтез
- Фотосинтез происходит в мякоти листьев растений.
- В хлоропластах клеток из углекислого газа и воды на свету образуется глюкоза.
- Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород.
Вопросы задания:
- В каких клетках происходит процесс дыхания?
- Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза?
- На что затрачивается энергия, освобождённая в процессе дыхания?
Ответы и оценка:
- Ответ #1: Процесс дыхания происходит во всех живых клетках.
- Ответ #2: Кислород является побочным продуктом фотосинтеза.
- Ответ #3: Энергия, высвобожденная в процессе дыхания, используется для роста, развития и размножения организмов.
Оценка:
- Ответ содержащий все вышеперечисленные элементы и без биологических ошибок – 3 балла.
- Ответ с двумя элементами и без ошибок – 2 балла.
- Ответ только с одним элементом и без ошибок – 1 балл.
- Неправильный ответ – 0 баллов.
Задание №24( было 27) вариант 51477 Критерии оценивания МУХОМОР Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под берёзой, елью и сосной. По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живёт за счёт разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остаётся в земле в виде разветвлённых белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом. Под микроскопом видно, что всё плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий. Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел. Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя. Используя содержание текста «Мухомор» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов? Укажите все возможные способы. 2) Как взаимосвязаны организмы, образующие микоризу? 3) Почему грибы выделяют в отдельное царство? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Споры грибов могут распространяться ветром, водой, животными. 2) Дерево получает от гриба неорганические вещества – минеральные соли и воду, а гриб получает от дерева органические вещества, поступающие в грибницу, а затем в плодовое тело. 3) Грибы выделяют в отдельное царство на основании способа питания, с одной стороны (признак животных), неподвижности и неограниченного роста – с другой (признак растений). Баллы Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок Ответ неправильный Максимальный балл 2 1 0 3
Критерии оценивания Как Вы считаете, нужно ли учитывать элемент ответа при наличие биологической ошибки? Было 1 стало 0
Критерии оценивания Было 2 стало 3
Критерии оценивания указан только тип взаимоотношений указаны сходство и отличие Было 1 стало 2
Критерии оценивания Было 2 стало 0 Вопросы к эксперту 1. Первый элемент ответа 2. Второй элемент ответа 3. Третий элемент ответа 4. Рекомендуемый балл Ответ неверно нет неверно 0
Критерии оценивания Как взаимосвязаны организмы, образующие микоризу Почему грибы выделяют в отдельное царство Было 2 стало 1
Задание №25 (было 28) с развернутым ответом Характеристика задания Описание характеристик Тематическая принадлежность Признаки живых организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Царство Животные. Человек и его здоровье Уровень сложности Высокий уровень Форма задания Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме Баллы 3 балла
Задание №25 вариант 43731 Критерии оценивания 1Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы. Таблица Некоторые параметры животных и человека) В Организм ы Масса тела (кг) Скорость бега (км/ч) Гепард 55 120 Газель 40 75 Страус 130 72 Кошка домашняя 6 48 Зебра 350 65 Заяц 5,5 63 Волк 50 60 1) Какое копытное животное из числа приведённых в таблице имеет максимальную скорость бега? 2) Зависит ли скорость бега животного от массы тела? 3) Между какими приведёнными организмами существуют отношения «хищник – жертв»? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) газель; 2) нет. Масса тела не влияет на скорость; 3) гепард – газель.ИЛИ Волк – заяц.ИЛИ Гепард – зебра (приведена одна любая пара) Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок Ответ неправильный Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 3
Критерии оценивания 1 1 Было 2 стало 1
Задание №25 вариант 51477 Критерии оценивания 1Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы. Таблица Некоторые параметры животных и человека) В Животное Кролик Рысь Коза домашняя Волк Длина тела (см) Длина кишечника в целом (см) Длина тонкой кишки (см) Длина слепой кишки (см) Длина толстой кишки (см) 57 94 102 561 328 2538 357 282 1969 51 4 28 151 42 542 122 530 449 15 65 Какая кишка преобладает в кишечном тракте плотоядных животных? 2) Во сколько раз длина кишечного тракта кролика больше длины его тела? 3) Чем можно объяснить, что кишечный тракт козы домашней во много раз превышает длину её тела? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Тонкая кишка. 2) Примерно в 10 раз. 3) Коза – травоядное животное. Трава (клетчатка) переваривается долго. Длинный кишечник обеспечивает полное переваривание и всасывание питательных веществ Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок Ответ неправильный Максимальный балл Балл ы 3 2 1 0 3
Критерии оценивания указано на сколько Было 2 стало 1
Критерии оценивания Было 3 стало 2 указано только время переваривания
Задание №26 ( Было 29) с развернутым ответом Характеристика задания Описание характеристик Тематическая принадлежность Человек и его здоровье Уровень сложности Высокий уровень Форма задания Умение решать учебные задачи биологического содержания Баллы 3 балла В заданий 26, используется четыре варианта таблиц. Причем, таблица 4 присутствуют во всех случаях (несколько вариантов меню), тогда как таблицы 1,2,3 комбинируются в зависимости от условий задания. Кроме того, в задании 26 содержится вопрос на знание процессов пищеварения и обмена веществ, способов их регуляции в организме человека. Задание 26 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего вести учёт энергозатрат организма человека определённого возраста и энергетической ценности пищи. Контекст задания базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной. Отбор статистических данных для задания 26 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся. Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.
Задание №26 вариант43731 Критерии оценивания . Биология. 9 класс. Вариант 43731 – 7 Биология. 9 класс. Вариант 43731 – 8 Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы) Первый завтрак 14% Второй завтрак 18% Обед 50% Ужин 18% Таблица 2 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков Возраст, лет 7–10 11–15 16 и старше Белки, г/кг 2,3 2,0 1,9 Жиры, г/кг 1,7 1,7 1,0 Углеводы, г 330 375 475 Энергетическая потребность, ккал 2550 2900 3100 Таблица 3 Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой Блюда Белки (г) Рассольник Суп-пюре овощной Тефтели с рисом (2 штуки на порцию) Говядина отварная (1 кусок на порцию) Капуста тушёная Каша гречневая Напиток из сухих плодов Напиток вишнёвый Хлеб пшеничный (1 кусок) 2,6 3,6 12,0 Жиры (г) 4,0 6,0 5,0 Углеводы Энергетическая (г) ценность (ккал) 17,3 115,6 14,4 126,0 19,6 171,0 21,0 2,3 1,8 112,3 2,7 7,2 0 2,1 4,1 0 22,0 34,8 22,0 117,0 198,3 90,0 0 1,5 0 0,6 17,3 10,3 70,0 52,4 29 После уроков учащиеся начальной школы (7–10 лет) посетили школьную столовую, где им были предложены на обед следующие блюда: рассольник, тефтели с рисом с гарниром из гречневой каши, напиток из сухих плодов, 2 куска пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность обеда? 2) Насколько предложенное меню соответствует норме обеда по углеводам для детей 7–10 лет (%)? 3) Какой отдел вегетативной нервной системы усиливает биосинтез белков в их организмах? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) энергетическая ценность обеда – 679,7 ккал (680 ккал); 2) 69,3% нормы обеда; 3) парасимпатический отдел вегетативной нервной системы Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок Ответ неправильный Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 3
Критерии оценивания энергетическая ценность Вопрос к эксперту 1. Энергетическая ценность 2. Вывод о соответствие 3. Ответ на вопрос 4. Рекомендуемый балл Соответствие углеводов Было 0 стало 2 Ответ верные расчёты верные расчёты нет 2
Критерии оценивания энергетическая ценность Было 0 стало 1
Задание №26 вариант 51477 Критерии оценивания . Биология. 9 класс. Вариант 51477 – 7 Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы) Первый завтрак 14% Второй завтрак 18% Обед 50% 29 Ужин 18% Таблица 2 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков Возраст, лет 7–10 11–15 16 и старше Белки, г/кг 2,3 2,0 1,9 Жиры, г/кг 1,7 1,7 1,0 Углеводы, г 330 375 475 Биология. 9 класс. Вариант 51477 – 8 Энергетическая потребность, ккал 2550 2900 3100 Таблица 3 Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой Блюда Белки (г) Рассольник Суп-пюре овощной Тефтели с рисом (2 штуки на порцию) Говядина отварная (1 кусок на порцию) Капуста тушёная Каша гречневая Напиток из сухих плодов Напиток вишнёвый Хлеб пшеничный (1 кусок) 2,6 3,6 12,0 Жиры (г) 4,0 6,0 5,0 Углеводы Энергетическая (г) ценность (ккал) 17,3 115,6 14,4 126,0 19,6 171,0 21,0 2,3 1,8 112,3 2,7 7,2 0 2,1 4,1 0 22,0 34,8 22,0 117,0 198,3 90,0 0 1,5 0 0,6 17,3 10,3 70,0 52,4 На большой перемене восьмиклассник Артём посетил школьную столовую, где выбрал на обед следующие блюда: суп-пюре овощной, говядину отварную с гарниром из каши гречневой, напиток вишнёвый, 2 куска пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность обеда Артёма? 2) Насколько предложенное меню соответствует норме обеда по углеводам для 14-летнего Артёма (%)? 3) Каковы функции белков в организме подростка? Назовите одну из таких функций. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) энергетическая ценность обеда – 611,4 ккал (611 ккал); 2) общее количество полученных углеводов – 88,9 г, что составляет 47,4% нормы обеда; 3) белки-ферменты влияют на скорость химических реакций ИЛИ белки обеспечивают иммунитет ИЛИ белки транспортируют вещества, например газы ИЛИ белки обеспечивают гуморальную регуляцию ИЛИ белки обеспечивают движение, как отдельных частей тела, так и всего организма ИЛИ белки служат пластическим материалом для постройки клеточных структур Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок Ответ неправильный Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 3
Критерии оценивания Было 2 стало 1 Вопрос к эксперту 1. Энергетическая ценность 2. Вывод 3. Ответ на вопрос 4. Рекомендуемый балл Ответ верные расчёты нет, ошибка в расчётах неверный 1
Критерии оценивания Было1 стало 0
Оцените ответ участника Критерии оценивания
Пример ответа участника Критерии ответа После уроков восьмиклассница Оксана решила пообедать в школьной столовой. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания. 1) Предложите школьнице меню обеда (первое, второе, салат, хлеб и напиток) из перечня предложенных блюд и напитков с максимальным содержанием жиров. 2) Насколько предложенное меню соответствует норме обеда по энергетической ценности для 14-летней Оксаны (%)? 3) Какие вещества образуются при полном распаде углеводов в организме человека? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) обед: суп солянка; салат из свежих огурцов, зелёного салата и отварного картофеля с маслом; котлета из птицы; пюре картофельное; напиток яблочный; хлеб пшеничный; 2) в обеде 792,9 ккал – 54,7% нормы обеда; 3) вода и углекислый газ
Пример ответа участника Критерии оценивания Егор, участник соревнований по гребле на каноэ, пообедал в кафе быстрого питания. Егор заказал себе на обед суп солянку, котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной, блинчики со сгущённым молоком, напиток вишнёвый. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания. 1) Рассчитайте энергозатраты спортсмена во время соревнований, продолжавшихся 3 часа. 2) Рассчитайте калорийность обеда. Насколько данный обед компенсирует энергозатраты Егора во время соревнований? 3) Как, используя знания о пищеварении, объяснить Егору следующее выражение: «Аппетит приходит во время еды»? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) энергозатраты во время соревнований – 1170 ккал; 2) калорийность обеда – 1204 ккал; компенсирует на 102,9% (полностью компенсирует); 3) попавшая в ротовую полость пища, раздражая вкусовые рецепторы, вызывает безусловнорефлекторную выработку пищеварительных соков, которые усиливают аппетит, ИЛИ вид и запах приготовленной пищи вызывает условнорефлекторную выработку пищеварительных соков, и аппетит силивается
Оцените работу участника Вариант 54188
Оцените работу участника Вариант 54188
Оцените работу участника Вариант 55802
Оцените работу участника Вариант 55017
Рассмотрели вопросы согласования проверки и оценки заданий с развёрнутым ответом: линии 22 (25),23(26),24(27),25(28),26(29) методы проверки и оценки заданий с развёрнутым ответом: линии 22 (25),23(26),24(27),25(28),26(29)
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ