Типографские шрифты: понимание основных характеристик
Крупный канон
Крупный канон — типографский шрифт с кеглем равным 40 пунктам.
Группировка шрифтов
Группа шрифтов разных видов и кеглей с одинаковым начертанием и стилем называется гарнитурой.
Реал
Реал — типографский шрифт с кеглем в 120 пунктов, используется при создании афиш и плакатов.
Квадрат
Квадрат — размер шрифта, равный 48 пунктам или 4 цицеро. Пример шрифта квадрат.
Основные характеристики шрифтов
Текущая версия страницы пока не проверена опытными участниками и может отличаться от проверенной версии.
Цифры и русские буквы в готическом стиле
Размеры кегля Диамант в разных системах
Система | Кегль (пункты) | Размер (мм) | Кегль системы |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 4 | 1,504 | 4 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 3,85 | – | 2 |
Английская система Уильяма Каслона | 4,55 | – | 178 |
Англо-американская пунктовая система | 4,22 | 1,58 | 4,5 |
Название кегля на разных языках
Русский | Немецкий | Французский | Голландский | Итальянский | Испанский |
---|---|---|---|---|---|
Бриллиант | – | – | – | – | – |
Размеры кегля Бриллиант в разных системах
Система | Кегль (пункты) | Размер (мм) | Кегль системы |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 3 | 1,128 | 3 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 2,88 | – | 1,5 |
Английская система Уильяма Каслона | 3,95 | – | 204 |
Англо-американская пунктовая система | 1,4 | 3,75 | 4 |
Терция
Размеры кегля Терция в разных системах
Система | Кегль (пункты) | Размер (мм) | Кегль системы |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 16 | 6,016 | 16 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 15,3 | – | 8 |
Английская система Уильяма Каслона | 15,9 | – | 51 |
Англо-американская пунктовая система | 15,01 | 5,62 | 16 |
Корпус
Размеры кегля Корпус в разных системах
Система | Кегль (пункты) | Размер (мм) | Кегль системы |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 10 | 3,760 | 10 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 9,6 | – | 5 |
Английская система Уильяма Каслона | 9,1 | – | 89 |
Англо-американская пунктовая система | 9,38 | 3,51 | 10 |
Боргес
Размеры кегля Боргес в разных системах
Система | Кегль (пункты) | Размер (мм) | Кегль системы |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 9 | 3,384 | 9 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 8,6 | – | 4,5 |
Английская система Уильяма Каслона | 7,9 | – | 102 |
Англо-американская пунктовая система | 8,44 | 9,16 | 9 |
Эта страница содержит текст на различных языках, включая языки стран Азии. Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.
Типографские системы и размеры кегля шрифтов
В данной статье мы рассмотрим различные типографские системы и размеры кегля шрифтов в русском языке.
Paragon Text и Paragon Ascedonica
Paragon Text, Textur, Sekunda Petit-Paragnon, Paragon Ascedonica Gran Paragona (Misal)
Размеры кегля в разных типографских системах:
Система | Размер кегля |
---|---|
Немецко-французская нормальная система | 20 |
Немецкая (лейпцигская) система | 19,15 |
Английская система Уильяма Каслона | 19,5 |
Англо-американская пунктовая система | 18,76 |
Шрифт Цицеро
Название кегля на разных языках:
Цицеро, Гробе-цицеро Cicero St. Augustine Augustijn Lettura Cicero
Размеры кегля цицеро в разных типографских системах:
Система | Размер кегля |
---|---|
Немецко-французская нормальная система | 12 |
Немецкая (лейпцигская) система | 11,5 |
Английская система Уильяма Каслона | 11,25 |
Англо-американская пунктовая система | 11,25 |
Малый канон
Ма́лый кано́н — типографский шрифт, кегль которого равен 32 пунктам.
Размеры кегля Малый канон в разных типографских системах:
Система | Размер кегля |
---|---|
Немецко-французская нормальная система | 36 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 34,5 |
Английская система Уильяма Каслона | – |
Англо-американская пунктовая система | 33,76 |
Двойной ми́ттель
Двойно́й ми́ттель — типографский шрифт, кегль которого равен 28 пунктам. Используется для оформления титульных листов, заголовков.
Размеры кегля Двойной миттель в разных типографских системах:
Система | Размер кегля |
---|---|
Немецко-французская нормальная система | 28 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 26,8 |
Английская система Уильяма Каслона | 25,3 |
Англо-американская пунктовая система | 26,6 |
Двойное ци́церо
Двойно́е ци́церо (1/2 квадрата) — типографский шрифт, кегль которого равен 24 пунктам.
Размеры кегля Двойное цицеро в разных типографских системах:
Система | Размер кегля |
---|---|
Немецко-французская нормальная система | 24 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 23 |
Английская система Уильяма Каслона | 22,59 |
Англо-американская пунктовая система | 22,5 |
Источники:
- Шрифт//Гурьева Т.Г. (ред.). Краткий словарь терминов изобразительного искусства —М.:Советский художник, 1961.
- Шрифт типографский//Новый политехнический словарь/ Гл. ред. А. Ю. Ишлинский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
- Шрифт//Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник:введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Current Notes. The Boston Journal: 1. February 10, 1885.
Шрифты разного размера в типографии
Паранго́н (двойной боргес; от фр. — образец добродетели, бриллиант чистой воды) — типографский шрифт, кегль которого равен 18 пунктам (~6,77 мм). Используется для заголовков, титульных листов. Пример шрифта парангон.
Парангон 1,5 Cicero (Paragon) Gros-Romaine Groote Romein Parangonel Petit Paragona
Размеры кегля Парангон в разных типографских системах:
Система | Размер кегля | Мм | Пункты |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная | 18 | 6,767 | 18 |
Немецкая (Лейпцигская) | 18 | ||
Английская Уильяма Каслона | 18,2 | 6,32 | 44,5 |
Англо-американская пунктовая | 16,88 | 6,32 | 18 |
Название сложилось исторически и сейчас практически не употребляется в типографском производстве. Употребляется чаще всего просто номер кегля.
Впервые шрифт такого размера использовался в 1627 году французским печатником Жан Жанноном из города Седан.
Миньо́н (моньон, колонель) (от фр. — милый, прелестный, крошечный)
Миньон — типографский шрифт, кегль которого равен 7 пунктам. Применяют в энциклопедических изданиях, карманных справочниках, словарях. Изредка в объявлениях и небольших заметках в газетах. Пример шрифта миньон.
Размеры кегля Миньон в разных типографских системах:
Система | Размер кегля | Мм | Пункты |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная | 7 | 2,632 | 7 |
Немецкая (Лейпцигская) | 6,75 | ||
Английская Уильяма Каслона | 6,62 | 122 | |
Англо-американская пунктовая | 6,56 | 2,46 | 7 |
Ми́ттель (от нем. — среднего размера)
Миттель — типографский шрифт, кегль которого равен 14 пунктам. Шрифты этого кегля в основном используют для набора основного текста учебников для младших классов и детской литературы, а также дипломных работ и диссертаций на соискание учёной степени. Пример шрифта миттель.
Размеры кегля Миттель в разных типографских системах:
Система | Размер кегля | Мм | Пункты |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная | 14 | 5,264 | 14 |
Немецкая (Лейпцигская) | 13,4 | 7 | |
Английская Уильяма Каслона | 12,65 | 64 | |
Англо-американская пунктовая | 13,13 | 4,92 | 14 |
Нонпаре́ль (1/8 квадрата; от фр. — несравненный, бесподобный)
Нонпаре́ль — типографский шрифт, кегль которого равен 6 пунктам. Применяют в изданиях, не предназначенных для сплошного чтения: справочная литература, подписи под рисунками, библиография, небольшие тексты справочного характера, таблицы. Пример шрифта нонпарель.
Размеры кегля Нонпарель в разных типографских системах:
Система | Размер кегля | Мм | Пункты |
---|---|---|---|
Немецко-французская нормальная | 6 | 2,256 | 6 |
Немецкая (Лейпцигская) | 5,75 | 3 | |
Английская Уильяма Каслона | 5,62 | 144 | |
Англо-американская пунктовая | 5,62 | 2,1 | 6 |
Пети́т (1/6 квадрата; от фр. — маленький)
Пети́т — типографский шрифт, кегль которого равен 8 пунктам. Один из наиболее распространённых шрифтов. Широко применяется при наборе основного текста справочно-энциклопедических изданий, газет, журналов. В изданиях с более крупным шрифтом петит используется для набора подрисуночных подписей, сносок, аннотаций, таблиц, формул. Пример шрифта петит.
Роль кегля в типографии
В нетерминологическом употреблении — шрифт заметно меньшего кегля, нежели шрифт основного текста; одно из средств выделения текста (наряду с курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием, разрядкой и др.).
Размеры кегля Петит в разных типографских системах
Система | Кегль | Размер в пунктах |
---|---|---|
Немецко-французская нормальная система | 8 | 3.008 |
Немецкая (Лейпцигская) система | 7.65 | 4 |
Английская система Уильяма Каслона | 7.3 | 111 |
Англо-американская пунктовая система | 7.5 | 2.81 |
Шрифты одной гарнитуры могут иметь различные начертания, которые разделяются:
- По наклону очка: прямые, курсивные и наклонные начертания.
- По плотности очка: нормальное, узкое, сверхузкое, широкое и сверхширокое начертания.
- По насыщенности шрифта: светлое, полужирное и жирное начертания.
Особенности текстовых шрифтов
Основной текст в книгах и журналах чаще всего набирают шрифтами прямого нормального светлого начертания, используя другие начертания для выделений. Однако, существуют исключения: например, в журнальной продукции часто многие статьи набирают полужирным шрифтом.
Художественный облик шрифтов
Гарнитурой называют комплект шрифтов различных размеров и начертаний. Каждая гарнитура имеет уникальное название, характеризующее назначение шрифта или названное по фамилии художника-автора шрифта.
Группы шрифтов
Рубленые шрифты
- Журнальная рубленая
- Газетная рубленая
- Древняя
- Рубленая
- Плакатная
- Букварная
- Агат
Обыкновенные шрифты
- Обыкновенная новая
- Обыкновенная
- Северная
- Елизаветинская
- Бодони книжная
- Кузаняна
- Байконур
Шрифты с едва засечками
- Акцидентная Телингатера
- Октябрьская гарнитуры
Новые малоконтрастные шрифты
- Новая газетная
- Школьная
- Бажановская
- Журнальная
- Академическая
- Пискаревская
- Кудряшевская словарная
- Кудряшевская энциклопедическая
- Баченаса
- Новая журнальная
- Малановская
В группу медиевальных шрифтов входят стандартные гарнитуры: Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского и Ладога.
Дополнительная группа включает одну стандартную гарнитуру — гарнитуру Рерберга.
Универсальных шрифтов не существует. Мнимую универсальность придает им или элементарная шрифтовая бедность, или отношение к ним как к обычным носителям информации. Нельзя использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, предназначенные для набора газет или словарей, а в газетах или словарях — шрифты для набора монографий по искусству или академических изданий.
Плотность и насыщенность шрифта
Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа "н", "п", "и" строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85%.
Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23%.
Группы стандартных шрифтов
Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:
— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;
— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу, — следующий параграф.
Типографская система мер
Единицы типографской системы мер и их соотношение с единицами метрической системы
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро, содержащее 12 пункта, и 1 квадрат, содержащий 4 цицеро или 48 пунктов.
1 пункт = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
1 цицеро = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
1 квадрат = 18,048 мм ≈ 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points = 0,9348 пункта; 1 пункт = 1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 пунктам (≈4,22 мм).
Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
Удобочитаемость и используемый шрифт
Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.
Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.
Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора увлекаться уменьшением ширины литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость: например, шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью, как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.
Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.
Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4—6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3—4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Для проверки удобочитаемости шрифта используются панграммы.
Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица — текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п.
Каждая буква использована по одному разу:
Некоторые буквы употреблены более одного раза:
На английском языке:
Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце 1785 г. усовершенствована Фирменом Дидо (). Система была создана окончательно точной. После проверки системы во многих странах мира (даже при 0° С) она была принята во многих странах Европы: Франции, Германии, Италии, России и др. В 1878 году было принято решение создать по аналогии и англо-американскую систему в основе которой лежал размер английского пункта. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (равный 1/72 французского дюйма), 1 цицеро (равный 12 пунктов) и 1 квадрат (равный 4 цицицеро или 48 пунктов):
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).
Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
Шрифты по их назначению
Как разделяют шрифты по их назначению
В зависимости от наиболее характерного применения шрифтов той или иной гарнитуры, того или иного начертания или кегля все шрифты условно подразделяют (независимо от ранее рассмотренной классификации) на текстовые, выделительные, титульные, акцидентные и афишно-плакатные. Для набора книжно-журнальных изданий наибольшее применение находят текстовые и выделительные шрифты (как правило, до кг. 12), для набора заголовочных элементов – титульные шрифты, для объявлений и особых частей изданий — иногда акцидентные шрифты.
Группы шрифтов по назначению
Книжные гарнитуры: Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.
Газетные гарнитуры: Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная, Звездочка, Норма.
Журнальные гарнитуры: Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.
Гарнитуры для словарей и справочников: Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.
Детские гарнитуры: Школьная, Букварная.
Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля
Цицеро — кегль 12 п.
Корпус — кегль 10 п.
Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
Петит (маленький) — кегль 8 п.
Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
Миньон (любимый) — кегль 7 п.
Миттель (средний) — кегль 14 п.
Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
Текст — кегль 20 п.
Именно шрифтом размера Цицеро некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
Шрифтом размера Текст был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к).
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.
Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает емкость полосы набора (т. е. число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4 — 6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3—4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость можно использовать фразу панграмму. Панграмма (c греч. «каждая буква») или разнобуквица — текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п.
Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ! В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!
Каждая буква по одному разу:
Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч. Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль. Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф. Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ! Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!
Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю — эта панграмма содержит все буквы русского алфавита кроме "Ж". Кстати именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.
История развития шрифтов
В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.
Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы.
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Пауль Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.
Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кегля 10 пунктов это отношение колеблется от 60 до 85 %.
Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кегля 10 пунктов это отношение должно быть не более 23 %.
Список типографских кеглей
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2023 года; проверки требуют 2 правки.
Запрос «Петит» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Типографские кегли: Текст кеглем :
Бриллиант (3 пт) Диамант (4 пт) Перл (5 пт) Агат (5,5 пт) Нонпарель (6 пт) Миньон (7 пт) Петит (8 пт) Боргес (9 пт) Корпус (10 пт) Цицеро (11 пт) Гробе-цицеро (12 пт) Миттель (14 пт) Терция (16 пт) Парангон (двойной боргес) (18 пт) Текст (Двойной корпус) (20 пт) Двойное цицеро (24 пт) Двойной миттель (28 пт) Малый канон (32 пт) Крупный канон (40 пт) Квадрат (48 пт) Реал (120 пт) См. также: Бастардный кегль