Колебания (план урока для 9 класса)

План урока по физике: Механические колебания

Приглашаем всех учителей физики с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки к выпускным экзаменам.

Задачи урока:

  1. Колебательные процессы:

    • Устойчивое и неустойчивое положение тела.
    • Условия, необходимые для наличия колебаний.
  2. Механические колебания:

    • Определение.
    • Примеры простых колебательных систем.
  3. Свободные и вынужденные колебания:

    • Описание и различия.

Колебательные процессы

В окружающем нас мире постоянно происходят периодические процессы, которые повторяются через одинаковые промежутки времени. Такие процессы называют колебательными. Для возникновения колебаний необходимо наличие устойчивого положения равновесия и силы, возвращающей систему в это положение.

  • Пример: Ребенок на батуте – сила тяжести и сила упругости.
  • Пример: Подвешенное тело на нити – сила натяжения и сила тяжести.

Простые колебательные системы

Примерами могут служить груз на пружине или математический маятник. Графическое изображение сил в таких системах показано на рисунке:
Колебания (план урока для 9 класса)

Свободные и вынужденные колебания

  • Свободные колебания совершаются под действием внутренних сил системы после вывода ее из состояния равновесия.
  • Вынужденные колебания происходят под действием внешних периодически изменяющихся сил.

Заключение

Механические колебания – это периодические изменения физической величины, определяющей механическое движение. Урок по механическим колебаниям позволит ученикам лучше понять принципы колебательных процессов в природе.

Присоединяйтесь к нам и учите с удовольствием!

Гармонические колебания: основы и примеры

Самое простое колебательное движение тела — гармоническое колебание. Гармоническим называют колебание, в процессе которого величины, характеризующие движение (смещение, скорость, ускорение и др.), изменяются по закону синуса или косинуса (гармоническому закону).

Описание формулы гармонического колебания

В общем виде этот закон задается формулой:

[
x(t) = A \cdot \sin(\omega t + \varphi)
]

где:

  • ( x(t) ) — значение изменяющейся величины в момент времени ( t )
  • ( A ) — амплитуда колебаний
  • ( \omega ) — циклическая (круговая) частота колебаний

Гармонические колебания являются периодическими. Период ( T ) этих колебаний равен периоду функции ( \sin(\omega t) ).

Основные характеристики колебательной системы

Частота

Частота — физическая величина, характеризующая колебательный процесс и показывающая, какое количество колебаний совершается колебательной системой в единицу времени.

[ f = \frac{N}{t} ]

где:

  • ( N ) — количество колебаний
  • ( t ) — время, за которое эти колебания совершены

Единица измерения частоты в системе СИ — Герц (Гц).

Круговая частота

Круговая (циклическая) частота — число колебаний, совершенных колебательной системой за ( 2 \pi ) секунд.

Единица измерения циклической частоты в системе СИ — с(^{-1}).

Период колебаний

Период колебаний ( T ) — время одного полного колебания.

[ T = \frac{1}{f} ]

Единица измерения периода ( T ) в системе СИ — секунда.

Амплитуда колебаний

Амплитуда колебаний — это максимальное отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

Пример: пружинный маятник

Пружинный маятник рассматривают в двух вариациях: вертикальный и горизонтальный. Груз в таких системах совершает колебания под действием силы упругости пружины, к которой он прикреплен.

Изобразим на рисунке колебательную систему, находящуюся в устойчивом равновесии. Выберем ось координат, вдоль которой будут происходить колебания, и укажем все силы, действующие на груз.

Pendulum Image

Важно помнить, что гармонические колебания широко применяются в описании различных механических систем, и понимание их основ поможет в изучении физики.

Колебания тела, прикрепленного к пружине

После того как тело, прикрепленное к пружине, толкнуть в какую-либо сторону вдоль оси OX (т.е. вывести его из положения устойчивого равновесия, сообщив телу кукую-то скорость или передав энергию) оно начнет совершать колебания в окрестности точки, называемой положением равновесия.

Положение равновесия

Положение равновесия — это положение, в котором ускорение тела равно нулю, так как результирующая всех сил, действующих на тело в этой точке, равна нулю. А, поскольку ускорение тела в этой точке равна нулю, то скорость тела будет максимальной.

Предположим, что телу сообщили скорость в направлении увеличения вдоль оси OX. В результате тело сместится на какое-то расстояние x, пружинка растянется на длину x. Со стороны пружины на тело будет действовать сила упругости, равная по модулю k∙x.

Торможение и изменение скорости

Вектор этой силы упругости будет направлен в сторону положения равновесия. Легко понять, что возникающая сила будет тормозить тело. Ускорение, действующее на тело, направлено в ту же сторону, что и сила. Скорость тела постепенно будет уменьшаться и рано или поздно станет равной нулю.

Кинетическая и потенциальная энергия

Сперва тело обладало кинетической энергией. В процессе удаления от положения равновесия кинетическая энергия уменьшается, но возрастает потенциальная энергия пружины. В амплитудном положении вся кинетическая энергия перешла в потенциальную.

Заключение

Далее тело по инерции проходит положение равновесия и начинает отклоняться в противоположную сторону. Пружина начнет сжиматься, сила упругости начнет возрастать и будет направлена снова к положению равновесия, но с другой стороны. Кинетическая энергия тела станет равной нулю, а потенциальная энергия пружины — достигнет максимального значения. Ускорение и сила упругости снова будут максимальными.

И для завершения колебания тело возвращается в положение равновесия. Всего получается четыре этапа колебания. Такие колебания будут повторяться бесконечно долго, если нет трения.

Обратите внимание, что сила упругости направлена всегда в сторону, противоположную смещению тела от положения равновесия.

Математические аспекты

На языке математики ускорение называют второй производной от координаты по времени, а второй закон Ньютона записывают в виде дифференциального уравнения второго порядка:

[ F = m \cdot a = -k \cdot x ]

Несмотря на внешнюю сложность и непонятность этого уравнения, его решением является уже известные вам тригонометрические функции.

Сравнение амплитуды и периода колебаний

Для успешного решения этих задач необходимо запомнить, как определить по графику амплитуду и период колебаний. Все остальные параметры определяются по формулам.

Чаще всего такие задачи включают сравнение двух графиков колебаний. Например, задание может звучать так: сравните амплитуду и период двух колебаний, представленных на двух разных графиках.

график

Домашние задания

  1. Проведите исследование на изменение циклической частоты пружинного маятника, увеличивая или уменьшая массу тела, прикрепленного к пружинке, в 4, 9, 16 и т. д. раза.

Решение задачи можно провести методом стрелочек: записать формулу интересующей величины и пририсовать стрелочки вверх или вниз, указывая на изменение. После анализа математических выражений сделать выводы. Например, если масса увеличилась в 4 раза, циклическая частота уменьшится в 2 раза.

формула

  1. Придумайте 5 задач такого типа для циклической частоты пружинного и математического маятника.

Также можно рассмотреть задачу: как изменится период математического маятника, если длина нити маятника увеличена в 9 раз, а маятник движется с ускорением 30 м/с2.

формула

С уверенностью в решении этих задач помогут знания по физике колебаний и математическим формулам.

Задача 1. Как изменится период свободных колебаний математического маятника, если его переместить на планету, где ускорение свободного падения меньше земного в 2 раза, и увеличить длину нити в 2 раза? Выберите верный вариант ответа:

Задача 2. При свободных колебаниях математического маятника в некоторый момент времени его кинетическая энергия оказалась равной 20 Дж, что было в два раза меньше максимальной потенциальной энергии. Чему равна полная механическая энергия колебаний этого маятника? Ответ выразите в Дж, округлив до целых.

Ответ: 40 Дж

Задача 3. «Колебательное движение задано уравнением

Колебания (план урока для 9 класса)

, где A=20 см, b=5с-1. Чему равно максимальное ускорение колеблющегося тела? Ответ дать в

, округлив до целых.»

Задача 4. «Брусок массой 200 г совершает гармонические колебания по гладкой

горизонтальной поверхности под действием пружины жесткостью

. Определите амплитуду колебаний A, если максимальное значение возвращающей силы (по модулю) в два раза меньше действующей на груз силы тяжести. Ответ выразите в миллиметрах, округлив до целых.»

Ответ: 8 мм

Задача 5. Груз массой m=400 г совершает гармонические колебания на гладкой

горизонтальной поверхности под действием пружины с жесткостью

. Амплитуда колебаний A=4 см. Найдите максимальную скорость движения груза. Ответ дайте в метрах в секунду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *