Суть коллективного способа обучения
Коллективный способ обучения представляет собой форму обучения, где все ученики класса работают одновременно, обмениваясь знаниями между собой, а не получая их от учителя. Авторами этого метода являются А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко.
Применение
Существует несколько методик и технологий группового обучения. Педагог может выбрать подходящий для своего класса способ организации занятий, такие как анализ текста, обмен заданиями, нетрадиционные уроки, групповые опросы и другие. Главное – хорошо подготовиться к уроку, чтобы заинтересовать детей.
Цель и принципы
Основной целью коллективного способа обучения является активизация учебного процесса через диалогические пары, где каждый ученик выступает и как учитель, и как ученик.
Принципы
- Самообучение: стимулирование учеников к самостоятельности и активной позиции в обучении.
- Сотрудничество: развитие навыков общения и сотрудничества в работе группы.
- Диалог: активное общение и обмен мнениями между учащимися для более глубокого понимания материала.
Успешное применение коллективного способа обучения требует от педагога хорошей подготовки и понимания логики этого метода.
Каждый ученик принимает участие в диалогах по каждой теме, что позволяет им углубленно изучить материал и на практике применять полученные знания. Этот метод отлично подходит для развития умений анализа и синтеза информации, а также формирования навыков публичных выступлений.
Методика проектно-исследовательской деятельности
Еще один популярный метод – это работа в проектной группе. Ученики самостоятельно выбирают тему проекта, осуществляют его планирование и реализацию. Каждый участник группы назначает себе конкретные обязанности и дедлайны для выполнения. Этот метод развивает навыки командной работы, организации времени и самостоятельности.
Методика | Описание |
---|---|
Изучение текста по абзацам | Дети изучают тексты в диалогических парах, углубляя свое понимание и способность работать в команде. |
Проектно-исследовательская деятельность | Работа в группе над проектом, позволяющая развить навыки планирования и самостоятельности. |
Используя эти методики в образовательном процессе, педагоги могут создать интересные и продуктивные занятия, которые будут способствовать не только получению новых знаний, но и развитию ключевых навыков у детей.
Методика проработки текста в учебном процессе
После работы в паре с Максимом Оля снова пересаживается и по такой же схеме поочередно встречается еще с четырьмя ребятами. Каждому новому напарнику девочка показывает свою тетрадь с записанными заглавиями и детально раскрывает содержание ранее проработанных с другими детьми частей текста.
Коллективное изучение текста
В новой паре она обсуждает по одному абзацу своего учебного материала. Партнер пишет в ее тетради заглавие совместно проработанного текстового отрезка. В результате коллективного способа обучения у ученицы составлен план темы, состоящий из семи пунктов.
Закрепление материала
К концу урока Ольга снова садится за стол к своему самому первому собеседнику – Олегу и излагает ему всю тему по пунктам плана. В свою очередь мальчик тоже завершил изучение данного ему тематического материала, он подробно рассказывает все, что узнал, отвечает на вопросы, советует Оле, на что обратить особое внимание.
Применение методики в обучении
Рассмотренную форму работы можно практиковать для изучения различных школьных предметов. Главное в методике поабзацной проработки текста, автором которой является А. Г. Ривин, в том, что каждый обучающийся работает над собственной полученной темой не в одиночку, а в парах (поочередно с другими одноклассниками).
Итоговое закрепление
Когда все абзацы текста проработаны, учащийся еще раз просматривает составленный план и подробно пересказывает усвоенную информацию одному из своих одноклассников. Итоговое закрепление учебного материала может проводиться и в другом формате: письменное изложение статьи, пересказ для малой группы или всего класса, ответы на вопросы учителя.
Таблица методики Обмен заданиями
Задание | Описание задания |
---|---|
РН1 | Решить неравенства |
РН2 | Решить неравенства |
РН3 | Решить неравенства |
Методика Обмен заданиями (автор М. А. Мкртчян) предполагает коллективное обучение, где ученики решают задания и проконтролировать свои действия. Раздел считается законченным, если каждое задание выполнено хотя бы одним обучающимся.
Организация коллективного обучения в школе
Рассмотрим порядок работы учеников.
Взаимообучение учеников
Допустим, Виктор хорошо подготовлен, умеет решать и объяснять все задачи из задания РН1, а Данила знает решение задач из варианта РН2. При коллективном способе обучения мальчики объединяются, чтобы обменяться знаниями:
- Виктор научит Данилу решать задачу а из задания РН1 и при необходимости даст теоретические объяснения, ответит на все вопросы.
- Решение задачи и необходимые формулы Данила записывает в тетради Виктора.
Затем также Данила передает свои знания Виктору – объясняет решение задачи а из задания РН2.
Решение задач
Следующий шаг:
- Первый мальчик самостоятельно решает задачу б из задания РН1,
- Второй – задачу б из задания РН2.
При составлении всех заданий учителю следует учесть, что задача б должна решаться таким же способом, как и задача а.
После выполнения и проверки друг у друга правильности решения ребята расходятся. Каждый из них переходит к новому партнеру. Для оптимизации поиска компаньона можно использовать цветную маркировку карточек с заданием.
Алгоритм изучения раздела
А теперь разберем алгоритм изучения всего раздела. Предположим, что в малой группе шесть обучающихся: Виктор, Данила, Степан, Игорь, Андрей и Сергей. Им следует выполнить задачи по разделу Решение неравенств.
Преподаватель заранее разрабатывает шесть упражнений:
- РН1
- РН2
- РНЗ
- РН4
- РН5
- РН6.
Кроме того, он составляет таблицу учета, в которую будет вносить соответствующие отметки о выполнении:
Ученик | РН1 | РН2 | РНЗ | РН4 | РН5 | РН6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Виктор | + | |||||
Данила | + | |||||
… |
Дети осваивают учебный материал в динамичных парах. В таблице учета педагог делает контрольную отметку о проработке задания – +. К концу урока каждый из обучающихся сможет поработать с разными партнерами и решить все шесть заданий.
Организация работы класса
Деятельность целого класса организуется посредством формирования нескольких малых групп по 5–7 человек в каждой. В этом случае определенные трудности вызывает вводный процесс запуска, так как в стандартном классном коллективе может одновременно по разным темам работать 5-6 групп, к примеру, первая – Решение неравенств (РН), вторая – Числовые последовательности (ЧП) и т. д.
Чтобы исключить возможные затруднения при применении на уроке коллективного способа обучения, необходимо заранее продумать вводный запуск. Например, вместо одного педагога на первое занятие придут 2-3 и более учителей или к работе с учениками младших классов можно привлечь активных старшеклассников, которые значительно облегчат установочную работу.
Мурманская методика взаимного обмена заданиями позволяет использовать прием самозапуска. Учитель распределяет весь теоретический и практический материал по карточкам, которые раздает ученикам. Дети должны самостоятельно освоить (повторить) предложенные упражнения. Затем каждый выбирает себе партнера и запускается взаимообучение – выполнение задач на закрепление, обмен карточками, переход к новому партнеру, работа во вновь созданной паре.
В процессе учебной деятельности применяются маршрутные листы, обязательно заполняется таблица или экран учета работы всех детей, осуществляется контроль в различных формах: учительский, самоконтроль, взаимная проверка.
Основной вид итогового контроля при коллективном способе обучения – зачет:
Основное преимущество коллективного способа обучения как педагогической технологии – возможность освободить учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и уделить больше времени индивидуальной помощи ученикам.
Особенности групповой технологии коллективного обучения
По теории В. К. Дьяченко, коллективный способ обучения может быть комбинированным – иметь различную организационную структуру: индивидуальную, парную, групповую.
К групповым способам обучения относятся следующие формы организации учебного процесса, когда один обучает многих, каждая из них имеет свои преимущества:
Для современного школьного образования характерно широкое применение различных форм организации коллективного способа обучения в рамках классно-урочной системы. Самыми распространенными являются фронтальная и групповая внутри класса. Дети не только постигают учебный материал и отрабатывают навыки, они осваивают опыт совместной деятельности, созидательного труда и социальных отношений.
Педагог И. Б. Первин выделил пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
При грамотном педагогическом подходе и руководстве эти формы организации учебной деятельности способствуют реализации основных условий коллективности: осознание общей цели, обоснованное распределение обязанностей, взаимодеятельность, обоюдный контроль.
Фактически на практике коллективными технологиями называют только групповой и межгрупповой уровни организации учебного процесса в классе.
Технология «Коллективный способ обучения» предполагает совместное решение поставленных задач и требует временного разделения класса на малые группы. Учитель предлагает обучающимся алгоритм действий: обсудить учебную задачу, определить способы ее решения, реализовать намеченное на практике, представить совместно полученный результат.
Описанная форма работы эффективнее фронтальной, так как позволяет осуществлять дифференцированный подход – учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, предоставляет широкие возможности для кооперирования и формирования навыков коллективной познавательной деятельности.
Основные цели групповой технологии
Групповые технологии как коллективный способ обучения способствуют решению многих педагогических и психологических задач, таких как:
Организация групповой деятельности в процессе обучения имеет свои особенности, такие как:
Формирование групп и назначение руководителей (консультантов) происходит по принципу объединения учеников с разным уровнем осведомленности и обученности по данному предмету, с учетом их совместимости и возможности взаимно дополнять друг друга.
Однотипная работа в группах при коллективном способе обучения предполагает выполнение одинакового для всех обучающихся задания. Дифференцированная деятельность – решение группами разноуровневых задач. В ходе учебного процесса одобряется и поощряется содействие обучающихся: помощь друг другу, обращение за советом, совместное планирование, обсуждение хода и итогов работы.
При коллективном способе обучения следует обратить особое внимание на индивидуальную поддержку нуждающихся учеников, так как групповая форма работы значительно увеличивает потребность в ней. Дети могут оказывать взаимную помощь друг другу или получать ее со стороны педагога. Таким образом, выигрывает не только слабый учащийся, но и более сильный получает возможность закрепить, актуализировать, конкретизировать и отточить свои знания.
Этапы групповой работы
Весь процесс групповой работы состоит из трех основных этапов, которые в свою очередь включают ряд действий:
Подготовительный этап
Подготовка к выполнению задания:
Основной этап
Заключительный этап
Рефлексия, анализ, выводы:
Как показывает практика, если вводный этап взять за единицу времени, то длительность групповой деятельности равняется примерно шести единицам, а заключительная часть – двум.
Во время групповой работы обучающихся учитель выполняет различные функции: контролирует деятельность групп, отвечает на вопросы учеников, уточняет порядок действий, регулирует возникшие споры, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Коллективный способ обучения имеет свои плюсы и минусы – позволяет обсуждать ход и результаты работы, взаимно консультировать друг друга, но также требует серьезной организации и тщательной подготовки.
Технология наиболее эффективна и целесообразна для решения основных дидактических задач, проведения практических и лабораторных работ, научных практикумов. Методика КСО получила широкое применение на уроках иностранного языка при отработке навыков разговорной речи в парах, трудового обучения и технологии при решении конструктивно-технических задач; естественно-научного цикла при выполнении практических работ, гуманитарного цикла при изучении текстов, исторических документов и т. п.
Разновидности групповых технологий
Рассмотрим, какие групповые технологии используются.
Групповой опрос
Одна из коллективных технологий, которую применяют для повторения и закрепления изученного раздела учебной программы. Работа в такой форме может быть проведена как во время урока, так и после него, например, зачет. Учитель заранее составляет перечень вопросов, которые консультант задает каждому обучающемуся. В ходе опроса один ученик отвечает, а остальные члены группы дополняют, комментируют и совместно оценивают ответ.
Структура группового опроса идентична групповому занятию, разница лишь в соотношении вводной, основной (опрос обучающихся) и заключительной частей, они составляют пропорцию 1:8:2. Класс делится на группы, в которых ученики опрашиваются одновременно. Чтобы дети не мешали друг другу, общение проходит вполголоса.
Такая форма опроса способствует повышению интенсивности учебной деятельности, целостному включению группы в работу, определению уровня знаний у всех учеников без исключения, воспитанию у детей чувства ответственности, взаимовыручки и требовательности.
Общественный смотр знаний
Одна из особых форм проверки знаний. Она требует грамотной организации и правильно проведенного подготовительного периода.
Временные затраты на подготовку зависят от содержания и сложности смотра, а также уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Сначала следует разбить классный коллектив на группы по 4–6 человек и в каждой назначить консультанта. Если в классе ранее уже практиковался коллективный способ обучения и кружки сформированы, то лучше всего оставить их в том же составе и проводить подготовительную работу в уже слаженных объединениях.
Учителю необходимо заранее тщательно продумать и составить перечень вопросов, задач, практических заданий, графических работ и прочего учебного материала, который дети должны повторить в группах во время внеурочной подготовки. Основную подготовительную работу педагог проводит с консультантами, которые в процессе смотра знаний будут управлять деятельностью групп.
Открытое итоговое мероприятие проводится в торжественной форме. Предварительно помещение украшается, парты расставляются в особом порядке, организуется выставка методических материалов, дидактических пособий, практических работ школьников.
Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы хорошо видеть класс и доску. Передний ряд парт оставляется свободным для самостоятельно работающих обучающихся. Все дети одеты в праздничную форму, сидят по группам со своим консультантом. Предоставляется слово председателю жюри, который и открывает смотр.
После этого ведущий педагог приступает к своим обязанностям. У него обязательно имеется план проведения смотра с указанием всех видов работ (устных, письменных, графических, практических задач, нестандартных заданий и т. п.) и список учеников по группам.
Учитель заранее продумывает и планирует предстоящую работу так, чтобы группа детей выполняла задание, сидя за партами, вторая – у доски, третья – отвечая на вопросы со своих мест. Если ответ прозвучал недостаточно полно, ученики могут дополнить и уточнить его.
Члены жюри учитывают все ответы и поправки, могут задавать вопросы отвечающему. На общественном смотре допускается включение недлительной фронтальной проверки знаний, как то небольшой диктант или текст, перфокарты или несложные задачи. В программу открытого мероприятия могут включаться развлекательные элементы, например, по типу КВН.
В финальной части жюри подводит итоги, председатель оглашает результаты перед всеми участниками. Наряду с оценками, которые получает каждый ученик класса, также характеризуется работа всех групп. Мероприятие освещается в информационных средствах и анализируется в педагогическом коллективе.
Учебная встреча
Эта групповая форма работы эффективна при повторении учебного материала, проводится не только на уроке, но и во внеурочное время. Встреча может быть организована между двумя командами одного класса или в параллели. Тема и время проведения утверждаются учителем или активом класса.
Так же, как и любой коллективный способ обучения, учебная встреча требует хорошо продуманной подготовки. Роль ведущего берет на себя педагог.
Групповое мероприятие проводится следующим образом. Ведущий задает вопрос одной команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку, остальные члены этой же группы могут дополнять и уточнять. Если ответ неправильный или неполный, то отвечает другая команда.
Ведущий и члены жюри могут задавать дополнительные вопросы. Так же, как и при проведении общественного смотра, некоторые учащиеся одновременно работают у доски, другие – приглашаются к столу для выполнения письменных работ. В отличие от торжественного смотра, учебная встреча носит рабочий характер и является текущей проверкой знаний.
Диспут
Диспут основывается на противопоставлении нескольких мнений и является разновидностью учебной встречи. Успех этого группового мероприятия зависит от выбора темы, которую можно рассматривать как минимум с двух различающихся позиций.
Учитель должен самым тщательным образом продумать задачи и ход диспута, возможные варианты ответов, а главное, выводы, которые должны сделать участники дискуссии. Перед началом мероприятия необходимо ознакомить детей с правилами, обычно их размещают на видном месте.
В ходе обсуждения педагог следит за соблюдением озвученных в самом начале требований:
Очень важно грамотно подготовить того, кто будет вести диспут, так как от этого во многом зависит успешность мероприятия. В ходе полемики ведущий обязан предоставлять слово всем желающим высказать свою точку зрения, следить за соблюдением регламента, соблюдать очередность выступлений и поддерживать накал участников до конца встречи. Хорошо, если этот ученик пользуется заслуженным авторитетом среди одноклассников.
Главная цель диспута – научить школьников приводить аргументы, руководствоваться фактами, логично отстаивать свою позицию. Этот коллективный способ обучения не требует выставления отметок или принятия решений.
Нетрадиционные уроки
К групповым технологиям относятся и нетрадиционные уроки, в которых классный коллектив делится на разные группы.
Такой коллективный способ обучения часто используется в начальной школе, например, интегрированный урок, урок-сказка, урок-открытие, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина и другие. Нестандартные групповые технологии позволяют увеличить учебный актив обучающихся – в него входят сильные ученики, проявляющие интерес к различным предметам и желающие оказать помощь одноклассникам, они играют роль консультантов или ассистентов.
Результативность групповой деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо учитель знает класс: не только уровень знаний, но и личностные особенности детей, психологический климат в коллективе. Большое значение имеет подготовленность консультантов, проведение с ними систематических занятий и методических консультаций, проверка качества их знаний. Затраченное на подготовку время педагог полностью компенсирует качеством знаний учащихся.
Современная психологическая наука утверждает: мышление и речь тесно взаимосвязаны, таким образом, коллективный способ обучения (КСО) является эффективной педагогической технологией. Работа в парах сменного состава по определенному алгоритму позволяет развивать у школьников самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.
Материал основан на следующих источниках:
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эйлер.
Портрет, выполненный Я. Э. Хандманном (1756)
Дата смерти или
Научная сфера математика, механика, физика, астрономия
Ученики М. Е. ГоловинП. Б. ИноходцевС. К. КотельниковА. И. ЛексельС. Я. РумовскийН. И. Фусс
Награды и премии член Американской академии искусств и наук () член Лондонского королевского общества
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе
Базельский университет в XVII—XVIII веках
Того ради нахожусь принужден, как ради слабого здоровья, так и других обстоятельств, искать приятнейшего климата и принять от его Королевского Величества Прусского учиненное мне призывание. Того ради прошу Императорскую Академию наук всеподданнейше меня милостиво уволить и снабдить для моего и домашних моих проезду потребным пашпортом.
Портрет 1756 года, выполненный Эмануэлем Хандманном (Kunstmuseum, г. Базель)
В 1742 году вышло четырёхтомное собрание сочинений Иоганна Бернулли. Посылая его из Базеля Эйлеру в Берлин, старый учёный писал своему ученику: «Я посвятил себя детству высшей математики. Ты, мой друг, продолжишь её становление в зрелости». В берлинский период, одна за другой, выходят работы Эйлера: «Введение в анализ бесконечно малых» (1748), «Морская наука» (1749), «Теория движения Луны» (1753), «Наставление по дифференциальному исчислению» (лат. Institutiones calculi differentialis, 1755). Многочисленные статьи по отдельным вопросам печатаются в изданиях Берлинской и Петербургской Академий. В 1744 году Эйлер открыл вариационное исчисление. В его работах используются продуманная терминология и математическая символика, в значительной степени сохранившиеся до наших дней, изложение доводится до уровня практических алгоритмов.
Фридрих II Прусский
Снова Россия (1766—1783)
Здание Петербургской Академии наук во второй половине XVIII века (Кунсткамера)
«Письма к немецкой принцессе», третье издание (1780)
1772: «Новая теория движения Луны». Эйлер наконец завершил свой многолетний труд, приближённо решив задачу трёх тел.
Надгробие Л. Эйлера, гранитный саркофаг в Петербурге
«Он перестал вычислять и жить», — сказал Кондорсе на траурном заседании Парижской Академии наук (фр. Il cessa de calculer et de vivre).
Вклад в науку
Во всех упомянутых случаях позиция Эйлера поддержана современной наукой.
В задаче о количестве разбиений натурального числа получил формулу, выражающую производящую функцию числа разбиений через бесконечное произведение
Эйлер определил дзета-функцию, обобщение которой получило впоследствии имя Римана:
где вещественное число (у Римана — комплексное). Эйлер вывел для неё разложение:
Основание натуральных логарифмов было известно ещё со времён Непера и Якоба Бернулли, однако Эйлер выполнил настолько глубокое исследование этой важнейшей константы, что с тех пор она носит его имя. Другая исследованная им константа: постоянная Эйлера — Маскерони.
Первая книга по вариационному исчислению
Эйлер значительно продвинул теорию рядов и распространил её на комплексную область, получив при этом знаменитую формулу Эйлера, дающую тригонометрическое представление комплексного числа. Большое впечатление на математический мир произвели ряды, впервые просуммированные Эйлером, в том числе не поддававшийся до него никому ряд обратных квадратов:
В треугольнике ABC ортоцентр H, центр U описанной окружности и центроид S лежат на одной «прямой Эйлера»
Уточнение теоремы Эйлера. Прямая Эйлера (красная) проходит через центр описанной окружности треугольника, его ортоцентр, центр тяжести и центр окружности девяти точек
Другие области математики
Задача об обходе семи мостов Кёнигсберга
Механика и физика
«Теория движения Луны», 1753;
«Теория движения планет и комет», 1774;
«Новая теория движения Луны», 1772.
Другие области знания
Лунный кратер Эйлер
В честь Эйлера названы:
Личные качества и оценки
Академики у памятника Л. Эйлеру, 1784 г.
Мемориальная доска на доме Эйлера в Берлине
Марки, монеты, банкноты
Очень многие факты в геометрии, алгебре и комбинаторике, доказанные Эйлером, повсеместно используются в олимпиадной математике.
Некоторые из известных потомков Эйлера
Приведём краткое генеалогическое древо некоторых из известных потомков Эйлера (фамилия приводится, если она не «Эйлер»).
Новая теория движения Луны. — Л.: Изд. АН СССР, 1934.
Основы динамики точки. — М.—Л.: ОНТИ, 1938.
Дифференциальное исчисление. — М.—Л.: Геодезиздат, 1949.
Избранные картографические статьи. — М.—Л.: Геодезиздат, 1959.
Исследования по баллистике. — М.: Физматгиз, 1961.
на латинском языке