Уравнение состояния идеального газа

Методическая разработка урока физики в 10 классе

Тема: Уравнение состояния идеального газа


Цель урока:

  • Вывести зависимость между параметрами p, V, T.
  • Применить полученные знания при решении задач.
  • Развивать логическое мышление учеников.
  • Развивать навыки самообразования.
  • Находить решение проблемных ситуаций.

Оборудование:

  • Поурочные карты
  • Тесты
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация PowerPoint

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

Перед началом урока проведем небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. У вас есть 4 минуты на ответы на вопросы. Вы можете приступать.


  1. Сколько атомов в 1 моль вещества?

    • а) 6·10^23
    • б) 12 ·10^23
    • в) 6·10^-23
    • г) количество материи
  2. Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?

    • а) беспорядочное движение отдельных атомов
    • б) беспорядочное движение отдельных молекул
    • в) беспорядочное движение мелких твёрдых частиц в жидкости
    • г) все три явления, перечисленные в ответах а – в
  3. Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 27°C по шкале Цельсия?

    • а) 327 K
    • б) 300 K
    • в) 273 K
    • г) 246 K
  4. Что определяет произведение 3/2 kT?

    • а) среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газа
    • б) давление идеального газа
    • в) абсолютную температуру идеального газа
    • г) внутреннюю энергию идеального газа
  5. Можно ли говорить о температуре одной или нескольких молекул?

    • а) можно говорить о температуре одной молекулы
    • б) можно говорить о температуре нескольких молекул
    • в) можно говорить только о температуре очень большого числа молекул
    • г) можно говорить и о температуре одной молекулы, и нескольких молекул
  6. Как изменится давление газа при уменьшении его объема в 4 раза? При неизменной температуре.

    • а) уменьшится в 4 раза
    • б) увеличится в 4 раза
    • в) уменьшится в 2 раза
    • г) увеличится в 2 раза

Проверьте ваши ответы и поставьте себе оценку:

  • 5 – 8 верных ответов
  • 4 – 7 верных ответов
  • 3 – 5-6 верных ответов
  • 2 – не более 4 верных ответов

Проверьте знание формул:

  1. Число частиц в любом теле
  2. Зависимость давления идеального газа от температуры
  3. Средняя кинетическая энергия поступательного движения одной частицы
  4. Тепловая скорость движения молекулы
  5. Средняя кинетическая энергия молекулы с массой m0

(Ответ: 1 —- 2, 2 —–3, 3 —5, 4 —–4, 5 —-1)

Целеполагание и мотивация

Проблемная ситуация.

Важную роль в нормальной жизнедеятельности многих людей играет атмосферное давление. Какие способы измерения или вычисления атмосферного давления, например, в нашем кабинете вы можете предложить?

Ученик: Самый простой способ использовать барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Педагог:
А если нет барометра, если у нас под рукой только линейка и термометр. Предложите способ определения атмосферного давления в нашем кабинете с помощью линейки и термометра (Время на обдумывание – 3 мин).

Вычисление атмосферного давления

  • Термометром можно измерить температуру
  • Линейкой измерить размеры комнаты и вычислить объем

Ученик:
А как установить зависимость между давлением, объемом и температурой?

Педагог:
Для вычисления атмосферного давления в нашем кабинете мы пришли к необходимости установить зависимость между давлением, объемом и температурой. Какова основная учебная (познавательная) задача урока?

Ученики:
Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T.

Педагог:
Итак, какова тема сегодняшнего урока: Ученики: Уравнение состояния идеального газа.

Основная познавательная задача

Ученики:
Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T идеального газа.

Педагог:
Составим план наших действий. Урок мы начали с определения очень важного макропараметра – давления.

Педагог:
Подумайте, каким образом можно связать три последних выражения, которые содержат интересующие нас макропараметры P, V, T?

Ученики:
Подставить выражение для концентрации и числа молекул в уравнение P = nkT.

Следующий путь – путь подражания – это путь самый легкий.

Первичное усвоение материала

Итак, мы вспомнили все необходимое, наметили план решения нашей учебной задачи.

Учебная задача

Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T.

Предлагаю вам самостоятельно вывести уравнение состояния идеального газа. Работа с учебником §68.

  1. Вывести уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона
  2. Ввести универсальную газовую постоянную R. Выяснить физический смысл универсальной газовой постоянной R.

Связь между давлением, объемом и температурой идеального газа

Уравнение Клапейрона является одним из ключевых уравнений в физике идеального газа, которое связывает давление, объем и температуру в двух различных состояниях газа.

Уравнение состояния вещества

Уравнение, которое выражает связь между макроскопическими параметрами состояния вещества (давлением, объемом и температурой), называется уравнением состояния этого вещества. Для идеального газа это уравнение имеет простой вид.

Универсальная газовая постоянная R

Преобразуя уравнение состояния идеального газа, мы получаем универсальную газовую постоянную R, которая имеет значение 8,31 Дж/(моль.К). Уравнение Менделеева-Клапейрона, предложенное Дмитрием Ивановичем Менделеевым, обобщает результаты Б.П. Клапейрона.

Закрепление темы:

а) Решение задачи:

Сколько гелия потребуется для наполнения воздушного шара объемом 500 м3 при нормальном атмосферном давлении и температуре 300 К? Ответ: 83 кг.

б) Задание из ЕГЭ по физике:

  1. Необходимо определить число в свободной клетке таблицы с учетом уравнения Клапейрона-Менделеева.
  2. Рассчитать массу воздуха, вышедшего из комнаты при изменении температуры.
  3. Определить объем кислорода в баллоне при известной температуре.

Уравнение Клапейрона-Менделеева поможет решить эти задачи точно и легко.

Изучение процессов с идеальным газом

На рисунке изображено изменение состояния постоянной массы разреженного аргона. Температура газа в состоянии 1 равна 27 °C. Какая температура соответствует состоянию 2? Ответ выразите в градусах Кельвина.

Из графика видно, что процесс изохорный. В таком процессе выполняется соотношение:

Два моля идеального газа, находящегося в закрытом сосуде при температуре 300 K, начинают нагревать. График зависимости давления p этого газа от времени t изображён на рисунке. Чему равен объем сосуда, в котором находится газ? Ответ выразите в литрах.

Из уравнения Менделеева — Клапейрона получаем:

Используя уравнение Менделеева — Клапейрона:

  1. На графиках приведены зависимости давления p и объема V от времени t для 0,2 молей идеального газа. Чему равна температура газа в момент t = 30 минут? Ответ выразите в градусах Кельвина с точностью до десятков.

По графикам найдем значение объема и температуры в момент времени 30 минут:

  1. На графиках приведены зависимости давления p и объема V от времени t для 0,4 молей идеального газа. Чему равна температура газа в момент t = 45 минут? Ответ выразите в градусах Кельвина с точностью до десятков.

Д/з:

  1. § 68 (Ответить на вопросы), упр. 13 (5).
  2. Подготовить информацию о Менделееве и Клапейроне.

Рефлексия: Подведи итог своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *