Киевская Русь оказала огромное влияние на формирование культуры, образа жизни и государственности России, Украины и Беларуси. Она стала колыбелью православного христианства и центром торговли и культуры.
Христианизация и культурное развитие
С крещением Киевской Руси в 988 году, христианство стало неотъемлемой частью жизни народа. Церковь играла важную роль в образовании и культурном развитии.
Государственное устройство
Княжеская власть и система управления, основанная на родовом принципе, сформировали базу для дальнейшего развития государственности.
Города и ремесла
Развитие городов, ремесел и торговли способствовало экономическому развитию и обмену опытом между городами и странами.
Культурные связи
Обмен культурными ценностями с Византией, Западной Европой и Востоком стимулировал развитие науки, литературы и искусства.
Киевская Русь оставила наследие, которое до сих пор формирует культурную и историческую суть современных стран. Ее влияние прослеживается в различных аспектах жизни и формирует их уникальность.
География и история
В истории древнерусских земель сложилось несколько княжеств, которые позднее стали становиться ключевыми в формировании современных государств. Галицко-Волынское княжество располагалось на территории современной Украины и юга Беларуси, Новгородская республика занимала территорию на северо-западе бывшей Киевской Руси. Владимирское, а затем Московское княжество, которое стало историческим ядром России, располагалось на северо-востоке бывшей Руси. Важно отметить, что религия, литература, искусство, законодательство, письменный язык и правящая династия Московского княжества имеют свои корни в Киеве. Однако, обитатели Москвы и Санкт-Петербурга замечали различия в языке, песнях, народной культуре и этничности жителей Киева.
Геополитические аспекты
Приверженцы идеологии евразийства, такие как Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилев и другие, рассматривают Монгольскую империю как геополитического предшественника Российской империи.
Социальная организация
Община – это традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, а более поздняя форма – соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение.
Долгое существование и жажда свободы
Монгольское нашествие не прекратило существование Киевской Руси, а лишь изменило ее облик. Галицко-Волынское княжество продолжало существовать в течение 100 лет после захвата, даже рассматривая свои земли как русское королевство в 1253 году.
После присоединения Галичины к Польше и Волыни к Литве в 1340-х годах развитие государственности Украины не остановилось, продолжая в составе Великого княжества Литовского. Два княжества сохраняли свою автономию с уникальными традициями, культурой и законами.
Казаки стали медиаторами между Польшей и украинским народом, а также основателями Запорожской Сечи в 1550 году, до создания Речи Посполитой.
Украинская государственность в борьбе с усилиями централизованной власти продолжала существовать в западных землях Украины, вступив в состав Австро-Венгрии. Краевые парламенты в Черновцах и Львове штатно работали с 1851 года, демонстрируя желание сохранить автономию во всей территории.
История рассказывает
Важно отметить, что в тогдашней Российской империи не было никаких подобных признаков. Первая дума (парламент) там образовалась лишь в 1906 году, но она не имела никаких прав, и дважды была распущена царем без каких-либо оснований.
Украинская Народная Республика
1917 год стал годом провозглашения Украинской Народной Республики, как автономной части России, а уже в 1918 году УНР получила полную независимость и международное признание. В 1919 году к УНР присоединилась Западноукраинская Народная Республика, которая образовалась в результате распада Австро-Венгрии. К сожалению, тогдашняя Украина не выстояла против белогвардейцев, большевиков и поляков, и впоследствии значительная часть ее территорий присоединилась к СССР в виде союзной республики.
Попытки восстановления независимости
Позже было много попыток восстановить независимость, но все они терпели неудачи:
- Карпатская Украина 1939 года;
- Украинское Государство на территории Львовской области в 1941 году;
- неоднократные попытки украинских патриотов и диссидентов вплоть до 196-х годов.
Таким образом мы видим, что Украинская государственность почти все время своего существования страдала от попыток России присвоить себе ее название, историю, территории и достижения.
Украина – страна свободных людей
Украина – это страна свободных людей, которая всегда находила способ сохранить свою аутентичность, даже находясь в составе других государств. Поэтому нет никаких сомнений, что победа над расистскими захватчиками будет совсем скоро, и они больше не смогут присвоить себе ни наши культурные достояния, ни земли.
Напомним! Сегодня лозунг Слава Украине звучит во всех уголках мира. Но не всем известно, что он имеет свою уникальную и интересную историю. Подробно рассказываем о возникновении лозунга и о его значении до и во время войны в нашем материале по ссылке.
Вас может заинтересовать:
- Visit Ukraine Donation – сделайте доброе дело и важный вклад в Победу Украины;
- Visit Ukraine Tours – самая большая онлайн-база по турам по Украине на любой вкус;
- Visit Ukraine Merch – выбирайте патриотическую одежду и аксессуары с доставкой по всему миру;
- Visit Ukraine News – оперативно узнавайте важные новости и обновления в нашем Telegram-канале;
- Cooperation – сотрудничество и рекламные интеграции с проектами Visit Ukraine и Visit World.
Община в Западной Европе
Защитные башни в Сан-Джиминьяно (Тоскана) свидетельствует о межобщинной борьбе в Средние века
Формирование родовых общин в древности
В основе ещё первобытных форм совместного проживания, лежала ещё кровная, семейная связь, вытекавшая из происхождения группы лиц от одного общего предка. Об это можно судить, в частности, из древних ирландских и валлийских законов, а также по сведениям, относящимся к Испании и германским племенам.
Эволюция общих форм проживания
Первоначально такой группой было племя, впоследствии, с увеличением численности племени — входившие в его состав роды и кланы. Как правило, племя или его ветвь занимало определенную территорию, все пастбища, леса и земли на ней служили предметом совместного и нераздельного пользования всего племени.
Развитие структуры проживания
Ежегодно племя определяло, какие земли должны были подлежать обработке, осуществлявшейся совместно, продукты делились между всеми членами племени. Если у некоторых племен можно заметить возникновение чего-то вроде земельной родовой собственности, то она имела скорее характер временного владения: землю держал известный род, пока обрабатывал её.
Разложение родовой формы
В чистом виде родовая форма сосуществования и совместного пользования угодьями прожила недолго, ввиду увеличения количества родичей она подвергалась дальнейшему процессу разложения и распада на новые подгруппы. Каждая из них получала свой надел, где вела самостоятельное хозяйство с сохранением иногда совместного пользования угодьями.
Процесс разложения и новые общности
В одних случаях процесс разложения создавал называемые семейные общины (задруги у южных славян, марковые общины), в других — общины, где объединяющим характером было более территория проживания, нежели кровное родство.
Формирование новых поселений
Переход к соседским формам отношений созданием новых дворов по соседству со старыми был неизбежен. На это было три причины:
- Увеличение численности рода
- Выселение членов родовой группы
- Покупка и обмен земель
Изменения в правовой сфере
Параллельно с этим названия членов поселений, указывающие на кровную связь, уступают место новым, основанным на факте простого сожительства на данной территории. Вместе с тем право выкупа и право выдачи разрешений на отчуждение земли переходит от рода к общине, право родовой мести заменяется судом и пенями.
История развития родовых общин является важным аспектом понимания общественного строя древних общинных форм проживания. Постепенное переход от родового к общинному началу отразилось в сложившихся правилах и обычаях.
Как и при родоплеменном строе, в общем и нераздельном ведении средневековой общины находились угодья вроде лесов, лугов и пастбищ. Пашни долгое время не подвергаются переделу, а о равномерности участков также долго нет достоверных данных. Как правило, общинные земли были большими по площади, их обработка осуществлялась, опять же, занятием ничейных земель и последующим освоением, как и ранее. Каждая новообразующаяся группа могла получить собственную пашню после расчистки участка леса. Отсюда в европейских документах, начиная с VIII-IX веков, начинает появляться ряд терминов (лат. bifang, assarum, purpressura, odemprevium), означавших как и факт пользования общинной землей, так и право общинника присвоить себе для пашни тот или иной участок, получавший название по фамилии общинника, как, например, в Эльзасе.
Определённых ограничений деятельности общинников со стороны общины или марки почти не существовало. Каждый действовал в меру своих надобностей, лишь постепенно, впервые в VIII веке в германских землях, стали появляться неопределённые постановления о регулировании пользованием общинными землями. Гораздо позже они выработались в виде целой законодательной системы, отражённых в правовых обычаях того времени — французских кутюмах, немецких вайстюмах и т.д.
Во всяком случае, все члены общины пользовались в весьма широких размерах общинными угодьями — пастбищами, лугами, лесом и т. п., составлявшими неизбежный атрибут общины и обеспечивавшими земледельческое население. Совершавшийся в Западной Европе параллельно разложению племенного и родового строя и в значительной мере в связи с ним процесс феодализации оказал весьма слабое влияние на формы и существование общины: ни способы обработки общинных земель, ни порядки пользования общинными угодьями не изменились от действия феодального режима. Власть феодала-сеньора и его право верховной собственности покрыли сверху общину, не разрушая внутренних её порядков. Доля, принадлежавшая сеньору в общинных угодьях, далеко не была значительна; всю остальную землю он предоставлял общинникам.
В подавляющем большинстве пахотные участки оставались в наследственном владении, однако в Средневековье появился иной тип сельский общины, где явственно проглядывались попытки равномерного передела земли между общинниками. В датских общинах этот порядок наследования пашни существовал с давних времен, был узаконен обычаем и внесен в кодексы Ютландии и других областей, определявшие порядок раздела общинной пашни на участки (нем. ) и уравнительный передел их между общинниками посредством жребия (нем. ). В Германии во многих местностях установилась та же система пользования пашней. Во многих эльзасских деревнях определённая часть альменды отводилась для земледелия. Её делили на 3 поля, а каждое поле — на столько участков, сколько насчитывалось общинников, затем по жребию между общинниками распределялись все нарезанные участки, притом часть участков доставалась и феодалу. Во многих случаях и здесь, как в Испании и Англии, раздаваемые путём периодических переделов общинной земли наделы являлись дополнением к наследственной пашне, находившейся в руках общинников по раннему разделу.
С XV-го и особенно с XVI века выработанные формы общины в Средние века, постепенно подверглись изменениям, а общинные порядки землевладения начинают ослабевать и исчезать. Примером может послужить история земель в пиренейской долине Баретус (фр. ), расположенной во французской области Аквитания. Члены общины, разбогатевшие на ниве торговли, потребовали раздела общины и отмены прежних кутюмов, основанных на семейно-общинном начале. Стремление выделиться из общины и превратить пользование в собственность было заметно и в других местах, со стороны более зажиточной части общинников. Гораздо большее значение имели внешние причины, которые приводили к разложению и уничтожению общины, хотя не везде и не одновременно действовали они с одинаковой силой. Исчезновение общины происходило то путём экспроприации, то посредством раздела общинных земель между общинниками. В числе факторов, разрушительно действовавших на общину – права феодалов, претендовавших на общинные земли; и изменение экономики в целом и земледелия в частности, начавшиеся ещё в XVI столетии и достигшие апогея в экономической литературе XVIII века. Впоследствии роль на исчезновение общины взяла государственная власть, с XVIII века во множестве европейских странах были приняты законы, направленные против общины и в пользу раздела общинных земель.
К началу XX века традиционная община в Европе практически вымерла, сохраняясь лишь в отдалённых местах. Так, в Бискайе земледельцы всё ещё жили в отдельных хуторах-касерио (исп. ), являвшихся атавизмами общинных домов.
Киевская Русь – это россия или Украина?
Когда же появилось московское государство? Так, первое упоминание москвы было найдено в летописях, которые датируются 1147 годом. Важно отметить, что в то время это была маленькая окраина величественной Киевской Руси. Основателем москвы был Юрий Долгорукий – 6 сын киевского князя Владимира Мономаха. А столицей этот город стал только в 1263 году. Интересно и то, что первые попытки оккупации остальной территории нашего государства начались в конце того же столетия. Более того, тогдашние московские правители быстро забыли, что именно наше научное сообщество и интеллигенция помогли им создать первое законодательство на принципах государственности и основу для дальнейшего развития взаимодействия государства с церковью.
Так почему и как россия присвоила себе историю Киевской Руси? Это произошло потому, что династия Рюриковичей сохранялась в россии больше, чем в Украине. И они в привычной для себя манере похитили название "Русь", переделали его на свой лад, и попытались приписать себе все историко-культурное наследие Украины.
Образование Древнерусского государства у восточных славян
Среди восточной ветви славян большие группы составляли:
В середине 1 тысячелетия представители восточной ветви славян в основном занимались земледелием. В первой половине 1 тысячелетия южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя по причине того, что они считались наиболее развитыми. После начала VI века данный процесс, процесс разложения первобытнообщинного строя, охватывает все основные восточно-славянские племена. После того, как обработка земли стала возможна при помощи плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в наличии коллективного труда отпала. Вследствие данного факта, родовая община стала ненужной, а каждая семья получила возможность вести хозяйство самостоятельно.
В этот исторический период активно развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создают предпосылку к возможности использования чужого труда. В условиях сельской общины происходит процесс социального расслоения и это становится возможным для выделения богатой верхушки, обогащение которой происходит за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли и использования рабского труда. Крестьяне, которые разорились, попадают в зависимость к богатым землевладельцам — боярам.
Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные производят захват общинных земель, насильственным путём взимают с населения подати, а за долговые обязательства обращают крестьян в рабство. В руках родоплеменной знати оказываются и значительная часть рабов оказывается из пленных.
Из представителей родоплеменной знати и бывших богатых общинников формируется господствующий класс, эксплуатирующий и рабов, и рядовых крестьян- общинников.
В качестве катализатора к разложению первобытно-общинного строя и появлению классового общества выступили многочисленные войны, которые по сути стали средством обогащения путем захвата добычи и пленных, превращавшиеся в рабов. По причине постоянных войн росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, со стороны которых обеспечивалась охрана общин от внешних врагов. Поэтому добровольное приношение военачальникам дани становится общеобязательной, превращается в подать. Ещё одним источником обогащения для князей выступали покоренные соседние племена, которые облагались данью.
Итак, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия нашей эры можно охарактеризовать как разложение первобытно-общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и появлением государства.
Однако, при наличии всех этих обстоятельств политическая власть в совокупности с функциями обслуживания интересов и организации принуждения в интересах части общества, определённого класса сохраняла и функции так называемых общих дел, обслуживания интересов всего общества.
В VIII веке, по свидетельству источников, существуют три большие политические объединения восточных славян:
Появление государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы:
Власть вождей племенных союзов и других организаций, которые остались от родоплеменного строя, стала постепенно увеличиваться, усиливаться, видоизменяться, получать новые формы для своего осуществления. Постепенно начал формироваться специальный аппарат политической власти.
Государственные образования у восточных славян являлись раннеклассовыми по своей сущности, однако с наблюдавшейся тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не были сформированы. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и их окружение проявляли стремление к захвату земли и земельных ресурсов. После осуществления захвата общинных земель крестьян и земель покоренных народов, представители знати не сгоняла крестьян с земель, ранее им принадлежавших, а принуждали их к тому, чтобы платить подать, что являлось по сути превращение в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Представители знати использовали и рабов, но превалирующей формой классового угнетения становится феодальная.
Развитие производительных сил позволяет крестьянину сохранить собственное хозяйство, получать от него доход за счёт использования механизма внеэкономического принуждения. Интересным является тот факт, что и рабов в большинстве случаев тоже наделяли землей, хозяйством и превращали в крепостных крестьян.
Существование рабства на Руси не становится господствующей формой эксплуатации у восточных славян. Данный факт свидетельствует о том, что восточные славяне не стали следовать в своем развитии за рабовладельческой формацией.
Управление государством у восточных славян выглядит так: во главе государства стоит князь, который опирается на дружину, представителей прежней родоплеменной знати, собрания горожан — вече.
В IX веке на территории, которую населяют восточные славяне, происходит формирование единого крупного Древнерусского государства, административным центром которого становится город под названием Киев.
Формирование крупного Древнерусского государства происходит в первой половине IX века. Во второй половине IX века под властью Киева происходит объединение двух крупнейших славянских государств — Киевское и Новгородское (Славия). Немного позднее киевскому князю стали подчиняться все основные восточнославянские земли. Древнерусское государство или Киевское государство, которое образовалось в IX веке, просуществует до середины XIII века.
Древнерусское государство занимает большую территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением. Древнюю Русь следует отнести к разряду самых сильных государств Европы, которая имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам, на льготных условиях, разрешалось торговать в Константинополе.
Объединение восточных славян в единое государство является залогом дальнейшего успешного развития экономики, культуры, усиления военной мощи, укреплению международных связей.
Существование Древнерусского государства выступило в качестве стимула к дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения.
Это была рассмотрена основная версия происхождения Древнерусского государства с административным центром в Киеве.
Норманнская теория развития Руси
Но есть ещё и альтернативная точка зрения по поводу происхождения Древнерусского государства с административным центром в Киеве. Альтернативную версию происхождения Древнерусского государства принято называть норманнской теорией возникновения Древнерусского государства, согласно которой государство у восточных славян образовали варяги или норманны. Авторы данной теории исходят из положении легенды о призвании варягов, делают далеко идущие выводы о низком уровне развития славян, о неспособности их создать государство, о завоевании славян варягами и создании последними государственной власти.
Согласно воззрениям представителей норманнской теории происхождения Древнерусского государства, ко времени появления варягов в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне обладают достаточно высоким уровнем социально-экономического и политического развития, что и послужило в качестве основы для образования государства. Не стоит исключать того, что варяжские князья — фигуры исторические призванные с дружиной для оказания помощи какому-то славянскому князю или племенному объединению. Согласно положениям летописи, князь Олег в 882 году взял Киев и объединил Киев и Новгород, перенеся столицу в Киев.
Однако, стоит признать тот факт, что варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян. В противоположность мнению историков-норманнистов, представители варяжской знати оказались под сильным влиянием славянской культуры и очень скоро обрусела. Кроме того, влияние варягов ни сказалось ни на языке восточных славян, ни на их культуре.
В состав Древнерусского государства кроме восточных славян вошли и некоторые другие племена: финно-угорские, балтийские, что дает основание считать его полиэтническим.
Итак, в IX веке образуется Древнерусское государство Киевская Русь. Процесс образования происходит естественным путем. Норманнская теория объясняет только установление династии, но не государства. Киевская Русь развивается как феодальное государство, в котором формируются феодальные отношения:
— частная собственность на землю;
— зависимость основных производителей, крестьян, от собственников.
Крестьяне, получая надел земли, должны за право обрабатывать его платить оброк и отрабатывать барщину.
Община в странах третьего мира
В Индии древнейшей формой землевладения являлась родовая община, члены которой жили в нераздельности, обрабатывая землю сообща и удовлетворяя свои потребности из общих доходов. Первоначально существовавшая кровная связь между членами общины постепенно ослабевала, и у отдельных ветвей первоначального рода появлялось стремление к отмежеванию. Это приводило к распаду больших общин на более мелкие, которые также распадались, результатом чего стало появление систем определяемых наследственным правом неравных наделов. Одновременно появилась система наделов с переделами земель, причем последние в первое время в одинаковой мере касались усадеб, пахотных земель и сенокосов. Позже началось выделение в личную собственность усадебных, а затем и сенокоснх земель земли, и общинная земля постепенно перешла в нераздельную семейную собственность. Эта общая схема перехода от родовой общины к личному землевладению в разных местностях Индии осуществлялась с различной скоростью. Введённое при британском владычестве колониальное законодательство ввело незнакомую прежде Индии отчуждаемость общинных земель.
В Алжире община первоначально была господствующим видом землевладения как у берберов, так и у арабов. После присоединения Алжира к Франции началось изменение поземельных отношений. В 1873 году французы установили в Алжире частную собственность.
Община в Византии
Берестье 1019 позднее Брест-Литовск, ныне Брест; упоминается как последний русский пункт перед Польской землёй
Дорогобуж 1084 другой Дорогобуж известен в Смоленской земле
Пересопница 1149 имела значение передового замка Волынской земли на востоке, пока не уступила это значение Каменцу (c 1196)
Перемышль 981 пограничный город и складской пункт на древнем торговом пути из Регенсбурга через Прагу на Краков и далее в Русь
Галич 1140 по другим данным — 898; принадлежал к числу крупнейших городских центров
Киевская и Переяславская земли
Киев 860 племенной центр полян
Вышгород 946 пригород Киева, служил убежищем для киевских князей
Вручий (Овруч) 977 после запустения Искоростеня во второй половине X в. сделался центром древлян
Василёв 988 опорная крепость, ныне Васильков
Белгород (Киевский) 991 имел значение передового укреплённого княжеского замка на подступах к Киеву
Треполь* (Триполье) 1093 опорная крепость, сборный пункт для войск, сражающихся с половцами.
Торческ* 1093 центр торков, берендеев, печенегов и прочих племён Поросья (бассейна реки Роси)
Юрьев* 1095 Гурьгев, Гуричев, основан Ярославом Мудрым (в крещении Юрий), точное местоположение не известно
Канев* 1149 опорная крепость, откуда князья совершали походы в степь и где они поджидали половцев
Переяславль (Русский) 911 ныне Переяслав, центр Переяславской земли, пережил период расцвета в XI в. и быстрый упадок
* — отмеченные города так и не выросли за пределы укреплённых замков, хотя часто упоминаются в летописях. Для Киевской земли было характерно существование городов, процветание которых продолжалось сравнительно недолго и на смену которым пришли новые города, возникшие по соседству.
Новгород (Великий Новгород) до 859 — наиболее неточно, 862 племенной центр ильменских словен, рядом известны селения со времён неолита (4—3 тыс. до н. э.), включая Городище (Рюриково городище)
Изборск (Старый Изборск) 862
Ладога (Старая Ладога) 862 по данным дендрохронологии, до 753 года
Плесков (Псков) 903 с обилием более ранних археологических памятников в округе, включая «псковские длинные курганы»
Луки (Великие Луки) 1166
Минск 1067 (разорён Ярославичами)
Изяславль 1127, ныне Заславль
Логожск 1128, ныне Логойск
Городно (Гродно) 1127 (1128 по старому стилю)
Владимир-Залесский 990 или 1108 Ныне Владимир
Устюг 1207 Ныне Великий Устюг
Ростиславль-Рязанский 1153 возможно, был столицей Рязанского княжества (1342—1344)
Смоленск 863 центр кривичей, рядом (в 13 км) известен погост Гнёздово, который рано запустел
Туров 980 через Туров шёл древний торговый путь от Киева к Балтийскому морю
Чернигов 907 крупное экономическое значение; рядом известен погост Шестовица
Брянск (Дебрянск) 1146 (985)
К числу черниговских городов относится и далёкая Тмутаракань на Таманском полуострове.
Ранние средневековые города русских князей
По летописям было установлено существование в IX—X веках более двух десятков русских городов.
Новгород (Великий Новгород) 859 (по поздним летописям), 862 (по ранним летописям)
Ладога (Старая Ладога) 862, по данным дендрохронологии, до 753 года
Владимир-Залесский (Владимир) 990 или 1108
Община в России
Макет Киева XI века. Вид с северо-запада
Раскопки зданий XIII века в историко-археологическом музее «Берестье»
Крепости и укрепления
Реконструкция Золотых ворот в Киеве
Псковский Кром (Кремль)
Общественный строй Киевской Руси
К IX веку, времени образования Древнерусского государства, у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и формируются классы — феодалы- землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.
К представителям господствующего класса, феодалов, относятся:
К представителям крупных феодалов относятся правители других княжеств — представители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов входят:
Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.
После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется и другая категория феодалов — дворцовые слуги, служилые люди, которые получают землю за службу и на время службы.
Все группы феодалов находятся в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном является великий князь, его вассалами -местные князья — сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несут военную службу. Наиболее влиятельные, участвуют в заседаниях княжеского совета. Привлекаются к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получают земельные владения — на праве либо вотчины, либо землевладений, предоставленных им на время службы или пожизненно. Это усиливает зависимость крестьян от местной знати, которой они платят феодальную ренту. Постепенно все в большей мере определяется положение, в силу которого вся земля принадлежит тому или иному феодалу. Право собственности феодалов на землю выражается, прежде всего, в том, что они получают с крестьян феодальные подати.
В Древнерусском государстве сложилась типичная для феодализма иерархическая организация различных групп господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального землевладения.
Огромные земельные владения принадлежат высшему духовенству, монастырям. Кроме доходов с земли, церковь получает так называемую десятину, десятую часть княжеских доходов с населения, и денежные штрафы за преступления, подсудные церковному суду. С ростом феодального землевладения и увеличением могущества феодалов растут и их политические права. Феодалы получают от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, освобождаются от платежа дани в пользу князя и приобретают право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати, то есть прерогативы административной, военной и судебной власти. Политическая власть становится все в большей мере атрибутом крупной феодальной собственности. Одновременно возникает и право, в задачу которого входит охрана положение знати, складывающуюся феодальную иерархию.
Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что свободных крестьян-общинников почти нет, основное крестьянское население попадает под ту или иную форму феодальной зависимости. Этот процесс идёт одновременно с формированием феодальной собственности на землю. Большое значение имеет превращение дани в феодальную ренту, раздача земель боярам, дружинникам, монастырям, прямое насилие, внеэкономическое принуждение. Идёт также процесс экономического закабаления. Разорившись, общинники вынуждены идти к феодалу в зависимость на различных условиях.
Основной группой крестьянства являются смерды, живущие общиной, имеющие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов, князей может быть в большей или меньшей степени, но главным образом выражается в том, что смерды должны платить феодалам дань, подати, то есть отбывают феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охраняются по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не передаётся по наследству замужним дочерям, а становится собственностью господина. Только незамужние дочери имели право на получение части имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви.
Положение смердов нельзя отнести к разряду крепостных. Смерды не прикрепляются к земле и личности феодала, но их феодальная зависимость не вызывает сомнения.
Другую категорию зависимого населения составляли закупы, то есть смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга как бы самозакладом. Закуп должен работать в хозяйстве господина и не может его покинуть до тех пор, пока не возвратит долг. Однако закуп имел некоторые права и защиту закона.
Были и другие категории феодально-зависимого населения:
Процесс превращения общинников-крестьян в феодально-зависимых людей, усиление эксплуатации вызывали упорное сопротивление крестьянства, боровшегося против господской власти.
Вместе с феодально-зависимым населением господствующие классы в Древнерусском государстве использовали и рабов, холопов. В качестве наиболее древнего источника холопства выступают взятие в плен, рождение от рабыни. Однако такой нормативно-правовой акт, как Русская Правда, указывает и многие другие пути превращения свободных людей в рабов:
— самопродажу в рабство;
— брак с рабыней;
— поступление в услужение;
— холопом мог стать беглый закуп;
— в холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления (поджог гумна, конокрадство).
Рабов в Киевском государстве было много. Но рабство тем не менее не становится основой общественного производства. О положении холопов свидетельствует статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего в 5 гривен, за рабыню — 6 гривен. За украденного холопа господин получает возмещение в 12 гривен. Холоп рассматривается как объект права. Холоп не отвечает за свои действия перед законом, за него несёт ответственность хозяин. По мере развития феодального землевладения холопы переводились на землю, они превращались в феодально-зависимых людей.
Русская Правда, в Пространной редакции, устанавливает льготы купцам при заключении сделок, в случаях несостоятельности, банкротства. В городах время от времени созываются народные собрания — вече, пережиток родоплеменного строя. На вече присутствуют свободные взрослые жители города — купцы, ремесленники и др. Вече, не будучи органом власти, играет определённую роль в политической жизни государства.
Таким образом, все население делится на свободных и несвободных. Идёт процесс активного закабаления смердов и превращения их в экономически зависимую категорию. Холопство на Руси отличается от классического и носит патриархальный характер. Складывается иерархическая лестница феодального класса на основе вассально-сеньориальных отношений. Правовой статус каждой категории зафиксирован в Русской Правде.
Государственный строй Руси
По форме правления Древнерусское государство представляет собой типичную раннефеодальную монархию.
Во главе Древнерусского государства находится великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключается в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. В дальнейшем деятельность князя усложняется — все большее значение приобретает деятельность в области управления:
— назначение местной администрации;
— княжеских агентов;
— законодательная и судебная деятельность;
— руководство внешними сношениями.
Доходы князя состоят из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов.
Великокняжеский престол передавался по наследству — сначала по принципу старшинства:
— старшему в роду, а затем — «отчины», то есть сыну.
Великий князь обязан в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов — бояр, духовенство. Совет не имеет четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решают важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.
После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касающихся всех русских земель, созываются феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохраняется десятичная система управления — это система управления, в которой десятские, сотские, тысяцкие получают некоторые функции государственного управления.
Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определяется характером политической власти при раннем феодализме, которая является атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляют управление, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат совпадает с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различает органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.
Основными чинами, ведающими хозяйством князя и государственными делами, являются дворцовые слуги. Наиболее важными из них являются дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивающий княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находятся различные слуги — тиуны. Такая система управления называется дворцово- вотчинной.
Местными органами управления являются посадники в городах и волостели в сельской местности. Они являются представителями князя в городе или волости:
— осуществляют сбор дани,
— собирают пошлины;
— осуществляют правосудие;
— устанавливают и взимают штрафы.
Часть собранного с населения они оставляют себе. Вместо жалованья за службу они имеют право сбора «корма» с населения. Размер «корма» определяется в грамотах. Помощники посадников и волостелей — тиуны, вирники и другие — также получают «корм». Эта система управления называется системой кормления. Великокняжеские наместники и волостели направляются не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находятся в руках посылаемых ими наместников и волостелей.
По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей сосредотачиваются в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имеет свой аппарат власти и принуждения — дружину, слуг.
Судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняют органы власти и управления в центре и на местах. Суд не отделяется от администрации. Правосудие осуществляют князья, посадники, волостели, представители княжеской власти. Их помощниками являются тиуны и многие другие вспомогательные лица. Так, Русская Правда упоминает мечника, метельщика, ябедника. По мере укрепления феодального землевладения и оформления боярского иммунитета растёт значение боярского суда над крестьянами — зависимыми людьми. Оформляется и церковная юрисдикция. Церковь имеет право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население государства — по определённым категориям дел.
Вооруженные силы складываются из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения. Во время войн создаётся народное ополчение .
Итак, Киевская Русь является типичной раннефеодальной монархией.
Формулу правления можно определить как Монарх + Совет знати = раннефеодальная монархия.
Характер государственности русских земель
Вокняжение Романа Ростиславича Смоленского на киевском престоле. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
Глава государства носил титул князя с почётным определением великий. Вопрос о том, когда великокняжеское определение превратилось в титул (то есть стало употребляться систематически), является дискуссионным. Неофициально к киевскому князю иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наёмные дружины, которые в случае необходимости сводились в единое войско. При князе также иногда выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством; такими воеводами были Олег (при малолетнем Игоре), Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
При распаде Киевской Руси в середине XII века на её бывшей территории образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь, делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.
Юрий Долгорукий на киевском престоле. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. человек.
«Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году», фрагмент иконы 1460 года
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII веках. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).