Олимпийский портал. биология. школьный тур

Биология. Школьный тур


Назад к списку блоков

класс. Блок № 1

Время выполнения блока: 40 минут. Из них 40 минут на ввод ответов


Задание № 1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2018 год

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе!


Вопрос № 1 (1 балл)

Химический элемент, необходимый для синтеза хлорофилла, но не входящий в его состав:

  • а) карбон
  • б) кислород
  • в) азот
  • г) железо Это правильный ответ

Вопрос № 2 (1 балл)

У бактерий основным компонентом клеточной стенки является:

  • а) кератин
  • б) коллаген
  • в) хитин
  • г) муреин Это правильный ответ

Вопрос № 3 (1 балл)

В качестве запасного вещества у бурых водорослей не образуется:

  • а) крахмал Это правильный ответ
  • б) сахар
  • в) жировые кислоты
  • г) белки

Вопрос № 4 (1 балл)

Указать в каких частях или органоидах клетки откладывается вторичный крахмал

  • а) хлоропласты
  • б) лейкопласты Это правильный ответ
  • в) митохондрии
  • г) клеточная оболочка

Вопрос № 5 (1 балл)

Когда рабочая пчела жалит в целях самозащиты, ее жало часто застревает в теле жертвы, что приводит к смерти пчелы. Как Вы могли бы объяснить продолжительность существования такого поведения:

  • а) медоносные пчелы агрессивны по природе
  • б) иногда жало не застревает в теле противника, и пчела может повторно использовать свое оружие
  • в) выгодой для данной семьи Это правильный ответ
  • г) поскольку пчелы, чаще выступающие на защиту от врагов извне улья, являются также самыми старыми и практически на границе продолжительности своей жизни

Вопрос № 6 (1 балл)

Головастик лягушки с удаленной щитовидной железой:

  • а) продолжит нормальный метаморфоз;
  • б) продолжит метаморфоз, но навсегда останется с хвостом;
  • в) прекратит метаморфоз и погибнет; Это правильный ответ
  • г) прекратит метаморфоз и останется жить в воде, став личинкой–гигантом

Вопрос № 7 (1 балл)

Паратгормон паращитовидной железы активизирует поглощение кальция из кишечника в кровь при условии достаточного поступления в организм человека с пищей витамина:

  • а) А
  • б) С
  • в) Е
  • г) D Это правильный ответ

Вопрос № 8 (1 балл)

В коже человека на наибольшей глубине находится сенсорный рецептор:

  • а) легкого давления
  • б) тепла
  • в) холода
  • г) сильного давления Это правильный ответ

Вопрос № 9 (1 балл)

Пищеварительная функция печени состоит в:

  • а) синтезе и секреции протеолитических пищеварительных ферментов
  • б) синтезе и секрете соединений, эмульгирующих пищу Это правильный ответ
  • в) расщеплении макромолекулярных фракций
  • г) превращении глюкозы в гликоген и обратно

Вопрос № 10 (1 балл)

Из перечисленного не принимает участие в проявлении аллергической реакции у человека:

  • а) лимфоциты
  • б) тучные клетки
  • в) плазматические клетки Это правильный ответ
  • г) тромбоциты

Вопрос № 11 (1 балл)

Учащение дыхания при физических нагрузках связано с:

  • а) уменьшением объема легких
  • б) увеличением продукции углекислого газа
  • в) увеличением кислорода и углекислого газа в крови
  • г) увеличением объема легких Это правильный ответ

Оценка и градация важности знаний

Задание №1

Какой ответ является правильным:

а) высокой концентрацией О2 в крови

б) низкой концентрацией О3 в крови

в) высокой концентрацией СО2 в крови Это правильный ответ

г) низкой концентрацией СО3 в крови

Ответ: (в)

Консументом 1-го порядка является:

г) лось Это правильный ответ

Ответ: (г)

Паутинные бородавки пауков представляют собой:

а) выпячивание кутикулы

б) выросты эпителия

в) выпячивания железистой ткани

г) видоизмененные брюшные ножки Это правильный ответ

Ответ: (г)

Насекомое, у которого нет стадии куколки в индивидуальном развитии,- это:

в) саранча Это правильный ответ

Ответ: (в)

Дыхание земноводных осуществляется:

а) через кожу

б) через жабры

в) через легкие

г) всеми названными способами Это правильный ответ

Ответ: (г)


Задание №2

Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов:

  1. Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.

  2. У ресничных червей нет анального отверстия.

  3. Паутинные бородавки у пауков это видоизмененные брюшные конечности.

  4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

  5. Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылые.

  6. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазанья по деревьям.

  7. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

  8. Только у хвостатых земноводных наблюдается личиночное размножение (неотения).

  9. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

Правильный ответ: 12368


Задание №3

Установите соответствие между видами стеблей и примерами растений:

Виды стеблей – Примеры растений:

  1. прямостоячий – горох

  2. стелющийся – кукуруза

  3. ползучий – лапчатка

  4. вьющийся – горец птичий

  5. лазающий – вьюнок


Установите соответствие между типом листорасположения и примерами растений:

Тип листорасположения – Примеры растений

  1. очередное – одуванчик

  2. супротивное – липа

  3. мутовчатое – клен

  4. прикорневая розетка – олеандр


Установите соответствие между живыми организмами и их типами питания:

Живые организмы – Типы питания

  1. цианобактерии – Миксотрофный

  2. бесцветные серобактерии – Фотоавтотрофный

  3. эвгленовые – Хемоавтотрофный

  4. грибы – Гетеротрофный


Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга:

Характеристики – Отделы головного мозга

Структура головного мозга и тканей: ключевые характеристики

Головной мозг

Головной мозг состоит из нескольких отделов, каждый из которых выполняет определенные функции. Важно знать, что именно каждый отдел делает:

  • Промежуточный мозг
    • Обеспечивает точность и координацию движений
  • Продолговатый мозг
    • Располагается непосредственно над спинным мозгом и контролирует множество важных процессов
  • Мозжечок
    • Включает в себя гипоталамо-гипофизарную систему
  • Полушария переднего мозга
    • Содержат первичные центры зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов
  • Средний мозг
    • Имеет зоны, ответственные за выработку программ поведения и управления трудовой деятельностью человека

Ткани

Существует несколько видов тканей, каждый из которых обладает своими характеристиками и функциями:

Эпителиальная ткань

  • Состоит из одноядерных или многоядерных клеток

Соединительная ткань

  • Бывает жидкой, твёрдой, эластичной

Мышечная ткань

  • Выстилает слизистые оболочки органов

Вопросы с выбором ответа

Вопрос № 1

По мере старения листьев происходит:

  1. Разрушение хлорофилла
  2. Накопление каротиноидов и антоциана
  3. Накопление оксалата кальция
  4. Повышение интенсивности дыхание
  5. Снижение интенсивности фотосинтеза

Правильный ответ: 125

Вопрос № 3

Для земноводных характерно:

  1. Только легочное дыхание
  2. Наличие мочевого пузыря
  3. Выделение мочевой кислоты
  4. Для взрослых особей – линька
  5. Отсутствие грудной клетки

Правильный ответ: 25

Вопрос № 4

Жизненную форму кустарничек имеют:

  1. Смородина
  2. Черника
  3. Брусника
  4. Крыжовник
  5. Костянка
  6. Боярышник

Правильный ответ: 235

Вопрос № 6

У плоских червей мускулатура:

  1. Кольцевая
  2. Продольная
  3. Диагональная
  4. Поперечно-полосатая
  5. Линейная
  6. Округлая

Вопрос № 7

В строении и жизненном цикле споровиков произошли следующие изменения:

  1. Исчезли органеллы захвата и приема пищи
  2. Исчезли пищеварительные вакуоли
  3. Исчезли сократительные вакуоли
  4. Исчезли органеллы активного передвижения
  5. Наблюдается чередование бесполого размножения, полового процесса и спорогонии
  6. Наблюдается шизогония

Правильный ответ: 123456

Вопрос № 8

Неподвижное соединение костей в скелете человека достигается:

  1. Срастанием костей
  2. Образованием швов
  3. Изменением формы
  4. Минерализацией хрящевых прокладок
  5. Врастанием в кости хрящей

Заключение

Важно понимать структуру головного мозга и особенности различных видов тканей для лучшего понимания функционирования организма. А также умение правильно отвечать на вопросы с выбором ответа поможет в углубленном изучении биологии.

Жизненный цикл папоротника

Установите последовательность стадий в жизненном цикле папоротника, начиная с прорастания споры.

  1. Прорастание споры
  2. Образование заростка
  3. Образование гамет
  4. Оплодотворение
  5. Формирование молодого спорофита из зиготы
  6. Развитие взрослого листостебельного растения

Правильный ответ: 3456712

Желудок жвачных млекопитающих

Отделы сложного желудка жвачных млекопитающих расположены в следующей последовательности:

  1. Книжка
  2. Рубец
  3. Сычуг
  4. Сетка

Правильный ответ: 2413

Развитие печеночного сосальщика

Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца.

  1. Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками.
  2. Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
  3. Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты.
  4. Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу.
  5. Внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме.
  6. Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду.

Правильный ответ: 135624

Кровеносные сосуды

Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

  1. Аорта
  2. Артерии
  3. Капилляры
  4. Вены

Правильный ответ: 2341

Пищеварительная система человека

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека.

  1. Расщепление углеводов амилазой слюны
  2. Расщепление белков пепсином
  3. Окончательное всасывание воды
  4. Расщепление белков трипсином
  5. Активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот

Правильный ответ: 15432

Нервный импульс

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на свисток.

  1. Слуховой центр коры мозга
  2. Чувствительный нейрон
  3. Рецепторы слуха
  4. Временная связь
  5. Центр слюноотделения
  6. Слюнные железы
  7. Двигательный нейрон

Правильный ответ: 3214576

Предмет, задачи и методы биологии

Значение биологии для медицины.

Биология — наука о живой природе.Задачи:• Они состоят в изучении закономерностей проявления жизни (строения и функции живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); • раскрытии сущности жизни;• систематизации многообразия живых организмов.Методы• метод наблюдения и описания — заключается в сборе и описании фактов; • метод измерений — использует измерения характеристик объектов; • сравнительный метод — основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов;• исторический метод — изучает ход развития исследуемого объекта; • метод эксперимента — дает возможность изучать явления природы в заданных условиях; • метод моделирования — позволяет описывать сложные природные явления с помощью относительно простых моделей.Значение биологии для медицины.Важность изучения биологии для медика определяется тем, что биология – это теоретическая основа медицины. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Теоретические достижения биологии широко применяются в медицине. Так данные генетики позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека.Селекция микроорганизмов позволяет получать ферменты, витамины, гормоны необходимые для лечения ряда заболеваний.Знание закономерностей размножения и распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями.Развитие генной инженерии открывает широкие перспективы для производства лекарств и биологических активных соединений.

Разнообразие живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Уровни организации живой природы. Свойства, отличающие живые системы от объектов неживой природы.

Различные взгляды на происхождение жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна.

В настоящее время существует несколько концепций рассматривающих происхождение жизни на Земле. 1. КреационизмСогласно этой концепции, жизнь и все населяющие Землю виды живых существ являются результатом творческого акта высшего существа. Основы креационизма изложены в Библии. Процесс божественного сотворения мира мыслится как место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. 2. Гипотеза панспермииСогласно этой гипотезе, предложной в 1865г. немецким ученым Г. Рихтером и окончательно сформулированной шведским ученым Аррениусом в 1896г, жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. Однако до сих пор нет достоверных факторов, подтверждающих внеземное происхождение живых организмов найденных в метеоритах. 3. Гипотеза Опарина – ХолдейнаВ 1924г. Опарин опубликовал статью, в которой предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отдельны от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Согласно его теории, процесс, приводящий к возникновению жизни на Земле, может быть разделен на три этапа: • Возникновение органических веществ • Возникновение белков • Возникновение белковых тел.

Неорганические вещества клетки (вода, соли) и их роль в жизнедеятельности клетки.

Органические вещества клетки. Белки, их химический состав, структура, свойства и роль в клетке.

Белки – биологические гетерополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В образовании природных белков участвует 20 аминокислот, из них для человека 8 являются незаменимыми, так как не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей, – это лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан и метионин.Структуры белка:1) Первичная. Линейная структура – последовательность аминокислот в полипептидной цепи, которая определяет все другие структуры молекулы, а также свойства и функции белка. Тип связи – пептидная.2) Вторичная. Закручивание полипептидной цепи в спираль или складывание в "гармошку". Тип связи – водородные связи.3) Третичная. Глобулярный белок: упаковка вторичной структуры в глобулу. Фибриллярный белок: несколько вторичных структур, уложенных параллельными слоями. Тип связи – дисульфидные связи.4) Четвертичная. Встречается редко. Комплекс из нескольких третичных структур. Например, гемоглобин. Тип связи – водородные, гидрофобные связи.Свойства белков. Под влиянием различных факторов: высокой температуры, действия химических веществ, облучения, механического воздействия – может произойти разрушение структур белковой молекулы. Это нарушение называется денатурацией. Если воздействие перечисленных факторов было недолгим и несильным, то белок может вернуть свою природную структуру – обратимая денатурация, если же воздействие было долгим или сильным, то происходит нарушение не только третичной и вторичной структур, но и первичной – необратимая денатурация.Роль в клетке, функции.Двигательная – сократительные белки, которые обуславливают движение ресничек и жгутиков, сокращение мышц, перемещение хромосом при делении клетки, движение органов растений.Транспортная – связывают и переносят с током крови многие химические соединения, например, гемоглобин и миоглобин.Защитная – выработка антител, участие в процессах свёртывания крови.Сигнальная – приём сигналов из внешней среды и передача команд в клетку за счёт встроенных в мембрану белков.Регуляторная – белки-гормоны оказывают влияние на обмен веществ, т.е. обеспечивают гомеостаз.Каталитическая – белки-ферменты ускоряют биохимические процессы в клетке.Запасающая – альбумин запасает воду, ферритин – железо в клетках печени, миоглобин – кислород.Пищевая – белки пищи – основной источник аминокислот.

Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, их химический состав и роль в клетке. Классификация углеводов.

Углеводы образованы углеродом и водой. Классифицируются на моно-, ди-, три-, олиго- и полисахариды в зависимости от количества мономерных структур в строении.Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, галактоза и др.Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактозаПолисахариды: крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин.Функции углеводов:Углеводы выполняют структурную функцию, т.е. участвуют в построении различных клеточных структур. Также, выполняют защитную роль у растений. Выполняют пластическую функцию, т.е. хранятся в виде запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных молекул (АТФ, РНК, ДНК). Являются основным источником энергии в клетке.(энергетическая, структурная (мембрана клеток), запасающая (у животных гликоген, у растений крахмал), рецепторная (гликокаликс), защитная (гликопротеиды))Липиды – группа жироподобных веществ различной структуры, но общих свойств, нерастворимых в воде, но растворимых в органических неполярных соединениях (эфир, бензин, хлороформ).Липиды состоят из глицерина (трехатомного спирта) и жирных кислот, то есть это эфиры.Функции липидов:структурная (мембрана клеток), энергетическая, запасающая (подкожный жир), регуляторная (гормоны), защитная, терморегуляция (плохо проводят тепло).

Органические вещества клетки. ДНК, химический состав, строение, комплементарность, самоудвоение и роль в клетке.

ДНК: углевод дезоксирибоза+азотистое основание (Аденин, Тимин, Гуанин, Цитозин)+остаток фосфорной кислоты.Комплементарность — форма взаимодействия неаллельных генов, при котором одновременное действие нескольких доминантных генов дает новый признак. (А=Т и Г=Ц.)Самоудваивается в синтетической фазе интерфазы перед митозом или мейозом. Функции: хранение и передача наследственной информации; учавствует в синтезе всех видов РНК и белка; кодирует первичную структуру белка.

Органические вещества клетки. РНК, химический состав, строение. Виды РНК и их роль в клетке. АТФ, химический состав и роль в клетке.

Молекулы PНK содержат от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч нуклеотидов.Основная роль РНК – непосредственное участие в биосинтезе белка. Известны три вида клеточных РНК, которые отличаются по местоположению в клетке, составу, размерам и свойствам, определяющим их специфическую роль в образовании белковых макромолекул:информационные (матричные) РНК передают закодированную в ДНК информацию о структуре белка от ядра клетки к рибосомам, где и осуществляется синтез белка;транспортные РНК собирают аминокислоты в цитоплазме клетки и переносят их в рибосому; молекулы РНК этого типа "узнают" по соответствующим участкам цепи информационной РНК, какие аминокислоты должны участвовать в синтезе белка;рибосомные РНК обеспечивают синтез белка определенного строения, считывая информацию с информационной (матричной) РНК.Аденозинтрифосфат состоит из трех элементов: рибозы, аденина и остатков фосфорной кислоты.АТФ расшифровывается как аденозинтрифосфат, или аденозинтрифосфорная кислота. Вещество является одним из двух наиболее важных источников энергии в любой клетке. Строение АТФ и биологическая роль тесно связаны. Большинство биохимических реакций может протекать только при участии молекул вещества, особенно это касается пластического обмена. Однако АТФ редко непосредственно участвует в реакции: для протекания любого процесса нужна энергия, заключенная именно в химических связях аденозинтрифосфата.Очень важно для клетки поддерживать постоянный уровень содержания аденозинтрифосфата. Особенно это характерно для клеток мышечной ткани и нервных волокон, потому что они наиболее энергозависимы и для выполнения своих функций нуждаются в высоком содержании аденозинтрифосфата.

Цитоплазма и ее органоиды. Митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточный центр, их строение и роль в клетке.

Цитоплазма – отграниченная от внешней среды наружной мембраной, заполняет всю клетку, и в ней располагаются различные органоиды и ядро. Это внутренняя полужидкая среда клетки, которая содержит большое количество воды, а из органических веществ в ней преобладают белки. Основная масса цитоплазмы имеет мелкозернистое строение. Цитоплазма связывает все клеточные органоиды и ядро в одно целое и обеспечивает их взаимодействие друг с другом.Митохондрии – это тельца, разнообразные по своей форме: округлые, овальные, палочковидные, нитевидные. Располагаются митохондрии в цитоплазме клеток, и количество их в разных клетках может варьировать от 2-3 до 1000 и более. Подсчитано, например, что в одной клетке печени млекопитающих содержится около 2500 митохондрий.При электронно-микроскопическом исследовании обнаружено, что каждая митохондрия имеет довольно сложное строение. Внешний покров этого органоида представлен двумя мембранами: наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, она не образует никаких складок и выростов. Внутренняя мембрана, наоборот, образует многочисленные складки, которые направлены во внутреннюю полость митохондрии. Складки внутренней мембраны называются кристами, выростами. У большинства клеток во внутренней полости митохондрии кристы располагаются в поперечном направлении. Некоторые кристы могут разветвляться. В одной митохондрии обычно бывает множество крист, и они плотно прилегают друг к другу, а незначительное пространство, которое остается между ними, заполнено полужидким веществом с мелкозернистым строением.Наружная и внутренняя мембраны митохондрий имеют такое же трехслойное строение, как и наружная мембрана клетки. В их состав входят белки и жиры. На наружной и внутренней мембранах митохондрий и особенно на кристах располагается большое количество разнообразных ферментов. К числу ферментов митохондрий относятся, прежде всего те, с помощью которых осуществляется дыхание клеток, а также синтез особого вещества, которое называется АТФ. Энергия используется клетками при синтезе разнообразных веществ, при выработке тепла, нужного для поддержания температуры тела, при движении и других проявлениях жизнедеятельности.АТФ синтезируется в митохондриях всех клеток, всех организмов и представляет собой универсальный источник энергии.Лизосомы – небольшие округлые тельца, располагающиеся во всех частях клетки. От цитоплазмы лизосомы отграничены плотной мембраной. Внутри них сконцентрированы ферменты, которые способны расщеплять все пищевые вещества, поступающие в клетку. В одной клетке лизосом может быть много, например несколько десятков, и совокупность лизосом можно образно назвать пищеварительной системой клетки. Лизосомы обнаружены во многих клетках животных, и в последнее время они найдены также и в клетках растений.Рибосомы – это тельца округлой формы. В клетке очень много рибосом и что большинство из них располагается на мембранах эндоплазматической сети. Кроме того, много рибосом свободно располагается в цитоплазме, а также в ядре клетки. В состав рибосом входят белок и рибонуклеиновая кислота (РНК).Рибосомы обнаружены во всех клетках многоклеточных животных и растений, а также в клетках одноклеточных организмов. Это показывает, что рибосомы – обязательный органоид каждой клетки, выполняющий важнейшую биологическую функцию: на рибосомах синтезируется белок. Рибосомы – именно тот органоид клетки, где происходит синтез белковых молекул, т.е. сборка их из молекул аминокислот, имеющихся в цитоплазме и ядре каждой клетки.Белки, синтезированные на рибосомах, накапливаются в каналах и полостях эндоплазматической сети, а затем транспортируются к тем органоидам клетки, где они потребляются. Основная масса белков синтезируется на рибосомах, сконцентрированных на мембранах шероховатой эндоплазматической сети, и эти два органоида, как отмечено выше, представляют единый аппарат синтеза и транспортировки образующихся в клетке белков.Комплекс Гольджи – органоид клетки, названный так по имени итальянского ученого К. Гольджи, который впервые увидел его в цитоплазме нервных клеток (1898) и обозначил как сетчатый аппарат. Сейчас комплекс Гольджи обнаружен во всех клетках растительных и животных организмов. Форма и размеры его сильно варьируют. Во многих клетках, например в нервных, он имеет форму сложной сети, расположенной вокруг ядра, в клетках растений, простейших комплекс Гольджи представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы. В комплекс Гольджи входят три основных структурных компонента: 1) крупные полости, расположенные группами (по 5 – 8); 2) сложная система трубочек, отходящих от полостей; 3) крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах трубочек. Все эти элементы составляют единый комплекс и ограничены мембранами такого же строения, как и наружная мембрана клетки.Комплекс Гольджи выполняет много важных биологических функций: к нему транспортируются по каналам эндоплазматической сети продукты синтетической деятельности клетки, а также различные вещества, поступающие в клетку из внешней среды. Это в первую очередь белки, синтезирующиеся в клетке, секреты белковой природы, вырабатываемые во многих клетках, желток, образующийся в яйцевых клетках при их созревании, полисахариды и жиры. Все эти вещества сначала накапливаются в элементах комплекса Гольджи, а затем в виде капелек или зерен поступают в цитоплазму и либо используются в самой клетке в процессе ее жизнедеятельности, либо выводятся из нее во внешнюю среду.Клеточный центр состоит из двух очень маленьких телец и особого плотного участка цитоплазмы. Тельца клеточного центра называются центриолями, а уплотненный участок цитоплазмы, в центре которого они находятся. – центросферой. Каждая центриоль имеет форму цилиндра, стенка которого состоит из 9 пар мельчайших трубочек.Клеточный центр обычно располагается вблизи ядра. Такое расположение клеточного центра особенно характерно для клеток многоклеточных животных. Клеточному центру принадлежит важная роль при делении клетки.

Обмен веществ и его функции. Автотрофы, гетеротрофы. Энергетический обмен, его этапы и значение в клетке.

Обмен веществ – совокупность химических реакций для поддержания жизнедеятельности организма.Обмен бывает 2-х типов: пластический (ассимиляция), при котором из мономеров синтезируются более сложные вещества с затратой энергии, и энергетический (диссимиляция), при котором сложные вещества разлагаются до CO2 и Н2О с выделением энергии.Энергетический обмен включает 3 этапа:1.Подготовительный (в пищеварительной система) сложные вещества расщепляются до мономеров (углеводы до глюкозы, белки до аминокислот, жиры до глицерина и жирных кислот), затем мономеры всасываются в кровь и разносятся к тканям и органам (при этом выделяемая энергия рассеивается).2. Гликолиз (безкислородный этап) этот этап происходит в цитоплазме клетки. глюкоза дает 2 молекулы ПВК(пировиноградная кислота) и 2 молекулы АТФ.3. Окислительное фосфорилирование (кислородный) проходит на мембране митохондрий. 2 ПВК окисляются до СО2 и Н2О с выделением 36 АТФВ сумме за энергетический обмен 1 молекула глюкозы дает 38АТФ.По типу питания организмы делятся на:1. Автотрофы, которые могут синтезировать органические в-ва из неорганических (хемотрофы используют энергию химических связей, а фототрофы- энергию солнечного света)2. Гетеротрофы используют уже готовые органические вещества.

Пластический обмен у автотрофов. Фотосинтез, его этапы и значение в биосфере. Хемосинтез.

Автотрофы – организмы, которые способны синтезировать органические соединения из неорганический с участием солнечной энергии.Фотосинтез – процесс преобразования энергии света в химическую энергию органических соединений синтезируемых в растениях из углекислого газа и воды. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород, который, в свою очередь, обеспечил появление озонового слоя на Земле.Благодаря появлению оз. слоя на суши стали выходить организмы и химический состав воздуха стал для них благоприятным.CO2+H2O+ энергия =C6H12O6+O (дневная фаза фотосинтеза) Для этой фазы характерно то, что энергия солнца преобразуется в энергию АТФ.O+C6H12O6=CO2+H2O+ энергия (Ночная фаза) В данной фазе растение поглощает кислород, при этом происходит окисление органических соединений с выделением углекислого газа и воды.Хемосинтез – это образование органических соединений из неорганических за счет ОВР соединений азота, железа, серы. Хемосинтезом называют процесс образования органических веществ за счет протекания окислительно-восстановительных реакций. Его в природе осуществляют только прокариоты. Хемосинтезирующие бактерии могут использовать для синтеза органических веществ соединения серы, азота и железа. При этом выделяется энергия, которая сначала аккумулируется в связях АТФ, после чего может использоваться клетками бактерий. Поскольку жизнь хемотрофов не зависит от наличия солнечного света, ареал их распространения достаточно широк. К примеру, серобактерии могут жить на больших глубинах, иногда являясь там единственными представителями живых существ. Средой обитания данных прокариот чаще всего является почва, сточные воды и субстраты, богатые определенными химическими соединениями.

Пластический обмен у гетеротрофов. Биосинтез белка, его этапы и их характеристика. Триплетный код биосинтеза белка, понятие о гене, свойства генетического кода.

Основные компоненты клетки. Клеточная оболочка, ее строение и значение. Эндоплазматическая сеть, ее строение, типы и роль в клетке.

Ядро клетки и его строение. Хромосомы, их строение и роль в клетке.

Особенности строения ядра клетки. Ядро эукариотов представляет собой пространство. Это участок измененной цитоплазмы, где содержатся хромосомы или хроматин (в зависимости от фазы существования клетки), ядрышко и кариоматрикс. При этом ядро – это мембранная структура, которая содержит двуслойную билипидную кариолемму, имеющую поры. Посредством последних из него выходят рибосомы, попадающие на шероховатый ретикулум клеточной эндоплазмы. Также через поры ядро покидает информационная РНК.Хромосомы – структуры ядра, содержащая наследственную информацию. Хроматиновые структуры носители ДНК – состоит из участков генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. В хромосомах синтезируются ДНК, РНК, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка.В клетках человек 46 хромосом (23 пары).

Деление клетки. Амитоз. Митотический цикл клетки. Митоз, фазы митоза и их характеристика. Биологическое значение митоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *