Социальная стратификация и мобильность

Ролевые конфликты и социальные роли: понимание основных типов и черт

Мы используем файлы cookie

Только с ними все в интернете работает так, как нужно 🍪

Основные типы ролевых конфликтов

Межролевой конфликт

Ориентация на две противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д. Пример: несоответствие между ролью заботливого отца и влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя.

Конфликт экспектаций

Вызванный тем, что различные субъекты предъявляют противоположные требования к выполнению одной и той же роли. Пример: от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее семья – низкой.

Внутриролевой конфликт

Между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов. Пример: конфликт у работников средств массовой информации между предоставлением объективной информации и выполнением заказов.

Основные черты социальной роли

  1. Эмоциональность – требует эмоциональной сдержанности или раскованности в зависимости от ситуации.
  2. Способ получения – предписывается или завоевывается.
  3. Масштабность – строго ограничена или не имеет рамок.
  4. Формализация – действие в строго установленных правилах или допускает неформальные отношения.
  5. Мотивация – на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Статус обычно включает ряд ролей, которые человек выполняет в зависимости от контекста. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы, определяя таким образом жизненный путь человека.

Каким образом мы усваиваем роли?

Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они не выполняют свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Формализованный статус

(статус директора завода, губернатора области и др.)

Закреплены, защищены законом. Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп.

Олевой набор

— все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом

Выделяется несколько значений понятия социальная роль

  1. Динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции);
  2. Нормативно одобренный способ поведения личности (образец);
  3. Совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции).

Социальная роль обусловлена

  • Функциональной целесообразностью (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных)
  • Социокультурными традициями (как следует вести себя тюремщику и заключенному)

Ролевые стандарты и ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Вовлечение ролевую формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения определенную деятельность.

Эпизодический статус

Это статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, телезрителя и т. д.

Предписанный статус

Как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — инвалид и т.д.

Васечкин и Кроликов

Принадлежат к разным классам. Классовое различие предполагает, что их статусы, при проецировании на ось ОУ, попадут в разные части социальной стратификации.

Свойства социального пространства

Усвоение ролей

Девочка поет колыбельную кукле, мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера – все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт.

В большинстве семей современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности.

Социальное пространство

Совокупность точек на воображаемом континууме, имеющее заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества.

Каждый статус обычно включает ряд ролей

К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

В социальном пространстве ось ОУ

Выражает социальную стратификацию — иерархическое, ранговое расположение социальных групп (сверху – вниз) по принципу неравного доступа к четырем основным благам: доходу; власти; образованию; престижу.

Компоненты социального статуса

КомпонентХарактеристика
Статусные праваОпределяют то, что носитель данного статуса может и обязанности делать и что он должен делать
Статусный диапазонУстановленные рамки,в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида
Статусные символыВнешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов(военнослужащие носят форму, У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика)
Статусный образСовокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом
Статусная идентификацияОпределение степени своему статусу соответствия индивида

Статусный портрет членов семьи

Мать

  • Пол: женский
  • Возраст: взрослый (46 лет)
  • Здоровье: здорова
  • Раса: европеоидная
  • Национальность: русская
  • Брачно-семейно-родственные статусы: жена, мать, дочь, сестра, племянница, тетя, золовка
  • Экономический статус: наемный работник
  • Профессиональный статус: кассир
  • Политический статус: избиратель, беспартийная
  • Религиозный статус: христианка (православная)
  • Территориальный статус: горожанка

Социальный статус и социальная роль

  1. Социальное пространство
  2. Понятие о социальном статусе
  3. Классификация статусов
  4. Статусный портрет человека: совокупность всех статусов
  5. Социальная роль как модель поведения
  6. Ролевой набор
  7. Ролевой конфликт

Роль и статус в обществе: понятия и значение

Описание ролей и статусов

Бабушка Поля – женщина, 80 лет, здорова, европеоидная, русская. Она является вдовой, матерью, бабушкой, тещей, свекровью, сестрой и тетей. Профессионально – библиотекарь, экономически статус – пенсионер и собственник. Политически – беспартийная, религиозно – православная, а территориально – горожанка.

Ролевая подготовка

Обучение исполнению социальных ролей необходимо на протяжении всей жизни человека, для успешного перехода от одной роли к другой.

Значение социальных статусов

В современном обществе важную роль играют достижимые статусы, которые не наследуются, а требуют образования и победы над конкурентами.

Социальная роль

Согласно авторам Крылова С.С. и Чуркиной Т.Е., социальный статус – это социальная позиция, связанная с определенными правами и обязанностями. Они выделили три вида статусов: предписанные, достигнутые и статусы, сочетающие в себе предписанные и достигнутые элементы. Каждый статус включает в себя ряд социальных ролей.

Подготовка к исполнению социальных ролей и понимание их связи с социальными статусами играют важную роль в жизни человека. Понимание этого понятия поможет лучше адаптироваться в современном обществе.

Ты включаешь автопродление – 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела "Финансы"

Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем

Вы дествительно хотите отменить автопродление?

Благодарим за покупку!

В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение

Материалы будут доступны за сутки до начала урока

Чат будет доступен после выдачи домашнего задания

Укажите вашу электронную почту

Индивидуальное поведение

гораздо больше зависит от внешних социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», «сила воли»

В любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий

являются одними из самых уважаемых, поскольку власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе. и т.д.

Оциальная роль как модель поведения личности

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Достигаемый статус

достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.).

Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Признаки статуса

  1. собственность, 2) уровень дохода, 3) образ жизни, 4) отношения между людьми в системе общественного разделения труда, 5) отношения распределения, 6) отношения по потреблению, 7) место человека в иерархии политической системы, 8) уровень образования, 9) этническое происхождение и др.

МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРНО-РОЛЕВОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Механизм отбора Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль

Отец Пол: мужской. Возраст: взрослый (46 лет). Здоровье: здоров. Раса: европеоидная. Национальный статус: русский. Брачно-семейно-родственные статусы: муж, отец, сын, брат, племянник, дядя, шурин. Экономический статус: наемный работник. Профессиональный статус: инженер-судоводитель. Политический статус: беспартийный, избиратель. Религиозный статус: христианин (православный). Территориальный статус: горожанин.

Механизм предписывания

Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать. Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и своеобразных пожеланий, ожиданий окружающих

Различие между статусом и ролью

1. Статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми, а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса; 2. Понятие статус подчеркивает относительно устойчивое положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Главный статус

В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения.

Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга

Механизм «вживания» в роль

Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, не только углубляют, но и могут формировать определенные свойства, которых ранее не было, но которые требуются в данной социальной позиции

Статусы в обществе иерархизированы

Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества.

Большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери

В традиционных обществах

аскриптивность как исходный мотивационный принцип признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний.

Механизм контроля

Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с определенными ролевыми нормами

Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний

Выполнение в полной мере этих предписаний обусловливает для личности достаточно высокую вероятность эффективного решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен ясно осознавать, что условием его успеха на данной стезе является более или менее тщательное соблюдение ролевых предуказаний

представляет собой совокупность социальных отношений (связей), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом

Лассификация статусов

• формализованные и неформализованные; • предписанные (аскриптивные) и достигаемые; • главные и второстепенные;

два соседа, проживающие на одной лестничной клетке. И тот и другой родились и провели свое детство в Москве. После чего они окончили одну и ту же школу и вместе учились в институте. И Кроликов, и Васечкин – люди верующие, и можно предположить, что большая часть других позиций по оси ОХ у них совпадают.

Престиж

— оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами. Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: • реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек; • система ценностей, характерная для данного общества.

Права и обязанности носителей эпизодических статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние)

положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки.

1. Исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует активному принятию образцов нового ролевого поведения 2. Социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств

Неформализованные статусы (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.),

имеют, как правило, диффузный характер, могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Поэтому люди стремятся «защититься» формализованными статусами — так ученый стремится подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права.

В социальном пространстве ось ОX

выражает социальный состав населения, т.е. совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *