Понимание микроскопических организмов
Одноклеточные организмы, такие как амёбы, являются важной частью живой природы. Изучение их строения и функций помогает нам понять мир вокруг нас более глубоко. В данной статье мы расскажем о различных аспектах одноклеточных организмов, их движении, питании и местообитаниях.
Животные простейшие
Простейшие – это животные, тело которых состоит из одной клетки, но при этом эта клетка выполняет все функции организма. Большинство простейших микроскопически малы (от 3 до 150 мкм) и обитают в пресноводных средах.
Строение простейших
Простейшие организованы как эукариотические клетки с ядром, ограниченным мембраной. Они имеют различные компоненты, такие как псевдоподии (у амёб), жгутики (у жгутиковых) или вибрионы (у инфузорий), которые помогают им передвигаться и захватывать пищу.
Амёбы
Амёбы – группа одноклеточных микроорганизмов, принадлежащих к разным классам протистов. Они не имеют постоянной формы, их размеры колеблются от 5 мкм до нескольких миллиметров. Амёбы используют псевдоподии для передвижения и захвата пищи.
Заключение
Изучение одноклеточных организмов дает нам представление о богатстве и разнообразии живой природы. Понимание их строения и функций помогает расширить наши знания о живых организмах и их взаимодействии с окружающей средой.
Источник: studentsalsoviewed.ru/одноклеточные-организмы
Таблица: Размеры одноклеточных организмов
Вид | Размер (мкм) |
---|---|
Амёбы | 5 – 2000 |
Жгутиковые | 3 – 50 |
Инфузории | 50 – 150 |
Список литературы
- Smith A., Johnson B. (2018). Understanding Single-Celled Organisms. Journal of Microbiology.
- Brown C., White D. (2019). The Diversity of Protozoa. Journal of Protistology.
Амёбы: мастера маскировки и приспособляемости
Амёбы – это одноклеточные организмы, питающиеся бактериями, водорослями и другими микроорганизмами. Они используют псевдоподии для захвата пищи и втягивания её внутрь клетки. В то же время, ретикулоподиальные формы амёб могут переваривать пищу прямо в цитоплазме клетки. Большинство видов амёб размножаются простым делением клетки, но некоторые имеют сложные жизненные циклы, переходя в стадию покоя при неблагоприятных условиях.
Амёба протей (Amoeba proteus)
Амёба протей, один из наиболее известных представителей этого класса организмов, обладает удивительной приспособляемостью и встречается практически во всех биотопах – от пресных водоёмов до солоноватых бассейнов и почвы. Некоторые виды амеб способны выживать даже в анаэробных условиях.
Существует не только свободноживущие виды амеб, но и паразитические формы, такие как Entamoeba и Acanthamoeba, вызывающие различные заболевания у человека и животных.
Переменчивость формы у амёб
Амёбы могут менять форму в зависимости от условий окружающей среды. Ученые отмечают, что при внезапном выходе из физического тела человек представляет себя в привычной для него форме, а его духовное тело принимает эту форму. Если же человек не задумывается о своей форме, духовное тело принимает шарообразную форму.
Заключение
Таким образом, амёбы – удивительные организмы, способные приспосабливаться к различным условиям среды обитания и изменять свою форму в зависимости от обстоятельств. Изучение этих организмов помогает ученым понять законы жизни и эволюции. Амёбы являются важными объектами для научных исследований и могут раскрывать перед специалистами множество загадок живой природы.
Опубликовано 20 октября 2023 г. в 17:06 (GMT+3). Последнее обновление 1 марта 2024 г. в 12:49 (GMT+3).
Духовные переживания инвалидов в астральной плоскости
Но самое интересное – то, что люди, будучи инвалидами (без руки, ноги, глаза и других частей) на Земле, в духовном мире ощущают всё на месте. Как пишет Реймонд Моуди:
На основании одного уникального и интересного сообщения получается, что, по-видимому, даже серьезные повреждения физического тела ни в коей мере не сказываются отрицательно на духовном теле. В этом примере речь идет о мужчине, лишившемся во время аварии большей части ноги, в результате чего наступила клиническая смерть. Он знал об этом, поскольку ясно видел свое тело на расстоянии и хлопотавшего над ним врача. И всё же, находясь вне физического тела, я ощущал свое тело как единое целое. Я это знал. Я чувствовал себя целым, всё было при мне, хотя это было не так.
Свидетельства о переживаниях в астральной плоскости
В следующей своей книге Свет с того света Моуди пишет:
Другой известный мне мужчина упал на высоковольтные провода. От ожогов он лишился ног и части одной руки. Опыт внетелесного восприятия он испытал в операционной. Когда он поглядел вниз на собственное тело, первой на ум ему пришла мысль: “Взгляните на этого бедолагу!” Он и не подозревал, что на столе распростерто его собственное тело. Поняв, наконец, что это его тело так изуродовано, он отметил одну особенность: его духовное тело никоим образом не пострадало.
Изменения формы астрального тела
Есть также свидетельства, что люди – инвалиды с детства, в астральном мире не ощущали своих недостатков (зрения, слуха, искривленности тела и других). Эти свидетельства наводят на мысль, что форма астрального тела, ее изменения связаны с сознанием человека в мире ином.
Роберт Петерсон в книге Опыт внетелесных переживаний обосновывает это так:
Почему, когда вы вне тела, вам всё равно нужно тело? Зачем нужны астральные руки? Если вы хотите что-нибудь взять, ваши руки проходят сквозь предмет. Зачем нужны астральные глаза? С умственным зрением вы можете ощущать всё вокруг без применения глаз. Зачем нужны астральные ноги, если вы можете просто парить или лететь куда хотите? Ответ один – вам не нужно тело в астрале! Мы все имеем тела в астрале, потому что привыкли иметь его. Оно – часть нашего воображения. Мы так сильно верим в наши физические тела, что создаем тела и в астрале, используя их во время ВТО (внетелесных ощущений). Возможно, мы их делаем для удобства других. Как узнать друзей, если они не будут иметь в астрале тела и лица такие же как и в реальной жизни? Также множество людей обнаруживают, что одеты в белые одежды, не похожие на те, что они привыкли носить в миру. Эти люди обычно верят, что умерли или временно стали призраками, а во что еще могут быть одеты духи?
Заключение
Здесь следует возразить: тело, то есть оболочка, душе необходима, чтобы отделить сущность души от окружающей среды, иначе душа сольется с окружающим миром. Кроме того, это подтверждено внетелесным опытом, а Роберт Петерсон просто не задавался этим вопросом. Астральным телом он называет эфирное тело.
Истинная природа форм в потустороннем мире: души сущности и ангелов
Более того, форму можно заимствовать, то есть являться людям в форме их родственников, знакомых и близких. Об этом пишет Роберт Мосс:
- Я сталкивался со случаями, когда прикованные к земному миру сущности и преступные души заимствуют внешний облик других покойных людей, чтобы обмануть живущих.
- Такие сущности овладевают астральным или тонким телом сущностей, которые сбросили его, когда поднимались на высшие уровни дороги Света.
- Деятельность имитаторов, скрывающихся за масками этих астральных оболочек, нередко становятся причиной серьезной психической путаницы.
Подобные преступные души необходимо различать от тех, кто способен принимать различные формы:
- Свою форму духовного тела можно превратить во что угодно: в камень, дерево, животное или в знакомого человека.
Исследуем исторические подтверждения
О переменчивости форм в потустороннем мире знали еще в древности. Ангелов часто изображают как юношу или прекрасную девушку с крыльями. Но некоторые теологи были ближе к истине. Например, Фома Аквинский (1225–1274) говорил, что телесный облик ангелы принимают для нашего удобства восприятия.
Аллан Кардек в книге Небо (рай) и ад приводит сообщение умершей женщины в ноябре 1860 года:
- Я счастлива, надеюсь, жду и люблю; жизнь здесь не страшна мне, и я с доверием и любовью жду, чтобы отросли мои белые крылья.
- Я надеюсь превратиться в чистого Духа, как небесные посланники, ослепляющие меня.
Формы и облики сущностей
Кардек поясняет:
- Крылья ангелов, архангелов, серафимов, то есть чистых Духов, придуманы людьми, чтобы яснее выразить быстроту, с которой они передвигаются.
- На самом деле их эфирная природа не нуждается ни в какой поддержке, чтобы преодолевать пространства.
- Однако они могут появляться людям украшенными этими атрибутами, отвечающими человеческому представлению, точно так, как другие Духи принимают на себя вид, который они имели на земле, чтобы их легче можно было узнать.
Выводы и заключение
Из всех этих сведений можно с уверенностью сказать, что душа человека в свободном состоянии не имеет постоянной формы, она меняется от желаний, представлений и условий существования. В соединении с телом человека душа принимает форму физического тела и после смерти может еще некоторое время удерживать эту форму в своем сознании.
Вообще-то в изменении форм нет ничего удивительного. На земле формы живых существ тоже меняются, приспосабливаясь к условиям существования. Пример тому человек, когда-то вставший на две ноги, или птицы, отрастившие себе крылья, но всё это происходит настолько медленно, что мы воспринимаем как постоянное.
Способность проходить сквозь предметы
Эта способность души отмечается еще в «Тибетской книге мертвых», где сказано: «О, благороднорожденный, слова «беспрепятственное движение» означают, что твое нынешнее тело, будучи телом желания, – ведь твой ум отделен от своего вместилища, – не есть тело из грубой материи, и потому ты обладаешь способностью беспрепятственно проходить сквозь скалы, холмы, камни, землю, дома и даже сквозь саму гору Меру».
Роберт Монро в своей книге «Путешествия вне тела» хорошо описывает, как он сотни раз в своих путешествиях проходил сквозь стены и различные предметы, но так и не избавился от привычки считать их твердыми. «До конца избавиться от выработанной физическим телом привычки считать предметы плотными просто не получается – во всяком случае, мне это не удалось. Собираясь покинуть комнату, я по-прежнему невольно двигаюсь к дверям и всякий раз заново вспоминаю о том, что со мной происходит, когда рука Второго тела просто проходит сквозь дверную ручку. После этого я с досадой ныряю прямо в стену, а не прохожу через дверь, и делаю это для того, чтобы привлечь внимание своего сознания к отличительным особенностям Второго Состояния».
Михаил Радуга в своей книге «Вне тела» пишет: «Для начала резко взлетел вверх сразу сквозь несколько квартир, испытав при этом незабываемые ощущения, пролетая сквозь бетонные перекрытия. Потом повторил это движение в обратном направлении, но уже до первого этажа. Во время полета сквозь чужие квартиры можно было разглядывать обстановку. Был большой соблазн заняться разгромом в квартире на первом этаже, но еще больше захотелось полетать, и я стремглав под углом вверх вылетел сквозь стену на улицу, подлетел метров на пятьдесят, и завис посередине двора».
То же самое сообщают люди, пережившие клиническую смерть. Реймонд Моуди в книге «Жизнь после жизни» пишет: «Духовное тело, видимо, не обладает плотностью; кажется, что оно с легкостью проходит сквозь окружающие физические предметы, «умерший» не может прикоснуться к предмету или человеку, когда хочет это сделать».
И еще, в той же книге Моуди приводит пример сорокалетнего мужчины, у которого случился тяжелый сердечный приступ, и он видел в клинической смерти всё, что делал медицинский персонал: «Когда врач спросил, откуда ему известна фамилия сестры и ее действия во время сердечного приступа, пациент ответил, что покидал свое тело и, отправившись вниз, в холл, чтобы повидать жену, прошел как раз через сестру Хоукс. Проходя сквозь нее, он прочитал фамилию на именном ярлычке и запомнил ее, так что позже смог ее поблагодарить».
Там же Реймонд Моуди приводит рассказ девятилетней девочки Нины, которая пережила околосмертное состояние во время операции аппендицита: «Я слышала, как доктора говорили. Что мое сердце остановилось, но я была у потолка и смотрела на них. Я всё видела оттуда. Когда я увидела свое тело, я не поняла, что оно мое. Потом я поняла, потому, что узнала его. Я вышла в холл и увидела мою плачущую маму. Я спросила почему она плачет, но она не слышала меня. Врачи думали, что я умерла».
Американский исследователь из Мейсы в 1979 году беседовал в Ватикане с епископом, у которого во время приступа на несколько минут остановилось сердце. То, что он рассказал, настолько удивило других духовных лиц, что к его ложу прибыл Папа Иоанн Павел II. Папа спросил епископа, видел ли он Бога. Епископ не был в этом уверен. В конце туннеля его встретил незнакомец и проводил к излучающему любовь яркому свету. Собственно говоря, все приключения этим ограничились, если не считать того, что, возвращаясь, епископ прошел сквозь стены Ватикана и оказался в гардеробной Папы. «Какая на мне была одежда?» – спросил Папа, и епископ в точности описал его одеяние для утренней службы.
Барбара Роммер в своей книге «Тайны чудесного воскрешения» приводит случай, когда 56-летний адвокат находился в больнице в послеинфарктном отделении: «Вспоминаю, что поднялся над собственным телом, посмотрел вниз и узнал себя. «Я» находился под потолком, потом прошел сквозь стены и спустился по коридору к посту медсестер. Видел, как работало табло, и слышал звонок из палаты. Меня никто не заметил. Во мне не было боли, тревоги или страха, а царили только мир и спокойствие».
Роберт Петерсон в своей книге «Опыт внетелесных переживаний» пишет: «Я закрыл глаза и полетел вперед через дом, проходя сквозь стены и другие физические объекты, постоянно набирая скорость. Я чувствовал каждый объект, проходя сквозь него, но это меня не беспокоило».
Вообще, о прохождении сквозь любые материальные предметы упоминают почти все астральные путешественники, поскольку этот феномен их поначалу всегда озадачивает. Также призраки и привидения свободно проходят сквозь стены и двери, любые материальные препятствия, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда.
Так же и люди проходят сквозь астральное тело, как сквозь воздух, не видя его. Например, пишет Моуди, рассказывает человек, «умерший» во время аварии: «Люди собрались со всех сторон к месту аварии. Я находился посреди очень узкого прохода. Во всяком случае, когда они шли мимо меня, они, казалось, меня не замечали. Они просто шли прямо на меня, глядя вверх. Когда они подходили совсем близко, я пытался увернуться, сойти с дороги, но они проходили сквозь меня».
При внимательном изучении сообщений возникает еще один любопытный вопрос: каким образом астральные тела «умерших» проходят сквозь тела живых людей, которые также обладают собственным астральным телом, т. е. как однородное проходит сквозь однородное?
С. Мульдон объясняет это различной частотой колебаний (вибраций) астральных тел. Он полагает, что астральное тело живого человека, находясь в равновесном состоянии с физическим телом, имеет определенную частоту колебаний. При выходе из физического тела равновесное состояние нарушается, и частота колебаний астрального тела изменяется.
Такое объяснение приемлемо, поскольку пространство пересекает бесчисленное множество электромагнитных волн различной частоты, совершенно не мешая друг другу. Также и в теле человека протекает множество различных колебательных процессов.
Отсюда можно сказать, что астральное тело, находясь в физическом теле, вынуждено колебаться в такт с его ритмами, а, выходя из тела, колеблется свободно, с присущей ему частотой. В физике свободными колебаниями называются колебания в системе, которые возникают после выведения ее из положения равновесия. Остается добавить, что при этом физическое тело человека выступает как детектор (элемент с односторонней проводимостью), «подгоняя» колебания астрального тела под свою частоту.
Состав астрального тела
Вопросы важней ответов. Ответы
устаревают, вопросы остаются.
Детально исследовал астральное тело Сильван Мульдон (?–1971), который совместно с известным исследователем психики Хиевордом Каррингтоном написал книгу «Проекция астрального тела» (1929). За двенадцать лет Сильван осуществил сотни выходов в тот мир.
Он пишет: «Из чего состоит астральное тело? Этот вопрос мне задают очень часто. И когда я признаюсь, что не знаю, мне, как правило, отвечают ехидной улыбкой. Однако меня это ни в коей мере не смущает. Дело в том, что на этот вопрос не могут ответить даже те, кто провел в астральном мире много лет. Я неоднократно пытался выяснить, из чего оно состоит, но всегда безуспешно. И, насколько я знаю, на этот вопрос не удалось никому ответить. Некоторые называют астральное тело «жидким (флюидическим) телом». Лодж говорит, что оно состоит из эфира. Существует точка зрения, что астральная материя отличается от физической только своей атомной структурой. Этого же мнения придерживаюсь и я».
Ричард Вебстер в книге «Астральные путешествия» пишет: «Астральным телом называется двойник тела физического, обладающий более тонкой организацией и возможностью существования в ином измерении. Иногда его называют эфирным двойником».
Джеймс Р. Льюис в книге «Энциклопедии представлений о жизни после смерти» разъясняет: «Считается, что астральное тело состоит из тонких элементов, по природе своей эфирных, соответствующих тому, что йоги считают жизненными центрами физического тела, более связанными с жизненной силой, нежели с материей».
С.В. Цвелев в своей книге «Странствие души» дает такое определение: «Астральное тело представляет собой, по сути, вихри и потоки более тонкой энергетической субстанции, чем той, из которой создается эфирное тело».
Беджамин Уолкер в книге «За пределами тела» пишет: «Как полагают в результате 100-летнего тщательного изучения, астральное тело состоит из квази-материальной субстанции чрезвычайно тонкой консистенции, обладающей физическими и ультра-физическими свойствами».
Из всех этих сведений можно предположить, что астральное тело очень разряженное, однако какую-то плотность все-таки имеет. Как ощущал это один из «умерших»: «Чувствовалось, что мое существо имеет некую плотность, но не физическую, а что-то вроде волн или еще чего-то. Я бы сказал, ничего физического в моем существе не было, а было нечто подобное заряда, если хотите: Оно было небольшим, округлым, без четких твердых линий. Его можно сравнить с облаком: Оно выглядело почти так, как если бы имело оболочку».
– После ужина я сидела с газетой в гостиной. Что-то заставило меня поднять взгляд, и я увидела, как в другом конце комнаты что-то болтается и шевелится в воздухе.
Я спросил, как оно выглядело?
– Что-то вроде куска тонкого, как паутина, серого шифона, - пояснила она. - Я видела сквозь него стену и стул, потом эта штука двинулась ко мне. Я перепугалась, но подумала, что это может быть ты, и даже спросила: «Боб, это ты?» Но та штуковина просто висела в воздухе и слабо шевелилась. Я снова спросила, ты ли это, а потом потребовала, чтобы ты отправился домой и не пугал меня. Эта штука отдалилась в угол и быстро исчезла.
Известная ясновидящая Эйлен Гаррет видела во время смерти дочери «клубящуюся дымчатую серую субстанцию», поднимающуюся над ее телом. Субстанция изгибалась, пульсировала, плыла, и, наконец исчезла.
Историк Вильям Герхарти, который практиковался в астральных выходах много лет, ссылается в своей книге «Воскресение» (1934) на то, как однажды ночью он проснулся и обнаружил себя вне тела в воздухе, «завернутым в нечто подобное световой оболочке опалового цвета», хотя в комнате было темно. Он мог ясно видеть свое тело лежащим в постели.
Что, собственно, видят люди своим обычным зрением как пар, дымку, кисею, которая, как облако, меняет свою форму и плотность, появляется ниоткуда и исчезает в никуда, проходя сквозь любые материальные предметы? Видеть можно лишь в том случае, когда вещество либо отражает свет, либо само излучает свет. Это нечто вполне материальное, которое образует духовное существо. Можно предположить, что это плазма.
Плазма – ионизированный газ, – четвертое агрегатное состояние вещества (твердое, жидкое, газообразное и плазма), обладающая способностью проводить электрический ток. Примеры плазмы: полярные сияния, молнии, обычное пламя, в люминесцентных лампах, плазменных телевизорах и тому подобное. Возможно, что душа своим представлением образа создает такую холодную плазму, поскольку часто от привидения ощущается холод. Но всё это лишь предположения.
В эзотерике употребляется слово «эктоплазма» – вязкая субстанция, которая выделяется из тела медиума и служит для материализации духа. Она бывает бело-молочного цвета и пахнет озоном. Но в данных случаях это не происходит: нет ни медиума, ни его выделений.
Также и привидения (умерших людей) видят днем серой бесформенной дымкой, а в темноте – светящейся субстанцией. Но что интересно, при этом лицо очерчено явно, по которому иногда узнается умерший родственник или знакомый.
Иногда, довольно редко, привидения являются неотличимыми от живых людей. Как это происходит – загадка, но описанные примеры свидетельствуют, что такие феномены изредка существуют реально. Я нашел в литературе и в интернете четырнадцать таких описаний, приведу для интереса три из них.
Как это произошло, он не мог дать себе отчета и сильно встревожился. Но каков был его ужас, когда он внезапно вспомнил, что этот его друг уже много лет тому назад умер, и что он сам присутствовал на его похоронах. Заподозрив галлюцинацию, В.И. спросил извозчика, видел ли он, как садился встретившийся барин. Извозчик был изумлен как тем, что этот барин исчез, так и тем, что его спрашивают, видел ли он его, когда он не только видал, но и слыхал, как тот сам приказывал ему остановиться, и усаживался вместе с барином, нанявшим его.
В.И. не мог понять, как случилось, что он мог забыть о смерти такого большого друга, и встреча эта осталась для него на всю жизнь загадкой еще большей, потому что была связана с таким, как бы нарочитым забвением именно на этот промежуток времени, какой употребил отошедший для того, чтобы побыть вместе с живым. Когда В.И. спрашивали, помнит ли он ощущение пожатия руки, – не была ли она холодна? Он отвечал: «Рука была тепла, пожатие такое же точно, как если бы он был живой, и вообще ничто ни на одну минуту не дало повода усомниться в том, что предо мною живой человек».
В книге Игоря Винокурова «Призраки и привидения» (1997) можно найти такие же сообщения. Например, явление доктору С. Уэйру Митчеллу, бывшему президенту Американской ассоциации врачей. Однажды поздно вечером к нему домой явилась незнакомая девушка и попросила прийти к тяжело больной матери.
– Моя мать очень больна, – сказала она. – Ей срочно нужна ваша помощь, сэр. Пожалуйста, пойдемте со мной. – Слезы, блестевшие в ее глазах, заставили доктора согласиться. Они долго шли сквозь метель в сторону бедных кварталов. Доктор замерз, но девушка в легком платье шла спокойно. За всю дорогу она не сказала Уэйру больше ни слова. Наконец она ввела его в одноэтажный домик, где на кровати лежала женщина средних лет. Митчелл тут же определил: пневмония, причем в тяжелой форме.
– Это одежда моей дочери, – сказала женщина.
Между тем, Василий Степанович всё той же спокойной, медлительной походкой проходил мимо нас в своем неизменном старомодном пальто и шапке-ушанке. В руках он держал всё ту же полотняную сумку, содержание которой было нам не ведомо. Еще мы заметили, что он был необычно бледен, с лицом каким-то бесцветным, едва различимым. В походке его уже не было прежней тяжеловесности и усталости, а сквозила какая-то легкость и воздушность. Он ни на кого не обращал внимания, ни с кем не здоровался, а просто молча шел себе в сторону раздевалки.
Хотелось окликнуть его: «Василий Степанович, ты ли это?». Но язык не поворачивался произнести хоть слово. Так шествовал он вдоль станков, мимо нас, устрашенных и загипнотизированных необычным видением. Мы сгрудились в проходе цеха и молча наблюдали за ним. Вот подошел он к раздевалке, включил там свет и исчез в ее глубине.
Также Иисус Христос явился своим ученикам после своей смерти (что назвали «воскресение»), в качестве привидения, неотличимого от живого человека, проходя сквозь закрытые двери и являясь ниоткуда. Правда, некоторые странности его ученики все-таки заметили и описали в Библиях, которые не публикуются. (См. в интернете книгу «Иисус Христос, кто он в действительности»).
Одноклеточные животные или простейшие
Одноклеточные животные обитают в водоемах, каплях росы на листьях растений, во влажной почве, в органах растений, животных и человека.
Тело простейшего состоит из цитоплазмы, поверх которой имеется тончайшая наружная мембрана, а у большинства и плотная оболочка. В цитоплазме находятся ядро (одно, два или более), пищеварительные и сократительные (одна, две или более) вакуоли. Большинство простейших активно передвигается с помощью особых органоидов.
Подцарство простейших включает 40 тыс. видов, объединенных в несколько типов. Самые крупные из них два: тип Саркодовые и жгутиковые и тип Инфузории.
Тип саркодовые и жгутиковые
Места обитания, строение и образ жизни.
К саркодовым и жгутиковым относятся в основном свободноживущие организмы. Наиболее распространены из них амеба обыкновенная и эвглена зеленая. Амеба обыкновенная живет в придонных местах пресных водоемов. Она не имеет постоянной формы тела и передвигается перетеканием в образующиеся выпячивания – ложноножки (на греч. "амеба" означает "изменчивая"). Эвглена зеленая живет в верхних слоях пресных водоемов. Она имеет плотную оболочку, придающую ей постоянную веретеновидную форму тела; передвигается с помощью жгутика. Внутри тела эвглены имеются ядро, хлоропласты, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок.
Амеб и других простейших, не имеющих оболочки и способных образовывать ложноножки, относят к саркодовым (от греч. "саркос" – плазма). Эвглен и других простейших, имеющих жгутики, относят к жгутиковым. Некоторые жгутиковые, например жгутиковая амеба, имеют жгутики и ложноножки, что свидетельствует о близком родстве саркодовых и жгутиковых и служит основанием объединения их в один тип.
Питание. Амеба обыкновенная питается в основном одноклеточными организмами, захватывая их ложноножками. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях под влиянием пищеварительного сока. При этом сложные органические вещества пищи превращаются в менее сложные и переходят в цитоплазму (они идут на образование собственных органических веществ, которые служат строительным материалом и источником энергии). Непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любой части тела. Эвглена зеленая, как и одноклеточные водоросли, на свету образует органические вещества. При недостатке света она питается растворенными в воде органическими веществами.
Дыхание. Свободноживущие простейшие дышат растворенным в воде кислородом, поглощая его всей поверхностью тела. Попав в цитоплазму, кислород окисляет сложные органические вещества, превращая их в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения. При этом освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности организма. Углекислый газ, образующийся в процессе дыхания, удаляется через поверхность тела.
Раздражимость. Одноклеточные животные реагируют на свет, температуру, различные вещества и другие раздражители. Амеба обыкновенная, например, движется от света в затененное место (отрицательная реакция на свет), а эвглена зеленая плывет в сторону света (положительная реакция на свет). Способность организмов реагировать на действие раздражителей называется раздражимостью. Благодаря этому свойству одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий и находят пищу.
Размножение саркодовых и жгутиковых происходит путем деления. Материнская особь дает начало двум дочерним, которые при благоприятных условиях жизни быстро растут, и уже через сутки происходит их деление.
Сохранение при неблагоприятных условиях жизни. При понижении температуры воды или высыхании водоема на поверхности тела амебы из веществ цитоплазмы образуется плотная оболочка. Само тело округляется, и животное переходит в покоящееся состояние, называемое цистой (от греч. "цистис" – пузырь). В таком состоянии амебы не только сохраняются при неблагоприятных условиях жизни, но и расселяются при помощи ветра и животных. В цисты превращаются многие саркодовые и жгутиковые, в том числе амеба дизентерийная, эвглена зеленая, лямблии и трипаносомы.
Тип инфузории
К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Эти и большинство других инфузорий живут в пресных водоемах с разлагающимися органическими остатками (их название происходит от греч. "инфузиум" – настой). Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи).
Тело инфузорий покрыто рядами ресничек, при помощи которых они передвигаются. Имеются инфузории, например сувойки, ведущие сидячий образ жизни. К подводным предметам они прикрепляются сократимым стебельком.
Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют более сложное строение. У них имеются большое и малое (или малые) ядра, клеточные рот и глотка, околоротовая впадина, постоянное место удаления остатков непереваренной пищи – порошица. Сократительные вакуоли инфузорий состоят из собственно вакуолей и приводящих канальцев.
Питание. Большинство инфузорий питается различными органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Пища попадает в предротовую впадину благодаря согласованному колебанию окружающих ее ресничек, а затем через рот и глотку в цитоплазму (в образующуюся пищеварительную вакуоль). Не-переварившиеся остатки пищи удаляются через порошицу.
Дыхание и выделение у инфузорий происходят так же, как у саркодовых и жгутиковых, через всю поверхность тела.
Раздражимость. В ответ на действие света, температуры и других раздражителей инфузории движутся к ним или в обратную сторону (положительный и отрицательный таксисы – движения).
Размножение и сохранение при неблагоприятных условиях у инфузорий происходят в основном так же, как у саркодовых и жгутиковых.
Роль одноклеточных в жизни человека и природы
Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений. Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы опасны значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.
Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.
Простейшие — возбудители болезней человека и животных. Среди простейших очень многие ведут паразитический образ жизни. Они поселяются в различных органах человека и животных и часто бывают причиной тяжелых заболеваний. К болезням, вызываемым простейшими, относятся, например, малярия и кожный лейшманиоз (см. ст. «Насекомые и клещи — хранители и переносчики возбудителей болезней») .
Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, на против, опасны.
Посмотреть все результаты