Теоретический материал к ВПР по русскому языку в 7 классе
Задание 1: Работа с текстом
Для успешного выполнения задания необходимо знать правила орфографии с 5 по 7 класс и правила пунктуации. Вся необходимая информация будет собрана в отдельном файле под названием Орфография и Пунктуация.
Задание 2: Разборы
Морфемный и словообразовательный анализ
При выполнении этого задания необходимо уметь проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. Более подробную информацию о разборах можно найти по ссылке: Видео о морфемном и словообразовательном анализе.
(11)
В это время Юрия попросили играть вальс, и он не услышал, что сказал этот удивительный человек, которого называли Антоном Григорьевичем.
(12)
Юрий играл поочерёдно вальсы, польки и кадрили, но из его головы не выходило царственное лицо необыкновенного гостя.
(13)
И тем более он был изумлён, почти испуган, когда над его ухом раздался равнодушно повелительный голос Антона Григорьевича: Сыграйте, пожалуйста, ещё раз.
(14)
Юрий заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение.
(15)
Присутствие этого властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность.
(16)
Он сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть.
(По А. Куприну)
(4)
Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату.
(5)
За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась песня.
(6)
Не одна во поле дороженька пролегала, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.
(7)
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь.
(8)
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.
(9)
Песнь росла, разливалась.
(10)
Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.
(11)
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.
(12)
У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы.
(13)
Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке – словно голос у него оборвался.
(14)
Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все парни как будто ждали, не будет ли он ещё петь.
(15)
Я ещё раз взглянул на Якова и вышел.
(16)
Я не хотел остаться – я боялся испортить своё впечатление.
(По И.С. Тургеневу)
Морфологические разборы частей речи
Подробнее о морфологических разборах каждой части речи рассказываю в плейлисте.
Имя существительное
Морф. признаки | Пост. морф. призн. | Непост. морф. призн. |
---|---|---|
Род | Собств./нариц | Падеж, число |
Одуш./неодуш | ||
Конкр./отвлеч./собират./веществ |
Имя прилагательное
Морф. признаки | Пост. морф. призн. | Непост. морф. призн. |
---|---|---|
Число | Разряд по значению (качеств./относит./притяж.) | Род (в ед.ч.), число, падеж |
Степень сравнения |
Причастие
Морф. признаки | Пост. морф. призн. | Непост. морф. призн. |
---|---|---|
Вид | Полное/краткое (у страдат.прич.) | Род, число, падеж (у причастий в полной форме) |
Залог | Время |
Деепричастие
Морф. признаки | Пост. морф. призн. | Непост. морф. призн. |
---|---|---|
Инфинитив глагола |
Наречие
Морф. признаки | Пост. морф. призн. | Непост. морф. призн. |
---|---|---|
Разряд по значению, степень сравнения (если есть) |
О разборе предложений
Простое и сложное предложение
По количеству грамматических основ
- Простое
- Сложное
По цели высказывания
- Повествовательное
- Вопросительное
- Побудительное
По эмоциональной окраске
- Восклицательное
- Невосклицательное
По характеру грамматической основы
- Односоставное
- Двусоставное
По наличию второстепенных членов предложения
- Распространенное
- Нераспространенное
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения
- Полное
- Неполное
По наличию осложняющих элементов
- Осложненное
- Неосложненное
Подробнее о разборе предложений здесь.
Правописание производных предлогов
Производные предлоги – это предлоги, которые образовались из самостоятельных частей речи. Важно помнить, что они служат для связи слов и не могут употребляться самостоятельно.
Несмотря на, вследствие, насчет, ввиду, вместо, вблизи, напротив, согласно, напротив, кругом, внутри, спустя, вдоль, вопреки, наперекор, в течение, в продолжение, в заключение, иметь в виду, в виде, в связи.
Подробнее о выполнении задания можно узнать в видео.
Также информация о производных предлогах доступна здесь.
Правописание союзов и омонимичных им слов
Если перед вами союз. (Можно заменить другим союзом, который близок по значению).
ТОЖЕ, ТАКЖЕ (=И)
Отец учился в институте, дочь тоже будет там учиться.
ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Я опаздывал, зато позавтракал.
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (=ПРИ ЭТОМ)
Он музыкант, притом талантливый. Итак, мы изучим новую тему.
Отчего вы печальны? Почему так жарко? Я опоздал потому, что был занят.
ПОТОМУ ЧТО (=ОТТОГО ЧТО)
Он вернулся, потому что забыл ключ. Я забыл ключ, поэтому не смог открыть замок.
Зачем ты остался? Я уехал, затем вернулся.
Если местоимение + частица. (Частицу можно переставить или убрать).
ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ
Вчера я учил то же, что сегодня.
ЧТО БЫ (=ЧТО)
Что бы мне такое прочитать?
ЗА ТО (МОЖНО УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ТО)
Спрячься за то дерево.
ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (МОЖНО ВСТАВИТЬ ПРИ КАКОМ?)
При том доме есть бассейн.
И ТАК (= ОЧЕНЬ)
Мы приехали и так удивились!
ОТ ЧЕГО (ОТ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ)
От чего зависит решение? По чему они спустились к морю? (по лестнице)
ПО ТОМУ (ПО КАКОМУ?)
По тому берегу бежали люди.
ОТ ТОГО (ОТ КАКОГО?)
От того дерева отошел человек.
ПО ЭТОМУ (ПО КАКОМУ?)
По этому мосту проедет троллейбус.
За чем он прятался в лесу? (за деревом) За тем поворотом начинался лес.
Орфоэпические нормы
Русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность означает, что ударение может размещаться на любом слоге слова, например, кОмната, дорОга, молотьбА.
Подвижность означает, что при образовании форм слова ударение может переходить с одного слога на другой, например, нАчал, началА, нАчали.
Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах, вызывает ряд трудностей.
Ниже прилагается материал для изучения нормы постановки ударения и для запоминания некоторых форм.
В именах прилагательных ударение переходит на:
- на окончание в краткой форме женского рода в единственном числе: грОмкий — громкА, дОлгий – долгА;
— во множественном числе: бЕдный – беднЫ, вАжный — важнЫ
- на суффикс в сравнительной степени:
сЫтный – сытнЕе, пОстный – постнЕе, вЕрный — вернЕе
- подвижное ударение сопровождается чередованием е/ё:
далЁкий, далЁк, далекА;
дешЁвый, дЁшев, дешевА, дешЕвле.
- в неопределённой форме, оканчивающихся на —ировать ударение падает последний слог:
гофрировАть, гравировАть, премировАть, группировАть, пломбировАть.
в глаголах с корнем звать: звалА, звАло, назвАл, назвалА, призвАли.
в глаголах с корнем тереть: натЁрла, натерЕв.
в глаголах запереть, отпереть: зАпер, заперлА, зАперли, заперЕв, запертА.
в глаголе вЫдать ударение во всех формах падает на приставку.
Ниже указаны слова, ошибочное ударение в которых наиболее вероятно.
Грамматические нормы
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения | Примеры |
---|---|
По (=после) П.п Благодаря находчивости | В заключение речи По приезде в город |
По возвращении из отпуска |
Неправильное построение предложения с деепричастными оборотами
- Деепричастные обороты должны относиться к лицу.
- Тот, кто совершает действие в предложении, должен совершать действие и в деепричастном обороте.
- Не употребляется в страдательных конструкциях.
- Не может использоваться в конструкциях в будущем времени.
- Соотношение вида и времени.
Примеры:
- Узнав о приезде брата, я испекла пирог.
- Узнав о пятерке, радуешься искренне.
- Получив домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в университет.
- Выходя из окружения, боец был ранен в голову.
- Приехав в город своего детства, я встречусь с друзьями.
- Подъезжая к реке, всадники остановили лошадь.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Несогласованность причастия и определяемого слова.
- Разрыв причастного оборота определяемым словом.
- Отделение определяемого слова от причастного оборота другими членами предложения.
- При причастном обороте не может быть частицы БЫ.
- Недопустимо включение союзов и союзных слов.
- Причастие не имеет формы будущего времени.
Примеры:
- Мне подарили книгу Толстого, опубликованного еще при жизни писателя.
- Меня попросили перевести написанную книгу на башкирском языке.
- Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на башкирском языке.
- Так как кот, удивленный случившимся, перестал красть.
Подробнее можно узнать здесь.
Знаки препинания в сложных и простых предложениях
Алгоритм выполнения этого задания следующий:
А значит, ищем границы. Ставим запятую на границе между простыми предложениями.
Ниже дана таблица, где указано, когда ставится запятая при причастном обороте, а когда она не ставится.
Далее говорим о деепричастном обороте, который обособляется всегда.
Подробнее можно посмотреть здесь https://youtu.be/sJ0N_Ch-oqY
Знаки препинания в предложениях с ОЧ (однородными членами).
ОЧ – это члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении.
2.Запятая не ставится, если ОЧ соединены сочинительными союзами. На улице свежо и сыро.
3.Запятая ставится, если ОЧ соединены противительными союзами (но, а, да (=но)) Мал золотник, да дорог.
4.Если в предложении мы видим повторяющиеся союзы, то запятая ставится перед вторым и последующими.НО: если перед первым союзом есть такой же ОЧ, то запятая ставится перед первым и последующими союзами.!!!Нужно быть внимательным, потому что не всегда наличие нескольких одинаковых союзов говорит о том, что они повторяющиеся. Нужно обязательно проверять, что эти союзы соединяют, и находить эти ОЧ. Татьяна то вздохнет, то охнет, то заплачет. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые.
6.Нужно помнить об обобщающих словах при ОЧ. Если обобщающее слово стоит перед рядом ОЧ, то ставим :Если же обобщающее слово стоит после ряда ОЧ, то ставим — Утром все блестело вокруг: дороги, листья, кусты крапивы. Дороги, листья, кусты крапивы – все блестело вокруг.
Обращения всегда выделяются запятыми.
Коля, принеси мне книгу.
О выполнении этого задания здесь https://youtu.be/utLj49IEodk
Задание 9. Определить основную мысль текста.
Основная мысль текста – это то, для чего этот текст написан, что хотел сказать автор, когда писал этот текст.
Задание 10. Определить тип речи.
Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
- Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.
https://youtu.be/GmE_1jPTr-I подробно о типах речи в этом видео
Задание 11. Ответ на вопрос.
Задание 12. Лексическое значение слова.
Задание 13. Найти стилистически окрашенное слово.
Помним, что в русском языке 5 стилей речи: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный.
В русском языке есть слова, которые относятся к 1 стилю. Например, слово «морфема» относится к научному стилю и в других стилях не употребляется. Есть же слова, которые употребляются в разных стилях. Например, слово «дом».
Что значит «стилистически окрашенное слово»? Это значит, что оно имеет стилистическую окраску, то есть принадлежит к какому-то конкретному стилю речи.
С точки зрения стилистической окраски слова могут быть:
Разговорные слова принадлежат к разговорному стилю. Нейтральные употребляются во всех стилях. Книжные только в научной литературе или в официально-деловой.
О лексике русского языка рассказываю в этом видео https://youtu.be/k8H-FXk9R6M
Задание 14. Объяснить значение пословицы.
Помним, что в этом задании нужно не только правильно объяснить пословицу, но и без ошибок написать это объяснение, которое должно заключаться в двух предложениях.
В этих видео разбираю варианты ВПР по русскому языку в 7 классе:
А это плейлист для подготовки к ВПР по русскому языку в 7 классе https://youtube.com/playlist?list=PLbEsyskW5AvAlvJqbvVLtEc5Yj0FXTZ26
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Схема морфологического разбора имени прилагательного 1. Часть речи, общее грамматическое значение. 2. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). 3.Пост. признаки: полная или краткая форм, непост. признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. III. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное). Пример: (в) большие(3) (стаи) 1. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, ОБГ – признак предмета; 2.. Н. ф. – большой; 3. Полное, во мн. числе, в В. п. 4. В предложении является определением. Пример на странице 44 учебника!!!
Совершенно необдуманный ответ (Причастие имеет зависимое слово, выраженное наречием степени и меры качества, поэтому пишется слитно). ЗАДАНИЕ 4
3. Жмутся (как?) ближе (обстоятельство образа действия). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ План разбора простого предложения 1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное). 3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое. 4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное). 5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое). 6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого. 7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное). 8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено). 9. Записать характеристику предложения. 10. Составить схему предложения. ЗАДАНИЕ 3 Правописание НЕ с разными частями речи 1. Существительное, отымённое прилагательное, наречие на –О, -Е Раздельно Слитно 1) Есть или подразумевается 1) Не употребляются без НЕ противопоставление с союзом А 2) Есть слова вовсе не, отнюдь не, далеко не 2) Можно заменить синонимом 3) Рядом стоят отрицательные местоимения и 3) Рядом стоят слова, указывающие на степень наречия ничуть не, никогда не, нигде не, качества никому не и др. (В какой степени? В какой мере?) очень, крайне, весьма, почти, чрезвычайно, совершенно, отчасти, в большей или меньшей мере, в большей или меньшей степени и др. 2. Глагол, деепричастие (Что делая? Что сделав?) Раздельно Слитно 1) Не употребляются без НЕ Всегда раздельно, кроме 2)* Есть приставка НЕДО-, указывающая на действие, не соответствующее норме исключений НЕДО- (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! Например: НЕДОедать (голодать) – антоним переедать НЕДОглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) НЕДОсмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! Например: не ДОедать суп из-за спешки (можно потом доесть), не ДОглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз), не ДОсмотреть фильм (можно вернуться и
дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть). 3. Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении). Рассыпался горох на семьдесят семь дорог. 1. (На) семьдесят (дорог) – имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько? 2. Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. 3. Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог Мой брат пошёл в первый класс. 1. (в) первый (класс) – имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый 2. Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа. 3. В класс (который?) первый МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ПРИЧАСТИЯ 1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2. Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме). 3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении). Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун. 1. Подгоняемый (табун) – причастие, обозначает признак предмета по действию; Табун (какой?) подгоняемый 2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже. 3. Табун (какой?) подгоняемый Пушка наша заряжена была картечью. 1. Заряжена – причастие, обозначает признак предмета по действию; пушка (какова?) заряжена 2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде. 3. Пушка (какова?) заряжена (СИС) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ДЕЕПРИЧАСТИЯ 1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2. Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки неизменяемое слово. 3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении). Он ушибся, упав с лошади. 1. Упав – деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо: 1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске; 2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения; 3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное); 4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения; 5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение. Предложение (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
ЗАДАНИЕ 3 • ЗАПОМНИТЕ: звонИт, бАрмен, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, вОвремя, ворОта, дефИс, дешевИзна, диспансЕр, добелА, довезЁнный, дОверху, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр, завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, зАсветло, зАтемно, звонИт, защемИть, защемИт, жалюзИ, исчЕрпать, избалОванный, каталОг, каучУк, квартАл, киломЕтр, киоскЁр, красИвее, кремЕнь, кремнЯ, мастерскИ, мозаИчный, молЯщий, надОлго, ненадОлго, новостЕй, нОвости, новорождЁнный, нОгтя, оптОвый, Отрок, Отрочество, откУпорить, пОчестей, пЕтля, свЁкла, сирОты, срЕдства, сОгнутый, сорИт, стАтуя, столЯр, тамОжня, танцОвщица, тОтчас, фенОмен, цепОчка, чЕлюстей, чЕрпать, шассИ, школЯр, щавЕль, щемИть, щемИт, экспЕрт
ВВОДНЫЕ СЛОВА значения 1. Разная степень уверенности вводные слова примеры Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, Дождь, кажется, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, кончился. очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. 2. Различные К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к Дождь, к счастью, чувства стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к закончился. ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. 3. Источник По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению По-моему, дождь информации (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), кончился. на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. 4. Порядок мыслей и Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, Итак, дождь их связь напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, кончился. в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, Вскоре, однако, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, сомнения рассеялись. повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. 5. Замечания о Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту Одним словом, всё способах говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо обошлось оформления мыслей говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно благополучно. так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. 6. Слова, Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), Верите ли, я все-таки обращенные знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, сделала это. к собеседнику с поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, целью привлечь его помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, внимание к помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на сообщаемому. милость, если хотите знать и др. 7. Указывают оценку Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без Мы, самое большее, меры того, о чем преувеличений и др. завтра сделаем то, что говорится. обещали. 8. Выражают По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, Завтра, страшно экспрессивность страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, вспомнить, будет высказывания. надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между десять лет, как мы нами будь сказано и др. знакомы. ЗАДАНИЕ 15 ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Гипербола Перифраз (описательный оборот) Фразеологизм (от греческого – преувеличение) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого -либо предмета, явления. 1) Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. 2) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. воспроизводимые в готовом виде словосочетания или предложения. Неделимые словосочетания А сам с ноготок! (Некрасов) 1)Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 2)Редкая птица долетит до середины Днепра Пишущий эти строки (т.е Я) Царь зверей (т.е лев). Туманный Альбион (т.е Англия). Творец Гамлета (т.е. Шекспир). как белка в колесе водить за нос хранить как зеницу ока мелкая сошка грош цена ни днём ни ночью
ЗАДАНИЕ 8 • Чтобы определить основную мысль текста необходимо ответить на вопросы: "Что хотел автор донести этой историей? О чем говорит автор?"
ЗАДАНИЕ 5 УДАРЕНИЕ А: аэропОрты О: обзвонИть – обзвонИт, облегчИть – облегчИт, Б: бАнты, баловАть, баловАться, избаловАть, облИться – облилАсь, обнЯться – обнялАсь, разбаловАть, бАловень(судьбы), балОванный, обогнАть – обогналА, ободрАть – ободралА, балУясь, болтлИва, бОроду, бОроды, борОд, ободрЁнный – ободрЁн – ободренА, ободрИть, бородАм, брать – бралА, брАться – бралАсь, ободрИться – ободрИшься, обострЁнный, бухгАлтеров обострИть – обострИт, одолжИть – одолжИт, В: вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, озлОбить, оклЕить, окружИть – окружИт, включИть – включИшь–включИм–включИт, опломбировАть, опОшлить, оптОвый, включЁнный – вкдючЁн, влИться – влилАсь, освЕдомиться – освЕдомишься, отбЫть – отбылА, вОвремя, водопровОд, ворвАться – ворвалАсь, отдАв, отдалА, отключЁнный, откУпорить – воспринЯть – воспринялА, воссоздАть – воссоздалА, откУпорил, отозвАть – отозвалА, отозвАться – вручИть – вручИт отозвалАсь, Отрок, Отрочество Г: гнать – гналА, гнАться – гналАсь, граждАнство, П: партЕр, перелИть – перелилА, перезвонИт, газопровОд плодоносИть, плодонОсит, повторЁнный, Д: дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр, добелА, повторИть – повторИт, поделЁнный, поднЯв, добрАть – добралА, добрАться – добралАсь, добелА, позвАть – позвалА, позвонИшь – позвонИт, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождАться – полилА, понЯв, понЯвший, понЯть – понялА, дождалАсь, дозвонИться – дозвонИтся, дозвонЯтся, портфЕль, пОручни, послАть – послАла, пОчестей, дозИровать, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, прибЫв, прибЫть – прИбыл – прибылА – прИбыло, дОсуха, доЯр придАное, принЯть – прИнял – прИняли –принялА, Е: еретИк прИнятый – прИнят – принятА, принУдить, Ж: жалюзИ, ждать – ждалА, жИться – жилОсь приручЁнный, прожИвший, прожОрлива, З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, прозорлИва закУпорив, занЯть – зАнял, занялА, зАняло, зАняли, Р: рвать – рвалА зАнятый – занятА, заперлА, заперлАсь, зАпертый – С: сверлИть – сверлИшь – сверлИт, свЁкла, запертА, зАсветло, заселЁнный – заселенА, сирОты, слИвовый (слИва), смазлИва, снять – зАсветло–зАтемно, защемИть – защемИт, звать – снялА, снЯтый – снятА, сОгнутый, создАв, создАть звалА, звонИшь, звонИт, звонИм, знАчимость, – создалА, созЫв, сорвАть – сорвалА, сортировАть, знАчимый сорИть – сорИт, срЕдства, стАтуя, столЯр, И: Иксы, исчЕрпать, избалОванный суетлИва К: каталОг, квартАл, киоскЁр, клАсть – клАла, Т: тамОжня, тОртов, тОрты контролЁр, корЫсть, крАны, красИвее, У: убрАть – убралА, убыстрИть, углубИть, красИвейший, крАсться – крАлась, кремЕнь, углубИт, укрепИть – укрепИт кремнЯ, кровоточИть – кровоточИла, Ф: формировАть кровоточАщий, кормЯщий, кУхонный Ц: цепОчка Л: лгать – лгалА, лЕкторов, лить – лилА, лИться – Ч: чЕлюстей, чЕрпать лилАсь, ловкА Ш: шАрфы, шофЁр, школЯр М: мЕстностей, мозаИчный, монолОг, Щ: щемИть – щемИт, щЁлкать мусоропровОд, молЯщий Э: экспЕрт Н: навЕрх, навралА, наделЁнный, наделИть – наделИт, надОлго, ненадОлго, надорвАться – надорвалАсь, нажИвший, нАжитый– нажитА, назвАться – назвалАсь, накренИться – накренИтся, налитА, налИть – налилА, налИвший, намЕрение, нанЯвшийся, нарвАть – нарвалА, нарОст, насорИть – насорИт, начАв, начАвший, начАвшись, начАть – нАчал, началА, нАчали, нАчатый – начатА, нЕдруг, недУг, некролОг, ненадОлго, неизведЁнный – неизведЁн, нефтепровОд, низведЁнный – низведЁн, новостЕй, нОвости, нОгтя, нормировАть 9
наперекор при употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности Предло Ошибка Правильный г вариант Из-за сильного благода Благодаря сильному урагану урагана с дома ря с дома сорвало сорвало крышу. крышу (не имеет значения «благодарить»). Предоставить Предоставить ввиду отпуск ввиду отпуск болезни (не вследствие болезни. имеет значения «результата»). вследст Вследствие Из-за предстоящего предстоящего вие парада движение парада по центральной движение по улице будет центральной закрыто (не улице будет закрыто. имеет значения «результата»). Запомните рассержен глупой рассердиться на шуткой глупую шутку удивлён его удивляться его терпением терпению читать книгу чтение книги строить дом строительство дома нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово": Нельзя: Надо срочно оплатить по счетам. Норма: оплатить счета Предлоги В и НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа. Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов по окончаниИ по истечениИ по по завершениИ по прочтениИ приходЕ по возвращениИ по приездЕ Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например: можно сказать нельзя сказать Кроме сестры я люблю ещё Кроме и брата (то есть люблю и рисования я сестру, и брата). ещё пою. Помимо хоккея я Помимо увлекаюсь плаванием (то спорта я хожу есть увлекаюсь хоккеем и в кино. плаванием). Запомните: предлог ПО с сущ-ым скучает по сыну скучает по детям скучаем по нему (Д.п.) предлог ПО предлог ПО с местоимением 3 с местоимением 1 и 2 лица лица скучает по ним скучаем по вас (не по вам) (П.п.) (Д.п.) скучают по нас (не по нам) (П.п.) нарушение управления в словосочетании "существительное + зависимое слово": Нельзя: Подруга интересуется о моем здоровье. Норма: интересуется моим здоровьем Предлоги, сочетающиеся с существительным в Р.п. в меру (чего?) по причине (чего?) в течение (чего?) наподобие (чего?) в продолжение вследствие (чего?) (чего?) ввиду (чего?) в силу (чего?) в случае (чего?) в заключение (чего?) в виде (чего?)
Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные, причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение 4) Определения, относящиеся к личному местоимению. Человек, /не помнящий прошлого/, лишает себя грядущего. (Прич. об. стоит после определяемого слова) Чистые звуки музыки, /похожие на голоса серебряных труб/, привели его в восторг. (Прил. с зависимым словом стоит после определяемого слова) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате /Уставшие после долгой дороги/, ребята присели отдохнуть на поляне. (Причина) А ОН, /мятежный/, просит бури. МЫ, /утомлённые/, только к семи часам вернулись домой. ЗАДАНИЕ 16 ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом Уточняющее обстоятельство обособляются обстоятельства уступки с предлогами невзирая на, несмотря на, вопреки Такие обстоятельства заменить придаточным предложением уступки с союзом хотя. Сравнительные обороты Мальчик шел по улице, напевая. Напевая, мальчик шел по улице. Мальчик, напевая, шел по улице. Листья, тихо шелестя, осыпались с деревьев. Тихо шелестя, листья падали с деревьев. Листья падали с деревьев, тихо шелестя. Завтра, часов в шесть, зайдите к директору. Концерт состоится вечером, в семь часов. Магазин находится в центре, прямо на площади. Невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю. Небо было ясным, вопреки прогнозам синоптиков. Друзья, несмотря на размолвку, быстро помирились. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. Парусник проплыл мимо, подобно белокрылой птице. Дом стоял на отшибе, будто отшельник. 21
СПРАВОЧНИК ПОДГОТОВКА К ВПР – 2020 8 класс Составитель: Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» 1
досмотреть его) 3. Причастие, отглагольное прилагательное Раздельно Слитно 1) Есть или подразумевается 1) Не употребляются без НЕ противопоставление с союзом А 2) С полными причастиями, если есть 2) С полными причастиями, если нет зависимого слова зависимое слово 3) С краткими причастиями 3) Рядом стоят слова, указывающие на степень качества (В Например: сделан, решено, написано, какой степени? В какой мере?) очень, крайне, весьма, нарисованы почти, чрезвычайно, совершенно, отчасти, в большей или меньшей мере, в большей или меньшей степени и др. 4. *Отглагольные прилагательные на –МЫЙ Раздельно Слитно 1) Только при наличии зависимых слов: 1) В остальных случаях, несмотря на другие 1) Существительное Тв.п. (Кем? Чем?) зависимые слова 2) Отрицательное наречие или местоимение 3) Слова вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не НАДО ЗНАТЬ: Всегда раздельно Всегда слитно 1. Количественные и порядковые числительные (не 1. Отрицательные и неопределённые пять, не первый). местоимения и наречия при отсутствии 2. Все местоимения, за исключением отрицательных и между НЕ и местоимением ПРЕДЛОГА неопределённых (не ты). (нечто, некто) 3. Сравнительная степень прилагательных и наречий (не выше). 2. Производные предлоги НЕСМОТРЯ НА, 4. Служебные слова, кроме производных предлогов НЕВЗИРАЯ НА. несмотря на, невзирая на (не только, но и). 5. Слова, которые пишутся через дефис (не потоварищески). 6. Существительные в вопросительных предложениях (Не правда ли?). Запомните: неймётся нейдёт невзлюбить невзвидеть недосуг недаром (=не зря) некстати невдалеке невмоготу невпопад нехотя (наречие) несдобровать ненавидеть недоумевать невзначай неужто неподалёку неохота (наречие) непобедимый невредимый непоколебимый неспроста не страшен не готов не властен не горазд не волен не жалко не жаль не видно не виден не рад не должен не обязан не виновен не надо не согласен не годен не пора не время не надобен не раз не зря не нужно не слышно не способен не под стать (наречие) не под силу Примеры к основному правилу: Не видеть (Глагол с НЕ пишется раздельно). Не увиденный мною (Полное причастие с НЕ пишется раздельно, т.к. есть зависимое слово). Не далеко, а близко (Наречие с НЕ пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А). Неправда (Не с существительным пишется слитно, т.к. можно заменить синонимом ложь). Неугомонный (Прилагательное пишется слитно, т.к. не употребляется без НЕ). Не растворимый ни в какой воде раствор (При отглагольном прил-ом на –мый стоит отриц-ое мест-е, поэтому с НЕ слово пишется раздельно). Не правда ли? (Существительное в вопросительном предложении с НЕ пишется раздельно). 7
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА Схема морфологического разбора глагола 1. Часть речи, общее грамматическое значение. 2. Н.ф. (инфинитив). 3. Спряжение, число, время, лицо, род (если есть). 4. Синтаксическая роль глагола (каким членом предложения является глагол). Пример: лес еще не спит 1. Гл., общ., грам. знач. – действие предмета; 2. Н. ф. – спать; 3. 2 спр., ед.ч., наст.вр., 3 -е л. 4. В предложении является сказуемым. Образец на стр. 65 учебника!!
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Схема морфологического разбора имени существительного 1. Часть речи, ОБГ 2. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) 3. пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки число, падеж. 4. Член предложения Пример: В саду поспели груши. 1. В саду – сущ.,ОБГ- обозначает предмет 2. Н.ф. – сад, 3. Нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п., 4.. В предложении является обстоятельством. Пример на странице 21 учебника!!
Аллитерация (повторение одинаковых согласных) Ассонанс (повторение одинаковых гласных) ЗАДАНИЕ 11 Примыкание Управление Согласование ВИД СВЯЗИ (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ) Тип Какой частью речи является Примеры Характеристика связи связи зависимое слово Частые встречи. Прилагательное. Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, Летящий мяч. Причастие. поэтому зависимое слово стоит в Наше право. том же роде, числе и падеже, что и Всякий человек Согласуемое местоимение. главное. Любое решение Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Согласуемое существительное. Профессор Петров. Начало игры. Существительное (часто с Главное слово диктует Жарко у печки. предлогом). зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в Местоимение в функции определенном падеже (часто с Попросить её (кого?). существительного. предлогом). Ходить пешком. Наречие. Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Главное слово не способно Желание знать. Неопределенная форма глагола. диктовать зависимому свою Хотел вернуться. Стать лучше. Сравнительная степень прил-ого. форму, потому что зависимое не изменяется. Его книга Притяжательные местоимения Её глаза ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на Их мечты вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?) (Алгоритм) 1. Определите главное и зависимое слово. 2. Определите, чем выражено зависимое слово. 3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его. то это ПРИМЫКАНИЕ 4. Если другими частями речи, то смотрим Изменяются оба слова СОГЛАСОВАНИЕ Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в в определённом косвенном падеже УПРАВЛЕНИЕ Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова) Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием) Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже) ЗАДАНИЕ 12 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ЗАДАНИЕ 11 • Вдумчиво прочитать предложения, найти слово с предложенным значеием.