Сдай гиа по русскому языку

Я — репетитор по русскому языку.

Самый популярный запрос, с которым ко мне приходят, это подготовка к школьным экзаменам. Причем не только к ЕГЭ, но и к ОГЭ — государственному экзамену для девятиклассников.

Я уверена, что школьник даже со средним уровнем может подготовиться к ОГЭ по русскому языку самостоятельно и сдать его на положительную отметку. Расскажу, что для этого нужно сделать и кому подойдут мои рекомендации.

ОГЭ по русскому языку

Демоверсия ОГЭ 2023 по русскому языку для 9 класса с ответами с официального сайта ФИПИ.

Орфографический анализ (теория) 5 задание ОГЭ по русскому языку. Презентация для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Практический материал для отработки задания № 4 ОГЭ по русскому языку -“Синонимичные словосочетания”.

Проверочный тест по русскому языку в формате ОГЭ 9 класс. Орфография. Синтаксис – словосочетание. Лексика. Средства выразительности языка. Пунктуация.

Презентация для подготовки к написанию сочинения 9. 1 ОГЭ по русскому языку (9 класс).

Презентация для подготовки к написанию сочинения 9. 2 ОГЭ по русскому языку (9 класс).

  • Как писать сочинение 9.3 ОГЭ по русскому языку
  • Задания 2-8 ОГЭ 2022 по русскому языку
  • Тренировочные варианты ОГЭ 2022 по русскому языку с ответами
  • ОГЭ по русскому языку – демоверсия 2022 года

Сочинения ОГЭ: 9. 1-93 шаблона к сочинениям ОГЭ по русскому языку.

Свод орфографических правил для основной школыПроект свода школьных орфографических правил адресован учителям, школьникам и их родителям.

Правописание союзовСоюз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

3 сочинения к новой демоверсии ОГЭ по русскому языку 2023.

Конструктор сочинения 9Удобный шаблон для учеников, которым трудно самостоятельно написать сочинение на экзамене.

Демоверсия ОГЭ 2023 по русскому языкуОфициальная демоверсия ОГЭ 2023 от ФИПИ.

Официальные критерии оценивания итогового собеседования 2023Критерии оценивания идут в комплекте с новой демоверсией итогового собеседования.

Тексты изложений ОГЭ 2023Тексты для сжатых изложений из открытого банка заданий ФИПИ.

Работа с текстом. Сочинение 9. 2 ОГЭВ презентации описана работа с текстом при подготовке к письменной части ОГЭ по русскому языку.

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 баллаИнтерактивное пособие для подготовки к сочинению

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Исключения и трудности ЕГЭ

АНАЛИЗ ТЕКСТАПособие “Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ”

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ300+ заданий 6 ЕГЭ

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

ОГЭ-навигатор 2023Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

Проверка сочинения и изложения ОГЭ

1000 НАРЕЧИЙСлитно, раздельно, через дефис

Проверка сочинения ЕГЭ

Сборник тестов ОГЭ по русскому языку 2022-2023 для 9 класса. В этом разделе можно решать варианты ОГЭ по русскому языку (с ответами). Варианты ОГЭ соответствуют демоверсии 2023 г. Также можно решать типовые тесты по заданиям ОГЭ. Чек лист Навигатор ОГЭ 2022ДЕМОВЕРСИЯ ОГЭ по русскому языку 2023ВАРИАНТЫ ОГЭ по русскому языкуПробный ОГЭ 2023Решать Вариант 1 ОГЭ Решать Вариант 2 ОГЭ Решать Вариант 3 ОГЭ Решать Вариант 4 ОГЭ Решать Вариант 5 ОГЭ Решать Вариант 6 ОГЭ Решать Вариант 7 ОГЭ Решать Вариант 8 ОГЭ Решать Вариант 9 ОГЭ Решать Вариант 10 ОГЭ Решать Вариант 11 ОГЭ Решать Вариант 12 ОГЭ Решать Вариант 13 ОГЭ Решать Вариант 14 ОГЭ Решать Вариант 15 ОГЭ Решать Вариант 16 ОГЭ Решать Вариант 17 ОГЭ Решать Вариант 18 ОГЭ Решать Вариант 19 ОГЭ Решать Вариант 20 ОГЭ Решать Вариант 21 ОГЭ Решать Вариант 22 ОГЭРешать Вариант 23 ОГЭ Решать Вариант 24 ОГЭ Решать Вариант 25 ОГЭРешать Вариант 26 ОГЭ Решать Вариант 27 ОГЭ Решать Вариант 28 ОГЭ Решать Вариант 29 ОГЭ Решать Вариант 30 ОГЭДосрочные варианты ОГЭ по русскому языку:ДОСРОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1 ДОСРОЧНЫЙ ВАРИАНТ 2ТЕОРИЯ ОГЭ по заданиямПрактика ОГЭ по заданиям

Сдай гиа по русскому языку

Тренировочные варианты по русскому языку для 9 класса в формате ОГЭ 2022 с ответами и критериями оценивания.

Соответствуют демоверсии ОГЭ 2022 по русскому языку

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9. 1, 9. 2 или 9. 3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Изобразительно-выразительные средства языка – Практика

Варианты задания 5 ОГЭ русский язык

Задания 2-5 ОГЭ по русскому языку – практика

Что такое сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (9. 3) ОГЭ по русскому языку

«Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи» – презентация

Что такое ОГЭ и зачем он нужен

ОГЭ — это обязательный государственный экзамен за курс основного общего образования по четырем дисциплинам. Его формат близок к ЕГЭ, только сдают его в девятом классе. Два предмета — русский язык и математику — школьник сдает обязательно, чтобы получить аттестат, а остальные выбирает по желанию из дополнительных дисциплин. Если не сдать ОГЭ хотя бы на тройку, аттестат не дадут.

Я расскажу про ОГЭ по русскому языку. Проходит он так: школьники в течение четырех часов в чужой школе пишут изложение, сочинение и проходят тест. За списыванием строго следят, поэтому незаметно достать телефон не получится. Пользоваться разрешают только орфографическим словарем.

С 2019 года станет обязательным еще и устное собеседование по русскому. Его будут сдавать в своих школах во втором полугодии. Чтобы школьника допустили до ОГЭ, на собеседовании нужно получить «зачет».

Результаты ОГЭ важны для всех девятиклассников, но в большей степени — для двух категорий: тех, кто собирается поступать в колледж, и тех, кто хочет сменить школу. При поступлении в средние специальные учебные заведения учитывается средний балл аттестата. Результаты ОГЭ влияют на него напрямую.

Например, проходной балл на бюджет в колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации — 4,91. Для такого нужно не только иметь высокие оценки по остальным предметам, но и получить за ОГЭ по русскому языку пятерку, то есть 34—39 баллов. А если школьник хочет поступить в 10 класс в более престижную школу, он будет проходить внутренний конкурс. Баллы ОГЭ там тоже играют большую роль.

Еще ОГЭ важен тем, кто привык учиться хорошо и не хочет получить четверку или тройку. В этом случае лучше не рисковать и найти хорошего репетитора. Но и это не гарантирует успех. Я знаю случай, когда школьник все знал, но от волнения на экзамене забыл перенести часть ответов с черновика в специальный бланк. К сожалению, такое тоже случается.

Если после девятого класса школьник остается в своей школе, лучше приберечь деньги для подготовки к ЕГЭ и попробовать подготовиться своими силами — хотя бы к ОГЭ по русскому языку. Мой опыт показывает, что девятиклассникам с твердой тройкой и выше для подготовки к ОГЭ по русскому не нужен репетитор, особенно если родители готовы хотя бы немного контролировать процесс и вникать в детали.

Еще рекомендую использовать подготовку к ОГЭ как повод научить подростка работать самостоятельно и отвечать за результат. Даже полный провал не будет иметь фатальных последствий. До начала нового учебного года экзамен можно пересдать дважды. Правда, после пересдачи школьника могут не взять в десятый класс в сильной школе. Такие вещи обычно оговаривают в школьном уставе.

Сентябрьская подборка тестов

Задания с кратким ответомТест 1Тест 2Тест 3Тест 4Тест 5Тест 6Тест 7Тест 8

Изложение и сочинениеТест 1Тест 2Тест 3Тест 4Тест 5Тест 6Тест 7Тест 8

Задания с кратким ответом

▫ Тест 1. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 2. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 3. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 4. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 5. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 6. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 7. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 8. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 9. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 10. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 11. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 12. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 13. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 14. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 15. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 16. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 17. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 18. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 19. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 20. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 21. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 22. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 23. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 24. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 25. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 26. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 27. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 28. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 29. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 30. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 31. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 32. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 33. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 34. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 35. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 36. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 37. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 38. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 39. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 40. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 41. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 42. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 43. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 44. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 45. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 46. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 47. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 48. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 49. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 50. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 51. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 52. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 53. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 54. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 55. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 56. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 57. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 58. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 59. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 60. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Изложение и сочинение

▫ Тест 1. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 2. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 3. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 4. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 5. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 6. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 7. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 8. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 9. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 10. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 11. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 12. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 13. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 14. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

▫ Тест 15. Изложение и сочинение. ОГЭ по русскому языку

Тесты по темам

▫ Тест 1. Расстановка знаков препинания

▫ Тест 2. Расстановка знаков препинания

▫ Тест 3. Синтаксический анализ словосочетаний и слов

▫ Тест 4. Синтаксический анализ словосочетаний и слов

▫ Тест 5. Синтаксический анализ словосочетаний и слов

▫ Тест 6. Синтаксический анализ словосочетаний и слов

▫ Тест 7. Синтаксический анализ словосочетаний и слов

▫ Тест 8. Проведение различных видов анализа слова

▫ Тест 9. Проведение различных видов анализа слова

▫ Тест 10. Проведение различных видов анализа слова

▫ Тест 11. Лексика и фразеология

▫ Тест 12. Лексика и фразеология

▫ Тест 13. Лексика и фразеология

▫ Тест 14. Владение различными видами чтения

▫ Тест 15. Владение различными видами чтения

▫ Тест 16. Владение различными видами чтения

▫ Тест 17. Владение различными видами чтения

▫ Тест 18. Владение различными видами чтения

▫ Тест 19. Владение различными видами чтения

▫ Тест 20. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 21. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 22. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 23. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 24. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 25. Коммуникативно-эстетические возможности языка

▫ Тест 26. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

▫ Тест 27. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

▫ Тест 28. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

▫ Тест 29. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

▫ Тест 30. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

▫ Тест 31. Средства фонетики, лексики и синтаксиса

Где найти официальные документы

Все документы по экзамену выкладывают на сайте ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. ФИПИ занимается всем, что связано с государственными экзаменами в школе.

В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.

Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.

Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.

На ОГЭ нет вопросов по фонетике, например о том, сколько слогов в слове «чаю» или какой звук обозначает буква д в слове «нередко», а по орфографии — только два задания. Чтобы на них ответить, необходимо хорошо знать основные правила: правописание приставок, двойные согласные в суффиксах и т.

Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.

Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину. На других сайтах та же самая информация изложена в упрощенном виде.

Начало таблицы из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, необходимые школьнику для сдачи экзамена

Во сколько обойдутся курсы и репетиторы

В этой сфере нет четких границ стоимости. В целом курсы стоят дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором, если это не студент без опыта работы.

Для общего понимания приведу порядок цен двух крупных сетей образовательных центров в Москве по состоянию на декабрь 2018 года.

Цены на подготовку к ОГЭ на курсах в Москве

Стоимость подготовки с репетитором подсчитать сложнее. Полноценный курс подразумевает не меньше одного полуторачасового занятия в неделю, или около 40 занятий за весь учебный год. А вот цена одного занятия может быть разной.

За более точными данными можно зайти на какой-нибудь сайт-агрегатор репетиторских услуг, например «Профи-ру». Чтобы найти специалиста, пользователю предлагают ответить на несколько уточняющих вопросов. Выбираю подготовку к ОГЭ, 9 класс, занятия у ученика или у репетитора, метро «Бауманская». Следующий вопрос — о стоимости.

Если умножить ставку на количество часов, получится, что помощь репетитора с опытом работы будет стоить от 51 тысячи рублей в год. Верхнюю границу указать сложно: по моим наблюдениям, ставка в 3—4 тысячи рублей за час не редкость, а кто-то берет и больше.

Ценовые категории на сайте-агрегаторе. Ориентируясь только на цену, я бы выбирала из третьей или четвертой группы, потому что ставка в 1200—2000 в час кажется мне минимальной для репетитора, знающего свое дело

Какие еще есть ресурсы

Главный частный сайт для подготовки к ОГЭ по русскому языку — сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ», старый и любимый как учениками, так и учителями, и не только русского.

Здесь есть те же самые задания из банка, но работать с ними удобнее: все систематизировано, можно делать целые варианты экзамена­ционной работы, отрабатывать конкретную тему и проверять себя по ответам. К аудиозаписям прилагаются расшифровки с выделенными микротемами. На сайте также есть теоретический материал и задания экзаменационных и тренировочных работ прошлых лет.

«Решу ОГЭ» достаточно для хорошей подготовки, но иногда можно воспользоваться и другими ресурсами, например сайтом Е. Захарьиной. «Решу ОГЭ» он не заменит: материалов там меньше, задания из открытого банка перенесены лишь частично, из предметов — только русский и литература. Зато есть тесты и по другим школьным темам.

Какие еще есть варианты

Если хочется немного подстраховаться, но не хочется платить за полные курсы, есть компромиссные варианты: разовые консультации и короткие курсы-интенсивы.

Разовые консультации. С помощью хорошего репетитора проще разобраться на старте. Он проведет диагностику, то есть попросит выполнить работу по образцу экзаменационной, прокомментирует результаты и даст советы по подготовке. Примерно такие же, какие даю здесь я, но с учетом слабых мест. Для этого достаточно одной-двух встреч. В процессе всегда можно обратиться к специалисту вновь, если какая-то тема покажется слишком сложной.

Интенсивы. Проводятся во время зимних или весенних каникул. Это те же групповые занятия, но не на час-полтора, как обычно, а по пять и более часов в день пять дней подряд. Их организуют и образовательные учреждения, и некоторые опытные репетиторы, работающие с группами.

Как подготовиться самостоятельно

  • Изучите кодификатор и спецификацию на сайте ФИПИ, чтобы составить для себя полную картину экзамена и заданий из первоисточника.
  • Выполните демоверсию — не более чем за 3 часа 55 минут, без учебников и гаджетов — и оцените результаты.
  • Составьте подробный план работы над каждой частью — изложением, тестом и сочинением — в отдельности.
  • Время от времени проверяйте знания, ориентируясь на критерии оценок в демоверсии и результаты пробных работ.

Из чего состоит ОГЭ

В демоверсии экзаменационной работы вы увидите три блока: изложение, тестовую часть и сочинение.

Изложение. Это первое задание в ОГЭ. Школьники знают, что такое изложение, поскольку регулярно пишут его со второго класса. Но на уроках они сталкиваются, как правило, с более простым вариантом с элементами повествования. Несложно запомнить и пересказать своими словами рассказ об Олимпийских играх или о том, как выхухоль спасает своих детенышей от паводка. На ОГЭ изложение пишут по тексту-рассуждению, в нем нет сюжета и героев, мало конкретных фактов, поэтому с ним работать сложнее.

Вот на что я рекомендую обратить внимание.

На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Читает текст профессиональный актер дубляжа Андрей Ярославцев. Его голосом в русском дубляже говорят Дамблдор из «Гарри Поттера» и Гимли из «Властелина колец», но узнать его трудно. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в 3—4 минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.

Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставить главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и при необхо­димости вычеркнуть лишние или добавить недостающие.

В изложении должно быть три абзаца — так же как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.

Пример текста для изложения на ОГЭ

Тестовая часть. Она начинается с текста, но не путайте его с текстом для изложения. Обычно это другой текст — отрывок из произведения советского или современного автора: Анатолия Алексина, Людмилы Улицкой, Григория Бакланова и других. Затем следуют тринадцать тестовых заданий по этому тексту, номера со второго по четыр­над­цатый по сквозной нумерации. С большинством из них сработает стандартная схема подготовки: повторяем тему, выполняем тесты.

Но обратите внимание на исключения — второе и шестое задания.

Второе никаких специальных знаний не требует вообще, это вопрос по содержанию текста. Вопросы обычно простые: почему герой совершил тот или иной поступок, почему автор назвал героя так или иначе. Есть варианты ответа.

Шестое задание педагоги недолюбливают. В нем речь идет о синонимах, но не о полных, например «прекратить» — «перестать». Еще требуется подобрать стилистически нейтральный синоним к устаревшему, книжному, разговорному или просторечному слову, например «продрогнуть» — «замерзнуть».

Мои ученики иногда не понимали значения слов «долговязый» или «экий», не помогал даже контекст. Вариантов ответа здесь нет, полагаться можно только на свой словарный запас.

Еще в тесте есть вопросы о синтаксисе сложного предложения. В полном объеме этот материал изучается только в девятом классе. В первую очередь это касается тринадцатого задания, которое всегда посвящено одной теме — типам подчинения придаточных в сложном предложении. Эту тему разбирают в третьей четверти, поэтому не стоит забегать вперед во время подготовки. Отложите это задание до тех пор, пока школьник не изучит эту тему в школе.

Задание № 13 из демоверсии. Правильный ответ — 4

1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и т. Вот пример задания с сокращенными формулировками:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Паустовского.

В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант оказывается слишком трудным. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.

2 — сочинение по содержанию данного текста:

Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.

3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:

Как вы понимаете значение слова «человечность»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Вместо человечности может быть другое понятие: нравственный выбор, дружба, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.

Что нужно сделать:

  • Дать определение понятию своими словами.
  • Прокомментировать в одном-двух предложениях, пояснить, какое место это явление занимает в нашей жизни и как к нему следует относиться.
  • Привести пример из прочитанного текста.
  • Привести пример из собственного опыта. «Собственный опыт» включает прочитанные книги. Примеры можно подобрать заранее.
  • Не забыть о композиции: введение — основная часть — заключение.

Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150. Вот какой текст получится в итоге:

Человечность — это доброе, гуманное отношение к другим людям. Это очень важное качество и для самого человека, и для окружающих. Попробую доказать свою точку зрения.

В произведении Б. Васильева мы видим пример бесчеловечного поступка. Школьники забрали у пожилой женщины самое ценное — письма, которые напоминают ей о погибшем на войне сыне. Это стало для нее настоящим ударом, словно она снова пережила смерть сына. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души», — говорит автор.

К счастью, в жизни мы встречаем и примеры настоящей человечности. Так, многие люди в наше время занимаются волонтерской работой: посещают больницы, детские дома и дома престарелых, заботятся о бездомных животных, помогают работе благотворительных фондов.

Быть человечным значит быть человеком. Если мы будем об этом помнить, наша жизнь станет лучше.

Если этот пример показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Именно поэтому я советую заранее выбрать, какой из трех вариантов писать на экзамене, и отрабатывать именно этот формат. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.

Как организовать процесс

Подготовка к ОГЭ по русскому языку должна быть системной и регулярной. Откройте демоверсию или любой вариант на «Решу ОГЭ», напишите изложение, выполните тест, напишите сочинение, а потом оцените результат и составьте план работы на каждый месяц. Я составила примерный план учебного процесса на первые два месяца.

  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 3 и 4.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете первые четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «нравственный выбор» и «дружба».
  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 5 и 6.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете следующие четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «жизненные ценности» и «взаимовыручка».

В таком темпе весь тест вы сможете разобрать за полгода. После этого останется время, чтобы потренироваться на целых вариантах и при необхо­димости вернуться к теории. Над изложением и сочинением работать предстоит весь учебный год.

Очень важно следить за своими результатами. В этом могут помочь «пробники» в школе — своего рода репетиции настоящего экзамена, которые проводятся в течение всего года. Время от времени можно устраивать диагностику самостоятельно: делать полную работу, стараясь ничем не пользоваться и не выходить за 3 часа 55 минут — официальное время экзамена. Если забудете, как оценивать изложение или сочинение, критерии есть в демоверсии.

Где найти варианты настоящей экзаменационной работы

Задания будущих экзаменационных работ действительно выкладывают в интернет. Я говорю не о «сливах» — утечках информации накануне экзамена, а о банке заданий на сайте ФИПИ. Там есть аудиозаписи для написания изложения, тексты, тесты, варианты сочинений. Из них и составляют КИМы — контрольно-измерительные материалы, то есть те самые работы, которые получают на экзамене школьники.

Но вариантов в банке много, а что попадет в контрольно-измерительные материалы в этом году, неизвестно. Поэтому чем больше заданий сможете проработать в ходе подготовки, тем лучше. Я считаю, что за год вполне реально выполнить все. Только учтите, что банк пополняется постоянно, но нерегулярно, и в течение года в нем появляются новые задания.

С технической точки зрения пользоваться самим банком неудобно. Во-первых, хотя формат заданий менялся уже несколько раз, старые неактуальные задания из банка никто не убирает. Во-вторых, все задания выложены в странном порядке, поэтому часто дублируют друг друга. В-третьих, не предусмотрены ответы и возможность сделать тест прямо на сайте. Есть надежда, что скоро интерфейс модернизируют, но точная дата пока неизвестна.

Всех перечисленных недостатков лишены частные ресурсы, посвященные подготовке к экзаменам. Если вы хотите выполнять и проверять задания прямо на сайте и вовремя узнавать о нововведениях, пользоваться лучше ими.

Сколько баллов надо набрать

Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 39 баллов.

Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 25—33, а пятерку — от 34 баллов.

Количество баллов за отдельные части работы

Общий балл за грамотность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *