Чем гиа сдадите?

Как сдать ОГЭ по химии 2023 в 9 классе? Запомнить все химические формулы, научиться решать уравнения и задачи и верно отвечать на вопросы из тестовой части. Разбираемся в структуре экзамена и изменениях, а также изучаем самые сложные задания.

огэ по химии 2023

Как подготовиться к ОГЭ по химии 2023? Структура и изменения

Чем гиа сдадите?

Решайте и скачайте пробные тренировочные варианты ОГЭ по химии – тесты и варианты за 2022 год (с ответами и решениями заданий) с сайта (не Гущина) – сдам ГИА, решу ОГЭ. Тесты за 9 класс можно смотреть онлайн, а можно распечатать в формате pdf. Многие задачи (упражнения) взяты из КИМов (реальных вариантов) и открытого банка заданий ОГЭ.


Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Для приготовления одного заряда фейерверка требуется 50 г кальция. Сколько граммов нитрата кальция нужно взвесить? Запишите ответ с точностью до целых.

Нитрат кальция — химическое соединение в пиротехнике используется как недорогой источник кирпично-красного пламени.

1

Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате кальция. Запишите число с точностью до целых.

Спрятать решение

Решение.

Молярная масса нитрата кальция равна Доля кальция в нём равна Тогда необходимая масса нитрата кальция составит

Ответ: 205.

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Дана схема превращений:

Na \to$NaOH \to$Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка _2\reactrarrow0pt0,5 cm\scriptsize t в степени 0 \scriptsize $ X.

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

Спрятать решение

Решение.

Напишем уравнения реакций для превращений:

1. 2Na плюс 2H$_2$O = 2NaOH плюс H$_2$$\uparrow$.

2. 2NaOH плюс CuCl$_2$ = 2NaCl плюс Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$.

3.  (при нагревании).

Составим сокращённое ионное уравнение для второй реакции:

4. Cu$ в степени левая круглая скобка 2 плюс правая круглая скобка $ плюс 2OH$ в степени левая круглая скобка минус правая круглая скобка $ = Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы4
Правильно записаны три уравнения реакций3
Правильно записаны два уравнения реакций2
Правильно записано одно уравнение реакции1
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют0
Максимальный балл4

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) основного оксида; Б) одноосновной кислоты; В) смешанной соли.

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:

Спрятать решение

Решение.

А. Основный оксид — солеобразующий оксид металла, которому соответствует основание. Из предложенных соединений к группе основных оксидов относится

Б. Одноосновная кислота — содержит один атом водорода, который в молекуле кислоты может замещаться атомами металла. Из предложенных соединений к классу одноосновных кислот относится

В. Смешанная соль содержит катион одного металла и два кислотных остатка. Из предложенных соединений к группе смешанных солей относится

Ответ: 739.

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Спрятать решение

Решение.

Установим соответствие:

А. Графит может реагировать с простыми веществами (кислород, металлы), а также растворяться в концентрированных кислотах. (3)

Б. Оксид азота(IV) реагирует с водой, щелочью, также способен вступать в окислительно-восстановительную реакцию с угарным газом. (1)

В. Гидроксид меди(II) является амфотерным гидроксидом, поэтому способен реагировать с кислотами и с раствором аммиака. (2)

Г. Фосфат натрия реагирует с хлоридом кальция и нитратом серебра с образованием осадка, а также при реакции с соляной кислотой образует фосфорную кислоту. (5)

Ответ: 3125.

Версия для печати и копирования в MS Word

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в образованных ими анионах с общей формулой могут иметь одинаковую степень окисления. Запишите номера выбранных элементов.

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:

Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов. Запишите номера выбранных элементов.

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна


2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств соответствующих им простых веществ. Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна

Спрятать решение

Решение.

Сера и хром образуют анионы  — сульфат- и хромат-анионы. Сера и хром в данном случае будут иметь степень окисления +6.

Ответ: 15.

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна

Версия для печати и копирования в MS Word

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов. Запишите номера выбранных элементов.

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:

Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств соответствующих им простых веществ. Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна


2

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в образованных ими анионах с общей формулой могут иметь одинаковую степень окисления. Запишите номера выбранных элементов.

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна

Спрятать решение

Решение.

Запишем электронные конфигурации атомов представленных элементов:

1.  —  — шесть s-электронов;

2.  —  — пять s-электронов;

3.  —  — шесть s-электронов;

4.  —  — четыре s-электрона;

5.  —  — семь s-электронов.

Ответ: 13.

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование воды в качестве среды для протекания реакции.

1

Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, которое вступает с этой кислой солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции с участием выбранных веществ.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по химии

Спрятать решение

Решение.

Запишем формулы предложенных веществ:

Запишем уравнение реакции:

Na_2$SO_3$ плюс 2KMnO_4$ плюс 2KOH = Na_2$SO_4$ плюс 2K_2$MnO_4$ плюс H_2$O.

Составим электронный баланс:

\beginarrayr|l 2 \rm Mn в степени левая круглая скобка плюс 7 правая круглая скобка плюс 1\bar e arrow Mn в степени левая круглая скобка плюс 6 правая круглая скобка 1 \rm S в степени левая круглая скобка плюс 4 правая круглая скобка минус 2\bar e arrow S в степени левая круглая скобка плюс 6 правая круглая скобка \endarray

Сульфит натрия (или сера в степени окисления +2) является восстановителем. Перманганат калия (или марганец в степени окисления +7) является окислителем.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

— выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции;

— составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель

2
Правильно записан один элемент ответа1
Все элементы ответа записаны неверно0
Максимальный балл2

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по химии

ТемаРезультатЗадания
1.Стро­е­ние атома. Стро­е­ние электронных обо­ло­чек атомов пер­вых 20 эле­мен­тов Периодической си­сте­мы Д. И. Менделеева
Не изучена
Отработать
2.Пе­ри­о­ди­че­ский закон и Пе­ри­о­ди­че­ская система хи­ми­че­ских элементов Д. И. Менделеева
Не изучена
Отработать
3.Стро­е­ние молекул. Хи­ми­че­ская связь: ко­ва­лент­ная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
Не изучена
Отработать
4.Ва­лент­ность химических элементов. Сте­пень окисления хи­ми­че­ских элементов
Не изучена
Отработать
5.Про­стые и слож­ные вещества. Ос­нов­ные классы не­ор­га­ни­че­ских веществ
Не изучена
Отработать
6.Хи­ми­че­ская реакция. Усло­вия и при­зна­ки протекания хи­ми­че­ских реакций. Хи­ми­че­ские уравнения
Не изучена
Отработать
7.Элек­тро­ли­ты и неэлектролиты. Ка­ти­о­ны и анионы. Элек­тро­ли­ти­че­ская диссоциация кислот, ще­ло­чей и солей (средних)
Не изучена
Отработать
8.Ре­ак­ции ионного об­ме­на и усло­вия их осуществления
Не изучена
Отработать
9.Хи­ми­че­ские свойства про­стых веществ: ме­тал­лов и неметаллов
Не изучена
Отработать
10.Хи­ми­че­ские свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
Не изучена
Отработать
11.Хи­ми­че­ские свойства оснований. Хи­ми­че­ские свойства кислот
Не изучена
Отработать
12.Хи­ми­че­ские свойства солей (средних)
Не изучена
Отработать
13.Чи­стые вещества и смеси. Пра­ви­ла безопасной ра­бо­ты в школь­ной лаборатории. Ла­бо­ра­тор­ная посуда и оборудование
Не изучена
Отработать
14.Сте­пень окисления хи­ми­че­ских элементов. Окис­ли­тель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции
Не изучена
Отработать
15.Вы­чис­ле­ние массовой доли хи­ми­че­ско­го элемента в веществе
Не изучена
Отработать
16.Пе­ри­о­ди­че­ский закон Д. И. Менделеева. За­ко­но­мер­но­сти изменения свойств элементов и их со­еди­не­ний в связи с по­ло­же­ни­ем в пе­ри­о­ди­че­ской системе хи­ми­че­ских элементов
Не изучена
Отработать
17.Пер­во­на­чаль­ные сведения об ор­га­ни­че­ских веществах: пре­дель­ных и не­пре­дель­ных углеводородах и кис­ло­род­со­дер­жа­щих веществах: спиртах, кар­бо­но­вых кислотах
Не изучена
Отработать
18.Опре­де­ле­ние характера среды рас­тво­ра кислот и ще­ло­чей с по­мо­щью индикаторов. Ка­че­ствен­ные реакции на ионы в рас­тво­ре (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)
Не изучена
Отработать
19.Хи­ми­че­ские свойства про­стых веществ. Хи­ми­че­ские свойства слож­ных веществ
Не изучена
Отработать

Варианты реальных КИМ ОГЭ по химии. Тренировочные работы Статграда, тренировочные варианты ОГЭ по химии, демонстрационные версии ОГЭ по химии. На сайте размещены только ссылки на варианты КИМ ОГЭ. Если вы хотите помочь и дополнить коллекцию вариантов, пожалуйста, присылайте свои материалы на почту: ste-vn@ya.ru. Все качественные материалы я опубликую с обратными ссылками.

Приобрести сборник вариантов ЕГЭ по химии вы можете здесь.

2021-2022 учебный год

Демо-вариант КИМ ОГЭ по химии-2022 (проект)
Демо-вариантСпецификацияКодификатор
   
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2022
Тренировочная работа №1Ответы и решения
Критерии
27 сентября 2021 года
Тренировочная работа №2Ответы и решения
Критерии
6 декабря 2021 года
Тренировочная работа №3Ответы и решения
Критерии
8 февраля 2022 года

2020-2021 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
Основная волна ОГЭ по химии-2021 (отменили)
Вариант 1Ответы и решениямай 2021
Вариант 2Ответы и решениямай 2021
Вариант 3Ответы и решениямай 2021
Вариант 4Ответы и решениямай 2021
Вариант 5Ответы и решениямай 2021
Вариант 6Ответы и решениямай 2021
Вариант 7Ответы и решениямай 2021
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии-2021
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2021
Тренировочная работа №1Ответы и решения
Критерии
15 октября 2020 г
Тренировочная работа №2Ответы и критерии12 ноября 2020 г
Тренировочная работа №3Ответы и критерии21  января 2021 г
Тренировочная работа №4Ответы и критерии 3 марта 2021 года 

2019-2020 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
 ОГЭ по химии-2020
Вариант 1   
 Ответы и решения16 июля 2020 г.
Вариант 216 июля 2020 г.
 
Демонстрационный ОГЭ по химии-2020
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2020
Тренировочная работа №1Ответы и решения

Критерии

15 октября 2019 г.
Тренировочная работа №2

Вариант ХИ1910201

Вариант ХИ1910202

Ответы и критерии28 ноября 2019 г.
Тренировочная работа №3

Варианты ХИ1910301 и ХИ19103012

Ответы и критерии27  января 2020 г.
Тренировочная работа №4 24 марта 2020 года 

2018-2019 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
Демонстрационный ОГЭ по химии-2019
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
Тренировочные работы МИОО Статград ОГЭ по химии-2019
Работа №5Ответы и решения13 мая 2019 г.
Работа №4

Вариант ХИ10401  Вариант ХИ10402

Ответы и решения12 марта 2019 г.
Работа №38 февраля 2019 г
Работа №2Критерии28 ноября 2018 г.
Работа №1Ответы и решения19 октября 2018 г.

2017-2018 учебный год

Демонстрационный ОГЭ по химии-2018
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
Основная волна 4 июня 2018 года
Тренировочные работы МИОО ОГЭ по химии
Тренировочная работа №5Ответы и решения13 мая 2019 г.
Тренировочная работа №4

Вариант ХИ10401  Вариант ХИ10402

Ответы и решения12 марта 2019 г.
Тренировочная работа №3

Инструкция по выполнению задания 24

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

3.7. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между цинком и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Инструкция по выполнению задания 24

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

3.7. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между нитратом меди(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Химия – достаточно популярный среди девятиклассников предмет по выбору для сдачи на ОГЭ. Чаще всего на этот экзамен идут школьники, которые планируют поступать в вузы, связанные с медициной, фармацевтикой, нефтегазовой или пищевой отраслью. О том, сложно ли сдавать ОГЭ по химии и что для этого нужно, – в материале ниже.

Как подготовиться

Колбы химические с растворами на фоне доски с формулами

Подготовка к ОГЭ по химии – непростая задача. Наскоком этот предмет взять трудно, нужна системная предварительная работа. Простое зазубривание вряд ли поможет, необходимо понимать суть процессов. Обычно репетиторы гарантируют четверку тем девятиклассникам, которые начинают готовиться за 4-5 месяцев до экзамена. Чтобы претендовать на высшую оценку, нужно целенаправленно заниматься весь учебный год.

Большую часть проверяемых на экзамене тем проходят в 9 классе. Это положительный момент – знания не успевают забыться, и их можно быстро актуализировать, просто перечитав нужный параграф учебника. Готовиться к ОГЭ по химии можно по следующему алгоритму:

  • Повторить теорию, начиная с самых азов: строение молекул и атомов, классы веществ и связи между ними, степени окисления и т.д. Полезно просматривать тематические вебинары и лекции, которые можно найти в интернете. Это поможет глубже разобраться в сложных вопросах.
  • Завести специальную тетрадь и постепенно, по мере изучения тем, систематизировать информацию в виде схем и таблиц. Формулы для расчёта величин, химические константы (число Авогадро, молярный объем газа при нормальных условиях и т.д.) лучше вынести в отдельный блок.
  • Закреплять пройденное на практике путем выполнения заданий из сборников. Для этого также важно отточить математические навыки, поскольку решение химических задач напрямую связано с расчетами.

Для выполнения некоторых заданий нужно обладать широким кругозором, поэтому стоит время от времени читать дополнительные статьи в интернете. При этом важно обращать внимание, из какого источника черпал информацию автор. Лучше опираться на уважаемые научные журналы с высоким уровнем цитирования.

Демоверсия

Отличный способ подготовиться к итоговой аттестации – воспользоваться демоверсией контрольно-измерительных материалов. Она содержит инструкцию по выполнению экзаменационной работы и даёт представление о том, сколько и каких заданий будет на ОГЭ по химии. В КИМ реального испытания включаются схожие упражнения. Работая с демонстрационным вариантом, можно довести навык их решения до автоматизма.

Кодификатор

Ежегодно для экзамена по каждому предмету утверждаются кодификаторы. Они нужны для того, чтобы учащиеся могли точно знать, по каким темам будут задания. Кодификатор ОГЭ по химии для 9 класса – это две таблицы, в которых систематизированы все требования к знаниям школьников. От девятиклассников, в частности, требуется:

  • знание химической символики (уравнений, формул), основных понятий (анион, катион, восстановление, окисление и др.) и химических законов;
  • умение разбираться в химических элементах, объяснять смысл их атомных номеров, строение и свойства, характеризовать по положению в таблице Менделеева;
  • способность классифицировать вещества, исходя из их формул, определять виды связи в соединениях, а также типы химических реакций, составлять формулы неорганических соединений и схемы строения атомов;
  • понимание механизма проведения опытов, способов вычисления массовой доли, объема, количества и массы вещества, принимающего участие в реакции;
  • умение пользоваться оборудованием и химической посудой, применять полученные знания на практике.

Все требования привязаны к Федеральному компоненту госстандарта основного общего образования.

Задания ОГЭ по химии относятся исключительно к разделу неорганики. Об органических веществах в 9 классе даются лишь первоначальные представления, поэтому проверка по этим темам не проводится.

Ресурсы для подготовки

Каждый школьник сам определяет, как ему удобнее готовиться к ОГЭ по химии. Некоторым больше подходит индивидуальная работа. Другие предпочитают подготовительные курсы и групповые занятия, где поддерживается постоянная связь с преподавателем, коллективная динамика и чувство здоровой конкуренции. Но в каком бы формате не проходила подготовка, без методических пособий не обойтись. Среди них можно выделить:

  • «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А.С. Корощенко;
  • Ю.Н. Медведев, Г.Н. Молчанова, А.С. Корощенко «ОГЭ 2020. Химия. Типовые варианты экзаменационных заданий» (на 30 или 32 варианта);
  • Г.Ю. Добротин «Химия. ОГЭ 2020» (на 10 или 30 вариантов);
  • О.С. Габриелян, Т.Е. Деглина «Химия. Трудные задания ОГЭ. Химический эксперимент».

Тем, кто больше любит работать с компьютером, можно порекомендовать проверенные интернет-ресурсы с качественно составленными тренировочными вариантами ОГЭ. В первую очередь, речь идет о сайтах «Сдам ГИА» и «ЯндексРепетитор». Они дают возможность подбирать упражнения по нужным темам и типам, а также формировать собственные варианты экзамена для тренировки.

Не стоит обходить вниманием и официальные ресурсы. Нередко школьники начинают готовиться по материалам ОГЭ, размещенным на малоизвестных частных сайтах, а через некоторое время узнают, что этот вариант уже устарел и не учитывает новых требований. Поэтому такие кодификатор, спецификацию и демоверсию однозначно следует скачивать с порталов Федерального института педагогических измерений и «ГИА9». Там содержится только самая достоверная и проверенная информация в форме текстовых материалов, а также проводятся видеоконсультации.

Как сдать

С 2020 года экзамен состоит из 24 упражнений, разделенных на две части. В первой 19 задач с кратким ответом. Во второй 5 заданий: на 3 из них нужно дать развернутый ответ, а еще 2 представляют собой лабораторную работу. Возможность выбрать вариант ОГЭ с экспериментом или без него, как это было раньше, теперь отсутствует.

Общее время, отведенное на испытание – 3 часа (180 минут). Школьникам разрешается пользоваться дополнительным оборудованием и материалами:

  • Периодическая таблица химических элементов Л.И. Менделеева;
  • электрохимический ряд напряжения металлов;
  • таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде;
  • непрограммируемый калькулятор.

Ответы на задания 1–19 даются в виде цифр или их последовательности на бланке ответов №1. Каждая символ вносится в отдельную клеточку. Развернутые ответы второй части записываются в бланке ответов №2.

Порядок прохождения экзамена следующий. Сначала необходимо выполнить задания с 1 по 23, и только после этого экзаменуемый допускается к выполнению эксперимента. Он проводится в лаборатории под наблюдением экспертов. С начала испытания до этого момента должно пройти не меньше 30 минут. В комплект лабораторного оборудования входят:

  • три пробирки;
  • штатив;
  • ложечка или шпатель для набора сыпучих веществ;
  • шесть склянок для реактивов;
  • лоток раздаточный.

Специалисты рекомендуют тщательно подготовиться к эксперименту. В демоверсии приведена подробная инструкция по его выполнению: как переливать жидкости, пересыпать порошок, перемешивать реактивы, определять запах вещества, нагревать пробирку на спиртовке, закрывать емкости и т.д.

После завершения каждой реакции свои наблюдения необходимо записывать в черновик и сверять признаки с ответом на задание 23. Особое внимание следует обратить на соблюдение норм техники безопасности, а при ухудшении самочувствия немедленно сообщить об этом эксперту, который контролирует процесс.

Как оценивают работы

Максимальный балл ОГЭ по химии – 40. «Стоимость» каждого правильного ответа зависит от сложности задания.

Баллы могут сниматься за ошибки в написании элементов и в перечислении их основных свойств, за погрешности при математических вычислениях, а также за неполный ответ. Начисление идет по такой схеме:

  • Задачи с кратким ответом 1-5, 7-9, 12, 14-17, 19 оцениваются в 1 балл, в случае ошибки ставят 0.
  • Вопросы первой части 6, 10, 11, 13, 18, а также экспериментальное задание 24 при правильном выполнении могут принести по 2 балла. За одну ошибку снимается 1 пункт, за две и более выставляется 0.
  • Задания 20 и 22 стоят по 3 балла. Ответ в каждом из них состоит из 3 элементов. Соответственно, за каждый неправильно найденный элемент снимается 1 пункт.
  • Задачи 21 и 23 наиболее сложные и ценные, за них можно получить по 4 балла. За каждый из четырех верных элементов ответа ставится 1 балл.

Первичные баллы становятся основой для выставления итоговых экзаменационных оценок. Их пересчет осуществляется по специально разработанной шкале.

Скажем откровенно, даже для получения четверки по химии придется изрядно попотеть. Но и ценность этой четверки велика – ее может хватить для зачисления в профильный класс (по рекомендации ФИПИ для этого достаточно 27 первичных баллов). Поэтому все усилия талантливых и целеустремленных учеников будут вознаграждены. По сути, ОГЭ по химии – отличная «проверка на прочность» перед предстоящей через 2 года сдачей ЕГЭ и поступлением в университет.

Зачем нужен ОГЭ по химии в 9 классе?

Причин несколько:

  1. Во-первых, это предмет по выбору для тех, кто любит химию, понимает ее и уверен в своих силах.
  2. Во-вторых, химия необходима для поступления в химико-биологические или медицинские 10-е классы.
  3. В-третьих, результаты ОГЭ могут понадобиться при поступлении в колледжи после 9-го класса на медицинские специальности и ветеринарное дело.
  4. И конечно же, ОГЭ в 9-м классе — это отличная репетиция ЕГЭ по химии, а подготовка к нему по кирпичикам складывает знания в прочную основу.

Поэтому к ОГЭ по химии в 9 классе нужно готовиться основательно. Например, стоит четко разобрать основные темы экзамена, научиться решать типовые задания и выяснить, как правильно оформлять ответы. Для всего этого необходима четкая система подготовки: вам нужно сочетать изучение теории с практикой, отслеживать прогресс и отмечать слабые места, чтобы работать над ними дополнительно.

Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: и я, и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря нашим занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно и заранее, и тогда высокий балл вам гарантирован.

Самые сложные задания ОГЭ по химии 2023

ОГЭ по химии 2023 включает немало подводных камней. На первый взгляд, ответ на поверхности, но часто это не так. Рассмотрим самые сложные задания по версии учеников.

Задание 1

огэ по химии 2023

Пример задания 1, ОГЭ по химии 2023

Как отличить химический элемент от простого вещества по высказываниям? Чтобы не ошибаться, стоит перенестись на уроки русского языка. Да-да. Мы будем выбирать утверждения с необходимыми словами-указателями:

огэ по химии 2023

Образец рассуждения для решения задания 1, ОГЭ по химии 2023

Задания 9-10

ОГЭ по химии 2023

Пример заданий 9 и 10, ОГЭ по химии 2023

Задания на установление соответствия ученики считают сложными вполне заслуженно. Нужно:

  • записать уравнения реакций;
  • подобрать соответствующие реагенты;
  • вспомнить об условиях их протекания;
  • дополнить все это исключениями;
  • …и потерять кучу времени на экзамене.

Все не так страшно. Помните, всегда можно воспользоваться методом исключения и задать себе вполне логичный вопрос: а с чем данное вещество вообще не реагирует? Вот увидите, это позволит если не дать ответ сразу, то порядком сократить возможные варианты.

Кстати, в заданиях этого типа могут встретиться реакции с концентрированными кислотами, реакции щелочей с простыми веществами, а также образование комплексных и кислых солей.

Задание 16

ОГЭ по химии 2023

Пример задания 16, ОГЭ по химии 2023

У кого-то возникнет вопрос, почему это задание попало в список сложных, ведь оно посвящено химии в жизни: что можно, а чего нельзя делать с веществами и лабораторной посудой. Сложность заключается в том, что нам неизвестно количество зашифрованных правильных ответов, то есть может получиться как один, так и два, три и даже четыре правильных ответа.

Вспомните себя на контрольной работе: если у вас в ответе получается комбинация 1234, что вы решите? Правильно, что вы ошиблись и нужно срочно все исправить. Увы, на этом вас и пытаются поймать составители КИМов.

Задание 19

огэ по химии 2022

Пример задания 19, ОГЭ по химии 2023

Во-первых, многих смущает тематика задания: расчет массы удобрений, лекарственных препаратов, минералов и горных пород и т. п. Во-вторых, не все дружат с математикой и калькулятором. И хоть никого не заставляют считать в уме или в столбик, задание осложнено последним предложением:

«Дайте ответ с точностью до целых, десятых, сотых» означает, что вам, кроме записи очевидных формул, необходимо применить правила округления. Берите себе на заметку 🤓

Задание 24

ОГЭ по химии 2023

Пример задания 24, ОГЭ по химии 2023

Все о нем слышали, но немногие делали его своими руками. Речь о химическом эксперименте. Не волнуйтесь! Никто не даст вам выполнять опыты с поджогами, агрессивными растворами или ядовитыми газами. Все будет безопасно и просто. Кроме того, в спецификации к демоверсии приведены наборы реактивов, которые могут достаться каждому из вас. Если вас очень пугает перспектива выполнения опыта, подготовьтесь заранее и придумайте различные варианты реакций для этих комплектов.

Обратите внимание на то, что сам опыт оценивается 2 баллами. Снять их могут только за грубые нарушения техники безопасности или за неправильно подобранные реактивы для опыта.

Баннер

Как успешно сдать ОГЭ по химии 2023?

Мои советы таковы:

  1. Составьте план подготовки или чек-лист важных тем, которые вам нужно освоить за год. Эти темы вы можете найти в кодификаторе к демоверсии.
  2. Обязательно добавьте в этот чек-лист выходные и каникулы, ведь отдых — немаловажная часть подготовки.
  3. Грамотно распределите время между остальными экзаменами. Сдать химию на отлично — это прекрасная цель, но при этом не забывайте про русский язык и математику.
  4. Регулярно пишите пробные экзамены. Именно так вы узнаете, есть ли прогресс или стоит поднажать. 

И последний совет: разберитесь в критериях оценивания каждого задания. Нужно четко понимать, чего именно от вас ждут составители ОГЭ по химии 2023. Что нужно внести в бланк ответов? Как это сделать без ошибок? Как оформить ответ так, чтобы к нему никто не придрался?

Все эти вопросы я разбираю со своими учениками на курсах подготовки к ОГЭ. Например, мы тщательно изучаем структуру экзамена и тренируемся отвечать на вопросы быстро и без ошибок. Конечно же, не забываем об оформлении. И вдобавок ко всему этому я даю своим ученикам много полезных лайфхаков решения заданий, чтобы на настоящем экзамене потратить как можно меньше времени на легких моментах и справиться со сложными. После такой подготовки мои ученики запросто пишут экзамен и получают высокий результат. Так что если вы хотите сдать ОГЭ на 5, приходите ко мне на занятия. С удовольствием вам помогу 😉

Какие задания входят в ОГЭ по химии 2023?

Чтобы успешно сдать ОГЭ по химии 2023, необходимо осилить важнейшие темы курса:

  • Теоретические основы в химии (№ 1-6, 15, 20). Если вы понимаете, что такое атом и молекула, из чего состоит атом, как атомы соединяются между собой и почему элементы располагаются в таблице Менделеева именно в таком порядке, эти задания не вызовут у вас затруднений.
  • Неорганическая химия. На какие классы делятся вещества в неорганической химии? Как они взаимодействуют между собой? Какие процессы протекают в растворах этих веществ? Знаете ответы на эти вопросы? Тогда баллы за задания 7-14, 21 у вас в кармане.
  • Химия и жизнь (№16, 17, 23, 24). Этот блок тем проверяет, насколько вы знакомы с применением химических веществ в лаборатории, на промышленном производстве и в быту. Вам могут встретиться задания об условиях хранения и использования, свойствах от агрегатного состояния до запаха и цвета, а также о технике безопасности, лабораторной посуде и разделении смесей.
  • Куда же без расчетных задач в химии? Они расположились в ОГЭ под номерами 18, 19 и 22. Вам предстоит рассчитать массовую долю элемента в соединении, массу лекарственного вещества в таблетке или массу удобрения, необходимого для заданной площади почвы. В задании 22 нужно не только провести расчеты, но и предварительно записать уравнение протекающей реакции с коэффициентами.

Пробный тренировочный вариант ОГЭ по химии.

Часть 1

Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4

Задание №5
Задание №6
Задание №7
Задание №8

Задание №9
Задание №10
Задание №11
Задание №12

Задание №13
Задание №14
Задание №15
Задание №16

Задание №17
Задание №18
Задание №19

Часть 2
Задание №20
Задание №21
Задание №22

Кодификатор ОГЭ по химии-2022

1 Вещество
 
 










 1.1.Строение электронных оболочек атомов элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Строение атома» (задание 1 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1.2Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1.2.1Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
1.2.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

 

Строение веществ. Химическая связь

1.3Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная связь, металлическая связь

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химические связи» (задание 4 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1.4Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Степень окисления и валентность» (задание 3 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

 Первоначальные химические понятия
1.5Чистые вещества и смеси
1.6Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса
1.7Классификация и номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация неорганических веществ» (задание 5 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

2Химическая реакция
2.1Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
2.2Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и  полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и  выделению энергии
2.3.Электролиты и неэлектролиты
2.4.Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) 
2.5.Реакции ионного обмена и условия их осуществления
2.6.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
2.7.
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3.Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах
3.1Химические свойства простых веществ
3.1.1Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, железа.
3.1.2Химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
3.2Химические свойства сложных веществ
3.2.1Получение и химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
3.2.2Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов алюминия и железа (III)
3.2.3Получение, применение и химические свойства кислот
3.2.4Химические свойства солей
3.3Генетическая связь между классами неорганических соединений
3.4Первоначальные сведения об органических веществах
3.4.1Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен
3.4.2Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)
3.4.Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы
4.Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
4.1. Экспериментальные основы химии
4.1Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Способы разделения смесей.

Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества

4.2Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

4.3Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

4.4Решение экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения»

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ

4.5Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций
4.5.1Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
4.5.2Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
4.5.3Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или  продуктов реакции
5. Химия и жизнь


5.1Проблемы безопасного использования веществ и химических  реакций в повседневной жизни
5.2Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
5.3Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества

Спецификация ОГЭ по химии-2022

Часть 1

Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества

Задание 2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента

Задание 3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

Задание 4. Валентность. Степень окисления химических элементов

Задание 5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

Задание 6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической
системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

Задание 7. Классификация и номенклатура неорганических веществ

Задание 8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Задание 9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Задание 12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при химических реакциях

Задание 13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)

Задание 14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Задание 15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Задание 16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Проблемы безопасного использования веществ и химических  реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Задание 17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид- ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Задание 18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Задание 19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Часть 2

Задание 20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Задание 21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Задание 22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.

Практическая часть

Задание 23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа).

Задание 24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.  Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Структура ОГЭ по химии

Экзаменационная работа по химии состоит из 2 частей, включающих в себя 24 задания:

  • Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. Максимальное количество баллов — 24.
  • Часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом. Это задание на расстановку коэффициентов методом электронного баланса в заданном уравнении, цепочка превращений из трех неорганических реакций и расчетная задача. Максимальный балл — 10.
  • В Части 2 присутствуют 2 экспериментальных задания. Сначала необходимо выполнить задание 23: записать уравнения реакций и описать предполагаемые качественные признаки превращений. Затем следует изучить инструкцию и сообщить организатору в аудитории о своей готовности приступить к выполнению самого эксперимента (задание 24). Максимальный балл — 6. 

На выполнение всей экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут).

Разбалловка такая:

  • 5 выставляется при получении 31-40 баллов.
  • 4 выставляется при получении 21-30 баллов.
  • 3 выставляется при получении 10-20 баллов.

Если у вас меньше 10 баллов, вы не сдали экзамен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.