Био огэ сдам гиа!

Верно обозначенные подписи к схеме:

2) ооцит I порядка;

4) второе деление мейоза.

Неверно обозначенные подписи:

6) направительное тельце.

Собираетесь сдавать ОГЭ по биологии? Этот экзамен — не только серьезное испытание для девятиклассников, но и хорошая репетиция перед ЕГЭ. В статье мы разберем особенности ОГЭ по биологии 2023, обсудим структуру, изменения и основные темы.

Био огэ сдам гиа!

Экспериментатор изучал зависимость объёма живой части растительной клетки от концентрации соли в среде. В экперимента он использовал клетки эпидермиса листа традесканции. Изолированные клетки помещал в 15%-ный раствор поваренной соли. Спустя равные промежутки времени, экспериментатор зарисовал вид клетки. Результаты эксперимента приведены на рисунке. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему в результате эксперимента изменился объём живой части клетки? Что произойдёт с клеткой эпидермиса, если на стадии четырёх минут её обработать 0,2%-ным раствором соли? Как называется содержимое растительной клетки без клеточной стенки?

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

Био огэ сдам гиа!

На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?

ЭрыПериодыНазвание и продолжительность, млн. летВозраст (начало эры), млн. летНазвание и продолжительность, млн. летКайнозойская, 6666Четвертичный, 2,58Неоген, 20,45Палеоген, 43Мезозойская, 186252Меловой, 79Юрский, 56Триасовый, 51Палеозойская, 289541Пермский, 47Каменноугольный, 60Девонский, 60Силурийский, 25Ордовикский, 41Кембрийский, 56

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Построены из белка тубулина

Б) Содержат гидролитические ферменты

В) Имеют в своём составе ДНК

Г) Участвуют в синтезе белка

Д) Формируют веретено деления

Е) Состоят из РНК и белка

Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.

Био огэ сдам гиа!

Каким номером на рисунке обозначен органоид, относящийся к цитоскелету клетки?

А) Синтез углеводов и липидов

Б) Осуществляет модификацию и выделение белков

Г) Участвует в формировании межклеточных контактов

Д) Способствует образованию лизосом

Е) Может образовывать гликокаликс

Центриоли — А) Построены из белка тубулина; Д) Формируют веретено деления.

Лизосомы — Б) Содержат гидролитические ферменты.

Рибосомы — Г) Участвуют в синтезе белка; Е) Состоят из РНК и белка.

Митохондрия — В) Имеют в своём составе ДНК.

Обратите внимание, что в этом задании в ответ идёт не номер на схеме, а номер правильного ответа из таблицы ОРГАНОИДЫ.

А) Обеспечивает синтез РНК

Г) Обеспечивает синтез белков

Е) Содержит целлюлозу и пектиновые вещества

Био огэ сдам гиа!

Каким номером на рисунке обозначена часть клетки, аналог которой у грибов состоит из хитина?

А) Обеспечивает клетку органическими веществами

Б) Участвует в разрушении органических веществ до CO2 и H2O

В) Стопка дискообразных одномембранных мешочков

Д) Обеспечивает тургор клетки

Хлоропласты — В) Содержит крахмал; Д) Формирует тилакоиды.

Рибосома — Г) Обеспечивает синтез белков.

Ядро — А) Обеспечивает синтез РНК.

Клеточная стенка — Б) Противодействует тургору; Е) Содержит целлюлозу и пектиновые вещества.

Ответ: 341214.

В 1928 году Ф. Гриффитом проведены эксперименты, доказывающие, что бактерии могут получать генетическую информацию от других бактерий (процесс трансформации). Гриффит заражал мышей двумя штаммами пневмококков: бактерии R-штамма были невирулентными (рис. А), бактерии S-штамма вирулентными (рис. Если ввести мышам убитые нагревом клетки S-штамма, они выживали (рис. При совместном введении живых бактерий R-штамма и убитых бактерий S-штамма мыши погибали (рис. Объясните результаты экспериментов В и Г. По какой причине происходила трансформация клеток бактерий в опыте Г? Почему они стали вирулентными? Какие параметры в этих экспериментах задавались самим учёным (независимые переменные), а какие параметры менялись в зависимости от этого (зависимые переменные)?

Био огэ сдам гиа!

В эксперименте В мыши выживали, так как вызвать инфекционный процесс могут только живые бактерии.

В эксперименте Г ДНК из мёртвых бактерий S-штамма проникала в живые бактерии R-штамма и делала их вирулентными (процесс трансформации).

Поэтому в эксперименте Г у мышей развивался инфекционный процесс и они погибали.

Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — штаммы бактерий, вводимые мышам, и их состояние (мёртвые/живые).

Зависимые переменные (изменяющиеся в ходе эксперимента) — состояние мышей после введения бактерий (гибель или выживание).

Критерии оценивания выполнения заданияБаллыОтвет включает в себя все названные выше элементы, не содержитбиологических ошибок3Ответ включает в себя четыре из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок2Ответ включает в себя три из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок1Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный0Максимальный балл3

Основные темы ОГЭ по биологии 2023

Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.

Биология как наука

Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке!

Признаки живых организмов

Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания.

Человек и его здоровье

Самый масштабный блок. Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.

Био огэ сдам гиа!

Распределение заданий по блокам, ФИПИ

Вот. Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы. Если вы изучите их все, то в теории вы будете готовы к экзамену. Но не забывайте и о практической стороне! Каждое задание нужно тренировать и стараться довести до автоматизма.

Именно поэтому на своих занятиях по подготовке к ОГЭ по биологии я решаю с учениками настоящие задания из экзамена. Мы разбираем все ошибки и учимся отвечать на вопросы быстро и точно, используя алгоритмы и лайфхаки. А чтобы проверить, все ли запомнилось, я даю ученикам тесты и провожу пробный экзамен. Все результаты я обсуждаю с каждым лично — так у всех появляется понимание того, какие темы им нужно дополнительно прорабатывать.

После такой подготовки экзамен завалить невозможно — только и остается, что сдать его на максимальный балл. Приходите на мои занятия, и я подготовлю вас к ОГЭ на «отлично»!

Био огэ сдам гиа!

Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой — в пробирку на рис

Био огэ сдам гиа!

В 1952 году А. Херши и М. Чейз проведен эксперимент, вошедший в историю молекулярной биологии. Они

получили две группы бактериофагов Т2: первые имели в составе радиоактивную серу S35, а вторые — радиоактивный фосфор P32. Когда фагами из первой группы заражали культуру бактерий, все радиоактивные изотопы серы оказывались в питательной среде, но не проникали в клетки бактерий. При заражении бактерий фагами из второй группы радиоактивный фосфор обнаруживался внутри клеток бактерий, а не в питательной среде. Объясните результаты эксперимента. Какой метод применили ученые? В состав каких органических веществ и компонентов бактериофага включались радиоактивные изотопы серы и фосфора? Какие параметры задавались самими экспериментаторами (независимые переменные), а какие параметры менялись в зависимости от этого (зависимые переменные)?

Экспериментатор решил исследовать активность фермента слюны (амилазы) в зависимости от реакции среды. В две пробирки он прилил по 2 мл 1% раствора крахмала и по 1 мл слюны. В первую пробирку он внес буферный

раствор с рН=7,0 (нейтральная среда), во вторую — буферный раствор с рН=9,2 (щелочная среда). Затем пробирки поместил в термостат на 15 минут при температуре 37°C и добавил по 1 капле раствора йода. В первой пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание, во второй — сине-фиолетовое окрашивание. Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирках №1 и №2 раствор имел разный цвет? Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)?

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Объясните результаты эксперимента. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Какое свойство живых систем заключается в том, что организмы состоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?

Био огэ сдам гиа!

Какая из перечисленных клеточных структур присутствует и в клетках бактерий, и в клетках животных?

К основной ткани в цветковом растении относят

Усики гороха посевного — это видоизменённые

1) листочки сложного листа

Кольчатые черви произошли от древних

1) паразитических плоских червей

2) свободноживущих круглых червей

3) свободноживущих плоских червей

Первыми научились пользоваться огнём

Какую из перечисленных функций не выполняет спинной мозг?

1) проведение импульсов от головного мозга к скелетной мускулатуре

2) осуществление простейших двигательных рефлексов

3) проведение импульсов от скелетной мускулатуры к головному мозгу

4) управление произвольными движениями скелетных мышц

Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?

1) свободных нижних конечностей

3) свободных верхних конечностей

Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей

Какую роль в пищеварении выполняет желчь?

1) содержит ферменты, расщепляющие белки

2) обеспечивает механическое измельчение пищи

3) превращает жиры в мелкие капельки

4) содержит ферменты, расщепляющие жиры

В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?

1) в области жёлтого пятна

4) в области слепого пятна

Примером инстинкта является

1) объедание гиенами трупа животного

2) движение рыбок к корму при постукивании по аквариуму

3) поджимание хвоста у собак при испуге

4) танец пчёл – способ обмена информацией

Ожог какой степени имеет следующие признаки: покраснение, отёчность, образование крупных волдырей, наполненных бесцветной или желтоватой жидкостью?

Какова роль разрушителей (редуцентов) в экологических сообществах?

1) обеспечивают производителей минеральным питанием

2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ

3) поедают растительные организмы

4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов

Что из перечисленного относится к ароморфозам в эволюции растительного мира?

1) появление древесных форм

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТПРОЦЕССядрохранение наследственной информациимитохондрия.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

Корневище — это орган минерального питания растений.

В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель — донце, на нём развиваются видоизменённые листья.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ), а по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %)).

Био огэ сдам гиа!

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне концентрации углекислого газа?

1) Скорость фотосинтеза растёт на протяжении всего диапазона концентраций углекислого газа.

2) Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.

3) При концентрации углекислого газа в 0,08% рост скорости фотосинтеза прекращается.

4) При концентрации углекислого газа свыше 0,2% скорость фотосинтеза начинает снижаться.

5) В интервале концентраций углекислого газа от 0 до 0,03% рост скорости фотосинтеза линеен.

Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) берёт начало в левом желудочке

Б) из сердца вытекает артериальная кровь

В) кровь обогащается углекислым газом

Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию

Д) берёт начало в правом желудочке

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

2) появление зелёных листочков

3) разрушение семенной кожуры

Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).

1) полость кишки2) ротовое отверстие3) анальное отверстие4) желудок5) поверхность тела6) глотка7) симбионт8) хищник

Рассмотрите фотографию лошади породы экмурский пони. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведённая на рисунке конструкция?

Что было открыто его создателем с помощью данного прибора?

Био огэ сдам гиа!

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй — контрольной — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Кто из людей подвергается иммунизации с помощью сыворотки?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью вакцины?

3) Какова заслуга Л. Пастера в борьбе с эпидемиями?

Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент

Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.

Источник ДНКГруппа организмовСодержание нуклеотида, %АденинГуанинЦитозинТиминЧеловекМлекопитающие31,019,118,431,5КороваМлекопитающие28,722,222,027,2Морской ёжБеспозвоночные32,817,717,432,1ПшеницаРастения27,322,722,827,1ЛососьРыбы29,720,820,429,1ДрожжиГрибы31,318,717,132,9Вирус полиомиелитаВирусы30,425,419,50. 0Туберкулёзная микобактерияБактерии15,134,935,414,6Бактериофаг Т2Вирусы32,618,216,632,6

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков тимина в ДНК, а количество цитозина — количеству гуанина. Подтвердил ли наш дотошный учёный это правило?

Каково содержание гуанина у дрожжей и у возбудителя туберкулёза (укажите единицы измерения)?

Предложите объяснение, почему у вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина

В понедельник одиннадцатиклассница Евгения посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1) Каково содержание углеводов в школьном обеде?

2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Евгении, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 17 лет?

3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст,летБелки,г/кгЖиры,г/кгУглеводы, гЭнергетическаяпотребность, ккал7–102,31,7330255011–152,01,73752900Старше 161,91,04753100

БлюдаБелки, гЖиры, гУглеводы, гЭнергетическаяценность, ккалБорщ из свежейкапусты с картофелем(1 порция)1,84,011,692,3Суп молочныйс макароннымиизделиями (1 порция)8,311. 325,8233,8Мясные биточки(1 штука)8,021,09,3266,6Котлета мяснаярубленная (1 штука)9,29,96. 5155,6Гарнир из отварногориса (1 порция)4,81,253,0245,2Гарнир из отварныхмакарон (1 порция)5,44,338,7218,9Кисель (1 стакан)0019,680Чай с сахаром –2 чайные ложки(1 стакан)0014,068,0Хлеб пшеничный(1 кусок)2,00,67,264,2Хлеб ржаной(1 кусок)3,90,428,2135,7

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.

Изменения ОГЭ по биологии 2023

Экзамен по биологии идет 2,5 часа — 150 минут. Внимание, время экзамена сократили на полчаса! Я советую попробовать решать варианты с таймером, чтобы точно быть уверенными в том, что на экзамене вы все успеете.

Но по факту, этого времени прекрасно хватает, чтобы прорешать задания, проверить их и перенести в бланк ответов. Еще на ОГЭ по биологии 2023 можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором.

Какие изменения будут в ОГЭ по биологии 2023?

  • В этом году все изменения в экзамене затрагивают первую часть, во второй части изменений нет.
  • Сократили количество заданий — с 29 до 26. Так вышло, что в первой части работы убрали три задания.
  • Несмотря на то, что заданий стало меньше, формат многих заданий был изменен и их стали оценивать большим количеством баллов. Это касается линий 2, 6, 14, 16,19 и 20. Задания теперь больше похожи на ЕГЭ, поэтому я советую обратить на них пристальное внимание и нарешать заранее.
  • Кстати, в линии 21 представлены задания по формату 2 линии из ЕГЭ.

Био огэ сдам гиа!

Пример задания 21, демоверсия ОГЭ по биологии 2023

Во время подготовки к ОГЭ по биологии нужно учитывать даже самые незначительные изменения ФИПИ. Обновленная формулировка, уточненный критерий — такие мелочи могут сыграть огромную роль. Представьте: вы просто не знали, что в ответ нужно вписать какую-то фразу, и из-за этого потеряли несколько баллов. Они-то и стоили вам высокой оценки! Обиднее быть не может.

Поэтому, чтобы мои ученики не делали таких ошибок, я всегда разбираю с ними все нюансы ОГЭ по биологии. Во время подготовки к экзамену мы изучаем критерии и учимся оформлять и писать ответы в полном соответствии с ними. И я всегда даю своим ученикам только самую важную и актуальную информацию, а не гружу лишними фактами и подробностями, как в школе.

Поэтому мои ученики обычно сдают ОГЭ на «отлично» и совсем не нервничают на экзамене. Ведь они знают все необходимое! И база, которую они получили у меня на занятиях, пригождается им и во время подготовки к ЕГЭ. Так что если вы хотите получить такие же знания и высокий балл на ОГЭ, записывайтесь на мои занятия. Научу вас всему, что знаю 🤓

Требования

Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:

  • основные методы биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент;
  • строение, признаки, функции клеток, тканей, органов и живых организмов;
  • принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;
  • современные научные взгляды на эволюцию живой природы;
  • строение и функции органов и систем человеческого организма;
  • принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей организмов;
  • основные экологические проблемы и пути их решения.‍

<<Лидген для статьи>>

Как оценивается работа

Всего на экзамене можно получить 48 первичных баллов.

1 балл: задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20.

2 балла: задания 3-5, 7, 9-11; 16-19; 21 в первой части; 22, 23 во второй части.

3 балла: задание 13 в первой части; задания 24-26 во второй части.

За задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20  вы получите 1 балл, если верный ответ будет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

За задания 3 и 5  получите 2 балла, если каждый символ в ответе поставите  на своё место, и в ответе не будет лишних символов. За эти же задания вы получите 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Во всех других случаях — 0 баллов.

За задания 4, 7, 9, 16, 17, 19 вы получите 2 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе (порядок записи символов в ответе значения не имеет), в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует верному ответу (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях — 0 баллов.

За задания 10, 11, 18, 21 вы получите 2 балла, если каждый символ в ответе будет стоять на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ. Во всех других случаях — 0 баллов. Помните, что если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

За задание 13 вы получите 3 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответ

В заданиях 22–26 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.

Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам и уровням сложности можно прочитать в спецификации ОГЭ за 2022 год.

Структура ОГЭ по биологии 2023

Вариант состоит из двух частей: задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом. Их можно разделить на три уровня сложности (базовый, повышенный и высокий). Кстати, структура ОГЭ похожа на ЕГЭ. Если вы успешно сдадите экзамен в 9 классе, готовиться в 11 классе будет проще.

Био огэ сдам гиа!

В экзамен входят 26 заданий. Если вы решите все идеально, получите 48 — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале. Максимум за первую часть — 35 балла (73% от всей работы), за вторую 13 (27%). При подготовке необходимо разбирать и прорабатывать обе части. Они одинаково важны, но различаются по формату и структуре.

Био огэ сдам гиа!

Распределение заданий по частям экзаменационной работы, ФИПИ

Первая часть

Первая часть состоит из 21 задания, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов.

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

Вторая часть

Здесь вас ждут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении.

  • № 22 и № 26 — решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок.
  • № 23 — анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
  • № 24 — работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса
  • № 25 — анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.

Как устроен экзамен

В ОГЭ-2023 по биологии три части и 26 заданий.

Часть 1

‍21 задание с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.

В заданиях 1, 6, 8, 12, 14, 15 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа либо вписать слово (словосочетание), в задании 4 — два из пяти вариантов, в заданиях 7, 9, 16, 17, 19 — три из шести вариантов.

Задания 2, 11, 18, 21: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.

Задания 3, 5, 20: установить правильную последовательность элементов.

Задание 10: подставить верные термины в текст.

Задание 13: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и установить, соответствует ли получившийся набор характеристик предложенному в задании описанию.

Часть 2‍

Пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется подробно описать ход решения.

Задание 22: проанализировать изображение (рисунок) и ответить на два вопроса.

Задание 23: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на вопрос.

Задание 24: прочитать и проанализировать текст и ответить на три вопроса к нему.

Задание 25: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на два вопроса.

В задании 26 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.

Разбор некоторых заданий

Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Могут быть древесными

Прилистники всегда отсутствуют

Плод — ягода

Большое число тычинок в цветке

Решение

Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.

Био огэ сдам гиа!

👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.

‍Пример

Какие признаки являются общими для птиц и пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Кожа сухая, лишённая желёз

Постоянная температура тела

Соотнесите каждый признак с характеристикой каждой группы организмов. Исключите признаки, которые не подходят к одной из групп или к обеим сразу.

Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка

Центральная нервная система закладывается в виде трубки

Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом

У эмбриона имеется хорда

В глотке эмбриона есть жаберные щели

Размножается путём откладывания яиц во влажный песок‍

Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.

‍Задание 11

В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.

Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.

Задание 3

В заданиях линии 22 часто требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Встречаются также задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения стадий эксперимента.

👉 Обратите внимание, с чего начинать. В заданиях иногда есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы не учтёте это требование и напишете верную последовательность, но наоборот, вы получите 0 баллов.

Установите последовательность названий таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Наибольшая таксономическая единица в данном случае — подтип (Позвоночные). За ним следуют класс (Птицы), отряд (Воробьинообразные), семейство (Врановые), род (Ворона) и вид (ворона серая).

Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.

Задание 10

В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.

Био огэ сдам гиа!

‍Решение

Текст с верно вставленными словами выглядит так:

«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокардом. Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы. Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».

Задание 14 (новое)

Для того, чтобы выполнить задание нужно хорошо знать фактический материал и применить умение распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.

Под каким номером изображён головной мозг человека?

Био огэ сдам гиа!

Задания 19-21 (новые)

Для того, чтобы выполнить задания нужно хорошо знать экосистемную организацию живой природы. Применит умение работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др. Применить умение выявлять причинно-следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами.

Био огэ сдам гиа!

Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.

1 – паразит;

2 – стволовой вредитель;

3 – хищник;

4 – продуцент;

5 – консумент первого порядка; 6 – растительноядное животное.

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

Задание 20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

Био огэ сдам гиа!

Ответ: РПНМ  или РПОМ

Задание 21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Био огэ сдам гиа!

Задание 22

Для того чтобы выполнить это задание, нужны не столько знания, сколько внимательность и умение извлекать информацию из разных источников — текстов, схем, таблиц. Вам даны изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков моделей. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня признаки, относящиеся к указанному в задании объекту.

Био огэ сдам гиа!

Решение (частичное)

Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивая строение крыльев златоглазки с представленным перечнем.

Био огэ сдам гиа!

Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.

По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форму антенн, тип ротового аппарата, форму передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.

Задание 24

В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.

Био огэ сдам гиа!

Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.

Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?

Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?

Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.

Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.

Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.

Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.

Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.

Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.

Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.

Задание 25

В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.

Био огэ сдам гиа!

Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?

Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.

Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.

Задание 26

В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, диаграмм, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.

Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.

Миша решил пообедать и заказал в столовой суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».

Био огэ сдам гиа!

Био огэ сдам гиа!

  • Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?
  • Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?
  • Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.

Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.

Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.

(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.

Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.

Суп с фрикадельками — 145 ккал.

Гречневая каша — 153 ккал.

Тушёная говядина — 220 ккал.

Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.

Апельсиновый сок — 60 ккал.

Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.

Итог: 1 253 ккал.

Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.

Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая; регуляторная; рецепторная.

Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи.

Разделы курса‍

Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:

Биология как наука. Методы биологии.

Признаки живых организмов.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

Организм человека и его здоровье.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Онлайн тесты по биологии с ответами – лучшая подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ по биологии доставляет немало головной боли ученикам. Этот
предмет только кажется легким – на самом деле очень сложно запомнить все названия и термины,
классы и подвиды.

Одним из полезных упражнений, которое способно не только проверить уровень ваших знаний, но и
помочь проконтролировать себя – это онлайн тесты по биологии. Очень полезно
проходить тесты время от времени, сверяться с ответами и заново повторять те темы, которые ты
знаешь не так хорошо, как могло показаться сначала.

Тесты по биологии могут стать вашим надежным помощником при подготовке к
экзаменам и ЕГЭ, а также неплохим развлечением в свободное время.

Тесты по биологии, за 7, 8, и 9 класс вы можете пройти на нашем сайте абсолютно
бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector