Иногда я с большим неудовольствием вспоминаю первых людей, которые перешли к прямохождению, особенно когда в очередной раз начинает болеть спина или воспаляются нервные окончания. Но ученые полагают прямохождение эволюционным преобразованием, которое во многом и определило появление человека современного типа, то есть человека разумного.
После этого у него изменилось строение костей. Появился тот самый проблемный S-образный изгиб позвоночника, прочный крестец и широкий таз, которые должны были удерживать большие вертикальные нагрузки, ну и конечно сводчатая стопа, опять же из-за перераспределения нагрузок от веса тела.
Человека
характеризует вертикальное положение
тела, опирающегося только на нижние
конечности. Позвоночник взрослого
человека имеет изгибы. Во время быстрых,
резких движений изгибы пружинят и
смягчают толчки. У млекопитающих
животных, которые опираются на четыре
конечности, позвоночник таких изгибов
не имеет.
Грудная
клетка человека в связи с прямохождением
расширена в стороны. У млекопитающих
животных она сжата с боков.
Одна
из самых характерных черт скелета
человека – это строение руки, ставшей
органом труда. Кости пальцев подвижны.
Самый подвижный, большой палец, хорошо
развитый у человека, располагается
напротив всех остальных, что важно для
различных видов работы – от колки дров,
требующей сильных размашистых движений,
до сборки ручных часов, которая связана
с тонкими и точными движениями пальцев.
Массивные
кости нижних конечностей человека толще
и прочнее костей рук, так как ноги несут
на себе всю тяжесть тела. Сводчатая
стопа человека при ходьбе, беге, прыжках
пружинит, смягчает толчки.
В
скелете головы человека мозговой отдел
черепа преобладает над лицевым. Это
связано с большим развитием головного
мозга человека.
Функции скелета человека
Скелет человека – пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Выделяют осевой скелет, кости поясов
конечностей, кости верхних и нижних конечностей. Скелет выполняет ряд важных функций:
Оберегает внутренние органы от механических воздействий. Череп – вместилище головного мозга и органов чувств: надежно
защищает их. Соединяясь друг с другом, позвонки образуют позвоночный (спинномозговой) канал, в котором располагается хорошо защищенный
спинной мозг.
Опорная функция скелета заключается в прикреплении мягких тканей, внутренних органов к различным частям скелета.
Эту функцию скелета также называют – амортизирующая (фр. amortir – ослаблять, смягчать, заглушать). Строение скелета (изгибы позвоночника, сводчатая стопа, межпозвонковые диски) обеспечивает смягчение толчков и сотрясений при передвижении, равномерное распределение нагрузки.
Кости в местах суставов (подвижных соединений) образуют рычаги, под действием которых мышцы приводятся в движение.
Кости активно участвуют в минеральном обмене: кости – депо кальция, фосфора. При нарушении
минерального обмена возникает множество заболеваний, наиболее известное – рахит, мы обсудим данное заболевание в этой статье.
Изучив строение костей, вы отлично понимаете, что губчатое вещество – место расположения красного костного мозга, в котором
появляются и дифференцируются клетки крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Внутри трубчатых костей расположен костномозговой канал, в котором находится желтый костный мозг. Он выполняет питательную функцию (накопление жиров), в случае кровопотери способен превращаться в красный костный мозг (резервная функция).
Осевой скелет
Осевой скелет – главная ось тела, опора всего скелета. Осевой скелет включает в себя позвоночник, грудную клетку (грудина и ребра) и череп. Позвоночник (позвоночный столб) состоит из 32-34 позвонков,
имеет следующие отделы:
- Грудной – 12
- Поясничный – 5
- Крестцовый – 5
- Копчиковый – 3-5
Каждый позвонок (за исключением первого шейного – атланта, который имеет только переднюю и заднюю дуги) образован телом и дугой, которые ограничивают отверстие позвоночного канала с проходящим в нем спинным
мозгом. В составе позвонка также находятся отростки: суставные и поперечные, остистый отросток. Соединяясь друг с другом
суставными отростками, позвонки образуют позвоночный столб со спинномозговым каналом внутри – надежным вместилищем
спинного мозга.
У поясничных позвонков наиболее массивные и большие
тела: соразмерно нагрузке, которую им приходится выполнять (по сравнению с шейными позвонками).
Строение шейных, грудных и поясничных позвонков отличается между собой. Первый шейный позвонок – атлант (лат. atlantus – несущий) соединяется с затылочной костью черепа и образует с ней сустав. Атлант не имеет тела, у него есть только передняя и задняя дуги. Второй шейный позвонок –
аксис (осевой позвонок, эпистрофей) имеет вырост тела – зуб, участвует в повороте головы.
Вероятно, вы обратили внимание, что позвоночник человека непрямой: он имеет изгибы вперед и назад. Замечу, что
позвоночник младенца этих изгибов не имеет – он абсолютно прямой. Эти изгибы начинают формироваться после того,
как ребенок принимает вертикальное положение, начинает ходить.
В связи с прямохождением у человека формируются 4 физиологических изгиба, то есть у всех имеются в норме: шейный
лордоз (изгиб вперед), грудной кифоз (изгиб назад), поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Кифозы и лордозы позволяют
равномерно распределить нагрузку на весь позвоночник.
Чтобы легко запомнить для себя два новых термина, рекомендую воспользоваться следующей ассоциацией: спросите себя,
как ходит английский лорд? Представьте всю его важность и пафосность, выставленную вперед грудь и выгнутую вперед спину
(вот и лордоз!). Ассоциируя слово лорд со словом лордоз, вы не будете путаться 😉
Осанкой называют привычное положение спины. Часто у подростков возникают нарушения осанки из-за слабого развития мышц
спины. Могут быть слишком сильно выражены лордозы и кифозы, либо, наоборот, очень плохо выражены, плоская спина.
Возможно искривление позвоночника вправо или влево: в этом случае говорят о наличии сколиоза.
Формирование правильной осанки очень важная задача. Вам необходимо знать несколько основополагающих моментов,
которые относятся к данной теме:
Последствия неправильной осанки: нарушение кровоснабжения, смещение и сдавливание внутренних органов, деформация грудной клетки.
Скелет грудной клетки состоит из 12 пар ребер, грудины. Череп подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловая, носовая, слезная, небная и подъязычная кости. Единственная подвижная кость
черепа – нижняя челюсть, с зубами, расположенными в зубных альвеолах, служит для измельчения пищи.
Парные кости лицевого отдела черепа: скуловая, носовая, слезная, небная кости и верхняя челюсть. Непарные кости лицевого отдела черепа: нижняя челюсть, подъязычная кость.
Мозговой отдел черепа включает в себя затылочную, лобную, височную и теменную кости, а также решетчатую и клиновидную кость.
Парные кости мозгового отдела черепа: височная и теменная кости. Непарные кости мозгового отдела черепа: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая.
Скелет поясов конечностей
Мы переходим к изучению поясов конечностей, хочу заметить одну деталь. В главе зоология мы с вами изучали пояса
конечностей, пользуясь терминами – пояс “передних, задних” конечностей. Поскольку человек занимает вертикальное положение,
то изучая анатомию человека, мы будем говорить о поясе “верхних, нижних” конечностей.
Пояс верхних конечностей (плечевой) состоит из парных ключиц и лопаток. Ключица одним концом крепится к грудине, а другим – к акромиону (отростку лопатки). Плечевой пояс обеспечивает опору верхним конечностям и разнообразие их движений: к лопатке и ключице крепится
большое количество мышц.
Пояс нижних конечностей (тазовый) состоит из двух тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Тазовый пояс служит опорой для внутренних органов, местом прикрепления многих мышц.
Скелет конечностей
Скелет нижней конечности включает в себя бедренную кость и надколенник (бедро), малоберцовую и большеберцовую кости (голень), предплюсну,
плюсну и фаланги пальцев (стопа). Скелет верхней конечности состоит из плечевой кости (плеча), лучевой и локтевой кости
(предплечья), запястья, пястья и фаланг пальцев (кисть).
Бедренная кость сочленяется с тазовым поясом с помощью головки бедренной кости, образующей
тазобедренный сустав с вертлужной впадиной тазовой кости. Головка плечевой кости образует плечевой сустав с суставной поверхностью
лопатки.
Иногда на рисунке нужно определить, где лучевая и локтевая кости, это
довольно несложно сделать, если вы запомните, что лучевая кость всегда расположена ближе к большому пальцу кисти, а локтевая –
к мизинцу. При любом расположении на схеме руки это правило будет действовать.
Особенности скелета человека
Мы уже изучили скелет человека, однако следует обратить внимание на некоторые его детали. Может быть, они покажутся вам
незначительными и слишком очевидными, но именно они отличают человека от многих других животных. Некоторые из этих особенностей связанны с прямохождением и трудовой деятельностью.
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Наиболее часто при слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата, изменяется форма стопы, опускается ее поперечный
и продольный свод: такое заболевание называется плоскостопием.
Причины: неправильная обувь, избыточный вес, длительное хождение или стояние (чрезмерно повышенная или пониженная нагрузка). Сопровождается болями в стопе, неестественной походкой.
Из-за смещения центра тяжести организма плоскостопие может приводить к нарушению осанки.
Лечение: физические упражнения, ортопедические стельки (греч. orthos – прямой, правильный + paedos – ребенок).
Супинаторы (лат. supino – опрокидываю) – внутренняя деталь низа обуви, поднимающая внутренний край стопы, прикрепляемая к стельке, или между стелькой и полустелькой. Супинаторы предназначены для уменьшения нагрузки на свод стопы и формоустойчивости подошвы.
Рахит (греч. rhachis – позвоночник) – заболевание детей грудного и раннего возраста, связанное с нарушением костеобразования и недостаточностью минерализации костей.
Причины рахита: недостаточное получение витамина D с пищей, недостаточное нахождение на солнце (недостаточное облучение ультрафиолетом – необходимо для синтеза витамина D в организме), недоношенность ребенка.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Первая помощь при повреждении скелета
Первая
помощь при растяжении и вывихах.
В результате неловких движений или
ушибов могут повреждаться связки,
соединяющие кости в суставе. Вокруг
сустава появляется отёчность, иногда
кровоизлияние, возникает сильная боль.
Такое повреждение сустава называется
растяжением.
При
оказании помощи к повреждённому месту
нужно приложить пузырь со льдом или
смоченное холодной водой полотенце.
Охлаждение облегчает боль, предупреждает
развитие отека, уменьшает объём
внутреннего кровообращения. При
растяжении связок нужна еще и тугая
фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать
и нагревать повреждённую конечность
нельзя. После оказания первой помощи
нужно обратиться к врачу.
Неловкие
движения в суставе может вызвать сильное
смещение костей – вывих.
При вывихе суставная головка выходит
из суставной впадины. Происходит
растяжение, а иногда и разрыв связок,
что сопровождается сильной болью.
Попытка вправить вывих без врача может
повлечь за собой ещё более серьёзные
повреждения.
Первая
помощь при вывихе заключается в том,
чтобы прежде обеспечить полный покой
суставу. Руку следует подвесить на
косынке или бинте, а на ногу наложить
шину, используя подручные средства
(дощечки, полосы плотного картона). Для
уменьшения боли к травмированному
суставу следует приложить пузырь со
льдом или холодной водой. Затем
пострадавшего необходимо доставить к
врачу.
Первая
помощь при переломах костей.
Несмотря на прочность, при ранениях,
сильных ушибах, падениях кости иногда
ломаются. Чаще происходят переломы
костей конечностей.
При
подозрении на перелом только полная
неподвижность повреждённой части тела
облегчит боль и предупредит смещение
обломков кости, которые могут повредить
острыми краями окружающие ткани.
Сломанную
конечность обездвиживают шинной
повязкой. Специальные шины есть в
лечебных учреждениях и аптеках. На месте
происхождения их можно изготовить из
досок, веток, картона. Чтобы шина не
давила на перелом, под неё подкладывают
мягкую подстилку. Шина должна находиться
не только на повреждённом участке, но
и на соседних. Так, при переломе костей
предплечья шина должна заходить и на
плечо, и на кисть. В этом случае части
сломанной кости не смещаются. Шину
плотно прибинтовывают к конечности
широкими бинтами, полотенцем и т.д. Если
нет шины, сломанную руку прибинтовывают
к туловищу, а повреждённую ногу – к
здоровой.
При
открытых
переломах
острые концы сломанной кости разрывают
мышцы, кровеносные сосуды, нервы и кожу.
Тогда надо обработать рану, наложить
чистую повязку, а затем шину.
Не
при всяком переломе можно наложить
шину. При подозрении на перелом ребра
пострадавшему предлагают выдохнуть из
лёгких как можно больше воздуха и после
этого дышать неглубоко. При таком дыхании
грудную клетку туго забинтовывают.
Стянутые в положении выдоха ребра
совершают очень ограниченные движения.
При
переломах позвоночника
необходимо уложить пострадавшего на
ровную твёрдую поверхность лицом вниз
и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае
нельзя перевозить пострадавшего в
сидячем положении, так как под тяжестью
тела позвоночник может сдвинуться и
повредить спинной мозг.
При
травмах черепа
пострадавшего надо уложить на спину,
голову слегка приподнять во избежание
внутричерепных кровоизлияний и немедленно
вызвать врача.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
1.
Экосистема — совокупность разных видов,
длительное время совместно обитающих
на определенной территории, связанных
между собой и с компонентами неживой
природы обменом веществ и превращениями
энергии. Примеры экосистем: водоем,
болото, дубрава и др.
2.
Разнообразие видов растений, животных
и организмов других царств, территориальные
(пространственные) и пищевые связи между
ними, круговорот веществ, осуществляемый
живыми организмами, — основа целостности
и продолжительности существования
экосистем.
3.
Деятельность человека — антропогенный
фактор, его воздействие на экосистемы.
Сокращение разнообразия видов, численности
ряда видов за счет истребления особей,
изменения среды их обитания. Уменьшение
в связи с этим разнообразия пищевых
связей, источников пищи и энергии для
обитателей экосистем, чрезмерное изъятие
из экосистемы массы органических веществ
человеком — одна из причин сокращения
биоразнообразия.
4.
Загрязнение природной среды отходами
производства, пестицидами, мутагенами,
бытовыми отходами — причины изменения
среды обитания видов в экосистемах,
сокращения их численности, опасность
исчезновения.
5.
Сокращение площади земель, занятых
экосистемами, за счет расширения
строительства дорог, производственных
и жилых зданий, создания агроценозов —
причины изменения экосистем под влиянием
деятельности человека.
6.
Нарушение круговорота веществ в
экосистемах за счет чрезмерного изъятия
продукции, загрязнения окружающей
среды, сокращения площади экосистем —
причины глубоких изменений в экосистемах,
нарушения их целостности, смены устойчивых
экосистем нестабильными.
7.
Планирование деятельности человека с
учетом экологических закономерностей,
необходимости сохранения замкнутого
круговорота веществ в экосистемах,
биоразнообразия, большого разнообразия
цепей питания — важные условия сохранения
экосистем.
Форма подвздошной кости изменилась с длинной и узкой на короткую и широкую, при этом крылья подвздошной кости расположились горизонтально. В совокупности эти изменения обеспечивают увеличение площади крепления ягодичных мышц, что помогает стабилизировать торс при стоянии на одной ноге. Крестец также увеличился в ширину, что привело к увеличению диаметра родового канала и облегчило роды. Седалищные кости увеличились, что улучшило крепление связок, поддерживающих брюшную полость при прямохождении.
Эволюция человека (антропогенез)
На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
Этапы эволюции человека
Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).
Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.
Отличия человека от человекообразных обезьян
1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.
4)
Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.
Дополнительные материалы
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В результате наследственной изменчивости у предков человека увеличивался объем головного мозга. (2) Миграции предков современного человека приводили к изменениям в генофонде разных популяций людей. (3) Трудовые навыки человек передавал из поколения в поколение. (4) Развитие речи и формирование абстрактного мышления у первобытного человека привели к появлению искусства. (5) На определённом этапе развития предки современного человека перешли к групповым формам охоты. (6) Основные расы человека являются результатом географической изоляции, естественного отбора и дрейфа генов.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ – СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляцияБ) дрейф геновВ) речьГ) абстрактное мышлениеД) социальная трудовая деятельностьЕ) популяционные волны
2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельностьБ) абстрактное мышлениеВ) изоляцияГ) мутационная изменчивостьД) популяционные волныЕ) вторая сигнальная система
СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.
АВСТРАЛОПИТЕКИ – ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных
ДРЕВНЕЙШИЕВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся
1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей общественной жизни древнейших людей синантропов. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.(1) Синантроп – китайский человек, останки найдены в 1927 г. в селении Чжоу-Гоу-Дянь в 50 км от Пекина. (2) Жили стадами в пещерах, могли пользоваться огнем, который получали во время лесных пожаров или при извержении вулканов. (3) Рост 150-160 см, объем мозга 850-1200 см3. (4) Лоб низкий, с надбровным валиком, зубы крупные, нижняя челюсть без подбородочного выступа. (5) Охотились на буйволов, шерстистых носорогов, мамонтов, оленей, птиц. (6) Речь примитивная, состоящая из отдельных выкриков.
ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.
А) использование скребел и наконечниковБ) появление зачатков речиВ) принадлежит к виду Человек прямоходящийГ) объем мозга 900-1100 см3
Д) умел поддерживать огонь
2. Установите соответствие между особенностями и предками человека: 1) синантроп, 2) неандерталец. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) объем мозга 850-1200см3
Б) добывали огонь, одевались в шкуры
В) орудия труда – отесанные камни
Г) жили на территории современной Европы
Д) огонь получали во время лесных пожаров, при извержении вулканов
Е) объем мозга 1200-1400см3
ДРЕВНЕЙШИЕ – СОВРЕМЕННЫЕУстановите соответствие между характеристиками и стадиями антропогенеза: 1) кроманьонец, 2) питекантроп. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) использовались рубила и скребла
Б) возникли зачатки речи
В) представители шили одежду
Г) использовались ножи и копья
Д) могли разводить огонь и поддерживать его
Е) видовое название – Человек разумный
ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа2) Австралопитек3) Кроманьонец4) Питекантроп5) Неандерталец
2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый2) человек прямоходящий3) дриопитек4) человек разумный
5) человек неандертальский
3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский2) человек разумный неандертальский3) питекантроп4) дриопитек (кениапитек)5) человек умелый
4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек2) человек умелый3) человек прямоходящий4) неандерталец5) кроманьонец
5. Установите правильную последовательность эволюционного развития гоминид. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) протоантропы – Австралопитек афарский
2) архантропы – Человек прямоходящий
3) поздние архантропы – Человек гейдельбергский
4) ранние Homo – Человек умелый
5) неоантропы – Человек разумный
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙУстановите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников
РАСЫУстановите соответствие между характеристиками и расами: 1) негроидная, 2) монголоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) волосы курчавые, спирально закрученные
Б) фигура стройная, конечности удлиненные
В) глаза карие со складкой верхнего века
Г) лицо широкое, уплощенное и скуластое
Д) волосы темные, прямые и жесткие
Е) темная кожа, толстые губы
ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ СХОДСТВО
1. Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов2) стопа имеет свод3) мозговой отдел черепа больше лицевого4) имеются парные суставные конечности5) в шейном отделе семь позвонков6) форма позвоночника S-образная
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?
1) три слуховые косточки во внутреннем ухе
2) участие диафрагмы в дыхательных движениях
3) наличие легких – губчатых мешков
4) выделение продуктов обмена туловищными почками
5) безъядерность зрелых эритроцитов
6) наличие производных кожи – сальных желез
ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий2) образует различные природные популяции3) обладает второй сигнальной системой4) может создавать искусственную среду обитания5) имеет первую сигнальную систему6) может создавать и использовать орудия труда
2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от других приматов
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет сжатую в спинно-брюшном направлении грудную клетку
3) образует различные по численности популяции
4) имеет первую и вторую сигнальную систему
5) обладает предметно-действенным мышлением
6) создает и использует орудия труда
3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально2) позвоночник не имеет изгибов3) позвоночник образует четыре плавных изгиба4) грудная клетка расширена в стороны5) грудная клетка сжата с боков6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении3) грудную клетку, сжатую с боков4) позвоночник S-образной формы5) сводчатую стопу6) массивный лицевой отдел черепа
ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА
1. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка
2. Установите соответствие между признаками и организмами: 1) человек, 2) шимпанзе. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) развита мелкая моторика рук
2) чашеобразный таз
3) лицевой отдел преобладает над мозговым
4) грудная клетка сжата с боков
5) плоская стопа
6) S-образный позвоночник
ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается
1) одинаковыми группами крови и резус-фактором2) одинаковым набором хромосом3) восприимчивостью к сходным болезням4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга5) сходными видами паразитов6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым
ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц2) наличие подбородочного выступа3) облегчение массы костей верхних конечностей4) наличие пятипалых конечностей5) S-образная форма позвоночного столба6) сводчатая стопа
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук2) абстрактное мышление и речь3) чашеобразная форма таза4) S-образный по форме позвоночник5) сводчатая стопа6) значительное увеличение размеров головного мозга
3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности2) стопа приобретает сводчатую форму3) большой палец руки противостоит остальным4) таз расширяется, его кости срастаются5) мозговой отдел черепа меньше лицевого6) уменьшается волосяной покров
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад2) большой палец руки противопоставлен всем остальным3) развитие коры больших полушарий головного мозга4) формирование сводчатой конструкции стопы5) поворот таза и резкое его расширение6) наличие диафрагмы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ – ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУстановите соответствие между признаками и этапами антропогенеза: (1) прямохождение, (2) трудовая деятельность. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развита мелкая мускулатура передних конечностей
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец верхних конечностей противопоставлен остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) увеличение мозгового отдела черепа
Е) S-образный изгиб позвоночника
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отличия второй сигнальной системы по сравнению с первой состоят в том, что
1) происходит анализ и синтез информации, поступающей в виде символов
2) происходит анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от рецепторов органов чувств
3) хорошо развита у человека
4) обеспечивает абстрактное мышление
5) хорошо развита у животных
6) обеспечивает конкретно-наглядное мышление
2. Выберите три признака, характеризующих специфическую высшую нервную деятельность человека.
1) Реализуются безусловные рефлексы
2) Способность к абстрактному мышлению
3) Способность реагировать на знакомые слова
4) Осознанная речь
5) Общение знаками, символами, понятиями
6) Сформированное условно-рефлекторное поведение
Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см32) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы3) грудная клетка4) шейный и поясничный отделы позвоночника5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см36) грудной и крестцовый отделы позвоночника7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая8) позвоночник
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
1.
Система опоры и движения. Бе компоненты:
скелет и мышцы. Функции скелета в
организме: опора тела или его частей,
определение формы тела, защита внутренних
органов от механических повреждений.
Примеры: череп защищает головной мозг,
а позвоночник — спинной мозг, грудная
клетка защищает сердце, легкие, крупные
кровеносные сосуды грудной полости.
Прикрепление мышц к костям скелета, их
сокращение под влиянием нервных
импульсов, изменение взаимного
расположения костей. Многообразие
движений, совершаемых человеком и
млекопитающими животными вследствие
сокращения мышц.
2.
Сходство скелета человека и млекопитающих
животных. Формирование скелета человека
и млекопитающих животных из одних и тех
же отделов, образованных сходно
расположенными костями в них.
3.
Особенности строения скелета человека,
связанные с прямохождением: позвоночник,
имеющий четыре изгиба, грудная клетка,
расширенная в стороны, пояс нижних
конечностей в виде чаши, кости нижних
конечностей более толстые и прочные,
чем кости рук, свод стопы. Смягчение
толчков при ходьбе благодаря изгибам
позвоночника, сводчатой стопе. Пояс
нижних конечностей — опора для внутренних
органов брюшной полости. Массивные
кости нижних конечностей — опора для
всего тела. 4. Рука — орган труда. Развитие
большого пальца руки и его противопоставление
всем остальным, благодаря чему кисть
способна выполнять разнообразные и
чрезвычайно тонкие трудовые операции.
Изменения скелета человека в результате перехода к прямохождению
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2016 года; проверки требуют 27 правок.