Подготовка к ВПР.
8 класс. Задание №6. (Грамматические ошибки)
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Павловского района Алтайского края, 2020
Навигатор
1.Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
3.Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
2.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типовые задания ВПР
Звёзды, сверкавшие на небе, переливались всеми цветами радуги.
По возвращении в Петербург Антон два дня прожил у сестры.
Дипломаты обычно пунктуальные и организованные.
Статья, опубликованная в газете, вызвала боль-шой интерес публики.
Когда Наденька выходила из комнаты, плечи у неё дрожали от рыданий.
По приезде из Болгарии супруги занялись обустройством дома.
Землеройки, вопреки своему названию, обычно не роют нор.
Его планы опасные и рискованные. Или (опасны и рискованны)
Пылившаяся на полке книга оказалась дореволюционной энциклопедией.
По окончании гастролей музыкантов пригласили на приём к губернатору.
По возвращении из Стамбула Николай сразу взялся за работу.
Провожая внуков в го-род, дед Семён грустил./ Когда дед Семён прово-жал внуков в город, ему было грустно.
Согласно правилам дело-вого этикета, первым из лифта выходит стоящий ближе к дверям.
Создавая проект торго-вого центра, архитек-тор учёл особенности местности.
Голос оратора был уверенный и твёрдый. Или (уверен и твёрд)
Когда включишь весёлую музыку, уборка в доме становится приятным занятием.
Родители молча смотрели вслед уезжающим в город детям.
Когда я погасил свет, комната погрузилась во мрак.
По окончании институ-та Григорий отправился на стажировку в Англию.
После покупки земли у владельца возникает обязанность платить за неё налог.
Справочный материал (теория)
1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом (слайд1)
1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом (слайд2)
2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
3. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
Нельзя: Согласно распоряжениЯ ректора были заключены договоры.
Норма: согласно распоряжениЮ
Нельзя : Надо срочно оплатить по счетам.
Норма: ОПЛАТИТЬ СЧЕТА
Например: поехал в Крым – вернулся из Крыма; отправился на Кавказ – приехал с Кавказа.
НО: Поехал в Поволжье –вернулся с Поволжья
Нельзя: Лес возле нашего посёлка молод и густой. (Союзом И соединяются две формы прилагательного: краткая и полная)
1. Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 8 класс: 10 вариантов. Типовые задания ФГОС./ Комиссарова Л.Ю., Кузнецов А.Ю. – М.: Издательство «Экзамен», 2021 (Серия «ВПР. Типовые задания»)
ВПР. Русский язык. 8 класс.
Задание № 6.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Поезд отправился согласно расписания.
2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.
3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку. строительства объект был сдан в эксплуатацию.
4) В их школе сегодня был праздник.
Грамматические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной (неверно слово образовано), морфологической (ошибки в морфологических признаках), синтаксической (ошибки в построении предложений или словосочетаний).
Типов грамматических ошибок очень много. В заданиях вам, ребята, будут даны предложения с некоторыми из них.
Приведу примеры предложений с грамматическими ошибками, которые могут быть даны в заданиях на ВПР.
Благодаря, согласно, вопреки, наперерез – с Д. п
Благодаря (чему?), вопреки (чему?), согласно (чему?), наперерез (чему? или кому?).
По – с предложным падежом: по приезде, по окончании.
Она была скоромная и красивая (неверно: Она была скромна и красивая).
Книги не только лежали на столе, но и на диване. (Здесь ошибка в том, что первая часть двойного союза стоит не перед первым однородным членом).
Книги лежали не только на 1-ый однородный член столе, но и на 2-ой однородный член диване.
Светлана любила и гордилась своими родителями.
Светлана любила кого? и гордилась кем? своими родителями.
Светлана любила кого? своих родителей и гордилась кем? ими.
Проблемы (какие?), волнующие моих современников.
(Неверно: проблемы, волнующих моих современников).
Ошибка: волнующие проблемы моих современников.
Верно: проблемы, волнующие моих современников.
Готовясь к контрольной работе, вспоминались подлежащее правила.
(Правила не могут готовиться к контрольной).
Верно: Готовясь к контрольной работе, я вспоминал правила.
более прилаг. красивый (не более красивее), более наречие красиво (не более красиво);
самый красивый (не самый красивейший).
Более двухсот человек (не более двести человек);
в две тысячи двадцатом году (не в двух тысяч двадцатом году);
семьюстами рублями (не семистами рублями);
можно решить пятью способами (а не пяти).
Помните, что они могут употребляться в следующих случаях:
Двое подруг (ж.р., нужно – две подруги);
Трое волков (не детёныши, надо – три волка).
Обеими руками, на обеих страницах, в обеих странах.
Обоими мальчиками, обоим городами.
Их дом, их книги.
Дмитрий сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Это неверно).
Дмитрий сказал, что он не согласен с мнением остальных.
Таковы наиболее типичные ошибки.
Алгоритм выполнения задания № 6.
Поезд отправился согласно расписанию.
Обираясь в школу, девочка не могла найти пенал.
1) Поезд отправился согласно (чему?) расписанию (Д.п.).
2) деепричастный оборот Собираясь в школу, у девочки потерялся подлежащее пенал. (Пенал не может совершить добавочное действие, выраженное деепричастием, не может «собираться в школу»).
Вернутьсяк списку тестов ВПР по русскому языку, 8 класс
Задание 6. Нарушение грамматических норм.
В задании № 6 даны предложения, некоторые из которых имеют грамматические ошибки.
Необходимо найти эти предложения и записать их в исправленном виде.
Образец задания № 6.
6.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
– это нарушение норм словообразования, морфологии, синтаксиса.
Типы грамматических ошибок, примеры, рекомендации, как исправить предложения с грамматическим ошибками.
Пример выполнения задания № 6.
1)Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
Ноги не могут возвращаться с тренировки. Ошибка.
Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги.
Слова с предлогом ПО должны стоять в предложном падеже.
По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе.
Кусты (какие?) аккуратно подстриженные.
Падеж причастия правильный. Причастный оборот стоит перед определяемым словом.
Мы слушали, мы затаили дыхание.
Таковы рекомендации.
Запоминайте правила, тренируйтесь в выполнении задания № 6.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 7 класс
Ответы
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
Ответ: ошибки в 1 и 2.
1) Благодаря (чему?) удачнОМУ стечениЮ обстоятельств мы справились с задачей. 2) Я сфотографировал кота×, /лежащего на траве/ (ПО).
3) На ярмарке продавали игрушки, раскрашенные вручную. ВЕРНО
4) Мы обсудим этот вопрос по приезде домой. ВЕРНО
написать текст со словами:
класс,Анна , Кирилл, Элла, коллектив, грамматика, орфограммы, сумма, илюстрация, граммы и килограммы
1 месяц назад
Как сделать звуко буквенный разбор слова
слова исключения 7 глагола на еть и 4глагола на ать
Составить 5 предложений по английскому (+, you, we, they)
6 лет назад
Как будет по русски. Аt school Pam spoke English. Ann spoke Russian at school.Pam sat in the armchair and read a book of fables. Ann sat on the sofa and read a read a book of fables.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ст..ит осе(н,нн)ий день. Везде в тёпл..м воздух.. разливается мя(г/х)кая р..зоватая дымка. Ж..лтые лист..я весело м..лькают мимо стен домов на у(з/с)кой улиц.. .(4) В этом тихом уг..лке утопают в шуршащих ворохах осе(н,нн)его зол..та к..лёса машин грус..но стоящих в долгом одиноч..стве (в)доль обочин. Буро(ж..лтые) листья лежат на крыл..ях на радиаторах соб..рают..ся(2) кучками на ветр..вых стёклах закрывая(3) обзор. Ш..рох сухих лист..ев под ногами напомина..т звук морского пр..боя.
Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз..няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр..туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н..)когда кажется я вот так (н..)замечал как добра природа в своём обн..влении и утратах. Всё естестве(н,нн)о волшебно прекрасно!
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) жил (не)далеко, (не)стерпимая боль, ничего (не)знающий
2) (не)взрачного вида, (не)думающий о будущем, приходил (не)давно
3) (не)замеченная мною ошибка, книга (не)прочитана, (не)дядин галстук
4) (не)смотря по сторонам, (не)начатое сочинение, далеко (не)идеальный
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) дерево посаже(н,нн)о, подрумяне(н,нн)ый корж, избалова(н,нн)ая публика,
2) варё(н,нн)ая кукуруза, испечё(н,нн)ый хлеб, перепели(н,нн)ое яйцо
3) земля(н,нн)е работы, крепость окруже(н,нн)а, балко(н,нн)ая дверь
4) получе(н,нн)ая телеграмма, воины мужестве(н,нн)ы, слома(н,нн)ая игрушка
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Поняла, цемент, гражданство, бухгалтеров.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря простоте приготовления это блюдо было популярно у местных жителей.
2) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьники испытывали сильное волнение.
3) Школьники побывали не только в Политехническом, а также в Палеонтологическом музее.
4) По завершению работ коллекции были переданы в музей Горного института.
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Если задуматься всерьёз, то время никогда прежде не занимало такого места в сознании человека, как сегодня. (2)Мы встречаемся буквально на каждом шагу с человеком бегущим, спешащим, торопящимся. (3)Каждый живёт под знаком времени. (4)Кто-то очень верно подметил: для того чтобы оставить эмблему нашей цивилизации, достаточно изобразить часовой циферблат с бегущей секундной стрелкой. (5)Что есть время? (6)Над разгадкой его ломали головы мыслители прошлого, схватывались в жарких спорах литераторы, скрещивались самые противоречивые направления философии и психологии. (7)Вне вопроса о времени было трудно представить развитие человечества. (8)Точного ответа нет до сих пор.
(9)Но мне приходилось, и не раз, видеть группы подростков, бесцельно слоняющихся по улицам. (10)Они совершенно не знают, что им делать, стоят в подворотнях, задевая прохожих, бренчат на гитарах. (11)Разве они могут ценить великую ценность жизни — время?! (12)Я как-то подсчитал: например, в день они тратят попусту три часа. (13)В месяц получается около четырёх суток, а за год — пятьдесят. (14)Как-то я не выдержал, подошёл к ним, сделал замечание. (15)И что же? (16)Попросили не распоряжаться их временем.
(17)Самое ценное, что даровано человеку, — это время. (18)Когда закончилась война, у меня было всего пять классов образования. (19)Надо было зарабатывать себе на хлеб. (20)Хотел быть парашютистом, но для этого требовалось восемь классов. (21)Мечтал стать машинистом, меня опять не взяли на курсы по той же причине. (22)Я стал заниматься самообразованием. (23)Морская служба помогла мне раз и навсегда обрести необходимую в любом труде потребность в самодисциплине, продолжительном напряжении. (24)Сила воли помогает в преодолении жизненных ситуаций. (25)Вопреки всему иду, выражаясь морским термином, избранным курсом. (26)Многие качества я принёс с флота, в том числе и способность умело распоряжаться временем. (27)Кто-то из мудрецов сказал, что в юности время считается золотым, в зрелые годы — серебряным, в преклонном — свинцовым. (28)На самом деле время бесценно в любом возрасте.
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Определите, каким средством языковой выразительности является слово жарких в словосочетании жарких спорах из предложения 6. Запишите ответ.
В предложениях 3−5 найдите слово с лексическим значением «предмет или изображение какого-либо предмета, а также символ, выражающий какую-либо идею; условное изображение какого-нибудь понятия». Выпишите это слово.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) в любом возрасте
Из предложения 28 выпишите грамматическую основу.
Определите тип односоставного предложения 7. Запишите ответ.
Среди предложений 10−12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Среди предложений 12−14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 8 КЛАСС. Август Вариант 9»
С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Курсовая работа (Деев Евгений Юрьевич).docx, МР_ПП_02_ОДЛ_ЗО+.docx, Вариант контрольной работы.docx, Пробный ВПР 8 класс.docx, Сравнение действующих обновленных ФГОС.docx, Политология.doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: 16.01.2023 Текст выступления.doc, Английский текст для экзамена.docx, Лиджиева А текст готово.docx, отредактированный текст.doc, Новый текстовый документ.doc, Конспект урока на тему Решение текстовых задач. Запись решения в, Леопольд текст.docx, Перевод текста.pdf, перевод текста.docx, Метафора в англо-русском поэтическом тексте.docx
Вариант № 248001
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1
Мелкий грибной дождь со(н/нн)о(3) сыпл..тся из низких туч и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он (не)звенит а шепч..т что(то) своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист то другой. После него нач..нают буйно лезть грибы липкие маслята ж..лтые лисички румяные рыжики опенки и бе(з/с)числе(н/нн)ые поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахива..т дымком а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде идущем(2) при солнце в народе говорят Царевна плачет. Св..ркающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы(4).
Можно (по)долгу следить за игрой света во время дождя за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжё(н/нн)ого гула когда дождь льёт как говорится стеной.
Всё это только ничтожная часть того что можно сказать о дожде.
Пояснение. Приведём верное написание.
Мелкий грибной дождь сонно(3) сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем(2) при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы(4).
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.Морфемный и словообразовательный разборы слова
Сонно(3) — наречие; сыплется (как?) сонно.
1. Неизменяемое; образа действия.
2. В предложении является обстоятельством.
причастный оборотСверкающие на солнце сущ.капли мест.этого сущ.дождя прил.кр. прил.похожи на прил.крупные сущ.слёзы.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено.
Грамматическая основа: капли (подлежащее, выражено существительным), похожи (составное именное сказуемое, выражено нулевой связкой и кратким прилагательным).
дождя — несогласованное определение, выражено существительным;
сверкающие на солнце — определение, выражены причастным оборотом;
этого — определение, выражено местоимением;
(на) слёзы — дополнение, выражено существительным;
крупные — определение, выражено прилагательным.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)обыкновенное лето, никто (не)застрахован, (не)имеет смысла
2) (не)высказавшие своего отношения, (не)натёрт паркет, (не)имеет значения
3) (не)мешающие друг другу, площадь лесов (не)велика, (не)оправданный риск
4) (не)позднее воскресенья, (не)умолкающий гул, статья (не)отредактирована
Пояснение. 1. Не высказавшие своего отношения, не натёрт паркет, не имеет значения.
2. Не высказавшие своего отношения (причастие с зависимыми словами); не натёрт (краткая форма причастия) паркет; не имеет (глагол; употребляется без НЕ) значения.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) стари(н,нн)ая чашка, неноше(н,нн)ая вещь, бумаги оформле(н,нн)ы
2) продума(н,нн)ое решение, исполне(н,нн)ая искренне, смотрел изумлё(н,нн)о
3) вызва(н,нн)ый к доске, девушка румя(н,нн)а, беше(н,нн)о стучит
4) ветре(н,нн)ый день, тема изуче(н,нн)а, спрята(н,нн)ая игрушка
Пояснение. 1. Продуманное решение, исполненная искренне, смотрел изумлённо.
2. Продуманное (причастие, есть приставка) решение, исполненная искренне (причастие с зависимым словом), смотрел изумлённо (наречие, образовано от слова с двумя НН).
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, правы, облегчить, черпать.
Пояснение. Расставим ударения.
Кварта́л, пра́вы, облегчи́ть, че́рпать.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря простоте приготовления это блюдо было популярно у местных жителей.
2) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьники испытывали сильное волнение.
3) Школьники побывали не только в Политехническом, а также в Палеонтологическом музее.
4) По завершению работ коллекции были переданы в музей Горного института.
Пояснение. Школьники побывали не только в Политехническом, но и в Палеонтологическом музее. По завершении работ коллекции были переданы в музей Горного института.
7. Определите и запишите основную мысль текста.Текст 2
(6)На все действия детей и взрослых, обижавших его, Уродливый всегда реагировал одинаково. (7)Если он видел детей, он бежал к ним, тёрся головой о руки, громко мяукал, выпрашивая ласку.
(8)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (9)Из своего окна я услышал его крики.
(10)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (11)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос.
(12)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (13)Я прижал его к себе. (14)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (15)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил о капельке привязанности, о капельке сострадания и любви.
(19)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (20)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров.
Пояснение. Главное не внешняя красота, а истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь, способность к состраданию.
8. Определите и запишите микротему 6 абзаца текста (предложения 12−15).Пояснение. Как вёл себя кот, когда рассказчик нёс его домой. ИЛИ Просьба о сострадании и любви.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово беспредельная в словосочетании беспредельная любовь из предложения 19. Запишите ответ.Пояснение. Выделенное слово является эпитетом. Эпитет — это образное определение.
10. В предложениях 4−6 найдите слово с лексическим значением «решительно, не допуская возражений». Выпишите это слово.Пояснение. категорически.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) смягчить боль
2) постоянно дёргался
3) Уродливый сообщил
4) истинная чистотаПояснение. 1. Смягчить боль, постоянно дёргался, истинная чистота.
2. Смягчить боль (управление), постоянно дёргался (примыкание), истинная чистота (согласование).
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
12. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.Пояснение. В предложении 8 основа представлена подлежащим «Уродливый» и сказуемым «попытался подружиться».
Уродливый попытался подружиться.
Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от лица
Сказуемое в безличном предложении выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, словами категории состояния, кратким страдательным причастием прошедшего времени.
14. Среди предложений 3−5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.Пояснение. 1. Наверное.
2. Возможно, вероятно, по-видимому.
Вводные слова (словосочетания) грамматически не связаны с другими членами предложения, к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения, их можно убрать из предложения без ущерба для основного смысла.
15. Среди предложений 6−8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.Пояснение. Предложение 6.
Согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова — имени существительного, с двух сторон выделяется запятыми, так как находится в середине предложения.
16. Среди предложений 14−16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.Пояснение. Предложение 15.
Обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в начале предложения и поэтому выделяется запятой с одной стороны.
17. Среди предложений 11−13 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.Пояснение. (12)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше.
Вариант № 248006
Она идёт дальше Филька бр..дёт с нею рядом (не)отставая(3) н.. на шаг. Они м..лчат. Таня — (по)тому, что люб..т думать (по)немногу (обо)всём и молчать всякий раз, когда вход..т(2) в этот м..лчаливый лес. Всегда разговорч..вый Филька сейчас с ней (не)говорит.(4)
Так прошли они уже всю просеку (не)сказав друг(другу) н.. слова и вышли на противоп..ложный склон горы. (З/с)десь совсем бли(з/с)ко под каме(н,нн)ым обрывом у реки (без)устали спешивш..й к морю увидели они свой лагерь — просторные палатки стоявшие на поляне (в)ряд.
Из лагеря дон..сился шум. Взрослые должно быть уехали домой, и шумели одни только дети. Но звонкие голоса их были так сильны, что (з/с)десь (на)верху среди м..лчания серых м..рщинистых камней, Тане показалось, что где(то) далеко гудит и ра(з/с)качива..т..ся могучий лес.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) Отнюдь (не)красавица, (не)успевший вовремя, (не)хочу сладкого
2) (Не)тяжёлая ноша, ничуть (не)знакомый текст, (не)представленные в суде доказательства
3) Читал (не)громко, сказал (не)правду, (не)доедал
4) (не)поседа, (не)холодно, а жарко, (не)вставайте
1) бублики выпече(н,нн)ы, завяза(н,нн)ый узел, речь взволнова(н,нн)а
2) жаре(н,нн)ое мясо, нескоше(н,нн)ый клевер, звери(н,нн)ые следы.
3) толокня(н,нн)ая каша, столы уставле(н,нн)ы, зако(н,нн)ое распоряжение
4) написа(н,нн)ый портрет, лица торжестве(н,нн)ы, подкова(н,нн)ая лошадь
Вручим, отозвалась, торты, поняв.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Нарушая правила поведения, вы проявляете неуважение к людям.
2) Мой друг не только увлекается футболом, но и регби.
3) Благодаря творчеству детских писателей люди становятся добрее.
4) По прибытию в город обязательно сходите в этнографический музей.
(1)Удивительное рядом! (2)Казалось бы, все окружающее настолько привычно и обыденно, что вещей, способных поразить человеческое воображение, вокруг очень мало. (3)На самом деле мастерица Природа нарисовала волшебной кистью множество картин и создала бессчетное количество прекрасных творений, хаотично разбросав их по всем уголкам планеты. (4)Поэтому в любой точке мира всегда есть возможность лицезрения чуда — фантастического и необыкновенного. (5)Удивительные животные и растения радуют, восхищают и заставляют о себе говорить.
(6)На нашей планете в общей сложности насчитывается примерно 360000 видов растений, к которым относятся цветы, травы, деревья, кустарники, удивляющие своей красотой, а порой и оригинальным видом.
(7)Несмотря на существование значительного количества высоких деревьев, самое высокое дерево на Земле — это, конечно, эвкалипт, высота которого от 100 до 150 метров. (8)При этом из более чем пятисот видов эвкалиптов существуют гигантская разница в росте между данными видами. (9)Среди семейства гигантов встречаются даже деревья-карлики, рост которых не превосходит 3 метров в высоту.
(10)Родиной самого высокого дерева на Земле является остров Тасмания, на котором более двухсот лет назад и был обнаружен эвкалипт. (11)Диковинный гигант, соперничающий в размерах с ливанским кедром и американской секвойей, только за впечатляющую высоту заслуживает внимания. (12)Растет он чрезвычайно быстро. (13)Только в первый год жизни молодое дерево достигает 2-2,5 метров в высоту. (14)К 20–30 годам дерево имеет высоту порядка 35 метров и диаметр ствола двухсотлетнего дуба. (15)Чтобы получить представление о скорости роста эвкалипта, достаточно сопоставить массу 25-летнего эвкалипта с массой дуба подобного возраста. (16)Она в 200 раз больше! (17)Из этого удивительного дерева получают особое масло, а также древесину очень высокой твердости. (18)Кроме того, самое высокое дерево на Земле является источником ценных эфирных масел.
(по материалам Интернета, 259 слов)
8. Определите и запишите микротему третьего абзаца текста.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является сочетание «Природа нарисовала» из предложения 3. Запишите ответ.
10. В предложениях 6−8 найдите слово с лексическим значением «своеобразный, необычный». Выпишите это слово.
1) Является родиной
2) Разбросав хаотично
3) Цветы относятся
4) Гигантская разница
12. Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Ответ: животные растения радуют восхищают заставляют гово
13. Определите тип односоставного предложения под номером 17. Запишите ответ.
14. Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите это вводное слово. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.
15. Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Среди предложений 3−5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 4−6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Ключ
Если начать рассказывать об основном рационе каждого народа мира, на это уйдут тысячи страниц текста. Поэтому мы расскажем лишь о самых популярных блюдах древних людей и не особо далеких от нас по времени предков.
Обугленное мясо у шумеров
Древнейшая цивилизация на планете, шумеры, была во многом первооткрывателем, в том числе и в плане поклонения божествам. Если ранее разрозненные племена жили наравне со своими богами, то шумеры сделали разделение. В качестве подношения верховным существам шумеры зажаривали мясо до обугленного состояния. Блюда, приготовленные подобным образом, разрешалось употреблять лишь богам.
У простых шумеров самым популярным блюдом было вареное мясо, которое в финале приготовления бросали на угли на несколько минут. Это придавало мясу горелый вкус, что как бы приближало к богам, но и не являлось посягательством на рацион высших существ. И не пускай слюну, представляя шашлык, ведь это было не пропитанное дымом ароматное блюдо, а именно тот вкус, который получается, когда передержишь мясо на сковороде до дыма.
Лазанья у римлян
Традиционная лазанья готовится с томатами. Но их завезли в Европу лишь в 16 веке, когда первые конкистадоры прибыли из Нового света с необычными овощами и фруктами.
Лазанья намного старше, чем мы думаем, и ей как минимум пара тысяч лет. Правда, древние римляне готовили ее несколько иначе. Блюдо называлось patina cotidiana и состояло из нескольких слоев тонкого теста, между которыми клали мясо, рыбу и сыр. Разумеется, такое разнообразие было доступно лишь обеспеченным римлянам, тогда как остальные готовили patina cotidiana только из рыбы, сыра и овощей. Но, в целом, это было одно из самых популярных блюд благодаря простоте приготовления и сытности. Обычно это блюдо запивали разбавленным с водой или с уксусом вином.
Кровяной суп у спартанцев
Спартанцы были суровы во всем, в том числе и в еде. Одним из самых популярных блюд не только воинов, но и простых горожан Спарты был суп из вареных свиных ног, крови, соли и уксуса. Причем уксус добавляли не для вкуса, а чтобы предотвратить свертывание крови.
Как итог, получалась черная похлебка, которая имела, если судить по мнению современников спартанцев, весьма скверный вкус. Однако лаконичные спартанцы ценили прежде всего пользу и сытность блюда и уже потом его вкусовые качества, и поэтому такой кровяной суп подавали на каждом столе Спарты.
Хлеб у египтян
Египтяне были непритязательны в еде. Даже фараоны питались вполне скромно, а не как обычно показывают в фильмах, когда столы завалены изысками.
Богатые египтяне могли позволить себе нут, инжир, финики, миндаль, а также некоторые приправы вроде тмина и чеснока. Большинство же подданных обходились хлебобулочными изделиями из пшеницы. Египтяне ели хлеб в любое время года и в огромных количествах, добавляя к нему овощи и фрукты.
Лепешки из спирулины с насекомыми у ацтеков
Ацтеков изображают как жутких кровожадных дикарей, которые чуть ли не ели друг друга живьем. В реальности это были вполне обычные, хоть и воинственные люди.
А еще ацтеки были по большей части вегетарианцами. Да, те самые кровожадные дикари предпочитали не забивать животных. Одним из самых популярных блюд у ацтеков были лепешки из водорослей спирулины. Это та самая водоросль, которую сегодня пропагандируют употреблять в пищу чуть ли не все диетологи, называя ее суперфудом.
Эти лепешки годились и для повседневного употребления, и для военных походов. Но просто так есть спирулину скучно, поэтому ацтеки дополняли ее сушеными или жареными насекомыми, как правило, кузнечиками и личинками либо вареными раками.
Кукурузные лепешки и поп-корн у инков
Инки были одной из самых развитых цивилизаций обеих Америк. Они изобрели многие вещи, которые создали европейцы лишь через сотни лет после «отсталых» индейцев.
Инки в основном были вегетарианцами, и большую часть рациона этого народа составляли крупы и овощи. Особенно ценилась кукуруза, которая обладает высокой питательностью и приятными вкусовыми качествами. Самым популярным блюдом у инков были кукурузные лепешки, а также поп-корн, точно такой же, какой мы едим сегодня. И лепешки, и поп-корн можно было хранить долгое время, чем пользовались инки, постоянно путешествующие между городами с товарами на продажу.
Каши и хлеб у славян
Наши далекие предки еще до образования первых русских государств вели оседлый образ жизни и предпочитали практически полностью вегетарианскую диету. Вызвано это было не столько верованиями, сколько нуждой: земли, которые занимали славяне, не слишком подходили для выпаса скота, да и мешали постоянные набеги кочевников.
Поэтому самым популярным блюдом у славян были каши. Как правило, они готовились из цельных зерен пшеницы, ячменя или пшена на воде или на молоке. Была также и праздничная версия каш, которая называется кутья. Эта каша готовится из зерна с добавлением меда, а также сухофруктов.
И, конечно же, наши предки почитали хлеб, да так, что мысли о его важности плотно засели в фольклоре. Типичный обед древнего славянина состоял из каши вприкуску с хлебом и запивался пивом. Но это было не современное пиво, а что-то вроде хмельного кваса.
Вяленое мясо и соленый чай у монголов
Большую часть своей истории монголы были кочевниками, и это накладывало множество ограничений на их кухню. Будучи кочевниками, невозможно выращивать сельскохозяйственные культуры, а также забивать большое количество скота. Кроме того, нужно что-то, что будет долго храниться и, конечно же, что можно приготовить быстро и чем легко насытиться.
Одним из самых популярных блюд у монголов был борц — вяленое мясо, нарезанное небольшими полосками. Его сушили на открытом воздухе в течение месяца и ели в любое время года. Все это запивалось или, скорее, заедалось сутэй цай — зеленым чаем с молоком, топленым маслом, солью, мукой и рисом. Получалась такая густая масса, похожая на суп, которую можно было есть и ложкой.
Тэмпура у японцев
Одно из самых популярных блюд у японцев вот уже несколько веков — это тэмпура. Оно не обозначает определенный продукт, а, скорее, способ приготовления. Изначально тэмпурой называли рыбу, которую обмакнули в кляр и обжарили в кунжутном масле. Позже этим названием стали именовать любые жареные морепродукты, овощи и даже фрукты.
Интересно то, что тэмпура в современном исполнении — это не коренное японское блюдо, и оно было привезено португальскими монахами примерно в 15 веке. Но и до этого за столетия до прибытия португальцев у японцев были аналоги тэмпура, просто именно миссионеры сделали его таким популярным. Очень быстро тэмпура стал аналогом современного фастфуда за счет удобства употребления, быстроты приготовления и, разумеется, приятного вкуса.
Какой была жизнь наших предков в обществе охотников-собирателей