За это задание ты можешь получить 3 балла. Уровень сложности: высокий.Средний процент выполнения: 34.9%Ответом к заданию 25 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Разбор сложных заданий в тг-канале
Растения своими корнями из почвы постоянно всасывают воду и по сосудам древесины проводят её к листьям. Пары воды из клеток листа попадают в межклетники, а затем поступают к устьицам и в конечном счёте испаряются. Транспирация – именно так называется процесс испарения воды листьями растений.
Транспирация обеспечивает удаление лишней воды из растений. В сосудах при этом вновь освобождается место и из почвы вода вместе с растворёнными солями может всасываться растением. Испарение способствует в растение передвижению воду, а кроме того, в жаркую погоду защищает листья от перегрева и охлаждает.
Испарение напрямую зависит от состояния устьиц и окружающих условий. Транспирацию каждое растение может регулировать! При высокой температуре воздуха растение охлаждается за счёт усиленного испарения воды и наоборот, транспирация замедляется в дождливую погоду. За счёт закрывания и открывания устьичных щелей может изменяться интенсивность транспирации. Известны некоторые растения, у которых устьица на ночь закрываются, открытыми остаются только днём.
Количество и размеры листьев на растении влияют на уровень испарения воды. Чем листья растения крупнее, тем сильнее влагу они испаряют, а чем больше листьев у растения, тем больше соответственно поверхность испарения. В засушливых местах растения приспособились защищаться от от потери влаги. Обычно у таких растений мелкие листья, а также у эпидермиса утолщены стенки клеток. Их листья покрыты густыми волосками или слоем воска, эти приспособления не только защищают растения от солнечных лучей, но и замедляют процесс испарения.
А теперь правильные ответы на вопросы:
1) На рисунке изображён один из процессов жизнедеятельность растений – транспирация;
2) Чтобы изучить данный процесс ученику понадобятся знания в области ботанической науки – физиология растений;
3) Пары воды выводят на поверхность структуры покровной ткани листа – устьица.
Размещено 3 года назад по предмету
Биология
от Школьница4Класса
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика – 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История – 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература – 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык – 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика – 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Что ты хочешь узнать?
Физкультура и спорт
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
165243
Установите последовательность, отражающую
этапы эволюции протобионтов. Запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) анаэробные гетеротрофы
2) аэробы
3) многоклеточные организмы
4) одноклеточные эукариоты
5) фототрофы
6) хемотрофы
7) ОТВЕЧАЕМ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
(ВОПРОСЫ):
Животное имеет черты Класса Рептилии и
Класса Птицы.
Сходство с рептилиями: челюсти с зубами,
длинный хвост (позвонки не сливаются) и
развитые пальцы передней конечности;
Сходство с птицами: крылья и перьевой
покров, клюв;
1) НАХОДИМ ЭРУ И ПЕРИОД, пользуясь
условиями задания – временным интервалом,
в котором обитало данное животное
(150-147 млн. лет назад);
2) ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ НАЧАЛА КАЖДОЙ ЭРЫ.
Для этого смотрим в графу «Возраст».
Указанная здесь цифра – время начала
соответствующей эры.
Например, Палеозойская эра началась 541
млн. лет назад.
146
Выберите трёх представителей фауны
палеозоя.
1) бесчелюстные рыбы
2) человекообразные обезьяны
3) птицы
4) стегоцефалы
5) тираннозавры
6) первые пресмыкающиеся
ДРУГАЯ ВАРИАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ
В истории развития биологии рассматривают
разные гипотезы возникновения жизни на
Земле. Какие основные вещества и структуры,
по гипотезам А.И. Опарина и Д. Холдейна,
образовались в результате химической
эволюции в процессе возникновения жизни на
Земле? Какие условия способствовали этому
процессу?
211121
Установите соответствие между ароморфозом
хордовых и эрой, в которой он появился.
1) палеозой 2) мезозой
А) четырёхкамерное сердце у птиц
Б) костные челюсти у панцирных рыб
В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб
Г) пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у
пресмыкающихся
Какое свойство живых систем иллюстрирует схема
В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.
Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?
В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?
Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?
Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?
Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
В засушливых условиях листья многих растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?
Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?
Студент наблюдал за поведением амёбы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амёбы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?
Какое явление изображено на рисунке?
Какое явление из жизни дрожжей изображено на рисунке?
Какое свойство живых систем заключается в том, что организмы состоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?
Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?
Какое свойство живых систем, изображено на рисунке?
Студент наблюдал за поведение клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
Какой процесс изображен на рисунке?
Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
Какой уровень организации живого изображен на рисунке?
Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображённого на рисунке?
В ответе запишите только фамилию
Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.
На рисунке изображён пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Какой тип размножения амёбы — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс? Приведите пример аналогичного явления у растений.
В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.
В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?
В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.
Какой тип размножения эвглены зелёной — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
В опыте экспериментатор затенил часть капли с находившимися в ней эвгленами. Через непродолжительное время он наблюдал за передвижением эвглен в одном направлении.
На рисунке изображён процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.
Как называется такой способ поглощения веществ животной клеткой?
В опыте экспериментатор добавил культуру бактерий в чистую каплю воды и соединил эту каплю «мостиком» с каплей, в которой находились инфузории. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю, в которой находились бактерии.
К какому типу относится изображённое на рисунке размножение гидры — к половому или бесполому?
В опыте экспериментатор изменял положение горшка с растением и наблюдал за изменением роста побега, который в любом случае принимал вертикальное положение.
Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?
В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.
К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?
В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.
На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.
Как называется процесс испарения воды листьями растений?
В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амёбами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.
К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры — к половому или бесполому?
В опыте экспериментатор нагревал с одного конца пробирку с инфузориями до определённой температуры и наблюдал за перемещением инфузорий в менее нагретые слои воды.
Явление, изображённое на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.
На рисунке изображён процесс деления клетки.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?
Рассмотрите рисунок, на котором изображён механизм передачи половых хромосом.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой.
На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.
Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы.
Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.
На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.
На рисунке изображена лягушка в разные периоды жизни.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют данные явления, происходящие с земноводным?
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности эвглены.
На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путём продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).
На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.
На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений.
На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни.
На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.
На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема?
Какое свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.
Рассмотрите рисунок, на котором изображена схема регуляции обмена воды в организме человека.
Какое свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?
Рассмотрите рисунок, на котором изображён один из процессов жизненного цикла хламидомонады.
Какое свойство живых систем иллюстрирует это изображение?
Какое свойство живых систем иллюстрируют данные диаграммы?
На диаграммах представлено содержание основных химических веществ в клетках растений и животных.
Какое свойство живых систем иллюстрирует деятельность садовода?
Рассмотрите рисунок, на котором цветовод с помощью ножа приготавливает листовые черенки, которые высаживаются в отдельный горшок.
Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент цикла развития папоротника.
Какое свойство живых систем иллюстрирует это явление?
На рисунке изображено растение венерина мухоловка, захватывающая насекомое.
Какое свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
На рисунке изображены горностаевые кролики, выращенные при разных температурах окружающей среды.
Рассмотрите рисунок, на котором изображена жизнедеятельность земляники.
Рассмотрите рисунки с изображением целого клубня картофеля и его частей.
На рисунке изображена фасоль обыкновенная в разный период времени.
Какое свойство живых систем иллюстрирует данное природное явление?
На рисунке изображены бабочки в разный период времени.
Рассмотрите рисунок, на котором изображён процесс образования бластулы — многоклеточного зародыша.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности самца и самки комара.
На рисунках изображены две формы растения энотеры (ослинника), отличающиеся друг от друга.
На фотографиях изображён человек в разные периоды жизни.
4) Определяем время начала каждого периода и
составляем новую шкалу
5) ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД, в котором обитало растение
из задания. По аналогии с тем, как мы определяли эру
по шкале. В нашем задании это Каменноугольный и
Пермский периоды, так как 350 – 285 находится в
интервале между 359 и 252.
• На рисунке изображены отпечатки
листа, семени и реконструкция
вымершего растения, обитавшего
350−285 млн лет назад.
• Используя фрагмент «Геохронологической
таблицы», определите, в какой эре и каких
периодах обитал данный организм.
• Это растение имеет признаки двух отделов,
последовательно сформировавшихся в ходе эволюции.
– Назовите эти отделы.
– Какие черты внешнего строения позволяют отнести
изображенное растение к этим отделам?
– Как называют группу вымерших растений, имевших такие
признаки?
4) ОПРЕДЕЛЯЕМ ЭРУ, В КОТОРОЙ ОБИТАЛО
ЖИВОТНОЕ ИЗ ЗАДАНИЯ. На нашей шкале
искомый временной интервал (150-147) будет
располагаться между 252 и 66, значит, эра
Мезозойская.
Делаем шкалу, на которой располагаем все эры по
порядку. Отрезок между двумя датами будет
показывать время начала и окончания эры.
ЭРА возраст
ПЕРИОДЫ и
и
их
длительност
длительность
ь
(млн лет)
(млн лет)
Антропоген
КАЙНОЗОЙ
2,58
66
Неоген 20,45
66
Палеоген 43
Мел 79
МЕЗОЗОЙ
252
186
Юра 56
Триас 51
Пермь 47
Карбон 60
ПАЛЕОЗОЙ
Девон 60
541
Силур 25
289
Ордовик 41
Кембрий 56
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Расцвет и преобладание млекопитающих и
цветковых, Появление и развитие человека;
Появление цветковых, крупных млеков и птиц,
динозавры вымирают;
Господство динозавров, появление первоптиц,
преобладают голосеменные растения;
Возникновение млекопитающих, господство
голосеменных
Выход организмов на сушу, Появление рыб,
амфибий, рептилий;
Из растений появляются споровые, семенные
папоротники и голосеменные.
Вещества и структуры:
1) абиогенный синтез органических веществ
(мономеров) из неорганических соединений;
2) абиогенный синтез биополимеров из
мономеров;
3) образование коацерватных капель, или
коацерватов, из биополимеров;
4) формирование липидно-белковых мембран
на границе разных сред (воды, суши, воздуха)
5) образование пробионтов.
Условия:
6) электрические разряды;
7) солнечная радиация;
8) водная среда.
21354
Установите последовательность
эволюционных процессов на Земле в
хронологическом порядке
1) возникновение прокариотических клеток
2) образование коацерватов в воде
3) возникновение эукариотических клеток
4) выход организмов на сушу
5) появление многоклеточных организмов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ «ЗАКРЕПЛЕНИЯ»
ГЕОРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ
3) ДЕЛАЕМ ШКАЛУ, на которой располагаем все
эры по порядку (см. рисунок ↓). Отрезок
между двумя датами будет показывать время
начала и окончания эры. Например, Палеозойская
эра началась 541 млн. лет назад, а завершилась 252
млн. лет назад.
ВСЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЦИФРЫ РАСПОЛОЖИМ ПО
ПОРЯДКУ НА НОВОЙ ШКАЛЕ
! Для данного задания эта часть
шкалы НЕ нужна!
1) НАХОДИМ ЭРУ И ПЕРИОД, пользуясь условиями
задания – временным интервалом, в котором
обитало данное растение (350 – 285 млн. лет назад)
2) ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ НАЧАЛА КАЖДОЙ ЭРЫ. Для
этого смотрим в графу «Возраст». Указанная здесь
цифра – время начала соответствующей эры.
ДЕЛАЕМ ШКАЛУ, на которой располагаем все эры
по порядку. Отрезок между двумя датами будет
показывать время начала и окончания эры.
6) ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД, в котором обитало животное
из задания. По аналогии с тем, как мы определяли эру
по шкале. В нашем задании это Юрский период, так как
150-147 находится в интервале между 201 и 145.
Ответ: Мезозойская эра, Юрский период.
На рисунке представлены дрожжи, какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Какое свойство живых систем изображено на рисунке?
Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
Какой тип размножения инфузории — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности лямблии.
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности трипаносомы.
На рисунке изображён эмбрион человека в разный период времени.
Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?
На графике изображена электрокардиограмма пациента.
Какое свойство живых систем он иллюстрирует?
Какое свойство живых систем иллюстрирует природное явление, происходящее с растением?
На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?
На рис. 1 изображено растение, которое поставили на подоконник. За несколько дней наблюдения с листьями растения произошло изменение (рис. 2).
Какое ОБЩЕЕ свойство живого иллюстрирует данный опыт?
На рисунке изображена бабочка в разные периоды жизни.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют происходящее явление?
На рисунке изображены стрекозы в разный период онтогенеза.
Какое свойство живых систем иллюстрируют природные явления, происходящие с насекомыми?
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.
Задачи для практики
Отделы какого органа изображены на рисунке? У каких организмов сформировался такой орган? Назовите изображённые отделы, обозначенные цифрами 1, 2, 3 и 4. Назовите функции структуры, обозначенной цифрой 3.
Решение
Рассмотрите рисунок, изображающий различия в строении скелета человека и высших приматов. Назовите выделенные стрелкой различия. С какой особенностью человека они связаны? В чём состоят различия строения черепа?
*в пункте 4 и 5 допускается любое сочетание признаков
Задача 3
Схема какого органоида изображена на рисунке? Какие функции он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?
Задача 4
Как называется представленное на рисунке распределение особей в пространстве? В каких случаях оно наблюдается?
Задача 5
На рисунке изображено строение сердца человека. Какая камера сердца обозначена буквой В? Какая кровь и из какого отдела сердца поступает в эту камеру? С каким кругом кровообращения связана камера и по каким сосудам кровь будет выходить из неё?
Задача 6
Как изменилась эмиссия (поступление) углекислого газа в атмосферу Земли за последние 160 лет? Какое количество углекислого газа поступало в атмосферу Земли в 1990 году? В каком году в атмосферу Земли поступало 4 Гт углерода в год?
Задача 7
На рисунке изображен гриб-трутовик на дереве. Как называется такой вид отношений? В чём положительные и отрицательные последствия для участников отношений?
Задача 8
На рисунке изображена реконструкция зверозубого ящера, появившегося около 270 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде появилось это животное. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих классов?
Задача 9
На рисунке изображён бронтозавр – вымершее животное, обитавшее около 146 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм. Какие животные (на уровне класса) стали вытеснять группу живых существ, к которой принадлежит изображённый на рисунке организм?
Задача 10
На рисунке изображён стегоцефал — вымершее животное, обитавшее около 400 млн лет назад . Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также возможного предка уровня класса животных.
Задача 11
Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какой хромосомный набор характерен для этой фазы? Какие процессы происходят в этой фазе? Ответ обоснуйте.
Задача 12
На рисунке изображены вымершие растения, обитавшие около 430 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который они произрастали. Как современные биологи называют эти организмы? Переходной формой между какими группами они являлись? Приведите черты сходств с группами растений.
Задача 13
На рисунке изображён трилобит — вымершее вымершее около 275 млн лет назад животное. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, современные аналоги, его тип и признаки по которым он относится к указанному Вами типу.
Задача 14
Назовите части органа слуха, обозначенные на рисунке цифрами 1–3. К каким отделам они относятся и каково значение этих структур? Ответ поясните.
Задача 15
Что на рисунке обозначено буквами А и Б? Какие функции выполняют обозначенные структуры? Ответ поясните.
Задача 16
Назовите структуры, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Каково их значение? Какой тканью они образованы? Ответ поясните.
Задача 17
Какой организм изображён на рисунке? Что на рисунке обозначено цифрами 1–3? Каково практическое значение изображённого на рисунке организма? Ответ поясните.
Задача 18
Какой процесс изображён на рисунке и каково его биологическое значение? Какие этапы этого процесса обозначены цифрами 1–3? Известно, что проникновение ядра сперматозоида в яйцеклетку обусловлено растворением её оболочки. Какая структура сперматозоида участвует в этом? Видоизменением какого органоида она является?
Задача 19
Какой тип деления клеток изображён на рисунке? Какая фаза деления обозначена на рисунке буквой А? Какие процессы происходят на данном этапе деления? Ответ обоснуйте.
Задача 20
Признаки растений какого класса изображены на рисунке? Перечислите эти признаки. Какие семейства относятся к этому классу растений? Ответ обоснуйте.
Рекомендуемые курсы подготовки
• На рисунке изображён
археоптерикс —
вымершее животное,
обитавшее 150—147
млн лет назад.
• Используя фрагмент «Геохронологической таблицы»,
определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм?
• Это животное учёные считают переходной формой. Назовите
классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты
внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?
ОТВЕТ:
1) На рисунке изображен семенной папоротник
– растение, обитавшее в Палеозойской эре,
Пермском и Каменноугольном периодах;
2) Семенные папоротники – это переходная
форма между отделами Голосеменные и
Папоротникообразные;
2) Сходство с Папоротниками: рассеченные
листья вайи;
3) Сходство с Голосеменными: семена и
жизненной формы «дерево».
ДРУГАЯ ВАРИАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ
На рисунке изображены
отпечатки листа, семени и
реконструкция вымершего
растения, обитавшего 350−285
млн лет назад. Используя
фрагмент «Геохронологической
таблицы», определите, в какой
эре и каких периодах обитал
данный организм.
ОТВЕТ:
1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;
2) Сходство с рептилиями: челюсти с зубами,
длинный хвост (позвонки не сливаются) и
развитые пальцы передней конечности;
3) Сходство с птицами: крылья и перьевой
покров, клюв;
Домашнее задание
• Тренироваться на сайте решать задания по
данной теме:
• https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=366
• Повторить Основные этапы эволюции
царства Растения.
Ответ: эра Палеозойская, Каменноугольный и
Пермский периоды
6) ОТВЕЧАЕМ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
(ВОПРОСЫ):
Семенные папоротники – это переходная
форма между отделами Голосеменные и
Папоротникообразные;
Сходство с Папоротниками: рассеченные
листья вайи;
Сходство с Голосеменными: семена и
жизненная форма «дерево».
122121
Установите соответствие между группой
животных и эрой, в которой она возникла.
1) палеозой 2) мезозой
А) Паукообразные
Б) Птеродактили
В) Птицы
Г) Бесчелюстные рыбы
Д) Сумчатые млекопитающие
Е) Стегоцефалы
Задания для тренировки к кр
3) ОПРЕДЕЛЯЕМ ЭРУ, в
которой обитало растение
из задания. На нашей
шкале искомый
временной интервал
(350 – 285) будет
располагаться между 541
и 252, значит, эра
Палеозойская.
53421
Установите последовательность процессов,
протекающих при зарождении жизни на
Земле. Запишите соответствующую
последовательность цифр.
1) появление прокариотической клетки
2) формирование первых замкнутых мембран
3) синтез биополимеров из мономеров
4) образование коацерватов
5) абиогенный синтез органических
соединений
• На рисунке изображен эмболотерий – вымершее
животное, обитавшее 37 млн лет назад.
• Используя фрагмент геохронологической таблицы,
установите эру и период, в который обитал данный
организм, а также «близких родственников» данного
животного в современной фауне (ответ – на уровне
рода, отряда).
• К какому классу относится данное животное? —
укажите признаки по которым Вы определили класс.
3
Выберите один, наиболее правильный
вариант. Озоновый экран впервые возник в
атмосфере Земли в результате
1) химических процессов, происходивших в
литосфере
2) химических превращений веществ в
гидросфере
3) жизнедеятельности водных растений
4) жизнедеятельности наземных растений
ОТВЕТ
1) Животное обитало в Кайнозойской эре, в
период Палеоген;
2) Возможный «родственник»: носорог,
относящийся к отряду непарнокопытные
3) Эмболотерий относится к классу
Млекопитающие, т.к. имеет шерстяной
покров, ушные раковины и дифференцированные зубы
5) ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ НАЧАЛА КАЖДОГО ПЕРИОДА.
Смотрим на последний столбик. Берем самый верхний период:
стоящая рядом с ним цифра – время его начала. К этому
значению прибавим продолжительность следующего периода
и получим время его начала
Для нашего задания:
Время начала
Четвертичного периода –
2,58 млн. лет назад.
Время начала Неогена:
2,58 + 20,45 = 23,03.
Время начала
Палеогена: 23 + 43 = 66.