Самой
распространенной ошибкой при построении
предложений с косвенной речью является
использование в придаточной части
местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо
только при передаче прямой речи.
Осуждая
своих современников, М.Ю. Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше
поколенье».
Правильные
варианты:Осуждая
своих современников, М.Ю. Лермонтов
пишет: «Печально я гляжу на наше
поколенье». Осуждая своих современников,
М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально
смотрит на свое поколенье.
Также
одной из распространенных ошибок
является употребление союза что в
придаточной части при наличии ли.
Я
не заметил, что находится ли он в комнате.
Правильный
вариант:
Я не заметил,
находится ли он в комнате.
Нельзя
оформлять предложение, которое начинается
с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный
вариант:
Как сказал
А.П. Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно».
Правильный
вариант:Как
сказал А.П. Чехов, «в человеке должно
быть все прекрасно».
Ошибочным
является использование большой буквы
в цитате при передаче косвенной речи.
Самой распространенной
ошибкой при построении предложений с
косвенной речью является использование
в придаточной части местоимений 1-го и
2-го лица. Это допустимо только при
передаче прямой речи.
Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что
«печально я гляжу на наше поколенье».
Правильные варианты:
Осуждая своих современников, М.Ю.
Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на
наше поколенье». Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет о
том, что он печально смотрит на свое
поколенье.
Также одной из
распространенных ошибок является
употребление союза что в придаточной
части при наличии ли.
Я не заметил, что
находится ли он в комнате.
Правильный вариант:
Я не заметил, находится ли он в комнате.
Нельзя оформлять
предложение, которое начинается с
вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как
сказал А.П. Чехов: «В человеке должно
быть все прекрасно».
Правильный вариант:
Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно
быть все прекрасно».
Ошибочным является
использование большой буквы в цитате
при передаче косвенной речи.
Итак, мы рассмотрели
наиболее типичные случаи нарушения
грамматических норм.
Чаще
всего грамматические ошибки в
сложноподчиненных предложениях могут
быть допущены в следующих случаях:
В
комедии «Ревизор» развертывается
конфликт, которым
ведут
герои. Правильный
вариант: В
комедии «Ревизор» развертывается
конфликт
(какой?), который ведут
герои.
Предложения с косвенной речью
Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.
Придаточная часть всегда стоит после главной части; зависит от глагола речи, находящегося в главной части. Обе части связываются с помощью союзов или союзных слов, исполняющих функции союзов.
При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что в прямой речи местоимения и формы лица глагола даны с точки зрения того, кому принадлежит речь, а в косвенной речи — с точки зрения говорящего.
Павел сказал: «Я, конечно, рад за Ирину».Павел сказал, что он рад за Ирину.
Обращения, междометия, вводные слова, имеющиеся в прямой речи, при переводе её в косвенную обычно опускаются, поэтому косвенная речь обычно менее эмоционально окрашена.
Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов , , , или союзных слов , , и др.
Союзы , употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение.
«Он рассказывал, в лесу видел живого тигра».
Союз — если чужая речь представляет собой побудительное предложение.
«Капитан приказал, отдали швартовы».
Союз или союзные слова , , , , и др. — если чужая речь представляет собой вопросительное предложение.
«Мама спросила, не я открыла форточку».
Предмет чужой речи может быть выражен в простом предложении:а) при помощи дополнений при глаголах со значением речи или мысли.
нам о своей поездке в горы».
б) при помощи вводных слов со значением источника информации.
По словам Олега, в Крыму уже зацвели магнолии».
— это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного), которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения собственной мысли.
Цитата может представлять собой одно предложение (простое или сложное) или фрагмент текста, или словосочетания, или даже отдельные слова.Цитаты заключают в кавычки.
Способы оформления цитат 1. Предложения с прямой речью.
А. П. Чехов писал: «Как непосредственен, как силён Гоголь!»
2. Предложения с косвенной речью.
В. Ключевский утверждал, что «характер — это власть над самим собой».
3. Предложение с вводными словами.
по словам В.Г. Белинского, «литература есть сознание народа».
4. Отдельные слова и словосочетания.
в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов называет Пушкина «невольником чести».
Если цитата включается в авторский текст как его составная часть (см. п. (2), (3), (4)), то цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если сохранена стихотворная строка.
Разновидности форм передачи чужой речи:1) прямая речь; 2) диалог; 3) косвенная речь; 4) несобственно-прямая речь;5) цитата.
— это точная, дословная передача чужой речи со всеми её особенностями (лексическими, синтаксическими и т.д.).
Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
1. «П(!?)», — а.
«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).
2. А: «П(!?)».
Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».
3. «П(!?), — а, — п(!?)».
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).
4. «П(!?), — а. — П(!?)».
«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».
5. «П(!?), — а: П(!?)».
«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).
6. А: «П(!?)», — а.
он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.
(от греч. dialogos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится . Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.
Пунктуационное оформление диалога:
1. — Р(!?), — а.
— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.
— За угол красного кирпичного дома?
3. — Р(!?), — а. — Р(!?).
— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!
4. — Р(!?), — а, — р(!?).
— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.
5. А: — Р(!?), — а.
— это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.
В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь. Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов , и, если предложение вопросительное, союзными словами , , , и проч.
Несобственно-прямая речь сочетает в себе особенности прямой речи (лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие) и косвенной речи (употребляются соответствующие формы личных и притяжательных местоимений). Несобственно-прямая речь передаётся не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.
Он подумал: «Сестра обязана меня узнать, ведь с момента нашей последней встречи прошло не так уж много лет!» — прямая речь.Он подумал, что сестра обязана его узнать, ведь с момента их последней встречи прошло не так уж много лет — косвенная речь.
Сестра обязана была его узнать, ведь с момента их последней встречи прошло не так уж много лет — несобственно-прямая речь.
называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Способы оформления цитат:
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»
Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»
3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.
«По мнению Оскара Уайльда, “быть серьёзным — это несерьёзно!”»
«В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов называет Пушкина “невольником чести”».
5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:
На лире скромной, благородной,
Предложение с дополнением
Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.
«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».
Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.
Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:
Ваня сказал мне: “Я хочу поиграть с тобой”.
“Какое красивое платье!” – подумала Маша.
Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь.
Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.
“Осторожно!” – предупредил охотник, показывая на капкан.
Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.
Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:
Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.
Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:
«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)
Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.
2. Если представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения .
Коля подумал, что опять заняли его место.
3. Если заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него .
4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится , а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
— вопрос, переданный в косвенной речи.
При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.
1. При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:
2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.
4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной
Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.
Особенности косвенной речи.
– что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);
– будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).
Пример № 1 ( повествовательное предложение).
Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».
Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.
Пример № 2 (побудительное предложение).
Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»
Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.
Пример № 3 (вопросительное предложение).
Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»
Олег спросил о том, что им задали по литературе.
Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.
Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.
Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.
Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.
Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).
Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.
На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:
Алгоритм выполнения задания № 8.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Слайд 9Косвенная речь При замене прямой речи косвенной личные
и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.
Слайд 13Тренировочные упражнения Укажите предложение, в котором допущена ошибка в замене
прямой речи косвенной.
1) «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. Вошедший быстро спросил, у себя ли доктор.
2) «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. Лизавета Ивановна тихо спросила, кого это вы хотите представить.
Построение предложений с косвенной речью.
1) Самой
распространенной ошибкой при построении
предложений с косвенной речью является
использование в придаточной части
местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо
только при передаче прямой речи. Осуждая
своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше
поколенье». Правильные
варианты: Осуждая
своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет: «Печально
я гляжу
на
наше поколенье».
Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет о том, что он печально смотрит на
свое поколенье.
2) Также
одной из распространенных ошибок
является употребление союза «что»
в
придаточной части при наличии «ли».
Я
не заметил, что находится ли он в комнате.
Правильный вариант: Я
не заметил, находится ли
он
в комнате.
3) Нельзя
оформлять предложение, которое начинается
с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как
сказал А.П.Чехов: «В человеке должно
быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как
сказал А.П.Чехов, «в человеке должно
быть все прекрасно».
Слайд 10Косвенная речь Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при
замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.
Предложения с косвенной речью и их роль в тексте
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительно-объектными. Например: Петя сказал, что будет ждать меня вечером; Петя спросил, когда яосвобожусь; Петя попросил, чтобы я не опаздывал.
Предложения с косвенной речью, даже самые сложные по составу, не воспроизводят точно чужую речь, а лишь передают еесодержание. Очень многие формы живой разговорной речи вообще не могут входить в речь косвенную, например обращения, междометия, многие модальные слова и частицы, формы повелительного наклонения, ряд инфинитивных конструкций и др.
В косвенной речи не может быть выражено интонационноесвоеобразие чужой речи.Местоимения и личные формы глаголов в косвенной речи употребляются не с точки зрения того, кому принадлежит чужая речь,а с точки зрения автора, передающего содержание чужой речи.
Ср. в предложении с прямой речью: Летя сказал: «Я возьму,Сережа, твою книгу» — и в предложении с косвенной речью: Петя сказал Сереже, что возьмет его книгу (1-е лицо и 2-е лицозаменяется 3-м). Ср. еще: Петя сказал мне: «Я возьму твою книгу» и Петя сказал мне, что он возьмет мою книгу (1-е лицо заменяется 3-м, а 2 – е— 1-м).
В главной части таких предложений дается та же информация, что и в словах автора при прямой речи.
Придаточная часть, содержащая косвенную речь, относится кодному из слов главной, нуждающемуся в обязательном распространении. Поэтому круг слов, вводящих косвенную речь, значительно уже круга слов, вводящих прямую речь: косвенная речьвводится только словами, прямо указывающими на речь или мысль(говорит, сказал, подумал, спросил, попросил, приказал, вопрос,мысль и др.).
В отличие от предложений с прямой речью в предложенияхс косвенной речью взаиморасположение частей более постоянное:часть, передающая содержание чужой речи, чаще находится в постпозиции. Предложения с различными союзами предназначены для передачи содержания различных по своей модальности типов чужойречи.
Предложения с союзом что передают содержание повествовательных предложений с утвердительной или отрицательной модальностью. Например: Да, она нам призналась, что с того дня,как встретила Печорина, он ей часто грезился во сне и что ниодин мужчина никогда не производил на нее такого впечатления (Лермонтов).
Предложения с союзами будто, будто бы также передают содержание повествовательных предложений, но с оттенком неуверенности, предположительности. Например: Кто-то ему сказал,будто бы генерала давно нет в живых (Герман).
Предложения с союзом чтобы передают содержание побудительных предложений чужой речи. Например: «Хорошо, я это сделаю»,— сказал Осипов и при мне же распорядился, чтобы гимназиста освободили (Горький).
Предложения с различными союзными словами (вопросительно-относительными местоимениями) передают содержание вопросительных предложений чужой речи (косвенный вопрос). Например:Иван Ильич спросил у нее, где находится штаб (А. Н. Толстой).
B.B.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Современный русский язык – М., 1987 г.
Благодарим за изучение материалов нашего журнала и предлагаем в качестве небольшого отдыха принять участие в конкурсе фотографий ФотоПризер.ру.
События в мире культуры:
Сообщить об ошибке на сайте:
Слайд 2Косвенная речь Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненное предложение.
Главное содержит слова автора, а придаточное – чужую речь.
Слайд 11Косвенная речь Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением,
может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.
Слайд 14 Домашнее задание Исправьте
ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.Меня спросили, где я раньше работал?Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Выделение знаками препинания
Косвенная речь отделяется от основной части сложносочиненного предложения при помощи запятой.
В том случае, если оно размещается в середине основной конструкции, то запятых будет две, перед началом высказывания и после его окончания.
При оформлении косвенной речи не применяются кавычки и знаки препинания, передающие восклицательную или вопросительную интонацию говорящего.
Слайд 6Косвенная речь В косвенной речи личные и притяжательные местоимения
и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.
Разберем предложения: Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя» (предложение с прямой речью) Он сказал, что сделает эту работу для меня. (предложение с косвенной речью)
Варианты присоединения
В зависимости от цели высказывания, присоединение чужого высказывания производится с помощью союзов, местоимений, наречий, частицы «ли».
Согласование местоимений и форм глагола производится с позиции говорящего.
Косвенная речь может иметь разный характер в зависимости от цели высказывания:
Слайд 5Косвенная речь В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт
Слайд 3Косвенная речь Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется
косвенной речью. Предложения с косвенной речью представляют собой разновидность сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными. Они предают содержание чужой речи без сохранения всех особенностей говорящего.
Слайд 1РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАССПредложения с косвенной речью
Слайд 4Косвенная речь Прямая речь может занимать любое положение по отношению к
Косвенная речь всегда следует после авторских слов.
Придаточные, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи различных союзов и союзных слов, среди которых часто употребляются что, чтобы, ли.
Предложения с косвенной речью (правила постановки знаков)
Информация от постороннего лица может быть передана в тексте с использованием косвенной речи.
При этом она помещается в придаточную часть предложения.
В этом случае высказывание передается без характерных для говорящего особенностей речи, с сохранением только содержания.
Слайд 7Косвенная речь Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи,
в косвенной речи опускаются. Выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами. Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» ( предложение с прямой речью)
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. ( предложение с косвенной речью)
Слайд 12Тренировочные упражненияЗамените предложение с прямой речью косвенной
ты знала, сколько у меня врагов». (И.Бунин) Я однажды сказал, что у меня много врагов.
2.«Давненько не брал я в руки шашек!» – говорил Чичиков. (Н.Гоголь)Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
Слайд 8Косвенная речь В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной
речи в форме так называемой полупрямой речи. Например: На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Суркой не поохотиться? (С.Аксаков)