КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Предками современных пресмыкающихся, как и земноводных, были ..
И. Температура тела у рептилий, как и у амфибий –
2. Из перечисленных систем органов выберите те, которые соответствуют функциям.
I. Разносит питательные вещества по всем тканям организма
II. Образует питательные вещества
III. Разносит по организму кислород
IV. Выводит из организма вредные вещества
V. Выводит из организма углекислый газ
VI. Защита внутренних органов от повреждения
VII. Обеспечивает опору и движение организма
VIII. Обеспечивает согласованную функцию всех систем органов
Д. Дыхательная Е. Выделительная
3. В схеме «Легочный круг кровообращения» заполните пропуски, подберите необходимые по смыслу слова.
Желудочек ? Легочная артерия ? ? ? Газообмен ? Легочная вена ? ?
4. Закончите схему «Большой круг кровообращения», заполните пропуски, подберите необходимые по смыслу слова.
? ? Аорта ? Артерии ? Капилляры ? ? ? Газообмен ? ? ? Правое предсердие
5. Перечисленные органы дыхательной системы запишите в той последовательности, как проходит воздух по дыхательному пути:
6. Найдите соответствие между системой органов и ее характеристикой.
I. Нервная система
II. Органы чувств
III. Кровеносная система
IV. Дыхательная система
A. Продолговатый мозг образует в вертикальной плоскости выраженный изгиб, который характерен для всех высших позвоночных
Б. Мешковидная полость со сложной сетью перегородок, у ящериц перегородки и ячеи отсутствуют
B. Имеется у большинства пресмыкающихся, кроме крокодилов, находится в основании носовой перегородки
Выберите правильный ответ.
A. Имеет множество желез
Б. Покрыто сухой кожей с роговыми щитками
B. Покрыто чешуей
Г. Имеет перьевой покров
Б. Легкими и кожей
9. Большинство пресмыкающихся яйца:
A. Закапывают в песок, или кучи мусора
Б. Откладывают в воде
B. Прячут в водорослях
Г. Откладывают в гнездах
10. Пресмыкающиеся имеют непостоянную температуру тела, потому что у них:
A. Смешанная кровь
Б. Два круга кровообращения
B. Сухая кожа
Г. Трехкамерное сердце
11. Змеи отличаются от ящериц тем, что они:
А. Не имеют конечностей
Б. Имеют два круга кровообращения
Г. Заглатывают добычу целиком Д. Имеют ядовитые железы
Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий.
Данное пособие является дополнением к учебнику В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» и предназначено для текущего и тематического контроля.
Вопросы сгруппированы по темам, в соответствии с программой по биологии для средних общеобразовательных учебных заведений по курсу «Биология. Признаки живых организмов». Особое внимание уделено проверке усвоения основных биологических терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими явлениями и процессами, а также между различными организмами и их отношениями с окружающей средой.
Основная часть заданий представлена наиболее распространенной формой поэтапного контроля на уроке – тестами, в которых всегда присутствует один или несколько правильных ответов («выберите правильный ответ»).
Также в сборник включены тестовые задания на соотношение объектов которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности. Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по изучаемым темам курса.
Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо определения или понятия («выберите верное утверждение»«вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания.
Задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения можно использовать в форме биологического диктанта.
В конце пособия дается итоговое тестовое задание по всем изученным темам курса «Многообразие живых организмов».
Работа с тестами предполагает практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащемуся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, научит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.
Пособие адресовано учителям, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам. Ко всем заданиям даны ответы для самопроверки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»
____________ Икаева Т.В.
1.Назовите системы естественного освещения:
- Все перечисленные выше.
2. Перечислите опасные и вредны производственные факторы, воздействующие на глаза человека:
- Недостаточное освещение рабочей зоны;
- Недостаток естественного света;
- Яркий видимый свет;
- Блики и отраженный свет;
- Все перечисленные выше.
3. Назовите естественное освещение, нормируемое по основному параметру:
- Коэффициент естественной освещенности;
4. Назовите факторы для выбора естественного освещения:
- Характеристика зрительной работы;
- Минимальный размер объекта различения с фоном;
- Разряд зрительной работы;
- Все перечисленные выше.
5. Выберите количественные показатели освещения:
- Контраст объекта с фоном;
6. Перечислите по функциональному назначению искусственное освещение:
- Все перечисленные выше.
качественные показатели освещения:
- Контраст объекта с фоном;
- Коэффициент пульсации освещенности.
8. Допишите данное предложение:
- количество световой мощности
- , переносимая излучением через некоторую поверхность за единицу времени;
- Значение фотометрического эквивалента излучения;
9. Назовите источники света искусственного освещения:
- Все перечисленные выше.
Допишите данное предложение:
- Количество света или светового потока, падающего на единицу площади поверхности;
- Сила света, излучаемая единицей площади поверхности в определенном направлении;
- Поверхностная плотность силы света в заданном направлении;
- Все перечисленные выше.
11. Выберите номинальное напряжение для питания осветительных приборов общего внутреннего освещения:
- 660 В постоянного тока;
- 280 В переменного тока;
- 320 В постоянного тока;
- 220 В переменного тока.
искусственное освещение по конструктивному исполнению:
- Все перечисленные выше.
13. Допишите данное предложение:
- Фотометрически измеряемая разность яркости двух зон;
- Потребляемая электрическая мощность преобразуется в свет;
- Поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается;
- Все перечисленные выше.
14. Назовите источники света по способу преобразования электроэнергии в световое излучение:
15. Назовите излучение, применяемое в лампах накаливания:
- Нет правильного ответа.
16. Назовите нить, использовавшуюся в первых моделях ламп накаливания:
17. Назовите средний срок службы ламп накаливания общего назначения:
18. Назовите срок службы люминесцентной лампы, при нечастых включениях:
19. Выберите мощность дуговой ртутной лампы диаметром цоколя 40мм
20. Выберите значение высоких температур дуговой ртутной лампы:
21. Выберите температуру плавления вольфрамовой нити лампы накаливания:
Соотнесите названия источника света с их изображениями и заполните контрольную таблицу:
четыре основных типа люминесцентных ламп, отличающихся по цвету излучения:
- Лампы дневного света (ДС);
- Лампы холодно-белого света (ХБС);
- Лампы белого света (БС);
- Лампы тепло-белого света (ТБС);
спираль, применяемую в биспиральных лампах для уменьшения тепловых потерь:
25. Назовите недостатки люминесцентных и ртутных ламп:
- Относительная сложность схемы включения;
- Большие размеры при данной мощности;
- Вредные для зрения пульсации светового потока;
26. Выберите покрытие внутренней поверхности люминесцентной лампы:
27. Выберите наиболее экологически чистые лампы:
28. Назовите энергосберегающую лампу в 20 Вт по светоотдаче приравненную к лампе накаливания:
29. Выберите цвет люминесцентной лампы, заполненной аргоном:
30. Назовите следующие пределы отклонений напряжения на зажимах токоприемников (ламп) жилых зданий:
31. Перечислите условия работы корпуса взрывозащищенного светильника:
применяемое для переносных электрических светильников при работе в особо неблагоприятных условиях:
- Не выше 12 В;
- Не выше 24 В;
- Не выше 42 В;
- Не выше 50 В.
33. Выберите мощность ламп, установленных в пыленепроницаемых светильниках ПНП для общего освещения:
34. Выберите переносные светильники по степени защиты в пожароопасных зонах любого класса:
- Светильник со стеклянным колпаком;
- Светильник с металлической сеткой;
- Светильник с металлическим колпаком;
35. Назовите основные группы светильников по способу установки:
36. Назовите коэффициент мощности светильников с люминесцентными лампами:
Вставьте в предложение пропущенные слова.
4. Светотехническое устройство;
Продолжите предложение, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.
39. Назовите пыленепроницаемые светильники ППД, предназначенные для освещения производственных помещений:
- С повышенным содержанием пыли;
- Химически активной средой;
- Пожароопасных и взрывоопасных помещений.
40. Укажите высоту счетчиков для снятия показаний:
1. 1,3-1,6 м;
2. 1,4-1,7 м;
3. 1, 5-1,8 м;
4. 1,6 – 1,9 м.
41. Укажите ток розеток, устанавливаемых в жилых комнатах:
1. 6 А;
2. 10 А;
3. 16 А.
42. Укажите ток двухполюсных штепсельных розеток для жилых помещений:
1. 8 А;
2. 10 А;
3. 16 А;
4. 25 А.
43. Укажите ток трехполюсных штепсельных розеток для жилых помещений:
1. До 8 А;
2. До 10 А;
3. До 16 А;
4. До 25 А.
44. Выберите провода, подводимые к контактным зажимам штепсельных розеток и выключателей:
45. Назовите высоту помещениях с повышенной влажностью (ванны, душевые, сауны)
1. 0,3 м
2. 0,5 м;
3. 0,8 м;
4. 1 м.
46. Укажите помещения для установки штепсельных розеток с защитным устройством и автоматически закрывающимися гнездами:
- Детские учреждения (сады, ясли, школы);
- Жилые комнаты общежитий;
47. Укажите высоту установки штепсельных розеток, устанавливаемых в административно-конторских, лабораторных, жилых и других помещениях:
1. 1 м;
2. 1,3 м;
3. 1,5 м;
4. 1,8 м.
48. Выберите сечение медного провода, присоединяемого к счетчикам:
1. 2,5 мм;
2. 4 мм;
3. 6 мм;
4. 8 мм.
Вставьте в предложение пропущенные слова:
2. Бытовые электроприборы;
50. Укажите ток, обеспечивающий надежную работу металлокерамического контакта выключателя:
1. до 2 А;
2. до 4 А;
3. до 6 А;
4. до 8 А.
электроприборы с использованием штепсельной розетки с зануляющим контактом:
2. Стиральная машина;
3. Бытовые электроприборы;
4. Все перечисленные.
52. Укажите ток в штепсельных розетках, устанавливаемых в зданиях при трехпроводной сети:
1. Не менее 6 А;
2. Не менее 10 А;
3. Не менее 16 А;
4. Всех перечисленных.
53. Укажите минимальное расстояние от выключателей, штепсельных розеток и элементов электроустановок до газопроводов:
1. Не менее 0,3 м;
2. Не менее 0,5 м;
3. Не менее 0,9 м;
4. Не менее 1,0 м.
54. Укажите высоту штепсельных розеток устанавливаемых от пола:
1. 0,8-0,9 м;
2. 0,8-1,0 м;
3. 0,8-1,5 м;
4. 0,8-1,7 м.
55. Укажите высоту плинтусовых штепсельных розеток:
1. 0,2 м;
2. 0,3 м;
3. 0,5 м;
4. 0,8 м.
56. Укажите высоту штепсельных розеток, устанавливаемых в школах и других детских учреждениях:
1. 1,2 м;
2. 1,3 м;
3. 1,5 м;
4. 1,7 м.
57. Укажите высоту штепсельных розеток от заземленных устройств (приборов отопления, трубопроводов и др.):
1. 0,5 м;
2. 1,0 м;
3. 1,5 м;
4. 1,7 м.
провод, которым производят подключение
1. Нулевой и фазный провод;
2. Нулевой провод;
3. Фазный провод;
4. Все перечисленные.
59. Укажите высоту от пола устанавливаемых выключателей и переключателей в школах и других детских учреждениях:
1. 1,3 м;
2. 1,5 м;
3. 1,7 м;
4. 1,8 м.
60. Назовите диаметр основания деревянной розетки для выключателей и штепсельных розеток открытого типа:
2. 45-65 мм;
3. 55-60 мм;
4. 55-85 мм.
61. Назовите толщину деревянного основания розетки для выключателей и штепсельных розеток открытого типа:
1. 10 мм;
2. 15 мм;
3. 25 мм;
4. 35 мм.
62. Расшифруйте обозначение электрического звонка:
ЗП- звонок проводной
63. Назовите номинальное напряжение, на которое рассчитан электрический звонок:
1. 12-24 В;
2. 24-36 В;
3. 12, 24,36 В;
4. 127-220 В.
64. Электрические счетчики индивидуальных потребителей размещаются в местах ввода электроэнергии:
1. Внутри помещения;
2. На лестничной клетке в этажных щитках;
3. В квартирах;
4. В коридорах.
65. Назовите помещение, где размещаются квартирные электрические счетчики:
1. Внутри помещения;
2. На лестничной клетке в этажных щитках;
3. В коридорах;
4. В квартирах.
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ
Выберите правильный ответ.
1. Грибы изучает наука:
2. По каким из перечисленных признаков грибов сближает их I – с растениями, II – с животными:
A. Образование мочевины
Б. Неограниченный рост
Г. Наличие хитина в оболочке клеток
Д. Наличие гликогена
Е. Питание за счет всасывания
Г. Половым путем
4. У грибов споры развиваются в:
Вставьте пропущенное слово.
6. Микориза – это:
A. Название гриба
B. Разновидность грибницы
7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:
A. Прорастание споры
Б. Деление клеток
B. Созревание споры
Г. Образование плодового тела
Д. Образование гифов
Е. Образование грибницы
8. Из перечисленных терминов составьте схему поступления воды и питательных веществ, используя знаки ?, =
Г. Плодовое тело
9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
10. К классу базидиомицеты относятся:
Г. Картофельный гриб
11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
12. Образует плесень на пищевых продуктах:
Вставьте пропущенное слово.
15. Найдите ошибку в утверждении.
Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.
16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:
III. Вода и минеральные вещества
IV. Органические вещества
V. Корни деревьев
17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.
Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.
18. Какие признаки характерны для грибов класса:
III. Аскомицеты, или сумчатые грибы
A. Многоклеточный мицелий с базидиями, или плодовыми телами, гетеротрофы, некоторые из них – паразиты
Б. Одноклеточные, наземные, гетеротрофы и паразиты
B. Мицелий отсутствует, внутриклеточный паразит, тело представлено голой цитоплазматической массой
Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки
Д. Одноклеточные и многоклеточные организмы, обитающие в воде, на растительных остатках и трупах животных, многие из них являются паразитами высших растений
Выберите верное утверждение.
19. 1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.
2. Шляпочные грибы содержат пигмент.
3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.
4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.
5. Одноклеточные грибы – дрожжи.
6. У большинства видов грибов мицелий разделен перегородками, в которых есть поры.
7. Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину, которые выполняют проводящую функцию.
Клетки грибов не содержат мембранных органоидов.
9. Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в ядрах.
10. У одноклеточных грибов во время почкования образуется ложный мицелий.
11. Грибы размножаются спорами и вегетативно.
12. Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.
13. Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.
14. Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.
15. Дрожжи относятся к классу Несовершенные грибы.
16. Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.
Вставьте пропущенное слово.
4. Из перечня жизненных форм лишайников определить:
Б. Исландский мох
Е. Ксантория настенная
5. Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:
II. Минеральные вещества
III. Органические вещества
6. Заполните пропуски в схеме «Биологическая и хозяйственная роль лишайников».
Используя схему, составьте рассказ.
Выберите правильный ответ.
7. Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:
8. Лишайники – это организмы, питающиеся:
9. В теле лишайника водоросли находятся:
A. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем
10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:
B. Ризоидов и гифов
Г. Специального клейкого вещества
11. Лишайники встречаются в:
A. Холодных областях Земли
Б. Умеренных широтах
Г. Все утверждения верны
Выберите верное утверждение.
12. 1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.
2. Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.
3. Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.
4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.
5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.
6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.
7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.
8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.
9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.
10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.
11. Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.
12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.
13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.
ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
Выберите правильный ответ.
8. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.
A. Образование дочерних клеток
Б. Клетка удлиняется
B. Образуется поперечная перетяжка
Г. Удвоение бактериальной хромосомы
10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.
A. Прекращение обмена веществ в клетке
Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал
B. Образование толстой многослойной капсулы
Г. Клетка становится меньших размеров
A. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
12. Для получения энергии бактерии используют:
A. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:
II. Автотрофы хемосинтеза
III. Автотрофы фотосинтеза
A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света
Б. Питаются готовыми органическими веществами
B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ
14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:
I. Органические вещества
II. Неорганические вещества
III. Живые организмы
IV. Отмершие части живых организмов и останки
V. Бактерии разрушители
Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.
15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».
Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека.
16. Используя предложенные термины, заполните схему:
III. Болота, очистные сооружения, рубец животных
IV. Газ метан
V. Сера и соединения серы
VI. Серная кислота
VII. Месторождения серы
Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.
17. Найдите ошибку в предложении.
По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.
Выберите верное утверждение.
18. 1. Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.
2. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.
3. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.
4. У бактерий отсутствуют мембранные органоиды, например митохондрии, пластиды.
5. В бактериальной клетке все ферменты, которые обеспечивают процессы ее жизнедеятельности, находятся в цитоплазме или на внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.
6. Большинство бактерий автотрофы.
7. Некоторые бактерии синтезируют органическое вещество из неорганического за счет энергии окисления неорганических соединений.
8. Некоторые бактерии могут преобразовывать солнечную энергию.
9. Бактерии разрушают отмершие растительные и животные организмы.
10. Бактерии преобразуют органические вещества в неорганические и возвращают химические элементы в биологический круговорот.
11. Бактерии поражают только животных и человека.
12. Первые бактерии появились 7 млрд лет назад.
ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
Выберите правильный ответ.
9. Живой организм – это:
А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
10. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
11. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
12. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
13. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
14. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
Выберите верное утверждение.
15. 1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.
2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.
3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.
4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.
5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.
6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.
7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.
9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.
10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
16. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.
Животные (1), Позвоночные (2), Млекопитающие (3), Хордовые (4), Шимпанзе швейнфуртовский (5), Приматы (6), Шимпанзе (7), Человекообразные обезьяны (8).
ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» 7 класс
1. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
A. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
B. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
2. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.
Животные, Позвоночные, Млекопитающие, Хордовые, Шимпанзе швейнфуртовский, Приматы, Шимпанзе, Человекообразные обезьяны
3. Найдите соответствие между формой бактерии и ее названием.
Г. Бациллы Д. Вибрионы
I. Плотные пачки
III. Дугообразно изогнутые
V. Попарно сближенные шарообразные формы
VI. Цепочка шарообразных форм
VII. Вытянутые шпорообразной извитой формы
4. Разнообразие архебактерий определяется только:
A. Типом обмена веществ
Б. Физиологическими особенностями
B. Средой обитания
Г. Все утверждения верны
5. Синезеленые водоросли – это:
Б. Настоящие бактерии
6. Выберите и вставьте пропущенное слово.
Б. Углекислый газ
7. Синезеленые водоросли размножаются:
Б. Делением клетки на двое
8. Выберите наиболее полный ответ.
Грибы – это:
A. Многоклеточные организмы, состоящие из грибницы и плодового тела
Б. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами
B. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами
Г. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием
9. Для клетки грибов характерно:
A. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо, в вакуолях находятся гранулы белка, включения представлены гликогенами и каплями жира, количество ядер колеблется от одного до нескольких десятков
Б. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи отсутствует, в вакуолях находятся гранулы жира, включения представлены белками, количество ядер колеблется от одного до нескольких десятков
B. Хорошо выраженная клеточная стенка, незначительно количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит хорошо, присутствует одна вакуоль с включениями гликогенов, включения представлены каплями жира, количество ядер колеблется от одного до шести
Г. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и очень мало митохондрий, аппарат Гольджи не развит, в вакуолях находятся гранулы белка, включения представлены гликогенами и каплями жира, количество ядер колеблется от десяти до нескольких десятков
10. Выберите правильные ответы.
Грибы сближает с животными:
A. Питаются готовыми органическими веществами
Б. Содержат в оболочках клеток хитин
B. Поглощают питательные вещества путем всасывания
Г. Накапливается в клетках гликоген
11. Выберите правильный ответ.
Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба
B. Ножка и шляпка гриба
Г. Ножка гриба и мицелий
12. Для представителей класса Хитридиомицетов характерно:
A. Мицелий у большинства отсутствует
Б. Внутриклеточные паразиты, живущие в цитоплазме клеток хозяина
B. Тело представлено голой цитоплазматической массой
Г. Паразитируют главным образом в теле позвоночных животных
13. Для представителей класса Зигомицетов характерно:
A. Многоклеточные организмы, обитающие в водной среде
Б. Разлагают органические остатки, паразиты высших грибов, насекомых и других животных, в том числе человека
B. Одноклеточные организмы, ведущие только паразитический образ жизни
Г. Одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни
14. Грибы рода мукор относятся к классу
Б. Сумчатые грибы
Г. Дейтеромицеты Д. Хитриомицеты Е. Базидиомицеты
15. Дрожжи относятся к классу:
Б. Сумчатые грибы
Г. Дейтеромицеты Д. Хитриомицеты Е. Базидиомицеты
16. Сморчки и строчки относятся к классу:
Г. Дейтеромицеты Д. Хитриомицеты
17. Подберезовики и сыроежки относятся к классу:
Г. Дейтеромицеты Д. Хитриомицеты
18. Фитофтора относится к классу:
Г. Дейтеромицеты Д. Хитриомицеты Е. Оомицеты
19. Для грибов класса Дейтеромицеты, или несовершенные грибы характерно:
A. Тело грибов представлено развитым ветвящимся мицелием, состоящим из многоядерных клеток
Б. Участвуют в разложении органических остатков и процессах почвообразования
B. Паразитируют на высших растениях вызывают заболевания у животных
Г. Образуют биологически активные вещества, используемые в производстве антибиотиков
20. Подберите соответствующие названия для различных форм лишайников:
B. Исландский мох
21. Выберите наиболее полный ответ. Симбиотические взаимоотношения водорослей и гриба проявляются в том, что:
A. Нити гриба накапливают органические вещества, в водорослях происходит фотосинтез
Б. Гифы гриба выполняют функцию корней: обеспечивают водоросли водой и растворенными в ней неорганическими веществами, в водорослях происходит фотосинтез и накопление органических веществ, которые получают грибы
B. Гифы гриба обеспечивают функцию корней, а водоросли – функцию листьев зеленых растений
Б. Спорами, которые образуются половым путем
B. Спорами, которые образуются бесполым путем
Г. Все ответы верны
23. Выберите верное утверждение.
Основные признаки растений:
1. Способны к фотосинтезу
2. Наличие в клетках – хлоропластах, пигментов – хлорофилла и каротиноидов.
3. Физиологические процессы растения контролируются фитогормонами.
4. Клеточная стенка растений образована целлюлозой и муреином.
5. Одним из продуктов обмена веществ растений является клеточный сок – раствор органических веществ.
6. Клеточный сок – это раствор, содержащий аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества, нитраты, фосфаты, хлориды.
7. Растения увеличиваются в размерах всю свою жизнь.
24. Строение водорослей характеризуется:
А. Наличием настоящих тканей и органов
Б. Появлением настоящих корней
В. Наличием таллома (тела недифференцированного на ткани и органы)
Г. Появлением проводящих тканей
25. Клетки таллома покрыты твердой оболочкой из:
Г. Целлюлозы и пектиновых веществ
A. Только автотрофное
Б. Только гетеротрофное
B. За счет хемосинтеза
Г. Автотрофное и гетеротрофное
27. Зеленые водоросли распространены преимущественно в:
A. Пресных водоемах
Б. Соленых водоемах
Г. Грунтовых водах
28. Фикоэритрин – это:
A. Синий водорастворимый пигмент
Б. Красный водорастворимый пигмент
B. Оранжевый водорастворимый пигмент
Г. Красно-коричневый водорастворимый пигмент
29. Фикоцианин – это:
А. Синий водорастворимый пигмент
Б. Красный водорастворимый пигмент
В. Оранжевый водорастворимый пигмент
Г. Красно-коричневый водорастворимый пигмент
30. Запасное вещество у красных водорослей – багрянковый крахмал, запасается в:
Е. Клеточной стенке
31. Найдите соответствие. К какому отделу относятся перечисленные виды водорослей?
I. ЗеленыеII. КрасныеIII. Бурые
32. Окраска бурых водорослей определяется смесью пигментов:
A. Каротиноидов, хлорофилла и фикоэритрина
Б. Каротиноидов, хлорофилла и фикоцианина
B. Каротиноидов, хлорофилла и фукоксантина
Г. Фикоэритрина, фикоцианина и фукоксантина
33. Бурые водоросли прикрепляются к грунту:
A. Только вегетативными органами
Б. Только ризоидами
B. Слоевищем или ризоидами
Г. Только талломом
Д. Только слоевищем
34. Выберите верное утверждение.
1. Высшие растения имеют хорошо выраженные ткани: образовательную, покровную, проводящую, механическую, выделительную, основную и запасающую.
2. Секреторная ткань есть только у животных.
3. К вегетативным органам растений относятся: корень, стебель, лист.
4. К репродуктивным органам растений относятся: спорангии, цветки, плоды.
5. У голосеменных растений четко выражены системы органов: побеговая и корневая.
6. Половое размножение у папоротников уже не связано с водой, как у мхов.
7. Семенные растения размножаются половым и бесполым путем – вегетативно.
8. Печеночные мхи имеют стебель и листья.
9. У мхов нет настоящих корней, их заменяют ризоиды.
10. Папоротники имеют подземные побеги – корневища, расположенные параллельно поверхности почвы.
11. Папоротники имеют сильно расчлененные листья – вайи, которые растут прямо от корневищ.
12. На верхней стороне листа папоротника находятся спорангии, где созревают споры.
35. У мхов хлоропласты содержит ткань:
36. Мхи прикрепляются к почве:
Г. Ризоидами Д. Талломом
37. У мхов половое поколение называется:
38. Найдите соответствие. Какие из перечисленных растений относятся к отделам, Плауновидные и Хвощевидные?
I. МоховидныеII. ПлауновидныеIII. Хвощевидные
39. Найдите соответствие. Какие из перечисленных растений относятся к отделам Моховидные, Папоротниковидные?
I. Моховидные II. Папоротниковидные
40. Заполните таблицу «Классы голосеменных растений»
41. Установите правильную последовательность в поперечном строении стебля голосеменных. Вставьте необходимые слова.
42. Древесина голосеменных состоит из мервых веретенообразных клеток с толстыми оболочками, которые выполняют проводящую и опорную функции. Называются они –
А. Волокна Б. Луб В. Трахеиды Г. Камбий
43. Смоляные каналы у хвойных растений находятся в:
А. Древесине Б. Камбии В. Коре Г. Сердцевине
44. У большинства листьев хвойных устьица погружены в ткань листа, что способствует:
A. Сохранению воды в листьях
Б. Устойчивости к низким температурам воздуха
B. Устойчивости к высоким температурам воздуха
Г. Все ответы верные
45. Найдите соответствие. Какие из перечисленных растений относятся к отделам Моховидные, Папоротниковидные, Голосеменные?
I. Моховидные II. Папоротниковидные III. Голосеменные
A. СплахнумБ. Араукария B. Климаций Г. Неккера Д. Гроздовник Е. Подокарп Ж. Сальвиния
3. Гнетум И. Ламберта К. Щитовник
46. Установите правильную последовательность в поперечном строении ветки лиственного дерева. Вставьте необходимые слова.
47. Выберите наиболее точный ответ.
Семя состоит из:
A. Кожуры, зародыша и запаса питательных веществ
Б. Зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки
B. Эндосперма Г. Семядолей
48. Выпишите цифры, соответствующие однодольным и двудольным растениям:
№ 1 – мочковатая корневая система
№ 2 – две семядоли
№ 3 – одна семядоля
№ 4 – околоплодник
№ 5 – семенная кожура
№ 6 – один зародышевый листок
№ 7 – два зародышевых листка
49. Выберите более полный ответ.
Корень – это орган растения, выполняющий функции:
A. Удерживания растения в почве
Б. Всасывания воды и минеральных веществ
B. Накапливает запасающие вещества
Г. Все ответы верны
50. Выберите правильное определение.
Побег – это: A. Стебель Б. Стебель и листья
B. Стебель, листья и почки Г. Листья и почки
51. Выберите правильное определение.
Цветок – это:
A. Часть побега Б. Видоизмененный побег
B. Видоизмененный лист Г. Яркий венчик
52. Из перечня признаков выпишите те из них, по которым растения относят к семейству Крестоцветных:
А. Плод костянка Б. Ч5Л5ТЧП1 В. Ч4Л4Т4+2П1 Г. Плод стручок
Д. Соцветие корзинка Е. Соцветие кисть
53. Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства Бобовых:
А. Плод стручок Б. Плод боб В. Ч4Л4Т4+2П1
Г. Сетчатое жилкование Д. Ч4 Л1+2+(2)Т(9)+1П1
1. Общее число известных видов одноклеточных животных составляет:
A. Более 1 млн Б. Более 50 тыс. B. Более 400 тыс. Г. Более 40 тыс.
2. Размеры одноклеточных изменяются:
A. От 3–4 до 50-150 мк и более Б. От 150–250 мк и более
B. От 10–15 до 300–400 мк Г. От 300 до 900 мк
3. Одноклеточные организмы имеют органоиды движения:
A. Только постоянные Б. Только временные
B. Постоянные и временные
4. У одноклеточных животных псевдоподии – это:
A. Временные цитоплазматические выросты, обеспечивающие движение
Б. Временные цитоплазматические выросты, обеспечивающие захват пищи
B. Сократительные вакуоли
Г. Временные органоиды размножения Д. Все ответы верны
5. Выберите верное утверждение.
1. Все одноклеточные животные имеют постоянные пищеварительные органоиды: клеточные воронка, рот, глотка, порошица.
2. У одноклеточных животных с постоянной формой тела есть органоид выделения непереваренных остатков – порошица.
3. Одноклеточные животные с непостоянной формой тела не имеют органоидов пищеварения.
4. Псевдоподии – это временные цитоплазматические выросты – ложноножки у простейших, не имеющих постоянной формы тела.
5. Простейшие питаются одноклеточными организмами – животными и водорослями, бактериями.
6. Среди простейших есть паразитические формы.
7. Одно из главных особенностей одноклеточных животных – способность образовывать цисты.
8. Выделяют цисты покоя и размножения.
9. Цисты образуются у некоторых водорослей и грибов за счет уплотнения содержимого клетки.
10. Одноклеточные размножаются бесполым путем (метотическим делением).
11. Различные представители класса Жгутиковые могут питаться автотрофно, гетеротрофно и миксотрофно.
12. Фототаксис – это способность некоторых одноклеточных организмов перемещаться под влиянием света.
6. Простейшие животные обитают в:
A. В пресных водоемах Б. Соленых водоемах B. Почве
Г. Организмах животных Д. Организмах растений Е. Все ответы верные
7. Найдите соответствие. Какие из перечисленных простейших относятся к классам Саркодовых, Жгутиковых?
I. Саркодовые II. Жгутиковые
A. Вольвокс Б. Эвглена B. Амеба Г. Фораминиферы Д. Солнечники Е. Трихомонада
Ж. Лямблия 3. Хламидомонада
8. Найдите соответствие между группами животных и их признаками.
I. Губки, кишечнополостные
II. Плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногоие, моллюски, иглокожие
A. Лучевая симметрия Б. Двустороннесимметричные B. Радиальные
Г. Духслойные животные Д. Трехслойные Е. Есть только эктодерма и эндодерма
Ж. Есть мезодерма
9. Найдите соответствие между типом животных и их признаками.
I. Тип Губки
II. Тип Кишечнополостные
A. Возможно произошли от колониальных жгутиковых
Б. Имеют мешковидное тело с ротовым отверстием, окруженным щупальцами
B. Между эктодермой и энтодермой находится базальная мембрана
Г. Все представители имеют минеральный или органический внутренний скелет
Д. Пищеварение внутриклеточное
Е. В эктодерме находятся чувствительные, нервные, железистые и стрекательные клетки
Ж. Имеют диффузную нервную систему
3. Имеет студенистое вещество – мезоглею
И. Размножаются почкованием и половым путем
К. Железистые клетки выделяют в пищеварительную полость пищеварительные ферменты
10. Найдите соответствие между классами Гидроидных, Сцифоидных, Коралловых полипов и их представителями.
I. Класс Гидроидные
II. Класс Сцифоидные
III. Коралловые полипы
A. Мелкие полипы Б. Гидра пресноводная B. Португальский кораблик Г. Цианея
Д. Актиния Е. Мозговик Ж. Октонамус 3. Корнерот И. Аурелия
11. Найдите соответствие между типом животных и их признаками.
I. Тип Плоские черви
II. Тип Круглые черви
A. Известно более 12,5 тыс. видов
Б. Известно более 20 тыс. видов
B. Нервная система представлена нервными узлами, расположенными на переднем конце тела
Г. Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом с короткими веточками и 6-ю стволами
Д. Органы чувств представлены отдельными кожными ресничками
Е. У некоторых представителей пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием и кишкой
Ж. Половая система представлена яичниками и семенниками.
3. Выделительная система представлена системой разветвленных канальцев, заканчивающихся в паренхиме
И. Гермафродиты К. Откладывают яйца Л. Дыхательной и кровеносной систем нет
12. Найдите соответствие между типом животных и их признаками.
I. Тип Кольчатые черви
II. Тип Моллюски
A. Размножение происходит половым путем и почкованием
Б. У некоторых представителей есть жабры
B. Кровеносная система замкнутая, состоит из сосудов, часть которых обладает сокращающимися стенками
Г. Пищеварительная система сквозная: глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие
Д. Нервная система разбросанно-узлового типа
Е. Кровеносная система не замкнута, есть сердце (желудочек и два предсердия)
Ж. Выделительная система представлена посегментно расположенными метанефридиями
3. Органы дыхания – жабры или легкие
И. В желудок открываются пищеварительные протоки
К. Почки с протоками, которые открываются в мантийную полость
Л. Раздельнополые и гермофродитные с перекрестным оплодотворением
13. Среди моллюсков глаза имеют
A. Амория Б. Слизень буроватый B. Прудовик Г. МидияД. Осьминог Е. Гребешок
14. Найдите соответствие между классом животных и их признаками.
I. Класс Ракообразные
II. Класс Паукообразные
III. Класс Насекомые
A. Три отдела тела: голова, грудь, брюшко
Б. Есть головогрудь и хитиновый покров
B. Органы равновесия встречаются редко, у некоторых представителей есть статоцист
Г. Есть кожные жабры
Д. Кровеносная система незамкнутая
Е. Тело разделено на два отдела. На головогруди 6 пар конечностей
Ж. Пищеварение внеполостное
3. Одна пара сложных глаз
И. Дышат с помощью легких и трахей
К. Развитие со сложным превращением
Л. У большинства представителей есть крылья
15. К какому типу относятся животные с данными признаками?
«В основном донные животные, имеющие радиальную симметрию. Скелет образован известковыми пластинками. Есть воднососудитсая система, участвующая в передвижении, дыхании и выделении. Некоторые виды этого типа животных используются в пищу».
Позвоночные, или Черепные
16. К какой наиболее крупной таксономической группе относятся животные с данными признаками?
«Имеют дифференцированные системы органов. Центральная нервная систем представлена головным и спинным мозгом. Есть сердце. Животные этой группы ведут активный образ жизни».
17. Найдите соответствие между классом животных и их признаками.
I. Класс Хрящевые рыбы
II. Класс Костистые рыбы
A. Скелет хрящевой
Б. Кровеносная система замкнутая, сердце двухкамерное (предсердие и желудочек)
B. Рот на брюшной стороне
Г. Жаберные крышки отсутствуют
Д. Парные плавники расположены горизонтально
Е. Рот в передней части черепа
Ж. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти
3. Эпидермис многослойный с многочисленными железами. Кожа покрыта плакоидной чешуей
И. Плечевой пояс представлен цельной хрящевой дугой
К. Есть плавательный пузырь
Л. Эпидермис тонкий с одноклеточными железами
М. Межжаберные перегородки отсутствуют
Н. Развит средний мозг и мозжечок
О. Постоянно находятся в движении
18. Найдите соответствие между классом животных и их признаками.
I. Класс Земноводные, или Амфибии
II. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
A. Кожа снабжена многоклеточными железами
Б. Класс объединяет три отряда
B. Сердце трехкамерное
Г. Головной мозг получает чисто артериальную кровь
Д. Обитают в воде
Е. Позвоночник состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов
Ж. Дыхание только легочное
3. Два круга кровообращения
И. Есть грудная клетка
К. В течение жизни претерпевают метаморфоз
Л. От гортани отходит длинная трахея, которая делится на два бронха, связанные с легкими
19. Найдите соответствие между классом животных и их признаками.
I. Класс Птицы
II. Класс Млекопитающие
A. Сердце четырехкамерное (2 предсердия и 2 желудочка)
Б. Кожные железы разнообразны по строению и функциям
B. На концах конечностей есть ногти, нижняя часть ног покрыта роговыми щитками
Г. Детеныши развиваются в теле матери
Д. Кора полушарий переднего мозга образует многочисленные борозды
Е. Кости тонкие, многие кости срослись, швы между отдельными костями часто незаметны
Ж. Укрупнение головного мозга, мозжечка связано со сложной двигательной активностью
3. Оплодотворение внутреннее и происходит в яйцеводах
И. Шейный отдел включает от 9 до 25 позвонков и отличается большой подвижностью
К. Оплодотворение внутреннее и происходит в начальной части яйцевода
Л. Крестцовых позвонков только два. Таз сформирован из 3 пар сросшихся костей
20. Дайте развернутый ответ. Какие этапы можно выделить в эволюционном развитии растений?
21. Дайте развернутый ответ. Какие этапы можно выделить в эволюционном развитии животных?
Найдите соответствие между биологическим объектом и его признаком.
1. Назовите изображенных животных на рисунке 1 (А-Д), подберите к ним характеристику (1–7) и определите их систематическую принадлежность.
1. Виды животных, принадлежащих к этому классу раздельнополы. Оплодотворение происходит в воде. Половые железы образованы из энтодермы в нижней части желудка, а половые клетки выводятся через ротовое отверстие. Из яйца выходит планула и прикрепляется к субстрату, впоследствии из нее образуется полип, почкование которого приводит к появлению молодых животных.
2. Тело мешковидной вытянутой формы. К субстрату прикрепляется подошвой, расположенной на заднем конце тела. На противоположном конце тела находится ротовое отверстие, окруженное венчиком щупалец. Животное может передвигаться, поочередно прикрепляясь к субстрату то подошвой, то ротовым концом тела.
3. Класс, к которому относится это животное, объединяет 2,8 тыс. видов, ведущих прикрепленный и плавающий образ жизни и имеющих размеры от нескольких миллиметров до одного метра.
4. У представителей этого класса характерно чередование полового и бесполого поколений, наиболее развита половая стадия.
5. Тело имеет форму цилиндра: ротовое отверстие – щелевидное, окруженное щупальцами. Другим концом прикрепляется к грунту или связан с другими членами колонии через пищеварительную полость. Эктодерма заворачивается и покрывает глотку. Пищеварительная полость разделена перегородками на камеры.
6. Его личинка, развиваясь, превращается в финну – пузырек с ввернутой внутрь головкой и шейкой.
7. У большинства видов есть известковый скелет, который может быть внешним или находится в бесструктурном веществе между наружным и внутренним слоями клеток – мезоглее.
2. Назовите изображенных животных на рисунке 2 (А-Д), подберите к ним характеристику (1–7) и определите их систематическую принадлежность.
1. Морские и пресноводные животные, есть виды, которые живут в почве. Число видов этого класса достигает 3 тыс. Тело этих животных покрыто эпителием с множеством ресничек.
2. Форма тела обычно листовидная. Специализация проявляется в наличии присосок, шипов и крючьев. Для этих видов характерно прохождение сложных жизненных циклов. Этот класс включает около 4 тыс. видов животных.
3. Эти животные ведут только паразитический образ жизни. Личиночные формы живут в полости тела и внутри разных органов позвоночных и беспозвоночных животных. Его личинка, развиваясь, превращается в финну – пузырек с ввернутой внутрь головкой и шейкой.
4. Эта группа животных произошла от древних плоских червей. Многие виды ведут свободной образ жизни, есть паразиты, которые паразитируют в тонком кишечнике млекопитающих, постоянно двигаясь против тока пищевых масс, питаясь полупереваренной пищей. Раздельнополы и обладают половым диморфизмом.
5. Тело этих животных состоит из большого числа сегментов, на внешней стороне которых присутствуют щетинки, помогающие в передвижении животных. Внутренние органы расположены в полости тела посегментно. Кровеносная система замкнутая. В головном отделе есть подглоточный и надглоточный нервные узлы.
6. Представители этого класса ведут паразитический образ жизни, являются хищниками. В головном отделе есть подглоточный и надглоточный нервные узлы. В основном, это пресноводные организмы, есть тропические виды, ведущие земноводный образ жизни.
7. Оплодотворение у представителей этого класса животных перекрестное. Развитие протекает без личиночной стадии, из кокона, где происходит развитие яиц, выходят сформировавшиеся особи. Помимо полового размножения. Есть бесполое, когда тело животного делится на две части и происходит регенерация или передней, или задней части.
3. Назовите изображенных животных на рисунке 3 (А-Д), подберите к ним характеристику (1–6) и определите их систематическую принадлежность.
1. Тело животного состоит из головы, туловища и ноги. Туловище – это кожно-мускульный мешок и его основание окружено кожной складкой – мантией. Нервная система разбросанно-узлового типа и состоит из окологлоточного кольца, где развит надглоточный нервный узел, от которого отходят нервные стволы. У этой группы животных появляется сердце, состоящее из желудочка и предсердий (одного или двух). Органы дыхания представлены жабрами или легкими.
2. Голова хорошо обособлена от тела и несет 1–2 пары щупалец и пару глаз. Нога развита и имеет широкую ползательную подошву.
3. У этих животных есть пара выростов мантии, превращенные в большие пластинчатые жабры. Тело продолговатое, сплюснутое с боков, двусторонне-симметричное.
4. Тело животных двусторонне-симметричное. Голова четко отделена от туловища. Часть ноги превращена в щупальца, а другая часть ноги образует воронку. Эти животные могут изменять свой цвет в зависимости от фона, на котором они находятся.
5. Животное способно просверливать дерево и поглощать опилки.
6. У животного есть чернильная железа, которая открывается в заднюю кишку. Во время опасности животное выбрасывает из воронки выделения, образующие черное или бурое облако, которые скрывает его от противника.
4. Назовите изображенных животных на рисунке 4 (А-Д) и определите их систематическую принадлежность. В справочной литературе главные признаки, характерные для этих животных.
5. Посмотрите на рисунок 5 и определите: к каким частям скелета позвоночных относятся изображенные образования?
6. Каким животным принадлежат сердца, изображенные на рисунке 6?
7. 1. Перечислите дыхательные органы, изображенные на рисунке 7.
2. Ответьте на вопрос: какие изменения происходят с дыхательной поверхностью в процессе эволюции?
8. Каким животным принадлежат нервные системы и их фрагменты, изображенные на рисунке 8?
9. Какое животное изображено на рисунке 9? Подпишите (или расставьте цифры) названия органов.
1. Ротовое отверстие со щупальцами
2. Нервная трубка и хорда
3. Глотка с жаберными отверстиями
5. Кишечная трубка и анальное отверстие
7. Спинной и хвостовой плавник
10. Рассмотрите на рисунке 10 внешнее строение пресмыкающегося (ящерицы) и отметьте на рисунке названия частей тела.
4. Передние и задние конечности
11. Рассмотрите на рисунке 11 строение крыла птицы и обозначьте его элементы.
4. Бородки 1-го порядка
5. Бородки 2-го порядка
12. Рассмотрите на рисунке 12 внешнее строение млекопитающего и обозначьте следующие органы:
9. Пальцы с когтями
13. Рассмотрите рисунок 13 и отметьте обозначенные органы выделения, а также другие внутренние органы собаки.
14. Рассмотрите рисунок 13 и отметьте обозначенные части скелета, а также другие кости скелета собаки.
15. Заполните таблицу «Тип Хордовые».