В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 декабря 2020 года; проверки требует 31 правка.

Реальные варианты ВПР 2023 по биологии 5 класс все новые варианты заданий с ответами и решением для подготовки к всероссийской проверочной работе по биологии. Каждый примерный вариант ФИПИ составлен по новой демоверсии ФИОКО 2023 года. Дата проведения решу ВПР в школах России с 15 марта по 25 мая 2023 года.

Основные типы пищеварения и их распространение среди групп живых организмов

Внеклеточное пищеварение характерно для всех гетеротрофных организмов, клетки которых имеют клеточную стенку, — бактерий, архей, грибов, хищных растений и т. д. При этом способе пищеварения ферменты секретируются во внешнюю среду или закрепляются на наружной мембране (у грамотрицательных бактерий) либо на клеточной стенке. Переваривание пищи происходит вне клетки, образовавшиеся мономеры всасываются с помощью белков-транспортеров клеточной мембраны.

Полостное пищеварение характерно для многоклеточных животных, имеющих желудочно-кишечный тракт, и происходит в полости последнего.

Внекишечное пищеварение характерно для некоторых животных, которые обладают кишечником, но вводят пищеварительные ферменты в тело добычи, всасывая затем полупереваренную пищу (широко известные примеры таких животных — пауки и личинки жуков-плавунцов).

Мембранное (пристеночное) пищеварение

Пристеночное пищеварение осуществляется в слое слизи между микроворсинками тонкого кишечника и непосредственно на их поверхности (в гликокаликсе) у позвоночных и некоторых других животных.

Бактериа́льная кле́тка обычно устроена наиболее просто по сравнению с клетками других живых организмов. Бактериальные клетки часто окружает капсула, которая служит защитой от внешней среды. Для многих свободноживущих бактерий характерно наличие жгутиков для передвижения, а также ворсинок.

Схема строения бактериальной клетки

Для выведения веществ, в том числе факторов патогенности, в окружающую среду используются системы секреции. Клеточная стенка бактерий обычно содержит пептидогликан. По химическому составу клеточные мембраны бактерий гораздо разнообразнее мембран эукариотических клеток. В отличие от эукариот, бактерии не имеют ограниченного оболочкой ядра и, в большинстве случаев, каких-либо мембранных органелл. Вместе с тем у ряда бактерий имеются клеточные структуры, не имеющие аналогов в двух других доменах.

Геном бактерий состоит из суперскрученных кольцевых хромосом, связанных с гистонподобными белками, и меньших по размерам молекул ДНК — плазмид. Элементы цитоскелета играют важные роли в делении клеток, защите, поддержании формы и определении полярности у различных прокариот. Бактериальные рибосомы меньше рибосом эукариотического типа, но имеют сходный план строения.

Физиология микроорганизмов изучает особенности развития, пи­тания, энергетического обмена и других процессов жизнедеятельности микробов в различных условиях среды.

Питание микробов осуществляется путем диффузии через оболоч­ку и мембрану растворенных в воде питательных веществ. Нераствори­мые сложные органические соединения предварительно расщепляются вне клетки с помощью ферментов, выделяемых микробами в субстрат.

По способу питания микроорганизмы разделяют на аутотрофные и гетеротрофные.

Аутотрофы способны синтезировать из неорганических веществ (в основном углекислого газа, неорганического азота и волы) органиче­ские соединения. В качестве источника энергии для синтеза эти микро­бы используют световую энергию (фотосинтез) или энергию окисли­тельных реакций (хемосинтез).

Гетеротрофы используют для питания в основном готовые ор­ганические соединения. Микробы, питающиеся органическими веще­ствами отмерших животных или растительных организмов, называют сапрофитами. К ним относятся бактерии гниения, грибы и дрожжи. Паратрофные микроорганизмы, или паразиты, живут за счет питательных веществ живых клеток организма хозяина. К паратрофам относится большинство болезнетворных микробов.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И СОСТАВ МИКРООРГАНИЗМОВ

Все реакции обмена веществ в микробной клетке происходят при помощи биологических катализаторов – ферментов. Большинство ферментов состоят из белковой части и простетической небелковой группы. В простетическую группу могут входить такие металлы, как железо, медь, кобальт, цинк, а также витамины или их производные. Некоторые ферменты состоят только из простых белков. Ферменты специфичны и действуют только на одно определенное вещество. Поэ­тому в каждом микроорганизме находится целый комплекс ферментов, причем некоторые ферменты способны выделяться наружу, где уча­ствуют в подготовке к усвоению сложных органических соединений. Ферменты микроорганизмов используются в пищевой и других видах промышленности.

Вода. Микробная клетка на 75-85% состоит из воды. Большая часть воды находится в цитоплазме клетки в свободном состоянии. В воде протекают все биохимические процессы обмена веществ, вода является также растворителем этих веществ, так как питательные ве­щества поступают в клетку только в виде раствора, а продукты обме­на удаляются из клетки тоже с водой. Часть воды в клетке находится в связанном состоянии и входит в состав некоторых клеточных струк­тур. В спорах бактерий и грибов количество свободной воды снижено до 50% и менее. При значительной потере связанной воды микробная клетка погибает.

Органические вещества микробной клетки представлены белками (6-14%), жирами (1-4%), углеводами, нуклеиновыми кислотами.

Белки – основной пластический материал любой живой клетки, и микробной в том числе. Белки составляют основу цитоплазмы, входят в состав оболочки клетки и некоторые клеточные структуры. Они вы­полняют очень важную каталитическую функцию, так как входят в со­став ферментов, катализирующих реакции обмена в микробной клетке.

В клетке микробов содержатся дезоксирибонуклеиновая кислота (Д11 К) и рибонуклеиновая кислота (Р11 К). ДНК находится в основном в ядре клетки или нуклеотидах, РНК – в цитоплазме и рибосомах, где участвует в синтезе белка.

Содержание жиров у различных микроорганизмов различно, у некоторых дрожжей и плесеней оно выше в 6-10 раз, чем у бактерий. Жиры (липиды) являются энергетическим материалом клетки. Жиры в виде липопротеидов входят в состав цитоплазматической мембраны, которая выполняет важную функцию в обмене клетки с окружающей средой. Жиры могут находиться в цитоплазме в виде гранул или ка­пелек.

Углеводы входят в состав оболочек, капсул и цитоплазмы. Они представлены в основном сложными углеводами – полисахаридами (крахмал, декстрин, гликоген, клетчатка), могут быть в соединении с белками или липидами. Углеводы могут откладываться в цитоплаз­ме в виде зерен гликогена, как запасного энергетического материала.

Минеральные вещества (фосфор, натрий, магний, хлор, сера и др.) входят в состав белков и ферментов микробной клетки, они необходи­мы для обмена веществ и поддержания нормального внутриклеточного осмотического давления.

Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности ми­кроорганизмов. Они участвуют в процессах обмена веществ, так как входят в состав многих ферментов. Витамины, как правило, должны поступать с нищей, однако некоторые микробы обладают способностью синтезировать витамины, например В2 или В12.

Процессы биосинтеза веществ микробной клетки протекают с за­тратой энергии. Большинство микробов используют энергию химиче­ских реакций с участием кислорода воздуха. Этот процесс окисления питательных веществ с выделением энергии называется дыханием. Энергия высвобождается при окислении неорганических (аутотрофы) или органических (гетеротрофы) веществ.

Аэробные микроорганизмы (аэробы) используют энергию, выделя­емую при окислении органических веществ кислородом воздуха с обра­зованием неорганических веществ, углекислого газа и воды. К аэробам относятся многие бактерии, грибы и некоторые дрожжи. В качестве источника энергии они чаше всего используют углеводы.

Анаэробные микроорганизмы (анаэробы) не используют для ды­хания кислород, они живут и раз­множаются при отсутствии кисло­рода, получая энергию в результа­те процессов брожения (рис. 1.13). Анаэробами являются бактерии из рода клостридий (ботулиновая палочка и палочка нерфрингенс), маслянокислые бактерии и др.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Рис. 1.13. Анаэробные бактерии

В анаэробных условиях проходят спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение, при этом процесс превращения глюкозы в спирт, молочную или масляную кислоту происходят с выделением энергии. Около 50% выделенной энергии рассеивается в виде тепла, а остальная часть аккумулируется в АТФ (аденозинтрифосфорная кислота).

Некоторые микроорганизмы способны жить как в присутствии кислорода, так и без него. В зависимости от условий среды они могут переходить с анаэробных процессов получения энергии на аэробные, и наоборот. Такие микроорганизмы называются факультативными анаэробами.

Варианты и ответы всероссийской проверочной работы ВПР 2022 по биологии для 5 класса 40 вариантов и ответы к ним с решением для подготовки к проверочной работе, которая будет проходить осенью 2022 года, также на данном сайте вы можете посмотреть демоверсию ВПР.

Вариант №1 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №2 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №3 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №4 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №5 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №6 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №7 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №8 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №9 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Вариант №10 ВПР 2022 по биологии 5 класс с ответами

Посмотреть демоверсию ВПР 2022 по биологии 5 класс

На выполнение всероссийской проверочной работы по биологии 5 классу даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

ВПР 2022 год по биологии 5 класс с 1 по 10 вариант с ответами

1)Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы. 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, грибы, лишайники. 1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

2)В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Клеточный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение.

3)В составе крови хомяка ненужная организму мочевина перемещается от мышц к почкам. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Дыхание, питание, транспорт веществ, раздражимость. В чём заключается значение этого процесса для животного?

4)Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для исследования строения съедобного опёнка в лаборатории. Список приборов: 1) ботаническая папка 2) пинцет 3) предметное стекло 4) датчик спутниковой навигации 5) фотоловушка

5)Ольга на уроке изучала устройство цифрового микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на фотографии она обозначила буквой А? Какую функцию выполняет эта часть цифрового микроскопа при работе с ним? Ольга рассмотрела лист элодеи под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

6)Артур и Фаина собрали образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка (или их цифровые обозначения) в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.

7)На диаграмме показано содержание органических веществ в клетке. Содержание каких из указанных органических веществ в клетке минимально? В результате какого процесса белки, жиры и углеводы поступают в организм бактерий?

8)Прочитайте текст и выполните задания. (1)Кактусовый сыч – сова размером 12–14 см и весом около 44 г. (2)Посадка тела у сыча вертикальная, относительно большая голова без «ушей». (3)Кактусовые сычи селятся в дуплах внутри кактусов-великанов (сагуаро). (4)Брачный период сычей начинается в середине апреля. (5)Самка откладывает до пяти яиц с интервалом в два-три дня. (6)Основу пищевого рациона животных составляют разнообразные насекомые, реже пауки, скорпионы и мелкие ящерицы круглоголовки. В каких предложениях текста описываются физиологические признаки кактусового сыча? Запишите номера выбранных предложений.

9)На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию. Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

10)Ольга рассмотрела пузырьки воздуха в капле воды под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

11)Сделайте описание скорпиона по следующему плану. А) Какую среду обитания освоил скорпион? Какой признак внешнего строения скорпиона указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните. Какие отношения складываются между скорпионом и кактусовым сычом в естественных экосистемах?

12)У комнатного растения фиалки появились цветки. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Рост, развитие, движение, размножение. В чём заключается значение этого процесса для растения?

13)Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы. 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: лишайники, животные, растения. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

14)В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.

15)У одного растения осины во время плодоношения созревает более тысячи семян, которые распространяются ветром. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Рост, раздражимость, движение, размножение.

16)Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для исследования частоты дыхания человека в состоянии покоя и после физической нагрузки. Список приборов: 1) секундомер 2) мерный цилиндр 3) предметное стекло 4) комнатный термометр 5) ботаническая папка

17)Сделайте описание колорадского жука по следующему плану. А) Какую среду обитания освоил колорадский жук? Б) Какой признак внешнего строения колорадского жука указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните. В) Какие отношения складываются между колорадским жуком и картофелем в искусственных экосистемах?

18)Ольга рассмотрела клетки крови лягушки под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 60. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

Правильны ответ: 60

19)Маргарита рассмотрела клетки крови лягушки под микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 10; – увеличение окуляра – 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

Правильны ответ: 100

20)Юлия рассмотрела лишайник под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 200. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

Правильны ответ: 200

21)Дарья рассмотрела клетки листа элодеи под микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 40; – увеличение окуляра – 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

Правильны ответ: 400

22)Владислава рассмотрела лист элодеи под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 60. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

23)Анна рассмотрела клетки мякоти арбуза под микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 4; – увеличение окуляра – 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

24)Екатерина рассмотрела плесневый гриб пеницилл под микроскопом, на котором было указано: – увеличение окуляра – 10; – увеличение объектива – 20. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

ВПР 2022 ответы и задания всероссийские проверочные работы

Грибы – отдельное царство живой природы, которое соединяет признаки животных и растений. Биомасса грибов – 2 Гт, что составляет 2% от всей массы организмов. Чрезвычайная распространенность обусловлена и особенностями питания.

Чем питаются грибы

Грибы – гетеротрофы, что в корне отличает их от растительного мира. Рацион разнообразен. Используются два источника питания:

Минеральные элементы усваиваются главным образом из влаги, органика – из других живых или мертвых существ.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Питание грибов: особенности и способы

Грибы играют важную роль в переработке умерших растений, так как они легко разрушают целлюлозную оболочку.

Особенности питания грибов

Питание имеет следующие характеристики:

Грибы не в состоянии обрабатывать крупные частицы пищи. Характерная особенность – наружное пищеварение. Организмы выделяют специальные ферменты, которые расщепляют сложные органические вещества посредством гидролиза.

Углерод – не только источник энергии, но также составная часть клеточного строения. Приблизительно 50% всего перерабатываемого сахара входит в структуру организма.

Организмы питаются всем телом, будь то отдельный организм или грибница. Вещества в окружающей среде всасываются и перерабатываются. Итог жизнедеятельности – образование гумуса, плодородного слоя почвы.

Деление грибов по способу питания

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

У царства есть разные методы. По способу питания различают три типа:

Сапрофиты питаются мертвой органикой. Среди всех типов питания сапротрофный считается самым распространенным. Данная разновидность играет важную роль в круговороте веществ. Они минерализируют почву, а также освобождают земельный слой от мертвых животных.

Каждый вид растет на конкретном субстрате. Опенок выбирает листву, ложноопенок – хвойные, навозники любят насыщенное азотом территории. Человек встречается также с другими видами сапрофитов в домашнем хозяйстве. Пример — плесень. Разновидностью сапрофитов являются гумусовые типы, которые растут на лугах, полянах. Дождевики, шампиньоны относятся к данному типу.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Питание грибов особенности и способы

Отдельным особняком стоят хищники. Благодаря видоизмененным частям тела – гифам, сетям мицелия – хищники способны ловить другие организмы.

Паразиты живут за счет других организмов, главным образом – растений. Паразиты внедряются в древесные трещины и сращиваются с деревьями. По мере внедрения внутри сосудов растений образуются белые волокна. К паразитам относятся спорынья, фитофтора и ржавчинники. Есть виды, которые живут за счет других представителей царства. Паразиты превращаются в сапрофитов в благоприятной среде обитания.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Отдельной категорией являются ксилотрофы, которые разрушают древесину. С одной стороны, они питаются органическими веществами при поддержке растений, с другой – не прочь переварить и древесину.

Симбиоты напрямую не вредят своим хозяевам. Их особенность – выстраивание выгодного взаимодействия. Яркий пример – лишайники и микориза. Лишайник представляет собой смесь с водорослью. Микориза – ассоциация с корнем растения. Союз взаимовыгоден – гриб получает нужное количество минералов и органики, а растение увеличивает эффективность впитывание веществ (за счет повышенной площади всасывания).

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Автотрофное питание грибов

Автотрофное питание характеризуется автономностью – организмам не нужны другие органические соединения, так как они способным превращать неорганику в нужные элементы и минералы. Для этого требуются химические вещества. Автотрофы – это растения и часть бактерий. Фотосинтез относится именно к автотрофному способу питания.

Царству чуждо автотрофное питание. Это подтверждается научными исследованиями. Тем не менее, в науке существуют споры по поводу причисления конкретным видов к царству. Есть конкретный список организмов, которые ближе к растениям или бактериям, но раньше считалось, что они являются грибами.

Гетеротрофное питание грибов

Гетеротрофы получают пищу из органических веществ. Три основных процесса лежат в основе питания:

С помощью всасывания вещества поступают внутрь организма. Благодаря перевариванию расщепляются сложные органические соединения, а ассимиляция встраивает полученные элементы в организм. Организм усваивает минералы и другие соединения.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Гетеротрофы делятся на консументов и редуцентов. Грибы относятся к последнему типу и являются конечным звеном пищеварительной цепи. Благодаря разветвленному мицелию охватывается большая площадь всасывания, что обеспечивает постоянный приток необходимой пищи. У грибов, как и у других организмов, есть метаболизм. Полученная глюкоза идет на дыхание и энергию.

Питание грибов-сапрофитов

Сапрофиты – это редуценты, которые разрушают гниющие останки животного мира. Характерная особенность сапрофитов – процесс жизнедеятельности не оставляет экскрементов. Это отличает грибы от детритофагов – животных.

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Питание накладывает отпечаток на среду обитания. Сапрофиты обитают в лесных подстилках, где есть листва и сгнившая древесина.

В процессе пищеварения образуются следующие вещества:

Основное оружие сапрофитов – ферменты, которые расщепляют вещества из окружающей среды. Углеводы – амилазы, которые служат источником энергии. Белки необходимы для роста и укрепления организма, липиды выступают в качестве запасного источника энергии.

Сапрофитам свойственен хемотропизм – рост мицелия в направлении большой концентрации питательных элементов. Чем больше еды, тем больше и животных.

В процессе переработки органики сапрофиты выделяют воду и углекислый газ. Частично образовываются мочевина и аммиак, которыми питаются растения. Сапрофиты не производят ничего лишнего – все вещества поглощаются растениями, тем самым замыкается глобальный пищеварительный круг.

Питание грибов-паразитов

В результате какого процесса белки жиры и углеводы поступают в организм бактерий

Питание грибов. Грибы паразиты

Паразиты бывают факультативными и облигатными. Львиная доля паразитов предпочитают растений, нежели животных.

Облигатные не приводят хозяина к гибели, в то время как факультативные виды постепенно разлагают носителя.

Примеры облигатных видов:

Перечисленные паразиты предпочитают злаковые культуры. Гифы, когда оказываются внутри растений, начинают активно расти, что приводит к их распространению среди клеток носителя.

Факультативные в процессе питания вырабатывают пектиназы, которые негативно сказываются на тканях растений. Оболочка хозяина превращается в «кашу». Происходит гниение организма. С помощью целлюлазы убиваются клетки растений, а содержимое активно поглощается паразитом. Особенно ярко это заметно у картофеля и проростков.

Часть паразитов могут поселиться и в человеке. К примеру, ряд дрожжей составляют естественную микрофлору кишечника. Если баланс будет нарушен и концентрация дрожжей резко скакнет, то велик риск появления кандидоза – молочницы.

У грибов как царства есть конкретные особенности питания, которые отличают их от других живых организмов. Благодаря способности менять способы питания (от сапрофитного к паразитирующему и наоборот) грибы распространились по всему земному шару.

Поделиться с друзьями!

Page load link

Go to Top

Различные морфотипы бактерий

Размеры прокариот по сравнению с другими организмами и биомолекулами

Различные варианты расположения жгутиков у бактерий: А — монотрих, B — лофотрих, C — амфитрих, D — перитрих

Дифференцированные бактериальные клетки

Окрашенный препарат Bacillus subtilis. Вегетативные клетки красные, споры зелёные

Гетероцисты цианобактерии Anaboena

Пищеварительный процесс у человека

Основная статья: Рот

У человека пищеварение начинается в ротовой полости, где пища пережёвывается. Этот процесс стимулирует экзокринные железы, выделяющие слюну. Присутствующая в слюне амилаза участвует в расщеплении полисахаридов и образовании болюса — пищевого комка, что облегчает прохождение пищи по пищеводу. Раздражение рецепторов в слизистой оболочке глотки вызывает глотательный рефлекс, который координируется в глотательном центре, расположенном в продолговатом мозге и варолиевом мосту. В координированном акте глотания участвуют мягкое нёбо и язычок (uvula), которые предотвращают попадание пищи в носовую полость, и надгортанник, который не даёт пище попадать в трахею.

Желудок расположен под диафрагмой в левом подреберье и надчревной области.
Имеется 3 оболочки:

Пища попадает в желудок, проходя через кардиальный сфинктер. Там она смешивается с желудочным соком, активными компонентами которого являются соляная кислота и пищеварительные ферменты:

Париетальные клетки желудка также секретируют внутренний фактор Касла, необходимый для всасывания витамина B12.

Через пилорический сфинктер пища попадает в тонкую кишку. Первый отдел тонкой кишки — двенадцатиперстная кишка, где происходит смешивание пищи с желчью, которая обеспечивает эмульгирование жиров ферментами поджелудочной железы и тонкой кишки, расщепляющими углеводы (мальтоза, лактоза, сахароза), белки (трипсин и химотрипсин). В тонкой кишке происходит всасывание основного объёма питательных веществ и витаминов через кишечную стенку.

После прохождения тонкой кишки пища попадает в толстую кишку, состоящую из слепой, ободочной, сигмовидной и прямой кишок. Здесь происходит всасывание воды и электролитов, здесь же происходит и формирование каловых масс.

Строение клетки типичной грамположительной бактерии (обратите внимание на наличие только одной клеточной мембраны)

Электронная микрофотография Helicobacter pylori, на клеточной поверхности располагается множество жгутиков

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

ВПР 2023 по биологии 5 класс 2 вариант

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 4.3 и 6.1 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 3.1 и 7.1 оценивается 2 баллами.

Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Правильный ответ на задание 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.

Задания и ответы с 1 варианта

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы. 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения.

1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение.

2.1. За один помёт у йоркширского терьера родились пять щенят. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Рост, раздражимость, движение, размножение.

2.2. В чём заключается значение этого процесса для животного?

3.1. Выберите из приведенного ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за поведением панды во время кормления в зоопарке. Список приборов:

3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?

4.1. Елизавета на уроке изучала устройство цифрового микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке она обозначила буквой А?

4.2. Какую функцию выполняет эта часть цифрового микроскопа при работе с ним?

4.3. Елизавета рассмотрела плесневый гриб мукор под цифровым микроскопом, на котором было указано: – увеличение объектива – 200. Какое увеличение даёт данный микроскоп?

5. Ольга и Юрий собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии. Список слов (словосочетание):

6.1. Содержание каких из указанных органических веществ в клетке составляет более 50%?

6.2. В результате какого процесса белки, жиры и углеводы поступают в организм грибов?

7.1. В каких предложениях текста описывается внешнее строение северного оленя? Запишите номера выбранных предложений.

7.2. Сделайте описание сыроежки по следующему плану. А) Какую среду обитания освоила сыроежка? Б) Какой признак внешнего строения сыроежки указывает на её приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.

В) Какие отношения складываются между сыроежкой и северным оленем в естественных экосистемах?

8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова и/или словосочетания из приведённого списка. Тайга, тундра, пустыня, кактус опунция, ель, карликовая берёза, глухарь, одногорбый верблюд, паукообразная обезьяна.

9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию. Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Задания и ответы с 2 варианта

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы. 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, лишайники, животные.

1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.

2.1. У одного растения берёзы во время плодоношения созревает более тысячи семян, которые распространяются ветром. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Рост, раздражимость, движение, размножение.

2.2. В чём заключается значение этого процесса для растения?

3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для изучения строения спор подберёзовика в лаборатории. Список приборов:

3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование?

4.1. Ольга на уроке изучала устройство микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке она обозначила буквой А?

4.2. Какую функцию выполняет эта часть микроскопа при работе с ним?

4.3. Ольга рассмотрела плесневый гриб пеницилл под микроскопом, на котором было указано: – увеличение окуляра – 7. – увеличение объектива – 10 Какое увеличение даёт данный микроскоп?

5. Василий и Евгений собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка (или их цифровые обозначения) в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии. Список слов (словосочетание):

6.1. Содержание каких из указанных органических веществ в клетке минимально?

6.2. В результате какого процесса белки, жиры и углеводы поступают в организм бактерий?

7.1. В каких предложениях текста описываются географические признаки волка обыкновенного? Запишите номера выбранных предложений.

7.2. Сделайте описание бурого медведя по следующему плану. А) Какую среду обитания освоил медведь? Б) Какой признак внешнего строения медведя указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните. В) Какие отношения складываются между волком и медведем в природе?

8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка. Тайга, гадюка, верблюд, морошка, ковыль, тундра, дуб, песец, степь.

9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображёнными на рисунке знаками? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такие знаки.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Структурная формула гопена — соединения группы гопаноидов

Пищеварение у животных

У большинства животных внутрикишечное пищеварение сочетается с внутриклеточным. Только внутриклеточное пищеварение присутствует у губок. Преимущественно внутрикишечное пищеварение (иногда дополненное внекишечным) характерно для насекомых, нематод и позвоночных. У некоторых животных кишечник отсутствует (губки, плакозои, книдоспоридии, дициемиды и ортонектиды, погонофоры, ленточные черви, спороцисты трематод, взрослые стадии корнеголовых раков и отдельные виды других групп). Такие животные используют внутриклеточное пищеварение (губки, плакозои), внекишечное наружное или пристеночное пищеварение (плакозои, ленточные черви) или питаются за счет эндосимбионтов. которых могут переваривать внутриклеточно (погонофоры, некоторые двустворчатые моллюски).

У некоторых животных (книдарии, немертодерматиды и ксенотурбеллиды, многие плоские черви) кишечник слепо замкнут (в него ведет только ротовое отверстие). При этом часто развита мускулистая глотка, у турбеллярий в нее открываются глоточные железы, выделяющие пищеварительные ферменты.

У большинства животных пищеварительный тракт сквозной. В нем выделяют передняя, среднюю и заднюю кишку; передняя и задняя кишка развиваются из эктодермы, средняя — из энтодермы. Часто пищеварительный тракт подразделяется на функциональные отделы — ротовую полость, глотку, пищевод, желудок и кишечник. В пищеварении у моллюсков и большинства членистоногих участвуют пищеварительные железы — гепатопанкреас, протоки которого открываются в желудок, и часто также слюнные железы.

У членистоногих в передней кишке (в частности, в желудке) у некоторых преимущественно растительноядных видов есть хитиновые образования, служащие для перетирания твёрдой пищи. Ротовой аппарат образован видоизменёнными конечностями.

Пищеварение у позвоночных представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных процессов: механическая и физическая обработка пищи, её продвижения по пищеварительному тракту, химическое разрушение (гидролиз) компонентов пищи, что реализуется секреторной функцией желудочно-кишечного тракта; процесс всасывания органических и неорганических соединений, в том числе микроэлементов и воды, в кровь и лимфу; экскреция в просвет желудочно-кишечного тракта продуктов жизнедеятельности организма, подлежащих удалению; их удаление из организма вместе с непереваренными остатками пищи.

Для позвоночных характерно отсутствие или слабая выраженность внутриклеточного пищеварения и преобладание внутрикишечного и пристеночного пищеварения. У всех позвоночных в пищеварении участвуют печень и поджелудочная железа, у наземных — также слюнные железы.

Риккетсии (красные точки) в клетках млекопитающего

Биологическое значение пищеварения

Микрофотография бактериальной клетки с нуклеоидом, выделенным зелёной пунктирной линией

В редких случаях в цитоплазме бактерий обнаруживаются гидрофильные кристаллы, не окружённые мембраной. Гигантская серная бактерия Achromatium oxaliferum имеет цитоплазматические кристаллы кальцита (карбоната кальция), которые занимают более 70 % её объёма. Вероятно, именно благодаря им бактерия имеет крупные размеры, так как многочисленные гранулы обеспечивают приемлемую интенсивность транспортных процессов. Некоторые анаэробные бактерии, например, Sulfospirillum barnesii, содержат кристаллы элементарного селена диаметром до . Они образуются в результате восстановления ядовитого иона селенита SeO32-.

Специализированные внутриклеточные структуры

Слева — микрофотография карбоксисомы под электронным микроскопом, справа — её модель

Бактериальная клетка с магнитосомами

Схема, иллюстрирующая связь между фиксацией и образованием мезосом

Прочие внутриклеточные структуры

Портрет Антони ван Левенгука, первого микробиолога и первого человека, который увидел бактерии с помощью микроскопа

Пищеварение у человека является психофизиологическим процессом. Это означает, что на последовательность и скорость реакций влияют гуморальные способности желудочно-кишечного тракта, качество пищи и состояния вегетативной нервной системы.

Гуморальные способности, влияющие на пищеварение, обуславливаются гормонами, которые вырабатываются клетками слизистой оболочки желудка и тонкого кишечника. Основными пищеварительными гормонами являются гастрин, секретин и холецистокинин. Они выделяются в кровеносную систему желудочно-кишечного тракта и способствуют выработке пищеварительных соков и продвижению пищи.

Регуляция пищеварения обеспечивается также вегетативной нервной системой. Парасимпатическая часть стимулирует секрецию и перистальтику, в то время как симпатическая часть подавляет.

Гормоны и другие биологически активные вещества, влияющие на пищеварение

Гастри́н — гормон, синтезируемый G-клетками желудка, расположенными в основном в пилорическом отделе желудка. Гастрин связывается со специфическими гастриновыми рецепторами в желудке. Результатом усиления аденилатциклазной активности в париетальных клетках желудка является увеличение секреции желудочного сока, в особенности соляной кислоты. Гастрин также увеличивает секрецию пепсина главными клетками желудка, что, вместе с повышением кислотности желудочного сока, обеспечивающим оптимальный pH для действия пепсина, способствует оптимальному перевариванию пищи в желудке. Одновременно гастрин увеличивает секрецию бикарбонатов и слизи в слизистой желудка, обеспечивая тем самым защиту слизистой от воздействия соляной кислоты и пепсина. Гастрин тормозит опорожнение желудка, что обеспечивает достаточную для переваривания пищи длительность воздействия соляной кислоты и пепсина на пищевой комок. Кроме того, гастрин увеличивает продукцию простагландина E в слизистой желудка, что приводит к местному расширению сосудов, усилению кровоснабжения и физиологическому отёку слизистой желудка и к миграции лейкоцитов в слизистую.

Мотили́н — гормон, вырабатываемый хромаффинными клетками слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, преимущественно двенадцатиперстной и тощей кишок.

Соматостати́н — гормон дельта-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы, а также один из гормонов гипоталамуса. По химическому строению является пептидным гормоном. Соматостатин подавляет секрецию гипоталамусом соматотропин-рилизинг-гормона и секрецию передней долей гипофиза соматотропного гормона и тиреотропного гормона. Кроме того, он подавляет также секрецию различных гормонально активных пептидов и серотонина, продуцируемых в желудке, кишечнике, печени и поджелудочной железе. В частности, он понижает секрецию инсулина, глюкагона, гастрина, холецистокинина, вазоактивного интестинального пептида, инсулиноподобного фактора роста-1.

Классификация и идентификация

Филогенетическое древо, построенное на основании анализа рРНК, показывает разделение бактерий, архей и эукариот

Взаимодействия с другими организмами

Схема строения клеточной стенки грамотрицательной (сверху) и грамположительной (снизу) бактерий. Сверху: 1 — клеточная мембрана, 2 — периплазматическое пространство, 3 — внешняя мембрана, 4 — фосфолипид, 5 — пептидогликан, 6 — липопротеин, 7 — белок, 8 — липополисахарид, 9 — порины. Снизу: 1 — клеточная мембрана, 2 — пептидогликан, 3 — фосфолипид, 4 — белок, 5 — липотейхоевая кислота

Упрощённая схема строения пептидогликана

Окрашивание по Граму. Грамположительные кокки окрашены фиолетовым цветом, а грамотрицательные палочки — розовым

Подробная схема строения клеточной стенки грамотрицательных бактерий

Формирование клеточной стенки

Клетки Streptococcus pneumoniae с капсулами, визуализированными при помощи Quellung-реакции. Обратите внимание, что две бактерии в верхней части фотографии не имеют капсулы

Схема строения бактериального жгутика

Основная статья: Пили

Клетки E. coli с многочисленными пилями

Прочие внеклеточные структуры

Часто бактериальные клетки образуют устойчивые сочетания, такие как пары палочек (диплобациллы) или кокков (диплококки), цепочки палочек (стрептобациллы) или кокков (стрептококки), тетрады, пакеты из 4, 8 и более кокков (сарцины), гроздья (стафилококки). Некоторые бактерии образуют розетки, плоские таблички, сети, а также прямые или ветвящиеся трихомы — цепочки плотно примыкающих друг к другу клеток.

Две делящиеся клетки Caulobacter crescentus под микроскопом, видны стебельки на одном полюсе клеток и жгутики на противоположном

Деление бактериальных клеток

Многие бактерии размножаются бинарным делением (сравните с митозом и мейозом на этой схеме)

Дополнительные сведения: Ферменты

Пищевари́тельные ферме́нты — группа ферментов, расщепляющих сложные компоненты пищи на более простые с химической точки зрения вещества, которые затем всасываются непосредственно в организм или проникают в систему кровообращения. В более широком смысле пищеварительными ферментами также называют все ферменты, расщепляющие крупные (обычно полимерные) молекулы на мономеры или более мелкие части. Пищеварительные ферменты вырабатываются и действуют в пищеварительной системе человека и животных. Кроме этого, к таким ферментам можно отнести внутриклеточные ферменты лизосом. Основные места действия пищеварительных ферментов в организме человека и животных — это ротовая полость, желудок, тонкая кишка. Пищеварительные ферменты вырабатываются желе́зистой тканью органов пищеварения: слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа и железы тонкой кишки. Кроме того, часть ферментативных функций выполняется облигатной кишечной микрофлорой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *